Ответ старца Вонифатия. Суда страшного должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание. 33. Вопрос послушника. Должен ли я прощать обиду, нанесенную мне братом словом или делом? Ответ старца Вонифатия. Должен прощать. Послушай, что говорит о сем Священное Писание : «блюдите, да никто же зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните» ( 1Сол. 5, 15 ); «аще друг друга угризаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» ( Гал. 5, 15 ); «остави обиду искреннему и тогда помольшутися, грехи твои разрешатся» ( Сир. 28, 2 ). Итак, прощай грехи брату твоему, дабы и тебе получить от Господа прощение грехов твоих. 34. Вопрос послушника. Если обидевшему меня имею случай отмстить, должен ли я сие делать? Ответ старца Вонифатия. Когда враг впадет в твои руки, то почитай сие время временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (Златоуст). 35. Вопрос монаха. В чем состоит пост и воздержание? Ответ старца Вонифатия. По мнению св. отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти и слабый телом может сравняться в добродетели с здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти; ибо и апостол говорит: «Плоти угодия не творите в похоти плоти», т. е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти, чем самим уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает потому, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали ко вреду себе исполнять похотей; между тем печься о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши (Сл. Кас. Римлянина о посте). 36. Вопрос послушника. Полезен ли пост телесный без душевного поста?

http://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feof...

Ответ старца Вонифатия . Суда страшного должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание. 34. Вопрос послушника. Должен ли я прощать обиду, нанесенную мне братом словом или делом? Ответ старца Вонифатия . Должен прощать. Послушай, что говорит о сем священное писание: блюдите, да никто же зла за зло ному воздаст, но всегда доброе гоните ( 1Сол.5:15 ); аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Зак.5:15); остави обиду искреннему твоему и тогда помольшутися, грехи твои разрешатся ( Сир.28:2 ). И так, прощай грехи брату твоему, дабы и тебе получить от Господа прощение грехов твоих. 35. Вопрос послушника. Если обидевшему меня имею случай отмстить, должен ли я сие делать? Ответ старца Вонифатия . Когда враг впадет в твои руки; то почитай сие время временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (Златоуст). 36. Вопрос монаха. В чем состоит пост и воздержание? Ответ старца Вонифатия . По мнению св. отцев пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели с здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти; ибо и апостол говорит: Плоти угодия не творите в похоти плоти т.е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти, чем самым уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает потому, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали ко вреду себе исполнять похотей; между тем пещись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (Сл. Кас. Римлянина о посте). 37. Вопрос послушника. Полезен ли пост телесный без душевного поста?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Оптимизм и пессимизм – слова нового происхождения; но в смысле внутреннего опыта, настроения и убеждения они столь же древни, как и само человечество. Оптимизм представляет собой первоначальное, положенное Самим Творцом и Его божественной волей, а пессимизм – последующее, потому что исторически, диалектически, этически пессимизм есть только отрицание оптимизма. Упомянутые воззрения встречаются во всяком человеке, во всяком народе, будут ли то язычники или христиане; они чередуются, как прилив и отлив, как день с ночью, смотря по роду жизни, по историческим судьбам и темпераментам, омрачающим или просветляющим душевный взор человека, а также и по тому, кто из двоих: человек или Бог принимаются за альфу и омегу вселенной. Обрело ли язычество разрешение вопиющего диссонанса между идеалом жизни и действительностью, как его обрело христианство ? На это может быть дан только отрицательный ответ. Евангелие оптимизма, благовествуемое нам доминирующим тоном с самых первых страниц Слова Божия ( Быт. 1 : Бог- Он един благ – и все благо, добро), правда, отчасти не было чуждым также и языческому миру: о том свидетельствуют древние сказания всех народов, предания о золотом веке, воспетом у эллинов Гезиодом, у римлян – Овидием (Метаморфозы, 1, 89 и сл.). Оптимистически звучит также и тот основной тон, который является господствующим в самом начале исторической жизни язычества: это тон, или голос отчего дома, это настроение счастливого детства. Но каким тоном звучит конец эллино-римского мира? Не трудно уловить здесь тон безысходного пессимизма. Заключением истории древнего изжившегося язычества (см. Tacit, hist. 1. 2; Horat. III, Od. 6, 45–48) являются сомнение в возможности всякого познания истины (пирронисты, ср. Ин.18, 36–88 ) и отчаяние в vita non vitalis, вследствие чего даже лучшие люди считали единственным средством к прекращению мучительного разлада с самими собой самоубийство. Торжественным засвидетельствованием того, что «безнадежность» ( 1Сол. 4, 18 ) была концом языческого мира со всей славою его, являются: вопрос Пилата, обращенный ко Христу: «что есть истина?» и восклицание миродержца, императора Августа, пред своей кончиной: plaudite (Sueton., Octav. 99) – «представление» окончилось! Очевидно, не радостный, не счастливый конец жизни, ознаменованный злейшей иронией и насмешкой такого человека и в такой час: но Август – ведь это Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Да, – что все земное невечно, не надежно и суетно, это не подлежит сомнению, как и видели мы: но помните, что из этого еще вовсе не следует, что и мы – ничто, и что жизнь наша не имеет другой цели, как только служить суете. Приравнивать нам себя к скотам бессмысленным – безумно. Напротив, наш долг осмыслить бессмысленное, дать всему свое место, назначение, употребление. На то, конечно, и дано нам понимать существо вещей и их цену. И как это легко, братия!... Так, например, течет к тебе богатство? – Что же? Принимай его; – только не прилагай к нему сердца ( Пс.61:11 ), так как ты знаешь, что оно, само по себе, суета; а поспеши дать ему должное употребление: – согрей, напитай, обеспечь неимущего, – послужи своими пожертвованиями нуждам общественным, церковным... Тебя наградили почестями? – Что же? – Не отрекайся и от них. Только, смотри, не забывай, что ты все же земля и пепел, и при этом положи себе за правило – быть всегда наготове – защитить слабого, поддержать беспомощного... Ты отдался науке и сделался от того умнее, опытнее других? Доброе дело! Но помни, что податель всякой мудрости Бог: – не превозносись же своим знанием, – не заносись мыслью превыше небес и не восхищай достояния Господия; а при этом помни и то, что на тебе лежит обязанность соделаться оком для слепых, наставить, вразумить своих темных собратий.., Вот и будет тогда жизнь твоя не пустотой бессмыслицей; – не всуе ты поживешь, – не суетой предстанешь и на суд Божий, – не яко же прочии, неимущии упования живота вечного ( 1Сол.4:13 ). Аминь. Слово в день Рождества Христова Семь тысяч триста восемьдесят лет прошло уже, сл., с тех пор, как Господь из ничего единым всемощным словом Своим воззвал к бытию этот мир, в котором мы живем и к которому принадлежим. Много событий за это время, событий важных и разительных, записала история на своих страницах и передала нам на память и в назидание. В самом деле, – сколько переиспытала одна земля наша в течение семитысячелетнего существования своего разных перемен! Сколько раз случалось, что она совершенно изменяла лицо свое, и – где бывало цвели города и селения, там образовались моря и пропасти, а где свирепели бездны вод, там после и доныне кишит жизнь человеческая! Событий таких так много, что люди, изучающие историю и следящие со вниманием за сменившими постоянно друг друга превращениями мировой жизни, заинтересовываются почасту этими минувшими судьбами вселенной до того, что всю жизнь свою отдают этой науке, и тем не менее оказываются бессильными постичь все тайны былых судеб человечества, – судеб, зависевших нередко, по-видимому, от мелочных случайностей, в существе же дела, всегда – от причин в высшей степени разумных и целесообразных, как открывалось и открывается после... Это и естественно, потому что судьбами мира и в частности человека – кто управляет? Не случайности какие либо, – а тот же всепремудрый Разум, которому обязана вселенная самым бытием своим. Ум же Господень действительно кто уразуметь может?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Вопрос послушника. Кто должен более бояться Страшного суда? Ответ старца Вонифатия. Суда Страшного должны бояться более те, которые не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание. Вопрос послушника. Должен ли я прощать обиду, нанесенную мне братом словом или делом? Ответ старца Вонифатия. Должен прощать. Послушай, что говорит об этом Священное Писание : Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните ( 1Сол. 5, 15 ); Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете ( Гал. 5, 15 ); Остави обиду искреннему твоему, и тогда помольшутися, греси твои разрешатся ( Сир. 28, 2 ). Итак, прощай грехи брату твоему, чтобы и тебе получить от Господа прощение грехов твоих. Вопрос послушника. Если обидевшему меня имею случай отомстить, должен ли я это делать? Ответ старца Вонифатия. Когда враг впадет в твои руки, то почитай это время временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, чтобы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (Златоуст). Вопрос монаха. В чем состоит пост и воздержание? Ответ старца Вонифатия. По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели с здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, которых не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: Плоти угодия не творите в похоти плоти, то есть он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти, тем самым уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает потому, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали, ко вреду себе, исполнять похотей; между тем пещись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (Сл. Кас. Римлянина о посте).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

33. Вопрос послушника. Должен ли я прощать обиду, нанесенную мне братом словом или делом? Ответ старца Вонифатия. Должен прощать. Послушай, что говорит о сем Священное Писание : блюдите, да никто же зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните ( 1Сол. 5:15 ); аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете ( Гал. 5:15 ); остави обиду искреннему твоему и тогда помольшутися, грехи твои разрешатся ( Сир. 28:2 ). Итак, прощай грехи брату твоему, дабы и тебе получить от Господа прощение грехов твоих. 34. Вопрос послушника. Если обидевшему меня имею случай отмстить, должен ли я сие делать? Ответ старца Вонифатия. Когда враг впадет в твои руки, то почитай сие время временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром (Златоуст). 35. Вопрос монаха. В чем состоит пост и воздержание? Ответ старца Вонифатия. По мнению св. отцов пост и воздержание состоит в умеренности, и что все вообще домогающиеся совершенной добродетели должны принимать пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели с здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти; ибо и апостол говорит: Плоти угодия не творите в похоти плоти, т. е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти, чем самым уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает потому, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали ко вреду себе исполнять похотей; между тем пещись. о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши (Сл. Кас. Римлянина о посте). 36. Вопрос послушника. Полезен ли пост телесный без душевного поста? Ответ старца Вонифатия. Известно, что телесно воздерживаемся для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем постигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания; ибо когда мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святой, которому жилищем, как известно, служит не тленная плоть, а чистая душа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

939 О пребывании Павла в Филиппах ср. особенно Baumgarten Die Apostelgeschichte 1852. Th. 11. Abth. 1. S. 200–227. 941 Что лжеучители эти произвели уже на тамошних христиан решительное влияние – этого еще не следует из довольно строгого апостольского предостережения в указанном месте, хотя оно дает намек на несогласия в Церкви и на распространение свободно рассуждавших относительно иудейства. Еще менее в посланий к Филиппийцам можно находить следов языческих гностических заблуждений в Филиппах, так как предостережение ( Филип. 1, 27 и сл.) относится вообще к духовному высокомерию (Ср. Schinz в указ. сочин.). Впрочем с другой стороны уверенность, с которою Schinz говорит, что в обществе совершенно не было никаких лжеучителей, не оправдывается и неосновательным оказывается его положение, что общество состояло только из христиан из язычников, без всякой примеси христиан из иудеев; недостаток ветхозаветных цитат в послании, из которого Schinz заключает это, может быть чисто случайным, и притом нисколько не доказывает его положения, так как Ветхий Завет принадлежал к религиозному кодексу столько же христиан из язычников, сколько и христиан из иудеев. 942 После приветствия апостол выражает пред обществом свою радость и надежду (1, 1–11), к чему присоединяет известия о своем положении (1, 12–26). Далее следует увещание (1, 27–2:18) к твердости во Христе и, по Его высочайшему примеру, к единодушию из смирения; потом следуют (2, 19–30) известия об учениках (Тимофее и Епафродите), при посредстве которых он выражал свое попечение о Церкви. Уже готовясь окончить послание (потому что слова 3, 1: τ λοιπν, δελφο по аналогии с 2Кор. 13, 11 ; Ефес. 6, 10 ; 1Сол. 4, 1 ; 2Сол. 3,1 указывают на конец послания), Апостол находит нужным еще присовокупить отеческое предостережение от иудейских заблуждений (3, 2–16) и от безнравственно поступающих; к этому присоединяются еще частные увещания (4, 2–9) и потом благодарность за полученное вспоможение и заключается послание (4, 21–23) приветствием и благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Сущность лжеучения «ругателей» ( μπακται, насмешники), имеющих явиться «в последние дни», состоит в отрицании второго пришествия Христова. Хотя о таком лжеучении мы узнаем только из рассматриваемого места, однако возможность и действительность его появления уже в апостольское время не подлежит сомнению. Лжеучители, здесь обличаемые, – натуралисты, ссылавшиеся на неизменность основных законов мировой жизни и всего вообще предшествующего мирового порядка, и отсюда делавшие заключение, что и в будущем жизнь мира останется неизменною, и никакой мировой катастрофы не предвидится. Подобное лжеучение, опирающееся на неизменность мирового порядка (ср. Еккл 1:4 ), известно было еще задолго до христианства (ср. Прем.2 ). В апостольское же время возникновение рассматриваемого лжеучения могло иметь для себя особую почву. Известно, что в Солунской церкви ожидали скорого пришествия (парусии) Господа и скорбели о тех, которые не останутся в живых до открытия дня Господня ( 1Сол.4:13 и сл.), почему Апостол Павел должен был нарочито успокаивать смущенных верующих ( 2Сол.2:1 и сл.). И вообще многим христианам апостольского века было присуще ожидание близости парусии ( Иак 5:8 ; 1Пет 4:7 ). Тогда против этого живого упования, иногда переходившего разумную меру, и выступила нравственная распущенность некоторых лжеучителей, не мирившаяся со днем суда Божия, всячески желавшая устранить мысль о нем, причем мотивом выставлялось, ст. 4, натуралистическое соображение о незыблемости мирового порядка и, кроме того, не исполнившееся будто бы обетование о парусии (быть может, указывалось на эсхатологическую беседу Господа, Мф 24 ). «Страстно живущие по своим похотям, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором с некоторыми богоносцами предвозвестил и Сам Господь, и потому пугаются нечистою жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как εκλογ по употреблению означает свободу 144 : то смысл апостольского прибавления тот, чтобы изволение Божие оказалось действующим по свободе, свободным». Туже свободу воли Божией апостол далее доказывает еще словами Моисея (ст. 15), участию Фараона (ст. 19), сравнением участи всего сотворенного с участью глины в руках горшечника (ст. 20); а наконец указывает и на цель свободного действования Божия (ст. 21. 22). Ефесянам апостол пишет, что Отец небесный прежде нарек нас в усыновление Иисус Христом в Него, по благоволению хотения Своего ( Еф. 1:5, 9 . сл. Гал. 1:4, 5 ). А коринфянам показывает, что в деле освящения людей все действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет ( 1Кор. 12:7, 11 . сл. 1Сол. 5:17 . Фил. 1:29 . Иак. 1:18 ), В притче Спасителя (Мат. 20:15) небесный домовладыка говорит: или несть ми лет сатворити, еже хощу, в своих ми? г) пусть естественному разуму представляется сомнительным, чтобы по сотворении мира свобода воли Божией не стеснялась законами мира; но откровение предъявляет чудеса и пророчества, как дела воли Божией, ни мало независимой от законов мира. – При ближайшем разсмотрении, и законы природы, истины так называемые непреложные, математические, логические непеременяемы под тем условием, если они согласны с намерениями высочайшей воли, давшей бытие им. – Потому-то уместны молитвы наши, при всей определенности путей Божиих. Молитвы конечно не могут изменять плана Мироправителя: это ясно само по себе. Но искренно молящийся говорит: да будет воля Твоя! Это значит, что в плане свободы Божией находятся и молитвы с их последствиями,  – самою безграничною волею определены перемены в порядке физическом для известных состояний мира нравственного. Разум, признавая самобытность существа Божия, должен признать и совершенную свободу воли Божией, так как не может подвергаться каким либо понуждениям Тот, Кто ни от кого и ни от чего не зависит. Учители церкви объясняли это 145 как в обличение тех, которые утверждали, будто мир произошел не по воле Божией, а необходимо, как тень от тела 146 , так и против подчинявших и мир и Бога слепой судьбе 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вторые хотя понимали, что благодать есть начало жизни в человеке, – но не давали сему началу обнаруживаться в делах, погашали в себе благодать. Эти крайности повторились в средние времена христианской церкви. Римская церковь , обременив себя постановлениями, часто самыми странными, правилами, часто детскими, настаивала, что от этих то правил зависит все спасение, и в толпе мнений невежества теряла из виду чистую веру. Реформаторы, взяв на себя дело преобразования целой церкви, тогда как в опытности духовной едва ли стояли выше недавних язычников, вместе с тем, как разрушали постановления Рима, уничтожали и плодотворную христианскую деятельность; вместо того, чтобы обличать несправедливость постановления благодати в зависимости от дел, опровергали зависимость дел от благодати, превозносили благодать на словах и уничтожали ее в опыте. Поскольку же в таком случае вера оставалась только в книгах, а о жизни не заботились: то следствием охлаждения к живому христианству был рационализм, который в сущности своей означает полный разрыв с христианством. – Как апостол Иаков 2, 22 говорит об Аврааме: вера содействовала делам его, и делами совершилась вера: точно также учитель языков вместе с тем, как со всею строгостию обличал поставлявших оправдание в зависимость от дел закона, верный словам Спасителя ( Лк. 1:10. 21. 18. 15 ) сущность христианства поставлял в выполнении заповедей Божьих 1Кор. 7:19 . иначе в вере деятельной, обнаруживающей свою деятельность в делах любви. Кол. 1:4 . 1Сол. 1:3. 5. 8 . 2Сол. 1:3 . Сколько учитель языков считал необходимою для христианства веру плодовитую или любовь христианскую, и следовательно сколько далек он был от тех, которые проповедуют одно созерцание, одну мертвую веру, осуждаемую апостолом Иаковом 2, 26 это видно в его первом послании к Коринфянам 13, 1 сл. Рим. 13–10 сл. Ст. 7–12. апостол увещевает галатов возвратиться на путь истины и аа) порицает их в непостоянстве 7, 8. бб) изъявляет негодование на лжеучителей 9: и добрые надежды на галатов 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010