Точно так объясняли и отцы церкви будущее воскресение тел, т. е. не как действие природы, но как непосредственное действие могущества Божия. «Преобразование, говорит св. Ириней, по которому смертная и тленная плоть будет бессмертною и нетленною, произойдет не по ее природе, а по действию Господа, так как Он может усвоить смертному бессмертие и тленному нетление» 815 . § 329 Кто будет воскрешен? По свидетельству Иосифа Флавия, фарисеи думали, что только душам праведным возвращены будут тела их, души же нечестивых или что тоже, по их мнению, души язычников удержаны будут в аду для вечных мук. Не таково учение откровения. Животворящее действие Божие, по свидетельству писания, прострется на всех умерших, на праведных и грешных, только не с одинаковыми последствиями для тех и других. Изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Иоан. 5, 29 ). Воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешным ( Деян. 24, 15 ). Яко же во Адаме все умирают, тако о Христе вся оживут ( 1Кор. 15, 22 . сл. Дан. 12, 3 ). Апостол Христов пишет: се тайну глаголю вам: вси бо не успнем, вси же изменимся, скоро во мгновение ока ( 1Кор. 15, 51. 52 ). Мы живущии в пришествии Господнем не имамы предварити умерших. Мертвии о Христе воскреснут первее. Потом ·же мы живущии, оставшии купно с ними восхищены будем на облацех в сретение Господне ( 1Сол. 4, 15. 17 ). По сим словам очевидно, что а) животворящее действие Воскресителя простирается и на тех, которых пришествие Господне застанет в живых; б) оно обнаружится в них особенным действием, изменением живого телесного организма, так что измененный он восхищен будет на облака; в) тогда, как апостол учит, что смерть есть всеобщее наследство детей Адама, он в отношении к людям последнего времени не допускает действия смерти: вси бо не успнем, говорит. От чего же это? Эго, говорит, тайна: се тайну вами глаголю. Тайною остается и то, в чем именно будет состоять изменение, которое последует с теми людьми? По взаимному отношению, в каком поставлены у апостола две мысли: все не успнем, все же изменимся, можем заключать только, что это изменение заменит собою как действия смерть, так и действие воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец, заповедали им передавать чрез таинственное рукоположение свою божественную власть и иным, нарочито избранным, людям ( 2Тим.2:2 ; Тит.1:5 ), указав и те особенные свойства, коими должны отличаться их преемники ( Тит.3:1–10 , Тим. 1:6 и сл.). В то же время Апостолы запрещали людям, не облеченным законною властью священнодействовать, – восхищать эту власть себе ( Рим.10:15 ; 1Кор. 12:29 ; Евр.5:4–5 ), и всех вообще верующих обязывали и увещевали: повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся; тии бо бдят о душах ваших ( Евр.13:17 ); молим вы, братие, знайте (уважайте) труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их ( 1Сол.5:12– 13 ). – Точно так же, как и Апостолы, учили о пастырях и учителях Церкви, и преемники Апостолов, – мужи (ученики) апостольские и св. Отцы. Все они единогласно утверждают, что пастыри Церкви суть истинные преемники Апостолов, и что они только одни прияли от них законную власть и обязанность быть учителями и руководителями верующих, а все верующие должны слушаться гласа их (Введ. в Пр. Богосл. М. м. м. 298 стр.). Итак, братие, вы видите, что Сам Господь установил в Церкви Своей Апостолов и уполномочил их быть учителями, священнослужителями и духовными управителями. Апостолы в свою очередь передали чрез священное рукоположение свои права и обязанности, по воле Спасителя, своим преемникам – пастырям Церкви, а не предоставили их безразлично всем верующим. С тех пор и до сего времени продолжается, и будет продолжаться до скончания века преемственное рукоположение в сане епископов, как непосредственных преемников Апостолов. Чрез это рукоположение изливается на избранных благодать Св. Духа, а посредством их и на всех верующих. – Самая высшая власть в Церкви, по воле Господа ( Матф. 18:17 ) и по примеру Апостолов ( Деян. 15 гл.), принадлежит собранию пастырей по возможности со всей вселенной, или вселенскому собору. Главные части вселенской Церкви подчинены православным патриархам и Святейшему Синоду, например, церковь Константинопольская подлежит ведению Константинопольского патриарха, а церковь Российская – ведению Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

66) Злат. Бесед. на Псал. 41, 2 . по изд. 1860. Спб. т. 2. стр. 492; к Димитр. мон. о сокруш. сл. 1-е по изд. 1850. Спб. т. 3. стр. 30. См. еще на 2 Кор. бес. 13. 1843. Μ. стр. 298. 67) 5, 16. Иак. 5, 16–20 . Гал. 6, 1 . Евр. 10, 24. 25 .– 2Кор. 7, 14 . Рим. 14, 13 . Сир. 19, 10 . Псал 100, 5 . 68) Справедливо поступают те из толковников, которые в настоящем месте к словам Апостола для уяснения прибавляют «μνον» – «только» (Beza, Lange, Sander и др.); хотя в самом тексте нет никакого опуска и ни в одном из древних кодексов не читается «μνον» в 18 стихе (Ν. Т.С. Sv.Theil, annolat.critik.; Meyer " s text – kritisch Anmerk.), и прилагать это слово к тексту даже нет необходимости, – оно было бы излишним только повторением. (– «text – widrig» – Düsterdieck). См. дал. 69) Мф. 20, 3–7 . Ис. 58, 7 . Пс. 81, 4 . Притч. 24, 2 . Лук. 10, 30–35 . 70) Второз. 15, 7–10. Мф. 5. 42 . Лук. 6, 35 . 71) Clavis N. Т. Wahl. 72) «π γλσσης γλσση φλος». Theogn. 63. 93. 73) λλ’ ν ργω κα ληϑεα, но в Text. Recept. нет ν, – Ν, Τ. Theit, – ibid. Meyer – ibid. 74) Слово и дело: Лук. 24, 19 . Деян. 7, 22 и пр., а не слово и сила: 1Кор. 4, 19. 20 . 1Сол. 1, 5 . 75) Ср. Мф. 22, 16. Мрк, 12, 14. Лук. 20, 21 . 76) Как в изд. Нов. Зав. (Lachmanni) и (Tischendorfii). 77) Как принимают Thel, Bengel, de Wette, Scholz, Meyer и друг. на основании хода речи Апостола и преимущественно на основании соединенного с этим глаголом частицею κα следующего глагола в неоспоримо настоящ. врем. πεσομε. 78) Напр. Grotius. 79) Semler, Gerlach. 80) Baumg.–Grus. 81) de Wette, 82) Bengel, Lücke, Düsterdieck, Meyer – Komment in Иоан. 18, 37 . 83) Hüther in Meyer Komment. 84) Cp. Иоан. 14, 6. 9, 5. 17, 17. 18. 37. 16, 13 . Иоан, 1, 5. 5, 20. 85) Μϑ. 27, 20. 28, 14. Деян. 12, 20. 3, 43, 18, 4. 19, 8. 26, 28. 28, 23 . Гал. 1, 10 . 2Кор. 5, 11. 2 Маккав. 4, 45. у Иоан, только здесь. Ср. Xen. Ocee. 20, 15 Хеп. Cyr. 4, 5. 29. Anat, 1, 3. 19. Diod. Lic. 4, 26, 5, 16, 11, 15. 12, 39. Polyb, 4, 64. 2 Lysias 279, 5. 86) Наравне напр. с Гал. 1, 10 . (как Fritsch. – Komment. 3. de nonnulis Pauli ad Galat. ep. locis.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Гал.5:16 .  Я говорю: по­ступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти Гал.5:17 .  ибо плоть желает про­тивного духу, а дух – противного плоти: они друг другу про­тивят­ся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Апостол советует им «ходить по духу», т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут »совершать похоти плоти», т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. – «Ибо плоть желает противного духу..». см. посл. к Рим.7:15, 19 и сл. Гал.5:18 .  Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. «Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий» (Златоуст). Гал.5:19 .  Дела плоти извест­ны; они суть: пре­любо­деяние, блуд, нечистота, непотреб­с­т­во­, Гал.5:20 .  идолослуже­ние, волшеб­с­т­во­, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, раз­ногласия, (соблазны,) ереси, Гал.5:21 .  ненависть, убийства, пьян­ство, бес­чин­ство и тому подобное. Предваряю вас, как и пре­жде пред­варял, что по­ступа­ю­щие так Царствия Божия не наследуют. Против чего говорит Апостол – об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол ( φανερ δ εστιν). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. Апок 21:8 ; Втор. 18:10 ). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там – «разногласия» ( διχοστασαι ср. Рим.16:17 и 1Кор.11:18 ) и появляются борющиеся между собою партии ( αιρσεις – ср. ст. 15). При этом еще Апостол упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. – «Предварял» – т. е. говорил как о будущем, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. – «Царствия Божия» – см. 1Кор.6:9 и сл.; Рим.6:17 ; 1Сол.4:1 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пет.5:10 .  Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 1Пет.5:11 .  Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Но высшее утешение читателям в их страданиях Апостол предлагает, указывая на благодать Божию, которая сильна превозмочь все испытания для христиан на пути к совершенству и привести верующих к совершенному осуществлению целей Божественного призвания их к спасению. Богу-Спасителю людей Апостол здесь, ст. 11, воссылает славословие (ср. Мф 6:13 ). 1Пет.5:12 .  Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. В конце послания Апостол обозначает путь и посредство, которыми он воспользовался для передачи этого послания читателям, указывая именно на Силуана, бывшего прежде спутником Ап. Павла ( Деян 15:40 ; 2Кор 1:19 ; 1Сол.1:1 ), как на передатчика послания, и, по замечанию Апостолом, человека и труженика на евангельской ниве вполне верного. Вместе с тем Апостол кратко обозначает тему или основную сущность послания, указывая ее в свидетельстве об истинности, несомненной действительности благодати Божией, в которой призваны и стоят христиане (ср. 1Пет.1:10 и сл.). 1Пет.5:13 .  Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. 1Пет.5:14 .  Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. В послесловии требуют объяснения слова: «в Вавилоне», «соизбранная» ( συνεκλεκτικ) и (Марк) «сын мой». Что Вавилон в ст. 13, вероятно, означает Рим, мы уже говорили в предисловии к комментарию. В древности, а отчасти и в новое время, некоторые толкователи понимали выражение «соизбранная» в смысле жены Апостола Петра, а Марка (Апостола и евангелиста) считали плотским его сыном (догадку эту основывали на рассказе Деян 12 ). В действительности же " избранною» называет Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти» (блаж. Феофил.). Оканчивает свое послание Апостол приветствием любви и мира. Тогда как Павел пишет ( Рим 16:16 ; 1Кор 16:20 ), чтобы верующие приветствовали друг друга «целованием святым», Петр говорит: приветствуйте «целованием любви " . Но у обоих мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: «мир вам всем во Христе Иисусе». Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос отходя на страдания и говоря: «мир оставляю вам», и замечая о различии: «не так, как мир дает вам» ( Ин 14:27 ) (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 19–20. Обилие чад Сиона будет таково, что пространство Иерусалима, пустырей его и всей св. земли, находящейся в разорении, будет слишком мало для них, и они будут желать расширения своей территории. В 20 ст., вместо =Иероним sterilitatis tuae=бесплодия твоего (ср. Лют. deiner Unfruchtbarkeit), 70 читали: , почему: ος πολλεκας= ихже вылъ погвилъ еси; в р. син. описательно: которые будут у тебя после потери прежних. ка. И речеши въ сердцы своемъ: кто мн пород сихъ; азъ же безчадна и вдова, сихъ же кто воспита мн; азъ же стахс же мн гд быша; 21. И ты скажешь в сердце твоём: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были? Ст. 21. Нарождение новых чад Сиона последует не по естественным законам племенного размножения природных жителей Сиона, т. е., иудеев, а по чрезвычайному действию Божию. Евр.-сл. – в р.-с. отведена в плен и удалена, в ват. т. и ал. код. не имеют себе соотв., почему не переведены и в слав.; но в некоторых греч. сп. переведены: προικος κα γκεκλεισμνη. кв. Так глетъ гдь гдь: с, воздвизаю на зыки рк мою и на стровы воздвигн мо, и приведтъ сыны тво въ лон и тво на плещахъ возмтъ. 22. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Моё племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. Ст. 22. Господь обратится к языкам: проявит пред народами силу свою, т. е., по св. Кириллу Александрийскому , силу благовестия о Христе; Он воздвигнет среди них знамя своё, т. е., по бл. Иерониму, знамя креста своего, вследствие чего среди них объявятся во множестве чада Сиона, стремящиеся к нему. В первое время, после своего духовного рождения, они, как малые дети, в своём стремлении к Сиону будут сильно нуждаться в посторонней помощи, – помощи своих воспитателей. Таковыми воспитателями новых чад Сиона, по св. Кириллу Александрийскому и бл. Иерониму, были апостолы и предстоятели церкви (ср. 1Кор.3:2 ; Гал.4:19 ; 1Сол.2:7 ; 1Пет.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Флп.4:12 .  Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым ( 1Сол.2:7 ; 1Кор 10:15–27 ; 2Кор 11:7, 12:13 ). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор ( 2Кор.8:2 и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа. Флп.4:13 .  Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Флп.4:14 .  Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Флп.4:15 .  Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; Флп.4:16 .  вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Дар филиппийцев все-таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни ( «Подаяние« – это посылка пособия, «принятие» – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос говорит о втором, славном и страшном пришествии Своем на землю, при конце мира, для всемирного суда. Этопоследняя беседа Его с учениками о последних днях мира. Сын человеческий, это Господь Иисус Христос (20 ст. 8 гл.). Во славе своей. В первый раз, для искупления мира, Господь приходил в смирении и уничижении, родился, напр., в пещере и жил на земле в образе раба; теперь же, для суда, явится в Своем прославленном виде, со всем величием и славою, как Единородный Сын Божий, как Царь и Судия всей вселенной, так что все святые ангелы явятся с Ним, как воинство сего Царя Небесного и как служители спасению человеков и потому свидетели всех их дел (13, 49. Евр. 1, 14 ). Сядет на престол славы Своея на славном Своем престоле (Сл. 28 ст. 19 гл.). Это значит то же, что Господь явится во второе пришествие Свое, как Царь и Судия вселенной. Образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных случаях. В последнее время, когда приближались крестные страдания и смерть И. Христа, Он часто упоминал апостолам о своей славе (16:27; 24:30; Мк. 8:38 ), с одной стороны для того, чтобы укрепить их веру на время Его страданий, а с другой, для того, чтобы показать, что за страданиями последует Его прославление. 32. и собертс пред нимъ вс зыцы: и разлчитъ ихъ дргъ дрга, коже пастырь разлчаетъ вцы козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов Пред пришествием Христовым, все умершие воскреснут, оставшиеся же в живых мгновенно изменятся сделаются такими же, какими будут воскресшие. Об этом так пишет св. апостол: Господь при возвещении, при гласе архангела и трубы Божией, сойдет с неба; и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господа на воздухе ( 1Сол. 4:16 ). Вострубит, и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). И предстанут (соберутся) пред Судиею мира все языцы (народы), все люди, все, начиная от первого, Адама, до последнего, кто родится в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

з) Надлежит тебе за все благодарить Бога. Подобно сему и о восьмом, т.е., что ты за все должен благодарить Бога, достаточным для тебя Учителем да будет божественный Апостол Павел, который заповедует: «о всем благодарите» ( 1Сол. 5, 18 ). К нему присовокупи и преподобного Исаака, который пишет: «благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары, большие прежних. Кто неблагодарен за меньшее, тот и в большем лжив и несправедлив» (Сл. 2 с нач.). Еще: «проводник даров Божиих к человеку есть сердце, непрестанно движимое к благодарению, а проводник искушения к душе есть помышление ропотливое, всегда движимое в сердце». Также: «уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога, и в сердце, пребывающее в благодарении, нисходит внезапно благодать». и) Надлежит тебе сознавать свою немощь. Сколь же великое благо собирается в том, кто достиг познания своей немощи, – что девятое есть по числу, – сие уразумеешь, вникнув в шестой псалом божественного Давида, в коем говорится: «помилуй мя Господи, яко немощен есмь» (ст. 3), – и в другом месте: «аз есмь червь, а не человек, поношение людей и уничижение людей» ( Пс. 21, 7 ). И св. Исаак говорит: «блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Ибо как скоро познает кто, и воистину восчувствует немощь свою, тотчас утесняет душу в ее суетной горделивости, омрачающей разум, и сокровиществует себе охранение» (Сл. 61 с нач.); и: «человек, достигший познания меры своей, достиг совершенства смирения». й) Надлежит доблестно переносить искушения. Последняя глава сего слова, которая исполняет предположенное нами десятеричное число, представляет, что должно доблестно переносить имеющие случиться с тобою разные и многовидные искушения и противостоять им с терпением и мужеством. Итак послушай, что и о сем написано в Священном Писании . – Вот что говорит Христоносец Павел: «братие! несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к мipoдepжumeлeм тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Евр. 6, 12 ); еще: «аз без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» ( Евр. 12, 8 ); также: «егоже любит Господь, наказует, бьет же всякого сына, егоже приемлет» (– – 6).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

и. Законъ гдень непороченъ, бращай дшы: свидтельство Гдне врно, умдрющее младенцы. 8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 9 . (τ δικαιματα justitiae) Гдн, т. е. постановления богооткровенного права или закона, показывающие, что пред Богом праведно или неправедно, иначе повеления Господа (русск.) или заповеди ( Пс.102:18 сл.-гр.-лат. и русск.), из совокупности которых состоит божественный закон; все они вообще праведны (права) – вполне справедливы ( Втор.4:8 ), так как проистекают из самой сущности божественного права, благой и совершенной воли Божией ( Рим.12:2 ; Лев.19:2 ; 1Сол.4:3 ), и потому веселят сердце людей благочестивых, доставляя удовлетворение их нравственным потребностям ( Рим.7:22 ) и вливая светлое сознание правоты своей пред Богом ( Пс.32:21; 96:11 ). И каждая в частности заповдь Гдн, т. е. каждое отдельное постановление Закона Божия, особенно из числа 10 начертанных Богом на скрижалях Завета, которым по преимуществу усвояется это наименование, – свтла, отличается совершенной чистотой истины и справедливости содержащегося в ней учения веры и нравственности (ср. Пс.11:7 ), и потому, как духовный свет (ср. Притч.6:23 ; Пс.118:105 ), просвещает духовные очи человека, сообщая уму его ведение божественной истины и направляя волю его к добру. Страхъ Гдень чистъ, пребывай въ вкъ вка: сдьбы Гдни истинны, правданны вкп, 10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; 10 . Страхъ Гдень – тот же богооткровенный закон, как научающий бояться Господа, т. е. благоговеть пред Ним, соблюдая заповеди Его ( Втор.6:1–2; 8:6; 10:12; 17:19 и др) или все вообще предписываемое законом богопочтение (ср. Ин.1:9 ; 4ар.14:28, 34–37). Он чист, т. е. чужд всяких примесей человеческого заблуждения, суеверия, грубости, безнравственности, обыкновенно отличающих языческие культы (ср. Рим.1:21–31 ), и потому не может подлежать изменениям и отмене, как подобные человеческие религии, но как вечная неизменная истина пребывает во век, никогда не утратит своей нравственной силы и значения ( Мф.5:17–18 ). Сдбы (старо-слав. выражение, – яснее: сды) Гдни – определения божеств. закона, вообще богооткровенный закон, как corpus juris divini, основаны на истине и справедливости и все вообще чужды всякой неправды ( правданны вкп).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010