Яже предглаголю προλγω в отношении к этим делам я напред говорю, т. е. прежде, нежели наступит суд над ними, ως κα προεπον яко же и предрекох – не точно, в русск. точнее: предварял, как и прежде говорил; προ в προλεγω и προεπον показывает предварение в отношении к будущей действительности; а совершенное προεπον напоминает о словесном вразумлении, бывшем при свидании с галатами. Яко таковая творящии царства Божия того блаженнаго царства, которое начнется за гробом и вполне откроется со вторым пришествием Христовым ( 1Сол. 2:12 . 2Сол. 1:5. 2 . Тим. 4:1. 18) наследити не могут 1Кор. 6:9. 10 . Еф. 5, 5 , если не придут в раскаяние; покаяние будучи неизменным может служить ко спасению ( 2Кор. 7:10. 11 ); иначе искупление Христово, как неусвоенное плодотворною верою, не освободит от обвинения на суде 1Кор. 6:9. 15, 50 . 2Кор. 5:10 . Рим. 14:10 . 22. Дабы яснее было галатам, чего требует от них жизнь духовная, апостол, исчислив дела плоти, показывает некоторые действия духа. Плоде бо духовный: – все действия наши внутренние и внешние – не более как плоды, по которым можно узнавать свойства души, как начала действующего. Мф. 7:16–18. 20 . Еф. 5:9 . Как самое начало дух – совершенно противоположно плоти, так действия духовные совершенно противоположны плотским. Плод духовный есть любы: между частными действиями духа любовь есть самое первое и главное; она поставляется здесь как действие частное по отношению к духу, но как действие главное между прочими делами духовной деятельности; ст. 14, 1Кор. 13 . Рим. 12:9 . Когда действует в нас дух, то вместо вражды и суеверных мрачных замыслов раздается в душе радость о Господе и Его спасении Рим. 14:17 . 1Сол. 1:6 . Фил. 4:4 . радость обнаруживающаяся и в общении с другими, с которыми она делит и чувства и имущества Рим. 12, 15 . только не радуется о неправде, а об истине 1Кор. 13:6 ; на место тревог самолюбия и чувственности мир в совести и душе о имени примирителя, не нарушаемый страстями. Ин. 14:27 . Флп. 4:7 . мир, аще возможно и еже от вас, со всеми человеки Рим 12:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рай несомненно будет наш; но если будем тещи, и тещи прямою дорогою, то есть если потрудимся над очищением сердца без саможаления. Слушай, что говорит святой Павел: Бог положил нас «во спасение» (или, что то же, – «в получение славы» ( 2Сол.2:14 )), «Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас» ( 1Сол.5:9–10 ). Когда Бог так положил, то несомненно так и будет. Нам же теперь что? Сложил руки и сиди?! – Нет, не это, а вот что: «Вся искушающе, добрая держите. От всякия злыя вещи отгребайтеся», – и всячески заботьтесь, да «ваш дух, душа и тело непорочными сохранятся к пришествию Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол. 5:21–23 ). «Терпения имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование» ( Евр. 10:36 ). Святой Петр весь путь до Царствия так изображает: все, говорит, нам Божественные силы, яже к животу и благочестию, поданы. Теперь за нами стоит – «привнесть» к сему дарованию благодати «все тщание», и с помощию ее насадить в сердце всякие добродетели, вытеснив, разумеется, оттуда все страсти. Только сии добродетели, множась в вас, соделают вас не праздными и не бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа, то есть покажут, что вы не напрасно уверовали. Итак, «потщитеся сим образом известно ваше звание и избрание творити... Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное Царство Господа нашего... Иисуса Христа» ( 2Пет.1:10–11 ). Так видишь, что стоит между Царством и призванием к вере, – в чем сущность дела спасения, куда надо обратить все свое внимание. Царствие Божие стоит позади всего; начальная точка движения к нему есть призвание к вере и приятие благодати; средина – насаждение в сердце добродетелей с искоренением из него страстей, ревность к чему почерпается из веры и сила на что подается благодатию. О Царствии нечего беспокоиться; оно не уйдет; беспокойся и хлопочи об одном том, чтобы достойным его явиться. А ваш новшак отводит ваши глаза от сего ближайшего нам дела и устремляет их на дальнейшее. В прошлом письме я писал тебе, что в изображении устроения нашего спасения он покривил дело, отводя внимание от благодати Святого Духа, которою благоволит действовать во спасение наше Сам Господь; а теперь, как видишь, и в нашем содевании спасения он тоже покривил дело, отводя внимание наше от очищения сердца. Таким образом он решительно закрывает путь ко спасению и наследию Царствия. Путь сей – очищение сердца помощию благодати по вере в Господа; а он и от благодати, и от очищения сердца отклоняет внимание, – держа его только на начальном пункте – веры, и последнем – наследии Царствия. Не имея сего во внимании, увлеченные им, конечно, и не действуют в сих видах; не действуя, не идут туда, куда идущими себя воображают, – и мняся быть обладателями Царствия, сами себе заграждают в него путь. – Это и имел я в мысли, говоря прошлый раз в начале письма, что у него все призрачно, неверно и ненадежно. Он сам в самопрельщении и других туда же ведет..

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

д) Всею душою молись, чтобы Господь Бог простил тебе твои бесчисленные грехи: самым ли делом они сделаны, намерением ли, желанием ли, или даже только мыслию. Никогда не опускай этой молитвы: ты всегда весьма грешен пред Господом Богом. В этом отношении не должно обольщать себя ни одному человеку. Много согрешаем оси, Духом Божиим говорит св. Апостол ( Иак.3:2 ). И: аще речем, яко греха не имамы себе прельщаем и истины несть в нас, тем же Духом говорит другой св. Апостол ( 1Ин.1:8 .) 2 . е) Молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твердую, неизменяемую волю с наступающего дня постоянно и вполне принадлежать Ему, нашему непрестанному Благодетелю, т. е. всегда самым важным делом почитать исполнение Его воли, и непрестанно стараться жить не иначе, как согласно с Его святою волею; а посему всеусердно и более всего стараться познавать Его святую волю, которая в отношении к нам, главным образом, всегда есть одна: святость наша ( 1Сол.4:3 ), и спасение нашей души ( 1Сол.3:9 . 2Сол.2:13 ). 7 . Чтобы тебе надежнее сохраниться в продолжение наступающего дня от всякого греха, старайся еще поутру осмотреть все, что может случиться с тобою в продолжение наступающего дня. Старайся осмотреть: «Что ты будешь делать? С кем будешь вместе? Какие, когда и где могут встретиться с тобою случаи ко греху? Какие, когда и где могут встретиться случаи к добру? Не может ли быть с тобою каких либо искушений, например: от твоего тщеславия, от твоей гордости, от твоего гнева, и пр.?» Осмотрев таким образом все, тотчас старайся основательно обдумать, как тебе удобнее и вернее провести весь день без греха: как беспорочно обойтись с таким-то человеком; как хорошо воспользоваться такими-то случаями к добру; как избежать таких-то случаев и искушений ко греху, или, ежели нет возможности избежать их, как безвредно удержать себя при сих случаях и искушениях. Например: ежели видишь, что тебе должно будет находиться вместе и заниматься чем-нибудь с человеком вспыльчивым; то уже наперед старайся придумать вести себя при нем так кротко и вежливо, чтобы отнюдь не встревожить его гнева, но остаться с ним в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Апостолы не только во время своей жизни со Спасителем все еще посвящали находившееся в распоряжении их время обычным своим трудам ( Лк. 5:2 и пр.), но и после, например, Апостол Павел, рядом со своей апостольской деятельностью, занимался ремеслом, чтобы иметь добытые личным трудом средства к жизни ( 1Сол. 2:9 ), несмотря на то, что сама апостольская деятельность, предполагавшая непрестанный тяжелый труд для общества, давала ему право, без всякого другого труда, пользоваться благами жизни ( 1Кор. 9:13,14 ). К личному посильному труду настойчиво призывал Ап. Павел и всех христиан ( 1Сол. 4:11,12 ). Его слова: " кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол. 3:10 ) – не могут не составлять закона жизни для всех христиан безразлично. Поэтому, для христианина имеет величайшее нравственное значение приурочение себя к той или другой сфере общественной жизни и деятельности, как скоро он достиг такой умственной и нравственной зрелости, по которой становится способным к самостоятельной жизни и к самостоятельному труду в обществе. Выбор постоянного занятия в жизни, как одного из средств для достижения общей цели всех граждан Царства Божия, всего менее может определяться только внешними и случайными мотивами, каковы: материальная выгода, легкость служения обществу, меньшая ответственность, почет и привилегии, соединенные с той или другой деятельностью в обществе, и т. п., и – зависеть от чужой воли, частной или коллективной. В христианском обществе посягательство на нравственную свободу христиан невозможно, потому что " где Дух Господень, там и свобода» ( 2Кор. 3:17 ), т. е. полное отсутствие какого бы то ни было деспотизма, грубого ли или утонченного. Выбор призвания, прежде всего, определяется для христианина, с одной стороны, характером его, складом его психических сил, направлением и специфическими особенностями всего предыдущего воспитания и вообще внутренними предрасположениями к той или другой деятельности, осмысленными и уясненными до степени очевидности, а с другой стороны – свойствами и особенностями самих занятий, долженствующих служить к устроению Царства Божия на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Такое слово заповедуется не утаивать, а произносить для благовествования ( 1Сол. 1:5 ) и для обогащения во всяком познании ( 1Кор. 1:5 ), а так же для утверждения в благом деле ( 2Сол. 2:17 ) и для утешения ( 1Сол. 4:18 ). Итак, желающие вместо наказания получить награду от Бога, следите за тем, чтобы слово ваше было всегда с благодатью и исходило из сердца дышащего любовью и благорасположением, а так же смотрите, чтобы оно было приправлено солью, т.е. «не пустое и смешливое, хотя и приятное для слуха и не жесткое и оскорбительное, хотя и строгое одновременно. Как пища одинаково неприятна, если она недосолена или пересолена, так и слово». 124 Но кроме меры требуется еще знать, как отвечать каждому (1 Сол. 4:6), учитывая время, место и лицо. «Когда мы говорим или не вовремя, или не по месту, или не так, как потребно для слушающих, тогда гнилое слово исходит из уст наших», 125 – говорят искушенные в слове. Должно быть всему свое время: есть свое время для молчания и свое время для слова ( Еккл. 3:1,7 ). Время молчать тому, кому еще нечего сказать, кому вместо того, чтобы учить других, нужно еще самому учиться. И хотя бывают случаи, когда Бог поручает заниматься наставлением тому, кто еще сам недостаточен в знании, но это случается от всеобщего оскудения преподобных и голода в слышании Слова Божия, ибо все таки «лучше употреблять хлеб нечистый и иметь пропитание, нежели оставаться вовсе без хлеба». 126 Но общее правило для появления доброго слова – это наличие знания, содействуемого духовным действием, действием Духа Святаго, сообщающим определенность во всех понятиях. 127 Сия определительность свидетельствуется внутренним успокоением, как для самого говорящего, так и для слушающего его. «Мир – свидетель истины, плод ее», 128 посему и слово доброе, как слово истинное не приносит в душу смущения, сопутствуемого лишь духу заблуждения. Сама Истина, обращаясь к принимающим Ее, говорит прямо: «Мир мой даю вам» ( Ин. 14:27 ). Впрочем, этот мир не всякий способен познать и принять ( Мф. 10:13 ). В таком случае, говорящему должно умолкнуть, как это сделала однажды Сама Истина ( Мк. 15:4 ), чтобы не бросать добрых слов на попрание нечестию ( Мф. 7:6 ), и, отряхнув прах от ног своих ( Мф. 10:14 ) в знамение того, что все познания жителей места сего, есть тщета и сор перед превосходством познания Истины ( Филип. 3:8 ), уйти от места того до времени. Ибо пока место сие утоптано или каменисто, или усеяно сорняками, семя Истины не может там взойти, сколько бы его не сеяло усердие Сеятеля ( Мк. 4:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

А к сему вернейший способ есть общественная благотворительность, без которой не мог бы открыться и не может содержаться этот дом. Нищенство не есть достоинство. Хотя умерший Лазарь, как изображено в притче, отнесен был ангелами на лоно Авраамово ( Лук. 16:22 ); но не за нищету собственно, а за то, что терпеливо и благодаря Бога перенес свою горькую судьбу. Само же в себе нищенство есть язва общества, есть болезнь его. Чтобы лечить болезнь, надобно знать ее. Частному благотворителю не удобно разведывать, кто истинно нуждается и кто притворяется. Таким любопытством даже обижаются нищие, хотя для принятия и малого подаяния протягивать руку не стыдятся. Общественная благотворительность не смотрит на это. Ее, между прочим, задача преследовать тунеядство. Имея верные к сему средства, она смело входит в разбирательство, какие нищие действительно терпят нужду, и какие злоупотребляет своею нищетой. Такое разбирательство совершенно согласно с духом и направлением древней христианской благотворительности. Апостол Павел против ничего не делающих принимал меры, чтоб они, если и питаются подаянием, не предавались праздности и трудились, кто как может ( 1Сол. 4:11 , 2Сол. 3:12 ) 237 . И в первом обществе христианском не допускалось, чтоб из собираемых пожертвований всякий брал, сколько хотел, но давалось каждому, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:35 ). К сему приставлены были особые распорядители. Благотворительность общественная, узнавая нужды нищих, лучше, нежели частная, удовлетворяет их. Представим город, стоящий на безводном месте и запасающийся одною дождевою водой. Какая ему польза, если пройдет дождь, который только смочит крыши и оросит немного землю? Но когда идет дождь продолжительный и сильный, наполняются водоемы, из которых жители долгое время удовлетворяют свои домашние потребности. Раздаяние милостыни по рукам есть дождь мелкий и прерывающийся. Слияние же пожертвований в один состав постоянно и лучше удовлетворяет нужды призреваемых. Сим способом общественная благотворительность, действуя не кратковременно, а даже чрез столетия, не только питает алчущих и одевает нагих, но упокоивает их в теплых и удобных помещениях, врачует больных, исправляет погибших, дает помощь честному труду, образовывает и учит юных, воспитывает целые поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Освящение. Действие Бога в христианах через Духа Святого. Благодаря ему, христиане очищаются от вины и власти греха, обретая нрав и поступки, угодные Богу ( Рим.6:17 : 1Сол.4:3 : 2Сол.2:13 : 1Пет.1:2 ). Так может называться и состояние нравственной целостности, являющееся результатом этого процесса ( Рим.6:22 ). Павловы послания. Из 21 новозаветного послания, тринадцать приписываются апостолу Павлу. Девять из них адресованы общинам (от Рим до 2 Фес), и четыре – частным лицам. Палестина. Историческая область на восточном побережье Средиземного моря, между Сирией и Египтом. В Библии Палестина именуется Ханааном до завоевания ее Иисусом Навином. Обычное еврейское название – «Эрец Исраэль» (Земля Израилева). Ее границы определяются по-разному и включают, по меньшей мере, часть территории между Средиземным морем и рекой Иордан. При таком понимании регион имеет приблизительно 240 км в длину и от 50 до 120 км в ширину. Палимпсест. Поскольку писчие материалы были дорогостоящими, переписчики иногда брали материалы, уже использованные, по возможности счищали с них прежний текст, а поверх писали заново. Такого рода рукописи именуются палимпсестами. Благодаря ультрафиолетовым лучам, в ряде случаев удалось прочесть стертый текст. Папирус. Писчий материал, который изготавливался из стеблей папируса (растения, которое в изобилии росло в дельте Нила). Многие папирусы, даже пролежав столетия в сухом песке, могли остаться практически неповрежденными. Пасторские послания. Так обычно называются 1–2-е Послания к Тимофею и Послание к Титу. Основная тема этих посланий – организация христианского служения, чтобы служители заботились об общинах и противостояли лжеучениям. Пасха. Ежегодный весенний еврейский праздник в честь исхода из Египта. Согласно рассказу о его возникновении ( Исх.12 ), в каждом доме надлежало заколоть ягненка, а кровью побрызгать притолоку и дверной косяк. Это было памятью о том, что, когда первенцы в Египте погибли, Господь «прошел мимо» домов израильтян, отмеченных подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

В чем, по Апостолу, должна состоять наша готовность ко встрече великого дня Господня ( 1Сол. 5:6–8 )? Что заповедует Апостол для сохранения и поддержания нравственного строя жизни в христианских обществах? Как выражает от свою заповедь о крепком союзе членов общества с пастырями ( 1Сол. 5:12, 13 )? Как заповедует он о взаимном союзе мира между самими членами общества? Что заповедует Апостол относительно бесчинных, малодушных и немощных ( 1Сол. 5:14, 15 )? Какими чертами изображает Апостол нравственный строй жизни христианина в отдельности? Возможно ли всегда радоваться ( 1Сол. 5:16 )? Как возможно непрестанно молиться ( 1Сол. 5:17 )? Что значит о всем благодарить ( 1Сол. 5:18 )? Что значит, по Апостолу, духа не угашать и пророчествия не уничижать ( 1Сол. 5:19, 20 )? Не заповедует ли Апостол искушать что-нибудь по преимуществу, или в частности, чтобы держаться больше доброго ( 1Сол. 5:21 )? Какое различие Апостол полагает между душой и духом человека ( 1Сол. 5:23 )? Вопросы для повторения содержания прочитанного и объясненного во 2-м послании к Солунянам С какими оттенками и с какой последовательностью развивается по трем главам послания основная мысль его о втором пришествии Господнем и о страшном суде Его? На какие три источника указует Апостол, из которых могло произойти убеждение Солунян в близости пришествия Христова ( 2Сол. 2:1, 2 )? Какие два решительные признаки наступления дня Христова открывает Апостол («Сол. 2:3)? Чье и от чего будет отступление пред днем Христовым? Что за лицо будет, по Апостолу, антихрист? Какими общими чертами характеризует Апостол зловредную деятельность антихриста ( 2Сол. 2:4 )? Из чего открывается, что учение об антихристе, как основное, входило в состав первоначальной проповеди апостольской ( 2Сол. 2:5 )? Что замедляет и задерживает появление антихриста на земле ( 2Сол. 2:6 )? Что разумеет Апостол под тайной беззакония и кто есть, по нему, удерживающий ( 2Сол. 2:7 )? Какой метафорой выражает Апостол быстроту победы Господа Иисуса над антихристом и легкость уничтожения дел его ( 2Сол. 2:8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   Христианская древность не без основания передала нам, что второе послание написано после первого, — и содержание послания неотразимо печатлеет убеждение в этом. Между тем нашлись лица, которые нагадали, будто второе послание написано прежде первого. Как много веса в этом гадании, можно судить по тем основаниям, на которых хотят его утвердить. Один, например, говорит: в 17 стихе 3 главы второго послания в словах: «сице пишу», (2Сол. 3:17), указан признак, по которому надлежало различать истинные послания святого Павла от подложных; указанию же такому уместно стоять в первом, а не во втором послании. Но такой признак указан был святым Павлом по тому поводу, что сделано было покушение пускать под именем его послания не его (2Сол. 2:2), а такое покушение уже предполагает непременно существование хоть одного истинного послания, каковым и было первое. К тому же сам Апостол в этом втором послании дает знать, что одно его послание уже было в руках солунян, когда говорит: «держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). Поэтому второго послания уже никак нельзя считать первым. Другому показалось, будто само содержание второго послания может наводить на мысль, что оно писано прежде первого. Оставляя в стороне его предъявления в этом смысле, приводим на память всякому, что содержание-то второго послания осязательнее всего и показывает, что оно писано после первого, и именно в пополнение его, в дальнейшее разъяснение и точнейшее определение некоторых содержащихся в нем предметов. Тогда как в первом послании еще только поминается о том, как и среди каких обстоятельств солуняне приняли веру христианскую, во втором говорится об их преуспеянии в христианстве, о превозрастании их веры и умножении любви (2Сол. 1:3). Тогда как в первом послании говорится о внезапности явления Господня и необходимости потому всегда быть готовыми к сретению Его, по безвестности времени, когда Он придет, во втором устраняется ложный из того вывод, что уже настоит день Господень, чем определялось неопределимое время (глава 2). Тогда как в первом высказано только общее правило о тихой безмятежной и трудолюбивой жизни (1Сол. 4:10 и далее), во втором пространно обличается противное тому поведение некоторых лиц (2Сол. 3:6—16). К тому же когда святой Павел говорит во втором послании: «молим вы о пришествии Господа нашего и нашем собрании о Нем не скоро подвизатися умом» (2Сол. 2:1, 2), без всяких пояснений, что такое наше о Нем собрание; то надо думать, что он сделал это потому, что прежде определенно сказано, что значит это собрание; сказано же оно в первом послании — (1Сол. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

Беззаконие – вещь лукавая и ловкая. Оно имеет свою огромную тайну. Тайна беззакония иногда соблазнительна и обольстительна ( 2Сол. 2, 7 ). Она имеет свои таинственные пути и невидимые способы, с помощью которых заводит человека в безысходную тьму. В ней она его отравляет страстями и ослепляет грехами, пока, наконец, совсем не отравит и не ослепит. Поэтому необходимо отрезвиться от опьянения грехом, прозреть евангельские истины, «вси бо вы сынове Света есте, и сынове дне, несмы нощи, ниже тмы» 36 ( 1Сол. 5, 5 ). Опьяненные грехом – это сыновья ночи и тьмы. Они не могут отрезвиться от этого пьянства ничем иным, как только верою, любовью и надеждою ( 1Сол. 5, 6, 7 ), и только уклоняясь от всякого греха и мертвой хваткой держась Христова добра ( 1Сол. 5, 20–22 ; 2Тим. 2, 22 ; 2Тим. 3, 17 ). Ведь в борьбе с грехом надо бороться «до крове» ( Евр. 12, 4 ), до мученичества Христа ради, себя ради и своей вечности ради. В этой борьбе главное правило – не бояться врага и быть покорным Богу во всем. Ведь Бог борется с нами и за нас. По военной стратегии православного воеводы Христова, «повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас» 37 ( Иак. 4, 7 ). Если мы Божии, не надо бояться диавола и мрачных войск его. Ведь Всепобеждающий сказал в Святой Книге: «Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех, яко болий есть Иже в вас, нежели иже в мире» 38 ( 1Ин. 4, 4 , 1Ин. 2, 13–14 ). «Яко всяк рожденный от Бога побеждает мир» ( 1Ин. 5, 4 ), то есть сладострастие, грехи, соблазны, злых духов. Побеждает чем? Верой, ибо вера наша – победа, победившая мир ( 1Ин. 5, 4 ). Ведь все искушения этого мира, все сладости, все грехи, все соблазны, все нечистые духи побеждаются тем только, кто верует, что Иисус есть Сын Божий и Бог ( 1Ин. 5, 5, 20 ). Вера в воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, любовь к Нему, надежда на Него – это и есть непобедимое оружие для всякой битвы во всех сражениях против греха и зла и в этом, и в ином мире… Много нам дано, но еще больше задано. Дан нам видимый мир, чтобы обрести в нем невидимые силы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010