Однако этому противоречит то, что Ап.Павел событие, о котором он говорит, отмечает, как единственное, однажды им пережитое (назад тому 14 лет), между тем как откровение он получал часто Ефес. 3, 3 : «мне через откровение возвышена тайна» (что иудеи и язычники совместно призваны к спасению) 1Солун. 4,15 : «сие говорим вам словом Господним», т. е. на основании слова полученного от Господа через откровение. Всё его евангелие получено им через откровение: «я принял его (т. е. евангелие по 11 ст.) и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» Гал. 1,12 . Также отдельные события в своей жизни он располагает по особым откровениям Гал. 2, 2 : «ходил (в Иерусалим) по откровению». Очевидно, откровение сопровождали Апостола во всю его жизнь, и откровение в 2Кор. 12 , в котором одном только можно видеть совершенный разрыв связи с плотским телом, он отмечает, как высшую точку, которая только однажды была достигнута им. К состоянию, в котором человеческий дух изъят был из взаимной связи с плотским телом, наиближе стоит другое чудесное явление, в котором, хотя связь между внутренним существом человека и плотским телом не прерывается совсем, но однако не прочна: человеческий дух необычным образом возвышается над земной сферой и погружается в небесную сферу. Это замечательное состояние есть «говоревие языками» ( γλσσαιζ λαλεν), о чём идет речь в 1Кор. 12, 10. 28 и гл. 14. Если мы желаем составить хотя приблизительное представление об этом явлении, ибо едва ли мы подойдём к истинному пониманию его, то должны мы прежде всего знать, что чудесный дар языков, который сделался достоянием апостолов в праздник пятидесятницы и о котором повествует книга Деяний во 2 гл. (ст. 4: «начали говорить на других языках " »). не тождествен «с говорением языками», имевшим место в Коринее и отмеченным у Апостола в качестве особого дара. Исследователи, которые склонялись к такому предположению (Визелер 10 , Bleck.), сами себе, по нашему мнению, заграждали дорогу. Мы принимаем событие пятидесятницы так, как оно произошло по повествованио Ап.Луки, не обращаясь к излюбленному приёму – признанно в качестве уловки интерполяции в этом месте, и находим главное различие в том, что здесь речь Апостолов была понятна, что слова их, даже звучали для слушателей, как произносимые на родном языке (ст.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Почему иные падают после того, как посетила их благодать? Падают не потому, что благодать угасает или изнемогает; попускает же Бог действовать злобе, чтобы испытать твое произволение и твою свободу, куда она наклонна. И ты, приближаясь опять своею волею к Господу, снова призываешь на себя посещение благодати. Ибо, почему написано: Духа не угашайте ( 1Солун.5:29 ), когда Он неугашаем и святоносен. Потому, что ты, нерадея о Духе и не согласуясь с Ним своею волею, угасаешь для Духа. Подобным образом Писание говорит: не оскорбляйте Духа Святаго ( Еф.4:30 ). Видишь, в твоей состоит воле, и в твоем самопроизволе, почитать Св. Духа, а не оскорблять Его. А я тебе сказываю, что и в совершенных христианах, которые пленены и упоены добром, есть свободное произволение. Благодать попускает и совершенным духовным мужам иметь свои изволения и власть делать, что хотят, и преклоняться, на что им угодно. Как сопротивные силы, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не поневоливающими, чтобы вполне сохранить в нас свободу и самовластие. Посему-то и за те худые дела, какие человек делает по научению сатаны, человек подвергается наказанию; потому что не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему, и в добром деле, благодать не себе приписывает сделанное, но человеку, и потому присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником доброго. Ибо благодать не делает волю его непременною, связав приневоливающею силою: но, пребывая в человеке, она дает место и свободе, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели или пороку. Таким образом, в искуплении рода человеческого смертью Христовою открывается чудная целесообразность, измышление и устроение которой возможно только всемогущей премудрости Божией. Воплотившийся Сын Божий приносит за людей совершеннейшее удовлетворение правосудию Божию, и Своими безмерными заслугами пред Богом, избавляет людей от всех заслуженных ими наказаний, приобретает им неоскудевающее обилие благодатных дарований, воссоздает человека не разрушая его, истребляет греховность не стесняя свободы грешника. Всякий ум возблагоговеет и пред Божиею правдою, потребовавшею за человека такой великой жертвы, и пред любовью Отца небесного, не пощадившего для нас Своего Единородного, и пред Божиею премудростию, измыслившею такое чудное воссоздание падшего человека, и пред Божиим всемогуществом, приведшим в исполнение сие дивное дело.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-uchenie-o-...

Кто приносит Богу жертву хвалы и благодарности, тот низводит на себя благоволение и благодать Божию. Ибо такова есть воля Божия в нас о Христе Иисусе ( 1Солун.5, 18 ). Благодарение сопряжено с прошением. Кто благодарит, тот неприметным образом уже просит о продолжении милостей. Но тот, кто просит, может ли не получить просимого? всяк бо просяй приемлет, говорит сам Иисус Христос ( Матф.7, 8 ). Посему наше благодарение за полученные нами от Бога блага низводит на нас от Него новые щедроты. Нам кажется, что мы, принося благодарение, жертвуем Богу; нет! – мы только получаем от Него, – получаем благодать на благодать, силу на силу, милости на милости. Впрочем, надобно заметить, что благодарственные моления наши тогда только достигают престола Отца Небесного, когда проистекают из глубины существа нашего. Господь зрит не на слова и выражения, но на мысли и чувства, и приемлет не жертву устен, но жертву сердца. Внешние благодарственные молитвы и хвалебные песни суть только благовонное курение благодарственной жертвы, а не самая жертва. От избытка сердца уста глаголют ( Матф.12, 34 ). Но то, что переливается через край полного сосуда, составляет только малейшую часть; между тем сосуд остается полным. Правда, Господь не имеет нужды в благодарственном нашем молении. Он есть и пребудет всегда блаженным, хотя бы ни одно сотворенное им существо не воссылало Ему благодарности. Но имеем нужду мы, человеки, пользуясь бесчисленными дарами Его благости непрестанно и непрерывно. Благодарение за благодеяние есть ни что другое, как общение с источником всякого блага. Чем благодарное сердце свободнее открывается и пространнее отверзается; тем делается оно способнее к принятию обильной благодати. Но чем более стесняется в благодарных чувствиях, сжимается и холодеет, тем менее приемлет даров от Бога. Нищий, получающий милостыню от богатого – чем располагает сего последнего к подаянию ему с большею готовностью и с большим обилием? своею благодарностью. Раб, получивший от своего господина незаслуженную милость, чем усугубляет благоволение к себе своего господина? своею благодарностью. Сын, получающий от своих родителей все нужное к своему содержанию, воспитанию и образованию – чем умножает любовь отца и матери? своею благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Первых веков Христиане всегда умеренность, а в подобающее время пост с молитвою соединяя, за собственной между собою знак честного, гражданского, христианского жития ставили, от роскошной же жизни и от излишества всегда удалялися. О чем святой Климент Александрийский в книге 2, пед. в главе 1 и 2-й свидетельствует. 176 Но пост телесный содержа, непременно надобно содержать и душевный, то есть, постяся телеснее и моляся, должно удалятся вседушно от всякого беззакония и неправды и напротив того быть милостивым, и всякому делу Богоугодному прилежать. Благо бо молитва с постом, милостынею и правдою: Тов.12:8 . Если же бы кто и пост держал, да без любви и правды к ближнему, таковый пост Богу неприятен: не сицевого бо, сказует Господь, поста аз избрах, и дне еже смирити человеку свою душу, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен.. Не такового (бо) поста аз избраз, глаголет Господь: но [постяся] разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушения в свободу, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой: аще видиши нага, одей и от свойственных племене твоего не презри. Тогда воззвеши (моляся), и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Исаии.58:5–7, 9. Подобное сему чрез пророка Захарию подает наставление Господь, в главах 7, 8. 138 177 Где же поста и трезвости не бывает, но вместо того всегдашнее пресыщение от брашен и пития, там бесчисленная злая не токмо телесная, но и душевная раждаются. Иакова.4:1 . Там святыни и чести, в коих апостол каждому завещает сосуд свой стяжевати. Места не обретается, 1Солун.4:4–5, 7 , но единое жилище люты скотским и бесовским страстям. Мф.12:44–45 . 139 Истину сию содомское развращение и погибель, и другие примеры, неоспоримо доказывают. 178 Дабы чин молитвы и все последование других должностей, с нею сопряженных, можно в целости соблюсти, то конечно надлежит в нас быть трезвости и бдения духовному, а притом и телесного не оставлять. Правило сие сам Господь наш Христос Иисус предписал: блюдите, рече, бдите и молитеся. А яже глаголю вам, всем глаголю, бдите. Марк.13:33, 37 . Мф.24:42 . И паки: се гряду яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходить. Апок.16:15 . В следствие словес Христовых и апостолы к тому же нас приводят: трезвитеся, рече, бодрствуйте. 1Пет.5:8 . И паки: да не спим якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся. 1Солун.5:6 . Таковое бдение и трезвость столь нужно есть Христианом, сколь очи 140 в теле, и чувственный свет очесем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Фессалоникийцы были подражателями апостолам и Господу, среди многих бедствий приняв с радостью Духа Святаго, стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии ( 1Солун. 1:7, 8 ). Апостол говорит, что он многим желанием старался видеть лице их: ибо кто наша надежда, продолжает он, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим И.Христом в пришествие Его? Ибо вы слава наша и радость (2:17, 19, 20. См. 2. Посл. 1:3, 4). Мы могли бы еще указать на дела, скорбь и нищету, впрочем богатящую, церкви Смирнской, на твердость веры церкви Пергамской, жившей там, где престол сатаны, не отвергшейся оной и тогда, когда убит был верный свидетель Божий, Антипас, на дела, любовь, служение, веру, терпение и на последние больше первых церкви Фиатирской, на несколько имен в Сардии, иже не оскверниша риз своих и ходити имут в белых, яко достойни суть ( Апок. 2:9, 13, 19; 3:4 ). Но не довольно ли уже и сих свидетельств, чтобы на основании оных от толико высокого совершенства столь многих частных церквей иметь право заключать о высоком внутреннем совершенстве всей церкви во времена апостольские? Гораздо труднее нам будет показать после сего, какие были преимущественные добродетели сего светоносного века церкви: все кажутся в нем славны, все возвышенны, все Божественны. Но конечно, не будет ни для кого странным, если первой высочайшей добродетелью церкви апостольской назовем любовь к Иисусу Христу. Эта добродетель – море всех добродетелей. Погружайтесь в него, сколько хотите, вы не коснетесь его дна; не достигните его глубины, не измерите всех вод его. Это ключ неистощимый всякого духовного совершенства, поскольку в струях его отражается образ Бога всесовершенного; каждый приступай к нему, и в каждом струи его будут иметь свое действие: в одном из вкусивших от сего живоносного источника вы увидите – кротость, кроткого и смиренного сердцем; в другом – ревность к славе Божией, того, о ком написано: ревность дому твоему снедает мя; в том глубочайшее самоотвержение – не пришедшего, да сотворит волю свою, но волю Пославшего его; в том – любовь к братии положившего за нас душу Свою: одним словом аще кая добродетель или аще кая похвала – все отсюда, из любви в Иисусу Христу истекает; сия любовь в каждом христианине и в духе каждого века изображается в том или другом виде: но вместить ее во всей ее бесконечности и неистощимости – было предоставлено широте сердца апостолов и их ближайших учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Четырнадцатый день. Поучение 2-ое. День рождения вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны. (Назначение человека). I. Светло празднуя ныне, братие, рождение Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, ныне вдовствующей, мы имеем прекрасный случай – размыслить о том, с какою целию все мы родились в мир. II. а) Первое наше назначение заключается в нас же самих. «Святи будите, яко Аз свят Господь Бог ваш» ( Лев. 19, 2 ): вот в чем состоит оно. Каждое существо в мире прежде всего обязано быть тем, чем быть создано; а потому и каждый человек прежде всего обязан быть человеком. Бог даровал вам известные силы, известные способности, известные законы: наш первый долг соблюсти эти силы, способности и законы в том самом виде, в каком прияли их из рук Творца, во всей их чистоте, целости и неповрежденности, и потом пользоваться этими силами и способностями, развивать их, усовершать, словом – жить и действовать не иначе, как по тем законам, какие начертаны в нашей совести и сердце. Тогда мы, точно, будем людьми, будем тем, чем должны быть, по намерению своего Создателя. А сие-то соблюдение нами чистоты и невинности, сия-то жизнь и деятельность по нравственным законам и будет святость наша ( 1Солун. 4, 3 ). Но, увы, скажете вы, как нам соблюдать невинность, когда мы потеряли ее еще в своих прародителях: как нам жить и действовать по нравственным законам, когда к нарушению их мы чувствуем в себе почти неодолимое влечение; как нам быть святыми, когда, зачатые и рожденные во грехах, мы нечисты с ног до главы? «Измыйтеся и чисти будете» ( Ис. 1, 16 ). – ответствует нам на это Сам же Вседержитель устами Своего пророка. Где и как измыться? Он даровал нам, всеблагий, и нужные средства к тому в христианстве. Здесь находятся две духовные купели, способные омыть все грехи человечества, – купель крещения: это для тех, которые не вступили еще в церковь Христову, и купель покаяния: это для тех, которые, соделавшись уже христианами, снова успели осквернить себя разными пороками. Приступайте только к сей последней купели с искреннею верою во Христа-Спасителя, с искренным раскаянием во грехах, с искренным желанием впредь жить благочестиво, – и вы несомненно выйдете из нея совершенно чистыми, новыми и непорочными пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Числ. 25:1, 9 )? Таковы были наказания блудодеяния прежде закона, во время закона и по законе. Что же мы, призываемые распять свою плоть со страстьми и похотьми ( Галат. 5:24 ) и все-таки подчиняющиеся им (за это и приходит гнев Божий на сынов непослушания!), увешаваемые умерщвлять земные уды, блуд, нечистоту, постыдную страсть и похоть, и не обращающие внимания на увещания? Не убоимся ли мы когда-либо впоследствии, если не другого чего, то оного гнева Божия, страшного и вечного, постигающего и свыше и долу? Не постыдимся ли мы явления во плоти Солнца правды? не будем ли поступать благообразно, как днем? Не устрашимся ли апостольских обличений, укоров, увещания? Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3:16 ). Явлена суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, нечистота, студодеяние... и подобная сим, яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящий царствия Божия не наследят ( Галат. 5:19, 21 ), и еще: сия есте воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но в святость. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога давшего Духа Своего Святаго в нас ( 1Солун. 4:3, 7, 8 ); да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога ( Ефес. 5:5 ). Но можно ли в порядке перечислить все апостольские и пророческие изречения? А что возвещает Апостол целомудрствующим и чрез сие усовершаюшимся в члены Христовы? Писах вам в послании, не приметатися блудником ( 1Кор. 5:9 ). И если они не обращаются по собственному побуждению, то Апостол убеждает других удаляться и избегать их, говоря так: аще некий брат именуем будет блудник, с таковым ниже ясти ( 1Кор. 5:11 ). Видишь ли, что предающийся блудодеянию является общей скверной для Церкви, и потому всем должно чуждаться такового и изгонять? Сам апост. Павел предал сатане соблудившего в Коринфе и не возвратил ему любви, не принял его в общение, доколе тот не проявил достаточного раскаяния ( 1Кор. 5:5 ; 2Кор. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

А если послан и как Бог, так что же? Под посольством разумей благоволение Отца, к Которому Он относит дела Свои, чтобы почтить безлетное начало и не показаться противником Богу. О Нем говорится, что Он „предан» ( Римл. 4:25 ); но написано также, что и Сам „предал Себя» ( Ефес. 5:2, 25 ). Говорится, что Он воскрешен Отцом и вознесен ( Деян. 3:15 ; 1Солун. 1:10 ), но написано также, что Он Сам воскресил Себя и возшел опять на небо ( Деян. 1:11 ; Ефес. 4:10 ) – первое по благоволению, второе по власти. Но ты выставляешь на вид уничижительное, а проходишь молчанием возвышающее; рассуждаешь, что Он страдал, а не присовокупляешь, что страдал добровольно... Вскоре потом ты увидишь и очищающегося в Иордане Иисуса, для моего очищения или, лучше, очищающего Своим очищением воды (ибо Тот, Кто взял на Себя грех мира, Сам конечно, не имел нужды в очищении) и разверзающиеся над Ним небеса; увидишь, как Иисус и приемлет свидетельство от соестественного Ему Духа, и искушается, и побеждает, и окружен служащими Ему ангелами, и исцеляет всяк недуг и всяку язю ( Матф. 4:23 ), и животворит мертвых, и изгоняет бесов, то Сам, то чрез учеников, и не многими хлебами насыщает тысячи, и ходит по морю, и предается, и распинается, и сораспинает мой грех, погребается как человек и восстает как Боъ, а потом и восходит на небо и придет со славою Своею. Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое воссоздание и возвращение к первому Адаму. А теперь почти чревоношение и взыграй, если не как Иоанн во чреве, то как Давид во время перенесения кивота; уважь и перепись, по которой и ты вписан на небесах; покланяйся рождеству, чрез которое ты освободился от уз своего рождения; воздай честь и малому Вифлеему, который опять привел тебя к раю; преклонись пред яслями, чрез которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом. Познай (повелевает Исаия), как вол Стяжавшего, и как осел ясли Господина своего ( Ис. 1:3 ). Принадлежишь ли ты к числу чистых, подзаконных, отрыгающих ( Лев. 11:41 ) православие и годных в жертву, или из числа еще нечистых, неядомых, нежертвенных и из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Чтобы получить другое, противоположное направление, он должен принять в себя новое начало жизни, должен возродиться и возрастать из нового семени духовной жизни. Такое семя полагает и возвращает в нём благодать Божия. Рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть.. подобает вам родитися свыше ( Иоан. 3, 6, 7 ). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение; потому что Бог производит в вас и хотение и действие по своему благоволению ( Филип. 2, 12. 13 ). Высокие свойства созревающей жизни христианской суть также плоды спасительного действия благодати Божией, одушевляющей и утверждающей христианина в духовных его подвигах. Благодатию Божиею есм, еже есм, говорит о себе апостол, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех потрудихся, не аз же, но благодать, яже со мною ( 1Кор. 15, 10 ). Духом Божиим христианин крепко утверждается во внутреннем человеке, то есть, делается сильным по духу, и достигает такой веры, которою Христос вселяется в его сердце (Ефес. 3, 17. 17). Итак, во всяком истинном христианине все – благодатью и ничего –без благодати Божией. Некоторые из великих подвижников христианских оставили нам такие писания, в которых действия благодати Божией изображаются по духовным опытам самых писателей. См. творения Макария Вел. и Исаака Сирского. Но здесь неуместно входить в подробности о таких предметах. Да и во всяком случае нельзя вводить в науку и заключать в известные положения того, что относится к области в высшей степени свободных и не подчиняющихся логическим определениям движений духовной жизни. Отношение благодати к свободной воле человека Благодать Божия, действуя в человеке и на человека, не только не уничтожает, но и не стесняет его собственной свободы. По учению слова Божия, он совершенно свободно относится к силе Божией, созидающей в нём нового человека; потому что он может противиться благодати, как обличал в этом иудеев первомученик Стефан: жестотвыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно противитеся Духу Святому ( Деян. 7, 51 ), – может угашать в себе уже действующую силу благодати: Духа не угашайте ( 1Солун. 5, 18 ), – может оскорблять и тем удалять от себя Духа Божия: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления ( Ефес. 4, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Ясно, что здесь излагается учение о долготерпении Божи- им. Оно в книге Бытия пояснено и примером. Изрекая Аврааму обетование о даровании его потомству земли Ханаанской, Господь сказал, что еще время для исполнения этого обетования не пришло, потому что „мера беззаконий Аммореев (живших в земле Ханаанской) еще не наполнилась“ ( Быт. 15, 16 ). Но через пятьсот лет мы видим в истории такое страшное истребление народов ханаанских, которое приводит в ужас и недоумение людей, расширяющих мысль о Божием милосердии вопреки учению слова Божия об Его правосудии. И так, вот где тайна того великого значения, какое имеет для народов наблюдение за знамениями времен. Кроме общего напоминания о деснице Божией, наказующей народы за грехи их с целью исправления, нам внушается бдительность и внимание к тем знамениям или явлениям в народной жизни, которые могут совершенно лишить нас милости Божией и истощить Божие к нам долготерпение. Осмотримся: нет ли в нашей жизни подобных знамений? Тяжело указывать их, но будет еще тяжелее, когда от нашей беспечности, по слову Апостола, в то самое время, когда мы возглашаем: „мир и безопасность! -внезапно постигнет нас пагуба“ ( 1Солун. 5, 3 ). С особенною силою указывает Господь у пророка Иеремии, как на великую опасность, на уклонение народа избранного от его призвания. Страшны преступления нравственные, но в них можно раскаяться и исправиться, когда есть в умах народа свет истинного богопознания, но несравненно опаснее, когда народы, как сказано у пророка, „споткнулись в путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложеннаго“ ( Иер. 18, 15 ). Что такое новые учения противные вере христианской, получившие ныне у нас такую силу под именем просвещения, как не стези пути непроложеннаго? Что такое уклонение современных образованных людей от целости и чистоты христианского образа мыслей, как не оставление путей древних, т. е. путей спасения, указанных людям от начала мира божественным откровением? Мы к этим учениям привыкли, мы видим их и у других христианских народов, и потому они нас не тревожат. Но смотрите на то, что от этого у нас происходит. Дух неверия со страшною силою чрез молодые поколения начинает проникать у нас в средние сословия народа и угрожает проникнуть в народные массы. Он выражается под видом отрицания, сомнений, возражений, – голословных, бездоказательных, как будто не заслуживающих внимания, но тем не менее, подобно незримой и неуловимой язве, он разлагает умы, разрушает то единение веры и духа ( Ефес. 4, 3–5 ) в народе христианском, которое составляет первое основание его союза с Богом и его внутренней силы. Это печальное знамение нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010