д. Каждое отдельное доказательство обычно выражается в форме правильного силлогизма, в котором посылки доказываются местами Св. Писания и общими соображениями. Для уяснения сказанного приведем пример: в ответ на второй вышеприведенный вопрос ставится тезис: Господь наш И. Христос а) смертию Своею удовлетворил Божественной правде, в) умилостивил за наши грехи и с) на самом деле примирил Бога с нами. Таким образом, тезис расчленен на три части, и далее каждая из трех частей тезиса в отдельности раскрывается и доказывается, причем обыкновенно дело начинается с заявления: „probatur prima pars theseos, scilicet satisfactio“: „probatur secunda pars theseos, scilicet expiatio peccatorum“; „probatur tertia pars theseos, scilicet reconciliatio Dei“. Посмотрим, напр., как „probatur prima pars theseos, scilicet satisfactio“. Мысль, что смерть Христа есть удовлетворение, доказывается следующими соображениями: 1) кто, будучи избран вместо другого, умирает за него с тою целью, чтобы другой за это был свободен от смерти, тот совершенно вместо другого удовлетворил правде того, кто по суду требовал смерти. Но Христос умер за нас под этим условием, следовательно, Он совершенно удовлетворил правде и т. д. Для твердости силлогизма, по мнению автора, очевидно, требуется доказать состоятельность меньшей посылки, и потому он продолжает: „меньшая посылка состоятельна, поскольку Христос дал душу Свою λτρον ντ πολλ ν и ντιλτρον περι πολλν 690 . Что ντι обозначает замену, вместо или взамен другого, – это открывается из Мтф. 5, 38; Лук. 11, 11 ; Римл. 2, 17 ; 1Солун. 5, 15 . Итак, „за нас“ „ πρ μν значит „вместо“ или „взамен нас“ 691 . Это же значение имеют выражения: „предан за нас“ и „кровь Его за нас изливается“ 692 . 2) „Кто умирает по причине грехов и за грехи других, т. е. за их вину и ради приобретения им заслуги, тот своею смертию совершенно удовлетворяет за других, но Христос умер именно по этой причине, след., и проч.“ И здесь также probatur minor, и именно следующими соображениями: „Христос умер за грехи наши 693 , мучен за беззакония наши 694 (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

164 Если кто чего у Господа прилежно просить, да и другие о том же благость Божию молят, но по прошению не получает: тот не должен унывать, но обстоятельно да рассудить, чего просить, телесно ли подаяния, или духовного. Если духовного, и ко спасению нужного, то паче и паче не престая да просить с верою и терпением, и дастся ему. Если же телесного, да не ропщет на Господа, но в том да предаст себе воли его и промыслу: ибо мы предвидеть не можем будущего, на пользу ли просимое будет нам, или на вред. Господь же, яко всеведец и премудр, вся предвидит. Псал.238:1–3 . И понеже есть благ и милосерд, то по благости своей вредного нам не дает. И потому мы когда не получаем, чего хощем, то не должны скорбеть, но паче благодарить, что до вреда нас тем не допущает. 165 В таком обстоятельстве не надлежит помышлять, аки бы молитвы наши были пред Богом тщетны, если оные духом и истиною приносимы от нас бывают. Господь бо милостиво слушает нас, и приемлет оные, но вместо телесных благих духовными награждает, и если не в сем веке, то в будущем конечно воздаст. Римл.2:6–7 . Праведный бо есть судия и милосердный и потому всем призывающим его во истине, воздаст венец правды в день последний. 2Тим.4:8 . 166 При молитвах подобает быть собственному нашему тщанию и терпению 135 , то есть, кто какого добра у Господа просить, тому надлежит и самому о том же трудитися, употребляя приличные средства, и препятствия отвращая, притом и терпение иметь, как в молитвах, так и труде пребывать: и сие тщательно и непрестанно продолжать, как святые заповеди повелевают. Лк.12:36 . Колос.4:2 . 1Солун.5:17 . Так и самое человека состояние всячески требует. Плотян бо Он стал быть по падении, продан под грех, не еже хощет, творить, и еже ненавидит, соделовает. Римл.7:14–15 . Чего для дабы он свое состояние благодатью Божией мог поправить, то есть лютость и мучительство греха укротить, стремление худых склонностей обуздать и умертвить. Колос.3:5 , и добродетельному последовать житию, и сим образом благодатью Христа Иисуса свободитися от закона греховного и смерти. Римл.8:2 . То неминуемо нужно есть ему в молитвах пребывать, и труды и подвиги собственные о том же прилагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Этим, впрочем, пока еще не отрицается безусловно тождественность будущих тел с настоящими, а только утверждается существенное различие тех и других. Но в частнейшем изображении свойств будущих тел у св. Григория встречается несколько таких черт, которые слишком затемняют ту мысль о тождестве. На основании слов Апостола, который проповедует не только воскресение, но и изменение воскресением ( 1Кор. 15: 51–52 ), св. Григорий заключает, что настоящая жизнь – по отношению к свойствам тел – не имеет никакого подобия с ожидаемою. 150 Если, например, одно из самых существенных свойств нынешнего тела – тяжесть, в силу чего все тела естественно стремятся к низу; то в воскресшем теле это свойство вовсе не будет иметь места, так как по слову Писания, по воскресении, мы восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе ( 1Солун. 4: 17 ), подобно бесплотным Ангелам. Соответственно тому изменятся и все прочие телесные свойства, – цвет, вид, очертание и т.п., и изменятся «в ничто более божественное». 151 У воскресших не останется и того взаимного различия, «какое теперь по необходимости имеет наше естество от последовательной смены его состояний: все тогда сделаются единым телом Христовым, приняв один образ в вид, так как во всех равно будет сиять свет божественного образа». 152 За отсутствием телесного различия, останется тогда различие качественного, нравственного характера, которое, принадлежа собственно душе, будет в то же время соответствующим образом отражаться и на теле. Нечто подобное можно наблюдать и в настоящей жизни, когда внешнее выражение лица указывает на внутреннее состояние души, в силу чего легко распознать человека, удрученного печалью, волнуемого гневом, пылающего вожделением, или наоборот: веселого, незлобивого, украшенного почтенным качеством целомудрия и т.п. 153 Но если в настоящей жизни только сильные душевные движения могут отпечатываться во внешнем облике человека, и притом иногда по произволу могут быть скрываемы, то в жизни будущей очевидны будут все даже самые малейшие оттенки душевных состояний: «не иным чем каждый будет (по существу) и иным являться (во вне), но каков есть, таким будет и явен всем». По этим душевным качествам, относящимся к совершенству или же несовершенству, – с бесчисленным множеством промежуточных между ними степеней, – каждый из воскресших и получит различный и отдельный от другого вид. 154

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

«И проповедник вопияще с крепостию: Вам глаголется народи, людие, племена, языцы. В оньже час, аще услышите глас трубы, свирели же и гусли, самвики же, и псалтири, и согласия и всякого рода мусикийска, падающе поклоняйтеся телу златому, еже постави Навуходоносор Царь. И иже аще не пад поклонится, в той час ввержен будет в пещь огнем горящую. И бысть егда услышаша людие глас трубы, свирели же и гусли, самвики же и псалтири и согласия всякаго роду мусикийскаго, падающе вси людие, племена, языцы, поклоняхуся телу златому, еже постави Навуходоносор Царь» ( Дан.3:4–7 ). Из этого понятно, что как в храме Божием были трубы и другие музыкальные инструменты и были священнослужители и проповедники, так же и в языческих капищах были трубы и разные музыкальные инструменты, были проповедники, жрецы и лжепророки. Божественные священнослужители и проповедники, и пророки служили к прославлению Бога, и во спасение людей, а идольские жрецы, проповедники и лжепророки служили для бесов, в погибель народу; и как истинные проповедники были споспешниками Богу в обращении людей а путь спасения, так и языческие проповедники помогали диаволу погублять род человеческий, вводя народ в многобожие и идолослужение; подобно сему и нынешние лжеучители своей пропагандой погубляют людей, вводя их в разные ереси и расколы. 28) Церковный благовест знаменует будущий Архангельский трубный глас пред страшным судом Божьим Сказав это, теперь объясним вам другое значение труб или нынешних колоколов, которые своим служением и гласом звона напоминают нам будущий страшный суд, как о сем свидетельствует св. Апостол Павел: «Яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» ( 1Солун.4:16 ). Еще в другом месте о сем также свидетельствуется: «Вси бо не успнем, вси же изменимся: вскорь во мгновении ока в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» ( 1Кор.15:51,52 ). А также и Сам будущий Судья Господь наш Иисус Христос в Евангелии Своем объяснил нам будущий суд, где и о трубном Ангельском гласе упомянул: «И послет Ангелы своя с трубным гласом великим, и соберут избранныя Его от четырех ветр от конец небес, до конец их» ( Мф.24:31 ; Ин.5:25, 28, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

27 Что же касается до градских очищеннейшего ума, и книги знающих прихожан, тем предлагать учение издревле обычай есть чрез проповеди, кои называли гомилиями, то есть беседами: коих сочинение 23 понеже зависит от обыкновенных риторических правил и пространного о том учения, то оттуда хотящий в оном искусном быть да учится. Зде же только упомянуть за нужно судится, что в сочинении и сказании проповедей весьма беречься должны проповедники слова Божия, чтоб трудами их не было предметом приобретение похвал, славы, чести, или другой какой корыстишки, но единственно славы Божия и созидания слушателей. По оным словесам апостольским: утешение наше не от прелести, ни от нечистоты. Ни лестью: но якоже искусихомся от Бога верны бытии приятии благовествование, тако глаголем, не аки человеком угождающее, но Богу искушающему сердца наши. Никогдаже бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте: ниже в вине лихоимания, Бог свидетель: ни ищуще от человек славы, ни от вас, ни от иных. Тако желающее вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Божие, но и души своя. 1Солун. 2:3–6,8 24 . 28 Что надлежит до второго вида учения, сие есть, до изобличения еретичествующих, есть ли таковый волк со стороны окажется, или кто из числа овец изссавши волче еретиков и безбожников млеко. В волка претворится, да и другие еще овцы душепагубным своим учением от спасительной ограды христовой церкви похищает начнет: то дела с таковым пастырю должно иметь прежде наедине, показанием ему ясными и крепкими доводами заблуждения его. 2Тим.2:25 . Но есть ли в упрямстве будет стоять, и нет надежды, ни других способов обратить его на путь истинный. А опасность несомнительная есть и всякое противное христианским догматам мнение при народе в церкви, лица отнюдь не именуя. Ниже малейшие приметы от нем делая, ясными и сильными от слова Божия доводами, и древних учителей свидетельствами изобличит, однако и без малейших ругательств. 2Тим. 2:24 . Ибо сими противный не приводится в познание истины, но горше ожесточается и ослепляется. При чем увещевать прихожан правоверных, дабы такового душепагубного учения не слушали, и от того, от кого оное проницает, по апостольской заповеди, сколько возможно, удалялися. Тит. 3:10 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

6, автор говорит, будто-бы апостол Павел оставил в Филиппах своих спутников – Силу и Тимофея, а сам и следовательно один, отправился в Фессалонику и далее, чрез Берию в Афины; в рассматриваемом нами месте, он хотя и поправляется от этой ошибки, но и здесь опять изложение фактов является не менее неточным и странным. И во-первых, мы решительно не понимаем того выражения автора, будто бы иудеи города Фессалоники преследовали апостола с его спутниками и по выходе из этого города. В книге Деяний Апостольских говорится, напротив, что Павел и Сила были отправлены братьями Солунскими ночью, следовательно, тайно, без всяких преследований ( Деян.17:10 ). Затем, в Берии апостол был не мимоходом только, чтобы оставить там Силу и Тимофея, а самому удалиться в Афины; но найдя и здесь, как и в Фессалониках, иудейскую синагогу, он проповедовал в этом городе некоторое время и с большим успехом. Когда же фессалоникийские иудеи узнали, что и в Берии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ, после чего апостол, действительно и удалился, и опять тайно, в Афины; Сила же и Тимофей остались в Берии. Наконец, на каком основании, автор с такой решительностью утверждает, что оставленные апостолом в Берии, Сила и Тимофей прибыли по его зову в Афины и при том – вскоре, и что именно из Афин Павел посылал Тимофея в Фессалонику для утверждения тамошних христиан в вере? Справляясь с изложением этих обстоятельств у автора и в других местах его руководства, оказывается, что он сам не имеет ясного, определенного представления об этом и говорит под влиянием бывших у него под руками книжек (Рейтмайр и Бишпинг, относительно этого пункта действительно несогласны в мнениях) в одном месте так, а в другом – иначе, не замечая или забывая, что противоречит сам себе. Так, на стр. 6, вып. читаем у автора: «оставаясь здесь (в Афинах) несколько времени для проповеди о неведомом Боге, апостол, для утверждения в вере церкви солунской, отправил Тимофея ( 1Солун.3:1–2 ), а сам основал свое местопребывание в Коринфе, где и пробыл полтора года».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Таким образом, философы мира христианского пали ниже философов языческих. О последних Апостол Павел говорит: они поняли напечатленную в природе вечную силу Творца и Его Божество, но не познали духовного существа Его и превратили славу Его в образы, подобные тленному человеку и животным; „называя себя мудрыми, обезумели» ( Рим. 1, 20–23 ). Что же сказать о философах, приписывающих происхождение природы и все чудеса ее деятельности неразумной машины? Они не видят на ней и печати высочайшей силы и разума! Откуда же человек? И он вместе со всеми животными выдвинут из недр той же природы, и путем различных превращений явился тем, что он есть, т. е. совершеннейшим животным. Не будем говорить о том, как это учение о человеке противоречит его сознанию себя по душе существом духовным, его разуму, свободе, бескорыстному стремлению к познанию вечной истины, к достижению нравственной правоты и вечного блаженства. Все эти высокие свойства природы человеческой положительные мыслители, недостойными истинных философов натяжками и увертками, стараются объяснить, хотя и безуспешно, из свойств материи и ее механических законов. Но всего противоестественнее и всего обиднее для природы человеческой утешение, во всех трудах, лишениях и страданиях земной жизни, которое они указывают людям после смерти вместо „упования», дарованного христианам ( 1Солун. 4, 13 ). Вы, конечно, умрете, говорят они, – наука не надеется найти средства для избавления от смерти, – и с концом этой жизни лично для вас все кончится, но за вас будут блаженны будущие поколения, которые будут пользоваться высшими благами жизни сравнительно с вами. И они будут, как вы, устилать землю своими костями и погибать безвозвратно, но они, как и вы, будут питать благородную надежду из своих костей сделать ступени для восхождения к совершенству будущих поколений. Ваше и всех последующих поколений личное желание вечной жизни за гробом каждому для себя есть самообман (иллюзия), вложенный в вас природою для того только, чтобы вы не ослабевали в вашей работе для блага человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Наконец в 3-х, должны созидаться в храм духовный в духе нашем; должны дух наш непрестанно отторгать от земного, устремлять к небесному, к непрестанной и устной, внешней, и мысленной, внутренней молитве, дабы нам выну служить Богу-Духу духом и истиною, служить и мыслию и словом и делом: служить мыслию, дабы, при всех начинаниях, мысли наши были озаряемы правым и благим рассуждением и постоянно направляемы к помышлению о том, елика суть истина, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвалъна, аще кая добродетелъ , аще кая похвала ( Фил. 4:8 ); выслужить словом, дабы ни едино гнилое, необдуманное и необсуженное, поносительное и рассорительное слово не исходило из уст наших, но токмо полезное и назидательное, дабы доставляло пользу и назидание слушающим ( Ефес. 4:29 ) и дабы мы всегда всякому, требующему у нас отчета в наших делах и расположениях, готовы были дать ответь с кротостию и уважением ( 1Пет. 3, 15 ); служить делом, дабы, как чада послушания, не сообразовались с прежними, похотениями, но позвавшему нас святому, и сами святи были во всем житии ( 1Пет. 1, 14. 15 ) и то, чему и в храме Божием, и в опытах частной и общественной жизни нашей научаемся, и что приемлем, что слышим, что видим благого и благоугоднаго в людях благочестивых и о благоугождении Богу пекущихся, то бы и сами творили. Тако благоустроя себя во всем существе и делах наших; мы постепенно будем созидаться в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны благоприятны Богови И. Христом (1П. 2:5). Сам же Бог мира, благоволивший нам благодатию своею освятить храм сей, для освящения нашего и для созидания спасения нашего, да освятит всех нас всесовершенных во всем: и всесовершенен наш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится. Верен призвавый нас. ( 1Солун. 5:22–24 ), и освящай нас своею благодатию, иже и сотворит. Аминь. 1854 г. Октяб. 10 дня. Слово по освящении храма всех Святых при Тобольском архиерейском доме Благодарение Господу! Он благоволил нам исполнять желании сердца нашего, – освятить сей, давно остававшийся без освещения, Храм, посвященный всем Святым, – Архангелам и Ангелам, Апостолам и Пророкам, Мученикам и Преподобным, Святителям и Праведным и всем, в ветхой и новой благодати Господу угодившим. Да будет препрославлен Господь, дивный в Святых Своих!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ср. ст. 5 и Кол. 2, 13 . Ефее. 5, 14 говорится: «встань спящий и воскресни из мёртвых». В то время, как «грех» приносит «духу смерть, плоть через эту силу греха, живущего в ней, становится живой, приобретает характер саможизни. Но этот образ жизни является гибельным для самой плоти, её жизнь есть медленное умирание. Органические функции «плоти» передаются в руки греха. и влияние этой злой силы разрушительное, оно сказывается ближе всего в болезнях плоти. В 2Кор. 12, 7 Ап.Павел говорит о своей болезни, которая не оставляла его: «.дано мне мало в плоть, ангел сатаны, удручает меня, чтобы, я не превозносился». Ангел сатаны, который производит эту болезнь, есть часть этой силы греха во плоти. Может быт, это была та телесная болезнь, которая препятствовала ему предпринять путешествие к Солунянам, о чём он пишет 1Солун. 2, 18 : «я Павел и раз и два хотел придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана». В 1Кор. 5, 5 Апостол желает кровосмесника «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух быле спасен». Ближе всего здесь разуметь болезнь, которая должна была приключиться с грешником, чтобы препятствовать ему в его грехе и привести его к покаянию. Подобным образом нужно понимать и слова в 1Тим. 1, 20 : «таковы Иминей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». Таким образом, в силу греха, живущего в человеке, смерть господствует в нашем плотском теле уже в течении нашей плотской жизни и когда-нибудь это тело вполне достанется в жертву смерти. Вследствие этого, это «земное тело» называется «телом смерти» ( Рим. 7. 24 ). Закон, который ( Рим. 7, 23 ) живёт в наших членах, в Рим. 8, 2 называется «законом греха и смерти». Если мы служим греху, то по словам Рим. 6, 16 мы «рабы греха в смерть». Возмездием этого рабства является смерть Рим.6. 28 «оброцы греха смерть» или, согласно Рим. 6,21 : «конец их (дел греха) – смерть». Поэтому грех сравнивается с тем бичом погонщика, с которым смерть гонит своё стадо к гибели: «жало смерти – грех» ( 1Кор. 15, 56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010