Послание 36(224). К Григорию сыну Обрадовался я письму твоему, возлюбленный сын, узнав, что и путь находящихся в городе городской, и здоровье восстановил ты вместе с братом Зосимою посредством кровопускания, и все прочее у вас идет благоприятно. Относительно предложений Ксенодоха. Для чего ты требуешь от нас объяснения, рассудительно ответив ему согласно с учением богоносных Отцов? Мы не можем ничего прибавить к твоим ответам. Пустословят, кажется, а не научиться хотят спрашивающие. Но так как написано: «будьте всегда готовы к ответу всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании» ( 1Пет.3:15 ), то и мы отвечаем следующее. Монашеский образ есть обет девства и таинство монашеского совершенства, по выражению божественного и премудрого Дионисия 240 . Спрашивать: откуда предано отрекаться от мира и делаться монахом, есть не что иное, как спрашивать: откуда предано делаться кому-либо христианином? Кто установил первое по апостольскому преданию, тот установил и второе, изложив шесть таинств: первое – о просвещении, второе – о собрании или причащении, третье – об освящении мира, четвертое – о священнических посвящениях, пятое – о монашеском совершенстве, шестое – о свято скончавшихся 241 . Что нужно сказать об этом? То, что сомневающийся относительно одного из сказанных, очевидно, сомневается и о прочих, от Божественного ли они Предания, и с уничтожением одного необходимо уничтожаются и прочие; ни священнического посвящения, ни чинопоследования о свято скончавшихся не было бы, если бы не было монашеского совершенства, и мы были бы язычниками по образу мыслей, безбожными в мире и не имеющими надежды. Таков предлагающий этот вопрос: откуда взято делаться человеку монахом? Уже не говорю о том, что все знаменитейшие из богоносных Отцов были монахами и превозносят похвалами монашескую жизнь, как ангельскую; от них остались и сочинения с изложением правил этой священной жизни. Кто имеет ум, тот, конечно, заметит, как и сам божественный Дионисий сообразно с чинами ангельскими и степени священнические и находящихся вне священства разделяет равночисленно на три разряда: первый и вступительный – еще начинающих или оглашенных, второй – просвещенных, и третий – получивших монашеское совершенство; а противоречить очевидному свойственно бесчувственным или некрещенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

7. Невидимые действия таинства крещения В то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах крещения, с произнесением слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Св. Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и – 1) Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом, почему и св. Павел называет крещение «банею пакибытия» ( Тит. 3:5 ). 2) Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает ( Деян. 2:28 ; 1Пет. 3:21 ; Еф. 5:25–27 ; 1Кор. 6:11 ). 3) Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – церкви ( Гал. 3:26–28 ; 1Кор. 12:13 ). 4) Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни ( Мк. 16:16 ; Тит. 3:5–7 ; сн. 1Пет. 3:21 ). Точно также о невидимых действиях таинства крещения единогласно учили св. отцы и учители церкви. Св. Варнава: «Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» («Epist». n. XI). Св. Иустин: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» («Dialog. сит Тгурноп.» с. 44). Св. Кирилл Иерусалимский : «Великая вещь – крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления» («Поуч. предоглас.» п. 16, стр. 13). Св. Григорий Богослов : «Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением» («Слово на св. крещ.»). «Купель дает отпущение грехов соделанных, а несодеваемых... Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг... Итак, будем креститься, чтобы победить: приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненные ( Евр. 9:15 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех» (Там же, стр. 306, 299, 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Святые – 1) Лик мужей и жен, благоугодивших Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е.  канонизированные . К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др. 2) В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1; 13,12 ). Имена канонизированных Церковью святых указаны в Святцах, называемых также Месяцесловом . Следует отличать от подвижников, не прославленных Церковью в лике святых. Святые почитаются Церковью не как боги, а как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым возносится к величию Божию, прославившемуся в них. Святые – состоявшиеся христиане. Канонизация – не пропуск в Рай, а пример для нас. Почитание святых заключается: Христианское понимание святости Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все . В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1, 13:12 ). Действительно, через Духа Святого христианин приобщается самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» ( 1Пет.2:9 ; Еф.2:21 ), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, по образу Христа , «в жертву святую» ( Рим.12:1, 15:16 ; Флп.2:17 ). Святость христиан, происходящая от их призвания ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ), требует от них отказа от греха и языческих обычаев ( 1Тим.4:3 ): они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией ( 2Кор.1:12 ; 1Кор.6:9 ; Еф.4:30-5, 1 ; Тит.3:4-7 ; Рим.6:19 ). Это требование святости жизни лежит в основе христианской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого внешнего закона, но на то, что христианин, «достигнутый Христом», должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых ( Флп.3:10-14 ).

http://azbyka.ru/svyatye

Рассуждение семнадцатое. О Ное Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное ( Быт.6:9 ). § I Ной, верный правды проповедник ( 2Пет.2:5 ) – значит покой, как назнаменал его Ламех у Моисея: сей упокоит нас ( Быт.5:29 ). Но истинный утешитель наш есть Иисус, истинный утешитель Дух Святый ( Ин.15:26 ). § II Ковчег Ноев был прообразом Церкви: 1). В рассуждении приятия в себя всякого рода животных. Они означают языки и народы, из коих собрана Церковь . 2) В рассуждении колебания с одного боку на другой: так благочестивые члены Церкви от похотей и худых мыслей колеблются. 3) В рассуждении правительства самого Бога: так Бог Церковь Свою управляет, и отверзает ей пути чрез слово Своё.4) В рассуждении нападения ветров и дождя: так Церковь угнетается от мучителей, еретиков и лживых братьев, кои прообразованы чрез трёх коней: ибо рыжий конь означает мучителей, бледный – еретиков, а чёрный –развращённых и ложных братий ( Откр.6 ). 5) В рассуждении возвышения по водам: так Церковь водами гонений возносится и к Богу приближается. 6) В рассуждении положения между небом и землёю: так Церковь возвышается на небо, говоря: наше житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). – Возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). [Снеси: ( 1Пет.3:20–21 )] Ибо „ Церковь есть, по Августину, священный Божий ковчег, – ковчег завета» 18 . 7) В рассуждении ковчега сего дверей, которые суть рана в боку Христовом. § III Ковчег есть прообраз крещения, которое есть залог доброй совести с Богом нашим. Ной со своим семейством в милости был у Бога ( Быт.6:8 ); ибо: α) Богу истинною прилепился верою: верою – говорит Павел, – ответ приим Ное ( Евр.11:7 ) и проч. ß) повиновение Божиим повелениям утвердил, и засвидетельствовал непорочностью жития своего. § IV Голубица не обретши покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег ( Быт.8:9 ). Что означает сия голибица? Она означает благочестивую душу, которая нигде покоя сердцу своему не обретает, кроме ковчега благоутробия Божия. Научись, христианине! отсюда покаянию и обращению; ежели ты по причине грехов твоих отдалён от ковчега милосердия Божия, и как бы уже над пропастью адовых вод летаешь – не медли, возвратись к сему чадолюбивому Отцу, возвратись истинным покаянием, и сердечным сокрушением. Он ждёт тебя и простирает руку милосердия к приятию тебя в объятия Свои: и простер руку свою, прият ю и внесе ю к себе в ковчег ( Быт.8:9 ). Научись, христианине! отсюда убегать нечистот мирских; не будь хищным и нечистым оным вороном, коего человеческие и скотские трупы привлекли к себе так, что он уже и не возвратился в ковчег: будь цел яко голубь. Научись отсюда, христианине! желанию небесного отечества, да не остановят тебя утехи мира сего, и да не воспрепятствуют парить в горняя. Пари убо, – пари голубиными крылами, постигай в небесное отечество, и утехами оного вечно наслаждайся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Разделы портала «Азбука веры» Смертность — 1) одно из следствий грехопадения , связанное с отчуждением человека от Бога и порчей человеческого естества, проявляющееся в неизбежности физической смерти ; 2) подверженность смерти. Если Христос победил смерть через Воскресение, то почему люди не стали бессмертными и продолжают умирать? То, что Сын Божий , умерев и воскреснув, победил смерть, — фундаментальная истина христианского учения о спасении . В этом не вправе сомневаться ни один христианин. Однако эта победа не означала сиюминутного, сверхъестественного устранения фактора смерти из области человеческого бытия: человек как был смертным, так и продолжает оставаться смертным до сих пор. В чём же тогда состояло значение победы? Во-первых, победа Христа над смертью проявилась в том, что с момента Его чудесного Воскресения смерть не имеет над ним своей власти. Как известно, по Воскресении плоть Спасителя стала нетленной, прославленной. Во-вторых, победа над смертью выразилась в победе над самим царством смерти — адом , из которого Господь, вывел души всех пребывавших там праведников ( 1Пет.3:18-20 ). С того времени ад перестал быть неминуемым посмертным пристанищем человеческих душ ( 1Кор.15:55 ). Со времени Искупления человека через Страдания и смерть Христа на Кресте, создания Церкви люди получили возможность избежать адовых мук и наследовать Царство Небесное . Наконец, победа Христа над смертью выразилась в неминуемости всеобщего воскресения мертвых  ( 1Кор.15:20-23 ). Это воскресение коснется как праведников, так и грешников, даже самых закостенелых злодеев: одни воскреснут в вечную блаженную жизнь, другие — на вечное мучение. Цитаты о смертности «Угодно было: всякому, кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что независимо от того, согрешил бы он или нет, он умер бы телом, т. е. вышел бы из тела не в наказание за грех, но по необходимости природы, да будет анафема». 123й канон Карфагенского собора «Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, – бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? И этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти».

http://azbyka.ru/smertnost

§ 50. Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Божественное предопределение о спасении человека не было скрыто от последнего. Бог желал, чтобы и человек, по мере своих сил, принял участие в восстановлении своей греховной природы, а для этого ему нужно было, хоть до некоторой степени, знать план Божественного домостроительства своего спасения. И Бог открыл об этом человеку, во 1-х, в обещаниях, данных нашим прародителям, а во 2-х – в различных ветхозаветных прообразах и пророчествах. Можно даже сказать, что вся ветхозаветная история была постепенным приготовлением человека к принятию Спасителя мира. Такой длинный период времени (5508 л.) нужен был для того, чтобы человек на собственном опыте, во всей полноте, узнал всю тяжесть совершённого им в раю греха, свое малосилие в делании добра, и чтобы таким путем лучше назрела в душе его потребность в высшей благодатной помощи. Божественное откровение о спасении человека было дано последнему немедленно после грехопадения Адама и Евы; тогда, именно, Бог сказал, что «Семя жены сотрет главу змея» ( Быт.3:15 ), т.е. Потомок Евы, Спаситель мира, победит диавола, который лишил первых людей их блаженного состояния. После потопа Господь избирает хранителем истинной веры Авраама и говорить ему, что о От Семени его благословятся вси языцы земнии ( Быт. 20:11: 18 ), т.е. что благодаря будущему Потомку его, И. Христу, благословятся все народы земные. Подобные же обещания были даны Исааку ( Быт. 26:34 ) и Иакову ( Быт. 28:13:14 ). Многие ветхозаветные лица, предметы, священные действия и обряды указывали на те или иные лица и события в нов. завете, т.е. были прообразами последних. Так, Адам был прообразом Мессии по отношению к человеческому роду, Мельхиседек прообразом Мессии своим священническим достоинством, а также неизвестностью происхождения, Моисей, посредник и законодатель ветх. завета, прообразом Христа, единого Посредника между Богом и людьми и Установителя нов. завета: Давид быль прообразом Мессии по отношению к Его царскому достоинству и по многим важным обстоятельствам своей жизни; пророк Иона своим трехдневным пребыванием внутри огромной рыбы и чудесным спасением своим прообразом Мессии в состоянии Его смерти и воскресения ( Иона 2:1:11 ; Мф. 12: 40 ); ковчег, спасающий Ноя во время всемирного потопа, прообразом таинства крещения ( Быт. 7:13: 18 ; 1Пет. 3: 21 ); агнец пасхальный был образом Мессии во многих отношениях ( Исх.12:46 ; Ин.19:36 , 1Кор.5:7 ); медный змий указывал на Мессию, распятого на кресте и спасающего всякого верующего в Него от вечной смерти ( Чис.21:9 ; Ин. 3:14 ); вообще все обряды ветхого завета ап. Павел называет тенью будущего ( Кол.2:17 ) и образом закона истинного, который был дан Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Разделы портала «Азбука веры» Христос воскресе! Очень волнует тема “духовность без религии”. Есть много близких, которые верят с Бога, но… не в Православных убеждениях. К сожалению. Как бы постараться правильно с ними найти общий язык? Хочется конечно донести, что Православие — это правильно и всё понятно. Что мы спасаемся. А там все так размыто, да и веры у них, вроде как, все добрые и хорошие. Пойте, танцуйте, медитируйте, всех любите и все у всех будет хорошо.…. А смысл в чем? Вроде много общего с Православием, и любовь — это основа тоже. Но, как-то там что-то не так. Свои тёмные абстрактные силы, квантовые скачки, резонанасы, все так размыто. А Христа у них и нет.… Возможно ли на эту тему подготовить развернутую лекцию? И какую литературу можно почитать, чтобы правильно разговаривать с такими людьми? Потому что не разговаривать не получится. Близкие люди, я их люблю, да и родственники тоже такие есть. С уважением Елена. Похожие вопросы 2 Ответа Воистину Воскресе! Думаю, единственная возможность как-то повлиять на неверных близких — это собственная твердость в вере и положительный пример собственной жизни. Спросят — ответим. Готовим себя, чтобы всегда иметь возможность дать правильный ответ, предложить правильную книгу. На компромисс с их заблуждениями не идем. И молимся об их обращении. Думаю, это все, что мы можем в такой ситуации. С уважением, Елена, Ваше желание помочь ближним обрести Истину очень христианское. Каждый христианин, становясь членом Церкви, в первом же евангельском чтении слышит призыв Господа:  «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»  ( Мф.28:19–20 ). По словам апостола Иакова: « Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов » ( Иак.5:20 ). Первый и главный путь — наставлять ближних собственным примером и молиться об их вразумлении. Но мы должны уметь и ответить на вопросы, которые неизбежно возникают у окружающих. Отправлять их с ними к священнику или епископу было бы нелепо, кроме того, это бы свидетельствовало о том, что мы сами плохо понимаем смысл нашей веры. Поэтому прислушаемся к апостолу Петру “ Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением ” ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-pereubedit-o...

Также см. в  Типиконе : «[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]». Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25. Подробнее: О поклонах . Поклоны в Православной Церкви имеют, в том числе, символическое значение, поэтому в периоды когда Церковь за (и самим) богослужением говорит о “сыновстве” и нашем спасении земные поклоны оставляются, когда мы скорбим и молимся о грехах они возвращаются. 20 правило Первого Вселенского собора прямо предписывает не совершать земные поклоны в пасхальный период (ему вторит и Трулльский собор), поэтому от них следует воздерживаться даже при великом моменте Преложения Святых Таин на Литургии, тем более при остальных молитвах богослужения. Земной поклон на “Святая святым” также нововведение последних десятилетий, он не положен по церковному Уставу даже в обычные и постные дни. Вместе с тем, по моему мнению, не стоит придавать принципиальное значение этим правилам, и порицать тех молящихся или, тем более священников, кто их не придерживается. Лучше придерживаться их самому, а если нас спросят “ дать ответ с кротостью и благоговением ” ( 1Пет.3:15 ). Существует ряд церковных правил, говорящих, что не следует делать коленопреклонения в воскресные дни, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления. Так, например, 20е правило Первого Вселенского Собора гласит: «Поскольку есть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Однако здесь не все так однозначно, так как буквально речь идет не о земных поклонах, а о коленопреклонении при молитве, т.е. стоянии на коленях во время чтения ектений и молитв, что было распространено в Церкви в первом тысячелетии. Именно этого не одобряет Собор, предписывая стоя произносить молитвы в указанные дни.

http://azbyka.ru/vopros/dopuskayutsya-li...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Пет.4:1-11 Ев.- Мк.12:28-37 за четверг: Лит.: Ап.- 1Пет.4:12-5:5 Ев.- Мк.12:38-44 Собора 70-ти апостолов: Лит.: Ап.- Рим.8:8-14 Ев.- Лк.10:1-15 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. Собору семидесяти апостол Тропарь Собору семидесяти апостол, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак Собору семидесяти апостол, глас 2 Христовых учеников лик седмьдесят/Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,//и пребывают светильницы Божественныя веры. Ин кондак Собору семидесяти апостол, глас 1 Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы,/Христос вас яви, премудрии,/озаряющия мир светом проповеди/и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии./Сего ради днесь восхваляем верою вашу память,//молите спастися душам нашим. святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому Тропарь святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому, глас 4 Избран от Бога, возлюблен от людей,/архиереов Божественная красото,/отче Евстафие, Ангелов сослужителю,/таин же Божественных проповедатель был еси,/темже моли Христа Бога со всеми святыми/избавитися от всяких зол/молитвами твоими, блаженне,/и спастися нам,//чтущим любовию святую память твою. Кондак святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому, глас 6 Свыше благодать прием от Бога,/во святительское подобие облеклся еси/и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней./Темже память твою чтуще,//прославляем Бога, прославльшаго тя. преподобному Ахиле, диакону Печерскому, в Дальних пещерах

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

В Вильнюсе состоялся богословский турнир Вильнюс, 30 ноября 2006 г. 25 ноября в Вильнюсском центре молодежи состоялся богословский турнир между тремя командами юных прихожан Вильнюсского и Каунас-Клайпедского благочиний. Инициатором проекта стало Православное Вильнюсское Братство в лице главного организатора - диакона Владимира Ринкевича, клирика Вильнюсского Свято-Духова собора (на следующий день, 26 ноября о. Владимир был рукоположен в сан священника). Жюри составили также клирики Вильнюсского Свято-Духова собора священник Владимир Собченко, диакон Евгений Руденко и диакон Олег Шляхтенко. Вели программу турнира о. Владимир Ринкевич и Константин Лазукин, входящие в актив Братства, сообщается на сайте Литовской епархии Русской Православной Церкви . Смысл этого предприятия очевиден и хорошо характеризуется словами св. апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15). Вера наша не слепа, не бессмысленна, поскольку предмет ее - Бог Личностный, Премудрый, Всеблагой. Святой Иустин Философ говорит, что каждый христианин должен быть богословом, и это действительно так, поскольку всякое рассуждение, размышление о Боге - это уже богословствование. А без рассуждения нельзя обойтись там, где есть диалог. Мы же диалогизируем постоянно и с людьми, и с Богом. Вот и богословский турнир показал, что растет у нас молодое поколение богословов, готовых «дать ответ с кротостью и благоговением» всякому, требующему у них отчета в вере. Программа состояла из пяти заданий: презентации команд, трех богословских заданий и слайд-репортажа о храмах и святынях своего города. Вопросы были достаточно сложными и касались в основном библейской и церковной истории, но было немало и богословских вопросов, над которыми требовалось хорошо подумать. В частности, четвертое задание, наверное, самое сложное, требовало не просто правильно ответить на поставленный вопрос, но и порассуждать, обосновать ответ на него. Вот тут особенно проявилась пытливость молодого ума юных богословов. Ребята не испугались сложностей, но с охотой смело размышляли над трудным вопросом. Видно было, что не слепое заучивание было основой подготовки молодых христиан, а ясное и четкое осознание, в Кого и во что они верят, ибо поистине «кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:3).

http://pravoslavie.ru/19666.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010