Все, что волнует человека, то волнует и Церковь Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. 4 июля, 2014 Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью сайту Синодального информационного отдела рассказал о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 2-5 февраля 2013 года. — Владыка, Архиерейский Собор 2013 года принял много документов, решений, положений, дал новый Устав, определил позицию Церкви по многим вопросам современной жизни. Можно сказать, он был поистине эпохальным событием. Как, на Ваш взгляд влияет регулярность таких Архиерейских Соборов на жизнь Церкви в целом и на то, что происходит в епархиях, в частности? — Архиерейские Соборы — это осмысление на самом высоком церковном уровне некоторых этапов развития и деятельности Церкви. Это попытка сформулировать и актуализировать те задачи, которые перед Церковью ставит мир. Потому что, по заповеди апостола, Церковь должна отвечать на вызовы этого мира (1Пет. 3:15). И Соборы — это реальный путь к тому, чтобы ответы на эти вызовы не остались просто красивыми словами на бумаге, а вошли в жизнь Церкви, в жизнь общества. — Скажите, а откуда берётся содержание вопросов, которые Собор рассматривает? — Конечно, тематика соборных документов не берется «из воздуха». Соборным решениям предшествует период осмысления того, что происходит с миром, с человеком, с Церковью. Поэтому Собор и принимает достаточно много очень серьёзных документов. Очень много вопросов касалось внутрицерковной деятельности. Это и Устав Церкви, т.е. вопрос внутреннего церковного управления, и положение об избрании Святейшего Патриарха, о созыве Поместного Собора. Много решений было принято с учетом появления новых епархий, прав викариев, церковных общин и т.д. Но кроме сугубо внутрицерковных тем, были также приняты документы и по актуальным проблемам современной жизни. Например, позиция Русской Православной Церкви по проблемам экологии.

http://pravmir.ru/vse-chto-volnuet-chelo...

Между тем, как я вникал в сие апостольское учение, приходит ко мне один средних лет человек из зырян, и просит, чтобы я поучил его, как ему спасти душу свою. Я говорил ему, что как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим.5:12 ), и как всемилостивый Господь, Который не хочет смерти грешника ( Иез.33:11 ), но хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ), Сам в лице Иисуса Христа пришел в мир спасти грешников ( 1Тим.1:15 ). Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 .), и пребыв Богом стал человеком, чтобы соделаться посредником между Богом и человеками. И взяв на себя грех мира ( Ин.1:29 ), предал Себя на смерть за всех ( Евр.2:9 ), для искупления всех ( 1Тим.2:5 ). Но скажу вам не в порицание слушателя моего, но в пользу души моей, общую с теми, коим угодно будет читать мое письмо, ибо и те Марфы, которых любит Иисус Христос, от суетливости и заботливости о многом внешнем отвлекаются Господом, и обращаются к тому, что одно только нужно ( Лк.10:41 ), равно и тем Апостол Павел желает исправления, которых обличает как неразумных младенцев, колеблемых и увлекаемых всяким ветром учения человеческого ( Еф.4:14 −15), а не держащихся Главы, от Которой все тело Церкви, и великой, и малой, будучи составляемо и связуемо составами и связями, растет возрастом Божьим, то есть Христа ( Кол.2:18 ), чтобы вера в Него, живущая молитвою, и дышащая призыванием имени Иисусова, и действующая любовью ( Гал.5:6 ), цвела радостью надеждою, и приносила богоугодные плоды добродетели, питаясь словом Божьим, от которого она зачинается и раждается ( Рим.10:17 ; 1Пет.1:22 −23; Иак.1:18 ), и которое есть сила Божия во спасение всякому верующему ( Флп.1:16 ). Когда говорил и о нашем оправдании кровью Иисуса Христа, о нашем примирении с Богом смертию Сына Его ( Рим.5:9 −10), слушатель мой прерывал речь вопросами, каковы например: «грех ли нюхать табак? грех ли пить вино? как надлежит слагать персты, знаменуясь крестным знамением»? Я говорил, что верующему во имя Иисуса Христа грехи прощаются, и спасительная благодать Святаго Духа даруется, научающая его, чтобы он отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жил в настоящем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя Самого за нас, дабы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:12 −14). А слушатель мой спрашивал между тем: «позволительно ли бороду брить?», и представлял в каком виде Спаситель обыкновенно изображается на иконах. Словом, я никак не мог сладить с ним, пока не начал говорить ему о сердечной молитве, пока не заставил его закрыть глаза и умолкнуть, пока не усадил его, и не сложил ему рук, приложив их к груди его, пока не стал он повторять за мною: «Господь мой и Бог мой, Иисус Христос, помилуй меня грешного!».·

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

О Церкви Христовой в свете веры православной (вне общения с небесной Церковью нет Церкви Христовой) Источник Скачать epub pdf Предисловие В широком христианском мире тема о Церкви выдвинута в наши дни на первый план. Ее делает предметом дня – вне Православной Церкви – «экуменическое движение», озабоченное объединением в одно целое разрозненных многочисленных протестантских обществ, созданием своего «экуменического» единства, в параллель или в противовес «католическому» единству Римской Церкви. «Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета о вашем уповании, дать ответ», наставляет апостол ( 1Пет.3:15 ). На вопрос об отношении православных христиан к поставленной протестантством проблеме нам надлежит ответить выяснением нашего понимания существа Церкви. В православном обществе имеются свои собственные, внутренние, а потому и еще более существенные основания к тому, чтобы сосредоточить внимание на учении о Церкви. Православная церковная жизнь теперь невольно соприкасается ближе, чем прежде, с жизнью иных христианских исповеданий. В особенности это нужно сказать о русском рассеянии. Православные русские люди Зарубежья оказались вкрапленными в большинстве случаев в чужую среду, хотя и христианскую, но живущую по иному религиозному укладу, римско-католическому, англиканскому, протестантскому. Во многих случаях они видят со стороны местных вероисповедных общин и их представителей бескорыстную помощь и благожелательное отношение к себе в религиозных нуждах. Нередко встречаются и с иным отношением – с настойчивыми попытками, прикрытыми или открытыми, оторвать их от православия и перевести в свои исповедания. И для многих становятся теперь особенно живыми вопросы о Церкви. Что есть Церковь Христова? Как понимать положение Православной Церкви среди окружающого Ее разнородного христианского мира и их взаимное отношение? Почему важно принадлежать к Церкви Православной? Эти вопросы и недоумения не должны быть оставлены без выяснения. Наконец, с темой Церкви часто сталкиваются теперь вопросы общественные, напр., об участии Церкви в устроении социальном, государственном, в культурной и политической жизни. Хотя догматическое учение о Церкви непосредственно не дает освещения этих вопросов, оно указывает направление, в каком можно сделать выводы, так как определяет назначение Церкви по существу и ее положение в мире. I. Церковь – Дом Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является Его совершенная святость, т. е. безгрешность. Всесовершенная святость Бога Слова, вследствие ипостасного соединения, перенеслась и на человеческое естество воплощенного Господа, но при этом человеческое естество не утратило того, что делает его человеческим, но пребыло в своих границах, в категории человеческого. Так как Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти, то греху не было и не могло быть места в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус по всему и во всем был совершенно святым и безгрешным. Не только не имел Он даже частицы греха, но и не мог грешить, потому что всегда и во всем был одной и Той же Ипостасью Бога Слова. Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, – то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35 ), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того – и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14:30 ). Князь мира сего, дьявол , сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного. Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:2 ; ср.: Ис.53:9 ). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Поучение в неделю о блудном сыне 14 февраля 1982 г. Несколько воскресных дней перед наступлением Великого Поста Св. Церковь посвящает подготовке к предстоящему молитвенному и духовному подвигу. В положенных на эти дни евангельских чтениях она дает мудрые наставления, помогающие задуматься о прожитой нами жизни, оценить свое поведение, осознать – к чему мы должны стремиться и чего должны всячески избегать, чтобы обрести прощение и милость у Господа. В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее, где были показаны два очень различные состояния и настроения человеческой души. В образе кающегося мытаря, который сознавал себя великим грешником, который не смел даже поднять глаз на небо и лишь творил краткую, но полную смирения, молитву: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!», мы видели пример того настроения, с которым нужно вступать на поприще спасительного покаяния. А в образе самодовольного уверенного в своей праведности фарисея, возвышавшего себя и унижавшего других людей, нам дано было наглядное предупреждение о том, чего нужно избегать и остерегаться, чтобы не лишиться желаемого прощения и оправдания. Теперь, в притче о блудном сыне, предлагается нам как бы некоторое повторение и вместе с тем дальнейшее развитие и углубление той же евангельской темы. Младший сын притчи, подобно мытарю, с глубоким смирением исповедует свое недостоинство и просит о милосердии к нему. Но теперь очень ярко показан полный бедствий греховный жизненный путь, которым сын этот прошел, прежде чем созрело в нем желание вернуться в дом отчий. Это дает нам повод задуматься о самих себе, о нашей собственной жизни. В купели святого крещения мы получили второе рождение, рождение свыше ( Ин. 3:3 ). Исповедав нашу веру во Христа и дав «обещание Богу доброй совести» ( 1Пет. 3:21 ), мы приняли Духа усыновления ( Рим. 8:15 ), стали детьми Божиими ( 1Ин. 3:1–2 ) и «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). Но можем ли мы, смеем ли думать, что всегда сохраняли и поныне сохраняем незапятнанными белоснежные одежды души нашей, в которые тогда, действием благодати Божией, были таинственно облечены?! Всегда ли мы стремились и стремимся теперь с усердием исполнять наши крещальные обеты верности Христу? Не охладеват ли в нас временами любовь к нашему Небесному Отцу? Не начинаем ли тяготиться исполнением Его воли, Его святых заповедей? Не удаляемся ли, подобно младшему сыну сегодняшней притчи, от чистой и святой жизни, к которой призваны, не уходим ли «на страну далече», не возвращаемся ли к жизни плотской и греховной, построенной на себялюбии, на равнодушии к ближним, на привязанности к одним лишь преходящим земным благам и ценностям?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

протоиерей М. Вишневецкий Предисловие Всегда, а в настоящее время особенно, вследствие того, что появилось много тайных и явных врагов православной христианской религии, не только священнослужители, но и каждый член православной христианской Церкви, должны считать своей обязанностью защиту истин этой религии, которые получены от Самого Господа Иисуса Христа. Для этого, конечно, необходимо знание своей религии. О необходимости знания оснований своей религии говорит Святой Апостол Павел: «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь; ибо я знаю в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим.1:12 ). Еще: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как ответить каждому» ( Кол.4:6 ). Св. Апост. Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). При составлении настоящей книги мы имели в виду, прежде всего, законоучителей, которым приходится не только обучать истинам христианской религии, но и разрешать различные вопросы, касающиеся этих истин. Мы также имели в виду и светских образованных читателей, среди которых в настоящее время проявляется немалый интерес к религиозным вопросам. Предлагая только краткое положительное учение о главнейших истинах православной христианской религии, мы обращали особенное внимание на возражения, высказываемые в настоящее время со стороны неверующих, маловерующих и неправомыслящих по поводу этих истин. Мы старались, насколько возможно, показать несостоятельность этих возражений. Мы коснулись также многих вопросов, имеющих отношение к христианской религии, к которым в настоящее время замечается большой интерес в обществе и литературе: говорим о религиях, материализме, пантеизме, о духовности и бессмертии души человеческой, о свободе воли, о чудесах и т. д. О тех истинах нашей религии, на которые особенно сильно нападают неправомыслящие, мы говорим обстоятельнее и пространнее. В таких случаях мы ссылаемся на указания Слова Божия, на свидетельства Св. Предания, на очевидные доказательства здравого разума, на положительные данные естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Разделы портала «Азбука веры» Духовник или духовный отец (в Православной Церкви ) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути). Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 ). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13 ; 1Ин.5:21 ). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33). В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей. В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. « Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить » — наставлял прп.

http://azbyka.ru/duxovnik

Разделы портала «Азбука веры» Подвиг – 1) поступок или развернутое во времени действие, осознанно совершаемое во исполнение Божественной воли, связанное с преодолением значительных трудностей, самоотверженностью (примеры: аскетический подвиг; монашеский подвиг; подвижническая жизнь); 2) героический (доблестный, самоотверженный) поступок, совершенный во благо ближнего (ближних); 3) действие выдающегося характера, совершаемое человеком на поприще трудовой деятельности во благо людей (трудовой подвиг). Человек, ищущий спасения, должен следовать по стопам Христовым ( 1Пет.2:21 ). Следование за Христом подразумевает подвижническую жизнь: жизнь во Христе. Спаситель неоднократно говорил о важности подвига: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» ( Лк.13:24 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:34-35 ). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Свт. Феофан Затворник так поясняет эти слова: «Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим на пути к Царствию отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем». Саможаление святитель считал врагом всякого добра. Подвиги имеют вспомогательное значение на пути к христианскому совершенству и должны соответствовать своей цели на каждом этапе этого пути. Главной целью всех трудов и подвигов он называет  очищение сердца от страстей. При этом следует помнить, что любые богоугодные труды и подвиги в духовной жизни должны совершаться с надеждой на Бога, Его благодатью . Спаситель Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/podvig

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано одно, а в церкви делается другое? 943 04.08.2022 Библия И так далее. ВОПРОС: Священники не знают этих вещей или знают, но глаза закрывают, подчиняясь преданию и традиции? 4 Ответа Да, Антон, Вы правы, в Библии написано одно, а мы делаем другое. Бог требует от младших подчиняться старшим и поучаться от пастырей, а иные младшие вместо этого начинают обличать своих пастырей. Например, сказано: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям” ( 1Пет.5:5 ). Или: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” ( Евр.13:17 ). А вместо этого некоторые дерзают говорить, что Церковь — столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) — более не такова. Печально все это. По существу же Вашего вопроса замечу, что это традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных. Советую прочитать прекрасную книгу прот. Димитрия Владыкова “Православная Церковь и сектанты” , в ней даны все необходимые ответы. Скажу и я кратко. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ) Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. ( 1Тим.4:16 ) В этих цитатах апостол вместо существенного спасения Христова говорит о возможном для людей приведении грешника на путь спасения, где его и спасет Христос. В этом смысле Церковь и обращается так к Божией Матери. Если Вы игнорируете множество богослужебных текстов, где Спасителем называется один лишь Сын Божий, то это показывает Вашу предвзятость. Кроме того, поют это не священники, а певчие. Так что Вы или говорите с чужих слов, или крайне невнимательны в храме. 2. По второму вопросу вновь Вы путаете. Иаков был малый не по росту и не по возрасту (как якобы маленький), а по числу среди апостолов: Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. ( Мф.10:2–4 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-biblii...

Скачать epub pdf Дать ответ с кротостью и благоговением Святой Апостол Петр говорит: «[Будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ), и, как и во времена апостолов, мы нередко сталкиваемся с «требующими отчета». Хотя это и может причинять нам некоторый дискомфорт, такие люди могут быть посланы нам Богом, чтобы не только они через нас получили верные представления о Православии, но и мы крепче утвердились в нашей вере. Многие из тех, кто «требуют отчета» или почти ничего не знают о Православии, или имеют о нём превратное представление. Среди людей, задающих вопросы о нашей вере, особенно заметны мусульмане – и этому есть несколько важных причин. Во-первых, это вторая по численности группа верующих у нас в стране. Во-вторых, ислам (как и христианство ) – миссионерская религия. Мусульмане видят свой долг в том, чтобы привести в свою веру не-мусульман. В-третьих, в отношении ряда вероучительных положений ислам близок к христианству. Обе традиции провозглашают веру в единого, всемогущего, нравственно благого Бога, Который сотворил мироздание и перед Которым люди несут ответственность за свои поступки. В обеих традициях присутствует вера в то, что Бог Своим промыслом управляет всем происходящим в мире, и посылал пророков, чтобы открыть людям Свою волю. На этом общем фоне, однако, особенно выделяется то, в чем мы не согласны. Христиане верят в то, что Бог един по существу и Троичен в Лицах. Он всегда пребывает как Отец, Сын и Святой Дух. Бог творит мир из чистой любви и щедрости. Как гостеприимный хозяин, Он создает вселенную и вводит в нее ангелов и людей. Люди (вместе с ангелами) предназначены и призваны к тому, чтобы жить единой счастливой семьей, глава которой – Сам Бог . Но пребывание в любви Божией возможно только по доброй воле – и здесь возникает возможность сказать Богу «нет», отказаться пребывать в общении с Ним. Именно это и произошло с частью ангелов и людьми – мы отпали от Бога в грех . Грех глубоко повредил нас самих и всё мироздание. То зеркало человеческой природы, которое должно было отражать совершенства Бога, оказалось покрыто трещинами. Именно грех лежит в основании всего трагизма и потерянности человеческой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010