Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

[Май] Покровский Вл. Задача христианского апологета//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 515–523 (По учению Слова Божия и святоотеческих творений). Христианский апологет должен удовлетворять потребностям своего времени, нуждам своей эпохи, должен отвечать о том, о чём его спрашивают, защищать то, на что нападают: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» ( 1Пет.3:15 ). А так как не всегда, конечно, нападают на одни и те же стороны христианства, не всегда усиливаются поколебать в нём одни и те же пункты вероучения или нравоучения, то и предметы апологетического исследования в равные эпохи должны были, несомненно, сильно варьироваться. Таким образом, по самой идее своей апологетическая деятельность не может быть строго ограничена каким-нибудь определённым кругом предметов из области христианского учения. И если мы обратимся, например, к святоотеческим апологетическим трудам, то, действительно, увидим здесь чрезвычайное разнообразие предметов, замечательную разносторонность содержания. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на такие, так сказать, классические апологетические труды как Евсевия Кесарийского «Приготовление к Евангелию» и «Доказательство Евангелия» или Бл. Августина: «О граде Божием»; в них защищаются не только истины христианской веры, но и правила христианской нравственности и даже основные черты христианского богослужения. Какую же задачу должен иметь в виду защитник христианской истины в своей деятельности, столь разнообразной по своему предмету и разносторонней по содержанию? Кратко, но метко и точно, её определяет бл. Августин в следующих немногих словах: «говорящий мудро обязан говорить внятно, приятно и убедительно... Церковный оратор достойно действует, когда, по возможности, умеет справедливое, святое и доброе выражать так, что его слушают с понятием, охотно и покорно» 124 . Как понимать эту задачу апологета, и в чём, прежде всего, состоит «внятность», которая так необходима ему? Защитник христианской истины будет говорить «внятно», и его будут слушать «с понятием», когда начнёт свою речь с того, на что есть отклик в душе слушателя, что им признаётся за неоспоримую истину, и потом постепенно, последовательно будет раскрывать предмет шаг за шагом так, что всё последующее будет утверждаться на предыдущем, как на своём основании и вытекать из него, как действие из своей причины: «Иными понятиями, читаем у Григория Нисского , предзанят иудействующий, а иными живущий в Эллинстве, Анамей и Манихей, последователи Маркиана, Валентина, Василида...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наука и религия «Наука и религия» – эта тема играет в наше время выдающуюся роль не только между самими представителями науки, но она сделалась всеобщим вопросом. Самый простой человек и обыкновенный христианин необходимо должен привести его в ясность и быть готовым к ответу всякому вопрошающему его об его уповании, то есть требующему у него основания для его веры и убеждений ( 1Пет.3:15 ). Ибо наука в наше время имеет значение козыря против религии и многие пускают его в ход, не зная, что такое наука и религия. Вот почему мы хотим ближе рассмотреть этот вопрос. I. Наука Наука в обыкновенном смысле есть разъяснение того, что подлежит знанию. Наука имеет дело с исследованием земных предметов или с творениями мира. Эти предметы составляют материю или материал для науки, через систематическую форму она делается научным знанием, которое, будучи построено правильно, согласно законам логики, называется системой. Смотря по тому, что более принимается во внимание у науки – её основание или её применение, различают чистую и прикладную науку. В отношении своего материала, науки разделяются на эмпирические или рациональные, реальные или формальные, опытные или философские. Ни одна из них не выступает как чисто таковая, но они различным образом соприкасаются друг с другом, входят одна в другую. Сколько существует творений и видов творений, столько и наук. Наука имеет дело не с самими только творениями, но и их отношениями друг к другу. Сколько таких отношений, столько существует и наук. Исследование числовых и пространственных отношений, например, называют математикой. Исследование природы и её предметов – естественной наукой или естествознанием, которая в свою очередь расчленяется на множество отраслей. Исследование обязанностей и прав человеческих называется правоведением или законоведением. Наука исследует творения по их существу, по их происхождению, по условиям их бытия, по их отличительным признакам и явлениям, наконец, по их действиям, намерениям, целям, по их органической и систематической связи. Таким образом, науку можно определить так: это исследование и систематическое изложение творений и их взаимных отношений по их сущности, их действиям, их целям и связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Об основных Истинах Христианской веры (апологетические публичные чтения) Чтение первое – вступительное Цель и задача чтений. – Существо и характер современного неверия. – План чтений: историческое рассмотрение дохристианской древности – язычества и иудейства; вступление христианства в мир; апология основных истин и фактов христианства. – Апологетическая литература. Цель предпринятых публичных чтений, споспешествовать особым средством времени вечной цели Церкви. Обычного средства, проповеди в храме недостаточно в такие времена, как наше; но наше время само же предлагает средства к восполнению недостающего. С одной стороны, церковная проповедь ныне многих не достигает; современное средство против этого есть печать: при её посредстве семя слова Божия, подобно летучим семенам, может заноситься и туда, куда не падает посев церковной проповеди. С другой стороны, церковная проповедь, будучи всенародною, не может допускать рассмотрения предметов веры в их отношении к некоторым своеобразным противоположностям времени, особенно научным, не всем доступным противоположностям. Публичные чтения о предметах веры вне церкви, хотя смешанному, но в разных степенях образованному кругу слушателей, представляются удобным современным средством к разъяснению названных противоположностей, по возможности, в той собственно среде, для которой они могут иметь значение. Вот какие мысли привели меня к решимости прочитать с университетской кафедры несколько публичных чтений об основных истинах христианства. Желая рассмотреть основные истины Христианства в их отношении к противоположностям времени, мы ставим себе задачу не догматическую, но апологетическую. Апология, защита веры против неверия – вот наша цель. Впрочем остерегитесь здесь же, с самого начала от впечатления, будто Христианство имеет нужду в наших доказательствах для того, чтобы ему быть оправданным в глазах света, – в таких доказательствах, которые бы не заключались в нем самом. Его апология есть самозащита; ибо Христианство защищается основаниями не какими-нибудь внешними, ему чуждыми, но заключающимися в нем самом. Наше дело есть только дело свидетельства об этой внутренней его силе, которая сама отражает всякое нападение. Притом еще это свидетельство есть дело частного свидетеля, который исполняет в своей мере и по-своему общую обязанность, давать отчет и ответ в нашем уповании ( 1Пет.3:15 ): и этого прошу моих слушателей не забывать, дабы недостатки лица свидетеля не переносить на предмет свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

протоиерей Н. Вознесенский Разъяснения автора 1 К выпускаемому курсу «Христианское мировоззрение» для преподавания в старших классах средней школы По нашему убеждению, из всех отделов Закона Божия, основным и важнейшим в средней школе является курс VII класса гимназий – вероучение или апологетика. Здесь выявляются в сознании формирующихся юношей основные положения нашей христианской религии. Здесь приучаются они давать вопрошающим ответ об уповании своем ( 1Пет.3:15 ) и навыкают, по крайней мере «должны навыкать», относиться к истинам веры своей сознательно и разумно. Здесь получают они, в меру восприятия своего, и необходимый отпор отовсюду развивающемуся неверию. Тем не менее, обычно 2 курс этот является у нас поставленным неудачно. Изучают его ученики, особенно во второй, главным образом догматической, половине без интереса. Излагается и передается учебный материал непедагогично, скучно и сухо-догматично; сведения выбираются, сплошь и рядом, те которые ничего общего с внутренней жизнью 17-летних юношей не имеют; запросы мысли в них даже и не пробуждаются. И с грустью приходится сказать, что многие и многие из них в эту пору лишь удаляются от нашей светлой и все здоровое питающей веры, все больше навыкают видеть в Законе Божием предмет скучный и сухо-отвлеченный, и совсем уж мало-научный. И едва ли мы ошибемся, если скажем, что даже предшествующей вероучению курс церковной истории V и VI кл., при всей его бедности собственно-христианским содержанием, больше удовлетворяют духовные запросы учащихся. И, пожалуй, так часто отмечавшееся за последние годы отчуждение учащихся от ЗаконаБожия, а с ним и от самой жизни религиозной, слагалось всего более в пору прохождения именно данного главного курса, и это далеко не у одних предубежденных учеников, пропитавшихся в противо-церковных семьях соответствующей враждебной закваской. Нет, разочарование и охлаждение наблюдалось и у положительных, и исправных юношей. Больше того: тяготится сложившейся постановкой дела при тех уроках приходилось нередко и самому законоучителю. Лично мы помним, что в громадном большинстве уроков, требовались самые напряженные усилия, чтобы в достаточной мере овладеть вниманием класса, – в пору же спроса учеников самочувствие даже собственное становилось настолько придавленным и нудным, что посоперничать с ним не могли даже уроки по богослужению, в соответствующих моментах, в пору преподавания по учебникам Рудакова, Д. Соколова , или Городцова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

С.И. Остроумов Тексты „Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня!» ( Пс. 18:13 ). „Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». ( Пс. 50:11–12 ). „Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». ( Притч. 4:23 ). „Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер. 17:9 ). „Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». ( Мф. 6:21 ). „Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». ( Мк. 7:21–22 . Ср. Лк. 6:45 ). „Бога не видал никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин. 1:18 ). „Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». ( 1Пет. 3:3–4 ). „Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том неть любви Отчей». ( 1Ин. 2:15 ). „О горнем помышляйте, а не о земном». ( Кол. 3:2 ). Изречения „Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем». (Пр. Исаак Сирианин ). „Радоваться и веселиться о преспеянии ближнего, это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого». (Пр. Ефрем Сирин ). „Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественной беседой и любовью». (Пр. Исаак Сирианин ). „Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное. (Прот. И. Сергиев). „К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость». (Св. Григорий Богослов ). „Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина». (Пр. Макарий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

С.И. Остроумов Часть IV: блаженства христовы Первое блаженство «Блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф. 5:3 ). Тексты „Авраам сказал в ответ: вот я решился говорить Владыке, я – прах и пепел», ( Быт. 18:27 ). „Мерзость пред Господом всякий, надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным». ( Притч. 16, 5 ). „Если поставили тебя старшим на пиру, – не возносись; будь между другими, как один из них; позаботься о них и потом садись». ( Сир. 32:1–2 ). „А вот на кого Я призрю: на смиреннаго и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». ( Ис. 66:2 ). „Научитесь от Меня, ибо Я... смирен сердцем и найдете покой душам вашим». ( Мф. 11:29 ). „Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». ( Мф. 18:4 ). „Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысит-ся». ( Мф. 23:12 ). „Что высоко у людей, то мерзость пред Богом». ( Лк. 16:15 ). „Когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы – рабы, ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать». ( Лк. 17:10 ). „Кто из вас больше, будь, как меньший, и начальствующий, как служащий... Я посреди вас, как служащий». ( Лк. 22:26–27 ). „Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?» ( Иак. 2:5 ). „Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». ( 1Пет. 5:5–6 ). (Ср. Иак. 4:10 ). „Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуй-те смиренным; не мечтайте о себе». ( Рим. 12:16 ). „Бог избрал безумное мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее. Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». ( 1Кор. 1:27–29 ). „Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господ знает умствования мудрецов, что они суетны». ( 1Кор. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Глава III. Продолжение наставлений о святости жизни (1–11). Заключение: разные сообщения и приветствия (12–15). Тит.3:1 .  Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, Наставления, здесь начинающиеся, относятся ко всем христианам – без различия пола, возраста и состояния, и определяют главным образом то отношение, в каком христиане должны стоять к окружающим их нехристианам (ср. 1Пет.2:12 и сл.). Особенно апостол велит напоминать критянам о необходимости повиноваться начальству – конечно, гражданскому, так как известно, что жители Крита были всегда склонны к возмущениям. «На всякое доброе дело». Этими словами апостол с одной стороны ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас участвовать во всех благих общественных предприятиях и, в частности, благословляет нас на занятия всякими добрыми искусствами и науками (ср. Флп 4:8 ). Тит.3:2 .  никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Тит.3:3 .  Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков. Тит.3:4 .  Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Тит.3:5 .  Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Тит.3:6 .  Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, Тит.3:7 .  чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Соединение в Лице Сына Божьего двух природ (сущностей, естеств): Божеской и человеческой ( Ин.1:14 ). Сын Божий, не переставая быть Богом, восприняв в Свою Вечную Божественную Ипостась человеческое естество, стал Совершенным Человеком. В силу этого обстоятельства все люди, без исключения, были возведены в генетическое родство Богу (по человеческому естеству). Этим путём — путём полного, самоотверженного послушания Богу (вплоть до смерти и смерти Крестной ( Флп.2:8 )) — до Христа не смог пройти ни один человек. Богу же было угодно, чтобы диавол, победивший и пленивший человека через обман, был побежден самим Человеком. Спаситель осуществил этот Божественный замысел, как Представитель человечества. На протяжении всего Своего земного служения Господь Иисус Христос являл миру пример безупречного образцового поведения (мышления, произволения, делания и т. п.), научая людей, как нужно организовывать благочестивую, богоугодную жизнь. Сын Божий преподал апостолам полноту знаний, необходимых для стяжания спасения, вечного блаженства с Богом и Его святыми ( Ин.15:15 ). Это знания (или, что то же, учение) были подтверждены рядом исполнившихся пророчеств, а также чудесами, среди которых особенно выделяется главное — Воскресение ( 1Кор.15:13-17 ). Освобождение от клятвы ( Гал.3:10-13 ), тяготевшей над человеком со времени грехопадения Адама; примирение человека с Богом Клятву нельзя понимать в грубо юридическом значении (как оплату, хотя вопрос о цене нашего спасения не лишен оснований, ведь мы и действительно спасены ценой жизни Христа, ценой Его Драгоценной Крови ( 1Пет.1:18-19 )). Закон «согрешишь — смертью умрешь» был отменен Богом не спонтанно, но после осуществления ряда необходимых условий, подготовленных действием Его Вышнего Промысла. Эти условия открыли для человека возможность освобождения от греха, единения с Господом и наследования Царства Славы. Сокрушение державы диавола сказалось в том, что он утратил ту степень господства над человеком, какую имел до совершения Искупления ( Откр.20:2 ). После победы Христа над диаволом и образованием Апостольской Церкви человек имеет все благодатные средства для эффективной, результативной духовной борьбы с силами зла.

http://azbyka.ru/shemy/aspekty-spasenija...

Разделы портала «Азбука веры» Я — крещёный человек. Сын — тоже. Его жена — не крещена. Они планируют детей. Мне бы хотелось, чтобы его женя приняла православие. Она колеблется, не понимает зачем. Интересовалась у своей знакомой о крещении, та сказала, что нужно будет исповедоваться. Жену сына смущает, что нужно говорить о себе кому-то. Как ей объяснить, что даёт крещение? Зачем это нужно ей, будущему ребёнку и семье в целом? 4 Ответа Здравствуйте, Галина! Вполне понятна ее позиция. Крещение не должно происходить под давлением родственников. Поэтому перед Вами стоит задача не надавить, не убедить ее, а рассказать о христианстве, “заразить” своей верой. Для этого Вы сами должны гореть верой, а не просто приводить доводы “я так хочу” и “надо”. Рассказать в двух словах, что дает человеку крещение и участие в других Таинствах Церкви, невозможно. Вот Вам литература , читайте, просвещайте. Здравствуйте! Невозможно объяснить то, что не знаешь сам. Вам необходимо пройти курс катехизации , в котором подробно и систематично изложено христианское учение о Боге, мире, человеке, грехопадении, спасении, Церкви, духовной жизни и множество других важных тем. Не зная всего этого невозможно как призывает апостол Пётр быть: “всегда готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением”( 1Пет.3:15 ). Спасибо, очень правильный и своевременный вопрос. Крещением человек приобщается, становится членом Церкви, становится частью Христа. Это переход в новое состояние души, в нового человека, когда прежние грехи становятся как-бы не совершёнными, они все полностью прощаются. Крещение сопровождается принятием на веру, что Сам Бог воплотился в Богочеловека Иисуса Христа. И этот Иисус Христос, не совершив ни одного греха при жизни на земле, якобы за нарушение свода Законов был незаконно распят священниками на дереве. Этим еврейские первосвященники, обязанность которых приносить в жертву Богу кровь и тела чистых животных за оставление грехов иудейского народа, невольно для себя привнесли в Жертву Богу Кровь и Тело Чистого Христа за оставление грехов всех людей, о чём они и сказали между собой сами. Когда через 3 дня Бог Воскресил и оживил Иисуса, Он показал нам всем, что Жертва по искуплению грехов Им принята, за грехи всех уплачено с избытком.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-krestitsj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010