Не поноси человеку обращающуся от греха: помяни, яко вси есмы во епитимиах. Сир.8:6 . 5–6. Живой по плоти, но мертвый по духу, есть живой мертвец, подлежащий по плоти очищению духа страданиями. 6. Духовная жизнь в Боге не возможна без умерщвления плотской (сл. выше 1Пет.3:18 ). Посему сказано: встань спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). 8. Любовь спасает нас от многих грехов. Ибо любовь долготерпит, милосердствует; не завидует, не превозносится, не гордится; не бесчинствует (не соблазняет постыдными делами), не ищет своего, не раздражается, не помнит зла; не радуется неправде, а радуется истине ( 1Кор.13:4–6 ). Ненависть воздвизает распрю: всех же нелюбопрителных покрывает любовь. Притч.10:12 . Чем кто усерднее любит ближнего, тем более прощается тому грехов; а кто любит мало, тому мало и прощается. 9. Помогайте в нуждах один другому, упражняйтесь в странноприимстве, без роптания ( Рим.12:13 ). 10. Благодать Божия многоразлична, и всякий имеет от Бога свой дар, которым должен служить другому ( Еф.4:11, 12 ; Рим.12:6–8 ). 12. Страдания очищают нашу веру, как огонь серебро или золото (выше 1Пет.1:7 ), а посему и уподобляются огню. 13, 15. Убийца, тать, злодей, мятежник не участвуют в Христовых страданиях, если не покаются. Переноси страдания как добрый воин И. Христа; ибо кто незаконно (за свою вину или не по воле Божией) будет подвизаться в страданиях, тот не получит от Бога нетленного венца ( 2Тим.2:5 ). 17–18. На страшном суде Божием и праведник едва спасается ( Мф.25:9 сл.), а нечестивый и грешный далеко от Бога явится (будет отринут во тьму кромешнюю Мф.8:12 ). Суд Божий начнется с Израильтян, коим принадлежат и усыновление, и слава ( Деян.13:46 ), и заветы ( Лк.1:72 ), и законоположение, и Богослужение, и обетования; а кому много дано, с того много и взыщется ( Рим.9:4 ; Лк.12:48 ). Гл. 5. Ст. 2–3. Усердие, бескорыстие и смирение ( 1Пет.5:3 ) Пастыря церкви должны быть для всех примером. 5. Духовный пастырь есть старший в духовном своем стаде ( 1Пет.5:3 сл.), а младшие повинуются старшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

И прибавляет: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити (Ис. 1:16-17). И Приточник говорит: Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое (Притч. 3:30). И еще: Страх Гсподень ненавидит неправды (Притч. 8:13), бесстыдный жес досаждением творит злая (Притч. 13:10). Любитель браниться радуется сварам (Притч. 17:19). И еще: Муж удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). Давид же, молясь, говорит Богу: Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящи мя туне… но Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою (Пс. 34:19, 4) и Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею, то есть во Христе (ср. Ин. 14:6), потреби их (Пс. 53:7). И еще: Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:8);О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша (Пс. 107:14). Так он молился по поводу духовных врагов, а не людей. И об этом [говорит священная] история. Когда Саул искал души его и преследовал его с тремястами мужами и [потом] был предан в руки его, и бывшие с ним [с Давидом] и раз, и два говорили ему: заключи Господь днесь врага твоего в руце твои (1 Цар. 26:8), он отвечал, говоря: Жив Господь! Да не будет ми нанести руку мою на христа Господня (1 Цар. 26:10). И не только это, но и оплакивал смерть его и умертвил возвестившего об убийстве его (2 Цар. 1:15-17). Также плакал и о гибели Авессалома, желавшего его самого убить (2 Цар. 18:33). Все вышеизложенное несомненно доказывает, что не против людей была у него вражда, но против бесов. Посему и мы к Богу всяческих да простираемся [в молитве], чтобы Он спас нас от врагов наших — духовных и чувственных, особенно если мы слышим Иакова, говорящего: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9), и Самого Господа, говорящего: А Я говорю вам, слышащим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Ему же слава во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Итак, когда образуется в человеке святая настроенность, когда путем долгого опыта, усилия и борьбы укрепятся в человеке все его духовные силы, когда весь человек со всем своим складом жизни устроится в дом духовный, священство святое ( 1Пет.2:5 ), тогда вся жизнь человека, все ее частные и частнейшие проявления являются святыми. Свята жизнь человека, когда она сокровенна в Боге с Христом, и его действия являются только по воле Божией, ради славы Божией, силою Божьею; свята жизнь человека, когда она отрешена от чувственности, когда человек ищет только горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол.3:1 ); свята жизнь человека, когда он самоотвержен, когда ради угождения Богу с неприязнью отвергается своей воли и ее требования, и движения подчиняются в нем воле Божией; свята жизнь человека, когда он стоит на страже собственного сердца, принимает к сердцу влечения добрые, устраняет приражения греха, когда он трезвится, бодрствует, вникает в себя ( 1Пет.5:8 ; 2Тим.4:16 ) и этою трезвенностью и бодрствованием предупреждает возможность угнездиться греху в потаенном человеке, очищает все скверны греха, закравшиеся в сокровенные изгибы сердца; свята бывает жизнь человека, когда он, помня слово Господа, что мы должны подвизаться внити сквозь тесные врата, возгорается огнём благочестивой ревности и, преуспевая в деле Господнем, всегда ( 1Кор.15:58 ) забывает заднее и простирается вперед ( Фил.3:13 ), преобразуясь от славы в славу, и таким образом приходит в меру полного возраста Христова ( Еф.4:13 ); свята бывает жизнь человека, когда она сильна Богом и потому многоплодна и самоуничиженна, когда христианин имеет дерзновение сказать с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ), и вместе с тем исповедует: «Что я имею, чего бы не получил» ( 1Кор.4:7 ), и при обилии духовных дел ищет своего оправдания и ожидает его только от единого Христа. Слово Божие учит, что люди, украшенные такими высокими качествами истинно христианской жизни, избираются еще прежде создания мира ( Еф.1:4 ), а по исполнении времен являются созданными во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил им исполнять ( Еф.2:10 ). Кто возобразит в себе этот высокий образ христианской жизни, чтобы соединить по возможности в своем лице все эти черты, тот получает упование, что жизнь его благоугодна Богу, что он образовал из души своей сосуд в честь, а святая Церковь таких подвижников за веру и Христа, этих избранников Божиих еще прежде создания мира, созданных во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил им исполнять, ходящих в обновление жизни ( Рим.5:4 ), этих ревнителей к добрым делам ( Тит.2:14 ), достойно чествует святыми. Как корень свят, так и привитое к нему свято ( 1Пет.1:16 ). Поэтому благоугодившие Богу в совокупности составят род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Пет.2:9 ); все они устрояются в дом духовный, священство святое ( 1Пет.2:5 ), со-созидаются в жилище Божие духом в Церковь святую о Господе ( Еф.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в)  К честности побуждает и собственное благоразумие. Нечестный человек никогда не будет иметь внутреннего мира. Он постоянно чувствует угрызение совести, постоянно находится в тревоге и страх, как бы не обличились его лукавство и нечестность, как бы не подвергнуться ему бесчестию от людей и наказанию по закону. Такие опасения большею частью сбываются. Лукавство и недобросовестность скоро обличаются. Тогда человек нечестный лишается всякого уважения и доверия от ближних; все им гнушаются, и никто не станет с ним вести дало. Нечестный человек, если не подпадает суду, остается среди людей одиноким, беспомощным. Зле приобретенное им зле и погибает. Неправедное стяжание, внесенное в дом, становится огнем, поядающим и то, что в нем и прежде было приобретено. Но суд человеческий еще не так страшен, как страшен суд Божий, карающий всякое попрание правды и честности. Нечестный человек, обижая своим хищением и лукавством ближних, оскорбляет чрез то Самого Бога. «Как добро, творимое христианам, Себе вменяет Господь, по реченному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф 25, 46), так и обиду, творимую христианам, Себе вменяет Господь. Посему кто человеку обиду творит, тот и Господу творит; кто человеку досаждает, тот и Господу досаждает», – говорит св. Тихон Задонский. Никто и ничто от всевидящего ока Господня не утаится. Бог везде присутствует и все видит, и в книге Своей записывает, а в последний день во всем том пред всем миром обличит человека, как Сам сказал: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21). Нечестный человек, обманывающий и обижающий ближнего, прямо показывает, что он не имеет в сердце своем страха Божия, не боится суда Господня и ада, – а кто не имеет страха Божия, тот человек погибший, у того нет спасительной узды, могущей сдерживать неистовые порывы страстей. г)  К честности побуждает и слово Божие . Все общества, живущие в мире, тишине, спокойствии, довольстве и радости, живущие как великое семейство Божие, таковы только потому, что в них большинство членов суть люди честные. Во благих праведных исправится град (Притч. 11, 10). Источник жизни в руце праведного (Притч. 10, 11). С праведными пребывает веселие (Притч. 10, 28). Благословение Господне на главе праведного (Притч. 10, 22). Правда возвышает язык (Притч. 14, 34). Лучше един праведник, нежели тысяща грешник (Сир. 16, 3). Вот что говорит Дух Божий!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Во-вторых, мудрость в принципе выше всего земного, потому что является познанием действия Божьего в мире, насколько это вместимо для человека. Это приближение к познанию самого Бога, что возвышает человека. А накопление материальных ресурсов не возвышает, но низводит его на животный уровень. И сороки собирают себе всякие блестяшки, и хорьки собирают припасы в норе. Мы созданы для чего-то большего – приближения к Богу и соединения с Ним. Все остальное мелкое и недостойное человека, как созданного по образу Божиему. Притч. 3:16 «Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава» ( Притч. 3:16 ). По мысли святителя Григория Богослова , этим Соломон показывает, как следует смотреть на богатство и славу, давая им место слева. Издавна считается, что правая сторона – важная, а левая – второстепенная. Так что богатству и славе уделяется место по левую сторону, как менее важному. Другой уровень понимания этого стиха раскрывает святой Беда Достопочтенный . По его словам здесь говорится о бытии Церкви, а Премудростью назван Христос: «Если левая рука Христа понимается как связанная с благом, то здесь имеется в виду жизнь святой Церкви в этом веке. Долгоденствие в правой руке – это то, что чада Церкви наследуют в будущем веке после воскресения, то есть, жизнь вечная, а богатство и слава в левой руке – это то, что Церковь получает в этой жизни, потому что в изгнании этого странствования богатством добродетелей и славой веры укрепляемся до той поры, когда перейдем в вечность». Притч. 3:17 «Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные» ( Притч. 3:17 ). Не сказано, что пути премудрости лёгкие, но сказано: приятные, потому что человек, идущий таким путем, знает, зачем он живёт и куда направляется, к Кому. Как святитель Николай Сербский говорил, что задача каждого человека, – это от червя перейти в Бога по благодати. «Что есть человек? «Я же червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ), – говорит пророк Давид. А чем должен быть человек? «Вы – боги и сыны Божии» ( Пс. 81:6 , Ин. 10:34 ) – это слово вышло из уст Самого Христа Спасителя. Обратить червя в бога и в сына Божьего – это и есть вершина покаяния и веры в Евангелие». Разумеется, такой путь может и должен быть назван приятным из-за своей цели, выше и приятнее которой ничего нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Из прочих апостолов Христовых рассматриваемая нами характерная черта сердечно-волевого типа (отзывчиво-активное отношение к жизни) ясно и определенно выражена также у ап. Петра, причем оба основных момента психики этого типа – сердце и воля – у ап. Петра, как и у ап. Павла, выражены, в общем, почти с одинаковой ясностью и энергией. Об этом мы можем отчасти заключать на основании его посланий. в каждой строчке которых, прежде всего, ясно видно чувство живой и радостной веры во Христа, как Искупителя рода человеческого, и благоговейной любви к Нему, а также чувство своего высокого человеческого достоинства, вытекающее из ясного сознания того, что своим званием христианина он обязан бесценной искупительной жертве, принесенной за людей Агнцем непорочным и пречистым – Христом ( 1Пет. 1:1–21, 23; 2:9–10 ). В призыве ап. Петром новообращенных членов Церкви Христовой к осуществлению в жизни, в практической деятельности заповедей Христовых – в особенности заповеди о взаимной деятельной, братской любви друг к другу ( 1Пет. 1:22; 2:12; 3:8–15; 2:5 ; 2Пет. 1:5–8 ); в призыве его к непрестанному внутреннему бодрствованию и непрестанной внутренней борьбе со своими дурными страстями ( 1Пет. 2:11 ); наконец, в призыве апостола к терпеливому и в то же время бодрому перенесению тех страданий, какие выпадают на долю последователей Христовых, бодрому, говорим, поскольку в душе Апостола жива была глубокая вера и радостная надежда на окончательное торжество в будущем (со вторым пришествием Христовым) добра над злом – во всем этом, с несомненностью, можно видеть выражение энергичной, непреклонной воли в характере ап. Петра и его наклонность к неустанной деятельности. И эта активность апостола не была лишь внешней, поскольку, по его словам, добродетельная деятельность человека должна иметь свой источник и свой, так сказать, психический центр именно во внутренних тайниках человеческого сердца ( 1Пет.3:4 ; ср. 1Пет.3:15 ). Пылкое сердце ап. Петра и порывистая активность его натуры, которой совершенно была чужда холодная рассудительность и расчетливость, с несомненностью подтверждаются и теми евангельскими местами, где он по тому или иному поводу выступает в качестве действующего лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

На путях исполнения заповедей человек обретает мудрость. Начало мудрости полагает страх Господень (см.: Притч. 1: 7). Для православной аскетической традиции страх Божий является особым покаянным чувством. Если покаяние не остается только на словах, то кающийся приступает к борьбе со страстями, пытается хранить заповеди Божии. И убеждается, что без помощи Божией это невозможно, – так человек познает свою немощь, свое, говоря по-славянски, смирение. Познавший собственную немощь человек перед лицом Вышнего становится смиренномудрым. Так мудрость вырастает из страха Господня, из соблюдения закона Божия. Сразу после дарования десяти заповедей «сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 20: 20). Страх Господень не только сохраняет от греха, он дает человеку смотреть в будущее радостно: «В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14: 26). Страх Божий изгоняет боязливость и наполняет христианскую душу надеждой, богобоязненное соблюдение заповедей возводит душу к любви. И Христос не случайно связывает хранение заповедей с любовью к Господу: кто соблюдает заповеди Его, тот любит Его (см.: Ин. 14: 21). По Книге Притчей связь между покаянием и борьбой против греха прописана четко. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28: 13). Как порой непросто раскаяться человеку, который живет, привычно соблюдая общепринятые обычаи: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение… правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21: 2–3). Угодно Богу и то, и другое. Приступая к жертвеннику Всевышнего, нужно подготовить душу. Как? Очищением от грехов и жизнью по заповедям. Когда архимандриту Иоанну (Крестьянкину) приходилось говорить с неизлечимо больными людьми, он деликатно замечал, что покаяние продлевает дни человека на земле. Не из Ветхого ли Завета он это почерпнул? Там еще было записано: «Страх Господень прибавляет дней» (Притч. 10: 27).

http://pravoslavie.ru/52620.html

Петра, причем оба основных момента психики этого типа – сердца и воли – у ап. Петра, как и у ап. Павла, выражены, в общем, почти с одинаковою ясностью и энергией. Об этом мы можем отчасти заключать на основании его посланий, в каждой строчке которых, прежде всего, ясно видно чувство живой и радостной веры во Христа, как Искупителя рода человеческого, и благоговейной любви к Нему, а также чувство своего высокого человеческого достоинства, вытекающее из ясного сознания того, что своим званием христианина он обязан бесценной искупительной жертве, принесенной за людей Агнцем непорочным и пречистым – Христом ( 1Пет.1:1–21, 23, 2:9–10 ). В призыве ап. Петром новообращенных членов Церкви Христовой к осуществлению в жизни, в практической деятельности заповедей Христовых, в особенности заповеди о взаимной деятельной, братской любви друг к другу ( 1Пет.1:22, 2:12, 3:8–15, 2:5 ; 2Пет.1:5–8 ); в призыве его к непрестанному внутреннему бодрствованию и непрестанной внутренней борьбе со своими дурными страстями ( 1Пет.2:11 ); наконец, в призыве апостола к терпеливому и в то же время бодрому перенесению тех страданий, какие выпадают, на долю последователей Христовых, бодрому, говорим, поскольку в душе Апостола жива была глубокая вера и радостная надежда на окончательное торжество в будущем (со вторым пришествием Христовым) добра над злом, – во всем этом, с несомненностью, можно видеть выражение энергичной, непреклонной воли в характере ап. Петра и его расположение к неустанной деятельности. И эта активность апостола не была лишь внешней, поскольку, по его словам, добродетельная деятельность человека должна иметь свой источник и свой, так сказать, психический центр, именно, во внутренних тайниках человеческого сердца ( 1Пет.3:4 ; ср. 1Пет.3:15 ). Пылкое сердце ап. Петра и порывистая активность его натуры, которой совершенно была чужда холодная рассудительность и расчетливость, – с несомненностью подтверждаются и теми евангельскими местами, где он по тому или иному поводу выступает в качестве действующего лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Глава III. Состояние церковной организации в период от 63 года до конца I века Для истории церковного устройства за время от 63 года до конца первого века мы владеем следующими источниками: первым посланием Петра, пастырскими посланиями, посланием к Евреям, третьим посланием ап. Иоанна, Апокалипсисом и наконец посланием Климента Римского . Из них первые три источника относятся к началу или во всяком случае к первой половине означенного периода, последние три к концу его. Однако, при изучении источников, мы не будем строго придерживаться их хронологического порядка. Как увидим, между писаниями, появившимися в одном и том же месте или адресованными в одно место, хотя и на значительном пространстве времени, оказывается гораздо более сродства, чем между писаниями, принадлежащими к одному приблизительно времени, но к разным местам. В этом отношении указанные источники распадаются на два разряда: одни из них появились в Риме, каковы – первое послание Петра, послание к Евреям и послание Климента, другие адресованы в малоазийские церкви, именно: пастырские послания, третье послание Иоанна и Апокалипсис. Обозрение каждой группы источников в отдельности даст нам возможность следить за постепенным развитием церковной организации и её принципов на Западе и в Малой Азии. Мы начнем с первой группы писаний, так как она ближе, чем вторая, примыкает к рассмотренным уже нами источникам. Первое послание ап. Петра Место, где было написано первое послание ап. Петра, называется Вавилоном ( 1Пет.5:13 ). Но это конечно не древний Вавилон на Евфрате, от которого оставались одни развалины, и который не имел тогда никаких сношений с Малой Азией, а также и не Вавилон на дельте Нила. Ни тот, ни другой никогда не считались в древнем предании местом пребывания ап. Петра. Предание всегда локализировало апостольскую деятельность Петра и литературную деятельность св. Марка ( 1Пет.5:13 ) в Риме. Этот именно город и разумеется под Вавилоном 299 . Такое аллегорическое или символическое обозначение Рима вполне отвечало духу послания, которое смотрит на христиан, как на род избранный, призванный заменить собой Израиля (ср. 1Пет.2:9–10 ), рассеянный и странствующий по чужбине ( 1Пет.1:1, 17 ; 1Пет.2:11 ), подобно древнему израилю подчиненный языческой власти, седалище которой в Риме, этом втором Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

1361. См.: Быт. 42:20; 44:1. 1362. См.: Быт. 27:38, 39. 1363. seruus est. Qui Nauroy: seruus est qui Schenkl. 1364. Ср. описание мудреца у Цицерона (musc. 5. 48). 1365. minitabatur Nauroy: minitabat Schenkl. 1366. См.: Гал. 4:22–31. 1367. Ср.: 2Кор 3:6. 1368. См.: Рим. 9:27; Ис. 10:22. 1369. См.: Быт. 27:41. 1370. Свт. Амвросий толкует имя Ревекка как «терпение», см.: Isaac 1. 1. 1371. См.: Рим. 12:19. 1372. magisterio Nayroy: ministerio Schenkl. 1373. См.: Быт. 28:12. 1374. См.: Притч. 5:15–16. 1375. См.: Быт. 29–31. 1376. То есть систему или совокупность нравственных правил. 1377. Дерево стиракс, дающее благовонную смолу, возможно, является серебристым тополем. 1378. См.: Быт. 30:37–39. 1379. См.: Пс. 140 1380. См.: Числ. 17:8. Палла указывает на толкование Оригена, что жезл Ааронов прообразует древо Христа, т. е. Крест Господень (horn in Num. 9. 7) (Palla. P. 290–291, n. 78). 1381. То есть разногласия с братом Исавом. — Примеч. пер. 1382. См.: Быт. 28:18. Далее сказано, что Иаков «нарек имя месту сему Вефиль», «дом Божий». 1383. Более подробно о поисках Лавана говорит свт. Амвросий в fug. 4. 22–5. 25. 1384. См.: Ioseph 5:25. 1385. См.: Ин. 1:16. 1386. Указание на чтение свидетельствует о том, что текст предназначался для проповеди в храме. 1387. Ср.: Vergilius, georg. 2. 507: Condit opes alius defossoque incubat auro. 1388. Такая этимология встречается также в fug. 5. 26, она восходит к Филону (agric. 42; fug. et inu. 44) (Palla. P. 295, n. 83). 1389. См.: Быт. 31:25–30. 1390. Такое толкование двух браков Иакова было устоявшимся у древних христианских авторов, ср. у Иустина Философа (dial. 134. 3). 1391. См.: Рим. 5:20. 1392. В переводе с еврейского имя Рахиль означает «овца, имеющая ягнят». Но в epist. 4 (М 27) свт. Амвросий имя Рахиль толкует как «сильное веяние» (aspiratio fortis). 1393. См.: Быт. 30:23. 1394. См.: Быт. 31:34. Ср.: fug. 5.27. 1395. См.: Быт. 32:1. 1396. Это описание сходно с Вергилиевыми, georg. 2. 212: Ieiuna… glarea; Aen. 4. 366: …duris genuit te cautibus horrens/Caucasus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010