Бог гордым противится, а только смиренным дает благодать (1Пет. 5, 5; см. также Притч. 3, 34). Бог с благоволением взирает только на смиренного, сокрушенного сердцем и благоговеющего перед Его словом (см. Ис. 66, 2). Пример этого — смиренный мытарь и гордый фарисей (см. Лк. 18, 10–14). Молитва должна быть усердна, с сознанием нужды в том, о чем просим, неотступна, как евангельская вдовица неотступно умоляла судью защитить ее от соперника (см. Лк. 18, 2–8). Впрочем, молитва должна быть соединена с совершенной преданностью воле Божией, как Сам Спаситель молился: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Если Бог долго не слушает нашей молитвы, не исполняет нашего прошения, не должно унывать, ослабевать в усердии к молитве по тому убеждению, что Бог это делает или по требованию правосудия, или по благости для нашей же пользы. Именно Бог долго или вовсе не исполняет наши молитвы по следующим причинам. Когда просим недоброго — того, чего не должно просить, потому что тот оскорбляет Бога, кто просит зла, как бы хочет сделать Его виновником зла. Не получаем, когда просим хотя не худого, но для худой цели (см. Иак. 4, 3). Не получаем, когда сами бываем худы, недостойны просимого, потому что грешников Бог не слушает (Ин. 9, 31). Не получаем, когда просим без веры или с сомнением (см. Иак. 1, 5–7). Не получаем, когда просимое хотя бы и не было худо, даже было бы добро, но препятствует большему добру и без нарушения славы Божией не может исполниться. Иногда не получаем потому, что Бог хочет, чтобы мы часто просили, как это объясняется двумя притчами (см. Лк. 11,8; 18, 3–8). Чего мы долго желаем, то с большим удовольствием принимаем, а скоро полученное не много ценится. Блаженный Августин говорит, что Бог бережет для тебя то, чего не хочет дать скоро, чтобы ты научился великое много желать и ценить. Иногда не получаем просимого, чтобы получить лучшее, нежели чего просим. Если просишь чего у Бога, говорит святой Исаак Сирин, и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Притч.1:10 . Сыне, да не прельстят тебя мужи нечестивые, и не соглашайся, когда пригласят тебя, говоря: Притч.1:11 . «Иди с нами, участвуй в кровопролитии: зароем в землю мужа праведного понапрасну. Притч.1:12 . «Проглотим его живаго, как ад поглощает, и изгладим память его с земли. Притч.1:13 . «Имущество его многоценное возмем, и наполним домы свои добычами. Притч.1:14 . «Жребий же свой брось с нами: общую мошну будем иметь мы все, и один у нас будет кошелек». Притч.1:15 . Не ходи по одной дороге с ними: уклони же ногу твою со стезей их, Притч.1:16 . Ибо ноги их к злодеянию бегут, и поспешны они на пролитие крови. Притч.1:17 . Но напрасно ставятся сети пернатым. Притч.1:18 . Так и они, участвуя в убийстве, приобретают себе гибель. [А ниспровержение мужей беззаконных тяжко]. 19. Таковы пути всех делающих беззаконное: нечестием они губят свою душу. Притч.1:20 . Премудрость на улицах воспевается, и на площадях торжествует, Притч.1:21 . С вершин стен проповедуется [у ворот властителей сидитъ], и у ворот городских смело говорит: Притч.1:22 . Простодушные доколе держатся правды, не постыдятся: а безумные, эти охотники до поругания, быв нечестивы, возненавидели Чувство, и за то заслужили обличения стт. в еврейском тексте немного иначе.]. Притч.1:23 . Вот я предложу вам речь моего духа: и скажу вам слово мое. Притч.1:24 . Так как я звала вас, и не слушали вы, и распространяла речи, и не внимали вы, Притч.1:25 . Напротив отвергали мои советы, и не внимали Притч.1:26 . То и я посмеюсь вашей погибели, и порадуюсь, когда придет ваша погибель. Притч.1:27 . И когда внезапно постигнет вас смятение, а ниспровержение явится, как буря, или когда придет к вам скорбь и градоразорение [Или когда придет к вам пагуба] [[Нет в еврейск.]]: Притч.1:28 . Тогда хоть бы вы и позвали меня, я не послушаю вас. Худые поищут меня, и не найдут [[В еврейском немного иначе.]]. Притч.1:29 . Ибо они возненавидели премудрость, и страха Господня не предпочли, Притч.1:30 . Не хотели внимать советам моим, и осмеяли обличения мои. 31. Посему вкусят плоды своего пути, и насытятся своим нечестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Первое Послание Св. Ап. Петра Насколько отделов можно разделить послание? Пункты первого отдела ( 1Пет. 1–2:10 ) а) Как в приветствии выражается Апостол об избранности пришельцев Малоазийского рассеяния, в котором пишет ( 1Пет. 1:1–3 )? б) Молитвенное обращение Апостола к Богу Отцу ( 1Пет. 1:4–13 ). Чем и к чему возродил нас Бог Отец? Когда во всей силе откроется наше спасение? Зачем до открытия этого спасения посылаются нам искушения? Чем поддерживается спокойствие и радость в этих искушениях? Как вожделенно было пророкам домостроительство нашего спасения? Что им открыто было о нем? в) Догматические истины, на которых основывает Апостол свои наставления ( 1Пет. 1:13–2:10 ): К чему обязывает усыновленность христиан Богу ( 1Пет. 1:14–17 )? К чему обязывает их искупленность кровью Христовою ( 1Пет. 1:18–21 )? В чем должно выражаться их поведение, как возрожденных не от тленного семени, и как новорожденных младенцев о Христе ( 1Пет. 1:22–2:3 )? К чему обязывает христиан их живая принадлежность к зданию церкви Божией и их священство духовное ( 1Пет. 2:4 ­–10)? Пункты второго отдела послания ( 1Пет. 2:11–5:14 ) а) Каковы должны быть христиане во внутренней и личной жизни своей, как пришельцы и странники в мире, окруженные ненавидящими язычниками ( 1Пет. 2:11–12 )? б) Как должны относиться христиане к правительству и властям 1Пет. 2:13–17 )? в) Как должны вести себя христианские слуги в подражание невинному и кроткому Христу, смирившемуся до вознесения на крест ( 1Пет. 2:18–25 )? Как себя вести христианам по отношению к язычникам: д) Когда враждебность их выражается только в ругательствах и злословиях ( 1Пет. 3:9–13 )? е) Как держать себя, если потребуют к суду и допросам ( 1Пет. 3:14–16 )? ж) Что делать, если придется по воле Божией пострадать ( 1Пет. 3:17–22 )? з) Как наставляет Апостол против соблазнительных чувственных утех языческих ( 1Пет. 4:1–7 )? и) Каковы должны быть христиане во взаимных служебных отношениях между собой ( 1Пет. 4:8–11 )? i) Как наставляет Апостол на случай мученичества ( 1Пет. 4:12–19 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Много дверей ведет к доброй распорядительности. Только бы с дерзновением нам встретить вечного/Царя Христа, царствующего вовеки. Ибо вовеки царствует Тот, Кто судит живых и мертвых, Сам умерши за живых и за мертвых. «На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» ( Рим.14:9 ). 305. Притчи царя Соломона «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» ( Притч.1:8 ). «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ( Притч.3:9 ). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» ( Притч.15:8 ). «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ). «Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» ( Притч.15:11 ). «Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему» ( Притч.15:26 ). «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч.3:7 ). «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). «Господь дает мудрость» ( Притч.2:6 ). «Уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость. Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно» ( Притч.2:5–7 ). «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ). «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. Долгоденствие – в правой руке ее [мудрости], а в левой у нее – богатство и слава» ( Притч.3:13, 16 ). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для матери» ( Притч.10:27, 13, 1 ). «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» ( Притч.21:1 ). «Не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены» ( Притч.4:27–28 ). «Коварство в сердце его [лукавого]: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» ( Притч.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Таким образом, погубление нечестивых и вечное спасение праведных, как стоящие одно против другого, как бы восполняют себя взаимно, как будто нечестивый для того и погибает, чтобы дать место праведному и выкуп за него ( Притч.11:8, 21:18 ). 2 . Из преставленного понятия о свойствах человека и его отношении к Богу, определяется характер его деятельности. Основанием деятельности человека служит страх Иеговы, т.е. закон Иеговы в частнейшем смысле слова. Сущность страха или закона Божия состоит в том, чтобы ненавидеть зло ( Притч.8:13 ). По такому своему значению, страх Иеговы представляется в книге Притчей источником всех благ физических и нравственных. Страх Иеговы – источник жизни ( Притч.14:27 ). Страх Иеговы умножает дни ( Притч.10:27 ). Плод страха Иеговы – богатство, слава и жизнь ( Притч.22:4 ). Страх Иеговы есть даже школа мудрости, потому что без него или без соответствующего ему воспитания духа никакое познание невозможно ( Притч.15:33 ), хотя можно сказать и наоборот, что возвышение истинного знания утверждает для человека значение страха Божья ( Притч.2:5 ). Поскольку человек должен побороть естественную гордость и самолюбивое превознесение, то страх Божий есть смирение ( Притч.15:33, 22:4 ), которое не дает человеку думать, что он когда либо может быть достаточно свободен от греха ( Притч.20:9 ), но, напротив, заставляет человека держать постоянно на виду свои ошибки ( Притч.28:13 ) и не забывать, что ничего не может быть вреднее и губительнее господства слепой гордости ( Притч. 16:5, 16:18, 17:19, 18:12, 29:23 ) и самомнения ( Притч.11:2, 13:10, 26:12, 27:1, 27:21 ). Так как при этом человеку свойственно некоторое врожденное легкомыслие, которым он легко увлекается, то с этой стороны страх Иеговы учит его истинному благоразумию и осмотрительности, уважающей все истинное и непренебрегающей ничем необходимым ( Притч.13:13, 14:16, 16:20 ). Наконец, так как этот страх Божий есть выражение той же вечной воли Божией, то он приводит к истинному упованию и твердой надежде ( Притч.16:4, 16:20 ) в противоположность надежде на суетные преходящие вещи ( Притч.11:28, 28:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. В начале говорится о самих «Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума» ( Притч.1:1–2 ); далее о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют «склад один будет у всех нас» ( Притч.1:14 ); что «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч.1:20–21 ); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои» ( Притч.2:1 ), и «так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости» ( Притч.2:2 ), и «уразумеешь правду и правосудие» ( Притч.2:9 ); горе «ходить путями тьмы» ( Притч.2:13 ) «от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» ( Притч.2:14 ); и еще: «которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» ( Притч.2:15 ), чтобы тебе «ходить путем добрых и держаться стезей праведников» ( Притч.2:20 ). Еще говорится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, – чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога и не был «мудрецом в глазах твоих» ( Притч.3:7 ), но почитал «Господа от имения твоего» ( Притч.3:9 ), и «наказания Господня, сын мой, не отвергай» ( Притч.3:11 ), «ибо кого любит Господь, того наказывает» ( Притч.3:12 ). Говорится о том, что блажен человек, нашедший премудрость; о том, что ты не должен предаваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может помочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга своего, потому что нечист перед Господом всякий беззаконник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Притч. 18, 17 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. Поэтому нужно сперва выслушать до конца собеседника, а потом уже молвить слово. Притч. 18, 19 Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. Поэтому нужно помогать ближнему в его духовной жизни; тогда и он нам поможет в нужное нам время. Притч. 18, 22 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Признак доброй жены – если она вносит мир и тишину в дом и семью. Притч. 19 Притч. 19, 14 Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Брак бывает по Промыслу Божию. 19, 17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Необходимо миловать нищего. Итак, состоятельному человеку не нужно помогать в средствах. Притч. 20 Притч. 20, 22 Неговори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Врагам не мсти, но предай их воле Божией. Притч. 20, 24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? Промысл Божий управляет человеком. Притч. 21 21, 1 Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Вот почему нужно повиноваться Царю. Притч. 21, 15 Соблюдение правосудия – радость для праведникаи страх для делающих зло. Значит, если кто осуждает кающегося грешника, или праведника, или подвижника, тот сам злодей ( Лк. 4 , 24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве). Притч. 22 Притч. 22, 11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг. Бесчестить и осуждать ближнего есть то же, что губить его. Притч. 22, 12 Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. Люди пасутся словами, то есть учением. Вот почему Христос так много и часто поучал людей; этим Он питал их души духовной пищей. Как же нужно быть самому богатым духом, чтобы от изобилия своего иметь возможность питать им и других! Притч. 24 Притч. 24, 29 Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Множество мудрых мыслей содержат Притчи. Перечислим хоть еще капельку. Кто помогает нищему, тот дает взаймы Господу (см.: Притч. 19: 17). За превозношением гордого следует его посрамление (см.: Притч. 11: 2). Божий человек не променяет любовь жены на внебрачные приключения (см.: Притч. 5: 15–21). Мудрый не надоедает другу (см.: Притч. 25: 17), не попрекает его прошлыми проступками (см.: Притч. 17: 9). Благоразумный муж не вынашивает планов мести (см.: Притч. 20: 22). Наказание Господне может быть суровым, но его не следует отвергать (см.: Притч. 3: 11). Наказание свыше отец Иоанн (Крестьянкин) называл епитимьей от Бога. Ветхозаветная мудрость ценит ежедневное подвижничество больше одномоментного героизма: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32.). Аскетические упражнения дают человеку умение владеть собой, мужественно переносить трудности, неприятности и лишения. Добиться этого с помощью Божией возможно. Вот мы заговорили об аскезе в семейной жизни. А какова «роль женщины» по Книге Притч? Много значит для духовной атмосферы в семье «благонравная жена» (см.: Притч. 11: 16; в евр. эшет-хен – «благодатная, милая жена»; в греч. – гине эвхаристос). Заканчиваются Притчи настоящей поэмой, прославляющей материнский и супружеский подвиг женщины. В оригинале каждая строфа поэмы начинается с отдельной буквы алфавита. По порядку идут буквы. Очень красиво и, опять-таки, актуально. Все наблюдения и советы ветхозаветной книги с разных сторон касаются главного в жизни, потому что воздержание от зла для человека – вопрос жизни и смерти (см.: Притч. 11: 19). И во дни великого поста выносят эту книгу на середину храма для того, чтобы мы внимали и получали от Господа дар жизни. Готовясь к Пасхе, мы читаем пророческие строки о Христе Жизнодавце: «Премудрость построила себе дом… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите”» (Притч. 9: 1–6).

http://pravoslavie.ru/52620.html

Апостол напоминает Божественное утешение, произнесенное Богом к тем избранникам Его, которых Он усыновил Себе, и которых, в доказательство усыновления, посещает скорбями: «сыне Мой! не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабевай, от Него обличаем, его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет» ( Евр. 12, 5–6 ). «Христос пострада по нас, – говорит святой апостол Петр, – нам оставль образ, да последуем стопам его» ( 1Пет. 2, 21 ). «Аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом: на сие бо и звани бысте» ( 1Пет. 2, 20–21 ). Таковы судьбы Божии! Таково определение Божие! Таково призвание истинных христиан на все время земного странствования их! Возлюбленные Богу и Небу христиане! Не удивляйтесь, как бы приключению странному, несвойственному, совершающемуся вне порядка, тому огненному искушению, которое посылается вам для испытания ( 1Пет. 4, 12 ). Радуйтесь при нашествии искушений! Как здесь, на земле, вы соделываетесь причастниками Христовых страданий: так в будущей жизни вы соделаетесь общниками славы Его и торжества ( 1Пет. 4:13 ). Дом Божий подлежит суду Божию, нуждается в этом суде ( 1Пет. 4:17 ). Домом Божиим называется и вся Церковь Христова и каждый христианин. Требует этот дом посещения Божия и очищения, как подвергающийся непрестанному осквернению и повреждению. И при великой помощи от скорбей, смиряющих дух человека, столько наклонный к превозношению, затруднительно, очень затруднительно спасение. «Праведник едва спасется!» ( 1Пет. 4, 18 ), если так, то что ожидает «противящимся Божию Евангелию?» ( 1Пет. 4, 17 ). «Нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет. 4, 18 ). «Смиренномудрие стяжите: потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» ( 1Пет. 5, 5 ). Вы ощутите пришествие благодати по чудному спокойствию и утешению, которое прольется в сердца ваши, когда вы исповедуете суд Божий о вас праведным, а себя достойными наказания, нуждающимися в нем. При нашествии искушений не предавайтесь печали, безнадежию, унынию, ропоту, этим проявлениям гордости и неверия: напротив того, оживляемые и окрыляемые верою, «смиритесь под крепкую руку Божию, да вы вознесет в свое время, всю печаль вашу», то есть, все попечение и всю заботливость " возвергше на Него, яко Той печется о вас» ( 1Пет. 5, 6–7 ). Страждущие! Знайте, что вы страдаете по воле Божией; будьте убеждены, что без воли Божией, без попущения Божия, не прикоснулась бы к вам никакая скорбь. Возрел милостиво на вас Господь, возблаговолил о вас, признал ваши сердце и жительство благоугодными Себе, и потому простер к вам руку помощи в судьбах Своих. Он послал или попустил вам скорби в очищение ваше, в охранение, в средство к достижению совершенства. Страждущии по воле Божией! При нашествии скорбей предавайте себя всецело воле и милости Божией, и с особенной тщательностью прилежите исполнению заповедей Божиих ( 1Пет. 4, 19 ). Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог зиждет душу возлюбленного избранника Своего из среды человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

I. Надписание У евреев по содержанию надписывается, Мишле Шеломо, сравнительные или господствующие Притчи Соломоновы, а у греков, παροιμαι Σολομντος, Притчи Соломоновы. Значат же Мишлим, вообще, речи замысловатые, или собственными или преложенными словами изображенные, и особенно – 1) Притчи сравнительные, или сравнения одной вещи с другою, каково у Езекииля Иез.24:3 находится – 2) Притчи употребительные; или пословицы: ибо из сокращенных сравнений по большой части делались притчи 1Цар.10:12 ; – 3) Притчи, важно произнесенные, в малых словах велики вещи заключающие Иов.28:1 . Чис.23:1,18 . Все сии притчи в книге сей содержатся, и господствующими или царствующими называются сличи Притч.8:6 ; понеже они других суть превосходнее, исполнены премудрости, важности, пользы и глубокомыслия, и сердце особливо поражают, и потому премудрейшие мужи всегда оными увеселялись. II. Писатель Без сомнения Соломон, царь Израильский, особливые свои притчи 3Цар.4:32,33 для употребления другим написал и в свет издал снеси Притч.1:1 . сличи, Притч.25:1 . А то, что от Притч.25 даже до Притч.29 включительно следует, собрано друзьями Езекии царя Иудейского, Агурово же отделение, в Притч.30 находящееся, себе присвоил, и матери Вирсавии речи Притч.31 пересмотрел, и может быть их так исправил и в порядок привел, что оные в числе его почесть было можно. III. Содержание Содержит сия книга правила веры и нравов, или сокращение Христианской Ифики, или учение нравственное, гораздо высшее и превосходнейшее всякой нравственной философии, разумом человеческим составленной, и потому справедливо βασιλκον δρον, Царским даром называется. IV. Конец Дабы каждого от злочестия и неразумия как бы рукою к благочестию и премудрости привести. Сличи Притч.1:1 и проч. Притч.22:19; 3 :13с. V. Время писания Вероятно, что Соломон писал сию книгу прежде своего падения, поскольку об оном не упоминает. VI. Свидетельство о Христе Притч.1 :20с; 8; 9. VII. Разделение Сия книга содержит в себе пять частей: В первой части содержится предисловие книги, в котором основание всех добродетелей, премудрость, истинное Богопознание и прочее изъясняются; гл. 1 до 10 ( Притч.1–9 ) – где:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010