19) Онисим был рабом Филимона, к которому Апостол Павел написал послание, обращён ко Христу Апостолом Павлом: после Тимона был епископом в Ефесе; за имя Христово пострадал при Траяне от Римского епарха Тертилла в Италийском городе Путеоле (15 февраля). 20) Епафрас епископствовал в Македонском городе Колоссах. С св. Ап. Павлом он был в Риме в узах и называется в послании к Филимону спленником Апостола Павла о Христе Иисусе (ст. 23). О нём упоминает Ап. Павел в послании к Колоссянам (IV:12–13), писанном из Рима около 62 года по Р.Х., хваля его молитвы и заботы о Колоссянах. 21) Архипп, упоминаемый в послании к Филимону (ст. 2), занимал епископскую кафедру в Колоссах, по отбытии Епафраса в Рим. О нём св. Павел пишет к Колоссянам: «скажите Архиппу, смотри, исполняй служение, которое ты приял в Господе» (4:17) (22 ноября и 19 февраля). 22) Сила вместе с Ап. Павлом проповедал слово Божье ( Деян.15:40–41 ) и с ним претерпел многие страдания и темничное заключение. Рукоположенный епископом в Коринф, он ревностно трудился в насаждении веры, подкрепляя учение своё знамениями и чудесами (30 июля). 23) Силуан, о котором упоминается в соборном послании Петровом ( 1Пет.5:12 ) и в послании к Коринфянам ( 2Кор.1:19 ), подвизался в распространении веры Евангельской вместе со св. Апостолом Павлом; потом был епископом в Македонском городе Солуни, где много пострадал за имя Христово (30 июля). 24) Крискент или Криск, по поручению Ап. Павла, насаждал Церковь Божию в Галатах ( 2Тим.4:10 ), в сане епископском; также проповедовал в Галлии и поставил епископом в городе Виенне ученика своего Захарию; потом возвратился в Галатию, и здесь скончался мученически в царствование императора Траяна (30 июля). 25) Крисп ( 1Кор.1:14 ), обращённый в христианскую веру Ап. Павлом, во время проповеди его в Коринфе ( Деян.18:8 ), был епископом на эгейском острове Эгипе. 26) Епенет ( Рим.16:5 ) епископствовал в Карфагене (30 июля). 27) Андроник с Юнией ( Рим.16:7 ) – в Паннонии (17 мая и 30 июля). 28) Стахий ( Рим.16:9 ) – в Византии, рукоположенный св. Ап. Андреем Первозванным (31 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слово Христово может означать, что Сам Христос возвещает слово, но скорее это относится к вести о Христе, слове истины, то есть к Евангелию (1:5). Это слово должно произвести благодатные и славные перемены в их личной жизни и в жизни христианского сообщества. Благотворное и всеобъемлющее воздействие слова Христова (ср.: Рим. 8:11 ; 2Кор. 6:16 ; 2Тим. 1:5 о пребывании Самого Бога, Святого Духа и веры) на них имеет место тогда, когда они собираются вместе послушать это предназначенное для них слово и склоняются перед его авторитетом. Они должны вдумчиво и тактично наставлять и предостерегать других, используя богодухновенные псалмы, гимны и духовные песнопения, посредством которых они всем своим существом прославляли Бога. Псалмами, славословием и духовными песнями – это перечисление включает в себя как ветхозаветные псалмы, литургические гимны, так и разнообразные христианские песни. 17 Этот стих в определенной мере вбирает в себя все аспекты христианской жизни. Всякая деятельность должна осуществляться в повиновении Господу Иисусу и во имя Его, чтобы возблагодарить чрез Него Бога и Отца (см. троекратное благодарение в ст. 15–17). Словом или делом – значит не литургической практикой или проповедью; это объяснение слова все (все, что вы делаете). Если слово Христа обильно вселяется в жизнь колоссян, то они должны наставлять друг друга и предостерегать, благодаря при этом Бога, и слово Христово явит свое могущественное присутствие. 3:18–4:1 Поведение в христианском сообществе Этот фрагмент посвящен взаимоотношениям в христианской среде. Аналогичные советы по этому поводу Павел дает в Еф. 5:22–6:9 ; 1Тим. 2:8–15 ; Тит. 2:1–10 ; 1Пет. 2:18 – 3:7 . Эти, как их можно назвать, правила «хорошего тона», вероятно, составляют часть более крупного труда, посвященного доктринальным и этическим моментам; это своего рода христианский катехизис, который легко запомнить и который предназначался для новообращенных. В этих стихах даны нормы поведения в христианском обществе, которые вытекают из сказанного в ст. 17. Здесь часто упоминается Господь, и тем самым подчеркивается, что вся наша жизнь – как мысли, так и поступки – должна быть подчинена Господу Иисусу Христу. Вне контроля Христа не должна остаться ни одна сфера нашей жизни; таким образом получается, что в жизни нельзя провести четкое разграничение между священным и мирским. Жизнь, управляемая свыше, оттуда, где царствует Христос (3:1–4), включает брак, родительские обязанности и повседневные дела. Три наставления по два стиха в каждом последовательно адресованы женам и мужьям (18,19), детям и родителям, особенно, отцам (20,21) и, наконец, рабам и господам (3:22 – 4:1), то есть от находящихся в наиболее тесных отношениях до тех, чьи отношения весьма далекие. В каждом случае вначале Павел адресуется к жене, ребенку или рабу, призывая их ответственно относиться к своим обязанностям по отношению к своему мужу, отцу или господину: как прилично в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

15–17. Не довольно исполнять один закон по страху наказания ( Евр.2:2 ), или по любви; надобно подражать Христу скорбями и терпением (терпением скорбей ( Мф.19:20, 21 ). 18. Всякое временное страдание, как бы оно велико ни было, облегчается и делается нечувствительным – когда мы живо представляем то блаженство, которое уготовано Богом, любящим Его ( 2Кор.4:17, 18 – 1Кор.2:9 ). Постоянное обновление жизни в природе в известные времена года служит указанием на будущее всех воскресение; и изменение всего тленного в нетленное ( 2Пет.3:13 ). 20–21. Все создано для человека, и все изменилось от него, и опять переменится для него ( Откр.21:5 – 22:1–5 ) в Господе Иисусе Христе ( Рим.5:12, 21 ). 21–22. Природа находясь в беспрестанной изменяемости или в борении жизни со смертью, как бы совоздыхает с нами, ожидая будущего обновления или воскресения ( Рим.8:21 сл. с 1Кор.15:41–42 ) сынов Адамовых. 23–24. В ком есть начаток Духа Христова (Духа Божия), тот, имея надежду на будущее усыновление ( Мф.25:34 ), и сам желает скорее разрешиться от уз греховного тела, чтобы быть со Христом в другом мире ( Флп.1:23 ; 1Кор.15:19 ). Среди разных скорбей мы не знаем, о чем и как нам должно молиться, но Дух Святый, подкрепляя нас в скорбях, Сам производит в нас молитву с неизреченными воздыханиями ( Лк.22:43–44 сл.). 28–29. Страдания, уподобляющие нас Иисусу Христу ( Рим.6:5 ), предназначены только любящим Бога ( Евр.12:6 ); а кого Бог любит, тому все содействует ко благу. Благая благим создана быша изначала, такожде и грешным злая. Сир.39:31 . 33–34. Одни только избранные Божии, разделяющие со Христом бремя страданий, или носящие Крест Его ( Мф.11:28, 29 ), удостаиваются ходатайства Его пред Отцем Небесным ( Ин.17:9 ). 35–39. По действию Духа Святаго ( Рим.8:26 ) в страдальцах Христовых любовь к Богу так крепка, что против неё не сильны никакое гонение или бедствие, никакой страх, никакое обольщение и никакие угрозы. Два рода любви к Богу: есть любовь, которая питается в сей жизни надеждой на будущее блаженство ( 1Пет.4:13 ), и есть любовь, которая в стремлении своем к Богу забывает блаженство не смотря ни на какие для Бога страдания; последняя любовь совершенно бескорыстная, чистая, небесная, излиянная в сердца наши Духом Святым ( 1Ин.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

М. Новоселова. i. Всюду здесь речь идет о церкви-организации, а не о Церкви-Организме, Теле Христовом - прим. М. Новоселова. j. См. предыдущие письма, особенно первое - прим. М. Новоселова. k. Уже посылает - прим. М. Новоселова. l. Т.е. Израиля, изменившего Господу - прим. М. Новоселова. m. Говорит Господь о царе Ассирийском, орудии Своем - прим. М. Новоселова. n. Некоторым дополнением и частичным комментарием к словам пророка Исаии может служить 36-й псалом царственного пророка Давида Рекомендую прочесть этот псалом со вниманием - прим. М. Новоселова. o. Выражение И.В. Киреевского - прим. М. Новоселова. Комментарии 1. Ср.: одно и то же слово греческого оригинала переведено как " зло " (в данном месте) и как " лукавый " , т.е. диавол (в молитве Господней). 2. Ин.8:44. 3. " Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве " (Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.76). 4. " ...Святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом. Ей, Господи даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго и во благоприятен ответ на страшнем судищи Твоем... " (Там же. С.78). 5. Парафраз прошения из многолетия, например: " Священнослужителям, церковно-приходскому совету, прихожанам святаго храма сего и всем православным христианам подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, и сохрани их на многая лета " (Из службы на Новый Год//Последование молебных пений. М., 1913. Л.12). 6. Откр.2:13. 7. Ин.12:10. 8. 1Пет.4:12-14. 9. Выражение из литургийных ( " Сия есть Самая Честная Кровь Твоя " ) и других церковных молитв. 10. Ср.: " Мое царство не от мира сего есть " (Ин.18:36). 11. 2Кор.5:17. 12. Триодь цветная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Каждый человек, в соответствии со своим вкусом, будет стремиться к своему сокровищу. Только для одних этим сокровищем будут земные блага, земная слава, о быстротечности которой пишет святой апостол Петр (1Пет.1:24), а для других - небесные блага, небесная слава, к которым так ярко и так ясно призывают, например, святой апостол Павел (1Кор.2:9; 2Кор.4:17,18; Рим.8:18) и преподобный Серафим Саровский (29:53). Ум человека решает, как достичь цели рациональным путем, то есть выбирает путь достижения цели, определяемой чувствами. " Разум - слуга сердца " , - говорит святой Иоанн Кронштадтский (17:51). Далее, воля (сила воли) обеспечивает (при возможности) движение к цели (достижение цели) тем путем, который выбрал разум. С этой точки зрения, инициатором греха являются чувства, а не мысли, и падение человека началось в области сердца, а не ума. Иначе говоря, в падении прародителей основную роль сыграла именно их чувственная сторона, а не разумная. Действительно, из Быт.3:6 следует, по словам В.Н. Лосского, что для Евы " появляется некая ценность вне Бога " (20:253), или, как говорит протоиерей Н. Малиновский: " к чисто духовному желанию " быть как боги " присоединилось желание преступного чувственного удовольствия " (23:313. Книга 1), то есть для прародителей появляется возможность получать приятные чувства (удовольствие) вне Бога, вопреки Его воле или в результате греховных действий. Первым людям более понравилась перспектива быть как боги, знающие добро и зло, вопреки воле Бога-Отца, создавшего их, чем перспектива послушания Ему. Другими словами об этом можно сказать следующим образом. До искушения дьяволом ум человека (так же, как и другие силы души) не находился в состоянии необходимости выбора между грехом и праведностью. У человека не было ни внутренних, ни внешних искушений. В условиях рая, " когда потребное для жизни тела давалось само собою, ум не праздным оставался, имея все время свободным от трудов телесных, но непрестанно восторгался к духовным созерцаниям, разливавшим в нем неистощимое веселье. Сие делание воспитывал в нем Сам Бог, по Своему благоизволению приходивший к нему каждодневно для собеседования " , - пишет преподобный Нил Синайский (цит. по 9:239). То есть вначале ум прародителей, очевидно, предавался созерцанию Бога - своего Создателя и Отца, оберегающего и питающего их. Когда же Адаму и Еве был предложен выбор: или стать " как боги, знающие добро и зло " (Быт.3:5), вопреки Богу-Отцу, или быть Ему послушными, - именно чувства выбрали первый путь (порочную цель). И тогда уже ум и воля человека перевели его из состояния возможности совершить (или не совершить) грех в состояние совершения греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым «праздником праздников и торжеством всех торжеств» для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: «радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.15:11; 16:22 ). 3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости – в Боге Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, – она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» ( Авв.3:17-18 ). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их «с великою радостью» ( Иак.1:2 ). «Радуйтесь и веселитесь», – говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его ( Мф.5:11-12 ) – в этом и заключается феноменальность христианства: христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью» ( 2Кор.7:4 ), причем «радостью неизреченною и преславною» ( 1Пет.1:8 ). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе» c. 269]. Таким образом, именно благодать Божия является источником «радости о Господе», той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается» на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является «плодом Духа» ( Гал.5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе» является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом ( Рим.14:17 ). «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся», – говорит преп. Серафим Саровский который всей своей жизнью показал возможность «совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» ( Соф.3:17 ). 4. Радость в общении с ближними

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Без такого возрождения, обновления и освящения он и слухом услышит Божественные истины спасения и не имать разумети: и зря узрит, и не иматъ видети ( Мф. 13:14 ). Кто же возродит его в духовную жизнь, обновит и освятит его? Кто разгонит мрак его ума, в котором он блуждает, как в тенетах птица, и даст ему просвещенна очеса сердца? ( Еф. 1:18 ). Кто оживит духовные силы его? Из трех Лиц Святой Троицы это дело принадлежит собственно Святому Духу, как Господу Животворящему и как Святому 10 . Он собственно есть Усвоитель людям искупительных заслуг Господа Иисуса Христа, Продолжатель и Довершитель начатого Им дела спасения человека ( Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7–14 ). Он (если можно так выразиться по-человечески) единственно есть тот искусный Садовник, Который прививает человека-грешника мертвого прегрешенми ( Еф. 2:1 ), как дикую маслину в благоплодному Корню ( Рим. 11:17 ), Господу Иисусу Христу возрождением его в духовную жизнь ( Ин. 3:3, 5–6 ), обновлением ( 2Кор. 5:17 , Тит. 3:5–6 ), и освящением ( 1Кор. 6:11 ; 1Пет. 2:9 ), всего существа его, всех духовных его сил. По возрождении Духом Святым в новую благодатную жизнь, душа человека чистотой возвышается; т. е. она является в первобытном состоянии чистоты и непорочности, и в сем состоянии, еще пребывая в бренном теле, возвышается, становится превыше всего земного и временного. Птица, крылья которой не обременены никакою тяжестию, свободно и легко возвышается от земли и взлетает к небу; так и душа человека, высшие силы и способности которой не обременены тяжестию земных и чувственных пристрастий, свободно и легко, яко на крылех орлих ( Исх. 19:4 ), своими помышлениями и расположениями возвышается; от земли и взлетает вверх к своему небесному Отцу, Источнику чистой, духовной радости и блаженства ( Мф. 5:8 ). Когда душа чистотой своею станет превыше всего земного и чувственного, тогда, по выражению церковной песни, она Духом Святым светлеется Тройческим единством, то есть благодатию Святого Духа достигает такого состояния, что в трех главных ее силах – уме, сердце и воле, при всем различии своем составляющих одно существо ее, отражается, как в чистом зеркале, свет трех Лиц Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, составляющих, по своему единосущию и нераздельности, одно существо Божие ( Ин. 14:23 ; Еф. 3:17 ; 1Кор. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Адамов грех перешел на всех сынов Его, так, стало быть, ныне праведность Господа нашего И. Христа подается всем, которые соединились Его Телу, т. е. св. Церкви». Неужели за один год изменилось Ваше понимание догмата об Искуплении, и Вы, отвергнув все вышеприведенное, в 1888 г. уже писали о сострадательной любви, как главнейшем искупительном акте?) Но если в той статье выражен тот же взгляд на сущность Искупления, какой содержится в Вашей статье об Искуплении и в Катехизисе, то от этого Истина Евангельского благовестия о кресте Христа не умалится, и Ваше ошибочное воззрение от похвалы авторитетного профессора Болотова не получит цены Божией Истины. Значит и для В.В. Болотова , в данном случае, Крест Христов явился «буйством». А все же «Бог благоволил буйством (этим) проповеди спасти верующих... зане буие Божие премудрее человек есть и немощное Божие крепчае человек есть». Именно распятый Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:20–30 ). Что касается известного догматиста еп. Сильвестра, то из пяти его томов у меня сейчас – первые три. В последнем из них, указывая общие положения об Искуплении, он говорит о смерти Христовой, как именно об искупительном акте: «Христос получил заповедь от Отца Своего, чтобы отдать (за спасение людей) жизнь Свою ( Ин.10:17–18 ) и, потому, Он, по предназначению Божию, шел на смерть» ( Лк.22:22 ). А что этот совет Божий был предвечным, это ясно видно из того, что ап. Петр Иисуса Христа, кровью Которого искупаются верующие, называет непорочным и пречистым Агнцем ( 1Пет.1:19–20 ). Побуждением для Отца послать Своего Сына на смерть за людей заключалось не в чем ином, как в одной к людям любви Божией, о чем свидетельствовал Сам Христос, уча о Боге, что Он «тако возлюби Мир».., а также прямо и ясно учили апостолы Иоанн и Павел, указывая на любовь, как на главнейшее и единственное побуждение, предрасположившее Бога ко спасению людей чрез Своего Сына ( Ин.4:9–10 ; Еф.2:4 )... «и Христос пришед, предал Себя для Искупления всех ( 1Тим.2:6 ), за всех вкусил смерть ( Евр.2:9 ) или умер ( 2Кор.5:14 ), и стал умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грех всего мира» ( 1Ин.2:2 ) (497–8 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

О таинстве миропомазания 1Ин.2:20, 21–27 . Из этих слов можно заключить, что первоначальные случаи возложения рук: Деян.8:17 заменены миропомазанием: см. «помазание»: 2Кор.1:21–22 ; так как указанные случаи были совершены еще самими апостолами, то потому и сопровождались они необыкновенными дарами ведения религиозных истин. Отсюда естественный вывод, что первые христиане были не так доступны для лжеучителей, как современные и особенно как люди последнего времени: 2Тим.4:3 . О толковании Свящ. Писания О христианской святости О таинстве покаяния Тоже и о бодрствовании 1Ин.3:6 . Кто согрешает, т. е. пребывает, коснеет во грехе, тот не видел и не познал Его (Христа). Под видением разумеется здесь созерцание очами веры, которая при этом находит опору и помощь и в чувственном созерцании священных изображений Христа. Но это не значит, чтобы христианин, даже истинный, не мог согрешать, совершать отдельные грехи: 1Ин.1:8 ; Евк.7:20. Посему вся жизнь христианина протекает в борьбе с грехом, в падениях и восстаниях, и благодатное очищение (1, 9), и утверждение требуются для него постоянно: 1Пет.5:8 ; Марк.13:37 . О рожденных от Бога О духовной смерти 1Ин.3:14 . «Мы перешли из смерти в жизнь»: это Тоже изречение Самого Господа, повторяемое здесь Иоанном: Ин.5:24 ; Господь говорит в этом месте Евангелия о воскресении и суде: 5:21–30, и именно о духовном воскресении и суде в настоящей жизни; – такое воскресение состоит в том, что человек, погрязши во грехе, как бы умирает духовно, а потом, очистившись от греха покаянием и слезами, как бы вновь восстает из мертвых: Еф.5:14 . О соблюдении заповедей О сущности сектантства 1Ин.4:2 . Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и дает наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18 , отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7 , и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

34:14–16 богу иному. Эта тема касается первой (ст. 14–16) и второй (ст. 17) заповедей. 34:18–26 Этот раздел соотносится с законами, изложенными в книге Завет (23,14–19). 34 слова сии. Т.е. условия, которые оговариваются в ст. 12–26. 34 стало сиять лучами. Букв.: «испускало рога (света)». Несмотря на то, что древнееврейский корень этого слова обычно означает «рог», вероятно, здесь имеются в виду именно лучи света (ср. Авв. 3,4 ). Главенство Моисея было подтверждено отраженным светом Божией славы. 34 боялись подойти к нему. Подобная реакция напоминает события, описанные в гл. 19; 20. Только когда израильтяне приблизились к Моисею и стали говорить с ним, они убедились, что это безопасно. 34 положил на лице свое покрывало. Только после того как Моисей перестал разговаривать с ними, он покрыл свое лицо. Слова Бога он должен был произносить с открытым лицом (т.е. без покрывала), и на лице его отражалось сияние Божией славы (см. 2Кор. 3,12 4,6). Точно так же, без покрывала, Моисей получал откровение. Положение Моисея как посредника еще более возвышается с возобновлением завета; это указывает и на нашу потребность в Посреднике. Через Иисуса Христа новозаветные верующие имеют больший доступ к Богу по сравнению с тем, который имел Моисей. Глава 35 35:4–39,43 Весь этот отрывок основан на гл. 25–31, где давались указания по устройству скинии. Этот же раздел описывает процесс ее построения. Повествование начинается с того, чем завершается гл. 31. В гл. 25–31 Бог дал Моисею указания, теперь же Моисей приступает к их осуществлению. 35:5–9 золото, серебро... дерево ситтим... камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. Веселиил, Аголиав и другие талантливые мастера работали со строительным материалом, собранным всем народом Израиля. Аналогично Павел, Аполлос и остальные строители возводили храм Церковь Христову ( 1Кор. 3,10.12 ). Однако в контексте Ветхого Завета строительный материал представлял собой лишь набор неодушевленных предметов, а в Новом Завете таким «материалом для скинии» становятся живые люди. Этот факт подтверждается тем, что Христос отождествляется с краеугольным камнем ( 1Кор. 3,11 ; Еф. 2,20 ), а Церковь с живыми камнями ( 1Пет. 2,4.5 ; ср. Еф., гл. 21; 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010