58 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви воскресенье) день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2). Глава 59 59 рука. См. ком. к 40,10. ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19). 59 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие. ложь ...неправду. Ср. Мк. 7,21–23 ; Рим. 3,10–18 ; Гал. 5,19–21 ; 1Пет. 2,10–19 . 59 за правду... за истину. См. ком. к 1,21. 59 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства. 59 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными ( Иов 8,14.15 ). 59 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь ( Притч. 1,16 ), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос ( Рим. 3,15–17 ). 59 Пути мира. См. ком. к 26,3. суда. См. ком. к 1,21. 59 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исаия обращает к своему народу. 59 слепые. См. ком. к 29,18. 59 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7 . суда. См. ком. к 1,21. спасения. См. ком. к 12,2. 59 преступления... беззакония. Исповедание грехов. 59 нет человека. См. Иез. 22,30 . Человек не в силах спастись без помощи Божией. мышца. См. ком. к 40,10. правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21). 59 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3 ). броню... шлем. См. Еф. 6,14–17 . 59 Искупитель. Пророчество Исаии о пришествии Искупителя Иисуса Христа приводит в своем послании апостол Павел ( Рим. 11,26.27 ). 59 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6). с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20. Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15–20; 44,3.4; Иер. 31,31–34 ; Иез. 37,1–14 ; Зах. 12,10 ) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Это, как известно, самое яркое пророчество, концентрично в отношении предыдущих пророчеств, выражающее сущность искупительного дела. Такое понимание существенного смысла ветхозаветных пророчеств со всею решительностью утверждается новозаветными свидетельствами. Иоанн Предтеча, указывая на шедшего Христа, сказал своим ученикам: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29:36 ). Это название Христа «агнцем», несомненно, ставит Его в отношении к центральному ветхозаветному пасхальному агнцу, как Истину к Своему прообразу. А ап. Петр, называя Спасителя «агнцем непорочным и пречистым, предъуведенным прежде сложения мира» для искупления всего мира Его «честною Кровию» ( 1Пет.1:18–20 ), указывает на то, что ветхозаветный пасхальный агнец был прообразовательным осуществлением предвечного решения Божия о спасении людей Кровью Христовою. Сам Христос свидетельствует правильность такого понимания пророчеств о Нем. Он говорит о них только в отношении событий уже последующих за Гефсиманским подвигом, а о последнем, как спасительном деле, ни разу не упоминает: «вси вы соблазнитеся о мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря и разыдутся овцы стада» ( Зах.13:7 )... «како убо сбудутся писания, яко тако подобает быти» ( Мф.26:36–54 ). «Сын Человеческий идет, якоже есть писано о Нем, но горе человеку тому, им же Сын Человеческий предается» ( Мф.26:24 ). «И сбыстся писание, еже глаголет и со беззаконными вменися» ( Ис.53:12 ; Мк.15:28 ) По воскресении Своем, Еммаусским спутникам, недоумевавшим, как это первосвященники... предали Христа на смерть и распяли Его, Воскресший сказал: О несмысленная и косная сердцем, еже веровати... не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою: и начен от Моисея и от всех пророк, сказаше има от всех писаний, яже о Нем ( Лк.24:25–27 ; или еще Лк.18:31–33 ). Так и Апостолы возвещали, что смерть за грехи людей и воскресение произошли согласно пророчествам: «Христос умре грех наших ради, по писанием и яко погребен бысть и яко воста в третий день по писанием» ( 1Кор.15:3–4 ; Деян.13:27–29, 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Это сейчас видно в обхождении их с таинствами. Так в крещении и миропомазании вместо древнего, православного призывания: «крещается раб Божий», «печать дара Духа св.» ксендзы и бискупы говорят: «я крещаю тебя, я запечатлеваю тебя». Не оправдываются ли на них слова блаж. Августина, который по поводу слов Господа: отпускаются греси ея мнози ( Лк.7:47 ), говорит: «благий Врач не только современных больных исцеляет, но и будущих предвидел; ибо имели явиться люди, которые станут говорить: я отпущаю грехи, я оправдываю, я освящаю всякого, кого только крещу» 16 . А св. Иоанн Златоуст , показывая, как Господь наш был чужд тщеславия, говорит: «Не сказал Он: вас же я крещу Духом св., но: имате креститися, научая нас смиренномудрию». Утратив это смиренномудрие, Р. священство стало самоправно распоряжаться таинствами, видимыми действиями их и благодатными дарами таинств, желая так. обр. держать христиан в духовном рабстве у себя. Мы видели уже, как самоправно распорядилось оно таинством евхаристии, лишив весь народ святейшей крови Христовой и мудрствуя школярски: «где тело, там и кровь». Но верх самоправия показало оно в таинстве покаяния, так что об этом скажем особо (ниже). Теперь же о некоторых других таинствах: так в крещении упущен тот образ, каким крестился Господь и каким потому и должно оно совершаться. А Господь наш крестился в Иордане чрез погружение ( Мф.3:16 ; Мк.1:5 ; Ин.3:23 ); так крестили и св. апостолы ( Деян. 8:37,38 ). Применительно к такому образу совершения крещения, оно представляется в Слове Божием подобием потопа ( 1Пет.3:19–21 ), банею водною ( Еф.5:26 ; Тит.3:5 ), спогребением Христу в смерть для новой жизни о Нем ( Рим.6:4 ; Кол.2:12 ). Потому и в древней церкви крещение совершалось чрез погружение, как свидетельствуют многие отцы и учители, в том числе и св. Василий Великий , говорящий: «великое таинство крещения совершается тремя погружениями». Дозволяла древняя церковь совершать крещение и чрез обливание или окропление, но в особенных случаях, особенно для больных – в виде исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Вопрос. Не запрещает ли вторая заповедь икон? Ответ. Запрещает боготворить их, но не запрещает почитать, как изображения священные, и употреблять их для благоговейного воспоминания дел Божиих и Святых Его, ибо в сем случае иконы суть книги, написанные, вместо букв, лицами и вещами. См. Григорий Великий Письма, кн. 9. Письмо 9 к Серен. Епископу». 192 В учении о четвертой заповеди, при объяснении того, что разумеется под именем седьмого дня или субботы в христианской Церкви, добавлено: «(кроме воскресного дня и другие) во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых (установленные праздники и посты). См. Православное Исповедание, ч. 3. вопрос 60. ч. 1; вопрос 88». 193 В учении о пятой заповеди вопрос: «как должно разуметь то, что почитающим родителей в заповеди обещается долголетность (или, как в изданиях 1823–1824 годов: «продолжение дней»)? с ответом на него изменен и дополнен следующим образом: «Вопрос. Для чего преимущественно к заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни? Ответ. Для того чтобы очевидною наградой сильнее побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок семейственной, а потом и всякой общественной жизни. Вопрос. Каким образом исполняется оное обещание? Ответ. Примеры древних патриархов или праотцов показывают, что Бог дает особенную силу благословению родителей. См. Быт. гл. 27. Благословение отчее утверждает домы чад. Сир.3:9 . Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует бессмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». 194 бб) Новые доказательства из Священного Писания приведены в конце статьи о Браке (из 1Кор.7:8–9,32–33:38 ); 195 в учении о двенадцатом члене (из Мк.9:47–48 ), 196 в конце учения о пятом прошении Молитвы Господней (из Мф.5:23–24 и Рим.12:18 ); 197 в учении о пятой заповеди (о почтении к Государю, из 1Пет.2:17 ); 198 в учении о десятой заповеди (из Притч.15:26 ); 199 из писаний Св. Отец: в учении о первой заповеди (из писаний св. Василия Великого , Григория Богослова и Кирилла Иерусалимского ); 200 в учении о пятой заповеди (из писаний св. Иоанна Дамаскина ) 201 и некоторые другие. Кроме того, в учении о пятом члене в подтверждение истины определения ада, как духовной темницы, сделана ссылка на Октоих гл. 5, стихиры 2, 4. 202 г) Наконец, что касается прибавлений для готовящихся или принадлежащих к военному званию, то поскольку они не стояли в связи с обстоятельствами и отношениями 1824–1827 годов, быв прямым последствием Высочайшего повеления 14 августа 1826 года, 203 мы их до времени оставим в стороне, а теперь перейдем к Краткому катехизису с Священной Историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О смиренномудрии Сказал Господь наш: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы ( Лк. 17:10 ) и яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16:15 ) а всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется ( Лк. 18:14 ). Также: Аз же посреде вас есмь яко служай ( Лк. 22:27 ). И в другом мест: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хочет в вас быти первый, буди вам раб ( Мф. 20:26,27 ). Или еще: видев же Симон Петр, припаде к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи ( Лк. 5:8 ), а Иоанн Предтеча сказал фарисеем: аз убо крестих вы водою... грядет креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонся разрешити ремень сапог Его ( Мк. 1:7, 8 ). Сам Господь, подавая нам пример смирения, восстал от вечери, и положи ризы, и приемь лентион, препоясася: потом влия воду во умывальницу, и начат умывати ноги учеником, и отирати лентием, имже бе препоясан ( Ин. 13:4, 5 ). Также и Апостол говорит: аз бо есмь мний апостолов: иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних церковь Божию ( 1Кор. 15:9 ); и еще: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз ( 1Тим. 10:15 ). Также: молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением ( Еф. 4:1, 2 ). И снова наставляет: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет ( 2Кор. 10:18 ); и облецытеся убо якоже избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение ( Кол. 3:12 ). И еще: аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был ( Гал. 1:10 ). О незлобии Сказал Господь: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы... и аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу ( Мф. 5:39, 40, 44 ). Опять: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23:34 ). Также когда во время предательства Иудина в саду Гефсиманстем, один из учеников удари... архиереова раба и уреза ему ухо десное. Отвещав же Иисус рече: оставите до сего: и коснувся уха его, исцели его ( Лк. 22:50, 51 ). И апостол наставляет: благословляйте гонящыя вы: благословите, а не кляните... Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе ( Рим. 12:14, 18,19 ). О последующих же Господу свидетельствует: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся ( 1Кор. 4:12, 13 ). Сам Господь укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно ( 1Пет. 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Страх Божий – живительное, отрезвляющее и ободряющее осознание: всё в Его руках, всё дает нам Он: и усилие, и действие, вплоть до стремления к Нему; некуда рваться и бежать, нечего завоевывать, мы ничего не можем взять, а только Он может дать . Наше дело поминутно обращаться к Нему за помощью: называется синергия: союз моей свободы и не моей благодати ; в особенности умолять чтоб не оскудела вера , чтоб она стала той несокрушимой мощью, с ощущением которой не боятся ступить в огонь, ходят по водам и уже никогда не колеблются в чувствах . Рим. 12:3 . Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Собр. соч., указ. изд., т. VII, с. 210. Мф. 19:16 . Мф. 19:25 ; Мк. 10:26 ; Лк. 18:26 . Творения аввы Исаака Сирина , указ. изд., с. 313. Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. М., 2005, с. 12. Выражение персонажа Стругацких. В. В. Бибихин. Узнай себя. Указ. изд., с. 505. Там же, с. 415. Мф. 25:14-15 . Архимандрит Софроний (Сахаров) . Старец Силуан. М., 1991, с. 5. Из «Нарнии» К. С. Льюиса. Деян. 16:31 . С. С. Хоружий. Очерки синергийной антропологии. М., 2005, с. 31. Св. Григорий Палама . Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 2003, с. 47. Мк. 9:24 . Мф. 9:22 . Мф. 8:13 . Деян. 15:9 . 1Пет. 1:8 . 1Ин. 3:23 . Евр. 10:22 . Флп. 3:9 . Еф. 3:12 . Ин. 14:12 . Ин. 7:38 . 1Ин. 5:4 . С. С. Хоружий, указ. изд., с. 159. Ин. 14:15 . Иустин Философ . Разговор с Трифоном Иудеанином, указ. изд., с. 30. Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Указ. изд., с. 120. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Собр. соч. т. VII, с. 210. Святой Максим Исповедник . Слово подвижническое. Добротолюбие, указ. изд., т 3, с. 161. Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах… Указ. изд., с. 77. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 232. Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах…Указ. изд., с. 73. В. В. Бибихин. Узнай себя. Указ. изд., с. 414 – 415. Радость на веки. А. Ф. Лосев, В. М. Лосева. Переписка лагерных времен. Русский путь, 2005, с. 50 – 51. Ис. 50:5-6 . Евр. 12:10 .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Лк.3:5 : «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». 1Мак.2:52 : «Авраам не в искушении ли найден был верным? и это вменилось ему в праведность. Гал.3:6 : «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (ср. Рим.4:17–22 ). 1Мак.7:37 : «Ты, Господи, избрал дом сей, чтобы на нем нарицалось имя Твое и чтобы он был домом молитвы и моления для народа Твоего» (ср. Ис.56:7 ). Мф.21:13 : «написано, – дом Мой домом молитвы наречется...». 3Езд.1:24 : «Что сделаю тебе, Иаков? Не хотел ты повиноваться, Иуда. Переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои». Рим.16:26 : «но которая (тайна) ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере». 3Езд.1:26 : «...ноги ваши быстры на совершение человекоубийства». Рим.3:15 : «Ноги их быстры на пролитие крови». 3Езд.1:30 : «Я собрал вас, как курица птенцов своих под крылья свои». Мф.23:37 : «…сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица (в греч. букв. курица) собирает птенцов своих под крылья…» 3Езд.1:33 : «Так говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст». Мф.23:38 : «Се, оставляется вам дом ваш пуст». 3Езд.1:37 : «Завещеваю благодать людям грядущим, дети которых, не видев Меня очами плотскими, но духом веруя тому, что Я сказал, торжествуют с весельем». Ин.20:29 : «…блаженны невидевшие и уверовавшие». 3Езд.2:13 : «Уже готово для вас царство: бодрствуйте». Мк.13:37 : «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». (Нужно заметить, что 3Езд.2:13 – единственное место в Ветхом Завете, где встречается новозаветный призыв «бодрствуйте» – см., напр., Мф.24:42; 25:13; 26:41 ; Мк.13:33,35 ; Деян.20:31 ; 1Пет.4:7; 5:8 ; 1Кор.16:13 .) 3Езд.2:16 : «И воскрешу мертвых от мест их и из гробов выведу их...». Лк.20:37 : «...мертвые воскреснут...»; Ин.5:25 : «...мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». 3Езд.2:39 : «которые, переселившись от тени века сего, получили от Господа светлые одежды. Приими число твое, Сион, и заключи твоих, одетых в белые одеяния, которые исполнили закон Господень».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ап. Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «Телом Своим», но ведь Тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем вознесенные на крест грехи были смыты Кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее Крови Христовой, что противоречит словам ап. Иоанна: ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречить словам ап. Павла: ( Евр.9:26 ). 10. Как примирить с святостью креста слова ап. Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). – Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову ап. Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в Слове Божием сказано: «благословенно древо, чрез которое бывает правда». ( Прем.14:7 ; сравни: 1Пет.2:24 ). VI. 11. На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. (Евр. 13: 13). «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает; пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». ( Мк.10:21 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». ( Мк.8:24 ). Примеч. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу; то очевидно, что Спаситель, повелевая своим последователям взять крест, имел в виду тот и другой крест. – Так и ап. Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). По сему, кто называет себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «кто не берет креста своего, и следует за Мною; тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состояние праведных предполагает их общение не только с Богом, но и между собой, как учит Господь: Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф. 8:11 ). Усопшие узнают друг друга, как узнали друг друга богач, Лазарь и Авраам (см.: Лк. 16:19–31 ). Они будут общаться и с ангелами (см.: Евр. 12:22–24 ). Общение святых друг с другом и с ангелами также будет источником блаженства праведников: До общаго воскресения, дадеся святым друг друга познавати и свеселитися 719 , но эта радость несравнима с блаженством общения с Богом. Состояние душ грешников после частного суда Место пребывания душ грешников после частного суда чаще всего называется в Священном Писании адом ( Лк. 16:23 ; Деян. 2:31 ) (греч. δις и евр. шеол буквально означает «место, лишенное света»); а также преисподними местами земли ( Еф. 4:9 ); преисподней ( Флп. 2:10 ); тьмой внешней ( Мф. 22:13 ; Мф. 25:30 ), темницей духов ( 1Пет. 3:19 ). В этих местах грешные души претерпевают страдания, с которыми не может сравниться ничто на земле. В различных церковных текстах эти страдания описываются через разные образы, но общая идея во всех случаях остаётся неизменной – человек лишается главного и подлинного источника блаженства – Бога. В Евангелии Господь говорит нераскаянным грешникам: Отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7:23 ). Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Ин. 1:5 ), поэтому лишение богообщения есть погружение во тьму ( Мф. 22:13 ; Мф. 25:30 ). Грешники в отличие от праведников не имеют покоя в своих страданиях: Червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк. 9:44 ). Существует несколько вариантов толкования этой фразы, но в самом распространенном понимании червь, изъедающий душу, – это угрызения совести, которые уже невозможно загладить покаянием, а огонь – это мука от неудовлетворенных страстей, которые укоренились в душе, но не могут быть насыщены даже в малой степени. Апостол Павел говорит об этом состоянии: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое ( Рим. 2:9 ). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут ( Лк. 16:26 ). Это различие в состояниях между праведниками и грешниками при невозможности по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые 720 , тем не менее, находились они в различных состояниях. После сошествия Христа во ад праведники были выведены Им из шеола (см.: 1Пет. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

«Но страдал добровольно и не открывал уст своих». Здесь пророк Исаия впервые с такой определенностью говорит о добровольном характере искупительных страданий Мессии, в чем и заключалась их спасающая сила. Правда, намеки на это попадались у него и раньше, например, в том месте, где он, описывая кроткий образ Отрока Господня, говорит о нем, что «Он не возопиет и не возвысит голоса и не даст услышать Его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:2–3 ); или еще более прикровенно в другом месте: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился» ( Ис.50:5 ). Но не говоря уже о том, что смысл этих текстов довольно прикровенен, они больше говорят или об общем характере учения и жизни Мессии, или об Его полном послушании воле Небесного Отца. В рассматриваемом же нами месте ясно и определенно говорится, что страдания Мессии имели не один пассивный, но активный характер, были не только покорным подчинением чужой воле, но вместе с тем и живым изъявлением Его собственной воли, актом высочайшего личного самопожертвования. Вторая половина этого стиха – «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» – является прекрасной иллюстрацией к только что высказанной мысли – о добровольном характере и безмолвном перенесении Мессией всех ужасных и совершено незаслуженных Им страданий. Самый образ взят пророком из обихода повседневной жизни; но и он, по-видимому, не лишен прообразовательного характера, так как и он намекает или на пасхального агнца, или на жертвенного агнца, которого перед закланием обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо и кротко. И та и другая жертва имела прообразовательное значение по отношению к великой Голгофской жертве ( 1Кор.5:7 ; Ин.1:29 ; Откр.5:6, 12 ). Данный образ почти буквально встречается еще раз у пророка Иеремии ( Иер.11:19 ): «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание». Относительно исполнения пророчеств этого стиха, почти все комментаторы согласны видеть в нем удивительно точную картину того поругания и глумления над Невинным Страдальцем, которое Он безропотно и терпеливо переносил во время пристрастного первосвященнического суда над Ним ( Мф.26:62–63, 67–68 ; Мф.27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10 ). Этот же трогательный момент отмечен и у Апостола Петра в следующих словах: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). У самого же пророка Исаии ближайшей параллелью к этому стиху является уже известное нам место: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». ( Ис.50:6 ). Наконец, нельзя умолчать и о том, что именно это место из пророка Исаии послужило благодарной темой для огласительной речи апостола Филиппа, обращенной им к вельможе эфиопской царицы – Кондакии и закончившейся крещением последнего ( Деян.8:28–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010