Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Как великий чудотворец, Христос изображается именно в евангелии от Марка. В евангелиях от Матфея и Луки (ср. 24:10) излагаются одинаково полно как дела, так и слова Христовы (последние даже с большой подробностью). Замечательно, что, по Мк.1:27 , свидетели исцеления бесноватого как будто не могут представить учения Христова отдельно от совершенного Христом чуда (ср. Лк.4:36 ) 1105 В частности, изгнание бесов только в евангелии от Марка представляется особым, специальным родом деятельности Иисуса Христа (1:39 ср. Лк.4:44 ). Из 20 случаев исцелений, упоминаемых в ев. Марка, 7 – исцеление бесноватых, тогда как в ев. от Матфея 7 исцелений бесноватых приходится на 24 исцеления вообще, а в ев. от Луки 10 на 31, так что в ев. от Марка изгнание бесов составляют – 35 % общего числа исцелений, в ев. Луки – 32, 26 % и в ев. Мф, – 29, 16 % (См. приложение на конце). В. 2Пет.1:17 . «Он (Иисус Христос) принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». –18. И сей глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на Святой горе». Глас Бога Отца в таких словах не читается ни в одном из наших евангелий: во всех ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ) он оканчивается словами: «Его слушайте». Но ближе других евангелий изложение ап. Петра стоит к евангелию от Матфея: только здесь читаются слова: «в Котором Мое благоволение». Г. К истории страданий Христа относятся 1Пет.2:23–24 ; Деян.1:16 и сл. 2:23, 3:13–18, 4:10, 10:39. Вот черты, которые представляются более или менее характеристичными: 1 . Вождь взявших Иисуса, Иуда приобрел ценою неправедною, землю, называемую Акелдама, а сам погиб неестественною смертью (1:16–19). О смерти Иуды и о назначении 30 сребренников говорит только ев. Матфей (27:3–8). Есть, впрочем, некоторая возможность предполагать, что упоминаемый факт и не входил в евангелие Петрово, так как слова Деян.1:16–19 взяты из речи, произнесенной по особому поводу, который делал упоминание об Иуде неизбежным, и обращенной не к слушателям, просвещаемым евангельским учением, а к самим апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

– тело и душа ( Мф.10:28 ); – тело и ум ( Рим.12:12 ); – тело и дух ( 1Кор.7:34 ; Иак.2:26 ); – плоть и дух ( 1Кор.5:5 ; 2Кор.7:1 ); – плоть и сердце ( Рим.2:28–29 ); – внешний и внутренний человек ( 2Кор.4:16 ). Иногда каждый из этих аспектов описывается сразу несколькими терминами. Например, в 7-й главе Послания к римлянам Павел попеременно использует слова тело и плоть, когда говорит о том аспекте, который стремится к греху (ст. 18:2325), и слова внутренний человек и ум, когда говорит о том аспекте, который хочет повиноваться Богу (ст. 2223:25). В Лк.1:4647 слова душа и дух однозначно являются синонимами. В 1Пет.3очевидными синонимами являются «сокровенный сердца человек» и «дух». Есть и другие причины отдать предпочтение дихотомической точки зрения. Иногда все сотворенное Богом подразделяется на две группы: видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Человек, хотя он и создан для жизни в материальном мире, способен продолжить личностное существование в духовном мире в виде бестелесной души или духа ( Евр.12:23 ; Откр.6:911 ). Все эти моменты свидетельствуют в пользу дихотомии и против монизма и трихотомии. Библейские основания трихотомии Трихотомическая точка зрения основана, главным образом, на двух или трех новозаветных отрывках. 1Фес.5 – единственный текст, в котором о духе, душе и теле говорится как об отличных друг от друга аспектах человеческой природы. Дихотомисты в ответ обычно ссылаются на какой-нибудь отрывок вроде Мк.12:30 , где одновременно упоминаются сердце, душа, разум и сила, которые нельзя назвать разделимыми или отдельными частями человека. Однако трихотомисты не находят такой ответ убедительным, поскольку их оппоненты сами признают, что тело отделимо от духа и души, и аналогия с Мк.12:30 , таким образом, представляется неправомерной. Второй ключевой стих – Евр.4:12 , где речь идет о Слове Божьем, которое «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Использование этого стиха в подтверждение трихотомических представлений осложняется тем, что соотношение «души и духа» с «помышлениями и намерениями сердечными» неясно. Что представляет собой «сердце» – дух, душу или то и другое сразу? Из других текстов явствует, что автор Послания к евреям использует слова «сердце» и «мысли» как синонимы (8:10; 10:16) 288 . Но что он имеет в виду под «душой и духом», непонятно. Вполне возможно, слово «разделение» в этом контексте следует понимать в смысле различения внутреннего, сокровенного аспекта личности (т. е. «души и духа») и ее внешнего, поверхностного аспекта. В таком случае, автор использует слова «дух» и «душа» как синонимы. Аналогичным образом, последняя часть 12-го стиха говорит не о том, что Бог отличает «помышления» от «намерений», а о том, что Бог отличает добрые «помышления и намерения» от дурных; эти слова – синонимы. Таким образом, стих Евр.4также не подтверждает трихотомическую точку зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Апостола Иакова. Святой Павел учит добрым делам, побуждает к оным – для приятия вечного живота. Вера у него не есть простая, холодная уверенность ума без участия сердца; нет, он требует веры поспешествуемой любовью, т.е. свидетельствуемой делами; следовательно утверждает то же самое, что и Св. Иаков ( Иак.2:22 ). Различие в том, что Св. Апостол Павел опровергал таких лжеучителей, которые хотели смесить Христианскую веру с Левитскими законами и обрядами, а Св. Иаков тщится рассеять мечту и в наше время часто возникающую, да и тогда вероятно возникшую, мечту, будто бы Христианство состояло только в умственном или мысленном, праздном познании учения Христова. Сколько напрасно Протестантские учители распространяют выражения Св. Апостола о законе и делах его на дела нравственно добрые: столько же напрасно они указывают на его учение о оправдании. Мы говорим о том, что нужно к наследованию вечного спасения или блаженства. Но вечное спасение ужели совершенно то же, что и оправдание? Что Богословы новейших церковных обществ в оправдании вместо действительного обновления души, вместо сообщения положительной, внутренней правды видят одно судебное объявление виновного невинным, отпущение или даже только прикрытие грехов, сие согласно с их заботливостью о вере и опасением; чтобы она не потерпела какого-нибудь ущерба или вреда от добрых дел. Но к решению нашего вопроса требуется не то, в чем состоит оправдание, а только, когда оно совершается. Нельзя, кажется, не приметить, что Св. Апостол о оправдании говорит как совершающемся еще в сей жизни. Как Аврааму вера его вменилась в правду задолго до его смерти ( Быт.15:6, 15 ), так и о верующих во Иисуса Христа Апостол говорит, как уже «оправдавшихся или оправданных» ( Рим.5:1, 9 ). Спасение означает без сомнения более, нежели оправдание. Под именем спасения обыкновенно разумеется «вечное спасение, Царствие Божие, живот вечный» ( Мк.10:26 ; ср. Мк.17:23 ; 1Пет.1:9 ; Евр.1:14, 5:9 ; 1Тим.4:16 ). Сие спасение «явится во время последнее», а теперь избранные только «соблюдаются ко оному» ( 1Пет.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

4) Древо креста якобы проклято само, и сделавший его... ( Прем.14:8 ). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое «рукотворенное» и сделавший его прокляты, а только обоготворяемое: «это тленное названо богом». Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В стихе 7 благословляется дерево, «через которое бывает правда». Таким деревом и является честный крест Христов: «Он грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:24 ). 5) Господь в Евангелии ( Мф.10:38, 16:21 ) говорит о кресте духовном, а не вещественном. В приведенных местах (ср. Мк.8:34, 10:21 ; Лк.9:23 ) говорится о скорбях и страданиях христианина, называемых в переносном смысле «крестом»; причем в отличие от «креста Иисуса» ( Ин.19:25 ) этот крест именуется «свой». О кресте Христовом – вещественном – ясно сказано в следующих местах: Мф.27:32, 40, 42 ; Мк.15:21, 30 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17, 19, 25 ) Если бы крест был ненавистен Господу, как думают сектанты, то Он назвал бы человеческие скорби не крестом, а другим именем. Духовный крест христианина не устраняет вещественного креста Христова. В напоминание о Распятом и Его заповеди ( Мк.8:34 ) мы носим на себе вещественный крест: «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ; ср. Прит.6:21 ). «А что значит: «выйдем к Нему?» Будем», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «соучастниками Его страданий; будем терпеть Его поношение. Не напрасно Он пострадал вне врат, но чтобы и мы взяли крест Его, пребывали вне мира и старались оставаться там. Он был поносим, как преступник, так же будем и мы». 385 6) Почитать нужно Господа, даровавшего нам спасение, а не крест. Мы бесконечно благодарим, прославляем и величаем Господа, но и чествуем Святой Крест – орудие спасения ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ). Если меч Голиафа, через который Бог даровал Давиду победу, хранился в скинии ( 1Цар.21:9 ), хотя и был осквернен кровью язычника, то орудие победы над диаволом – Святой Крест, обагренный пречистою Кровью Иисуса Христа ( Кол.1:20 ), заслуживает большего чествования и прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Отрицательное измерение Искупления состоит в последовательном устранении преград, которые с момента грехопадения отделяют человека от Бога: греха, проклятия и смерти 352 . Устранение этих преград силами самого человека было невозможно. Вся история Ветхого Завета свидетельствует о том, что естественная человеческая праведность и праведность от закона не могли доставить человеку спасения. Поэтому Искупление совершенно необходимо для нашего спасения. 4. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего Спасения 4.1. Что необходимо для спасения Согласно «Пространному Катихизису», Господь совершил спасение наше «учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением» 353 . Прежде всего было необходимо сообщить человечеству совершенное понятие о Боге и научить праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть « Евангелие Царствия Божия ( Мк. 1:14 ), или иначе, учение о спасении и блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви» 354 . Учение Христово бывает для нас спасительным, когда мы «принимаем его всем сердцем и поступаем по оному. Ибо как ложное слово диавола, быв принято первыми человеками, сделалось в них семенем греха и смерти, так напротив истинное слово Христово, усердно приемлемое христианами, становится в них семенем святой и безмятежной жизни» 355 . По словам ап. Петра, христиане суть «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» ( 1Пет. 1:23 ). Господь Иисус Христос не только преподал Своим ученикам совершенное учение, но и явил пример Своей жизни, сделавшись для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной, когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ) " 356 . Однако для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сами по себе не могут исцелить тяжело больного. Для спасения грешного человечества необходима особая Божественная помощь, состоящая в обновляющем воздействии на человеческое естество, его возрождение ( 1Пет. 1:3 ; Тит. 3:5 ). 4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в «Пространном Православном Катихизисе»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В других местах Священного Писания (ср. Деян.2:33, 8:12, 19:3–5 ; Мк.1:8 ; Мф.28:19 ; Мк.16:16 и др.) не упоминается о воде, в которой крестились, потому что понятие о ней (воде) содержится в самом слове «крестить» (βαπτζειν – погружать, орошать, мыть). Образ совершения крещения Крещение должно совершаться через троекратное погружение крещаемого в воду, с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа. Евангелисты, повествуя о крещении Иисуса Христа, говорят, что Он, крестившись, «тотчас вышел из воды» ( Мф.3:16 ), «когда выходил из воды» ( Мк.1:10 ). Нисхождение в воду, очевидно, требовалось для погружения в нее, а никак не для обливания ею. Иоанн избрал для крещения иудеев многоводное место близ Салима ( Ин.3:23 ), без сомнения, потому, что здесь ему удобнее было крестить через погружение. Апостолы также крестили через погружение: «сошли оба в воду Филипп и евнух; и крестил (βπτισεν) его. Когда они вышли из воды..». ( Деян.8:38–39 ). На погружение крещаемого в воду указывает слово Божие, когда видит прообраз крещения в потопе ( 1Пет.3:21 ); называет крещение «[банею] омовение водное» ( Еф.5:26 ), «[банею] купель возрождения» ( Тит.3:5 ), «подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ) и погребения: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим.6:4 ), т.е. как при погребении земля объемлет погребающегося в нее, так и при погружении вода объемлет крещающегося. Совершительные слова в таинстве Крещения произносятся по заповеди Иисуса Христа ( Мф.28:19 142 ). «Великое таинство крещения», – свидетельствует святой Василий Великий , – «совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями». 143 «Делая сие (троекратн. погружение)», – говорит святой Григорий Нисский , – «отображаем на себе тридневную благодать воскресения и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имени трех святых Ипостасей... Почему во имя Отца? Потому что Он начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он зиждитель твари. Почему во имя Духа Святого? Потому что Он совершительная сила всего».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

8:34 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55-е Мк. 8:35 Мк. 8:37 Ин. 15:19; 16:2-3 1Пет. 2:19, 21 Ин. 16:33 Еф. 6:12 2Кор. 10:4-5 Гал. 6:14 Лк. 23:41-42 Иов 2:10; 1:12 Иак. 1:12 1Кор. 9:27 Рим. 8:8, 12-13 Гал. 5:24 Лествица. Слово 26-е Кол. 2:18 Лк. 23:39 Мф. 27:41-42 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го  Поучение в четвертую неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Сей род — сказал Господь своим апостолам о духах злобы — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе — телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми — говорит боговдохновенный Давид — облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Мрачные духи злобы совершили два тяжких преступления первое было причиною их извержения из сонма святых ангелов; второе преступление было причиною их невозвратного отвержения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тропарь, гл. 3. У верховнаго Петра научився, апостол Христов был еси, и яко солнце странам воссиял еси, Александриом удобрение быв блаженне; тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся, яко свет столп церковный; сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко Богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, гл. 2. С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие. Парем. (1. Иак.1:1–12; 2 . Иак.1:13–27; 3 . Иак.2:1–13 ; Утр. Ев. Лк.10:1–15; 50 зач. Ап. 1Пет.5:6–14; 63 зач.; Ев. Мк.6:7–1З; 23 зач.). Преставление пр. Сильвестра Обнорсного. Ученик пр. Сергия Радонежского (см. 25 сент.), он подвизался на р. Обноре (Яросл. еп., в 20 вер. от г. Любима), где основал Обнорскую обитель во имя Воскресения Господня, в которой сам был настоятелем. После долгих подвигов, прославившись чудесами, он мирно скончался в 1379 г. Мощи его покоятся в приходской церкви Воскресения, на месте (упраздненной в 1764 году) обители его. 26 . Г. Св. священномуч. епископа Амасийского. Исполненный духовных даров, он во время гонений «с дерзновением пастырским велемудренно» обличал языческое нечестие и утешал христиан; будучи же великим защитником православия, он, с появлением ариан, писал послание против них. По случаю пребывания св. Глафиры в г. Амасии (см. ниже), святитель был вытребован в Никомидию и после темничных уз усечен мечем, около 322 г. (28 мар.). Глава и тело его были ввержены в море и потом обретены (26 апр.) рыбаками в г. Синопе, откуда они перенесены (30 апр.) в Амасию – место его родины и святительства. См. 30 апр. Кондак, гл. 4. Царево повеление преобидев, Царство Небесное получил еси Василие, в немже ликуя, поминай нас чтущих память твою священномучениче. + Св. отца Стефана, епископа Пермского. Родом из г. Устюга (сн. 8 июл.), сын причетника, «от младенчества добродетели прилежав» и обладая необыкновенными умственными способностями, он в один год выучился читать книги и помогал в церкви своему отцу при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010