Ин.16:16 .  Вмале, и ктому не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, яко иду ко Отцу 1016 Сказав прежде о том, что Он будет открывать им чрез Своего Духа все для них необходимое и полезное, повествует и о страданиях, после которых вскоре следует и вознесение чрез восшествие на небо, ведущее за собою необходимое наитие Духа. Это потому, что невозможно было уже сожительствовать с плотью среди святых Апостолов Тому, Кто восшел на небо к Отцу. Речь же ведет весьма сокращенно, благодаря этому отнимая от нее остроту печали. Ясно видел Он, что ученики опять подвергнутся немалому страху и будут ожидать мучений от острой печали и подпадения ужасным и невыносимым бедствиям, когда им придется оставаться одним, с восшествием Спасителя «к Отцу». По этой, думаю, причине не говорит открыто, что умрет, так как иудейское неистовство призывало Его дойти и до этого, но строит речь с весьма великим искусством и тонкостью и вместе с страданием сообщает и радость воскресения, говоря: «Мало, и уже не узрите Меня, и опять мало, и увидите Меня». Уже при дверях было время смерти, делавшее Господа невидимым для учеников на весьма малое время, пока Он, разрушив ад и открыв для находившихся там врата мрака, должен был снова восставить Свой храм ( Ин.2:19–22 ). И по совершении этого снова воссиял Своим ученикам и обещал быть с ними «все дни века», по написанному ( Мф.28:20 ). Ведь Он хотя и отсутствует плотью, представив Себя за нас Отцу и воссев одесную Родителя, но обитает в достойных чрез Духа и всегда пребывает со святыми, ибо обещал Он, что не оставит нас сиротами ( Ин.14:18 ). Итак, ввиду весьма малого остававшегося до начала страдания, времени говорит: «Мало, и не узрите Меня», ибо смертью как бы должен был покрыться недолго. «И опять», говорит, «мало, и увидите Меня», ибо на третий день ожил, проповедав и сущим в темнице духам ( 1Пет.3:19 ). Таким образом, было полнейшим доказательством Его человеколюбия то, разумею, что Он не только спас еще живущих на земле, но и проповедал освобождение уже умершим и находившимся в глубинах преисподней во мраке, по написанному ( Ис.42:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ин.16:16 . Вмале, и ктому не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, яко иду ко Отцу. 1124 Сказав прежде о том, что Он будет открывать им чрез Своего Духа всё для них необходимое и полезное, повествует и о страданиях, после которых вскоре следует и вознесение чрез восшествие на небо, ведущее за собою необходимое наитие Духа. Это потому, что невозможно было уже сожительствовать с плотью среди святых апостолов —10— Тому, Кто восшел на небо к Отцу. Речь же ведет весьма сокращенно, благодаря этому отнимая от неё остроту печали. Ясно видел Он, что ученики опять подвергнутся не малому страху и будут ожидать мучений от острой печали и подпадения ужасным и невыносимым бедствиям, когда им придется оставаться одним, с восшествием Спасителя к Отцу. По этой, думаю, причине не говорит открыто, что умрет, так как иудейское неистовство призывало Его дойти и до этого, но строит речь с весьма великим искусством и тонкостью и вместе со страданием сообщает и радость воскресения, говоря: «мало, и уже не узрите Меня, и опять мало, и увидите Меня». Уже при дверях было время смерти, делавшее Господа невидимым для учеников на весьма малое время, пока Он, разрушив ад и открыв для находившихся там врата мрака, должен был снова восставить Свой храм ( Ин.2:19–22 ). И по совершении этого снова воссиял Своим ученикам и обещался быть с ними «все дни века», по написанному ( Мф.28:20 ). Ведь Он хотя и отсутствует плотью, представив Себя за нас Отцу и воссев одесную Родителя, но обитает в достойных чрез Духа и всегда пребывает со святыми, ибо обещал Он, что не оставит нас сиротами ( Ин.14:18 ). Итак, ввиду весьма малого остававшегося до начала страдания, времени говорит: «мало, и не узрите Меня», ибо смертью как бы должен был покрыться недолго. «И опять, говорит, мало, и увидите Меня», ибо на третий день ожил, проповедав «и сущим в темнице духам» ( 1Пет.3:19 ). Таким образом, было полнейшим доказательством Его человеколюбия то, разумею, что Он не только спас еще —11— живущих на земле, но и проповедал освобождение уже умершим и находившимся в глубинах преисподней во мраке, по написанному ( Ис.42:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших» , как всегда неизменно учила и доселе учит истинная Церковь Христова (см.  Кол.2:14 ). Дело спасения и искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти совершено не чем иным, как именно драгоценною Кровию Христовою, истинного Агнца Божия, пролитою за нас на кресте. Об этом ярко и сильно свидетельствует Священное Писание, утверждающее, что самая Церковь Христова «приобретена Им Кровию Своею» ( Деян.20:28 ) и что мы с тех пор «получаем оправдание… искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания Правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» ( Рим.3:25 ). Мы искуплены, как учит св. Ап. Петр, «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:18–19 ). Мы  «оправданы Кровию Его» , как учит св. Ап. Павел, ибо «будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» ( Рим.5:9–10 ). «Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» , как учит св. Ап. Павел в другом своем послании ( Ефес.1:7 ). Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» ( Кол.1:14 ) и примирены с Богом «Кровию Креста Его» ( Кол.1:20 ). Христос «омыл нас от грехов наших Кровию Своею , свидетельствует и возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов ( Откр.1:5 ). Пришедшие от  «великой скорби» и облеченные в белые одежды, как было показано ему же в апокалиптическом видении, «убелили одежды свои Кровию Агнца» ( Откр.7:13–14 ). Уже из этих немногих мест Священного Писания (а есть и множество других, подобных!) мы с полной несомненностью убеждаемся в том, что великое Таинство нашего искупления совершено не где-либо в ином месте, как именно НА КРЕСТЕ ЧРЕЗ ПРОЛИТИЕ НА НЕМ КРОВИ ХРИСТОВОЙ. Поэтому и понятно, что значит последнее слово, произнесенное распятым за нас на кресте Господом-Спасителем: «Совершишася!» , после чего в Евангелии сказано о Нем: «И преклонь главу, предаде дух» ( Ин.19:30 ). «Совершишася» , то есть совершилось то, ради чего Сын Божий пришел на землю и умер за нас Распятый на кресте — совершилось великое дело искупления человечества от греха, проклятия и смерти.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhiepisko...

И не примечаете ли, слушатели, как чрез воскресение, Господь, наш Жизнодатель, не отдалился от нас, по еще более с нами сближается? Он в нас, и мы в Нем, причастием Его прославленной плоти. По этой близости Он и учеников Своих именует теперь Своею братией. Давно ли еще говорил Он на вечери: вы глашаете Мя учителя и Господа: и добре глаголете ( Ин.13:13 ). Досточтимо и наименование ученика! В предсмертной беседе, изливая душу Свою пред учениками, раскрывая пред ними бесконечную Свою любовь, Господь говорил им: вы друзи Мои есте ( Ин.15:14–15 ). Наименование друга более исполнено любви! Но теперь в день воскресения Он усвояет ученикам наименование, указывающее на союз Его с ними более близкий, родственный, кровный, наименование братии. Иди ко братии Моей, говорит Он Марии Магдалине ( Ин.20:17 ); и прочим мироносицам повелевает: идите, возвестите братии Моей ( Мф.28:10 ). О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго поистинне гласа! Что же возвещает нам день воскресения Христова о нашей собственной судьбе? До воскресения Христова для всех был страшен неизбежный путь в страну загробную. Смерть всех низводила в темные области ада. Там с праотцом рода человеческого томились древние патриархи, Пророки и праведники. Но Пришедший разрушить дела диавола на земле, проник и в его подземную державу. Умерщвленный по плоти, но ожив духом, Он сошел и к духам, содержимым в темнице преисподней ( 1Пет.3:18–19 ); возвестил свободу чаявшим Его избавления и извел с Собою сонмы душ верующих. С той поры врата смерти и ада уже перестали быть столько страшными для последователя Христова. Сам божественный Искупитель глаголет к нему: небойся. Аз есмь первый и последний, то есть всегда и везде беспреемственно владычествующий. Бых мертв – и се жив есмь во веки веков. И имам ключи ада и смерти ( Откр.1:17–18 ). – Итак, ключи ада и смерти в руках нашего Искупителя, а не у врага нашего. Следовательно, если ты, отходящий в свое небесное отечество странник земли, если ты живою верою усвоил себе оправдание Христово; если в своей жизни старался последовать закону и примеру Христову; если при помощи благодати Христовой, усердно заботился об истреблении в себе греха: уповай на милосердие твоего Спасителя: Он, Всеблагой, проведет тебя безбедно и посреди сети смертной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Петра и ап. Павла) представляют значительно обширные и важные части их, например, 1Пет. 2:18–25 ; Еф. 6:5–9 и др. Иудео-христиан рабство было отчасти незначительно, отчасти уже ранее стояло под смягчающим влиянием закона Моисеева. 3. Содержание послания и характер его Святой Иаков до принятия христианства стремился к оправданию и святости посредством исполнения нравственных предписаний закона и в христианстве ревновал, главным образом, о праведной во Христа жизни, об исполнении закона совершенного, закона свободы 5 . О нравственно-практическом взгляде его на христианство свидетельствует всё его послание. По своему содержанию оно представляет ряд практических увещаний христианам, – по поводу простейших жизненных отношений между ними, – выражать свою веру в различных сторонах и различных случаях каждодневной их жизни. Увещания 1:2–27 и 5:7–20 обращаются апостолом ко всем христианам. Увещания 2:1–5, 6 высказываются по поводу частных явлений жизни первых христиан. Все христиане подвергаются различным испытаниям в твёрдости их нравственно-доброй жизни во Христе и искушениям. Отсюда апостол ко всем христианам, во-первых, обращается с наставлением, как они должны относиться к испытаниям и искушениям. Они должны относиться к испытаниям с радостью и терпением, с молитвой о мудрости и верой в исполнение Богом их молитвы, не заботясь о том, бедны ли они или богаты, с радостью о будущей жизни и с уверенностью, что от Бога происходит только благо, а искушаются они не Им, а своими похотями (1:2–18). Все христиане возрождены словом истины в новую христианскую жизнь. Поэтому далее апостол говорит им, как они должны относиться к слову истины. Они должны с охотой внимать ему, больше слушать, чем говорить, и не слушать только, но исполнять его, и служить Богу не благочестием на словах, но делами любви и соблюдением себя от всякой скверны (1:19–27). Частные увещания. Исходя из наставлений, высказанных в 1:9–11, апостол, прежде всего, увещевает христиан иметь веру во славу Господа, участниками в которой они будут в явление Его, и предостерегает их от лицеприятного предпочтения богатых пред бедными, потому что такое поведение есть преступление заповеди о любви, закона вообще и опасно ввиду предстоящего суда (2:1–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

– евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока ( Мк.9:17–31 ), объединить с зачалом 44-тым от Марка (10:11–16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (6:56–69) о Хлебе, сходящем с небес. В Великий Четверг вспоминается умовение Господом ног Своим ученикам, установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере, молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Господа на страдания и смерть. В Великий Пяток на вечерне вспоминается снятие со Креста пречистого Тела Господа Иисуса Христа. Евангельские чтения в Великий Четверг на литургии и в Великий Пяток на вечерне, охватывая события, предшествующие воспоминаемым, и таким образом повторяя уже читанное в евангельских зачалах предыдущих дней Страстной седмицы, являются излишне пространными. Поэтому надлежит: – в Великий Четверток на литургии читать евангелие: Ин.13:1–17 , Лк.22:15–39 или Лк.22:1–39 (если умовение ног совершается), а на утрени в этот день – евангелие от ( Мф.26:17–30 ), об установлении Евхаристии; – в Великий Пяток на вечерне читать евангелие: Ин.19:38–42 . Паремейные чтения удовлетворяют запросам верующего ума и в общем соответствуют воспоминаемым событиям, но некоторые изменения и здесь возможны. Поэтому желательно: а)      в праздники, посвященные прославлению икон Богородицы читать: – Быт.3:14–15 («Вражду положу между тобою и между женою...»); – Чис.17:16–26 (Жезл Ааронов прозябший); – Дан.2:26–46 (Гора, от которой оторвался камень); или: Чис.17:16–26 (Жезл Ааронов прозябший); – 2Цар.1:1–12 (Перенесение ковчега – поражение Озы); Суд.6:12, 36–40 (Руно орошенное); б)      в дни празднования памяти святителей, кои именуются Учителями Вселенскими, читать паремьи новозаветные: 1Ин.3:21–24 ; 1Ин.5:1–6 ; 1Пет.3:12–18 ; в)      в дни празднования памяти преподобных читать: –      или ныне читаемые; –      или Ис.26:2–9 ; –      (или) Мал.3:16–4:1–2 (последний стих закончить словами: «и исцеление в лучах его»); –      (или) Прит.12:22–26:28 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Таким образом, Книга Даниила, как полагает Сторожевая Башня, показывает, что Иисус был Михаилом и до пришествия на землю, и после воскресения. Историю жизни Иисуса можно описать так: ангел – человек – ангел. Библейское учение. Отвечая на предлагаемое Сторожевой Башней толкование Дан.10:13, 21; 12:1 , остановитесь на нескольких важных моментах. Во-первых, Спросите: Где в тексте 10-й и 12-й глав Книги Даниила прямо сказано, что речь идет об Иисусе Христе? Показать вам такое ясное утверждение Свидетели Иеговы не смогут, но, вероятно, сошлются на то, что Михаил назван «великим князем», и что это якобы показывает Его власть над остальными ангелами. Это может быть только Христос, скажут они. Здесь очень важно отметить, что в Дан.10:13 Михаил четко называется «одним из первых князей» (курсив автора). Раз Михаил – «один из» великих князей, значит великих князей несколько. Насколько велика эта группа, мы не знаем. Но если Михаил – один среди равных, он уже не уникален. Греческое же слово monogenes («единородный»), использованное в Ин.3:16 применительно к Иисусу, означает «уникальный», «единственный в своем роде». Спросите: Если Иисус, первое и высшее творение, в своем дочеловеческом состоянии был архангелом Михаилом, почему же в Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей»? Разве указанный стих не говорит, что Михаил – лишь один из некоторого числа равных? Стоит также подчеркнуть, что Библия нигде не называет Иисуса «великим князем». (Если вам укажут на Дан.10:13 , спросите еще раз, где в этом тексте ясно указывается на Иисуса.) В Откр.19:16 Иисус назван «Царем царей и Господом господствующих». Этот титул свидетельствует об абсолютном полновластии. Царь царей и Господь господствующих облечен гораздо большей властью, нежели простой «великий князь» (один из числа равных). Первый обладает абсолютным полновластием; власть же второго имеет производный, ограниченный характер. Подчеркните, что основная задача первых трех глав Послания к евреям – показать превосходство Иисуса Христа над пророками ( Евр.1:1–4 ), над ангелами ( Евр.1:5–2:18 ) и над Моисеем ( Евр.3:1–6 ) 392 . Каким образом проявляется это превосходство? Христос назван высшим и окончательным откровением Бога ( Евр.1:1 ); Он изображен Создателем и Хранителем Вселенной ( Евр.1:2–3 ); Ему приписывается обладание самой природой Бога ( Евр.1:3 ). Ни о пророках, ни об ангелах, ни о Моисее ничего этого сказать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» ( Пс.31:5 ); «слезы мои были для меня хлебом день и ночь» ( Пс.41:4 ); они удостоятся слышать: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако» ( Ис.44:22 ); «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается ( Притч 5:22 ), с благодарностью воспоют Господу: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» ( Пс.115:7–8 ). Глава 8. Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ); Иоанн Креститель и Сам Господь говорят: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ); но еще «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как «вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи» ( Сир.3:30 ); «и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс.6:7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего» ( Пс.6:9 ). Также заглаживаются грехи исповеданием их: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ); еще: «припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» ( Ис.43:26 ); и скорбью душевной и телесной приобретается отпущение грехов: «призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» ( Пс.24:18 ). Особенно уничтожаются грехи исправлением нравов наших: «удалите злые деяния ваши от очей Моих;...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Правило Карфагенского Собора (419 г.) «Адам был побежден и, презрев божественное повеление, был осужден на тление и смерть. Но… какое отношение к нам имеют эти его преступления?… Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама — их ведь тогда еще не было — а потому, что они были причастны к его природе, подпавшей закону греха. Значит, как в Адаме природа человека заболела тлением … так во Христе она вновь обрела здравие (Толкование на Рим.5:18 )». свт. Кирилл Александрийский «Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника ( Деян.17:26 ), все люди под грехом, “все согрешили и лишены славы Божией” ( Рим.3:9, 23 ; ср.: Рим.7:14 ), все по зараженному грехом естеству своему являются “чадами гнева” ( Еф.2:3 ). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: “Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас” ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Только Господь Иисус Христос – без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного, греховного зачатия, а путем бессеменного зачатия от Девы Святой и Духа Святого. Живя в мире, который “лежит во зле” ( 1Ин.5:19 ), Господь Иисус “греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его” ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо “греха в Нем несть”( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Будучи единым безгрешным среди всех людей всех времен, Спаситель мог, смел и имел право дьявольски-лукавых врагов Своих, которые за Ним непрестанно следили, чтобы обвинить Его во грехе, неустрашимо и открыто спросить: “Кто от вас обличает Мя о гресе?” ( Ин.8:46 )». преп. Иустин (Попович) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст:

http://azbyka.ru/grex-pervorodnyj

Спаситель благовествует о том, что всякий верующий в Него придет и сядет за трапезой с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ). Ангелы и праведники на небесах составляют единую Церковь – небесный Сион, град Бога Живаго ( Евр.12:22–23 ). Блаженство праведных душ начинается еще здесь, на земле, в их благодатно-добродетельном облечении во Христа и отроичении, продолжается в загробной жизни и после Страшного Суда достигает полноты со всеми святыми. Впрочем, блаженство праведных душ в загробной жизни не только неполно, но и неодинаково, ибо оно соразмерно их благодатно-добродетельному совершенству (см. Ин.14:2 ). На это особенно указывает благовестие святого апостола Павла: Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Место, в котором пребывают праведные души в загробной жизни, именуется в Священном Писании раем ( Лк.23:43 ; 2Кор.12:4 ), Царством Божиим ( Лк.13:28–29 ; Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ), Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ), Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3 ; 2Тим.4:18 ), лоном Авраамовым ( Лк.16:23 ), домом Отца Небесного ( Ин.14:2 ), горой Сион, градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр.12:22 ), Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ), небесами ( Лк.12:33 ; Евр.10:34 ). Учение Священного Писания четко говорит и свидетельствует о подлинности мучений грешных душ за гробом, но природу этого мучения покрывает известная неясность. В основном, это мучение заключается в удаленности грешных душ от Бога как Источника блаженства, радости и света. Они чувствуют скорбь, проводя жизнь без радости, без света, без блаженства. Эта скорбь нарочито усиливается от осознания того, что она бессмертна неумерщвляемым и неистребимым бессмертием (см. Мф.7:23, 25:12, 46 ; Лк.13:25, 27 ; Мф.8:12, 22:13 ). Грешные души находятся в темнице духов ( 1Пет.3:19 ), в аду (εν τ δ), Лк.16:23 ; Откр.20:13 ), где несгораемо сгорают в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (см. Мф.25:41 ; Лк.13:27–28 ) и в сознании всех своих грехов, будучи разъедаемы огненными червями отчаяния и угрызения совести, и причем такого угрызения совести, которое никогда не может, вследствие отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий, привести к спасительному покаянию, как и Иуду привело оно не к истинному покаянию, а к самоубийству, которым увенчивается грех и в котором грех достигает своего триумфа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010