Беседа 5. Евангелие от Матфея, глава 4, 1–11. «Искушение в пустыне» Итак, мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и темой сегодняшней нашей беседы будет начало 4-й главы Евангелия от Матфея. Она начинается словами: Мф.4:1–2 . «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Напрасно некоторые думают, что возведен был духом дьявола в пустыню. Нет! Дьявол не может иметь такой власти над Сыном Божиим. Поэтому Блаженный Иероним и говорит: «Несомненно, что возведен Духом Святым, ибо далее следуют слова: для искушения от диавола. Он (то есть Христос) отводится не против Своего желания или увлекается не как пленник, но добровольно». Причина ясна, апостол Петр пишет: «…потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). Иными словами, Сын Божий показывает нам, что происходит с нами, когда мы бросаем вызов дьяволу . А Крещение и есть вызов дьяволу, и сразу начинается война, и Господь, идя в пустыню, научает нас тому, как преодолевать соблазны любых дьявольских искушений. Одна женщина жаловалась мне, что как только она стала православной (воцерковленной), то сразу начались проблемы и с ее бизнесом и с ее семейной жизнью. Женщина просто пришла в отчаяние, она не знала, что ей делать. Я посоветовал ей внимательнее прочитать 4-ю главу Евангелия от Матфея. Дьявол действительно бездействует и не приступает к нам, пока мы не бросаем ему вызов. Но как только вызов брошен, то начинается настоящая война. Посему те, которые приступают ко Крещению или начинают стремиться исполнять обеты Крещения, данные ими ранее, – знайте, дьявол этого вам никогда не простит. Сказано: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Блаженный Феофилакт писал о Крещении Сына Божия: «Сим учит нас, что после крещения особенно надобно ожидать искушений» . Посему многие обманулись, решив, что коль скоро они крещены, так и все порядке. Война только начинается!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О пиявице, о которой говорится в книге притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» Источник Глава 1 1. Венец из цветов сплетаю я для Христа, (но) не из (тех), которые похожи на (приносимые) иудеями, – не из таких. Ведь они полагали, (что можно) умилостивить Бога кровью животных, а мы, принявшие словесные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ), не умеем приносить агнца н тельца. Но, как пчела, находящая медоносные источники, летая по росистым цветам, берет благоухание (нынешних цветов), принося нам плод, соответствующий полю, – так и мы, летая на легких крыльях мудрости и, по Евангельским и пророческим (наставлениям), наполнив 1 (наши) меры ( Лк. 6, 38 ), разнообразными песнями и изречениями, будем умилостивлять Бога этим духовным почитанием. 2. Боюсь, что это сочинение окажется трудным и тяжелым, так что, о Евстохий, я не в состоянии буду духовно истолковать (то, что) ты поручил мне. Ибо трудно правильно говорить о Боге. Однако сам Господь усиленно повелевает не лениться и ни в чем не уклоняться от исследования Писания, говоря: Исследуйте Писания, ибо в них вы имеете жизнь вечную ( Ин. 5, 39 ). 3. Так, по Евангелию, некто, желая построить башню ( Лк. 14, 28–29 ), не мог совершить (этого). Христос учит нас этою притчею не восходить в (область) невозможного, то есть в смысл того, что превышает наше разумение, но, соразмерно с нашими силами, говорить и поучать прежде всего о познаваемом. 4. Тем не менее, веруя, что Господь может родить во мне слово, я выхожу на дело и отваживаюсь говорить. «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44, 2 ). Хотя пророк сказал это (о) Отце и о Сыне, но (также) и Дух Святой в благочестивых 2 и чистых (людях) рождает благое слово и божественные мысли. 5. Поэтому, о душа, приобрети надежду на Бога и просветись светом познания ( 2Кор. 4, 6 ). Поучайся в законе Господнем день и ночь ( Пс. 1, 2 ; Нав. 1, 8 ). Не давай места духу прельщения и подражай всем другим добродетелям того, кто сказал: «Ради страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве, и болели, и родили дух спасения» ( Ис. 26, 18 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

1) Цель наших духовно-учебных заведений заключается в том, чтобы «подготовлять просвещённых священнослужителей». Нет надобности подробно доказывать, что цель эта имеет прочные основания, она разумна и настоятельно вызывается требованиями жизни. Для пастыря Церкви недостаточно знания одной только внешности церковной жизни – знания устава богослужения, умения исполнять разные требы, наблюдения церковных обычаев и обрядов, знания молитв и употребления их по уставу и т. п. Всё это, конечно, чрезвычайно важно, и всякому кандидату на священство знать это, безусловно, необходимо, если он действительно хочет служить и не вносить в среду паствы соблазн и смущение религиозного чувства истинно благочестивых людей. Но, как бы ни были законны указанные требования, ими одними пастырь ограничиваться, безусловно, не может. По слову апостола, он должен быть учителей ( 1Тим.3:2 ); одна из главных обязанностей его заключается в том, чтобы просвещать истиною, очищать понятия, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни; он должен быть в состоянии дать ответ всякому, «вопрошающему его словесе о христианском уповании» ( 1Пет.3:5 ), силен обличать и заграждать уста непокорным, пустословам и обманщикам ( Тит.1:10–11 ); одним словом, он должен быть по возможности широко и глубоко образованным человеком. Необходимое всегда, это условие тем твёрже и полнее должно быть предъявлено к кандидатам на священство в настоящее время, особенно ввиду объявленной свободы совести и выступления Церкви Христовой в более упорную и серьёзную борьбу с вратами ада. Но так как при этом круг ведения пастыря имеет отношение по преимуществу к внутреннему миру человека, то в вопросах собственно духа, в деле руководства людей на пути религиозно-нравственного совершенства в духе святой Церкви, он должен быть по преимуществу сведущ и подготовлен. Отсюда само собой понятно, что о понижении уровня образованности кандидатов на пастырство не может быть и речи, и если церковно-приходским общинам будет предоставлена свобода выбора пастырей, то здесь должно быть твёрдо поставлено требование, чтобы избранное лицо было вполне правоспособным кандидатом священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В) Ветхозаветное предсказание Если верующих Ветхого Завета, предвозвещавших собой пришествие Праведника, можно было сравнить с разнообразившимися и постепенно все более и более прояснявшимися среди ночи (неверия) лучами утренней зари, предвещавшей появление Солнца правды – Христа на небосклоне ветхозаветной истории; если, затем, ветхозаветный закон оказалось справедливым сравнить с зеркальной поверхностью вод, отражавшей в себе лучи этой зари, по свойствам которых можно было судить и о свойствах грядущего светила дня с его бесчисленными лучами (верующими новозаветными), также как и те, от Него же Единого заимствующими свой свет 600 и в Нем завершающимися (срав. Евр. 11:40 ), то в слове ветхозаветного предсказания слышался, употребить библейский оборот (сн. Псал. 18:5  и Рим. 10:18 ) 601 , как бы голос этих самых небес, раздававшийся по всей земле и до пределов вселенной разносивший весть все об одной и той же истине – Христе и Его деле спасения. Этот пророческий голос, взывавший к небу и земле (срав. Исаии 1:2) и глаголавший с неба на землю 602 , в продолжении всей ветхозаветной истории веры проникал собой и закон, и историю, своеобразно отражаясь в них 603 . Но особенно сильно возвышался этот голос, когда «Дух Христов в пророках предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу, 1Пет. 1:11 . Отсюда-то и Сам Господь (сн. Мф. 26:24,54,56; Луки 22:37; 24:25–27, 44–47 ) и Апостолы (срав. напр. большую часть речей их по книге Деяний) главное хотя и не исключительное внимание верующих сосредотачивают на ветхозаветных пророчествах о тайне искупления. Но, хотя, быть может, Господь раскрывал ( Луки 24:25–27 ; сн. 44–47) ученикам Своим и больше ветхозаветных пророчеств о Себе, нежели сколько мы имеем их во всем новозаветном Писании, однако же, по силе самой задачи своей, мы должны ограничиваться только теми из них, которые приводятся и толкуются лишь в самом Новом Завете. 1. Общий характер ветхозаветных пророчеств в духе новозаветного толкования По истине неудобозрима была бы глубина содержания слова Божия, если бы она хотя сколько-нибудь не прояснялась более или менее доступным нашему разумению словом человеческим, в формы которого Бог Сам благоволил заключить его! В слове Самой вечной Истины мы читаем такое обращение к Еммаусским спутникам: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предказывали пророки (– λλησαν ο προφται).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Едва вступил Господь на берег Гадары, как Его тотчас ( Мк. 5:2 ) – встретил несчастный, одержимый духами нечистыми. 66 Унизительное для разумного существа и мучительное положение – потерять свой разум, свою волю, и следовать велениям воли чуждой, враждебной, – воли, только ко злу направленной, только погибель строящей ( 1Пет. 5:8 ). Что могло быть мучительнее для того, кто по самому происхождению своему предназначен быть образом и подобием Творца своего, в чьем бессмертном духе живет незаглушимое стремление к добру и к вечному, верховному Источнику всякого добра и любви; что для человека могло быть горше и прискорбнее этого безвольного служения послушным орудием для врага всего сущего, для врага Божия?.. А тот несчастный, что повстречался Господу в Гадаре, был особенно несчастен, особенно жалок. Евангелисты повествуют о нем, как о каком-то полном отщепенце человеческого общества: и в ризу не облачашеся, и во храме не живяше, но во гробехь ( Лк. 8:27 ), – т. е. в пещерах, высеченных в горах, в окрестностях города, 67 куда, конечно, редко и лишь по крайней нужде проникали люди, что и обусловливало возможность почти полного уединения. Велика была над несчастным власть злых демонов и проявлялась она в самых унизительных для человека и безумных формах бешенства, делая его предметом ужаса и тяготы и для других, яко не мощи ни кому минути путемъ темъ ( Мф. 8:28 ). И вязяху его узы железны и путы 68 , стрегуще его, и разтерзая узы, гонимъ бываше бесомъ сквозе пустыни ( Лк. 8:29 )... Его вязали цепями, прибегали к мерам самым суровым, как было по отношению к дикому зверю, – а разве сам он не страдал, не мучился ужасно? Нет, велики были и собственные его муки – и физические, и нравственные, при пробуждавшемся сознании своего ужасного состояния: и выну нощь и день во гробехъ и въ горахъ бе, boniя и moлkiйcя kaмehieмъ, – всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни ( Мк. 5:5 ). Таковы прямые евангельские свидетельства о силе власти демонской над ним и о мучениях его; но мы имеем и косвенное свидетельство о том же, еще яснее и поразительнее изображающее нам ужасное душевное состояние бесноватого. Когда Господь Иисус Христос вопросил его: что ти есть имя? ( Лк. 8:30 ) – вот как отвечал Ему бесноватый: легеонъ ( Лк. 8:30 ), легеонъ имя мне, яко мнози есмы ( Мк. 5:9 ). Очевидно, несчастный дошел уже до такого положения, что не различал своей души от обдержащих ее духов, отождествлял себя с демонами, говорил о себе в единственном числе, разумея свою подавленную личность, и тут же теряя сознание ее, продолжал речь во множественном числе – по числу обдержащих ее...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

ИСКУШЕНИЕ Всякому принявшему крещение предстоят искушения от диавола Всякому, кто родится водою и Духом, т. е., всякому христианину следует искушение от ДИАВОЛА, и с ним всегдашняя БРАНЬ. Аще бо Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух: оставит ли уже христиан? Христос бо Господь во всем образ нам Себе подал. Он искушаем был сатаною; надобно и нам искушенными быть. Он победил силою Своею искусителя: надобно и нам Того силою его победить. Не на оперы и банкеты и роскоши позваны ХРИСТИАНЕ, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не противу плоти и крови, но противу диавола и злых его духов (4:243). Находящимся на пути ко СПАСЕНИЮ неизбежно последуют искушения Обратившимся к Богу всегда бывает много «искушений», о чем и в Писании написано тако: «чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение. Управи сердце твое, и потерпи, и не скор буди во время наведения», и проч. ( Сир. 2, 1 и 2). И на многих местах Священнаго Писания о томжде свидетельствуется. Надобно убо терпеть и молитвою противу их вооружаться, и тако «преодолевать»; сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению Апостольскому: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: ему же противитеся, твердою верою», и проч. ( 1Пет. 5, 8 и 9). Апостол Иаков глаголет: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» ( Иак. 1, 12 ). Терпи убо, и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца (5:355–356). Когда грешник, благодатию Божиею подвигшись, начнет каятися, то сретает его различное искушение: «чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» ( Сир. 2, 1 ). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различныя простирает сети (1:223). Известно знай, что где ни будешь жить, искушения сатанинскаго не избежишь, который то сам чрез злые помыслы, то чрез злых людей, своих служителей, искушает, безпокойствует, озлобляет и гонит приходящих ко Христу, и хотящих усердно Ему работати. И тое бывает, что которые прежде были други наши, сделаются нам дальними, нашими врагами, и самые кровные и единокровные наши, как-то: отец, матерь, братии, сестры, и прочии сродники, ежели по миру живут, будут гнать нас (1:229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

О диаволе «А точно ли есть злые, падшие духи?» – спрашивают и спросят некоторые. Что злые духи есть, это – выше всякого сомнения», – спрашивает и отвечает сам о.Иоанн, еще в первых беседах об образе Божием и потере его первыми людьми. Тогда, когда он начал говорить и писать об этом предмете во время первых лет своего священства, то есть в 50–60-х годах прошлого столетия, этот предмет был уже в подозрении, если не сказать в прямом отрицании современным обществом. Но и до самой смерти своей через полвека после этого о.Иоанн еще крепче держался того же мнения, что диавол действительно существует и действительно принимал и принимает ближайшее участие в жизни человека. Хотя этому и тогда, в начале его священнического служения, и теперь, перед смертию его, и после нее, многие не верят; о.Иоанн твердит свое, а лучше сказать – не свое, а христианское учение о бытии и действительности диавола. Так не говорят даже те, которые называют себя христианами и признают Евангелие. Мне это приходилось слышать и самому не один раз. Но так как мы пишем об о.Иоанне, то из его трудов и будем приводить выписки о диаволе. «Что касается природы злых духов, то, прежде всего, как духи – они бесплотны; и потому-то свободно проникают в душу каждого человека по Божию попущению, внушая ему худые мысли и пожелания и всячески коварствуя над ним. Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы... Бесы жаждут погибели души человеческой, и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). При крайней злости своей злые духи очень умны, потому что они вначале от Бога ум, высший человеческого, получили, и потому что живут очень долго, никогда не умирая, и все более и более изобретают средств привести в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того они очень сильны. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек становится совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться; и потому их ожидают несомненные бесконечные муки в аде вместе с грешниками нераскаянными. Святое Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будут мучиться во веки веков ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Первую книгу написал я тебе, друг латинянин, по поводу возбуждённого тобой вопроса о первой и неизвинительной хуле на Духа Святого, явно отделяющей Его от Божества, так как Он потому Началом имеет не Отца только, единый Источник Богоначалия, но и Сына - Которого точное ведение богословов называет и Богом, и Богоначалием, как и Самого Духа, но не называет и источником Богоначалия, так что очевидно усвояет Ему отличительное свойство Духа. И, думаю, ты уже убедился и не нуждаешься ещё в больших доказательствах, как человек разумный довольствуясь и одним, по пословице, и: " мудрый, приняв наставление, делается ещё мудрее " (Прит.9:9). Теперь же стану говорить тебе о второй хуле, подобной первой хуле, возводимой на Сына. Потому что тотчас когда исконный общий враг, ненавистник и противник правой Веры и сеятель еретических плевел, приманкой благоговения к Сыну прикрыв уду хулы на Духа, поймал тебя, живым уловив на крючок, и в сетях своих заключив, затем и кажущееся благоговение к Сыну уничтожает в тебе, подготовляя преступление и против честного тела Его через новоизмышленное священнодействие, именно через опресноки. Таков у него искони обычный ему способ прельщения. Потому что и Адама, оного первого человека, обольстив надеждой обожения, таким образом соделал преступником заповеди, отступником от Бога и лишённым рая, в одно и то же время обманувшимся в надежде и потерявшим блага, что были в руках. Но слово [Божие] повелевает нам не быть не знающими умыслов его (2Кор.2:11; 1Пет.5:8), да и закон божественной любви предлагает наставлять друг друга (Евр.3:13), напоминать о хитростях лукавого против нас и стараться взаимным вспоможением отражать врага без всякого успеха для него и насилия (Еф.4:25-27). Посему ныне ради самой истины, которой служим, оставим ведущие к спорам (1Тим.1:4) измышления или тонкие догадки - потому что нам, христианам, и предпринимающим доискиваться истины, не следует шутить и издеваться над божественными предметами, а больше для собственного обольщения, чем других, опорочивать истину; а поставив руководителем настоящего слова, направителем и судьёй, Самого истинного Бога нашего, рождённое от Отца прежде веков, а в последнее время и с нами пожившее во плоти Слово, Премудрость (1Кор.1:24), Путь (Ин.14:6), Жизнь (Ин.11:25), Свет (Ин.1:4), Истину (Ин.14:6), богоначальнейшего Иисуса, так уже приступим к решению предлежащего предмета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Р Вопр. О чем должно радоваться христианам? Отв. 1) Что любит человек, о том и радуется: и как любовь есть двоякая – мирская, или плотская, и – духовная, или Божия; так и  радость есть двоякая: мирская, или плотская, и духовная, или христианская... 2) Сыны века сего радуются о чести, славе, злате, сребре, роскошах и богатствах мира сего: сие их сокровище, утеха и увеселение; а потому радуются о сем сокровище своем, потому что любят его. Христиане сию радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От сея радости отводит их Дух Св: не любите мира, ни – я же в мире ( 1Ин. 2:15 ). Что любит человек, о том и радуется. И потому, как любит мир, так и радоваться о нем не должно христианам... 3) Истинная христиан радость состоит в Боге: сие их сокровище, утешение, радость и увеселение! Они о том радоваться должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и суть боги языческие, – бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс. 113:12–15 ), но – работают Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, вся в руце Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому, создателю и промыслителю своему; и о сем радоваться велит им Дух Св.: радуйтеся праведнии о Господе ( Пс. 32:1 ). Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся ( Флп. 4:4 ). 4) Радость им сия и отсюда проистекать должна, что великого Бога Отцом своим нарицают и имеют и взывают Ему так: Отче наш, Иже еси на небесех! Великое есть земного царя нарицать и иметь за отца; несравненно большее есть достоинство царя небесного, Бога – вседержителя, за отца иметь и признавать. 5) Радость духовную и утеху почерпают христиане из того, что они, благодатиею Божиею, призваны из тьмы в чудный свет Божий ( 1Пет. 2:9 ), и от области сатанины в царство Христово ( Деян. 26:18 ; Кол. 1:12 ); – что над ними не князь мира сего, как над язычниками, незнающими Бога и прочими беззаконными; но Царь мира, царь небесный, царь праведный, Сын Божий, Ипостасное Слово Отчее, со Отцом и Духом Святым, царствует, управляет, защищает и сохраняет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Трезвение – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель , заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни , дисциплинированности ума, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу ; 3) полная противоположность опьянению чем-либо (отстранение от искушений и соблазнов). Трезвение есть проявление духовного бодрствования на пути спасения . С одной стороны, трезвение подразумевает направленность христианина на спасение — состояние, противоположное состоянию рассеянности и лености. С другой стороны, для трезвения характерно правильное (здравое) оценивание своих сил и своего духовного состояния, основанное на познании своей немощи. В этом отношении состояние трезвения противоположно состоянию гордостного самообмана. Опять же, можно сказать, что состояние трезвения противоположно состоянию прелести . Пребывание в трезвении возможно при содействии Божественной благодати . Трезвенная жизнь, подразумевающая аскетическое делание, способствует достижению и сохранению «чистоты сердца». В этом (помимо прочего) важность подвига «трезвения». Хранение сердца – один из главных подвигов аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности определяется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание». Говорится ли в Священном Писании о трезвении? Да, библейским основанием самого термина «трезвение» служат слова: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ) и «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк.13:37 ). Что такое трезвение, если говорить современным языком? Современным языком значение этого понятия можно объяснить как такое состояние, пребывая в котором человек деятельно стремится соответствовать своему высшему призванию и предназначению. Всегда ли нужно «трезвиться» или это временная задача? На протяжении всей земной жизни человека лукавые духи желают ему навредить. Горе человеку, если, забывшись в каком-либо греховном невоздержании, хотя бы и незначительном, он подпадёт под власть духов злобы. Опять же, человек, не заботящийся о своем спасении «здесь и сейчас», рискует предстать перед Судом Божьим, так и «не успев» достичь состояния праведности. Поэтому всегда надо помнить слова Господа: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф.24:42 ). Спаситель желает, чтобы мы не были беспечны и нерадивы о своем спасении, но вели добродетельную жизнь и всегда были готовы встретить Его и явиться на суд. «Внемли себе, – пишет свт. Василий Великий , – т. е. осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око». Сразу ли приобретается трезвение?

http://azbyka.ru/trezvenie

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010