Рассмотрим тщательно слово Божие, свидетельствующее о существовании на земле судов и судей, и увидим, что Бог Сам говорит: «Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:16 ; ср. Рим.13:1 ). Если же судьи судят по воле Божией, то значит, Он Сам поставляет их, и, таким образом не может быть противно воле Его учреждение на земле судебных установлений и судей, которые суть «Божии слуги» ( Рим.13:4 ср. 1Пет.2:13–15 ). Во-вторых, самый суд есть дело Божие, как о сем ясно говорится в Слове Божием. Так, пророк Моисей от лица Божия говорил Израильтянам: «не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» ( Втор.1:17 ). Иосафат, царь Иудейский, «поставил судей на земле по всем укреплённым городам Иудеи, в каждом городе, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда: Итак да будет страх Господень на вас: «действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства ( 2Пар.19:5–7 ). Если же суд есть «дело Божие», как говорит Писание, то значит учреждение судов не противно Божественной воле. В-третьих, это видно и из самой цели установления судов, которая есть – творить правое бедным и угнетённым, как и говорил Господь ещё чрез пророка Моисея: «во всех жилищах твоих, которые Господь Бог твой даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным, не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды ищи» ( Втор.16:18–20 ). Наконец, в священном Писании мы читаем, что Ной осудил быть рабом братии осмеятеля Хама, – Моисей осудил собиравшего дрова в субботу, – апостол Пётр, получивший ключи небесного царствия, когда Анания с женой утаили часть собственного своего достояния, осудив их за это, сделал то, что они оба пали мёртвыми; другой апостол, святой Павел, осудил медника Александра, сказавши: «да воздаст ему Господь по делам его» ( 2Тим.4:14 ), а Именея и Александра предал сатане, «да научатся не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ). Итак, из приведённых мест Священного Писания мы видим, что все праведные судили и сами за это не были судимы, а напротив избираемы были на высокое духовное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

С.И. Остроумов Тексты „А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». ( Пс. 36:11 ). „Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». ( Ис. 57:15 ; Ис. 66:2 ). „Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не про-тивься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:38–39 и Мф. 5:44 ). „Научитесь от Меня, ибо Я кроток». ( Мф. 11:29 ). „Мудр ли кто и разумен между вами, докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостию». ( Иак. 3:13 ). „Если, делая добро и страдая, терпите, сие угодно Богу, ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». ( 1Пет. 2:20–21 ). „Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». ( Рим. 8:9 ). „Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его; не будь побежден злом, но побеждай зло добром». ( Рим. 12:19–21 ). „Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправ-ляйте такового в дух кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». ( Гал. 6:1 ). „Солнце да не зайдет во гневе вашем». (Еф., 4:26). „Кротость ваша да будет известна всем человекам». ( Флп. 4:5 ). „Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». ( Кол. 3:12–14 ). Изречения „Я часто каялся в проявлениях гнева и недружелюбия, но никогда в кротости и дружелюбии». (Импер. Рудольф I-й).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Его императорского величества, Благочестивейшего, Самодержавнейшего и Великого Государя Нашего императора Николая Павловича Источник Бога бойтеся, Царя чтите. 1Пет.2:17 . Изречение Апостольское. Оно основано на другом, подобном изречении, из уст Самого Спасителя проистекшем: воздадите Кесарева Кесареви, Божия Богови ( Мф.22:21 ). Слова различные – смысл один и тот же! Нельзя не дивиться, почему любомудрые столь много трудятся, доискиваясь всеобщего начала, что бы основать на нем нравоучение во всем том пространстве, какое только возможно сему предмету, т. е. что бы извлечь из него все, без исключения, правила и законы, необходимые для тихой и безмятежной жизни на земле. Бога бойтеся, Царя чтите: вот начало, вот источник! Действительно, чего не вытекает из сего источника? – Боящийся Бога ни тать, ни хищник; тем менее грабитель и разбойник; боящийся Бога не пияница, не расточитель, кольми паче не любодей, ни прелюбодей; не лжец, не обманщик, кольми паче не клеветник, ни лукавый советник; не любостяжатель, не сребролюбец, не мздоимец; следовательно, не скупец, ни другое что, столь же постыдное. Только прекрасен боящийся Бога со стороны внешней! Посмотрим на внутреннюю. Боящийся Бога, в каком бы ни был звании, чине и должности, везде и во всяком состоянии жизни, он поступает не иначе, как свято и беспорочно. Вот первая, самая привлекательная, на внутренней стороне его блистающая, черта! – Начальник он? – Право правит подчиненных. Подчиненный? – Покорен начальнику. «Рабы, будьте послушны господам своим по плоти, с уважением и страхом, в простоте сердца вашего, как Христу. Так же и вы, господа, поступайте с ними, умеряя строгость, зная, что и над вами самими есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. ( Еф.6:5–9 ). Так учит Св. Апостол Павел; таким образом и поступают те из господ или рабов, кои водятся страхом Божиим. Богат боящийся Господа? Он не отнимает у наемника мзды; но сам, напротив, сирому скорый помощник, нищему пристанище и покров. Нищ он и убог? – Богатому служит безропотно и благодушно; не лестно, не лицемерно, и, за всем тем, неусыпно. По словам Иисуса, сына Сирахова, между убогими бывают гордецы, между богатыми лжецы, и сих, говорит Премудрый, возненавиде душа моя ( Сир.25:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Часть III. Духовная жизнь Глава первая. Введение Церковь учит, что духовная жизнь – это не только переживания человеческого духа и разума, но вся наша повседневная жизнь, в целостности своего общения с Богом. Каждый поступок христианина, каждая мысль его, каждое слово и каждое дело, каждое проявление его личности – должны быть духовными, то есть вдохновляемыми и ведомыми Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была явлена в Его Сыне. «Что делаете, всё делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). В ветхозаветном Законе написано: Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. ( Лев.11:44 ) В Новом Завете апостол Пётр возвращается к этой основной Божьей заповеди: …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». ( 1Пет.1:15–16 ) Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога, в этом – смысл единства с Ним. Все «призваны быть святыми» ( Рим.1:7 ), делаясь «причастниками Божественного естества» ( 2Пет.1:4 ). Именно это и имел в виду Иисус Христос, когда в Своей Нагорной проповеди Он провозгласил: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ). Путь единения с совершенством и святостью Бога лежит «во Христе». Видящий и знающий Иисуса Христа – видит и знает Бога Отца ( Ин.8:19, 14:7–9 ). Находящийся в общении с Сыном – пребывает в неразрывном единстве с Отцом ( Ин.17 ; Еф.2 ; Рим.8 .). Всё это возможно исполнить только присутствием и силой Святого Духа в жизни человека. Если любите Меня (говорит Христос), соблюдите Мои заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. ( Ин.14:15–17 ) Как говорил преподобный Серафим Саровский , сущность христианской духовной жизни и, более того, смысл жизни как таковой – есть «стяжание Святого Духа Божия». Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, всё-таки светится в сердце искони бывшем божественным светом бесценных заслуг Христовых… А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю…   (Св. Серафим Саровский , «Разговор с Мотовиловым»)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Часть четвертая. Осуществление лечения Глава 1. Двойное движение внутреннего обращения. Делание Обращение сил, способностей, энергий, влечений человека, с помощью которых осуществляется переход от болезни страстей к здоровью добродетелей, происходит через два одновременных движения: первое состоит в отвращении этих сил от зла, то есть в том, чтобы перестать ими злоупотреблять, перестать вкладывать эти силы в плотское, а второе – в обращении их к духовному, к их утверждению в Боге. Это двойное движение противостоит тому двойному движению, которым человек вызвал свое падение и которое продолжается в нем при всяком грехе, отвращающем его от Бога и одновременно обращающем к плотскому. Именно к такому спасительному двойному движению призывает Бог человека устами Псалмопевца и святого апостола Петра в словах: Уклоняйся от зла и делай добро ( Пс. 36, 27 ; 1Пет. 3, 10.11 ). «Это означает: сокрушай своих врагов, страсти, сражайся, чтобы стяжать добродетели» 2905 , – поясняет преподобный Максим Исповедник . Первое из этих движений состоит, иными словами, в отрешении от зла, которое, по словам апостола Павла, осуществляется в распятии плоти с ее страстями и похотями ( Гал. 5:24 ), или. в умерщвлении земных членов ( Кол. 3:5 ). Повторим снова: под этим не следует понимать распятие и умерщвление сил, способностей, энергий души и тела, так как они хотя и являются опорой и носителями страстей, но представляют собой то же самое для добродетелей, и даже в более глубоком смысле, ибо это свойственно их природе. Напомним, что словом «плоть» обозначается не тело, а закон греха ( Рим. 8:2 ), одинаково действующий и в душе и в теле падшего человека, порабощенного злом 2906 . А умерщвлять нужно связь этих сил с дурными вещами 2907 : не то, посредством чего человек совершает зло и прилепляется к плотскому, а само совершение зла и привязанность к нему. «Мы получили заповедь распять плоть со страстями и похотями не для того, чтобы умерщвлять себя, убивая всякую деятельность тела и всякую силу души, но чтобы отвергнуть всякое дурное пожелание и всякий дурной поступок», – пишет святитель Григорий Палама 2908 . Авва Исаия говорит схожим образом, что речь идет об «отсечении» не всех пожеланий, а только «пожеланий по плоти» 2909 . И это можно отнести ко всем силам души и тела: следует устранить лишь всякое плотское употребление каждой из них, умертвить их порочную направленность на чувственные предметы и удовольствия, которая как раз и составляет страсти. Поэтому святые отцы часто говорят в том же значении об «умерщвлении страстей» или «отсечении страстей» 2910 . Последнее выражение вполне естественно подталкивает к употреблению хирургических понятий. «Так как страсти являются язвой для истины, их нужно уничтожить через ампутацию», – пишет Климент Александрийский 2911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

О духовной жизни как идеальной норме человеческой жизни в условиях даже земного существования человека с полной решительностью и определенностью заговорило христианство. Идея духовного рождения, в отличие от плотского (Ин.3:5-6; ср.: Рим.8:5-16), идея духовного человека, в отличие от человека душевного и плотского (1Кор.2:10-16; 3:1-9; ср.: 1Кор.15:45; Иуд.1:19), идея духовной жизни, в отличие от плотской (Гал.5:15-26; Еф.2:2; ср.: 2Тим.1:7; 1Пет.2:5; Гал.6:8; Рим.8:2-5,9), - это основные идеи христианского мировоззрения в той его части, которую можно назвать антропологией. Более того, как нельзя излагать христианское мировоззрение вне идеи греха и добра, идеи падения человека в Адаме и спасения во Христе, так и христианскую антропологию нельзя строить вне идей духа и духовности, плоти, плотяности и душевности. Если Новый Завет, раскрывающий Домостроительство спасения человека во Христе, говорит о человеке и его жизни, то здесь первее всего утверждается как особенность христианства и христианской жизни духовность (жизни) и сама жизненная задача человека-христианина определяется как преобразование себя в духовного человека и стяжание духовной жизни (Рим.8); иначе цель христианства и дело спасения во Христе рассматриваются как не оправданные человеком (1Пет.1;2; Рим.; Гал. и пр.). Фактически в ее зарождении и проявлении эта духовная жизнь, как и всякая другая жизнь, открывается как известный процесс развития тех новых начал, коими определяется ее типическая особенность от начал обычной естественной человеческой жизни. И сам этот процесс и те основные начала, которые присущи духовной жизни как особому типу жизни и которые дают ей своеобразное содержание, по существу своему определены и раскрыты в новозаветном Откровении, в тончайшей своей структуре и разнообразии индивидуальных проявлений они раскрыты в богатой сокровищнице аскетических писаний святых отцов и писателей Церкви, особенно первых веков христианства. В этом отношении научная богословская мысль в деле разработки и выяснения вопросов, связанных с идеей духовной жизни, а равно и самой этой идеи находится в весьма благоприятных условиях, так как в обилии имеет для себя материал первоисточнической ценности и изначальной давности, обновляемый и утверждаемый притом же в живом церковном сознании и в самой христианской жизни постоянно и неизменно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/365/...

Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Последние дни земной жизни Иисуса Христа Последний период земной жизни Богочеловека был посвящён исключительно первосвященническому служению. Наступала пасха, величайшая в жизни Человечества, поскольку она должна была решить участь всего мира; предстояло событие, которое должно было ознаменовать не исход одного Иудейского народа от рабства земного, а освобождение всего Рода Человеческого от рабства греха, и сопровождаться не истреблением первенцев Египетских, а поражением самого первенца злобы, диавола. И для этой пасхи потребен был уже не простой агнец от первородных из стада, но прежде век предызбранный Отцом Небесным, Единородный Сын Божий, уготовавший Себя к закланию от самого явления Своего на Земле. И для окропления спасаемых ( 1Пет.1:2 ) нужна была уже кровь не животного, а драгоценная кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет.1:19 ), который таким образом был нашею пасхою ( 1Кор.5:7 ), и явился не только Жертвою за нас, но и Жрецом. Как Жертва, Он закалается на Голгофе; как Первосвященник, Он предлагает Своё собственное тело и кровь на снедь верным; и потом восходит с ними на Небеса к Отцу Небесному ( Евр.9:12,24 ). Вот это то жертвоприношение, со всеми его последствиями и обстоятельствами, и произошло в этот последний период пребывания Иисуса Христа на Земле. Начался он предательством Иуды и окончился вознесением воскресшего Иисуса Христа на Небо. Предательство Иуды ( Мф.16:14–16 ; Мк.14:10,11 ; Лк.22:3–6 ). Приближался праздник опресноков. Синедрион решился погубить Иисуса и искал случая исполнить своё намерение, но, вероятно, не скоро бы нашёл его, если бы этому не помогло содействие одного из учеников Иисусовых, Иуды Искариотского. Явившись тайно к членам синедриона, он прямо предложил им предать своего Учителя, если они заплатят ему за это. Обрадованные этим случаем, они не постыдились назначить, а он не постыдился принять за своё предательство, цену, какую обыкновенно давали за продаваемого раба, именно 30 сребреников ( Зах.11:13 ). С этих пор лукавый ученик искал только удобного случая, чтобы предать Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Слова тайноводственные 1 . Тайноводственное Слово к новопосвященным Чтение из Первого соборного послания Петра, начинающееся словами: трезвитеся, бодрствуйте и до конца послания ( 1Пет.5:8–14 ). 1 . И прежде с вами, преискренние и вожделенные чада Церкви, желал я побеседовать об этих духовных и небесных Таинствах. Но поскольку хорошо знал, что зрение гораздо вернее слуха, то и ожидал настоящего времени, чтобы после этого опыта, найдя вас более приготовленными к тому, что будет сказано, привести на светлый и благоуханный луг этого сада. Притом же, сподобившись Божественного и животворящего Крещения, приобрели вы более удобоприемлемости к Божественным тайнам. Поэтому, когда должно уже предложить трапезу совершеннейших учений, в точности преподадим вам следующее, чтобы знать вам, какое действие совершилось над вами в этот вечер Крещения. 2 . Сперва вошли вы в преддверие, в притвор, где совершается Крещение и, став лицом к западу, слышали и получили повеление простереть руку и отрицались сатаны так, как бы он был перед вами. Надобно же вам знать, что прообразование этого есть в ветхозаветной истории. Ибо, когда фараон, этот лютый и жестокий мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея вывести евреев из горького рабства египетского. И кровью агнца помазаны были пороги, чтобы Погубляющий бежал от домов, имеющих на себе знамение крови, и народ еврейский освободился чудесным образом. Но поскольку враг преследовал освобожденных и, хотя видел, что море чудесно для них разделилось, однако же шел вперед, по самым следам их, то погряз он внезапно и потоплен в Чермном море. 3 . Теперь перейди от ветхозаветного к новозаветному, от прообразования к действительности. Там посылается Богом в Египет Моисей; здесь ниспосылается от Отца в мир Христос. Там Моисей, чтобы извести из Египта угнетенный народ; здесь Христос, чтобы избавить обремененных в мире грехами. Там кровь агнца служила охранением от губителя; здесь кровь Агнца непорочна Иисуса Христа ( 1Пет.1:19 ) сделалась отгнанием бесов. Тот мучитель до самого моря гнался во следе древнего того народа; и тебя этот наглый, бесстыдный и злотворный демон преследовал даже до этих спасительных вод. Тот погряз в море, a этот исчезает в спасительной воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тайноводственное поучение первое [К новопросвещенным, на слова из Петрова Соборного первого послания, от сего места: Трезвитесь, бодрствуйте ( 1Пет.5: 8 ), даже до конца того послания.] 1 . Желал я и прежде, о истинные и вожделенные чада Церкви, беседовать с вами о духовных сих и небесных тайнах. Но так как точно знал, что зрение более слуха уверяет, то и ожидал я настоящего времени, чтобы найти вас через этот искус более приготовленными к слушанию проповедуемого и тем бы удобнее ввести вас мне в светлейший и благовоннейший цветник этого рая. Да и подлинно вы учинились более способными к принятию этих Божественных таин, сподобясь Божественного и животворного Крещения. И поскольку должно предложить трапезу совершеннейшего учения, то мы постараемся тому научить вас, чтобы вы познали этих таин силу, совершившуюся над вами в этот вечер Крещения. 2 . Вы сначала взошли в преддверие крестительного притвора, стоя лицом к западу, слушали, по повелению простирали руку и как бы находящегося тамо сатаны отрицались. Но надлежит вам знать, что в истории Ветхого Завета находится прообразование этого. Ибо когда фараон, сей жесточайший и бесчеловечный мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея извести их от тяжкого рабства египетского. И кровью агнца мазаны были перекладины и косяки дверей, дабы всегубитель прошел мимо домов, имеющих знамение крови (см. Исх.12:22, 28 ), а таким образом чудесно спасен был народ еврейский. Но когда враг преследовал уже освобожденных и увидел море, для них сверхъестественным действием разделившееся, бежал, однако, поспешно за ними, тогда, внезапно будучи покрыт волнами, потоплен в водах Чермного моря (см. Исх.14:22–30 ). 3 . Молю тебя прейти от этих вещей древних к новым, от прообразования к истине. Там Моисей, по повелению Божию, в Египет пришедший; здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Там пророк, да изведет из Египта народ угнетаемый; здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в мире. Там кровь Агнца отвратила губителя; здесь кровь Агнца пречистого (см. 1Пет.1:19 ) Иисуса Христа соделалась прогнанием бесов. Тот мучитель гнал до моря древних людей; и тебя лютый, бесстыдный и началозлобный демон преследовал даже до оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а этот в спасительной воде исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010