При описании смерти Рахили в книге Бытия говорится: «выходила из нее душа» ( Быт.35:18 ). Также в книге Иова о людях говорится как о «обитающих в храминах из брения» ( Иов.4:19 ). Обратите внимание на этот стих: люди обитают в телах. Тело – не есть «я», я лишь обитаю в нем. Если бы были правы сектанты, то было бы сказано, что люди – это храмины из брения, но сказано: «обитающих» в храминах. И Елифаз – друг Иова – сказал, что они живут в телах, а не суть тела. Точно также рассуждал и апостол Павел, говоря: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина (тело) разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах» ( 2Кор.4:16 ). То есть мы – обитатели своих тел, и когда «внешний наш человек и тлеет (тело), то внутренний (душа) обновляется ( 2Кор.4, 16 ). Тело умирает, а душа – бессмертна. Поэтому Иов и говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» ( Иов.14:22 ). Это одно из самых ярких мест Ветхого Завета, доказывающих самобытность души человеческой. Наконец, можно привести эпизод Ветхого Завета, иллюстрирующий жизнь личности после смерти. Данный эпизод описан в первой книге Царств (гл. 28:8), когда царь Саул, отчаявшись в помощи Бога, пришел к гадательнице, чтобы она вызвала дух умершего пророка Самуила. «И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из-под земли» ( 1Цар.28:13 ). «Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу: «для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» ( 1Цар.28:14–15 ). Примечательно, что библейский автор прямо подчеркивает то, что явившийся Саулу – сам Самуил, а не демонское привидение. Самуил предрекает Саулу, что он, умерев, отправится в некое место, где обитают души умерших: «завтра ты и сыны твои будете со мною» (28:19). Обратите внимание на последние слова: оказывается, есть место, где находятся души умерших. Не то ли это место, куда сошел Спаситель после смерти: «(Христос) быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Петр.3:18 )? То, что Самуил говорил с Саулом, признавала вся ветхозаветная Церковь , о чем говорит Иисус, сын Сирахов: «Он (Самуил) пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой» ( Сир.46:23 ). Конечно, сектанты могут возразить, сказав, что неужели по желанию гадалки могут являться пророки? Но ведь и к Валааму, общавшемуся с бесами, было откровение от Господа ( Числ.22:9–36 ), и волхвы-астрологи были приведены звездой к Богомладенцу. Тем более пророчество Самуила сбылось, а бесы пророчествовать не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Приведем еще один стих из книги Бытие: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). Здесь написано о том, что одновременно действовали два Господа. Ветхий Завет: Быт.1:1 – сотворил Бог… (Элохим – переводится, как «Боги», множественное число); Быт.1:26 – сотворим... по ...Нашему... (множественное число); Быт.2:4–3:23 – Господь Бог… (Яхве-Элохим – переводится как «Сущий – Боги», первое слово – единственное число, второе – множественное число); Быт.3:22 – как один из Нас... (множественное число); Быт.11:6–7 – сойдем же и смешаем... (множественное число глаголов); Быт.18:1–3 – (Три ангела, но одно обращение Авраама); Быт.19:24 – …пролил Господь… от Господа с неба… (действуют два Господа); Числ.6:24–26 – (Тройное благословение); Ис.6:3 – (Тройное славословие); Пс.32:6 – (Слово и Дух); Пс.2:7 – (Сын); Пс.109:3 – Прежде денницы...; Пс.142:10 – (Дух); Ис.48:16 – (Дух); Иер.10:10 – А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Тройное упоминание); Ис.43:14 – Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... (Тройное упоминание); Ис.46.9–11 .– Мой совет состоится... (совет может быть только между несколькими лицами). Новый Завет: Мф.28:19 – Во имя (одно имя ко Всем трем, а не имена!) Отца и Сына и Святаго Духа... (Трое); 2Кор.13:13 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... (Трое); 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... (Трое); 1Ин.5:7 – (Трое, но только в латинских рукописях); Ефес.4:6 – Над всеми, чрез всех, во всех... (Трое); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.– Единородный... (единый по природе с Отцом); Евр.1:1–14;5:5 – Сын мой, ...родил я... (единый по природе с Отцом); Ин.14:16–17 – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... (Трое); Ин.14:26 – Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Трое); Ин.15:26 – Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Прославляй Бога за такую участь». Спаситель не оставляет в сердцах страдальцев за Него сомнения в непреложности их надежды на блаженство, уже здесь, на земле, ими предвкушаемое и в полной степени ожидаемое на небе, – на то, что они «не тщетно подвизаются, и не тщетно трудятся» ( Флп. 2:16 ), «сияют, как светила, среди строптивого и развращенного рода» ( Флп. 2:15 ), - возвещая им: мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:12 ). Да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращена, в нихже являетеся якоже светила в мире, слово животно придержаще, в похвалу мне в день Христов, яко не вотще текох, ни вотще трудихся ( Флп. 2:15-16 ). «Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода в котором вы сияете, как светила в мире, Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился». Мзда ваша многа на небесех . Очевидно, здесь речь не о том, что гонимым за Христа и прежде всего апостолам на небе, то есть когда они предстанут пред Богом на небе по смерти, достанется большая награда, – тогда было бы сказано: мзда ваша многа на небесех – а сказано, что награда преследуемых за Христа велика и именно на небе значит, она уже есть на небе. Эта мысль яснее выступает при сопоставлении с другими местами Священного Писания: так, богатому, в случае раздачи им имущества нищим, обещано: будешь иметь сокровище на небесах ( Мф.19:21 ; сравните: Мф.6:20 ; Лк.12:33 ); говорится о «наследстве, хранящемся на небесах» для верующих ( 1Петр.1:4 ), о царстве, «уготованном вам (верующим) от создания мира» ( Мф.25:34 ), «мы, – говорит апостол Павел, – имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». ( 2Кор.5:1 ). Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене ( Мф.19:21 ). «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Сектант : Молитвы о мертвых бесполезны, как говорит Бог устами пророка Своего Иеремии: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними... И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять ради них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их ( Иер.16:5–7 ). Священник : Здесь разумеются повинные в особо тяжких, или смертных, грехах. Вспоминая же тех, кто не имел на себе подобных грехов, можно, по сказанному далее, преломлять хлеб, а значит, и молиться о них. Впрочем, если понимать это место так, как понимаете вы, то умерших не следует и хоронить, но с этим даже из вас едва ли кто согласится. Сектант : Как можно вызволить человека из ада простым воспоминанием о нем, если написано: Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? ( Пс.6:6 ). Священник : Молитва Церкви вызволяет и из ада, но не посредством временных злостраданий чистилища, как говорят римо-католики, а благодаря искупительной жертве Сына Божия, которая принесена раз навсегда за всех живых и усопших. Ибо Бог имеет силу изводить души из ада, как написано: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю ( Втор.32:39 ). И еще: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ; ср.: Пс.48:16 ; 1Ин.2:2 ; Рим.14:9 ; 1Кор.15:19 ; 1Тим.2:6 ; Евр.11:19 ; Откр.1:18 ). Безграничны могущество и милосердие Бога, исполняющего все, о чем ни попросим (см.: Мк.11:24 ; Ин.14:13 ), благость же Его столь велика, что может отменить вечное осуждение. Вот почему Церковь молит Его и об изведении осужденных из ада. Мы знаем, что если кто любит ближнего, то Бог на такую любовь взирает с благоволением. Ибо нет больше той любви ( Ин.15:13 ), ради нее мы и молимся друг о друге. Любовь – добродетель, которая связует членов Церкви Христовой, покрывает множество грехов ( 1Петр.4:8 ) и никогда не перестает ( 1Кор.13:8 ), поэтому смерть для нее не помеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Согласно Ветхому Завету, ад как будто бы не бессмертен. В какой-то момент по пророчеству Иезекииля восстанут мертвые тела, облекутся кости в плоть свою, человек обретет новую жизнь, новое бытие в неком восстановлении, в преображенном мире. Пророк Исаия писал: «Поглощена будет смерть навеки, отрет Господь Бог слезы со всех лиц, снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис. 25:8). И он же восклицал: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела, воспряните, торжествуйте, поверженные во прахе, ибо роса Твоя роса растения и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) Апостол Петр в своем послании говорит, что Иисус Христос после Крестной смерти Сам сошел во ад. В новозаветном богословии ад побеждается Христом. «Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян», - говорится в Огласительном слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста. Святой Григорий Нисский писал, что князь тьмы обманулся, приняв в свое царство душу Бессмертного; душу Того, Кто не согрешил, ад не смог удержать, вечные оковы преисподней были сокрушены. « Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму; чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть» (Слово третье на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова). Мы видим, что новозаветное богословие продолжает образы, начатые в Ветхом, но описывает как некую реальность разрушение ада. По слову апостола Петра, Христос проповедовал Евангелие «находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя...» (1Петр. 3.19-20). Господь после проповеди освободил из ада души умерших праведников, ожидавших пришествия Мессии. Вышли из ада и те, которые о Христе не знали, созревали для принятия Благовестия, но впервые услышали от Христа, уже будучи в аду. Христос даровал людям жизнь вечную, воскресение, обетование жизни с Богом. И жизнь вечная начинается на земле через бытие с Творцом через Христа. В то же время Христос в Евангелии говорил, что не соделавшие добрых дел, не накормившие голодного, не напоившие жаждущего, не посетившие тех, кто в темнице, не одевшие нагого, пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. В другом месте идет речь про огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/25/hva...

Ст. 19–20. Обилие чад Сиона будет таково, что пространство Иерусалима, пустырей его и всей св. земли, находящейся в разорении, будет слишком мало твоего (ср. Лют. deiner Unfruchtbarkeit), 70 читали: , почему: ος πολλεας – ихже был погубитель еси; в р. син. описательно: которые будут у тебя после потери прежних. 21. И речеши в сердцы своем. кто мне породи сих; аз же безчадна, и вдова, сих же кто воспита мне; аз же остахся едина, сии же мне Господь быша; 22. Тако глаголет Господь: се воздвизаю на языки руку мою, и на островы воздвигну знамение мое, и приведут сыны твоя в лоне, и дщери твоя на плещах возмут! 21. И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? Я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? Вот, я оставалась одинокою; где же они были? 22. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. Ст. 21. Нарождение новых чад Сиона последует не по естественным законам племенного размножения природных жителей Сиона, т. е., иудеев, а по чрезвычайному действию Божию. Евр.-сл. =в р. с. отведена в плен и удалена, в ват. т. и ал. код. не имеют себе соотв., почему не переведены и в слав.; но в некоторых греч. сп. переведены: προιος α γελεισμνη. Ст. 22. Господь обратится к языкам: проявит пред народами силу свою, т. е., по св. Кириллу ал., силу благовестия о Христе; Он воздвигнет среди них знамя свое, т. е., по бл. Иерон., знамя креста своего, вследствие чего среди них объявятся во множестве чада Сиона, стремящиеся к нему. В первое время, после своего духовного рождения, они, как малые дети, в своем стремлении к Сиону будут сильно нуждаться в посторонней помощи, – в помощи своих воспитателей. Таковыми воспитателями новых чад Сиона, по св. Кириллу ал. и бл. Иерон., были апостолы и предстоятели церкви (ср. 1Кор. 3:2 ; Гал. 4:19 ; 1Фес. 2:7 ; 1Петр. 2:2 ). 23. И будут царие кормители твои, и княгини их кормилицы твои: до лица земли поклонятся тебе, и прах ног твоих оближут, и увеси, яко аз Господь Бог , и не посрамятся терпящии мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Таким образом, крещение водою и Духом Святым необходимо для всей твари, то есть для всех людей, а не для некоторых лишь, как говорят сектанты. Сектант : Из того, что вы называете «таинствами», Священное Писание упоминает лишь два крещение и Вечерю Господню, а прочие, какие ты перечислил, измыслены людьми. Да и крещение не таинство, а символическое действие, которое изображает очищение от грехов и служит укреплению веры. Оно лишь знак того, что человек принес покаяние, или, если угодно, печать покаяния. Истинное же очищение грехов совершается не крещением, а верой, которую крещение, как внешний знак, запечатлевает и подтверждает. Вера, а не крещение есть сила, преобразующая нас в новую тварь (ср.: 2Кор.5:17 ) и устраивающая наше спасение. Это явствует и из обещания ангела сотнику Корнилию, что вера в проповедь апостола Петра спасет его со всеми близкими (см.: Деян.11:14 ), и из слов апостола Павла к темничному стражу в Филиппах: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Итак, спасение приносит вера, а крещение следует за ней лишь как видимый ее знак, или как печать, налагаемая в завершение покаяния. Священник : Крещение не символ, но истинное таинство, ибо Сам Спаситель назвал его рождением свыше (см.: Ин.3:3–7 ), а св.апостол Павел – обновлением жизни ( Рим.6:3–5 ), которое совершается действием Духа Святого (см.: Тит.3:5 ). Апостол же Петр прямо говорит, что в крещении происходит оставление грехов ( Деян.2:38 ) и не плотской нечистоты омытие, то есть не простое омовение тела в знак очищения души, но обещание Богу доброй совести ( 1Петр.3:21 ). Совершать крещение Спаситель заповедал апостолам (см.: Мф.28:19 ). Из Писания известно, что крестили только апостолы и те, кто принял от них дар священства (см.: Деян.8:36–38; 16:12–15,32–33 ; 1Кор.1:16 ). Сектант : Крестить можно лишь взрослых. Ведь и от крестящих требуется проповедь веры и покаяния, и ищущим крещения необходима вера и готовность покаяться. Ибо из Писания видим, что все крестившиеся в день Пятидесятницы услышали перед тем от апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). И Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Вы же крестите и несмышленых младенцев, с которых нельзя спрашивать ни веры, ни покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

121. Великое Видим, что люди много чего великим почитают. Но для христиан одно только то велико, что Божественно и вечно. Ибо они видят и думают, что все земное и временное, как тень, проходит, и потому для них это все, как ничто. Это правое мнение, это истина непреоборимая. Великим люди почитают рожденным быть от Царя и быть и называться чадом царским. Но для христиан велико рожденным быть от Бога и называться и быть чадом Божиим. Этому удивляется святой апостол и с удивлением говорит: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3:1–2 ). А тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:26–27 ). Потому и Господь говорит апостолам и прочим верным Своим: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Потому Отцом Отца Своего нам называть повелел и молиться к Нему так: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф. 6:9 ). Христианин! Подлинно велико быть и называться чадом Божиим, это великая честь и слава, она всю и всякую славу мира сего несравненно превосходит, но любящими мир сей презирается. Христианин! Ищи это великое – и будешь подлинно в чести и славе. Чада рождаются подобными родителям. Надо и христианам подобными быть Богу, если хотят быть чадами Божиими. Будьте святы, потому что Я Свят ( 1Петр. 1:16 ; Лев. 11:44; 19:2 ). Будьте милосердны, как и Отец ваш Милосерд ( Лк. 6:36 ). Подражайте Богу, как чада возлюбленные ( Еф. 5:1 ). Великим люди считают, если низкий человек с Царем беседует. Но для христианина велико с Богом, Небесным и Вечным Царем беседовать. И подлинно, как не велико человеку, который есть земля и пепел ( Сир. 13:31 ) к тому же и грешник, приступать к Богу, Царю царствующих и Господу господствующих, живущему во свете неприступном, приступать, говорю, и стоять перед Ним, и беседу свою предлагать Ему! Этим и Архангел Гавриил хвалится: Я Гавриил, предстоящий пред Богом ( Лк. 1:19 ). Воистину и христианин перед Богом стоит и беседует с Богом, когда истинно и сердечно Ему молится и воспевает Его (См. Пс. 144:1–8; 37:10; 18:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

15) Сектант: Что могут помочь приношения за умерших, в виде вынимаемых частиц из просфоры? Объяснения православного: Несравненно более того, что помогали Израильтянам двенадцать хлебов, полагавшихся в храме «на чистом столе для Господа», которые были «великою святынею... в память, в жертву Господу» за грехи двенадцати колен Израилевых ( Лев. 24: 5–8 ). Вынимаемые из особой просфоры, во время совершения бескровной жертвы, частицы за умерших опускаются в Кровь Христову, с молитвою священнослужителя алтаря: «омой, Господи, грехи поминавшихся зде честною Кровию Твоею“, т. е. эти частицы приносятся «в память и в жертву Господу“ за грехи тех умерших, за которых пролита Кровь Спасителя мира и о помиловании которых молится Церковь . Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Августина, И. Дамаскина и др. II. Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душею, и что они живут за гробом сознательно разумною жизнью? Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых“ ( Мф. 22: 31–32 ), «ибо у Него все живы“ ( Лк. 20: 38 ). И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ ( Рим. 14: 8–9 ). Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16: 19–31 ) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам ( 1Петр. 3: 18–19 ), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (От. 4: 10–11. 7: 9–10. 5: 9. 14: 3. 15: 3). 2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Христом?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010