Из этого нового события, которое есть личность Иисуса, про­исходит вся новизна экзегезиса, осуществленного Им Самим в Ветхом Завете. Евангелие наглядно показывает это, потому что, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лук.24,27 ). Иисус не объясняет Писание пусть в своеобразной, дотоле неведомой манере. Он открывает, изъясняет смысл Писаний, ибо Писания «свидетельствуют о Нем» ( Ин.5:39.46 ); ибо Он «пришел исполнить закон и проро­ков» ( Мф.5:17 ). Как прекрасно выразил Ин.19:28-31 , Писания не столько «сбываются», сколько «находят свое завершение» в Иисусе, ибо Он один может сказать: «Совершилось!» ( Ин.19:30 ). В этом все новое учение ( Мк.1:27 ) и власть ( Мк.1:22 ) нового экзегезиса Иисуса. Экзегезис Апостольской Церкви. Экзегезис Апостольской Церкви также формируется под воз­действием нового принципа герменевтики: Христос Спаситель – центр всех событий. Для апостолов и новозаветных авторов, когда они берут в руки ВЗ, его истинным смыслом, несомнен­но, является сам Христос. И весь ВЗ (а не только Пророков) они призывают читать и изучать в свете новозаветного Откровения, Евангельского благовестия, что дает нам духовное «уразумение» книг Священного Писания: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит, исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк.24:44-45 ). Цель такой экзегетики состоит в определении взаимоотноше­ний между двумя Заветами. Для большей ясности, в дальней­шем, стали использовать такие технические термины как typos и anti - types . Для ап. Павла, а также для 1Петр ВЗ – это typos , a Христос и новая христианская практика составляют anti - typos (срв. 1Кор.10:6-11 ; Рим.5:14 ; 1Пет.3:21 ). В Послании к Евреям небесное завершение исполнения тайны Христа – это typos (или архитип). Такой архитип в ВЗ имеет свои модели ( ypodeigma ), фигуры (anti-typos), символы ( parabola ), тени ( skia ), в то время как христианская практика является их истинным образом ( eikon ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

Итак, кто не верит в загробную жизнь, тот не имеет и веры в Бога! . Бог вездесущ, однако есть особенное место Его присутствия, где Он является во всей Своей славе и вечно пребывает с избранными Своими, по словам Иисуса Христа: где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой ( Ин.12:26 ). Верно и обратное: кто не был слугой истинного Бога, тот и после смерти не будет вместе с Ним, а потому для него требуется особое загробное место во вселенной. Здесь начало учения о двух состояниях усопших душ: состоянии награды и наказания. В таинстве смерти душа, отделившись от тела, переходит в страну духовных существ, в царство ангелов. И в зависимости от характера земной жизни она присоединяется или к Ангелам добрым в Царство Небесное, или к ангелам злым – в ад. Эту истину засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос . Благоразумный разбойник и нищий Лазарь тотчас после смерти попали в рай; а богатый оказался в аду ( Лк.23:43 ; Лк.16:19–31 ). «Мы веруем, – провозглашают восточные патриархи в своем «Исповедании Православной веры», – что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по своим делам. Разлучившись с телом, они переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно». Слово Божие открывает нам, что за гробом души попадают в различные места. Нераскаянные грешники несут заслуженное наказание, а праведные получают награду от Бога. Книга Премудрости Соломона излагает учение о двойственном загробном состоянии: праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею ( Прем.5:15–16 ). Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа ( Прем.3:10 ). Место пребывания праведных душ в Священном Писании называется по-разному: Царством Небесным ( Мф.8:11 ); Царством Божиим ( Лк.13:20 ; 1Кор.15:50 ); раем ( Лк.23:43 ), домом Отца Небесного. Состояние же отверженных душ, или место их пребывания, называется геенной, в которой червь не умирает и огонь не угасает ( Мф.5:22 ; Мк.9:43 ); печью огненной, в которой плач и скрежет зубов ( Мф.3:50 ); тьмой кромешной ( Мф.22:13 ); адским мраком ( 2Петр.2:4 ); адом ( Ис.14:15 ; Мф.11:23 ); темницей духов ( 1Петр.3:19 ); преисподней ( Флп.2:10 ). Это загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет «смертью», а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», ибо смерть есть удаление от Бога, от Царства Небесного, это лишение истинной жизни, блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» ( Ин.19:39–42 ). Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у благочестивого, потому что не сделал греха и не было лжи во устах Его ( Ис.53:9 ), – так духом Святым предрекал пророк Исаия о погребении Спасителя. Итак, пречистое тело воплотившегося Отчего Слова лежит во гробе; «камень велий» лежит над дверьми гроба, к камню приложена неспокойными в своей совести архиереями печать; приставлена стража ко гробу: «яко царя спяща» стерегли воины тело Господа. А за гробом совершилось во аде великое торжество, – изведенйе из ада первого Адама и всех праведников, спасенных послушанием Второго Адама. Христос, – говорит Святой Апостол Петр, – быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал ( 1Петр.3:18–19 ). «Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». Так поет Святая Церковь , прославляя Господа, весь мир просветившего крестом Своим. Святой Афанасий Великий , изъясняя ту церковную истину, что Богу Слову во спасение людей от греха и Его последствий надлежало в плоти умереть, говорит так: «Слово знало, что тление не могло быть прекращено в людях, как только непременно смертию: умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Слову, было невозможно: для сего то самое приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию Воскресения. Потому принятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть. Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, в Сей храм Свое телесное орудие принося в искупительную за всех жертву, смертию Своею совершенно выполнило должное, и таким образом посредством подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Наконец, когда апостолы, из-за большого увеличения церковных обществ, или же с приближением своей смерти, не могли рукополагать пресвитеров для христианских церквей, тогда они оставляли себе преемников, поручив им всю полноту власти домостроительства Таин Божиих: учить, священнодействовать и управлять Церковью . Эти преемники назывались епископами. Святой апостол Павел чрез молитвенное возложение рук посвятил во епископы Тимофея и Тита. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение«( 2Тим. 1:6 ). Вот как пишет к Тимофею святой апостол Павел. К Титу тот же апостол пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). Приведем еще целый ряд текстов, которые вам покажут, какою властью были снабжены епископы со времен апостольских. Епископы поставляли пресвитеров. »Чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ); избирали достойных в пресвитеры и диаконы ( 1Тим. 3:15 ); перечисляя достоинства, которые должны иметь те пресвитеры и диаконы, св. апостол Павел пишет к Тимофею: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь . Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ); и дает ему совет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ), т. е. никого не рукополагай без основательного знакомства с кандидатом священства. Епископы принимали жалобы на пресвитеров: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях " ( 1Тим. 5:19 ). Наказывали и награждали: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). «Согрешающих же (пресвитеров) обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим. 5:20 ). Пресвитеры и в первые времена христианства учили народ ( 1Тим. 5:17–18 ), – совершали таинства ( Иоан. 5:14 ), были в зависимости от епископов ( 1Тим. 5:19–20 ), наблюдали за паствой ( 1Петр. 5:2 ; Деян. 20:28 ), принимали непосредственное участие в организациях ( Деян. 15:6, 22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но крестный ход на 28 января назначен против власти Рабоче-крестьянского правительства. Граждане увидят, как вся буржуазия присоединится к этому шествию, потому что сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов, не свободы веры. Этому никто и ничто теперь не угрожает; оно восстало на защиту богатств, имений, земель, жалованья в 200 тыс. руб. митрополитам, миллионов, накопленных в монастырской казне, сытой, спокойной и бездельной жизни сотен тысяч праздных и богатых людей. Известия ВЦИК. 1918. 28 января. Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 16–17. II.1.19. Открытое письмо Патриарха Тихона священнику Томской епархии Бийского уезда с. Усть-Каменного истока Николаю Троицкому 336 30 января (12 февраля) 1918 г. Возлюбленный сын Наш о Христе, Честный отец Николай С великим прискорбием и тугою сердечной слышим Мы о невинных страданиях многих сослужителей Наших о Христе, епископов, иереев и дьяконов, иноков и инокинь, терпящих озлобление от людей развращенного века сего, когда многими забыты страх Божий и благие заповеди Спасителя Нашего. Божиим попущением и на Вас выпала сия доля страданий от злых людей, безвинно воздвигших на Вас гонение и причинивших Вам беду. Соболезнуем страданиям Вашим, Отечески припадаем к Вашему терзающемуся скорбию сердцу и молим Милосердного Господа, да пошлет Он Вам скорое утешение и избавление от обдержащих Вас зол. Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец Господь Наш Иисус Христос , предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15, 20, 18 ); а св. Апостол Петр призывает нас радоваться, терпя страдания за Христа: возлюбленные, огненного искушения, для испытания нам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо дух славы, дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется... И так страждущие по воли Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро ( 1Петр.4:12–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это именно только в Ветхом Завете, целом прообразе Нового Завета. Когда же пришла сама новозаветная истина, действительность, то всякий верующий во Христа (срав. 1Петр. 2:9 ) является в высшем положении, чем не только священники, но и сам первосвященник Ветхого Завета. Ибо, если он со страхом вступал в земное святилище славы Иеговы, как бы даже и совсем не вступая в него на самом деле, то мы с дерзновением приступаем (προσερκμεθα, сн. γγξομεν в Евр. 7:19 ) к самому престолу благодати ( Евр. 4:16 ), входим во святилище посредством крови (как и он не без крови) Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т. е. плоть свою (10:19–20). Если так в отношении к верующим, то что же в отношении к Христу, непорочному, безгрешному первосвященнику (7:26), Которого тот был прообразом? Христос вошел не в рукотворенное святилище, противообраз истинного (показанного на горе), но в самое небо, где истинно находится престол Божий (сн. Деян. 7:49–50 с 48), чтобы предстать за нас пред лицо Божие и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит в святилище каждогодно с чужой кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира (как предвечно рукоположенному в первосвященника). Он же единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей ( Евр. 9:24–26 ). Если же так относительно первосвященника, то тем более это должно сказать в отношении к священникам, приближавшимся лишь к жертвеннику и к священным предметам святилища, далеко ниже, чем святое святых, выражавшим символически присутствие Иеговы среди Израиля. Первосвященник хотя раз в год исправлял свою великую обязанность, а каждый священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов ( Евр. 10:11 ) в противоположность единократной и всеспасительной жертве Христа, севшего после того одесную Бога (ст. 12), о чем не только священники ветхозаветные, но и первосвященники никогда не могли даже подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Августина, И. Дамаскина и др. 2 Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душой, и что они живут за гробом сознательно–разумной жизнью? 1) Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22:31–32), «ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам ( 1Петр. 3:18–19 ), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (От. 4:10–11; 7:9–10; 5:9; 14:3; 15:3). 2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Христом? 2) Это видно из следующих мест св. Писания: «Вы приступили, говорит христианам ап. Павел, к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ). Христос, как уже сказано выше, «владычествует и над мертвыми, и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ), «ибо Бог положил в Нем Свое благоволение, дабы все небесное и земное соединить под главой Христом» ( Еф. 1:10 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил. 2:9–10 ). 3) Возможно ли молиться о спасении умерших грешников? 3) Не только возможно, а и должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Одно пополняет другое. «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно подвизается» ( 2Тим. 2:5 ). Следовательно, кроме добрых дел, необходимо исполнять все постановления Господа Иисуса и Его св. апостолов. Священство поставлено Спасителем и должно существовать в Церкви вечно по преемству от св. апостолов ( Мф. 28:19–20 ). У сектантов же нет преемственной иерархии, следовательно, они незаконно «подвизаются», а поэтому никогда «не заслужат венца». 5) Апостолы Пётр и Павел, а следовательно, с ними и все апостолы учат, что верные христиане есть священники и духовные цари. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой Свет» ( 1Петр. 2:9 ). «И соделал нас Царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5:10, 4:6 ). Приведённые слова святого апостола Петра о священстве взяты из Ветхого Завета. В Книге Исход (19:5–6) Господь говорит Моисею: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. И вы будете у Меня царством священников и народом святым» (см. Исх. 23:22 ). Апостолы, как истинные последователи заповедей Божьих, говорят, что верные христиане – царственное священство, народ святой, избранный. Но говоря так, святые апостолы, как и пророк Моисей, совсем не думали отрицать иерархию, как учреждение Божие. В приведенных местах св. апостолы называют верных христиан царями и священниками в том смысле, что они цари, ибо царствуют и господствуют над своими страстями и желаниями, – а священниками потому, что христиане освящены искупительной кровью Господа Иисуса Христа. В Св. Писании христиане называются «солью», «светом» ( Мф. 5:13,14 ), «сынами Божиими» ( Мф. 5:9 ). Неужели сектанты будут доказывать, что если христиан называют солью, то не нужно и обыкновенной соли? И если их называют светом, то разве не нужно солнечного света? И если называют их сынами Божиими, то и сына Божия Иисуса Христа уже не нужно? Вот к какому абсурду можно прийти, если принять сектантское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

по ходатайству многих» ( 2Кор. 1:10,11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер. 7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своей силой, а силой того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Свящ. Писании? тогда и вообще молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни (?!). В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 )? Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)? Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим. 15:30 ; Еф. 6:18,19 ; Кол. 4:3 ; Флп. 1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (сн. Лк. 7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк. 18:7 ; 1Петр. 3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер. 17:5 »). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (сн. стих. 7). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер. 17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему, по словам вашим» (– 42:4)? Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его (стих, 7–22) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010