Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое. Станем же, возлюбленные, избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия ( Флп. 2:3 ), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных ( Ис. 14:12 ). Станем избегать зависти ( 1Петр. 2:1 ), и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее, является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности ( 2Тимоф. 3:2 ), и хуления (Колосс. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели ( Матф. 23:13 ), привело их в неистовство Христоубийства ( Марк. 11:18 ) и сделало неразумнее младенцев ( Матф. 21:15–16 ). Не будем подражать неразумию иудеев, но возревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, – не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, – не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы, как дети, ибо Господь говорит: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное ( Матф. 18:3 ). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в царство небесное ( Матф. 5:20 ). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы нам войти в вечную радость праведников ( Матф. 25:46 ). Выйдем в сретение Ему, грядущему на жребяти осли ( Ин. 12:15 ), предавшему позору безумие иудеев и присвоившему Себе усыновление народов ( Ин. 12:20–23 ). Станем сретать Его, постилая одежды свои ( Марк. 11:8 ). Как же будем постилать? – Именно, станем раздавать их бедным, ибо Он принимает на Себя их нищету и восклицает: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Матф. 25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Б. Толкование выражения полнота Наполняющего все во всем» (1:23) (Библейские Комментарии. НЗ VII. С. 145 – 147) 2. Свойства Церкви А. Апостольство – Что означает утверждение Церкви на «апостолах и пророках» (2:20 и 3:5)? – Как апостольство Церкви понимается теперь? Б. Единство Церкви – Основание единства Церкви (4:4 – 6) – единство бывших язычников и иудеев (2:11 – 16) – единство небесных и земных (2:18; 4:8 – 10) – единство в многообразии (4:11 – 16) 3. Святость Церкви – Основание святости Церкви (5:25) – Очищение «банею водною и посредством слова» (5:26) – Кого освящает Христос (5:25 – 26)? – можно ли говорить том, что ап. Павел учит о соборности Церкви? 4. Образы Церкви А. Церковь – тело Христово – Как ап. Павел понимает значение главы для тела (ср. 4:15 – 16)? – Сравните этот образ в Еф. с 1 Kop 10:17. В чем состоит отличие? – Христос – глава тела Церкви (1:10; 1:22; 4:15) Б. Церковь – храм Божий – ВЗ основание образа – Христос – краеугольный камень Церкви ВЗ пророчества (Пс 117:22) Самоименования Себя так Христом ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:1 7) Апостольские речения ( Деян. 4:11 ; 1Петр. 2:4 – 8 ) – Апостолы – основание Церкви (2:20; 3:5) В каком смысле говорится об апостолах как об основании Церкви? говорится обосновании Церкви на «апостолах и пророках " ? Кто эти пророки? – Действие Святого Духа по устроенио Церкви (2:22) 5. Церковь – невеста Христа – ВЗ основание образа – Отношение Христа и Церкви (Библейские комментарии. НЗ VIII. С. 221 – 222) – Литургическое использование данного образа 6. Церковь – семья Божия (2:19) 7. Значение Церкви А. Тайна устроения Церкви (3:9 – 10) Б. Крест Христов – утверждение Церкви (2:16) B. Церковь – место славы Божией (3:21 – 22) Г. Церковь – место доступа к Отцу (3:12) Д. Церковь – место реализации спасительного подвига Христа (3:8 – 12; 3:21) E. Церковь – место единства (2:14 – 18; 4:15) Ж. Церковь – место освящения христиан (5:26) 3. Вселенскость Церкви (1:22 – 23) Борьба со грехом 1. Мы были мертвы «По преступлениями грехам» (2:1), являлись «чадами гнева по природе» (τχνα φοει ργς) (2:3)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11 . На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? Выйдем к Нему за стань, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест ( Мк.10:21 ). Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Мк.8:34 ). Примечание. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста, и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу, то очевидно, что Спаситель, повелевая Своим последователям взять крест, имел ввиду тот и другой кресты. – Так и апостол Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр.2:21 ). Посему, кто называешь себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ). 12 . Откуда видно, что Иисус Христос действительно нес на Себе наружный крест? И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа ( Ин.19:16–19 ). …И повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. ( Мф.27:31–32 ). 13 . Внутренний смысл ношения на себе креста. Я сораспялся Христу. ( Гал.2:19 ). Чтобы познать Его, и силу воскресение Его, и участие в страданиях Его сообразуясь смерти Его. ( Флп.3:10 ). Зная то, что наш ветхий человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху ( Рим.6:6 ). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми ( Гал.5:27 ). Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). 14 . Первые христиане почитали крест. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия. ( 1Кор.1:18 ). Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира. ( Гал.6:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Крещение должно совершать: а) в воде: Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот вода; что препятствуем мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха. ( Деян.8:35–39 ). Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа ( Деян.10:47 ); б) чрез погружение троекратное; это видно из того, что крещение представляется в Священном Писании под образами: · потопа: 1Петр.3:19–22 ; · бани водной: Еф.5:26 . Ср. Тит.3:5 ; · гроба: Кол.2:12 . Эти образы необходимо предполагают совершение крещения чрез погружение крещаемого в воду. На это же указывают и выражения о крещении евнуха: И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха ( Деян.8:38–39 ) и о крещении Господа: И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. ( Мф.3:16 . Ср. Мк.1:10 ); в) с призыванием слов Спасителя: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Мф.28:19 ); г) совершать таинство крещения Господь поручил только апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). Это же подтвердил Господь и тогда, когда для крещения Корнилия повелел призвать апостола. ( Деян.10:3–5 ), а не кого-либо из верующих братий; также и уверовавших учеников в Ефесе никто не мог крестить, пока не пришел апостол Павел и сам крестил их ( Деян.19:1–5 ). К чему обязывает возложение на крещаемого креста? Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною ( Лк.9:23 ). Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же касается 2Тим., оно, как говорится в самом тексте (2Тим. 1:17), было написано в самом Риме; апостол вновь пленник (2Тим.1:8; 1:17). На этот раз он «страдает даже до уз, как злодей» (2Тим.2:9), тогда как во время первого заключения в Риме, он пользовался относительной свободой (Деян.28:30). Теперь же апостол Павел всеми оставлен, кроме Луки (2Тим. 4:9–11). Апостол рассказывает, что, когда ему было нужно держать ответ, Господь избавил его «из львиных челюстей» (2Тим.4:16–17): возможно, здесь речь идет о его первом заключении. Но сейчас апостол Павел ожидает неминуемого конца: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). Евсевий, церковный историк (IV век), сообщивший нам церковное Предание, подтверждает наше предположение о четвертом путешествии апостола Павла; он уточняет, что после двух лет, проведенных апостолом в Риме, он, «оправдавшись, вновь отправился на миссионерское служение» это и было четвертое путешествие. Евсевий продолжает, говоря, что «апостол во второй раз пришел тот же город (Рим) и умер мучеником». 25 Когда происходили эти события? Перевод узника из Кесарии в Рим состоялся ок. 60г.; нам известно из римских источников, что прокуратор Фест действительно сменил своего предшественника Феликса примерно в это время. Первый раз ап. Павел оставался в римских узах два года (Деян.28:30). Возможно, он предпринял свое четвертое путешествие ок. 62г., однако, назвать с точностью дату его мученической кончины сложно. Нам известно только, что гонения Нерона пришлись на период между 64 и 67 годами. Вопреки мнению большинства западных комментаторов еп. Кассиан не без основания полагает, что Петр пришел в Рим уже после смерти Павла. В самом деле, апостол Павел не упоминает имени апостола Петра ни в Послании к Римлянам, которое направлялось в Рим, ни в Посланиях из уз, написанных в Риме; следует также отметить еще одну деталь: во 2Тим., которое является последним Посланием апостола, написанным перед мученической кончиной, он просит Марка прийти к нему в Рим (2Тим.4:11); однако, как мы узнаем из 1Петр., Марк был вместе с апостолом Петром в Риме, пришедшим туда, видимо, только в тот момент (1Петр.5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Гонение на веру, подобное тому, какое было в первые века христианства, повторится, по слову Писания, пред вторым пришествием Спасителя, во времена господства антихриста ( Мф. 24; 2 Фесс. 2; Откр. 2:10 ), когда, след., также потребуется от христиан великий подвиг исповедничества и мученичества. Преследование исповедников веры Христовой возможно и во всякое время, если не внешнее, открытое, то внутреннее, скрытое (припомним гонение на католическую церковь во Франции от Комба и др.); поэтому и исповедание веры, требующее от христиан большого запаса мужества и стойкости, может быть и бывает уместно во всякое время. В наше время, например, христианам не мало приходится бороться с вольнодумством, религиозным скептицизмом и индифферентизмом, с погоней за одними земными и материальными благами и т.п. Во всех обстоятельствах жизни верующий во Христа должен быть тверд и стоек в своей вере, не обращая внимания на глумления, против него направленные и, не стыдясь прослыть отсталым от своего века, должен открыто и мужественно заявлять о своем христианском уповании. Вся жизнь его должна быть непрерывным благодарным исповеданием веры: «умоляю вас, братия», – пишет ап. Павел, – «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ). Само собою понятно, что ревность к исповеданию веры должна иметь побуждения только идеально-добрые. Когда накануне Своих страданий Иисус Христос говорил Своим ученикам, – что все они соблазнятся о Нем в ту же ночь ( Мк. 14:27 ), – ап. Петр, как бы чувствуя в себе избыток ревности к исповеданию своего Учителя, а на самом деле с некоторым тщеславием и гордостью сказал: «если и все соблазнятся, но не я» ( Мк. 14:29 ) и, однако ж, на другой день «трижды» отрекается от Него ( Мк.14:68, 70–72 ). И наоборот, каким христианским смирением и любовью было проникнуто исповедание ап. Павла, когда он говорил царю Агриппе: «молил бы я Бога, чтобы... не только ты, но и все слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» ( Деян. 26:29 ). Отсюда следует, что исповедание веры только тогда будет соответствовать своему высокому достоинству, только тогда станет нравственным подвигом, когда оно будет разумным, т.е. основанным на твердых началах, указываемых разумом и словом Божиим по учению нашей Церкви, когда оно будет свободным и бескорыстным, а не рабским или из-за корыстных расчетов ( Мф. 10, 28 ; 1Петр. 3,14 ), и, наконец, когда оно будет живым и деятельным, сопровождающимся действительным благом для царства Божия, а не мертвым и безжизненным, как у фарисеев ( Мф. 10 . Cp. 1Петр. 3:15–16, 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В Священном Писании и Священном Предании Таинство Евхаристии называется различными именами: Вечерей Господней (Κυριακν δεπνον), Трапезой Господней (Τραπζα Κυρου), Хлебом Божиим (Αρτος του Θεου), Чашей Господней (Ποτριον Κυρου), Чашею благословения (Ποτριον τς υλογας) 2 . Жертвой святой, таинственной, словесной, умилостивительной, просительной, Жертвой благодарения. Евхаристия именуется также Таинством Тела и Крови Христовых, Хлебом Жизни ( Ин.6:51 ) и Чашей Жизни. Библейские основания Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Искуплением, Таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы (…), но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» – говорит апостол Петр ( 1Петр.1:18-20 ) 3 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в Раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Все ветхозаветные жертвоприношения в свете будущей Крестной Жертвы Христа сокровенно указывали на Евхаристию. Жертва Авеля «от первородных стада своего» ( Быт.4:4 ), жертва Ноя после потопа ( Быт. 8:20 ), ежегодная жертва очищения ( Лев.16:2-34 ), жертва Завета с Богом ( Исх.24:4-8 ; «И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» ), жертвы всесожжения ( Лев.1:1-17 ), благодарения ( Лев.22:29-30 ), мирная ( Лев.3:1-17 ) и важнейшая в Ветхом Завете жертва пасхального агнца ( Исх.12:1-26 ) – все это таинственные символы Евхаристии. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» на встречу Аврааму ( Быт.14:17-20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5-6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6-7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1-19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1-7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Литургии свт. Василия Великого . В молитве после Великого входа сказано: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих Апостол истинную сию службу, сице и от рук нас грешных приими дары сия во благости Твоей Господи».

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

Искупление рода человеческого чрез крестную смерть Господа Иисуса Христа лежит в основе православного учения о спасении. Поэтому оно изложено и в Символе веры . Оно было и предметом богословствования отцов Церкви. «Не удивляйся тому, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – что мир весь искуплен; ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же преступлением одного смерть воцарилась в мире, то тем более правдою Единого жизнь воцарится. И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи Жизнью? Если Финеес, умертвив в ревности человека, делающего постыдное, прекратил гнев Божий, то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, ужели не может утолить гнева на людей?» 1 Искупление человечества Господом Иисусом Христом, распятым в конкретное историческое время при Понтии Пилате, составляет объективную сторону дела спасения. Но есть еще субъективная сторона этого дела, требующая участия в нем тех, ради кого страдал на кресте Спаситель, т. е. людей. От последних требуется вера в Господа Иисуса Христа, как в своего Спасителя. Эта вера является первым и непременным условием спасения человека. На такое ее значение указал Сам Христос, когда Он после Своего воскресения из мертвых, посылая учеников проповедовать Евангелие, сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). О необходимости для спасения человека веры в Господа Иисуса Христа учили апостолы. «Верующий в Сына, – писал ап. Иоанн Богослов, – имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36, 6:28 ). Эта вера, по словам ап. Павла, оправдывает человека и дает ему доступ к благодати Божией ( Рим.5:1–2 ; Еф.2:8 ). О таком же значении веры говорит ап. Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Петр.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа. · Мф.3:16 -17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». · Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» · 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». · Еф.4:4 -6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». · Тит.3:4 -6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…» См. также 1Петр.1:2 ; 1Ин.3:23-24 ; Иуд.20-21 ; Рим.14:17-18; 15:13-17; 15:30 ; 1Кор.6:11, 17-19; 12:4-6 ; 2Кор.1:21-22; 3:4-6 ; Гал.2:21-3:2 ; Еф.2:18; 3:11-17; 5:18-20 ; Фил.2:1 ; Кол.1:6-8 ; 1Фес.1:1-5; 4:2,8; 5:18-19 ; 2Фес.3:5 и Евр.9:14 . Ошибочные представления о Троице З аблуждение 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.» Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет. Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э. 96 Климент, третий епископ римский

http://azbyka.ru/troica

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010