Воскресение Христово Спасительные плоды воскресения Христова Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской, православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике святой христианской Пасхи. Спасительными плодами воскресения Христова являются: А) победа над адом и смертью; Б) блаженство святых на небесах и начало бытия Небесной Церкви; В) ниспослание Духа Святого и создание Христовой Церкви на земле. Победа над адом и смертью Человеческое существование после потери рая имеет две формы: а) земная – телесная жизнь и б) загробная жизнь. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но состояние ее за гробом, по слову Божию и по учению Отцов Церкви, бывает разное. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых – души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, в мрак, в ад, в преисподней (евр.: шеол, Быт. 37:35 ). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: «Во гробе кто будет славить Тебя?» ( Пс. 6:6 ). В ад заключены были и души ветхозаветных праведников. Эти праведники жили на земле верой в грядущего Спасителя, как это разъясняет ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям, и по смерти томились в ожидании искупления их и освобождения. Так продолжалось до воскресения Христова, до наступления Нового Завета: «Все эти свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» ( Евр. 11:39–40 , по русск. переводу). Наше избавление было и их избавлением. Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.» ( 1Петр. 3:18–19 ) – «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, – читаем там же далее, – чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом.» ( 1Петр. 4:6 ).– О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам,» апостол продолжает: Посему и сказано: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам.» Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Ефес. 4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Евангелие Евангелие а) есть благая весть о спасении: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость: ибо ныне родился вам Спаситель ( Лк.2:10–11 ). Напоминаю вам, братья, евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь ( 1Кор.15:1–2 ); б) предвозвещено пророками: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее – возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет ( Ис.9:1–2 ; Мф.4:15–16 ). Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). Павел, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих о Сыне Своем ( Рим.1:1–3 ). Евангелие есть а) сила Божия ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:15–16 ); б) слово спасения: Мужи братья! Вам послано слово спасения сего ( Деян.13:26 ); в) слово благодати: Во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамения и чудеса ( Деян.14:3 ). Предаю вас, братья, Богу и слову благодати Его ( Деян.20:32 ); г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ); д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано ( 1Петр.1:25 ). Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие ( Откр.14:6 ); е) славное: По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено ( 1Тим.1:11 ). Евангелие есть истина: Услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, вы запечатлены Святым Духом ( Еф.1:13 ). Евангелие проповедует а) благодать Божию: Услышали вы, и познали благодать Божию в истине ( Кол.1:6 ); б) жизнь и бессмертие: Явлением Спасителя нашего, явившего жизнь и нетление ( 2Тим.1:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Произнесено в великой церкви Киево-Братского монастыря 6-го Января 1912 года. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Матф. 3:15 ) Сын Божий, Сын человеческий приходит на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какое величайшее смирение, какое божественное самоуничижение! Имел ли нужду в крещении во оставление грехов ( Лук. 3:3 ), в крещении покаяния ( Матф. 3:11 ) Тот, Кто греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его ( 1Петр. 2:22 ), Кто искушен был по всяческим по подобию, разве греха ( Евр. 4:15 ), Кто сам о Себе говорил своим врагам: кто от вас обличает мя о гресе ( Ин. 8:46 )? Иоанн трепещет, по откровению от Духа знает, что Пришедший к нему крепче его есть ( Матф. 3:11 ), что хотя Он приходит по времени после него, но по достоинству Он пред ним ( Ин. 1:27 ), что поэтому он не достоин отрешити ремень сапогу Его ( Ин. 1:27 ; Матф. 3:11 ). И Иоанн Креститель возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? Но Сын Божий, Сын человеческий не выделяет Себя из других сынов человеческих: Он подчиняется закону. Крещение Иоанна было божественным установлением ( Матф. 21:25 ) и Он исполняет его. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. ( Матф. 3:15 ). «Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона, потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и таким образом прекратить действие закона»! 1 . Христос Спаситель был под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал. 4:5 ). Братие! Ныне на место закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и пророк ( Рим. 3:21 ). Нужно нам исполнить всяку правду – не ветхозаветную, упраздненную Христом, а правду новозаветную, правду Христову. Пусть эта правда проникнет все наши отношения: семейные, общественные, государственные, пусть она одухотворяет нашу науку, наше искусство, проникает нашу промышленность. Много ныне говорят об отношении личности и общества, взаимодействие между ними, несомненно, самое живое и тесное. Но Христово учение требует прежде всего личного духовного творчества, оно обращается прежде всего к отдельной личности. Пусть последняя всецело проникнется правдой Христовой, соделает ее своей внутренней жизненной силою, станет по слову Апостола рабом правды ( Рим. 6:19 ), и тогда все просветлеет, все преобразится, все будет служить нам во благо. Правда Христова – это жизнь мира, без которой он разлагается; она – соль земли ( Матф. 5:13 ), предохраняющая мир от гниения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Скачать epub pdf «Радуйтесь» – это было первое слово, которое услышали из уст воскресшего Иисуса Христа жены-мироносицы, эти первые вестницы Воскресения Христова. «Радуйтесь», – сказал им Христос, и этим положил конец их страху и трепету, невольно охватившим их и от видения небесного вестника, и от созерцания пустого гроба ( Мк.16:5–8 ). Робкая радость, зародившаяся в сердцах их от необыкновенного известия, услышанного ими от Ангела, возвестившего, что Иисуса распятого нет во гробе, потому что Он воскрес ( Мф.28:5–10 ), радость эта получила теперь такую крепость и силу, которых не в состоянии побороть никакие бедствия и страдания. И теперь они понесут эту радость Воскресения Христова не только апостолам и ученикам Христовым, но и далеко за пределы Иерусалима и Палестины. Исполнилось слово Божественного Учителя, сказанное Им ученикам накануне страданий: «печальни будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 )... Теперь (вы) имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Прошло время скорби, плача, рыданий. Обрадовались жены-мироносицы, увидевши воскресшего Учителя и услышав Его сладостное «радуйтесь». Обрадовались путники Еммаусские, узнав в Возлежавшем с ними за вечерней трапезой Христа; обрадовались до такой степени, что не в силах были сдержать эту радость, и, влекомые ею, без промедления возвратились в Иерусалим, чтобы поделиться охватившей их радостью с прочими апостолами и учениками Господа Иисуса. «Обрадовались ученики, увидев Господа» ( Ин.20:20 ), когда в тот же первый день недели вечером явился им воскресший Господь. И отныне никто уже не отнимет у них этой радости. Они понесут ее вместе с истиной воскресения Христова во весь мир и сделают ее основным настроением христианина. Эта радость звучит в письменных приветствиях апостолов верующим ( Иак.1:1–2 ). Она проникает их наставления ( 1Петр.1:6, 4:13 ). Она становится основным мотивом их собственного настроения, не оставляя их даже в самых страданиях: «нас огорчают, а мы всегда радуемся» ( 2Кор.6:10 ), «Преизобилую радостию при всей скорби нашей» ( 2Кор.7:4 ). «Радуюсь в страданиях моих» ( Колос.1:24 ), «радуюсь и буду радоваться» ( Филип.1:18 ), – решительно заявляет апостол, имея в виду расширение благовестия о Христе. Это настроение радости о Господе апостолы настойчиво внедряют и новообращенным христианам, призывая их радоваться возрастанию в христианских добродетелях ( 2Кор.13:11 ). «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю радуйтесь» ( Филип.4:4 ; ср. 1Сол.5:16 ), указывая живой пример христианской радости в некоторых Церквах (Македонских), которые «среди великого испытания скорбями преизобилуют радостию» ( 2Кор.8:2 ). Эта непобеждаемая скорбями, а утишающая и смягчающая всякие скорби и печали христианская радость своим первичным истоком имеет «радуйтесь» Воскресшего женам-мироносицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Часть V. Евхаристия: Богословие Архиепископ Тихвинский Константин. Таинство евхаристии: богословские аспекты 1 Священное Писание и раннее христианство Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Воскресением, таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира», – говорит ап. Петр ( 1Петр.1:18–20 ) 4 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» навстречу Аврааму ( Быт.14:17–20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5–6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6–7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1–19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1–7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Божественной литургии свт. Василия Великого , где в молитве после великого входа сказано: «Якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная; якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу – сице и от рук нас грешных приими Дары сия во благости Твоей Господи». Сокровенные указания на будущее Таинство таинств содержатся и в пророческом провозвестии Ветхого Завета. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» – возвещается в пророчестве Малахии ( Мал.1:11 ). Недаром именно это пророчество составляло существенную часть раннехристианского учения о Евхаристии – его приводят автор «Дидахе» (14 гл.), мч. Иустин Философ (Диалог с Трифоном иудеем. 41), сщмч. Ириней Лионский (Против ересей. IV. 29. 5), когда свидетельствуют, что Жертва Евхаристии заменила собой все ветхозаветные жертвы. В Новом Завете о содержании таинства Евхаристии подробнее всего говорится в 6-й главе Евангелия от Иоанна, в которой повествуется о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов, Его ночной молитве и переходе через Галилейское море и приводится связанная с этими событиями беседа Христа в Капернаумской синагоге, содержащая, в том числе, следующие слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:51–56 ). На этих словах основана вера Церкви в необходимость Евхаристии для спасения и в подлинность евхаристических Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вечеря Господня Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согл. синоптич. Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной ( Мф. 26:18 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ). Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Ев. от Иоанна ( Ин. 13:1–30 ; ср. Ин. 18:28 ), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря. (О датировке ⇒ Пасха , VI.) Ап. Павел говорит, что В. установлена Самим Господом ( 1Кор. 11:23 ), и поэтому называет ее «трапезой Господней» ( 1Кор. 10:21 ) или «Вечерей Господней» ( 1Кор. 11:20 ). Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» ( 1Кор. 10:21 ; 1Кор. 11:27 ). I. ПАСХА КАК ФОН Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соотв. трапеза в древней Церкви, указывает на ⇒ Пасху Израиля ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:1 ; 1Кор. 5:7 ), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта ( Исх. 12:3–24 ). Израил. праздник Пасхи создает фон для понимания В.Г.: 1) Пасха Израиля – когда народ ВЗ после длившегося 430 лет егип. рабства ( Исх. 12:40 ) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока. Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей. Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами. Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле егип., то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов; 2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», – пишет Павел ( 1Кор. 5:7 ). Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих НЗ. Христос – пасхальный Агнец НЗ, принесенный в жертву (согл. Ев. от Иоанна) на праздник Пасхи. В соотв. с Ин. 19:30 , можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне заколали в храме пасхальных агнцев (⇒ Пасха , VI). Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь ( Лев. 17:11 ; 1Петр. 1:18 ). Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха ( 1Ин. 1:7 ) и спасает нас ( Евр. 9:13 ; Евр. 13:12 ). Через эту жертв. смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу ( Мф. 27:51 ; Евр. 10:19 ). Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе. ⇒ Жертва . II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Конспект лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910/11 учебном году 271 Введение 1-й билет. Задача пастырского богословия (два чтения), метод (идеальность, практичность, цельность), определение науки. 2-й билет. Возражения против науки пастырского богословия. А) Первое возражение против самостоятельности института пастырства. Оправдание пастырства: a) практическо-дисциплинарное доказательство; b) историко-психологическое доказательство (сознание нужды в ходатае в язычестве, Ветхом и Новом Завете). 3-й билет, с) Нравственно-мистическое доказательство (святость, выделение специального класса, идея «икономии». 4-й билет, d) Догматико-экзегетическое доказательство: разбор Евангелия от Иоанна 20:19–22 ; 1Петр. 5:9 и др. 5-й билет. В) Второе возражение: против особенности пастырского самосознания. Оправдание его: пастырское посредничество, душепопечение, пастырская педагогика, исключительность нравственных требований от пастыря. 6-й билет. С) Третье возражение: о излишности пастырского богословия при существовании других Божественных наук. Отношение пастырского богословия к другим наукам. D) Четвертое возражение. Вопрос о бесполезности (регулятивно-конструктивное значение) и трудности (общность пастырской психологии, аскетическая литература) пастырского богословия, как науки. I. Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения 7-й билет. Определение сущности пастырского служения. Обычное определение. Определение проф. Певницкого и Архиепископа Антония. Важность вопроса. Сущность спасения. Вывод. Свидетельство св. Василия Великого , св. Симеона Нового Богослова и о. Иоанна Кронштадтского . 8-й билет. Виды пастырского служения, как благодатного посредничества; сравнительное значение их. Важность вопроса. Благодать, как исходный пункт в оценке трех видов служения: тайноводственного, молитвенного и руководственного. Взгляд архим. Антония и других на сущность пастырского служения. Свидетельство св. Григория Богослова , Слова еп. Феофана Затворника и св. Иоанна Златоуста . Возражение со стороны «первенства» обязанности учительства (в порядке: 1Кор.1:14, 17 ; личный подвиг).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Корень (вместо предисловия) Жизнь в монастыре по-человечески проста и в то же время Божественна. Люди и предметы составляют единое государство, которое управляется законами, не объяснимыми мирскими критериями. Это собор светоносных личностей, живое таинство будущего века, тайноводственное общение, дорога между небом и землей. Монахи, пребывая в своем монастыре, подобны пришельцам и странникам (см.: 1Петр. 2:11 ). Но в то же время они живут нормальной жизнью, ежедневно общаются друг с другом. При этом все они, став на путь монашества в одной точке отправления, устремлены к восхождению вверх по духовной лествице, ведущей к причислению к лику святых нашей Церкви, к достижению возлюбленного Царствия Божия. И увидел я новое небо и новую землю... святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная... се, скиния Бога с человеками ( Откр. 21:1–3 ). Этот прообраз значим для нас: он символизирует монастырь, который есть жизнь и пример подлинного жития. Монастырь – это то недостающее звено в цепи, которое ее логически замыкает и все приводит в порядок. Богом заготовлено все необходимое для реализации монашеского призвания, взаимного сосуществования и брака Бога и человека 1 . Монастырь – это сообщество, причина и образ глубокой жизни, устроенной по Богу. Он есть дом Божий и врата небесные ( Быт. 28:17 ), место присутствия человека и в то же время место, избранное Богом и горячо хранящее памятование о Страшном Суде. Монашеская жизнь во граде ориентирована не на осуществление мирских и идеологических на мерений, но на достижение духовности путем аскезы и мистического зрения Бога. Город-монастырь живет как рабочая мастерская, внутри которой распределены все обязанности. Устремления же мастеровых направлены не на нечто желанное, но на Желанного, то есть Бога, сходящего с Небес и обитающего в каждом из них. Это убеждение монахов глубоко укоренено в традиции и является опорой в их жизни, по духу и силам превосходящей привычную для человека, но уже ставшую ангельской... Монахи, как и люди, имеют свои слабости, метания, борения, они падают и поднимаются, но никогда не боятся, поддавшись минутному чувству. Благодаря своим трудам они сегодня – сопричастники мучеников, а завтра воссядут на престолах со всеми святыми. Следовательно, стены градамонастыря не загораживают горизонты, но, наоборот, открывают зрение таинств и врата небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Отделение V. Слова на царские дни 1. Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (1861 г.) Аще кто служить, яко от крепости, юже подает Бог. 1Петр. 4:11 . Ныне все сыны России радуются о Царе своем, начинающем новое лето благословенного царствования. Мы радуемся о Царе своем: потому что Вышний, владеющий царствами человеческими, даровал нам Его; радуемся, потому что Он любовью своею возвышает благо отечества нашего, предприемлет великие труды к улучшению благоденствия народного, изрекает постановления по духу закона евангельского. Но радость наша не была бы вполне верноподданническою, если б оставалась бесплодною. Чтобы благому о нас попечению Помазанника Божия соответствовала наша радость о воцарении Его над нами, мы обязаны соответствовать Ему и в служении общему благу, и в сем так руководствует нас, христиан, святой апостол Петр: «Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил», и если «служит кто, служи по силе, какую дает Бог». Вот с каким тщанием, и в каком направлении обязаны мы действовать на общую пользу. В первенствующей церкви апостольской были различные духовные дары. Одних Господь поставлял учить; другим вверял дары вспоможения, управления, врачевания. Подобно сему и в обществе гражданском установлены различные должности, существуют различные сословия. Как в церкви Божией различны служения, и тойжде Господь ( 1Кор. 12:5 ): так и разделение обязанностей гражданских совершается под управлением промысла Божия: ибо тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (ст. 6). Если же сущие власти и благотворные служения от Бога учинены суть ( Римл. 13:1 ): то всякий, кто призван служить обществу, должен воодушевлять себя мыслью о помощи Божией. Ибо един Бог производит все во всех, и без Него не можете творити нечесоже доброго. Он каждому дает силы, просвещает разум, хранит телесное здоровье, и человека потребного воздвигает там, где более он нужен. Но с мыслью о содействии Божием необходимо соединять готовность пользоваться им, – горящее усердие к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

«Надлежит быть и разномыслиям между вами…». (1 Кор. 11, 19). Как понимать правильно эти слова св. Апостола Павла? Неужели он одобряет разномыслия между христианами или признает их необходимыми или желательными? Как бы узаконивает их? Но как тогда совместить с этим все весьма многочисленные места его посланий, где он так усиленно и настойчиво призывает христиан к полному единомыслию и единодушию? «Будьте единомысленны между собою!»   ( Римл. 12, 16 ) или: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»   ( Фил. 2, 2 ). Да и не только один св. Апостол Павел, но и другие Апостолы призывали христиан к единомыслию. Так св. Апостол Петр прямо пишет христианам в своем первом послании:  «Будьте все единомысленны!»   ( 1Петр. 3, 8 ). Мало того: призывая христиан к единомыслию, св. Апостол Павел даже прямо предостерегает их от тех людей, которые  «производят разделения и соблазны, вопреки учению, которому они научились»   ( Рим. 16, 17 ) и убеждает «уклоняться от них», говоря, что  «такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»   ( Рим. 16, 18 ). Да и какие могут быть «разномыслия» у христиан  истинных,  когда Сам Господь Иисус Христос молился о них в Своей первосвященнической молитве Богу Отцу:  «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»  ( Иоан. 17, 21 ). Вот какое единение должно быть между истинными христианами: единение по образу единства Лиц Пресвятой Троицы! А можно ли себе представить, чтобы между Лицами Пресвятой Троицы были «разномыслия»? Вот почему пред наступлением важнейшего момента Божественной литургии – величайшего Таинства Евхаристии и следующего за тем причащения верных Тела и Крови Христовых священнослужитель возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» а лик поясняет, кого «исповемы»:  «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Единомыслие, таким образом, поставляется главным условием взаимообщения христиан в Таинстве Евхаристии. Если нет единомыслия, какое же может быть общение в этом величайшем Таинстве, в коем верующий таинственно соединяется со Христом, становится одно с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010