Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин. 13:13–17 ). Но посмотрим, христианин, на спасительные Христовы страдания; посмотрим на страдания, которые Иисус Христос, Господь наш, ради нас по собственной воле претерпел. Посмотрим на страдания, в которых слава, утешение, радость и жизнь наша состоит. Посмотрим на Его страдания, остановим на них все свое внимание, чтобы и в нас вообразился Христос распятый ( Гал. 4:19 ). Посмотрим на Его страдания и приобщимся к ним, чтобы быть и славы Его причастниками ( 1Петр. 4:13 ). Как здесь, так и там от Него не отлучимся. И в страдании, и в славе с Ним будем, как тело с главой, и невеста с женихом, и рабы с господином. Видим в святом Евангелии, что те, которых Он пришел спасти, которые Его ожидали, которым Он великие благодеяния показал, – те, говорю, не приняли его, как о том святой евангелист с жалостью всему миру свидетельствует: Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ). И не только не приняли Его, но и озлобились на Него, и старались убить, как это видим в святом Его Евангелии. Видишь здесь, христианин: 1) Благость и человеколюбие Христово непобедимо никакой злобой. Знал Христос Господь наш, что сделают с Ним неблагодарные Его люди, но однако пришел к ним, пришел спасти их, пришел взыскать их, погибших, пришел призвать и привести их к небесному Своему Отцу. Жил с ними, общался с ними, учил их, показывал им путь к спасению вечному, обращал их к покаянию, увещевал их, показывал им знамениями и чудесами, что Он Тот Мессия, Который им Богом был обещан, пророками проповедан и ими ожидаем. Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют ( Мф. 11:4– 5 ). То есть пришло то время, в которое проповеди пророческие исполняются, и кто Я – из знамений, и чудес, и дел можете познать. Все это видели иудеи, но Его не приняли, род строптивый и развращенный. Пришел к своим, и свои Его не приняли. 2) Долготерпение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Затем Он взял пищу и ел перед ними. Последнее сообщение слишком кратко; нельзя ли и в этом случае подразумевать преломления хлеба 38 ? По крайней мере во время явления при море Тивериадском, описанного в 21 гл. ев. Иоанна, Господь Иисус «гово­рит им: приидите, обедайте... приходит, берет хлеб, и дает им, также и рыбу» (ст. 12. 13). Так не подлежит никакому сомнению 39 ясное выражение в ходе евангельских повествований идеи связи веры в воскресение Христа с действительностью Его страданий и смерти, с участием верующих в Его смерти. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Иоан. 12:24 ). Христос умер – и для тех, кто умер вместе с Ним, Он воскрес; Он умер плотью и для умерших с Ним плотью воскрес духом. Плоть не пользует ни мало; дух животворит ( Иоан. 6:63 ): Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом ( 1Петр. 3:18 ср. 1Тим. 3:16 ), и стал духом животворящим ( 1Кор. 15:45 ). И мы, чтобы ожить с Ним, чтобы жизнь Его открылась в смертной плоти нашей, должны умереть с Ним, пережить Его смерть ( 2Тим. 2:11 ; 2Кор. 4:10 ). Воскресение Христа, как исторический факт, было вместе воскресением учеников, умерших с Ним. Что же составляло историческую действительность в явлениях Воскресшего ученикам? Это – реальность духовного общения с Ним учеников, реальность для них Его духовной – божественной, вечной жизни. Содержание духовной жизни открыто им всеми делами и всем учением Господа Иисуса, а теперь они убедились в реальности Его духовной жизни, – в том, что она по своему бытию неза­висима от материальных условий существования, что она сильнее смерти, что она – непреходящая, вечная действи­тельность. «Он жив» – вот что говорили ученикам явления Воскресшего ( Лук. 24:23 ; Деян. 25:9 ; Ап. 1:8), – Он живет после всех страданий и смерти, Он жив и уже не может умереть ( Римл. 6:9 ; Деян. 13:34 ). Явления Воскресшего были духовным общением с Ним учеников. Когда Он явился Марии Магдалине, она не узнала Его по внешнему виду и не могла прикоснуться к Нему, однако она узнала от Него, что Он во­сходит к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:5—8). Облечемся в кротость и долготерпение, учась тому у кроткого и смиренного Иисуса, как велит нам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29); и оставим долги должникам нашим, как и Бог оставляет нам. Будем святы, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Петр.1:16). Этот убор, эта утварь, это украшение прилично христианам; и угождают тем не миру и очам человеческим, а очам Небесного Отца. Этой утварью постараемся украсить себя, христиане, чтобы угодить не миру, а Богу, Который на всех нас призирает с небес Своих, как поет пророк: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс.32:13-14). § 68. Известно, что многие одеяние нарядное употребляют не ради снискания суетной славы и чести, но следуя общему обычаю и применяясь к званию и сану своему. Таких вышеизложенное мое рассуждение не касается, а речь здесь только о тех, которые от платья ищут себе некоей славы и почитания, какие обыкновенно называются всеми щеголями, как видно из вышеописанного рассуждения. Ибо у таких людей, хотя и христианами называются, сердце суетой и любовью мира сего преисполнено, от чего апостол христианские души отвращает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). И потому здесь осуждается щегольство, пышность, гордость житейская, суета и слепота развращенного сердца, а не пристойность. Осуждается роскошь и самолюбие, которое о пользе ближнего не заботится и по большей части с обидой ближнего бывает, а не умеренность, которая в гражданском обществе почти нужна. Также осуждается излишнее попечение о смертном и тленном теле и небрежение о бессмертной душе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Какая милость, – вопрошает преп. авва Дорофей , – более той, чтобы помиловать душу? И как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу» 1203 . Милосердная помощь Самого Господа людям в их духовных нуждах и немощах была так велика, что навлекла даже на Него укор в сообществе с мытарями и грешниками, хотя, конечно, Он не хотел через это поблажать пороку, а только желал из сострадания к недужным духовного их обращения ( Мф. 9:10–13 ; Лк. 19:7–10 ). Потому-то апостолы так настоятельно увещевали верующих принимать сердечное участие в судьбе нравственно немощных. «Братия, – говорит ап. Иаков, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5:19–20 ). «Братия! – наставляет ап. Павел, – если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6:1 ). Из всех дел духовного милосердия 1204 самое важное и высокое, это неведущего научить истине и добру, т.е. содействовать его духовному преуспеянию. В целях прямого, благотворного в нравственном отношении воздействия на наших ближних мы должны поощрять их к добру, увещевать, назидать. »Будем внимательны друг к другу, – говорит ап. Павел, – поощряя к любви и добрым делам» ( Евр. 10:24 ). «Увещевайте друг друга и назидайте один другого» ( 1Фес. 5:11 ). В отношении к скорбящим и малодушным наше милосердие проявляется в том, что мы утешаем их «тем утешением, которым Бог утешает нас самих» ( 2Кор. 1:4 . ср. 1Фес. 5:14 ). Естественная филантропия, или гуманность, конечно, может помочь временно, может оказать сострадание и принять участие в чужом горе, но не может доставить истинного утешения; самое большее, что она может дать, это внушить пассивное чувство зависимости или смирения пред слепым случаем и судьбою. Правда, страждущий может находить для себя действительное утешение в своем глубочайшем смирении, но не пред роковой необходимостью, а пред «крепкою рукою Божией, да вознесет его в свое время» ( 1Петр. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Кроме того, Христос – Владыка царей земных, Стоящий у начала всех земных царств. Он учредил все царства мира по воле Бога Отца, создал на земле различные властные иерархии для того, чтобы род человеческий не уничтожил сам себя в войнах. Почему христиане молятся о властях? Для того чтобы люди не убивали друг друга – ведь власть способна ограничивать рост зла. Все мирские правители находятся под властью Иисуса Христа, Он поставляет их и низвергает, как сказано у пророка Осии: «И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» ( Ос.13:11 ). В Писании говорится, что Бог ставит и свергает царей, повелителей, властителей для того, чтобы совершить Свою святую волю. Если они злодействуют, то получают по заслугам, если делают добро, то получают награду. Но над ними стоит царственная мощь Христа, Который Сам властвует через них. 6 «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр.1:6 ). Богу подобает слава и держава, потому что Он изначально возлюбил нас; даже когда мы о Нем еще не знали; когда мы Его забывали, когда бунтовали против Него, Он все равно продолжал любить нас. Христос вытащил нас из греховной грязи и омыл в Своей крови. Именно в Крещении мы омываемся: погружаясь в воду, как бы умираем со Христом, участвуем в Его смерти, а выходя из воды – участвуем в Воскресении Христа. Причем Он нас не просто омыл, но сделал царственным священством: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Все христиане являются священниками. 7 В каком смысле? Главное действо священников – приносить жертвы, поэтому все христиане должны приносить себя в жертву на алтаре своего сердца; мы должны предоставить свой ум, свои тела в чистую, живую жертву Богу. Это значит во имя Бога отказаться от своеумия, своеволия, своечувствия и просить Святого Духа, чтобы Он принял эту жертву и освятил всех нас. В этом как раз и заключается наше священство. Мы священнодействуем и молимся Богу Отцу непосредственно через Христа. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Надлежит быть и разномыслиям между вами…». (1 Кор. 11, 19). Как понимать правильно эти слова св. Апостола Павла? Неужели он одобряет разномыслия между христианами или признает их необходимыми или желательными? Как бы узаконивает их? Но как тогда совместить с этим все весьма многочисленные места его посланий, где он так усиленно и настойчиво призывает христиан к полному единомыслию и единодушию? «Будьте единомысленны между собою!»   ( Римл. 12, 16 ) или: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»   ( Фил. 2, 2 ). Да и не только один св. Апостол Павел, но и другие Апостолы призывали христиан к единомыслию. Так св. Апостол Петр прямо пишет христианам в своем первом послании:  «Будьте все единомысленны!»   ( 1Петр. 3, 8 ). Мало того: призывая христиан к единомыслию, св. Апостол Павел даже прямо предостерегает их от тех людей, которые  «производят разделения и соблазны, вопреки учению, которому они научились»   ( Рим. 16, 17 ) и убеждает «уклоняться от них», говоря, что  «такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»   ( Рим. 16, 18 ). Да и какие могут быть «разномыслия» у христиан  истинных,  когда Сам Господь Иисус Христос молился о них в Своей первосвященнической молитве Богу Отцу:  «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»  ( Иоан. 17, 21 ). Вот какое единение должно быть между истинными христианами: единение по образу единства Лиц Пресвятой Троицы! А можно ли себе представить, чтобы между Лицами Пресвятой Троицы были «разномыслия»? Вот почему пред наступлением важнейшего момента Божественной литургии – величайшего Таинства Евхаристии и следующего за тем причащения верных Тела и Крови Христовых священнослужитель возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» а лик поясняет, кого «исповемы»:  «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Единомыслие, таким образом, поставляется главным условием взаимообщения христиан в Таинстве Евхаристии. Если нет единомыслия, какое же может быть общение в этом величайшем Таинстве, в коем верующий таинственно соединяется со Христом, становится одно с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но воскрес Христос и осветил воскресением своим и мрачный гроб и темную область смерти: есть по ту сторону гроба другая жизнь, лучшая, высшая, жизнь духа! К ней устремляются теперь духовный очи верующих во Христа, к ней несутся высшие помыслы, благороднейшие желания, лучшие чаяния искупленной и спасенной Им души. И гроб стал источником радостной надежды; смерть теперь – провозвестница бессмертия. В своем бессмертии, в личном и вечном своем существовании по ту сторону гроба мы крепко уверены, и этой нашей уверенности не в силах поколебать никакие сомнения и возражения. Воскрес Христос, первенец из умерших: отверзлось небо и приняло Его, как Господа, как Царя славы; Он – победитель смерти; Он воскрешение и жизнь человечества, как Сам сказал: Аз есмь воскрешение и живот; Аз живу, и вы будете жить. Отверзется некогда, при смерти нашей, отверзется и для нас небо и примет наш дух – и начнется для него жизнь вечная, нескончаемая. Христос есть Глава верующихъ: если Глава воскресла, возможно ли, чтобы остались мертвыми прочие члены? – Воскрес Христос и с прославленным телом человеческим взошел на небо: воскреснем и мы, и гроб наш некогда опустеет, дух наш соединится с телом, в котором он обитал прежде; и какое будет это тело! Оно преобразится и изменится, будет сообразно телу славы Христа Спасителя ( Фил.3:11 ), будет подобно Его прославленному телу. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие: так уверяет Апостол ( 1Кор.15:53 ). Он представляет и основание для такой уверенности. Если мы веруем что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с ним ( 1Сол.4:14 ). Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес ( 1Кор.15:12,13 ) О! смело и радостно можем мы с Апостолом Петром исповедать: благословен Бог , по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах ( 1Петр.1:34 )! и с Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нравственная жизнь христианина (как по началу, так и по своему росту после обращения) есть жизнь благодатная ( 1Петр. 3: 7 ). В течение всей земной жизни христианина душа его Св. Духом живится 835 . Сверхъестественное начало, как закваска, с которой Сам Христос сравнивал Царство Небесное ( Мф.13: 33 ), возбуждает естественный процесс развития доброй стороны человеческой природы, а для другой стороны ее оно является поистине «противоядием», парализуя и умерщвляя ее. Оживляющей благодатью Св. Духа полна Церковь , как тело Того, Кто Сам исполнен благодати ( Ин.1: 14 ). Она дышит во всех установлениях церковных и потому-то необходимо каждому «знать, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим.3: 15 ). Но особенное значение для сохранения, развития и укрепления в нас духовной жизни имеет священнодействие св. таинства евхаристии, составляющего центр всего церковного богослужения. Это таинство удерживает нас в преискреннейшем соединении с Божественным Спасителем, чудным Источником нашего оправдания и освящения, новой жизни и всякой благодатной помощи, так что уже не сами мы живем, но живет в нас Христос ( Гал. 2: 20 ). Потому-то все старания возрастать и возвышаться в духовной жизни собственными только человеческими усилиями, как это бывает, например, в русском расколе, осуждены словом Самого Спасителя, Который сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6: 53 ); «ядущий же хлеб сей жить будет во век» (ст. 58). «Идущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, – сказал тот же Спаситель, – пребывает во Мне, и Я в нем» (ст. 56). Пребывание же со Христом и во Христе есть жизнь, полная плодов добра: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15: 5 ). Теперь только христианин, чудно укрепляемый божественною пищей, может вступить на узкий путь, ведущий в жизнь; потому что узок путь в царствие Божие ( Мф.6: 13–14 ), и оно приобретается с большими усилиями ( Мф.11: 22 ). Теперь только он может вступить в борьбу с враждебными силами, заграждающими вход в это Царство 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Объясн. Еще новорожденному Младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: золото, ладан и смирну. Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф. 26, 11 ; Лук. 21, 3 . О приношениях в храм пророчествовали: Малахия 1, 11, и Исаия 60, 7. Лук. 8, 3 . «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Объясн. Вот пример служения Христу, на котором основывается христианское чувство, выражающееся в пожертвованиях на храмы, иконы, и всякие другие благотворения, соединенные с именем Христовым: Мф. 17, 27 ; Мрк. 12, 41 ; Мф. 25, 35 . О почитании св. икон Рим. 1. 21. 23. 25 . «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки аминь». Объясн. В этом месте изложено обличение римлян из язычников, в идолопоклонстве. Хотя римляне и могли приобрести познание об истинном Боге из рассматривания окружающей природы (ст. 20) и некоторые действительно узнали Бога (ст. 7–8), но другие не познали и, покорив под свою власть все народы древнего мира, они в свой храм (Пантеон) собрали богов всех завоеванных ими народов: Прем. 12, 24 : здесь был Ваал вавилонский, Астарта финикийская, Апис (бык) и крокодилы египетские, и пр. и пр. Об этих-то богах ап. Павел и говорит Римлянам. К спасительным изображениям истинного Бога, т. е. св. иконам, это место никакого отношения не имеет, ибо в лице Иисуса Христа, слава Бога нетленного не изменена в тленный образ: Кол. 1, 15 ; Евр. 1, 3 ; Он имел облик человека, испытывал все потребности и нужды человеческие: Мф. 13, 55–56 ; Филип. 2, 6–8 . и отличался от тленного человека только отсутствием греха: 1Петр. 2, 22 . Иоан. 3, 14 . «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознссену быть Сыну Человеческому».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

От Христа и во Христе страдание праведников получило смысл. Все тайновидцы и слуги Бога-Слова в совершенстве познали учение своего Господа о неминуемости страданий праведников в земной жизни. вот , что пишет апостол Иаков: «Сокрушайтесь , плачьте и рыдайте; смех ваш да обратиться в плач, и радость – в печаль…Вот мы ублажаем тех, которые терпели»..» ( Иак.4:9; 5:11 ) и апостол Петр: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно от различных искушений дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего хотя и огнем испытываемого золота к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите и Которого доселе не видя но веруя в Него радуетесь радостью неизреченной и преславною» ( 1Петр. 1, 6–8 » и продолжает: «..что за похвала если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая терпите это угодно Богу…потому что и Христос пострадал за нас оставив нам пример дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:20–21 ). Разве это не совпадает со словами самого Господа: «..где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12,26 ). И если христиане терпят страдания, знают ради чего терпят и страдают с упованием: «..если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим. 2, 11–12 ). И все апостолы поторяют слово Учителя «Радуйтесь»! " «Вот, – скажет кто-то, – поднялись ныне ветры и бури, чтобы разрушить Церковь Его» – таким ответит Он Сам «Что вы так боязливы, маловерные»?» ( Мф. 8,26 ). Разве не сказал Он: «..в вихре и в буре шествие Господа» ( Наум.1,3 ) Христианские народы с первых веков христианства терпели гонения, терпят и сейчас, ибо знают не только волю Господина своего, но и Его неимерную любовь, явленную миру в Сыне Божием, Спасителе мира. Никто не пострадал на протяжении истории так, как православные народы, и особенно в 20 веке. В двух Мировых войнах, в которых палачи православия пролили столько невинной крови, что сами утонули в ней. Например Росия и Балканы. За последние 50 -ти лет неколько поколений русских прошли сквозь огонь русско-японской войны, первой революции 1905 года, октябрьской революции 1917 года, Первой Мировой войны за сестру-Сербию, Второй Мировой войны , послевоенные испытания. Прошла и все вынесла. И мы не преувеличим, сказав, что в те времена плоды жатвы Господней насчитывали сотни миллионов. Прибавим к ним многомиллионную жатву на православном Балкане за последние пятьдесят лет, сербов, греков, болгар в балканских войнах 1912–1913 годов. Прибавим и огромные мученические жертвы сербского народа в Мировых войнах мужчин, женщин, детей, священников и архиеерев, мученически погибших за Православие от рук австрийцев, немцев, римокатоликов, коммунистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010