Естественно предполагать, что близки были к этим сонмам пророки Нафан и Гад, описатели царствования Давида (1Пар.29:29), а также неизвестные по имени составители «книги праведного» (2Цар.1:18), в коей записана была плачевная песнь Давида над Ионафаном. Вероятно, не чужды же были близкого или отдаленного участия в этих собраниях и многочисленные «писцы» из левитов, приставленные Давидом к делу царскому (1Пар.26:29—30). Несомненно, очень близок был к этим собраниям сынов пророческих сам Давид (1Цар.19:18—20) и окружавшие его благочестивые псалмопевцы (1Цар.25:1—7). Кроме того, были многочисленные чиновники при дворе Давида, занимавшиеся «записью распределения» лиц в их службе при скинии и царе (1Пар.23—27 гл.); был особый, может быть высший над ними, придворный «памятописец» (2Цар.8:16). Было и в войске много грамотных людей, которые в состоянии были, под управлением Иоава, сосчитать и даже «записать в список народной переписи» более миллиона жителей царства Давида (1Пар.21:5). Естественно предполагать, что для производства такой громадной «записи» требовалось очень много грамотных людей, тем более что запись эта составлена была с хождением по всем городам, селам, домам еврейским и произведена была всего лишь в 9 месяцев (2Цар.24:8). При Давиде же было избрано из левитов 6 тысяч «писцов» (1Цар.23:4). — Вообще, несомненно, при Самуиле и Давиде грамотность очень значительно была распространена в еврейском народе.    Преемник Самуила и Саула в управлении еврейским народом, царь Давид (1055—1015 гг.), был преемником Самуила и в священном писательстве. По свидетельству надписаний псалмов и предания иудейского и христианского, Давид составил большую часть (не менее 73-х псалмов) Псалтири.    Песни во славу Бога, хранителя Израиля, составлялись в народе еврейском и до Давида. Таковы уже выше упомянутые две песни: Мариами — по переходе через Чермное море — и Девворы. Песни при их исполнении сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Давид с юных лет выучился музыке и взят был ко двору Саула.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Левиты ( Чис.8:6–36 ), низшие из членов ветхозаветной иерархии, избираемы были для служения в цветущих годах жизни своей, – до времен Давида – 25 лет, а по установлению его – 20 и старее, и продолжали служение до 50 лет ( 1Пар.23:25–27 ). Левитов, достигших совершеннолетия, уже отделенных от народа и приближенных к Богу в избрании всего колена ( Чис.16:9–10 ), поставляли на служение особенным их очищением и освящением. Очищение состояло в окроплении водою очищения, которою обыкновенно у израильтян освящались нечистые 25 , в обритии всего тела для совершеннейшей чистоты и отличия левитов от мирян, которым подобное обритие предписано не было ( Лев.19:27 ); в изменении одежд, которые долженствовали быть чистые и льняные ( 1Цар.2:18 . 2Пар.5:12 . Иез.44:17–18 ). По очищении приводили левитов с приготовленными жертвами во храм пред лицо Господа, для служения Которому их посвящали. Между тем собирались во храм старейшины народа, которые не только по закону, но и по древнейшему благочестивому обыкновению патриархов ( Быт.48:14 ), возлагали руки свои на левитов, в знак избрания и посвящения их Богу, вместо своих первородных, как на жертву, приносимую Богу. Эту жертву отдавал Господу первосвященник, потрясая, т. е. обращая левитов на четыре стороны, в знамение того, что они за весь народ во всех местах должны служить Господу. В тоже время первосвященник для освящения их приносил жертву о грехе их и всесожжение. Служа жертвою Богу от народа своего, они еще сами нуждались в очистительной для себя жертве, как имущие немощь ( Евр.7:28 ). После сего левиты приступали к исполнению своих обязанностей в жилище Божием: отправлять работы за сынов Израилевых в скинии свидения и служить защитою для сынов Израилевых, чтобы не постигло их поражение, когда бы они приступили к святилищу ( Чис.8:19 . 1Пар.6:48 ). Должности левитов во время странствования евреев в пустыне ограничивались хранением, перенесением скинии и всех ее принадлежностей и служением во дворе храма, и разделены были между ними. В пустыне левиты постоянно окружали скинию с четырех сторон ( Чис.3:23–38 ). По повелению Давида, они должны были служить «в дому Господни во дворех, и в притворех, и во очищении всех святынь, и в разных делах служения в дому Божием. Обязаны были собираться утром хвалити и исповедатися Господеви, такожде и к вечеру; при возношении всесожжений Господеви в субботы, и в новомесячия, и в праздники собираться всегда в определенном числе и соблюдать установленный чин служения Господеви; и да сохранят стражбы (уставы относительно) скинии свидения, и святилища» ( 1Пар.23:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ср. 1Пар.15:27 ). Если же льняной ефод носили и священники ( 1Цар.22:18 ), то это во всяком случае были не богослужебные их одежды. Ефод скорее служил символом посвящения их Богу (Ср. Köhlers Lehrbuch d. bibl. Gesch. d. а. T. 2 Hälft, s. 15–16). По-видимому, более доказательны по дан­ному вопросу некоторые библейские сведения о последующей деятельности Са­муила. Таковы: 1) жертвоприношение в Массифе, совершенное Самуилом перед войной с Филистимлянами ( 1Цар.7:10 ); 2) жертвоприношение на высоте в городе, где Самуил виделся с Саулом ( 1Цар.9:12 ); 3) жертвоприношение в Галгалах после победы Саула над Аммонитянами ( 1Цар.11:15 ); 4) жертвопри­ношение Саула перед войной с Филистимлянами, когда Саул не дождался Самуила ( 1Цар.13:8–13 ) и 5) жертвоприношение после победы над Амаликитянами, к которому Саул настойчиво звал Самуила ( 1Цар.15:24–31 ). Но если о Самуиле, как позже о Давиде и Соломоне, говорится, что они приносили жертвы, то отсюда еще вовсе не следует с несомненностью, что Они сами – лично, без посредства священников, совершали все жертвенные обряды. Это в равной мере приложимо ко всем указанным случаям, как мы сейчас увидим. Так, наиболее важный из них тот, где прямо говорится, что «Самуил возносил всесожжения» ( 1Цар.7:10 ), но отсюда было бы поспешно заключать, что действие совершено в Массифе самим Самуилом, как это становится ясным при сопоставлении с данными других мест Библии. А именно: в кн. Судей ( Суд.20:26 ) мы находим замечание, что сыны Израилевы «вознесли всесожжение», но несомненно, что они не сами приносили жертву, потому что в той же 20-й гл. ясно указывается на присутствие при этом первосвященника Финееса ( Суд.20:28 ). В 1Цар.6:13–15 сказано тоже относи­тельно мужей Вефсамисских. Но так как Вефсамис был городом священников ( Нав.21:16 ), то естественно думать, что совершителями жертвоприношений были собственно жившие в Вефсамисе священники. Что вышеприведенное выражение не всегда употребляется в точном смысле, еще яснее показывает 2Цар.6:17 , где говорится, что «Давид принес всесожжения перед Господом и жертвы мирные», но в 1Пар.15:4–26 ясно указано присутствие при пере­несении ковчега завета левитов и сынов Аарона с Садоком и Авиафаром во главе, а потому естественно предполагать, что именно священники, а не сам Давид совершили его жертвоприношения, так как иначе бесцельно было бы их присутствие при перенесении ковчега; кроме того, в той же главе ( 1Пар.15:12 ) и само перенесение ковчега представляется делом собственно священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Более ясное историческое указание о расположении ворот дворов находим 1Пар.9 , где изображается порядок распределения храмовых стражей. «Привратники были на всех четырех странах храма, восточной, западной, северной и южной,... вокруг дома Божия проводившие ночь» (ст. 24:27). Что здесь идет дело о воротах внешнего двора, видно из того, что при них поставляются левиты, между тем как во внутреннем дворе стражу держали священники. Кроме того, здесь исчисляются ворота на всех четырех сторонах четыреугольника ограды, между тем как внутренний двор не мог иметь ворот с задней западной стороны. В частности, в восточной стене внешнего двора были одни ворота, охранявшиеся, по важности своего положения, шестью стражами-левитами ( 1Пар.26:17 ). В северной стене также были одни ворота, охранявшиеся четырьмя левитами. В южной стене, иначе называвшейся стеною Офела ( 2Пар.27:3 ), было две отдельных стражи и, следовательно, двое ворот; одна, названная просто южною стражею или южными воротами, имела шесть левитов; другая, названная стражею asupim, состояла из двух левитов (ст. 15:17). Многие толкователи слово asupim переводят кладовые и стражею asupim считают стражу у кладовых, а не у ворот; но это – невероятное объяснение. О стражах при кладовых и сокровищницах говорится отдельно и притом в других выражениях, без определения количества сторожей (ст. 20–26). Место же 1Пар.26 , от ст. 12 до 19-го, как это ясно видно из вступительных и заключительных слов, касается только привратников или стражей у ворот храма. И LXX толковников термин asupim или, по их чтению, Есефим считают собственным именем ворот. В кн. Неем.12:15 выражение asupim опять тесно связано с воротами, хотя в такой конструкции (воротные asupim), которая несвойственна настоящему собственному имени. Надлежащее объяснение рассматриваемому термину находим в талмудическом лексиконе, по которому означает бесприютное, покинутое дитя (Kidd. 4, 1; Baba mezia 87, а). Таким образом ворота asupim или иначе ворота сирот получили свое имя от бывшего при них, в южной ограде храма, богоугодного заведения для бесприютных детей (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Bibl. Commentar. Die Bücher Samuels. S 265). Ho и это предположение трудно принять: в таком случае между главными сановниками упоминался бы не сам первосвященник, a его помощник, и в книге Паралипоменон только этот последний. Другое предположение о болезни Авиафара, нужно прибавить, продолжительной, которая мешала бы ему отправлять свою должность, ни на чем не основано; из Библии видно напротив, что Авиафар принимает деятельное участие в делах царствования Давида и даже в посдедние его годы ( 2Цар.15:24,35 ; 3Цар.1:7; 2:26,27 ). Есть еще мнение, по которому и Ахимелех, отец Авиафара, назывался еще Авиафаром и Авиафар назывался другим именем Ахимелех (Leuchner у Винера. Real-Wörterbnch. I. 39). 239 К этому времени Садок был уже первосвященником, как можно заключать из глагола – оставлять (в прежнем состоянии), употребленного относительно оставления его священником в Гаваоне. Первосвященство перешло к нему, вероятно, таким образом. После истребления номвских священников с их первосвященником Ахимелехом из линии Ифамара ( 1Цар.22:11–20; 14:3 ; 1Пар.24:3 ) и перенесения скинии в Гаваон первосвященнический сан был перенесен, кажется, опять в линию Елеазара. В конце царствования Саула мы видим первосвященника ( 1Цар.28:6 ), но законный преемник убитого Ахимелеха, сын его Авиафар, был в это время с Давидом ( 1Цар.22:20–23; 30:7 ); следовательно, тот первосвященник, к которому обращался Саул за советом (28: 6), мог быть из линии Елеазара. Быть может, первосвященником гаваонским был в это время Ахитув, отец Садока ( 1Пар.6:8 ). При вступлении Давида на престол всего Израиля Садок был еще молодым и, кажется, еще не был первосвященником; в это время он со своим родом, наряду с другими, пришел в Хеврон, чтобы воцарить Давида ( 1Пар.12:28 ). Возможно, что он стал первосвященником после своего отца в первые годы царствования Давида до перенесения ковчега завета в Иерусалим, – в каковой должности был оставлен и после перенесения и именно в Гаваоне. По Богородскому, Садок был уже первосвященником во время воцарения Давида над северными коленами, Еврейские цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13:9–13. География. Обсуждение этого географического описания Трансиордании см. в коммент. к Нав. 12:2–6 и Втор. 3:8–17 . 13:9. Равнина Медева. Плодородное плато в северной части Моава, расположенное в 25 милях к югу от Аммана, Иордания. Медева, отданная Рувиму, была полем многочисленных сражений израильтян с моавитянами за господство над этой территорией ( Суд. 3:12–30 ; 1Цар. 14:47 ; 2Цар. 8:2 ; 1Пар. 19:7 ). 13:10. Есевон. См. коммент. к Чис. 21:26–30 . 13:17–20. Города. Перечень завоеванных городов царства Сигона (Есевон, Иааца, Дивон, Медева) впервые появляется в Чис. 21:21–32 . В Чис. 32:33–41 также заявлено право Рувима, Гада и Манассии на города в пределах этого региона. Вамоф-Ваал упоминается в цикле преданий о Валааме ( Чис. 22:41 ), а некоторые из этих городов встречаются в перечне городов левитов ( Нав. 21 ). Города, проблемы локализации которых не обсуждаются в других местах, идентифицируют следующим образом: Беф-Ваал-Меон – Máin (в 4 милях к юго-востоку от Медевы); Кедемоф – Khirbet er-Remeil или «Aleiyan (в 15 милях к юго-востоку от Медевы); Мефааф – либо Khirbet Nefa (в 4 милях к югу от Аммана), либо Tell Jawah (в 5 милях к югу от Аммана), либо, скорее всего, – Umm er-Rasas (в 20 милях к юго-востоку от Медевы); Сивма – Khirbet qurn el-Kibs; Цереф-Шахар – Khirbet ez-Zarat (у берега Мертвого моря); Беф-Фегор – Khirbet »Uyun Musa. 13:21. Вожди мадиамские. Перечень побежденных мадиамских вождей впервые встречается в Чис. 31:8 , где они названы царями. Евий и Рева упоминаются только в этом перечне, тогда как Цур назван «начальником племени» в Чис. 25 ( 1Пар. 8:30 ), а Хур – имя одного из вождей израильтян в Исх. 17 ( в русском переводе – «Ор»). Рекем – довольно распространенное личное имя ( 1Пар. 2:43,44; 7:16 ) и географическое название ( Нав. 18:27 ). Возможно, эти имена связаны с определенными пунктами, расположенными между Южной Трансиорданией и Северной Аравией, контролирующими торговые пути этого региона. 13:22. Валаам. См. коммент. к Чис. 22 и 25:3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Затем более важным и трудным представляется кажущееся противоречие евангельских родословий с писателем 1 кн. Паралипом. касательно Салафииля. По Матфею и Луке Зоровавель – сын Салафииля, а по кн. Паралипом. ( 1Пар.3:18–19 ) он признается сыном Фадаии, брата Салафиилева, и следовательно, был не сыном, а племянником последнего. Но Зоровавель называется сыном Салафииля не у Матфея и Луки только, но и во многих других местах Ветхого Завета ( 1Ездр.3:2, 5:2 ; Неем.12:1 ; 2Ездр.5:5 ; Агг.1:1, 2:2 ). Вероятно, Зоровавель был сыном Салафииля или по закону ужичества 65 , или по усыновлению; в том и другом случае одно и то же лицо могло получить двоякое происхождение ( Втор.25:5–6 ; Числ.36:8–9, 32:41 ). Что касается в-третьих того, что св. Матфей называет сыном Зоровавеля Авиуда ( Мф.1:13 ), а св. Лука – Рисая ( Лк.3:27 ), которых по-видимому не знает священный историк Ветхого Завета (1Пар.), то в этом случае являются нам на помощь свидетельства других ветхозаветных писателей, которые указывают путь к соглашению св. Матфея и Луки со священным историком Ветхого Завета. Из них ясно, что или писатель 1 кн. Паралип. назвал не всех сынов Зоровавеля, или что некоторые из них, а быть может и все, носили по два имени. Ясно это из того, что писатель 2Ездр.5:5 , кроме названных в 1 кн. Паралип. сынов Зоровавеля, говорит ещё об Иоакиме, которого называет сыном Зоровавеля сына Салафиилева. Нельзя не предположить, что Иоаким этот имел ещё другое имя и при том одно из названных в третьей главе 1 кн. Паралипом., потому что писатель 1 кн. Паралипом. по-видимому хочет перечислить всех сынов Зоровавеля, когда по перечислении замечает, что их было пять ( 1Пар.3:20 ), а между тем не упоминает об Иоакиме, который признается сыном Зоровавеля в 2Ездр.5 . Таким образом, вопрос решается легко на основании этих предположений. Если один из названных у писателя 1 кн. Паралипом. сынов Зоровавеля носил ещё имя Иоакима ( 2Ездр.5:5 ), то другой и третий из сынов его, кроме имён известных из 1 кн. Паралип., могли иметь и другие имена – Авиуда и Рисая, которые упоминают, евангелисты Матфей и Лука 66 . При дальнейшем исчислении потомков Зоровавеля Матфей и Лука ведут родословие И. Христа по двум родовым линиям – Авиуда и Рисая, которые опустил писатель 1 кн. Паралип. 67 , но которые несомненно хранились как в памяти, так и в фамильных записях 68 потомков Давида, из которых и заимствовали их евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Часть Вторая Комментарий. Надписание Гл.1, ст. 1 Λμμα λγου Κυρου π τν σραλ ν χειρ γγλου ατο· θσθε δ π τς καρδας μν. Бремя слова Иеговы к Израилю чрез Малахию. § 1. . При изъяснении надписания книги пророка Малахии, после вопроса о значении имени , о чем у нас была речь в исагогической части, самым главным является вопрос о точном значении евр. слова , которое как древними, так и новыми переводчиками и толкователями передается различно. Из древних LXX перевели его чрез λμμα – «получение», «принятие» (от кор. λαβ, гл. λαμβνω) 417 : таргум переводит чрез – «бремя»; сирский перевод усвояет ему значение «видения»; бл. Иероним передает его чрез «onus» – «бремя», «тяжесть», «груз». В новое время Лютер перевел «Last» – «ноша», «бремя» «тяжесть»; в русском синодском переводе стоит «пророческое слово». Что касается толкователей, то из древних с особенною настойчивостью утверждает, что значит «бремя», «тяжесть», бл. Иероним, а из новых – Генгстенберг, Штраус. Рейнке, Кейл, Пьюзей и др. 418 . С другой стороны, собственно уже в новейшее время сделалось довольно обычным усвоят слову значение «изречения», «пророчества»; такое понимание высказывалось, впрочем, не в очень позднее время – Гитцигом, Деличем, Кёлером, пр. Палладием и др.; из новейших же писателей его принимают: Штаде, Велльгаузен. Орелли, Гезениус, Фюрст, Кёниг, Новак, близко к нему стоит Грецов («передача») и мн. др. 419 . Чтобы решить, какое значение должны мы придать этому спорному слову , рассмотрим случаи его употребления в Библии. Случаи эти – следующие: Чис.4:15; 4:47; 11:11 ; 4Цар.5:17; 8:9 ; 2Пар.17:11; 20:25; 35:3 ; Притч.31:1 ; Неем.5:7; 13:15, 19 ; ; Иер.17:21–27; 23:33–38 ; Иез.24:25 ; Наум.1:1 : Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 (); Иер.23:36 (); 4Цар.9:25 ; 1Пар.15:27 : 2Пар.24:27 ; Неем.5:10 ; Притч.30:1 ; Ис.14:28; 22:25 ; Иер.23:36 : Иез.12,10 ; Авв.1:1 (); Чис.11:17 ; 1Пар.15:22 ( и ); Пс.37:5 (): 2Цар.15:33; 19:36 : Иов.7:20 (); Чис.4:24 (); Ос.8:10 (); Втор.1:12 (); Чис.4:19, 49 (); 4:27, 31, 32 (); Плч.2:14 ().

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

То же слово в 31получало у тех же исследователей собственное значение страны Маса, будто упоминаемой в Быт.25:14 и 1Пар.1:30, и указывало на Лемуила «царя Масийского» из северной Аравии (Strack u. Zцckler. Com. ьв. Prov. 6 t. 384 и 890 ss.). Но уже двоякое понимание одного и того же слова наводит на сомнение в истинности понимания. Кроме того, высказываемое теми же учеными сомнение в неизменности и правильности обоих еврейских надписаний, гипотетичность «страны Маса,» так как Библия в указанных местах говорит лишь о «сыновьях Измаила,» а не о «странах и царствах» их (Быт.25:13; 1Пар.1:29); затем не мало смущало защитников этого мнения «иноземное» происхождение притчей и помещение их в еврейском свящ. каноне — все это заставляет сомневаться в справедливости рассматриваемого предположения. Нельзя, с другой стороны, не обратить внимания на близкое сходство по языку, оборотам и мыслям этих отделов с предыдущими Соломоновыми. Например, в Притч.30:1 слово — невежда ­ 12:1; Притч.30— познание святых ­ 9:10; 30— сохранение ветра в пригоршне ­­ 27:12; 30— злословие отца и матери ­­ 20:20; 30— чистота от греха ­­ 20:9; 30— высокомерные глаза ­­ 6:16; 30— проглатывающая преисподняя ­­ 1:12; 30— неприличие чести рабу и глупцу ­­ 19:10 и 17:7; 30— пример трудолюбивого муравья ­­ 7:6—8. Вообще почти в каждом стихе 30 главы есть и по букве и по мысли, сходство с Соломоновыми притчами. Точно такое же сходство видно и в 31:1—9. Так, 31— предостережение от чужой жены и «траты силы» на распутство ­­ 5:9; 31— предостережение от «вина и сикеры» ­­ 20:1; 31— правосудие царя ­­ 20:8. Думаем, что подобное сходство может очень основательно подтверждать мысль о единстве писателя сходных отделов и в параллель вышеприведенным соображениям служить противовесом современным предположениям западных ученых. Нужно, впрочем, заметить, что и позднейшие западные ученые критического направления признают 30 и 31 главы писанием тех же лиц, которые составили и все предыдущие отделы (Frankenberg. Die Spruche.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Нужно думать, что подобные вторжения их были нередки и после и что они особенно много зла причинили евреям, так как первый царь их, Саул, получает повеление от Бога истребить этот народ весь – «от мужа до жены, от отрока до грудного младенца» ( 1Цар.15:3 ср. Суд.10:12 ). Во исполнение этого повеления Саул со своими войсками доходит до «города Амаликова» и поражает их «от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом» ( 1Цар.15:7 ); но пощада амаликитского царя Агага, вопреки ясному повелению Божию, самого Саула лишила царского достоинства, а евреям оставила их озлобленных врагов. Предпринимает против них поход и Давид, еще не будучи царем, и, подобно Саулу, опустошает страну их «до Сура и даже до земли Египетской» ( 1Цар.27:6–9 ), а они, пользуясь временным отсутствием Давида из Секелага, жестоко мстят ему за его вторжение ( 1Цар.30 ). Новый поход Давида имел также большой успех; но после того амаликитяне остаются в занятой ими стране и, вероятно, по-прежнему врагами евреев, когда позволяли то обстоятельства, до времени царствования Езекии ( 1Пар.4:41–43 ). Восточнее амаликитян, в горах сепрских, обитал другой, столь же враждебный евреям народ – идумеяне. Характер этого народа пророчественно был предуказан еще Исааком: «ты будешь жить мечем твоим», говорил он, благословляя родоначальника идумеян, Исава ( Быт.27:40 ). И этот меч часто был обращаем против евреев – братьев по крови, но не признаваемых и ненавидимых. На просьбу евреев о позволении из Кадеса пройти через пределы этого народа в землю обетованную он отвечал: «не проходи через меня, иначе я с мечем выступлю против тебя» ( Чис.20:18 ); а когда оружие Навуходоносора обращало Иерусалим в груду развалин, те же сыны Едома с злорадством кричали: «разрушайте, разрушайте до основания его», как бы боясь, что он в прежнем величии выйдет из-под пепла и развалин. Нужно думать, что такая упорная и в высшей степени сильная вражда часто вносила меч в страну евреев, хотя библейских свидетельств о таких фактах очень мало. Из библии видно только, что еще Саул ведет с ними борьбу ( 1Цар.14:47 ), что Давид, хотя и покорил их, однако для удержания их под своею властью должен был поставить охранные войска «во всей Идумее» ( 2Цар.8:14 ; 1Пар.18:13 ), и что эта зависимость идумеян продолжалась лишь до времени иудейского царя Иорама, во дни которого они освободились и избрали себе своего царя ( 4Цар.8:20 ; 2Пар.21:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010