Скачать epub pdf 267 Гр. τ βρει – крепости; в рус. син. престольном городе, т. е. столице древнего Персидского царства. 269 Слав. на восток нет нигде соотв. ни в евр., ни в гр., ни в лат. т. Следовало бы опустить, в мефод. спп. небыло, появилось в симеон. спп. 273 ν τ ρμη τς σχος, букв. со стремительной силой, т. е. быстро и сильно, слав. в силе крепости. 276 Под воинством небесным, согл. 24 ст., толковники, начиная с Ефрема Сир. и Феодорита, разумели Еврейский народ и поражение его при Антиохе Епифане. 290 Слав. вин. пад. имуща соотв. по гр. им. п. χων, вероятно, в слав. это – позднейший перифраз, ибо в древне-слав. было имущий или имущ (им. п.). 291 Слав. Мидский и Персский соотв. Μδων κα Περσν – XII, text. recept., лук., исих. спп., а в алекс. и ват. Περσν κα Μδων. 294 Προβλματα – рус. проблема, задача. Слав. гаданий мало соотв. рус. „гаданию“, а потому уклоняемся, в рус. син. коварстве. У Феод. хитрость. 296 Гр. θαυμαστ – удивительно, изумительно, поразительно, слав. чудесно, т. е. произведет опустошения в невероятных размерах. 298 Крепко, твердо, без уступок будет сохранять свою власть над народами. Слав. ярем вериг своих исправит не соотв. гр. ζυλς κλοιου ατου κατευθυνει – ярмо (подл.) цепей будет исправно, т. е. власть его будет крепка и успешна. 302 Гр. σφργγισον – слав. назнаменай. „Запечатай видение, потому что оно исполнится после многих лет и чтобы сыны народа твоего не почли исполнения близким и не отказалась возвратиться в землю свою“. Ефр. Сир. Здесь противоположность Апокалипсическому запрету печатать откровение, яко время близ есть. ( Апок. 22, 10 ). 304 Пророчество 23 – 26 стт. толковники, вслед за Ефремом Сир., Феодоритом и др., относят к Антиоху Епифану и исполнение его видят в 1Мак. 1, 10 – 17 . Но, как замечал и Иероним, гонения Антиоха христианами считались прообразами гонений антихриста. И здесь тоже нужно видеть, по аналогии с 7. 11 и 12 главами, в коих нередко видно почти дословное сходство с этою главою (напр. 7, 24 – 25. 11, 36. 44). 305 κοιμθη – слав. успох контексту не соответствует и глаг. κοιμο значит не только: спать, но и: лежать. Читать далее Источник: Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста : С введ. и примеч./[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1912. - 62 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

е. около 162 или 161 года до Р. Хр. Такой вывод отчасти подтверждается и целью написания книги Еноха, ее тенденцией и задачею, которая более всего может соответствовать эпохе Маккавеев. Глава V. Повод к написанию книги Еноха, ее цель и происхождение псевдонима ее автора С началом вавилонского плена самостоятельное политическое существование Иудеи прекращается почти навсегда: вавилонское владычество над Израилем сменяется персидским, персидское – македонским, египетским и сирийским, наконец и это последнее незадолго до Р. Хр., после кратковременного периода независимого состояния Иудеи, уступает место владычеству римлян. Не без влияния прошло это иноземное господство: оно отразилось не на внутренней или духовной только жизни иудеев, но и на внешнем быте их, на их благосостоянии. До нас не сохранилось подробных исторических свидетельств относительно того, насколько незавидно было гражданское положение иудеев в период владычества вавилонян и персов; но во всяком случае народу Божию нельзя было ждать для себя ничего хорошего от таких грозных и прихотливых деспотов, какими были Навуходоносор, Валтасар и др. Во время греко-сирийского господства внешнее благосостояние иудеев еще более ухудшается; за это говорит уже один тот факт, что в период ужасных гонений Антиоха Епифана многим иудеям пришлось отказаться от всякой собственности и переселиться в пустыню, чтобы скитаться там без крова и пристанища. Но все эти невзгоды рабства казались для иудея сравнительно ничтожными; он как бы свыкся с ними: вмешательство поработителей в его духовную жизнь, гонение на древнее богослужение, гонение на веру отцов и на закон, – вот что для него было верхом земного страдания, вот с чем никогда не мог он примириться. Древний еврей жил исключительно только своею религией, которая заменяла ему все, – и науку, и искусство, и политику; она была для него тем же, чем сердце для организма. Понятно после этого, как глубоко страдал иудей, когда стесняли его религиозную свободу, когда издевались над его святыней, оскверняли храм, заставляли его отрекаться от заветов отцов, оставлять закон и нарушать все его постановления ( 1Мак.1:44, 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Живу Аз, т. е. как истинно Я живу: так истинно то, что говорю о Моавитянах и Аммонитянах, (под. Втор. 32:40 ; Иерем. 4:2), что Моав яко Содом будет, и сынове Аммони яко Гоморра, т. е. все земли этих народов будут также опустошены, пустынны, как места, на которых стояли города Содом и Гоморра (подобн. Ис. 13:19 ; Иерем. 48:18; Ам. 4:11 ; Ос. 11:8 ). И Дамаск 44 оставлен, яко стог гуменный, и раззорен во век. «Слово Божие предвозвещает (поясняет бл. Феодор), что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному раззорению, а Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Это потерпели они в нашествие Халдеев». О раззорении и разрушении Дамаска, столицы Сирии, говорили и другие пророки, напр. Амос: и сокрушу вереи Дамасковы, и потреблю живущия с поля Онова 1, 5. Тоже говорил в свое время Св. прор. Иеремия ( Иер. 49:24–27 ). Свят. прор. Исаия возвщал, что «Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин» ( Иер. 17:1 ). Нужно иметь в виду, что Св. пророки говорят о разрушении древняго Дамаска, а не новаго, ибо последний, очень значительный, и теперь существует 45 . Дамаск, надобно полагать, был раззорен в то время, когда Феглафелассарь, царь Ассирийский, опустошал Сирию и жителей Дамаска переселил в Ассирию (См. 4Цар. 14:9 ; Сн. Ис. 7:8 ; Амос. 1:5 ). Халдеи же, может быть, покончили раззорение Дамаска ( Ис. 17:1 ). Тогда-то он, вероятно, и был оставлен, как стог гуменный 46 , как куча (развалин) на пустом или бесплодном месте, и раззорен на век 47 , т. е на всегда лишился царства, потерял независимость, ибо новый Дамаск всегда был подчинен другим народам – Халдеям, Персам, Македонянам, Египтянам, Римлянам и др. И прочии людей Моих, говорит Господь, расхитят я, и оставшии языка (народа) Моего наследят их, т. е. Евреи, оставшиеся после Вавилонского плена, во времена Маккавеев, расхитят земли Моавитян и Аммонитян, и наследуют их, будут владеть ими. Это исполнилось, когда Ианней, сын Гиркана, покорил Моавитян (ок 100 л до P. X), а Иуда Маккавей – Аммонитян ( 1Мак. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Лк. 13:32 . Деян. 27:18, 19 ; Исх. 19:10, 11 . 1Мак. 9:44 ). Даже очевидно более сильные фразы μετ τρες μρας; ( Мк. 8:31 . Мф. 27:63, 64 ) и  τρες μρας κα τρες νκτας ( Мф. 12:40 ) означают совершенно то же самое; ср. Быт. 42:17, 18 : κα θετο ατος ν φυλακ μρας τρες ε πεν δ ατος τ μρ τ τρ τ. Есф. 4:16 : μ φγητε μηδ π ητε πι μρας τρες νκτα κα μραν, а в 5:1 (Вульгата 15:14) это выражение передается так: κα γεν θη ν τ μρ τ τρ τ… περιεβλετο τν δ ξαν ατς (см. Field, Otium Norvicense III, p. 7). β) Но день недели нужно связать с днем месяца прежде, чем мы достигнем какого-либо дальнейшего результата. В который же день (иудейского) месяца совершилось Распятие? – Пасха праздновалась в полнолуние нисана, – первого месяца по еврейскому церковному календарю, месяцы были лунные, начинались с новой луны; время полнолуния упадает приблизительно на 15-й день. В 14-й день, после полудня, был закалаем пасхальный агнец ( Исх. 12:6  объясняется у Иом. Флавия В. Jud.VI, IX. 3: απο ενατης ωρας μεχρις ενδεκατπς и у Филона по изд. Mangey II, 298: κατα μεσημβριαν εως εσπερας); агнец был съедаем вечером того же (естественного) дня, но так как у евреев день начинался с захода солнца, то это было уже в 15-й день нисана по календарному счету. В 16-й день начатки ячменя (первый сноп) были возносимы, или «потрясаемы» перед Господом ( Лев. 23:11, 15 . Иос. Флавий, Ant. Ill, X, 5). Весь праздник опресноков продолжался 7 дней – от 15 до 21 включительно. Было ли Распятие 14-го или 15-го писана, т.е. пасха была ли на несколько часов позднее или раньше (Распятия), о том всегда был вопрос. Но для настоящих целей это важно лишь настолько, насколько этим могло бы определяться, что в какие-либо из возможных лет пятница могла совпадать с одним, а не с другим из этих двух чисел (14-м или 15 нисана). Однако исследование еврейских месяцев часто не может быть сделано с такою точностью, чтобы позволительно было утверждать решительную формулу: если пятница в известном году высчитывается на 14-е нисана, то она не могла быть 15-го нисана, – и наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Время происхождения книги, несмотря на точное обозначение автором своего имени, служит предметом спора. Сам автор не обозначает времени своей жизни. По упоминаемым им в 50 главе лицам, несомненно, что он был современником иудейского первосвященника Симона, сына Осии. Но из иудейской истории известны два первосвященника с именем Симон: один Симон праведный жил при Птоломее Лаге, около 290 г. до P. X., другой при Птоломее Евергете 2, в 150 135 гг. Прояснение первой хронологической даты мог и желал дать внук автора и переводчик его книги, указавший в прологе к книге свою дату: правление Птоломея Евергета, при коем он прибыл в Александрию. Но и это мало помогло, так как в египетской истории известны два Евергета: первый правивший Египтом около 247 г. до P. X., преемник Птоломея Филадельфа, и второй или Фискон около 146 117 гг. до Р X. Обыкновенно исследователи колеблются между указываемыми автором и переводчиком хронологическими датами, склоняясь то к более ранней, то к более поздней дате. Хотя большинство современных ученых склоняется к более поздней, 323 но мы не можем игнорировать вполне справедливых и ценных соображений Кейля 324 : характеристика первосвященника Симона, даваемая премудрым Сирахом (50:5–12), не соответствует сведениям о Симоне 2-м, заключающимся в 1 Маккав. книге (14:35–48). Так, в Маккав. книге Симон 2-й называется этнархом, стратигом, и т. п. терминами, означающими его политическую деятельность и государственные заслуги и полномочия, а у Сираха совсем умалчивается о подобных заслугах и полномочиях первосв. Симона, а если бы последние у него были, то автор не преминул бы и говорить о них, и прославить его. 325 К сему можно указать и другие соображения. Сирах описывает подробно «великолепное» первосвященническое одеяние Симона (50:5–12) и умалчивает об особой достопримечательности в одежде Симона 2-го: порфире и золотых пряжке и украшениях ( 1Мак.14:43–44 ), как «единственных» для всего тогдашнего священнического сословия знаках его политической власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

до Р. X. 531 Таким образом, картина, возникающая на основании археологических открытий, полностью согласуется с тем, что говорится по этому поводу в Ветхом Завете в Первой и Второй книгах Маккавеев. В истории, которую помогают понять найденные в Вефсуре монеты, существует пробел вплоть до 145 г. до Р. X., что подводит нас ко времени Ионафана и Симона, когда городская крепость вновь попала в руки иудеев. Среди находок из Вефсура немалый интерес представляет обширная коллекция ручек от больших сосудов для вина, которые были доставлены с острова Родос и известны как «ручки сосудов с Родоса». На каждой из них стоит имя гончара. Наличие такого количества глиняных сосудов свидетельствует о присутствии греческого войска в этом городе, и, как о том говорит Райт, «все они (греки) предпочитали это привозное вино отечественного производства местному продукту из винограда». 532 Город Газер (Газара), который в конце концов был захвачен Симоном Маккавеем, был расположен в стратегически важном месте. Он охранял подступы к Иудее с запада и контролировал большую прибрежную дорогу. В Священном Писании говорится, что город был захвачен после ожесточенной борьбы. Его жители были выселены, и на их место пришли иудейские колонисты. Позже Симон укрепил город и сам поселился в нем ( 1Мак. 13, 43–48 ). Одна из любопытных надписей, найденных на развалинах, гласит: «Пабрас говорит: пусть пламя охватит дворец Симона». 533 Археологи нашли в этом городе много образцов произведений греческого искусства и архитектуры, как, например, уже упомянутые эллинистические глиняные сосуды, которые датируются периодом 175–150 гг. до Р. X. и помогают нам установить хронологию для этого района. Пабрас, о котором говорилось выше, был, вероятно, одним из представителей преследуемого Симоном Маккавеем местного населения и в ярости нацарапал приведенное выше проклятие на стене. 534 В городе Мареша (в еврейском тексте Ветхого Завета он упоминается в Пав. 15, 44. Мих. 1, 15 . Пер. 26, 18) археологи нашли монеты Птолемеев – факт, подтверждающий, что в то время город был под их владычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

а) в том, что в книге Маккавейской это выражение означает именно сторонников ( 1Мак.9:44, 11:73 и др.), б) родственники Христа жили в Назарете и не могли так скоро узнать, что делается в Капернауме, в) когда приходят Мать и братья Христа, Марк называет их иначе (стих 31). Но против этих доказательств говорит следующее: а) выражение «ближние» может означать и родных ( Притч.31:21 , где еврейское слово, переведенное по-русски словом «семья ее», в греческой Библии обозначено выражением ο παρ´ ατς); б) то, о чем говорится в 20-м стихе, могло продолжаться немалое время, так что и родные Христа могли узнать о происходящем; в) Марк имеет в виду в стихах 21 и 31 одних и тех же лиц, но обозначает их точнее уже по их прибытии. Поэтому большинство толкователей видят в «ближних» родных Христа 11 . (Об этих родственниках Христа евангелист пока прерывает речь, давая им, так сказать, время прибыть в Капернаум, а пока изображает столкновение с книжниками). «Ибо говорили». Кто говорили? Вейс видит здесь безличное выражение: «говорили вообще в народе, говорили здесь и там... и эти разговоры дошли до родных Иисуса, которые из любви к Нему пошли Его взять и увести домой». Но естественнее всего видеть здесь указание на то впечатление, какое произвели на родственников Христа рассказы пришедших в Назарет из Капернаума людей о том положении, в каком находился в то время в Капернауме Христос. Они, вероятно, стали рассуждать между собою, что им предпринять по отношению ко Христу. «Что Он вышел из Себя» ( τι ξστη), т.е. находится в таком возбужденном состоянии, что Его можно назвать «человек не в себе». Такой человек обыкновенно пренебрегает обычными правилами жизни, будучи всецело увлечен поглощающей его идеей. Но это не безумец, как не считал себя, конечно, безумцем и апостол Павел, когда говорил: «если выходим из себя, то для Бога» ( ετε γρ ξστημεν, ( 2Кор.5:13 ). Родные не считалиХриста безумным, но думали только, что Ему нужно отдохнуть от страшного душевного напряжения, в котором Он тогда находился и в котором даже забывал о необходимости подкреплять Свои силы пищей. И Сам Христос далее не обличает Своих родных за то, что они хотели увести Его, и вовсе не считает нужным доказывать, что находится в добром здравии, Он только отклоняет их претензии заботиться о Нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(43) И владети начнет в сокровенных злата и серебра; завладеет сокровищницами покоренных городов. (44) И слышания от восток и от севера понудят его поспешить возвращением, т.е. известия о том, что побеждены военачальники, которых он поставил, отправляясь в Египет. (45) И поткнет кущу свою на месте равном, т.е. между морем, чрез которое перешли Израильтяне, и между горою, на которой умер Моисей. И Бог сохранит святилище свое от нападения Антиохова, когда Антиох пошлет взять сокровища храма, и все что было в нем. Приидет же время конца его, и несть избавляяй его, хотя Ливияне и Эфиопляне будут помогать ему; но не будет избавляющего, или потому что не защитят его идолы его, когда потребуется у него отчет, или потому что он, хотя во время крайности своей сознавался в причиненных Иудеям бедствиях, однако же не заслужил тем помилования. Глава 12 (1) Во время оно востанет Михаил Ангел великий, тот, который и теперь помогает вам; и сокрушит Антиоха. И будет время скорби, т.е. прежде нежели будет сокрушен Антиох, скорбь якова не бысть от дней века. О сем сказано: Всяк жених прия плач и седящая на одре брачне бысть в печали. И потрясеся земля на обитающих на ней (1Мак.1:27,28). И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе; т.е. спасутся немногие. Книга же, о которой упоминается здесь, означает или закон, в котором соблюдающий его обретет жизнь, или то, о чем сказано у Иезекииля: и возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я во одежду твою (Иез.5:4). (2) И мнози от спящих в земней персти востанут, потому что по избавлении и восстановлении Зоровавелем, постигнет их новое бедствие, как сон смертный: когда же оно прекратится, восстанут Иудеи, как бы из персти. Сии в жизнь вечную, т.е. мужественно претерпевшие и праведные Иудеи. А онии в погибель и в стыдение вечное. За соблазн они навсегда приобретут себе в народе худое имя, а рабы добрые и смысленные просияют и в настоящем веке добрым именем и славою, и в будущем - воздаянием наград. (3) И которые соделают многих праведными, т.е. отвратят от язычества, просветятся славою, какою облекутся при конце мира во век.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. пользы никакой не было (глагол выражает прошедшее, совершившийся неоднократно факт), и следовательно нет и не будет для врага от его идолов, с таким старанием, с таким искусством обделанных: ни от кумира (pesel), высеченного из дерева или камня, ни от кумира (massekah), вылитого из металла. Учителем лжи – по тому признаку, что уповают на него и по стиху следующему (19-му) означается тот же кумир или идол, и называется он так потому, что от идолов ожидали советов и пророчеств, но эти советы и пророчества изрекали ложь, – ожидали, считая идолов за истинное и научающее людей истине божество, тогда как на самом деле они были произведением рук человеческих и не способны были ни отвечать, ни слышать – идолы немые (сн. 1Кор.12:2 ; Пс.134:15 и д.), боги глаголемые ( 1Кор.8:5 ) 163 . Отсюда следствие: «Горе тому, кто говорит дереву: «пробудись»; «Восстань»,-молчаливому камню!» т. е. молитвенно взывает к идолу о помощи, как будто к живому, истинному Богу: восстани Господи, вонми суду моему, – восстани, что спиши, Господи, пробудись, не отринь навсегда ( Пс.7:7 ; Пс.34:23 ; Пс.43:24 ; Пс.58:6 ; Ис.51:9 ). Дерево, обрубок дерева, отделанный в идола ( Ис.44:9 ). Ему ли учить?! Вот он обложен золотом и серебром, Но ни мало нет духа внутри его. Ему ли – молчаливому и лживому богу – учить премудрости, истине, тому, что должно предпринять в известном случае, в опасности?!.. Нет в идоле дыхания жизни (сн. Иер.10:14 ; Иер.51:17 ), ничего похожего на дух божественный, живой и животворный 164 ; не думайте, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, обделанному художеством и вымыслом человеческим ( Деян.17:29 ). Идолы – ложь, пустой вымысел, дело обмана; они в самое нужное время, во время посещения (несчастья) их исчезнут ( Иер.10:3,15 ; Иер.51:18 ). Не в них Господь, не им служение и молитва надежды, не от них помощь: «Господь во святом храме Своем: Умолкни пред Ним вся земля» (18–20)! В благоговении и трепете ( Пс.32:8 ; Пс.75:8–10 ; Пс.95:9 ), положив руку на уста (сн. Иов.21:5 ; Иов.29:9 ; 1Мак.1:3 ) и ни о чем земном в себе не помышляя, да покорится Ему – Царю царствующих и Господу господствующих и да ждет суда Его всякая плоть человеча (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Во внутреннем дворе, против храма, стоял жертвенник всесожжения, построенный из нетесаных белых камней, в виде четырехугольника, 20 локтей длины и столько же ширины и 12 локтей высоты ( 1Мак. 4:44, 47 ; Contra Apion. I, 22.). При Симоне праведном была возведена высокая ограда около двора храма и сделан большой водоем ( Сир. 50:3 ) 400 , место которого до него заменял большой каменный сосуд для воды или даже одна из цистерн двора храма. При нем же был исправлен и украшен самый храм. При Антиохе Епифане храм был ограблен и осквернен: наиболее ценные предметы, находившиеся в нем, были перенесены в Антиохию, и на жертвеннике всесожжений было поставлено изображение Зевса Олимпийского. Но Иуда Маккавей очистил храм и вновь сделал его местом общественного богослужения. Как во время Иуды Маккавея, так и после, евреи заботились о благолепии храма и расширении его дворов. § 108. Храм Ирода 401 Царь Ирод вновь реставрировал храм Зоровавеля, обложил его стены белым мрамором, расширил его дворы и боковые пристройки, так что храм принял до некоторой степени новый вид и посему назывался третьим храмом, в отличие от храма Зоровавеля, который назывался вторым. Иродов храм отличался от Зоровавелева как по плану, так и по размерам. Он имел два этажа: нижний этаж его имел 60 локтей длины и столько же высоты, верхний этаж – 60 локтей длины и 40 локтей высоты (De bello iud. V, 5, 5); в ширину тот и другой имели – 20 локтей (ibid.). Но этими датами определяется только внутренний размер здания. Что касается размера внешнего, в отношении нижнего этажа, то он в значительной степени увеличивался, благодаря прилегавшим к сторонам здания боковым пристройкам и притвору. Так, нижний этаж храма с трех сторон был обнесен боковыми пристройками, которые в поперечном направлении имели 20 локтей длины. Кроме того, с восточной стороны к храму примыкал притвор, имевший 20 локтей длины 402 , 60 локтей ширины и 120 локтей высоты (Ср. Antiqu. jud. XV, 11, 3). С северной и южной сторон притвора к нему примыкали боковые кельи (ботте гахалифот), в которых хранились ножи, употреблявшиеся при жертвоприношениях, вместе с каковыми (пристройками) общая ширина притвора имела 100 локтей. Таким образом общая длина здания храма снаружи была 100 локтей (20 л. бок. пристр. †60 локт. зд. хр.†20 л. дл. притв.); общая ширина самого здания 60 л, (20 л. б. пр.†20 л. д. хр.†20 бок. пр.); общая высота обоих этажей – 100 л. (60†40) (Миддот IV, 6; De bello iud. V, 5, 2) 403 . Так как примыкавший с восточной стороны к зданию храма притвор имел 100 л. ширины, а самый храм – только 60 локтей, то здание храма с притвором по своему плану получало форму римского креста Т, в чем некоторые отцы церкви усматривали символическое указание на распятие Мессии во время третьего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010