священник Владимир Зноско Скачать epub pdf Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     К читателю Памяти святых совершати Апостольская заповедь есть. Жития же их и подвиги списовати и во общую чтущим и послушающим предлагати пользу воистину хвально есть и спасительно. (Из жития святых). Имя блаженного старца иеросхимонаха Феофила настолько популярно среди киевлян и многих чад Православной Церкви, что, несмотря на пятидесятитрехлетнюю давность со дня его кончины, свято и благоговейно чтится в памяти всех близко знавших его. Правда, немного уже осталось свидетелей его иноческих подвигов, Христа ради юродства и духовной славы. Но и среди потомков этих людей сохраняется немало изустных преданий о Богоугодной жизни и даре прозорливости блаженного, слышанных ими из уст своих отцов и матерей. С лишним тридцать лет служил старец ярким светильником правды и Евангельской истины для всех православных христиан, и целое десятилетие являлся лучшим украшением иночества Киево-Печерской Лавры. Как великий учитель благочестия трудился он над улучшением нравов ближнего своего,  вразумляя и научая премудрости всякого человека, чтобы представить совершенным во Христе.  ( Кол.1, 28 ). Духовным оком, проникая в тайники человеческого сердца, блаженный Феофил видел многое. Видел, как бушует во мраке нашего невежества гордость, самообольщение, ненависть и кровавое насилие. Видел, как, погружаясь в этот страшный хаос бушующих страстей, в который не проникает ни один луч божественного света, люди забыли Бога и, пресыщаясь грехами, только по имени нарицаются христианами, делами же далеко отстоят от того... Да, многое видел старец Феофил и втайне болел за всех душой. И чтобы поддержать в нас упавший дух веры и любви к ближнему, он воспринял на себя высший подвиг христианского благочестия – Христа ради юродство и целую жизнь посвятил врачеванию нравственных недугов, грозно обличая своими притчами людей жестоких, несправедливых, забывающих Бога, и кротким внушением и лаской утешая и поощряя людей верующих и богобоязненных. Так  благоугодно Богу юродством, проповеди спасти верующих.  ( 1Кор. 1, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Июль-август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 4 (Ин.8:24–28)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 2. 7/8. С. 273–288 (2-я пагин.). (Продолжение.) —273— ности Бога и Отца, Истинный Бог от Бога по природе и Истинного, сопрестолен и соцарствует с Ним, всё имеет под Своими ногами, как Бог и от Отца, с Отцом и над всею тварью боголепно управляет. Посему справедливо слышал; „потому что все – рабы Твои“ ( Пс.118:91 ). Поскольку же, как истинный Бог, Он оказывается сущим повсюду, то очевидно никоим образом не может быть „от мира сего“, то есть тварным. Слово „мир“ здесь обозначает всю природу сотворённого, посредством части делая указание на всё то, что мыслится сотворённым, как и Бог у пророков, удаляя Себя от всякого тожества природы с тварью, сказал: „потому что Я – Бог, а не человек“ ( Ос.11:9 ). И если потому, что Он сказал, что не есть Он подобный нам человек, мы конечно не поставим Его в ряд с ангелами или какими другими (высшими) тварями, но, идя от части к целому, должны признавать, что Бог есть нечто другое по природе сравнительно со всем тварным: то таким же образом, полагаю, благочестивцам надлежит понимать подобные толкуемой трудности, „ибо видим в зеркале посредством загадки“ ( 1Кор.13:12 ), как Павел говорит. VIII. 24. Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших. В немногих словах опровергнув безрассудное предположение размышлявших вышеуказанным образом и изобличив опять их пустословие о Себе, возвращается к предположенной как бы с самого начала цели речи, снова повторяет и выставляет на вид, в каких бедствиях будут они и чему подвергнутся, безумно отвергая веру в Него. Такое повторение одного и того же необходимо требуется от —274— мудрого и опытного учителя. Учащему, думаю, подобает не потакать невежеству слушателей и беззаботно относиться к ним, если бы они даже и не совсем охотно усвояли познание научений, но снова и часто повторяя, говорит одно и то же и в одинаковых словах. Так терпеливый пахарь, подняв пашню, положив на неё немалые труды и рассеяв зерна по бороздам, если посев окажется испорченным, снова обращается к плугу и немедленно делает подсев к испорченным уже семенам. Не достигши сначала цели, он не ожидает конечно потерпеть тоже самое и во второй раз. Действуя таким же образом, и божественный Павел говорит в одном месте: „тоже самое говорить вам для меня не леностно, для вас же назидательно“ ( Флп.3:1 ). Видишь, как учитель оказывается свободным от лености и для слушателей частое повторение учения доставляет назидательность. Поэтому Господь наш Иисус Христос, снова повторив Свою речь к Иудеям, тем самым утверждает, что немалый какой-либо и случайный вред будет от неверия в Него, ибо неверующие, говорит, должны непременно умереть в грехах, умереть несомненно обременённые грехами, потому что предаст человеческую душу всепожирающему пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти ( Мф.13:5 , Гал.1:19 ), был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, от первой жены. Он же известен под именем Иакова «малого», или «меньшего» ( Мк.15:40 ). Его должно отличать от Иакова Заведеева, память которого празднуется 30 апреля, и от Иакова Алфеева, память которого 9 октября. Св. Иаков, принадлежащий к лику семидесяти апостолов Христовых, называется братом Господним по плоти, как сын обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. Предание к этому прибавляет, что когда еще Иисус Христос был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа не согласились на это, и только Иаков взял Христа сонаследником к своей части, после чего и стал известен под именем «брата Господня» 27 . Еще ранее этого Иаков вместе с своим отцом и святым семейством находился в Египте, когда, по повелению ангела, Иосиф удалился туда для сохранения божественного Младенца Иисуса от преследований царя Ирода. Св. апостол Иаков был назореем от самого рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в молитве и посте. На сон он употреблял очень малое время, и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленях огрубела и стала, как верблюжья. Св. Иаков носил на теле своем жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина и сикера, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюдал до самой кончины своей. Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых св. Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По Воскресении Своем Господь удостоил Иакова Своего особенного явления ( 1Кор.15:7 ). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой св. апостол постился, с верою ожидая Воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм, и теперь ее еще показывают благочестивым паломникам, посетившим Святую Землю 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пятидесятнице О суде и неосуждении Понедельник Мф. 13:54–58 1Кор. 6:9–5:11 Слыша сегодня слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде в Церкви. Только кто тут судья? «Слово, которое Я говорил, оно будет судить…» ( Ин. 12:48 ). Кто обвинитель? – «Есть на вас обвинитель Моисей…» ( Ин. 5:45 ), то есть наш единственный судья – Слово Божие, и единственный обвинитель – тот, кому дано его произнести. Произносится же Слово Божие с единственной целью: чтобы согрешающий опомнился, уразумел, что, пренебрегая заповедью, он сам отрекается и от Того, Кто её дал, и от тех, кто остаётся ей верен. И единственное наказание для такого – отлучение от церковного общения. О чём и напоминает Апостол: «Я писал вам в послании – не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе». Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями». «Что мне судить и внешних?» – говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто ещё не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог», судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему человек ещё не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов?.. Ну, а если запрещено даже судить тех, кто ещё не принял нашего закона, то какое безумие – самим судиться у них?.. Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Поэтому и тут бывает необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться. А у Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём». А в результате – «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая к тому же повод злословить Церковь . И Апостол с негодованием говорит об этом: «Как смеет кто у вас; имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» Ведь там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Содержание 1. Хронология 2. Новый догмат 3. Исповедники 4. Праведный Иоанн Кронштадтский и кавказский пустынник Иларион 5. Ересь 6. Послание Святейшего Синода 7. Увещания и запрещения 8. О причинах смуты 9. Антоний (Булатович) 10. Апология 11. Одержимые 12. Бунт 13. Иные цели 14. Последствия Приложения Послесловие Библиография     Вниманию читателей предлагается книга «Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы» (М., 2005, автор-составитель – игумен Петр (Пиголь)) . Издание подготовлено на философско-богословском факультете Российского православного института и отпечатано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Книга посвящена событиям, связанным с движением имябожников, которые происходили на Афоне в начале 1910-х годов. События эти порой трактуются очень возвышенно, но по сути они больше напоминали обыкновенный бунт против властей. В книге на основании исторических документов и свидетельств очевидцев показано, как зарождалась революция: как грех самомнения, гордости, самонадеянности, непокорности властям помрачил разум до той поры кротких молитвенников, сделал их бунтарями и привел к открытому мятежу и ниспровержению уставов. Игумен Петр (Пиголь) , 2005 г. Имя Господа нашего Иисуса Христа, согласно заповеди Божией (см.: Исх. 20, 7 ), – величайшая святыня, к которой христиане относятся с особым благоговением и почитанием. Это святое имя является сильнейшим оружием в противостоянии диаволу, – оружием, разрушающим все его замыслы. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс. 117, 11 ) – эти слова, часто звучащие за богослужением, хорошо знакомы каждому верующему. Вопросы, связанные с почитанием имени Божия, неожиданно остро встали перед церковным сообществом в начале XX века. Они обсуждались на Афоне и в России и были названы рядом исследователей «проблемой имяславия». Те же самые вопросы активно и подчас искусственно поднимаются и в наше время, в чем-то разительно напоминающее начало минувшего столетия. В этом нет ничего странного или страшного, ведь еще святой апостол Павел сказал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11, 19 ). Но не сказал нам апостол: «…дабы обнаружить и утвердить истину», ибо истина рождается не в спорах. Истина – это Сам Господь Иисус Христос , стоявший перед Пилатом, скептически вопрошавшим Его об истине, но не пожелавшим выслушать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать седьмую (Лк.13:10–17) На многих местах Ветхого и Нового Писания мы видим, что сатана, по соизволению или попущению Божию, разными болезнями поражает человека. Язвы праведного Иова, которого диавол поразил «гноем лютым от главы даже до ног» ( Иов.2:7 ), – еще же злым духом давимый Саул, которому Давид игранием в гусли отраду делал! ( 1Цар.16:23 ), – также немота человека, Иисусом Христом исцеленного ( Мф.9:33 ), и «измождение плоти» беззаконного, по повелению Павла преданного сатане, довольно о сем свидетельствуют ( 1Кор.5:5 ). Но история нынешнего Евангелия сие самое столько явственно изображает, что всяк верного духа ниже малейшего о сем не может иметь сомнения. Ибо Господь наш не токмо просто сказал о жене слуке, что «связал сию сатана уже осмоенадесять лето», но и примерно доказал, обличив притворную ревность старейшины собора ( Лк.13:16 ). Простое есть повествование, краткое и столько ясное, что ниже толкования потребно. Но поскольку как благовонное миро, чем более руками истирается, тем паче издает благовоние и приятность, так и слова Божии, чем более разбираемы бывают и объясняемы, тем паче вразумляют и доставляют пользу: сего для в пользу слушающих предлагаем на среду толкование сего повествования. Лк.13:10 .  «Во время оно, бе уча Иисус на едином от сонмищ в субботу.» Иудеи, в субботу каждой недели собираясь в свои сонмища, занимались чтением Божественного Писания, и их мудрецы и учители объясняли оное и толковали ( Деян.15:21 ). Во едино убо из сих Иудейских собраний пришед Иисус Христос в день субботный, учил, толкуя слова Божественного Писания и объясняя таинство Своего вочеловечения, так как когда приходил на сонмище в Назарете, где дана была Ему книга Исаии Пророка ( Лк.4:16–17 ). Лк.13:11 .  «И се жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять и бе слука, и не могуща восклонитися отнюд.» Недужная жена была родом Евреянка, яко от Авраама сущая: почему, так как верная, приходила в субботу на сонмище, да слышит чтение и толкование Божественного Писания. Не написал же о ней Евангелист, что она была больная или недужная, но что имела дух недужен, – для того, да покажет, что злой дух, то есть, сатана, мучил сию чрез осмьнадесять лет таковою болезнию. Сие неисцелимое корчение головы назад называется хотя болезнию, обращающею человеческую голову к задним его частям, склоняющею его назад и весьма его корчащею: болезнь однако сей жены не неправильно может кто назвать корчением головы наперед. Ибо была сия согбенною наперед и имеющею вниз склоненную главу, и так скорчившеюся и не имеющею должного положения, что не могла поднять головы своей и посмотреть на небо. Зрение поистине было сожаления достойное: кольцом казалась железным, а не человеком! Есть сия изображением каждого человека, по содействию диавольскому, согбенного и всегда взирающего на земные и суетные вещи, никогда же очес своих не возводящего на небо и не помнящего о Боге, суде и будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Часть I Оглашение 1 2 О том, что нужно повседневно благоугождать Богу 3 Братия и отцы. Подобает и необходимо мне, насколько это возможно, проявлять свое попечение, усердие и заботу по отношению к вам словом, делом, напоминаниями, увещаниями, наставлениями, одобрениями, собственным примером, образцами добродетели других, чтобы таким путем я мог направить вас к божественному желанию и к нашей цели, то есть к благоугождению Богу. Я слаб, у меня недостает сил даже для самого себя, ибо грех мой пред лицом моим от земли до самого неба 4 . Несмотря на это, я должен носить возложенное на меня бремя руководительства вами в надежде на содействие ваших молитв 5 . Наша цель – благоугождение Богу Смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа да подвигнет ваши души. Ибо Он, будучи бессмертным, пролил кровь; Творец ангельского воинства, Он был связан воинскими руками; Грядущий судить живых и мертвых (см. Деян. 10:42 ; 2Тим. 4:1 ) был веден на суд. Истина, Он сделался предметом лжи. Царь славы (см. 1Кор. 2:8 ), Он был оклеветан, бит, оплеван и повешен на кресте 6 . Все эти поношения и мучения Он перенес не потому, что Он Сам в них нуждался, – Он и как человек был безгрешен, – но чтобы избавить нас от владычества греха, чрез который вошла в мир смерть и обманом увлекла нашего праотца. Жертва Христова – ради нас Посему если нам приходится испытывать что-либо подобное страданиям Христа, то в этом нет ничего странного, ибо мы на это согласились, для этого вступили в монастырь и дали такие обеты при пострижении 7 . И нам нужно терпеть обиды, искушения и огорчения из-за отсечения своей воли 8 . Ибо отцы называют все это пролитием крови. Монах непременно должен быть таким, и, живя таким образом, по примеру Христа, мы получим возможность стяжать Царство Небесное. Ибо спасение принадлежит не падающим, не живущим в удовольствиях и не исполняющим свои желания. Отречемся от мира, ведь у нас с ним нет ничего общего. Мы должны позабыть прежнюю жизнь 9 , отказаться с отвращением от плотской суетности и не услаждаться ничем, что принадлежит к здешней жизни, но в одном только находить для себя веселие и пищу и к одному только прилагать свое усердие и заботу, это – как бы благоугодить Господу. И чем все это завершится! Какую жизнь получат все святые! Каков будет тот неизреченный свет и истинная красота рая! А также и наоборот: каковы будут огонь кромешный, вечное уязвление от червей (см. Мк. 9:47–48 ), беспросветный, отделяющий праведников от грешников мрак, осуждение, ручные и ножные оковы и отвержение от Бога! И как бесконечно много можно еще вспомнить и привести подобных вещей, дабы, погружаясь в них умом, мы отвлекали его от земных помышлений и держали его чистым и свободным. Ибо каким кто порешит иметь его здесь, таким он непременно окажется и в будущей жизни. Монашество – пролитие крови в уподобление Христу

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Слово 14 О любви к бедным 83 Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но со щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и «разделить голодным хлеб» ( Ис.58:7 ) духовный или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх.16:4 ) и подавая «хлеб ангельский» ( Пс.77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус – «истинный хлеб» ( Ин.6:32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны «вера, надежда и любовь, три сии» ( 1Кор.13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех «начал призывать Господа» ( Быт.4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим.9:4 ), и сам Бог, Который называется любовью ( 1Ин.4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого – между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет.2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр.11:31 ). Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр.2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» ( Еф.2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас – странников – к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово в день явления Казанской Божией Матери 24 Блажени слышащии слово Божие и храняще е ( Лк. 2:28 ) Выслушав слова сии, можете предугадывать, слушатели мои, что говорено будет о блаженстве слушающих слово Божие и соблюдающих оное. Хотя сей предмет весьма известен, но поскольку он указан нам нынешним Евангелием, то необходимо должен занять наше внимание и составить приличный предмет для размышления. Итак, какое это слово Божие, которое слушателям и исполнителям доставляет блаженство? Это учение Пророков ветхого Завета, не по своему произволу, но быв движимы Духом Святым произносили слово свое ( 2Пет. 1:21 ). Это учение Господа нашего Иисуса Христа, Которого Сам Бог Отец торжественно повелел нам слушать ( Мф. 7:5 ; Мк. 9:7). Это учение Его Апостолов, которые подобно оным древним Пророкам, не от себя проповедывали, но по наставлению Св. Духа ( Деян. 2:42 , 1Кор. 2:13 ). Это учение Пастырей и Учителей Церкви, которые учат и проповедуют, назидая Церковь на основании Апостолов и Пророков, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:20 ). Вот что надобно разуметь под именем Слова Божия. Как из источника горького течет струя горькая, из сладкого – сладкая: так Слово Божие, исходя от Отца Светов и Источника жизни, есть слово светоносное и животворное. Так Царь-Пророк называет его светильником и светом: светильник ногама моима закон Твой, Господи, и свет стезям моим ( Пс. 118:105 ); а Иисус Христос именует Свое учение духом и жизнию: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин. 6:63 ). Свет и жизнь, вот две главные черты Слова Божия! Но где свет, там должна быть и радость, и где жизнь, там должно быть и блаженство. Посему, Слово Божие есть для нас самое спасительное слово. Мрачен ли кто и скучен? Оно, как свет, озаряет мрачные мысли, и как жизнь, сообщает сердцу веселие. Болит ли кто душею? Оно врачует. Беден ли кто верою? Оно обогащает. Алчет ли кто и жаждет правды? Оно насыщает и напоевает. Но мы слушаем Слово Божие и читаем, скажут некоторые, и однако же не ощущаем от того никакого благотворного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово при посещении паствы, сказанное в Белавинской каменной пустыни 10 сентября 1841 г. «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: и вложи во уста мои песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа» ( Пс. 39:2–4 ) Достигши вас путем новым и доселе непроходимым 6 , видев на этом пути, подобно древнему Израилю, острану себя сюду и сюду 7 волны, и восшедши потом на скалу вашу, окруженную шумящим озером, я невольно вчера привел себе на память сии слова Давидовы, и теперь обращаю их к вам вместо праздничного приветствия. Чтобы это приветствие не показалось, однако же, кому-либо неясным, воскресим в памяти нашей обстоятельства жизни Давидовой, послужившие поводом к произнесению вышеприведенных слов. Известно, что царь и пророк в продолжение своей жизни подлежал множеству всякого рода опасностей: и внешних гонений – от Саула, и внутренних – от преследований того врага, который самого Саула сделал из помазанника Божия человеком отверженным. Спасаясь от преследований Саула бегством, святой Давид не раз обтекал горы и холмы иудейские, и одна из утесистых скал послужила ему к решительному торжеству над гонителем ( 1Цар. 26:13 ). Сей-то случай, конечно, имел он в виду, когда вдохновенной тростью писал благодарственную песнь: «на камень вознесе мя... вознесе главу мою» ( Пс. 26:5–6 ). Но у Давида была и другая скала, другой камень прибежища, на котором спасался он от преследования духовного Саула, с ним, как известно, жестоко ратовавшего, – а также от собственного «малодушия и от бури страстей» ( Пс. 54:9 ). Этот духовный камень был тот самый, из коего, по свидетельству Апостола, пили некогда израильтяне в пустыне воду жизни ( 1Кор. 10:4 ), камень, который Навуходоносор в чудном сновидении видел некогда отторгшимся «от горы... без рук», поразившим собой и обратившим в прах истукана царств земных, ставшим потом великою горою и наполнившим собой «всю землю» ( Дан. 2:34–35 ). Камень, на коем стоит Церковь Христова, не боясь врат адовых, на Котором утверждаются и от Которого пьют воду жизни все верующие, – есть Господь наш Иисус Христос . Если какой камень, то сей, без сомнения, не забыт был Давидом, когда от полноты благодарного сердца за оказанное благодеяние он восклицал: «на камень вознесе мя: обыдох и пожрох жертву хваления и воскликновения!»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010