Апостол Павел не любил этой любви в учениках своих к себе, за нее называл он их плотскими. Вооружаясь против нее, он писал против себя; желал во мнении учеников низложить, уронить, уничтожить себя. «Еда Павел распятся по вас? – говорил он им. – Кто убо есть Павел?» ( 1Кор.1:13, 3:5 ). – «Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог» ( 1Кор.3:6–7 ). Видите, как ревностно ищет великий Апостол, чтобы верующие во Христа были мертвы для человеков! Оживление для человеков есть умерщвление по отношению ко Христу, а следовательно, и ко всему Божественному и Духовному, потому что Христос есть Единый Ходатай между Богом и человеками. Возревновали некогда ученики Иоанна Предтечи, узнав, что все идут вослед Иисуса, и отвечал им великий Предтеча: «Имеяй невесту жених есть: а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов: сия убо радость моя исполнися: оному подобает расти, мне же малитися» ( Ин.3:29–30 ). Великие слова! Святые слова! Точно – тогда исполняют обязанность свою наставники, когда они ищут, чтобы в душах, приводимых ими ко Христу, возвеличивался и возрастал один Христос. Они желают умалиться во мнении своих водимых, лишь бы возвеличился для них Христос, тогда эти наставники ощущают полноту радости, как достигшие конца своих желаний. Напротив того, те, которые приводят вверенные их руководству души к себе, а не ко Христу, скажу безошибочно, прелюбодействуют. 155 . На слова письма твоего: «Возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада» ответ мой: «Прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу». Так отвечать научает меня святой апостол Павел. Он написал коринфянам: «Не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабов вам Иисуса Господа ради» ( 2Кор.4:5 ). – Не себя проповедую! Нет!.. Сохрани Боже!.. Пусть стою в стороне! Так стоять извещается моему сердцу, приятно ему. Довольно, если, указывая тебе на Мессию, сподоблюсь говорить: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ), «вторый человек – Господь с небесе» ( 1Кор.15:47 ). «Облекохомся во образ небесного» ( 1Кор.15:49 ), уже неведомо, во младенчестве, облеченные в этот образ крещением, разоблаченные жительством нерадивым, облечемся снова покаянием и жительством по евангельским заповедям. Исполним слова Господа, Который повелел ученикам Своим: «не называйтесь учителями... и отцом себе не называйте никого на земле... не называйтесь наставниками... все же вы – братья» (см.: Мф.23:8–10 ). 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

§ 3. Пагубность страсти блуда и дел блудных    Страсть блуда — смертный грех. Кто работает, служит этой страсти, не борется с ней и не искореняет ее, тот губит свою душу, лишает себя вечной жизни в Царстве Христовом. Свв. отцы и подвижники в своих писаниях, наставлениях всесторонне выясняют гибельность страсти блуда, тяжесть грехов блуда.    а) Всякий блудник, прелюбодей, сквернитель и нечистоты любитель разоряет, растлевает тело, которое должно быть храмом Духа Святого.    На Страшном Суде Христовом каждый из нас получит воздаяние за доброе или злое, «яже с телом содела» (2Кор.5:10). И в жизни вечной, после всеобщего воскресения, все люди будут пребывать со своими воскресшими и преобразованными телами.    Священное Писание высоко ставит человеческое тело, называя его членом тела Христова, храмом Святого Духа (1Кор.6:15, 19, 3и далее; Еф.5:36), и когда говорит, что оно некогда воскреснет для вечной жизни с душой и прославится по подобию прославленного тела Христова (Ин.5и далее; 1Кор.15:42—44; 2Кор.4:14; Флп.3:21; 1Кор.15:47—49).    Отсюда вытекает высокая обязанность — блюсти нравственную чистоту тела. Апостол Павел призывает христиан представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу, хранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа (Рим.12:1; 1Фес.5:23).    Святость, к которой призывает нас слово Божие, не может быть без очищения тела от страстей, без освящения тела благодатию Божией.    «Не знаете ли, — пишет апостол христианам, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19, 3:16).    Когда и как мы, христиане, сделались храмами Божиими? Это было тогда, когда мы очистились от греха и обновились банею пакибытия и духовного обновления в Таинстве святого крещения, когда приняли печать дара Духа Божия в Таинстве святого миропомазания. Тогда душа и тело наше соделались воистину храмом Божиим — святым и непорочным; тогда Сам Господь Бог вселился в нас и усыновил нас Себе во Христе Иисусе, как обещал Он через пророка: «Вселюся в них и похожду и буду им во Отца и тии будут Мне в сыны и дщери». Это высочайшая почесть, какой только может удостоиться бренное, а тем паче падшее и погибавшее существо, и какой удостоил нас Отец небесный ради возлюбленного Своего Сына. И самые Херувимы и Серафимы не имеют высшего достоинства и чести, как быть только Престолом Господа Вседержителя. Господь же, вселяясь и обитая в нас, через это творит нас Своими чадами возлюбленными, украшает и обогащает нас многоразличными дарами Своей благодати, благословляет нас всяким благословением о Христе, всегда готов услышать всякое моление наше, даровать нам, как чадам своим, всякое благопотребное прошение, явить нам Свою Божественную помощь во всякое время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Состояние это обозначается как сон – время покоя и отдыха от тягостей земной жизни и страданий плотяно-душевного сознания («блаженны страждущие, потому что они утешатся» Мф.5:4 и «кто умножает знание – умножает страдание» Еккл.1:18 ), а воскресение – как пробуждение от сна ( Мф.27:52 Деян.7:60 , – 1Кор.15:6, 20 др.). Посмертное состояние умирающих о Христе представляем сходственно с состоянием Спасителя по смерти до воскресения Его с преображенным телом духовным ( 1Кор.15:47–49 ). б) Смерть, как отдых от земной страды, есть необходимое следствие греха. Для безгрешного человека переход от временной к вечной жизни совершился бы без этого отдыха, ибо не было бы самой этой греховной страды. Но обычная, соединенная с болезнями и мучениями, насильственная смерть не есть единственная и необходимая форма перехода: элементы земных тел Еноха и Илии рассеялись без истления их в земле и обычного химического процесса. Известны безболезненные и мирные, на подобие сна, кончины святых, о чем воссылают свои молитвы все православные христиане. В 1Кор.15:51 сказано: все не почием, но все изменимся, др. чт. все почием, но не все изменимся, – все воскреснем, но не все изменимся, – все почием, но не все воскреснем, не все изменимся. Безгрешный Богочеловек, по Своей природе не должен был бы подвергаться смерти, свойственной греховным людям, но Он претерпел смерть, даже крестную, как Свою добровольную жертву за грех (не зная греха, за нас грех соделал 2Кор.5:21 ). в) Выражение 1Кор.15:52 ν τμ согласно общей экзегетической традиции и контексту должно понимать в значении быстроты изменения: вскоре, вдруг, моментально, синон. в мгновение ока, при последней трубе. Предлагаемое проф. П. С. Страховым (Бог. В. 1912, янв. стр. 6) толкование «в атоме» т. е. в состоянии атома, как атом – неприемлемо еще и потому, что этот термин был сильно опозорен в религиозных кругах тогдашних материалистическими теориями Левкиппа и Демокрита и эпикуреизмом (напр. отзывы о саддукеях Иосифа Флавия и раввинской литературы).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В вопросе о составе молитвы Иисусовой или о речениях, её образующих, бл. Диадох подвижниками XIV века относится к числу немногих древних отцов, передающих половину (τ μισυ) или только часть её (π μρους. Каллист и Игнатий Ксанфопулы Μϑοδος, с. 49. р. 725. М. CXLVII). По свидетельству Григория Синаита  – афонского подвижника XIV века (М. CL, 1329 В.), Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (Μϑοδος. Μ. 1. с.), отцы так произносили молитву Иисусову в полном объёме ( Григорий Синаит , 1. с; τ λον. Каллист и Игнатий, 1. с. р. 725 С.: λκληρον): Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με). Каллист и Игнатий, интересовавшиеся происхождением состава означенной молитвы и разыскивавшие свидетельства о нём в творениях древних церковных писателей, утверждают, что эти последние соткали молитву Иисусову по Новозаветному Св. Писанию, взяв для сего речения (χρσεις) а) ап. Павла: никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ); в) ев. Иоанна: благодать [же] и истина Иисус Христом бысть ( Ин. 1:17 ; 1Ин. 4:2 ); с) ап. Петра: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:13, 16 ). Первый исповедует Иисуса Господом, второй – Иисуса Христом, а третий объявляет Христа Сыном Божиим. Поэтому отцы для составления молитвы Иисусовой заимствовали, по мнению Каллиста и Игнатия, у первого Κριος ησος, у второго – Χριστς, у третьего – Υς το Θεο, а слова λησν με прибавляют от себя для новоначальных, имеющих нужду просить о помиловании, и образовали молитву в таком виде: Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με (1. с. с. 50. p. 729, 732). В доказательство своего мнения, что некоторые древние отцы передали молитву Иисусову в полном объёме, Ксанфопулы предложили извлечение только из творений Св. И. Златоустого (1. с. с. 49. р. 725). Из древних отцов, сообщавших не всю молитву, представлены: бл. Диадох, учивший в своём аскетическом творении, что уму должно дать для непрестанного занятия только «Господи Иисусе» (гл. 59, Каллист и Игнатий, 1 с. с 49. р. 728 D, 729 АВ.); преподобный Исихий, сказавший в своём творении Περ νψεως κα ρετς (II, с. 47. p. 1525), что душа до своего исхода из тела должна непрестанно вопиять πρς Χριστν ησον (Μϑοδος, 1. с. p. 729 В.); И. Лествичник; из Лествицы последнего приведены два извлечения (Λγ. 21. р. 945 С.: ησο νματι μαστιζε πολεμους. Λγ. 15. р. 889 CD.: ...μονολγιστος ησο εχ), заимствованные им у преподобного Исихия (I, с. 99. р. 1512 А.: ησο νματι μστιζε πολεμους. II, с. 72. p. 1536: Εχ δ μονολγιστος...); следовательно, во втором и третьем случаях в действительности свидетелем о составе молитвы Иисусовой выступает один Исихий. Эти древние отцы, по мнению Ксанфопулов, потому передавали не всю молитву Иисусову, что сообразовались, может быть, «с силой и состоянием молящегося» (1. с. с. 49. р. 725 С.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Тело предназначено быть неразлучным спутником и сотрудником души во всех ее отправлениях и действиях, быть ее служебным орудием. Писание призывает человека действовать доколе есть день, т. е. пока продолжается земная жизнь; приходит ночь, т. е. прекратится земная жизнь, когда никто не может делать ( Ин.9:4 ). Доколе есть время, будем делать добро, говорить ап. Павел ( Гал.6:10 ). Как доброе, так и злое в земной жизни человек делает при участии тела, почему и на всеобщем суде каждый получит доброе или злое соответственно тому, что он делал, живя в теле ( 2Кор.5:10 ). В зависимости от духа оно может сделаться как сосудом греховной нечистоты и скверны ( Иуд.7 и 8 ст.), так и храмом Духа Божия ( 1Кор.3:16–17 ). А в лице Иисуса Христа, Само ипостасное Слово благоволило навсегда соединиться с существом человеческого тела, – так высоко достоинство и значение человеческого тела при служебном отношении его к душе. Союз души с телом, по свидетельству откровения, есть союз вечный; смерть тела или разлучение от духа есть только явление временное, ибо все тела некогда воскреснут для вечной жизни с душою ( Ин.5:25 и дал.; 1Кор.15:20, 44 ) и прославятся по подобию прославленного тела Христова ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:47–49 ), а жизнь души без тела до всеобщего воскресения, по верованию церкви, есть только предначатие блаженства или мучения. Посему-то и все христиане призываются представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим.12:1 ; ср. 1Фес.5:23 ). Таковые телеса прославляются Богом и до всеобщего воскресения – в чудесах нетления святых мощей. С таким значением тела в составе человеческой природы сообразно и самое его устроение. Во всех своих частях и органах оно представляет в высшей степени премудро и целесообразно устроенный сосуд души, приспособленный к тому, чтобы быть послушным орудием души и в свою очередь способствовать духовному развитию и совершенствованию человека, его царствованию над видимой природой и ее тварями и вообще достижению им своего высшего и последнего назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Тогда крест в наших глазах являлся бы только орудием позорной казни и смерти. Но когда Бог воскресил Его от мертвых, то этим засвидетельствовал, что принял Его смерть, как угодную Ему жертву за спасение мира, что, следовательно, грех и связанное с ним осуждение на смерть потеряли свою силу над человеком, что ни едино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу ( Рим.8:1 ). Но как не для Себя страдал и умер Господь И. Христос, так не для Себя и воскрес из мертвых, но для оправдания нашего ( Рим.4:25 ), да и мертвыми и живыми обладает ( Рим.14:9 ). Его победа над смертью по отношению к Своему человечеству – воста от мертвых, Сам Он ктому уже не умирает; смерть Им ктому не обладает ( Рим.6:9 ), т. е. снова умереть уже не может, – есть начало победы над смертью и для всего искупленного Им человечества. Христос воста от мертвых, начаток ( παρχ) умершим бысть, – говорит апостол ( 1Кор.15:20 ). «Как в Ветхом Завете, – объясняет преосв. еп. Феофан (на 1Кор.15 гл.), – когда приносили в храм Богу начатки, напр., первые снопы от жатвы, тем самым освящали все снопы и всю жатву: так Христос Господь, воскресши, освятил, благословил и утвердил воскресение всех, которые восстанут из земли, как колосья из семян». Апостол указывает и то, почему воскресший Христос есть такой начаток умерших, в котором положено основание воскресения всех: понеже человеком смерть бысть, – говорит он, – и человеком воскресение мертвых: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор 15, 21–22 ), т. е. как повреждение грехом природы первого Адама было повреждение грехом общей природы людей ( Рим.5:12–14 ), так и восстановление И. Христом достоинства человеческой природы было восстановлением достоинства общей природы людей, и как чрез поврежденную в Адаме общую природу людей воцарился залог смерти, так чрез восстановленное во Христе достоинство общей природы людей и воскресение этой природы вошел закон всеобщего воскресения, а самое Его воскресение является образом нашего будущего воскресения ( 1Кор.15:47–49 ; Филип 3, 21 ). Промыслом Божиим отложено всеобщее воскресение людей до кончины мира. Но воскресение И. Христа служит залогом и удостоверением, что оно совершится. Если Он по смерти мог исполнить обетование о Своем воскресении, то теперь, будучи живым ( Откр.1:18 ) и когда Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли, может исполнить и обетование о всеобщем воскресении и несомненно исполнит. Он и Сам говорил: Аз живу, и вы живи будете ( Ин.14:19 ). § 112. Вознесение И. Христа на небо и отверзение для всех верующих в Него царства небесного

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Православный Катихизис: «Дабы мы удобнее могли веровать сей тайне (тайне искупления нас смертью Иисуса Христа. – Прот. К.Б.), слово Божие вразумляет нас о ней, сколько вместить можем, через сравнение Иисуса Христа с Адамом. Адам естественно есть глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно соделался новой, всемогущей Главой человеков, которых соединяет с Собою посредством веры. Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе» с. 53]. Священномученик Серафим (Чичагов) спрашивает: «Можно ли веровать во Христа и сомневаться в грехопадении первых людей?» – и сам поясняет: «Если история грехопадения не что иное, как легенда, как измышленное начало последующих известных мировых событий, то тогда не требовалось бы никакого искупления рода человеческого Сыном Божиим, и союз людей с Богом никогда бы не был нарушен» с. 229]. Речь идет не о тонкостях толкования Библии, а о принципиальной несовместимости православного богословия и эволюционизма – несовместимости веры в необходимость нашего искупления и веры в отсутствие причины, по которой необходимо было бы искупление. Святой апостол Павел соотносит привнесение в мир смерти через грех первого человека Адама с попранием державы смерти и искуплением человеческого рода от греха последним Адамом – Господом нашим Иисусом Христом: Бысть первый человек Адам – в душу живу, последний Адам – в дух животворящ ( 1Кор.15:45 ). Понеже бо человеком смерть бысть, и Человеком воскресение мертвых; якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор.15:21–22 ); Первый человек – от земли, перстен, вторый Человек – Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии, и яков Небесный, тацы же и небеснии; и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго ( 1Кор.15:47–49 ). Синаксарь Великого Пятка: 224 Идже оуб трпъ, там и релъ хртосъ, вчный црь, новый адамъ, ветхаго и древомъ падшаго адама, древомъ исцлй. ч. 2]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Есть еще и другие многие и различные наказания, установленные от Бога на блудников. Именно: иной суд на того, кто грешит со многими, погубляя многие души вместе с собственной; и опять иной суд услышит тот, кто, подпадая греху, стыдится однако и остерегается, и иной – тот, кто, поправ стыд, предается ему; имеющий жену и блудящий с замужней виновен в сугубом прелюбодействе; но самый Страшный Суд ожидает того, кто вводит в блуд деву, посвященную Богу, равно как и того, кто, оказывая помощь обижаемой женщине, блудно живет с нею, получая тем награду за свое о ней предстательство. Все это видит и рассматривает праведное око Божие, Своим неизреченным и праведным судом взвешивая каждое преступление на весах верных, страшных для насмешников и поругателей 494 . Разная тяжесть плотских падений связана бывает также с тем или иным званием общественным или церковным служением. Человек, занимающий высокую должность и общественное положение, если ведет развратную жизнь, несет сугубую ответственность, ибо наносит нравственный вред и соблазн не только соучастникам своих блуд одеяний, но и многим окружающим его и подчиненным. Подобно этому пасть в грех состоящему в иночестве, рассуждает преп. Исидор Пелусиот , дело страшное, но еще страшнее пасть имеющему священный сан, самое же страшное во всех отношениях дело пасть приявшему жребий первосвященства, ибо здесь тяжесть греха измеряется не по естеству, но по достоинству (высоте звания) согрешившего. Поэтому еще в Ветхом Завете Законодатель сказал, что грехопадение первосвященника равносильно греху целого народа 495 . § 3. Пагубность страсти блуда и дел блудных Страсть блуда – смертный грех. Кто работает, служит этой страсти, не борется с ней и не искореняет ее, тот губит свою душу, лишает себя вечной жизни в Царстве Христовом. Свв. отцы и подвижники в своих писаниях, наставлениях всесторонне выясняют гибельность страсти блуда, тяжесть грехов блуда. а) Всякий блудник, прелюбодей, сквернитель и нечистоты любитель разоряет, растлевает тело, которое должно быть храмом Духа Святого. На Страшном Суде Христовом каждый из нас получит воздаяние за доброе или злое, «яже с телом содела» ( 2Кор.5:10 ). И в жизни вечной, после всеобщего воскресения, все люди будут пребывать со своими воскресшими и преобразованными телами. Священное Писание высоко ставит человеческое тело, называя его членом тела Христова, храмом Святого Духа ( 1Кор.6:15, 19 , 3и далее; Еф.5:36 ), и когда говорит, что оно некогда воскреснет для вечной жизни с душой и прославится по подобию прославленного тела Христова (Ин.5и далее; 1Кор.15:42–44 ; 2Кор.4:14 ; Флп.3:21 ; 1Кор.15:47–49 ). Отсюда вытекает высокая обязанность – блюсти нравственную чистоту тела. Апостол Павел призывает христиан представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу, хранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа ( Рим.12:1 ; 1Фес.5:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Проф. А.И. Осипов : – Итак, есть святые отцы, которые говорят: будут вечные муки. Есть другие святые отцы, которые говорят: муки будут, но не вечные. Есть святые отцы, которые говорят в разных местах и то, и другое. Слышите? Как понять? Так церковь как учит? Слышите: ни одного из святых отцов, которые говорили или о вечных муках, или которые говорили, что муки будут не вечными, Церковь не осудила ни на одном Соборе. – Почему-то не могут или не хотят просто трезво взглянуть на эту аргументацию. За что бы осуждать святых отцов, которых приводит Алексей Ильич, если они ничего того, что он вкладывает в их уста, не писали, они никогда не утверждали того, о чём говорит Алексей Ильич. Никогда. За что же их осуждать? Какая вторая линия? Ее нет, и никогда не было. Алексей Ильич не может привести ни одной цитаты в защиту этой идеи своей второй линии, ни из Священного Писания , ни из святых отцов, ни из богослужебных текстов. Не может – ну, или прошу вас доказать это, просто такую цитату предъявив. Спасибо. Часть 1. Цитаты из Писания А. Люлька: – Добрый день, продолжим разговор более предметно. В нашем письме на имя Святейшего Патриарха мы не просто перечислили 5 основных заблуждений Алексея Ильича – мы приложили 49 листов и компакт диск с лекциями, с цитатами печатными и видео-цитатами, причём мы старались в первую очередь опираться, конечно, на печатные источники – воспользовались доступной нам тогда вот такой книгой «Из времени в вечность. Посмертная жизнь души» Алексея Ильича Осипова . Мы ее использовали и в приложении в основном цитируем именно эту книгу. Теперь давайте по пунктам пойдем, по приложению к нашему письму. 1 пункт. Алексей Осипов о вечных муках. В указанной книге прямо написано следующее: «и в Откровении мы находим прямые утверждения и о вечности мучений и одновременно учение о их конечности и спасении всех человеков. О последнем можно привести хотя бы следующие места из Священного Писания » .Далее цитируются – и мы приводим список цитат из Священного Писания, которые Алексей Ильич считает вот такими вот свидетельствами об учении о конечности мук и спасении всех человеков. Лк.12:47–49 , Рим.5:18 , 1Кор.3:13–15 , 1Кор.15:28 , 2Кор.5:15 , 1Тим.4:10 , Тит.2:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Рим. 1Кор. 59, 2.4 ; Варнав. 6, 1), в том числе и в литургии св. Ипполита (Апост. Пред. 3; 4; 7). Здесь он употребляется в значении «сын», υς (в значении «раб» – см. Ис.49 сл.; Мф.12:18 – где цитируется Ис.42:1 ; Ис. 52, 13 сл.). Прилагательное «благословенный» встречается в раннехристианской литературе, за исключением данного текста, только по отношению к Богу и в литургических формулах (ср. 2Кор.1:3 ; Еф.1:3 ; 1Пет.1:3 ; Пс.71:18; 88:53 ; Ср. Лк.1:68 ; Игн. Бог. Еф. 1,3 ). Что же до прилагательного «возлюбленный», то оно обычно синонимично слову «Единородный» (ср. Быт.22:2.12.16 и т.д.; Мк.12:6 ): оба эти слова употребляются в Евангелии при Крещении Иисуса ( Мф.3:17 и паралл.) и Преображении ( Мф.17:5 и паралл.). В другом месте, выражение «Единородный» (20, 2) точно указывает на значение слова πας как «Отрок». Так выражается богословие в ритуальных формулировках, установленных ветхозаветной традицией и литургическим обычаем, в формулировках еще, быть может, архаических, но весьма твердых. Иисус – «служитель» Яхве, исполняющий пророчество Исайи, но Он не раб, δολος каковым могло бы быть творение Божие, а «Отрок», возлюбленный и Единородный Сын Божий. Чрез Него мы получаем познание о Боге (ср. Ин.17:26 ; Мф.11:24 ; Клим. Рим. 1Кор. 59, 2 и 3; Дидахэ 9, 3; 10, 1). Чрез Него Поликарп будет принят в сонм Его мучеников как жертва тучная и благоприятная (ср. Пс.19:4 ) и достигнет воскресения и жизни вечной (ср. Ин.5:29 ) души и тела в нетлении (ср. 1Кор.15:42–50 и др.; Игн. Бог. Полик. 2,1) Святого Духа. Это мученичество – исполнение не только предвечного замысла Божия, Который приуготовил изначально Поликарпа и довел до этого часа (ср. Ин.12:27 ), но и его собственного пророческого видения (5, 1). Бог – «неложный» (ср. Тит.1:2 ; Игн. Бог. Рим. 8, 2 о Христе) и «истинный» ( Исх.34:6 и др.; Откр.3:14; 9:10; 19:11 ). Завершает молитву благословение и славословие Бога, имеющее безусловно литургические корни (ср. Пост. Апост. VII, 47), Которому воздается хвала чрез посредничество Его Сына, «великого и пренебесного Первосвященника (Архиерея)» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010