41 Уже Иаков Эдесский (VII в.) отмечает эту особенность как одну из характерных черт александрийского обряда (см.: СДЛ. Т. 3. С. 15–16). 42 См. The Liturgy of St. Mark. P. 107–108. Рассмотрению богословских вопросов, связанных с евхаристическим приношением, посвящена книга К. Стивенсона (Stevenson K.W. Eucharist and Offering. New York, 1986). 46 Использование слов «возвещаем» (καταγγλλαμεν) или «возвещая» (καταγγλλαντες) для связывания Institutio и Anamnesis характерно только для александрийской традиции – в остальных восточных обрядах Anamnesis связывается не со словами ап. Павла «смерть Господню возвещаете...», а со словами Господа из Евангелия от Луки «сие творите в Моё воспоминание» ( Лк. 22:19 ), даже если цитата 1Кор. 11:26 и приводится. Тем не менее аккламация народа «смерть Твою возвещаем...» перед Anamnesis известна не только в александрийской, но и в сиро-антиохийской традиции, из чего Дж. Каминг заключает, что эта аккламация – египетского происхождения (The Liturgy of St. Mark. P. 124). 47 Были выдвинуты два объяснения этому: А. Нок считал, что под совершившимся «принесением» следует понимать акт материального принесения хлеба и вина на престол (Ibid. P. 382–383); Г. Дикс полагал, что слово «принесли» относится к «жертве хвалы» – благодарениям, содержащимся в Praefatio (Dix G. The Shape of the Liturgy. London, 1945. P. 166). 48 В связи с тем, что текст анафоры ап. Марка в греческих средневековых рукописях содержит значительное число интерполяций по сравнению с текстом ранних фрагментов, мы сочли более удобным указывать цитаты из Священного Писания , содержащиеся в тексте анафоры, в примечаниях к переводу наиболее полного, а именно средневекового греческого текста анафоры (чтобы избежать повторений). 49 Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l’anaphore de saint Marc//Revue des sciences relegieuses. Strasbourg, 1928. Vol. 8. P. 489–515. 50 Gamber K. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief//Ostkirchliche Studien. Wurzburg, 1959. Bd. 8. S. 31–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Святой Апостол Павел сказал: «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Это значит: крестившиеся во Христа прияли при Крещении, в самом Крещении дар от Святого Духа, подействовавшего на них: живое ощущение Христа, ощущение свойств Его. Но свобода избирать произвольно ветхое или новое не отнята у крещенных, так как была не отнята и у Адама в раю свобода сохранить заповедь Божию или нарушить ее. Апостол говорит уверовавшим и крещенным: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим: не козлогласовании и пьянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию: но о6лецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плотоугодия не творите в похоти» (Рим. 13:12-14). Имея свободу избрания, крещенный приглашается Святым Духом к поддержанию единения с Искупителем, к поддержанию в себе естества обновленного, к поддержанию состояния духовного, дарованного крещением, к воздержанию от угождения вожделениям плоти, то есть, от уклонения во след влечений плотского, душевного мудрования. Такое же значение имеют слова Апостола: «Первый человек от земли перстен: вторый человек, Господь с небесе. Яков перстный, таковы и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии: и якоже облекохомся во образ перстнаго» – ибо мы все рождаемся в первородном грехе и со всеми, усвоившимися нашему естеству вследствие падения, немощами, каковые открылись в Адаме по его падении – «да облечемся и во образ небеснаго» посредством Крещения, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения евангельских заповедей, которые сохраняют в нас образ целым, в его совершенстве и изяществе Божественных (1Кор. 15:47-49). Облекаться во образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа (2Кор. 4:10), значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях. Так облекся и пребывал облеченным в Богочеловека святой Апостол Павел, по этой причине он мог со дерзновением сказать о себе: «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

45 . Испрашивай разумения у Бога, чтобы открывать козни злобы. 46 . И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру. 47 . Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его. 48 . Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам. 49 . Если приобрел мужество, то демоны скоро отступят от тебя, ибо нечистые не захотят видеть, чтобы ты в молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, демоны убегают от молитвы, как бы мучимые огнем. 50 . Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но освободиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог. 51 . Когда душа все претерпит с верою, Господь препирается с сатаною: «Видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя, но Мне служит, – меня боится». 52 . Смотри, чтобы вместо Света, Святого и Пречистого Владыки, не ввести тебе в храм души своей скверного врага, зловоние и мрак. 53 . Бесстрастие же свободно от брани, ибо дух, душа и тело взаимно умиротворились в Боге. 54 . Даже в преизобилии благодати и света не совершенны, ибо имеют грех внутри себя. Как вода течет в трубе, так и грех в сердце и помыслах. 55 . И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов. Закваска порока – грех. Это какая-то умная и мысленная сила сатаны. 56 . Так и худые помышления образуют цепь: ненависть от раздражения, от гордости, от тщеславия, неверия, жестокосердия, нерадения, разленения, уныния, нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия. 57 . Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое подданство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Людей и всю тварь покрыла тьма, и ночь кругом. 58 . Под плотию и кровию, о которых апостол говорит, что Царствие Божие наследити не могут ( 1Кор.15:50 ), разумеем не тело, а мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Но когда говорит, что в дому Отца Его обители многи суть (Ин.14,2), то сим указывает и на обители по преимуществу лучшие. В эти лучшие обители вы стремитесь; отказываясь от плотских удовольствий мира сего, вы приобретаете право и на высшую благодатную награду на небе. Правда, что и все, в святом крещении омывающиеся Божественною банею, совлекаются там ветхого человека благодатию спасительной купели и, обновившись Духом Святым, очищаются от скверн древней язвы вторичным рождением (Тит.3,5; Ин.3,3-7); но истина и святость сего таинственного рождения в высшей степени приличествует вам, как вовсе чуждым нохотей плоти и мира. У вас осталось только то, что свойственно добродетели и духу для достижения славы. Апостол, которого Господь назвал избранным сосудом Своим и послал пронести повсюду небесные повеления, говорит: первый человек от земли, перстен: вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такова и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии. И якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небесного (1Кор.15,47-49). Сей образ Небесного носит девство, носит непорочность, носит истина и святость; носят те, кои выну памятуют учение Господне, хранят правду и благочестие; кои непоколебимы в вере, смиренны в страхе Божием, мужественны во всяком терпении, кротки в перенесении обид, всегда готовы на совершение дел милосердия; кои живут между собою в мире, как братья, единодушно и нераздельно. Каждую из сих добродетелей, - должны вы, добрые девы, хранить, любить и соблюдать, - вы, досужные для Бога и Христа, кои, посвятив себя Господу, лучшую избрали часть и предшествуете па пути к Нему лучшею пред многими другими стезею. Наставляйте же старейшие юнейших; младшие возрастом возбуждайте соревнование в подругах; ободряйте себя взаимными увещаниями; зовите одна другую к славе, каждая в себе являя образец добродетели, достойный соревнования: кренитесь, духовно стремитесь вперед и вперед, достигайте цели вашей благопоспешно. За всем сим не забудете и о нас в то время, когда девство ваше начнет венчаться в вас честию и славою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/657/...

Послание к Ефесянам было написано в исторической ситуации, когда все человечество, помимо множества прочих разделений, было принципиально расколото на две части, как бы на две религиозные «расы» людей – на иудеев и язычников. Одни – «народ близкий к Богу» ( Пс.148:14 ), другие – «народ дальний» ( Ис.49:1 ). До Христа этот барьер между ними был непреодолим, после Христа – разрушен. Эти два «народа», очень неравные количественно, но еще более неравные в самых существенных вопросах смысла и цели бытия, – эти два народа стали одним народом Божиим, одной человеческой «расой», более того, новым творением, новым человеком во Христе. Те, которые были некогда далеко, стали теперь близкими. Пророк Исаия из туманных далей будущего слышал слово Благовестия: «Мир, мир дальнему и ближнему» ( Ис.57:19 ). То было Благовестие, принесенное спустя столетия Христом: «Мир вам, дальним, и мир близким» ( Еф.2:17 ). Когда было написано Послание к Ефесянам, материальное воплощение вражды и разделения людей, стена, под страхом смертной казни преграждавшая язычникам вход в Иерусалимский храм, еще стояла. Но духовно она была разрушена Христом. Юридическое выражение вражды и разделения людей, Закон Моисея с множеством его предписаний и толкований, еще действовал. Но духовно он был отменен Плотью, то есть смертью Христа. Ветхий Адам, то есть разделенный в себе и враждующий с Богом человеческий род, еще существовал, как и существует. Но «Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ) уже явил в Себе нового Адама, в Котором была убита всякая вражда. Вместо каменного храма построен и растет новый, духовный храм. Каменный храм и стены, его окружающие, можно разрушить, и были разрушены. Духовный храм разрушить невозможно, ибо он держится Божественным краеугольным камнем, построен не из безжизненных камней, но из «камней», имеющих жизнь в Боге, жизнь, не знающую тления и смерти. Вместо религии закона, высеченного на каменных скрижалях и требовавшего послушания, пришла религия любви, вписанной Божественным Духом в человеческие сердца. Закон нужен там, где есть вражда. Там, где царит мир, закон не нужен, отменен. Любовь, данную свыше вместо закона, отменить невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

46), и вследствие этого сделаться восстановителем попранного духовного, а не павшего израильского царства (κα κηρυχθναι π τ νματι αυτο μετανοαν κα φεσιν μαρτιν ст. 47), что их призвание состоит в том, чтобы быть проповедниками этого новоустроенного царства среди всех языков, начиная от Иерусалима (ες πντα τ θνη, ρξμενοι π ερουσαλμ ст. 41). Такое предание вполне оправдывается ходом событий евангельской истории. Еще пред последним путешествием в Иерусалим, как мы выше видели, апостолы исповедали Иисуса Христа истинным Мессией, но каким образом Он откроет свое мессианское царство, как начнется Его прославление как Мессии, какого рода будет Его царство, это пока оставалось для них неведомой тайной. И потому, когда Иисус Христос приблизился к Иерусалиму, мать двух преданнейших учеников в чаянии, что уже наступает время открытия царства, обратилась к Нему с просьбой, дабы Он представил ее сыновьям высшие места в устрояемом царстве ( Мф. 20:17–21 ). Самое же вступление в Иерусалим ученики, может быть в таких же надеждах, встретили с особенной радостью и ликованием ( Лук. 19:35–40 ). Наступившие затем страдания и смерть и последовавшее за ними воскресение в теле, имевшем знаки страданий, разуверили их в этих надеждах и сроднили их дух с вышеизложенными понятиями (ср. Ин.20:9 ; Деян.1:3–8 ). Наконец с явлением Воскресшего в теле неразрывно связаны все будущие чаяния и ожидания Христовых благовестников касательно обновления и возрождения человека не по одной внутренней, но и внешней стороне, касательно его приготовления к новому небу и новой земле и исполнения всех утешительных надежд на его будущее величие и совершенство; во вновь открывшемся и явившемся всецелом образе Мессии они видели начало и прототип всего будущего, ожидающего человека ( 1Кор.15:12–19.35–49 ; 1Сол.4:13–17 ; Рим.8:17–23 ; 2Петр.3:10–13 и др.). Таким образом телесность является существенной принадлежностью видений Воскресшего; с ней неразрывно связана значительная часть существенных верований христианства; на ней основаны будущие его чаяния и ожидания; без нее воскресение теряло бы все свое великое значение в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Но так как Адам не пребыл благим, таким, каким был сотворен Богом, и из-за любви к плотскому сделался плотским, то может показаться весьма уместным, что пасть для него означало потерять образ и подобие Божие. И поэтому он обновляется и является также внутренним [человеком]. Каким же образом он является при этом и внешним? Разве не сообразно телу, как и внутренним он является согласно душе, и внутреннему присуще воскресение и обновление, происходящее ныне путем смерти для прежней жизни, то есть для греха, и возрождения для жизни новой, то есть для праведности? Также, упоминая об этих двух человеках, одного, которого нам надлежит совлечься, апостол именует внешним, а другого, в которого должно облечься – внутренним ( Кол.3:9–10 ). В другом месте одного из них он называет «образом земного человека», так как тот рождается, будучи связан грехом первого человека, то есть Адама; а другого «образом небесного человека» ( 1Кор.15:47–49 ), – ведь тот рождается благодаря праведности второго Человека, Иисуса Христа. А внешний человек, тлеющий ныне, будет обновлен в грядущем воскресении, после того как уплатит дань той смерти, которую должен природе, по закону, данному в раю посредством заповеди. 2. А по какой причине не является несообразным и то, что, как говорят, также и тело создано по подобию Божию, легко поймет тот, кто обратит пристальное внимание на сказанное: «И сотворил Бог все весьма благим» ( Быт 1:31 ); ведь никто не станет сомневаться, что Сам Он – Первое благо. Ибо вещи могут быть названы подобными Богу во многих смыслах: одни – будучи сотворенными сообразно силе и премудрости, ведь и в Нем Самом пребывают несотворенные Сила и Премудрость; другие живут лишь потому, что Он в высшей степени и изначально живет; третьи есть в силу того, что Он в высшей степени и изначально есть. Поэтому и то, что лишь есть, но не живет или не мыслит, является все же Его подобием, но не в совершенстве, а лишь отчасти, ведь и это есть нечто благое на своем месте, тогда как Он благ превыше всего того, что является благим от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

377. Такое блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1Кор.13,12). Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их (Мф.13,43). Будем Бог всяческая во всех (все во всем). (1Кор.15,28.) 378. И тело также будет участвовать в блаженстве души. Оно будет прославлено светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе. Сеется в уничижении, восстает в славе (1Кор.15,43). Якоже облекохомся во образ перстнаго (и как мы носим образ земного, т.е. Адама), да облечемся и во образ Небеснаго (то есть Господа нашего Иисуса Христа) (1Кор.15,49). 379. Не все будут в равной мере блаженны. Будут разные степени блаженства, в зависимости от того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Ина слава солниу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых (1Кор.15,41-42). 380. Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. Иже не обретеся в книзе животней (в книге жизни) написан, ввержен будет в езеро огненное (Апок.20,15). И ее (это) есть вторая смерть (Апок.20,14). Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф.25,41). И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25,46). Добре ти есть со единем оком внити (лучше тебе с одним глазом войти) в Царствие Божие, неже две оце имущу (нежели с двумя глазами) ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Мк.9,47-48). 381 Так строго поступят с грешниками не потому, что Бог хотел бы их погибели, но они сами погибают зане (за то, что) любве истины не прияша, во еже спастися им (для своего спасения) (2Сол.2,10). 382. Размышления о смерти, о Воскресении, о Последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения. Часть вторая. О НАДЕЖДЕ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

О Священ. Писании Ветхого Завета 1Кор.15:3 . Новозаветное Писание стало появляться постепенно после земной жизни Спасителя, следовательно, Христос умер за грехи наши по Писанию ветхозаветному: Ис.53:7 ; Дан.9:24 ; да и апостол Павел «первоначально преподал» Коринфским христианам очевидно устное наставление, основанное на ветхозаветных пророчествах о жизни и страданиях Христовых. О благодати Божией О крещении О властях 1Кор.15:24 . То упразднение, о котором говорить здесь апостол, произойдет при конце мира и торжестве Церкви; кроме того здесь разумеется у апостола начальство, власть и сила, враждебные Христу, что видно из следующих ст. 25–26 той же главы. Можно ли причислять сюда благочестивых государей, ревнующих о насаждении и распространении веры Христовой. О воскресении мертвых 1Кор.15:29 . Эти слова сказаны апостолам при разъяснении мысли о воскресении мертвых, так как между Коринфскими христианами некоторые отрицали воскресение мертвых: ст.12, а между тем мысль об этом воскресении апостол ясно подтвердил ст.13–14, 21–22. О нетлении св. мощей 1Кор.15:36, 42, 43 . Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: Ис.6:10 . Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление, и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10 . О таинстве Евхаристии 1Кор.15:50 . Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело «съемое в тлении»: ст.42, «в уничтожении и немощи»: ст.43; «тело душевное»: ст. 44, тело созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст.47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст.51. Но Плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединенные с Божественным животворящим Духом Христа: ст.45. Ин.6:53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр.10:29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

В этот «страшный час смертный» Церковь опять возносит молитвы, чтобы поддержать душу новопреставленного на новом, неведомом ему пути, чтобы облегчить горечь разлуки родных и близких. Совершается «Последование по исходе души от тела» с каноном из Октоиха 8-го гласа. Это будет первая, отличающаяся от других панихид по «новопреставленном рабе Божии» (См. чин ее «Следованной Псалтири» и в «Иерейском молитвослове»). Исходя из учения апостола Павла, что тело христианина является храмом (вместилищем) Св. Духа ( 1Кор.6:19 ) и будет участвовать в будущей жизни ( 1Кор.15:53–54 ) Церковь торжественно с большим благоговением провожает «в путь всей земли» ( Нав.23:14 ) тело усопшего. В чине отпевания тело скончавшегося православного именуется «мощами». В православном понимании «мощами» называется тело усопшего или даже частица его сохранившаяся после кончины. Св. Григорий Богослов писал: «малая часть праха, останков, костей, часть волос, отрывки одежды, признак каплей крови – иногда достаточно к чествованию мученика: даже месту мощей дается наименование: святые мощи и оно имеет равную силу, как бы присутствовал сам мученик» (Слово о целомудрии, смиренномудрии и воздержании»). Из церковной истории известно, что мощи первомученика Стефана, апостолов Петра и Павла, Андрея, Луки, Тимофея, сорока мучеников и многих святых состояли из костей и хранились в небольших ковчегах ( Е. Голубинский «История канонизации Русских Святых» стр. 49–50). Мощи святых угодников Божиих, прославленных еще в земной жизни, засвидетельствованные чудесами по их кончине, благоговейно христианами сохраняются и почитаются, как великое сокровище Церкви. Мощи рядовых христиан погребаются в землю, и они ждут воскресения мертвых и Последнего Суда. По примеру древности ( Деян.9:37 ) и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многознаменательных символических действий. Прежде всего тело умершего мирянина омывается водою и облачается в новую одежду. С чистым телом и в чистых одеждах провожают христиане своего почившего сродника в последний путь. Это действие глубоко символично: земной, «перстный человек» ( 1Кор.15:47 ) одевается в чистые одежды, «ибо тленному этому надлежит облечься в нетление, и смертному этому – облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010