Следует сказать и вот еще о чем. Апостол называет Адама не только «первым человеком» ( 1Кор.15:47 ), но и «образом будущего» ( Рим.5:14 ), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком ( 1Кор.15:47 ). «Второй» же Человек – это Иисус Христос ; одновременно Он – и «последний Адам» ( 1Кор.15. 47,45 ). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» ( 1Кор.15:48 ) – природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:48–49 ). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом . Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22,24 ). О двух Адамах вслед за апостолом Павлом учит святой Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили (Бога) неисполнением Его заповеди» и «примирились (с Ним) во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»». В Искуплении, по мысли того же святого отца, Христос «возглавил все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе». Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании Православной Церкви. Святой Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» (Творения св. Григория Нисского . М., 1861. Ч. 1. С. 143). Патриарх Авраам и его супруга Сарра Авраам (евр. abraham – отец множества; отец высоты) – ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры – различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение делает его «отцом всех верующих» ( Рим.4:11 ; Гал.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47–49 ). Средоточием Божественного пресуществления мира и является Божественная Литургия (Евхаристия), начало которой Боговоплощение – Рождество Христово, осуществление – Голгофа, а апогей – сотворение Нового Неба и Новой Земли. То есть именно пресуществиться должно все тварное. Сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится  – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:25–28 ). Поэтому каждый причастник Святого Тела и Крови Сына Божия и есть то одухотворенное звено, которое протягивает мистическую нить между миром, какой он есть сейчас, и каким он будет по воле Всевышнего. А то, что Голгофская смерть имеет значение не только для уверовавших в ее значимость, но и для и для всего мира, сказано: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших – О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:1–2 ). То есть Христом сохраняется весь мир, как мир Церкви, так и мир мира, то есть Господь Иисус Христос  – есть Жертва умилостивления за все Божие творение. И в Нем и с Ним все творение евхаристически восходит к своему совершенству. И вера в Иисуса Христа как в Сына Божия и есть осознание нерасторжимости Творца со всем Его творением, нерасторжимости Источника бытия всяческого с тварным и существующем. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» ( Деян.17:28 ). К сожалению, мы, христиане, погрязли в религиозном эксклюзивизме. То есть нам кажется, что все существует только ради нас, для нас и во имя нас. Такая форма религиозного эгоизма не позволяет нам рассмотреть все аспекты Божественного Промысла и порою заключает нас в тиски самомнения и конфессиональной гордыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о единении христиан Мф.10:34–36 . «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его». Объяснение. Под враждой здесь разумеется борьба христианина со злом и диаволом: Иак.4:4 ; орудиями коих могут быть и «домашние» (ст.36), но разделения вопреки истинному учению не должны быть: Рим.16:17 . Для религиозного единения Господь преподал Свой мир: Ин.14:27 ; без мира нельзя увидать и Господа: Евр.12:14 . 1Кор.5:9–13 . «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего... Внешних же судит Бог . Итак, извергните развращённого из среды вас». Объяснение. Здесь апостол Павел требует удалиться от близкого общения с развращённым человеком в житейских делах («даже не есть вместе»: ст.11), чтобы не соблазниться его худым примером: Евр.12:15 , а не при молитве его в храме. У пророка Давида Господь ставит человеку в упрёк не молитвенное общение с грешником, а соучастие в преступлениях: Пс.49:18 . Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на землю не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то «ты кто, который судишь другого?»: Иак.4:12 . Наконец, только в Иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, а святому апостолу Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 ; да и Сам Господь не осудил женщину прелюбодейницу: Ин.8:3:5, 11 . 1Кор.10:27 . «Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, – то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Объяснение. Апостол не запрещает общения с язычниками и участия в их трапезе, но не в идольских жертвах: ст.28. Сам Господь в Своём откровении апостолу Петру показал, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистым: Деян.10:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вернемся к «Толкованию на Послание к евреям». Свт. Кирилл рассматривает как образ более низкого положения Ветхого Завета тот факт, что Моисей говорил тяжело и был косноязычен ( Исх.4:10; 395:22 ). Святитель приводит следующие доказательства более низкого статуса Ветхого Завета. Во-первых, в Ветхом Завете Бог был известен лишь в одной стране (395:23–24) и одном народе (396:3–4). Во-вторых, наградой за праведность под законом являлась земля обетованная (396:7), что, согласно святителю, является «кратковременным и быстро увядающим» (πρσκαιρα κα εμραντα – 396,6; 397:21). Свт. Кирилл называет также воздаяние в законе подобающим положению рабов (τς οκετικς γνησιτητος … γρα – 404:8). Напротив, награда в Новом Завете не временна, а это «надежда живая и пребывающая» (λπδα ζσαν κα μνουσαν – 397:15–16), она «простирается в жизнь вечную и имеет на- следие нерушимое» (ες μακραωνα βον συνεκτενεται κα ναπβλητον χει τν κτσιν – 397:23–24). Таким образом, в то время как награда в Ветхом Завете была временной и непостоянной, воздаяние Нового Завета вечно и незыблемо. Но не только обещанное христианам является небесным, но они и сами таковы. Для доказательства этого свт. Кирилл цитирует стихи 1Кор.15:47–49 , в которых автор развивает учение о земном Адаме, поскольку он произошел от земли, и небесном Христе, поскольку Он сошел с неба. Человечество носило образ Адама и было земным, но после спасительно го деяния Христа люди обретают Его образ и становятся небесными. Святитель, однако, уточняет, что мы небесны не в той же мере, как Христос, но иначе (τρως), поскольку Христос является небесным в собственном смысле, а люди обретают Его образ и становятся небесными посредством причастия Ему через Святого Духа. Христиане являются гражданами неба, хотя и продолжают жить на земле (ср. Флп.3:20 ). Кроме того, свт. Кирилл сравнивает два Завета, используя образ двух гор – земного Синая, на котором Бог даровал заповеди Моисею, и небесного Сиона. Святитель иллюстрирует это сопоставление соответственно цитатами Евр.12:18 и Евр.12:22–24 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

…как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим.6:4 ). И до явления Спасителя в мире были люди, способные любить, стремившиеся к добру и красоте, искавшие справедливость и истину. Но словно бы в непроглядном мраке исчезали их высокие порывы. Словно бы в черную землю ложились самые жизни праведников. Из загробного мира не приходило никаких вестей, а добро, обреченное смерти, казалось не имеющим смысла. Уделом пытливых умов становилась леденящая премудрость Екклесиаста: Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому… мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния… и любовь их и ненависть их… уже исчезли ( Екк.9:2, 5-6 ). Но ошибалась земная премудрость. Ледяные пальцы смерти, сжимавшие горло человечества, разжались — когда вышел из гроба воскресший Христос! Этот миг подарил людям светозарное знание. Спаситель распахнул перед нами врата Вечного Царствия. Нет, не бесследно ложатся человеческие любовь и милосердие, благочестие и разум в черную почву гробниц. Это те семена, которые возрастают дивными всходами в Небесном Отечестве нашем. Не напрасно проливают на земле кровь и слезы праведники. Земной посев высоких чувств и благородных дел приносит золотой урожай бессмертия. И сами люди — не сгустки мыслящего праха, обреченные на уничтожение, но возлюбленные создания Всевышнего, призванные к славе детей Божиих. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор.15, 20, 47, 49 ). Воскресший Спаситель вырвал у смерти ее страшное жало — грех. Господь дал людям силы для того, чтобы победить в себе древнюю порчу: низкое животное начало и темные движения души. С благодатной помощью Божией мы можем сделаться светлыми и чистыми — вырваться из земной грязи, омыться в небесных источниках. Христос Искупитель лишил сатану-человекоубийцу власти над нами: теперь древний змий способен только совращать, но не порабощать. Спаситель возрождает нас в водах Крещения. Всещедрый Господь милует падших, вновь и вновь омывая их в слезах покаяния. Всех нас зовет Иисус Сладчайший войти в радость бессмертного Света, приникнуть к неиссякаемому роднику чистого счастья. «Христос Воскресе, и горесть греха в сладость райския жизни преложися», — воспевает Святая Церковь в акафисте Воскресению Христову.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Основная причина различия двух этих образов заключается в том, что для мусульманина Рай – возвращение в состояние Адама до грехопадения 2 , отсюда и образ садов Эдема: «первозданный Рай тождествен будущему Раю» 3 ; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем: Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высокую ступень близости к Богу, чем была у прародителей – «одесную Отца»: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор.15:45,47–49 ), потому христианин не стремится вернуться в состояние Адама, но чает соединиться со Христом; преображенный во Христе человек входит в преображенный Рай. И единственный «предмет» Рая ветхого, Эдема, перешедший в Рай новый, Небесный Иерусалим, – древо жизни ( Быт.2:9 , Откр.22:2 ), только подчеркивает превосходство Нового Рая: Адам был изгнан, чтобы не есть плоды его, жителям же Небесного Иерусалима они вполне доступны, впрочем, не для наслаждения или утоления голода, а для исцеления. По христианской традиции «Листья древа жизни означают тончайшие превысшие и пресветлые разумения божественных судеб. Эти листья будут во исцеление или во очищение неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей» 4 . Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский образ Рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового Завета, и скорее в этом пункте имеет своим источником не христианство , а зороастризм: «У них стоят их ложа разубраны, душисты, подушками полны у них сидят девицы, украшены браслетами, перепоясан стан, прекрасны, длиннопалы, и так красивы телом, что сладостно смотреть» (Авеста. Ард-яшт II.9;11) 5 . Чтобы перейти к дальнейшему, необходимо разобраться, что означает образ города: какое значение он имеет для Библии и почему для изображения Царствия Небесного взят именно он.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Чтобы Отчее Сияние могло не сжигать, а просветлять души людей, человечеству требовалось перерождение. В прародителе Адаме род людской был поражен наследственной заразой греха и смерти — нужен был Тот, Кто сумел бы преобразить естество падших, дать им возможность иного рождения в чистоте и святости, в духе и истине. Таким духовным прародителем обновленного человечества стал Превечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор.15:47-49 ), — говорит святой апостол Павел. Странствуя по земле, Спаситель чудесным образом выпрямлял сгорбленных, отверзал очи слепым, ставил на ноги параличных, воскрешал мертвых. Сокровенным смыслом этих деяний было то, что Сын Божий пришел вернуть людям духовную стойкость, духовное зрение, духовные силы, призвать их к вечной блаженной жизни. Неимоверно дорогой ценой оплатил вочеловечившийся Господь спасение падших людей. Только Кровью Единого Безгрешного могла быть смыта порча первородного греха. Только Крест, на котором страдал и умирал Пречистый Спаситель, мог разрушить мрачную крепость ада, вновь отворить райские врата заблудшему человечеству. Воскресший Христос стал Предводителем спасенных Им людей на светлой небесной дороге. В Нем и с Ним обретает человеческая природа изначальную чистоту, способность счастливого единения с Отчим Сиянием. Перед одетым в человеческое тело Сыном Божиим, вступающим в Горнее Царствие, склонялись Херувимы и Серафимы, приветствуя Его и освященных Им людей, новых насельников райских обителей. Первым спутником Иисуса Христа на пресветлой горней тропе стал покаявшийся разбойник. Единым словом Милосердного Спасителя был рассеян черный туман этой преступной души, дарованы ей чистота и святость. Здесь видится знак того, что не собственными заслугами спасается человек, но лишь благодатью Христовой, благостью Господа Милосердного.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Христовы. 1Кор.15:24 . Потом настает конец, когда... предаст... Царство Богу... Отцу, – не потому, чтобы Сын не был Царем, ибо если Отец Царь, то и Сын, как Сын Царя, есть Царь; поскольку Отец будет Главой нового Царства, и потом по порядку правильно поставил Сына после Отца: когда упразднит , – продолжает, – все начальства и власти, и силы, и начальников – гонителей Евангелия, и злые силы отца ненависти (диавола). 1Кор.15:25 . Должно же Ему... царствовать дот оле, когда положит всех врагов, разумей телесных и духовных, под ноги Его. 1Кор.15:26 . Последне й же, то есть после того, и смерть... истребится – враг 46 жизни людей; 1Кор.15:27 . ибо все подчинил под ноги Его в конце. Когда же говорится 47 , все подчинено, то также сказал в одном месте: «все предано Мне Отцем Моим» ( Мф.11:27 ). Когда говорит: «Мне... предано», то не думай, что не дано, иначе ложно передашь изречение: «все, что есть у Отца 48 , Мое... есть» ( Ин.16:15 ), и другое: »все, что Мое есть, то Твое есть, – и что Твое есть, то Мое есть» ( Ин.17:10 ). Итак, сказал это к нам ради плоти, а не потому, чтобы так было по Божескому естеству Сына. А когда говорит: 1Кор.15:28 . подчинено будет Ему... все, то очевидно, что подчинено Ему все, кроме Того, Кто подчинил Ему все. А если очевидно, что подчинил Ему все, как сказал ты, господине мой апостол, то как же говоришь: «когда подчинится Ему все?» Но если не подчинено Ему все, то как же говоришь: «подчинено Ему все?» Итак, если подчинено Ему все, то как же говоришь: когда подчинено будет 49 Ему... все, тогда и Сам Сын 50 подчинится Подчинившему Ему... все? Кто же решится сказать: когда подчинится Сыну все, тогда возвратится и подчинится Сын Отцу? Ведь почти подобным образом и диаволом сказано Ему было на горе: «эти все царства... и славу их... Тебе... дам, если, – повергшись уничиженно, – поклонишься мне» ( Мф.4:8–9 ). Ведь если после того, как подчинится Ему все, Сам подчинится Ему, если, говорю, это так, – то теперь Он не подчинен, а когда подчинится Ему все, то за это возвратится и подчинится Тому, Кто подчинил Ему все. Притом, когда подчинял Отец все Сыну, разве Сам Сын не мог все подчинить Себе Самому?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Вот все эти 59 случаев: (1) Мф. 12:10 – спросили ; (2) Мф. 16:1 – просили ; (3) Мф. 17:10 – спросили ; (4) Мф. 22:23 – спросили ; (5) Мф. 22:35 – спросил ; (6) Мф. 22:41 – спросил ; (7) Мф. 22:46 – спрашивать ; (8) Мф. 27:11 – спросил ; (9) Мар. 5:9 – спросил ; (10) Мар. 7:5 – спрашивают ; (11) Мар. 7:17 – спросили ; (12) Мар. 8:5 – спросил ; (13) Мар. 8:23 – спросил ; (14) Мар. 8:27 – спрашивал ; (15) Мар. 9:11 – спросили ; (16) Мар. 9:16 – спросил ; (17) Мар. 9:21 – спросил ; (18) Мар. 9:28 – спрашивали ; (19) Мар. 9:32 – спросить ; (20) Мар. 9:33 – спросил ; (21) Мар. 10:2 – спросили ; (22) Мар. 10:10 – спросили ; (23) Мар. 10:17 – спросил ; (24) Мар. 11:29 – спрошу ; (25) Мар. 12:18 – спросили ; (26) Мар. 12:28 – спросил ; (27) Мар. 12:34 – спрашивать ; (28) Мар. 13:3 – спрашивали ; (29) Мар. 14:60 – спросил ; (30) Мар. 14:61 – спросил ; (31) Мар. 15:2 – спросил ; (32) Мар. 15:4 – спросил ; (33) Мар. 15:44 – спросил ; (34) Лук. 2:46 – спрашивающего ; (35) Лук. 3:10 – спрашивал ; (36) Лук. 3:14 – спрашивали ; (37) Лук. 6:9 – спрошу ; (38) Лук. 8:9 – спросили ; (39) Лук. 8:30 – спросил ; (40) Лук. 9:18 – спросил ; (41) Лук. 17:20 – спрошен ; (42) Лук. 18:18 – спросил ; (43) Лук. 18:40 – спросил ; (44) Лук. 20:21 – спросили ; (45) Лук. 20:27 – спросили ; (46) Лук. 20:40 – спрашивать ; (47) Лук. 21:7 – спросили ; (48) Лук. 22:64 – спрашивали ; (49) Лук. 23:3 – спросил ; (50) Лук. 23:6 – спросил ; (51) Лук. 23:9 – предлагал ; (52) Ин. 18:7 – спросил ; (53) Ин. 18:21 – спрашиваешь ; (54) Ин. 18:21 – спроси ; (55) Деян. 1:6 – спрашивали ; (56) Деян. 5:27 – спросил ; (57) Деян. 23:34 – спросил ; (58) Рим. 10:20 – вопрошавшим ; (59) 1Кор. 14:35 – спрашивают . Что касается пункта 51 – предлагал , – то здесь следующая фраза: «Предлагал [πηρτα/эпирота] Ему многие вопросы» ( Лук. 23:9 ). В более буквальном славянском переводе это звучит так: «Вопрошаше же его словесы многими» . Итак, мы видим, что 59 раз в Новом Завете данный глагол употребляется в смысле вопрошения, и вдруг, когда появляется отглагольное существительное, оно почему-то должно принять смысл обещания… Не странно ли?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eperotim...

Апостол Павел не любил этой любви в учениках своих к себе, за нее называл он их плотскими. Вооружаясь против нее, он писал против себя; желал во мнении учеников низложить, уронить, уничтожить себя. «Еда Павел распятся по вас? – говорил он им. – Кто убо есть Павел?» ( 1Кор.1:13, 3:5 ). – «Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог» ( 1Кор.3:6–7 ). Видите, как ревностно ищет великий Апостол, чтобы верующие во Христа были мертвы для человеков! Оживление для человеков есть умерщвление по отношению ко Христу, а следовательно, и ко всему Божественному и Духовному, потому что Христос есть Единый Ходатай между Богом и человеками. Возревновали некогда ученики Иоанна Предтечи, узнав, что все идут вослед Иисуса, и отвечал им великий Предтеча: «Имеяй невесту жених есть: а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов: сия убо радость моя исполнися: оному подобает расти, мне же малитися» ( Ин.3:29–30 ). Великие слова! Святые слова! Точно – тогда исполняют обязанность свою наставники, когда они ищут, чтобы в душах, приводимых ими ко Христу, возвеличивался и возрастал один Христос. Они желают умалиться во мнении своих водимых, лишь бы возвеличился для них Христос, тогда эти наставники ощущают полноту радости, как достигшие конца своих желаний. Напротив того, те, которые приводят вверенные их руководству души к себе, а не ко Христу, скажу безошибочно, прелюбодействуют. 155 . На слова письма твоего: «Возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада» ответ мой: «Прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу». Так отвечать научает меня святой апостол Павел. Он написал коринфянам: «Не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабов вам Иисуса Господа ради» ( 2Кор.4:5 ). – Не себя проповедую! Нет!.. Сохрани Боже!.. Пусть стою в стороне! Так стоять извещается моему сердцу, приятно ему. Довольно, если, указывая тебе на Мессию, сподоблюсь говорить: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ), «вторый человек – Господь с небесе» ( 1Кор.15:47 ). «Облекохомся во образ небесного» ( 1Кор.15:49 ), уже неведомо, во младенчестве, облеченные в этот образ крещением, разоблаченные жительством нерадивым, облечемся снова покаянием и жительством по евангельским заповедям. Исполним слова Господа, Который повелел ученикам Своим: «не называйтесь учителями... и отцом себе не называйте никого на земле... не называйтесь наставниками... все же вы – братья» (см.: Мф.23:8–10 ). 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010