Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Нет литургии. Утр.: Ин.13:31-18:1; Ин.18:1-28; Мф.26:57-75; Ин.18:28-19:16; Мф.27:3-32; Мк.15:16-32; Мф.27:33-54; Лк.23:32-49; Ин.19:25-37; Мк.15:43-47; Ин.19:38-42; Мф.27:62-66 1-й час: Гал.6:14-18; Мф.27:1-56 3-й час: Рим.5:6-11; Мк.15:16-41 6-й час: Евр.2:11-18; Лк.23:32-49 9-й час: Евр.10:19-31; Ин.18:28-19:37 Веч.: 1Кор.1:18-2:2; Мф.27:1-44; Лк.23:39-43; Мф.27:45-54; Ин.19:31-37; Мф.27:55-61 Тропари, кондаки, молитвы и величания на Великую Пятницу Тропарь на Великую Пятницу, глас 4 Искупил ны еси от клятвы законныя/Честною Твоею Кровию,/на кресте пригвоздився, и копием прободся,/безсмертие источил еси человеком,//Спасе наш, слава Тебе. Кондак на Великую Пятницу, глас 8 Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим:/Того бо виде Мария на Древе и глаголаше://аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. преподобному Александру Ошевенскому Тропарь преподобному Александру Ошевенскому, глас 4 Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/и Тому невозвратным желанием последовал еси,/вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/яко небопарный орел, на Небеса возлете/и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/моли и нам спастися, чадом твоим,//якоже обещася, Александре преподобне, отче наш. Кондак преподобному Александру Ошевенскому, глас 8 Родителей своих любовь отринул еси/и дом свой, яко чужд, оставил еси,/водвори бо ся в пустыню,/и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/исцеляти различныя недуги./Моли о нас Христа Бога,/празднующих любовию святую память твою,/да вси единогласно вопием ти://радуйся, Александре преподобне, отче наш. мученику младенцу Гавриилу Белостокскому Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5 Святый младенче Гаврииле,/ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/и за Истощившаго кровь Свою за нас/все тело твое на истощение крове/в лютыя язвы предал еси,/ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/прося нам здравие телеси//и спасение душам нашим. Кондак мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Жертвенность – христианская добродетель, заключающаяся в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему. Высшими формами жертвенности являются мучениченичество и смерть. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого ( 1Кор.10:24 ). «Что вы сделали одному из малых сих – то сделали Мне» ( Мф.25:40-45 ). Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви . «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Цитаты о жертвенности «Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение». святитель Николай Сербский «Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили, то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тогда имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость». прп. Паисий Афонский «Один из самых распространённый видов неправильно понятой жертвенности в российских реалиях – когда один из супругов терпит пьянство, наркоманию или измены другого. Обычно своими интересами жертвует женщина. Она считает, что детям нужен отец, что муж пропадёт без неё. Порой она подкрепляет себя различными идеями о всепрощении, считает, что это её крест. Но дети растут нервными и несчастными, наблюдая деградацию отца, а позже сами создают аналогичные семьи». Н.С. Яночкин, психолог Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/zhertvennost

Разделы портала «Азбука веры» Новый (Второй) Адам – наименование Богочеловека Иисуса Христа , спасшего человеческий род от власти греха, дьявола и смерти ( 1Кор.15:45 ). Первый Адам , прародитель человечества, нарушил Божественную заповедь, подпал искушению со стороны дьявола, подчинился чрез грех власти смерти и тления. Добровольно подчинившись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а с другой стороны, распространил влияние греха и его последствия в виде смерти и тления на весь человеческий род. Цитаты о Новом Адаме «Там, где Адам заканчивает, Христос начинает. Адам заканчивает в гробу, Христос начинает Воскресением из гроба. Род Адамов — семя в земле, которое гниет и разлагается не видит солнца и не верит, что оно может взойти из земли и развиться в зеленое растение с листьями, цветами и плодами. Род Христов – зеленеющая нива, на которой пшеница растет, зеленеет, колосится и приносит плод многий. По Адаму значит не только, что мы однажды умрем, но значит, что мы уже мертвы – все до одного мертвы. По Христу значит не только, что мы однажды оживем, а что мы уже оживлены, т. е семя начало в земле прорастать и на свет солнца пробиваться». святитель Николай Сербский «Человечеству для спасения необходимо было иметь Нового Адама, «который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных греху, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Но кроме Самого Бога никто не обладает совершенной святостью, никто не животворит и не может отпускать грехи. Поэтому Новому Адаму надлежало быть не только Человеком, но и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение». свт. Григорий Палама «Новый Адам – единородный Сын Божий, предвечное Слово, рожденное от Бога Отца, Источник жизни и бессмертия, явивший нам “образ жизни боговидного жития”, даровавший святые заповеди, обещавший Царство Небесное живущим по ним, претерпевший спасительную страсть, воскресший из мертвых, послушанием расторгший осуждение прародительского греха и смертью упразднивший державу смерти». прп. Максим Исповедник Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/adam-novyj

Разделы портала «Азбука веры» Служение – исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему ( Мф.22:36-40 ). Образец истинного служения являет Собой Иисус Христос: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ). Христос дал нам пример, чтобы мы подражали Ему ( Ин.13:15-17 ). Люди должны служить друг другу любовью ( Гал.5:13 ) и полученными дарами ( 1Пет.4:10 ). Служение ближнему, как и любое служение вообще, – это, прежде всего, служение Господу, богослужение ( Еф.6:6 и след.; Кол.3:22 и след.). Цитаты о служении «На самом деле христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить. Слова апостола Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ) – обращены ко всем христианам, ко всем нам. Значит, все мы – священники Божии и все призваны к служению, а не к работе. Под служением обычно понимают лишь немногие виды человеческой деятельности: принадлежность к священной иерархии, воинское служение, врачебная и преподавательская деятельность. Но в действительности любое дело – служение Богу, если я делаю его ради Бога, как послушание воле Божией». прот. Константин Островский «Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь — любви, за смирение — похвалы, за службу — благодарности». архимандрит Агапит, настоятель Нило-Столобенской Пустыни «Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем:  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией  ( 1Пет.4:10 ). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом:  Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех  ( 1Кор.12:5-6 ). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему ( Мф.22:37-39 ) заключается важнейшая задача христианина». Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sluzhenie

Разделы портала «Азбука веры» Кротость ( простота , смирение ) – 1) одно из качеств Господа Иисуса Христа по человеческому естеству ( Мф.11:29 ), проявлявшееся во время Его земного служения в покорности воле Отца ( Ин.5:30 ), незлобии, выражаемом даже по отношению к искушавшим Его противникам, готовности искренне прощать даже врагов; 2) христианская добродетель , проявляющаяся в незлобии, благоразумной уступчивости, покорности Промыслу Божьему . Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога , выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех. Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их ( Мф.5:39-45 ). Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), а также в лице апостолов, о которых апостол Павел говорит: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим» ( 1Кор.4:12-13 ). Цитаты о кротости «Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах». прп. Иоанн Лествичник «Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность». свт. Иоанн Златоуст «Кроткие же – это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно». св. Феофилакт Болгарский Литература по теме Близкие понятия 1 Комментарий Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/krotost

Иконы Христовы Христос Пантократор. VI в. Монастырь Св. Екатерины. Синай. «Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси; но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем». Этот кондак Недели Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), когда Церковь празднует победу святых икон и окончательное торжество Боговоплощения, вкратце содержит все учение об образе в высшем смысле этого слова. Как образ Бога невидимаго, как перворожден всея твари ( Кол.1:15 ), Ипостась Логоса есть «краткое и ясное возвещение природы Отца» 149 . Божественное Слово есть тот Первообраз, по которому человек создан по образу и подобию Божию 150 . Поэтому вочеловечение Сына Божия обновляет образ, через грехопадение человека утерявший подобие 151 ; оно не только совершенное Богоявление, но и осуществление совершенного человека, то, чего не смог совершить «первый Адам» (ср.: 1Кор.15:45 ). Икона Богочеловека Христа есть образная передача халкидонского догмата: она изображает воплотившуюся Божественную Личность, Сына Божия, ставшего Сыном человеческим, по Божественной Своей природе «единосущного Отцу», по человеческой «единосущного нам». Если Христос, последний Адам ( 1Кор.15:45 ), являет собой Первообраз первого человека, то, с другой стороны, будучи Осуществителем домостроительства спасения, Он воспринимает подобие падшей человеческой природы, то, что является «неподобием», свойственным «образу раба» (ср.: Флп.2:7 ), «человеку в язве» (ср.: Ис.53:3 ). Так в течение Своей земной жизни Христос, не переставая быть «подлинным образом», соединяет в Себе два аспекта: славного подобия Отча и кенотического неподобия – образ Божий и «рабий зрак» (ср.: Флп.2:6–7 ), причем для внешнего взгляда первый заслоняется вторым. Даже ближайшие ученики только один раз, на Фаворе, увидели Христа перед Его страданиями в прославленном виде Его обоженного человечества. Церковь , видящая Христа глазами непоколебимой веры, всегда в своей иконографии и гимнографии показывает Его как Богочеловека во всей Его славе, даже в крайнем Его уничижении. Читать далее Источник: Смысл икон/В.Н. Лосский, Л.А. Успенский ; [пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской]. - Москва : Эксмо : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. – 336 с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…» (Послесловие к Рождеству Христову) В.И. Немыченков, религиовед, главный редактор портала " Православная традиция " 11.01.2022 20:17 Владимир Иванович Немыченков Святая Православная Церковь установила в году четыре многодневных поста. Три из них приурочены к событию печальному и даже страшному – к смерти. Успенский пост – к славному успению Богородицы; Апостольский пост – к мученической кончине первоверховных апостолов Петра и Павла; Великой пост и Страстная седмица – к крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. И только Рождественский пост приурочен к событию радостному – приходу в мир Спасителя. Бог становится человеком, чтобы душа каждого желающего того могла вступить с Ним в таинственный брак – соединиться в одно Христово Тело. Но если “Жених” еще не отнят, а только готовится прийти, для чего “печалиться сынам чертога брачного” и поститься (Мф. 9:15)? Для того, видно, что Церковь знает цену этого брака: Божественный Младенец рождается в Вифлеемской пещере, чтобы “заклатися и датися в снедь верным”. Потому и Рождество Христово как и Пасха Его – это “праздник со слезами на глазах”. Мы “куплены дорогою ценою” (1Кор. 6:20), “ибо пасха наша Христос, заклан за нас” (1Кор. 5:7). А посему и в этом случае верны слова псалмопевца: “Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом” (Пс.2:11)». Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/01/11/20-1...

Рассуждение двадцать четвёртое. О наготе Блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит и узрят срамоту его ( Откр.16:15 ). § I Нагота душевная есть, когда душа наша в разуме повиновения Христова не одеяна пребывает; ибо сия есть одежда наша, которою мы облечены в Крещении, как пишет Павел: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). Одел нас Христос одеждою спасения; спасение сие – Сам Он есть. Таковою наготой невинности и святости одеты были прародители наши, как объявляет Моисей: и беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася ( Быт.2:25 ). В сей то Адамовой наготе не вмещалось злое похотение и лукавое произволение. § II Нагота душевная есть, когда мы неправедны: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Рим.3:23 ); когда присвояем мы себе правду и святость. В сем изобличая Бог Лаодикийского Епископа, говорит: глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую; и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ и слеп и наг ( Откр.3:17 ). В Ветхом Завете прокажённые ходили наги, не покрывая главы своей, как пишется: и прокажен, на немже есть язва, ризы его да будут раздраны, и глава его не покровена, и около уст своих да обвиется, и нечист прозовется ( Лев.13:45 ): мы все духовно прокажены есть, душа наша исполнена язвы греховной, одежда чистоты – раздрася, глава – Богомыслием непокровена, уста – злобою и клеветою обвиты, а следовательно и мы духовно нечисты должны именоваться. § III Плачевна человеческая нагота: 1) рождения. Древо с корою, животные с волною, птицы с перьями, волк и другие животные с одеждою, рыбы с чешуёй – один человек рождается наг и слаб. 2) Бедности, как Апостол Павел говорит: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся ( 1Кор.4:11 ). § IV Душевной наготе подобна телесная. Увеселения против бедственной наготы телесной: 1) Августин в книге утешений говорит к бедному человеку: „Бог тебе есть вся во всех, если ты алчешь – Он есть хлеб; если жаждешь – Он есть вода; следовательно и если ты наг – Он одежда будет во время Страшного суда, – одежда небесная» 34 . 2) Христос был наг. Не отречёмся убо, и мы следовать наготе Того, Который очистил наши грехи, загладил неправды, и одел нас в одежду святости, и Самому Себе нашу душевную наготу вменил. 3) Христос наг на поносном древе висел, и сия нагота Его была самопроизвольная: нас ради обнища богат сый, да мы нищетою его обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Помышляй убо, о Христианине, Христа, тебя ради обнищавша, и горесть бедствия – сладостным терпением растворяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Рассуждение тридцатое. О душе Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? ( Мф.16:26 ). § I Душа есть существо разумное, себя и вещи познающее. Действующая причина души – Бог, который вдунул в лице первого человека дыхание жизни, и быстъ человек в душу живу ( 1Кор.15:45 ). Тоже утверждают Моисей и Аарон, когда пали на лица свои пред Богом, и рекли: Боже, Боже духов и всякия плоти: аще человек един согреши, на весь ли сонм гнев Господень? ( Чис.16:22 ) § II Действия души, или различные свойства её: α) Души видеть не можно; ибо она есть дух; дух же, яко дух, предметом видения быть не может. β) Душа есть бессмертна, что различными доводами утверждается. 1) Из Священного Писания , которое свидетельствует, что души убить не можно, глаголя: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ). 2) Душа по смерти тела остаётся, потому-то говорит Соломон: Бог созда человека в неистление и во образ подобия своего сотвори его ( Прем.2:23 ). 3) Душа относится по смерти тела на лоно Авраамле, как пишется о Лазаре: бысть же умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк.16:22 ); следовательно душа бессмертна. 4) Те, которые умирают телом; однако живут Богови, что не иначе разуметь можно, как о душе. О сем Сам Бог говорит: аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых ( Мф.22:32 ). 5) Говорится о Боге, что Он воздаст скорбь оскорбляющим, и оскорбляемым отраду, во откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы своея ( 2Сол.1:6–7 ). Сия награда если в сей жизни не бывает, то в будущей непременно бессмертным душам быть должна. 6) В день преображения Господня явились Моисей и Илия, с Ним глаголюща. 7) Обещание сладчайшее Христово, реченное к разбойнику: днесь со мною будеши в раи, доказывает бессмертие души. 8) Пишется у Матфея: и гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по воскресении его, внидоша во святый град и явишася мнозем ( Мф.27:52–53 ). Убо души сих святых возвратились в телеса, а потому и не умирали. 9) Из примеров святых, которые при смерти предавали душу свою Богу, доказывается бессмертие души. Так Стефан первомученик, среди наметания камней на главу, молился и глаголал: Господи Иисусе, приими дух мой ( Деян.7:59 ). порфироносный Давид так к Богу говорит: в руце твои предложу дух мой. – Избавил мя еси, Господи Боже истины ( Пс.30:6 ). Так и Сын Божий предал душу Свою Богу Отцу, глаголя: Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010