Глава 7 1–6. Всякий человек по своей природе и происхождению немощен, 7. поэтому он нуждается в помощи Премудрости. 8–10. Она для человека ценнее всех благ земных, 11–12. ибо она их виновница. 13–21. В Премудрости неистощимое сокровище всякого рода знания для людей. 22–30. По своему существу и происхождению Премудрость божественна. Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого говорит писатель, о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди и будет иметь один со всеми конец – смерть. Таким началом писатель имел в виду двоякую цель: 1) противопоставить смирение выдающегося и славного царя надменности тех властителей народов, к которым он обращался в предшествующих главах; 2) показать, что не знатное происхождение и не высокое общественное положение дает право на обладание мудростью, она есть дар Божий и каждый человек ее может получить, если просит о том Бога. Прем.7:1 . И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. Прем.7:2 . И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, 1–2 . Соломон вместе со всеми людьми имеет общее физическое происхождение: «потомок первозданного земнородного», т.е. Адама ( Быт. 2:7 ; Сир. 18:1 ; 1Кор. 15:47 ). Даже способ и образ прохождения один и тот же (2 ст. ср. Иов. 10:10 ; Пс. 138:13–15 ). Прем.7:3 . и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, Прем.7:4 . вскормлен в пеленах и заботах; 3–4 . При рождении он обнаружил ту же беспомощность, те же потребности, что и все. Выражение «Ниспал на ту же землю» сопоставляют с Прем. 8:19–20 ст. и видят в нем намек на предсуществование душ. Однако, хотя мысль о предсуществовании душ писателю кн. Премудрости Соломона не чужда, в данном месте находить ее нельзя: контекст речи говорит за то, что выражение «ниспал» указывает только на образ появления человека из лона матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. ( 1Кор. 15:40-41 ) О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были. В. А. Жуковский Отец (1909-1983) Детство. Моршанск Наш отец, Павел Игнатьевич Чиняков, родился 7/21 января 1909 года в Барашеве – тихой слободе среднего русского уездного города Моршанска, Тамбовской губернии. История города начинается 16 сентября 1779 года, когда по повелению императрицы Екатерины Алексеевны древнее село Морша, – центр хлебной торговли на Цне, стало именоваться городом. В 1786 году знаменитый писатель Гавриил Романович Державин был назначен наместником Тамбовской губернии и, проезжая через Моршанск, хорошенько проучил местных чиновников: вместо того, чтобы отметить наградой одного из них, встретившего Гавриила Романовича колокольным звоном, Державин снял услужливого чиновника с должности. Во время своего наместничества Г. Р. Державин пытался образовать в Моршанске несколько училищ, но его начинание не сразу прижилось, поскольку местные жители с крайней неохотой отдавали в обучение своих детей. Вследствие придворных интриг Гавриил Романович был отозван со своей должности и вынужден давать объяснения императрице Екатерине II: «Возрадовались все его гонители, и вместо того, чтоб справедливый Сенат и истинный защитник невинности должен был сказать и войти с докладом, что ответы уже Державиным присланы, и как в них не находится никакой вины его, то предать ее величества благосоизволению; напротив, тотчас препроводили в Москву, опасаясь допустить оклеветанного в Петербург, чтоб как-либо присутствием своим в сем городе не открыл своей невинности, ибо письменных жалоб его не боялись, потому что они, преходя чрез руки статс-секретарей и почт-директора, приятелей и приверженцев их, не могли никак проникнуть до императрицы. Словом, Державин был в крайнем со всех сторон утеснении, ибо Вяземского и Безбород — кина партия, то есть Сенат, генерал-прокурор, генерал-губернатор и статс-секретари, – все были против него. 

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Разделы портала «Азбука веры» Апокатастасис (греч. ποκατστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление) — 1) термин, используемый в рамках отвергнутого Церковью учения « о всеобщем спасении », подразумевающего конечность адовых мук для всех грешников и даже для демонов. 2) теологический термин, используемый в православном греческом богословии в разных значениях (восстановление человека, преображение мира и др.). См. также Деян.3:20-21 на греческом. Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось: Отдельные положения будущего учения об апокатастасисе встречаются уже у Климента Александрийского . В частности, он допускал, что адские муки могут иметь очистительное значение для грешников. Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении. Эсхатологическое учение Оригена дошло до нас в несколько измененном виде, вследствии исправлений, внесенных в его произведение «О началах» Руфином. Тем не менее можно быть твёрдо уверенным в неправославности его эсхатологических взглядов, осужденных  Церковью на 5м Вселенском соборе . Ориген учил, что пребывая под действием адского огня все грешники очистятся; мера очищения каждого будет соответствовать мере его греховности; рано или поздно все разумные твари соединятся с Творцом. В чём состоит учение о конечности адовых мук? Это учение строится на ряде своеобразно истолкованых библейских выражений, в частности на утверждении, что Бог будет «все во всем» ( 1Кор.15:26-28 ), а также на предположении, что в силу Своих безграничных совершенств, таких как милосердие, высочайшая премудрость, любовь , Бог не попустит страдать грешникам вечно, но восстановит их посредством очистительного адского пламени, после чего все они, без исключения, соединятся в любви с Богом и с сонмом святых . При этом подразумевается, что длительность пребывания каждого грешника в аду, после Дня Страшного Суда , будет зависеть от степени его личной греховности. Чем выше греховность, тем продолжительней будет и его мучение (см. подробнее: Вечны ли адские муки? ).

http://azbyka.ru/apokatastasis

Разделы портала «Азбука веры» Б. П. Вышеславцев «Людей ждет по смерти то, чего они не ждали и о чем не гадали». Что хотел сказать этими словами таинственный Гераклит? А вот что: когда мы утверждаем «бессмертие», то это означает, несомненно, нечто великое и таинственное, но мы не знаем, что именно это означает. Мы не знаем, что именно мы утверждаем, говоря о бессмертии, чего именно мы желаем и к чему стремимся. Древнейшие мифы и символы гадают об этом и быть может нечто угадывают. Каково философское и научное значение этих символов и гаданий, этой веры, «гипостазирующей наши надежды» и желающей дать «вещей обличение невидимых»? Особенность и преимущество библейских символов состоит в том, что они охватывают все проблемы духа и предусматривают все возможности решения. Так, по вопросу о загробной судьбе человека мы находим в Библии четыре точки зрения, которые исчерпывают, по-видимому, все возможные решения: Замечательно то, что третья и четвертая концепции бессмертия спокойно стоят рядом в христианстве, тогда как они совершенно различны по духу и даже антиномичны. Эта антиномия в обычном христианском сознании даже и не замечается, и это потому, что «воскресение мертвых» обычно не берется всерьез: в лучшем случае это робкая надежда; «чаю воскресения мертвых» звучит как странный диссонанс, как мучительный вопрос у Чайковского. Бессмертие отрешенной души гораздо понятнее и влиятельнее. Но антиномия совершенно ясна, особенно в отчетливых, формулировках Ап. Павла: С одной стороны, смерть есть друг, ценность, «приобретение», выигрыш; «разрешиться и быть со Христом – несравненно лучше», «лучше желать выйти из тела и водвориться у Господа» ( Фил. 1:21-23 ; 2Кор. 5:8 ), – а с другой стороны, смерть есть последний враг, который должен «истребиться», который должен быть попран смертью Христа: смерть должна быть поглощена победой, ибо она была бы сама победой ада ( 1Кор. 15 ). Эта антиномия еще совершенно не решена богословием и не осознана обычным церковным сознанием. Но в 15й главе у Ап. Павла намечено ее решение в словах: «не оживет, аще не умрет» и «сеется в тлении – восстает в нетлении», «сеется тело душевное, восстает тело духовное». Решение, как и вся 15я глава, всецело дает перевес воскресению в новой преображенной плоти – оно и остается центральной концепцией христианства, ибо «если Христос не воскрес и если мертвые не воскресают – то тщетна наша проповедь и тщетна наша вера». А смерть есть необходимый диалектический момент, подчиненный воскресению и в нем находящий свой смысл: метаморфоза зерна, страшная и трагическая, но спасительная и обогащающая бытие, ибо «восстает» более совершенное через распадение менее совершенного.

http://azbyka.ru/bessmertie-perevoploshh...

Разделы портала «Азбука веры» Давно подмечено, что все то, что дает нам подлинное чувство прекрасного, отмечено Божиим присутствием. Указывая на внутреннюю гармонию вещи или явления, видимая красота соединяет нас с невидимым, совершенным бытием. Красота преображает, исцеляет; ее негромкий, но чистый голос доносится до нас сквозь шум и суету повседневности. Наконец, прекрасное – это опытное подтверждение реальности Боговоплощения. Об этом свидетельствует богослужение, об этом проповедуют церковная архитектура и живопись, об этом напоминает внешний облик христианина. «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12 ) – написано на иерейском кресте. Являя собой пример добродетельной жизни, священник проповедует о Христе даже своей внешностью. Приблизительно с IV в. в христианских текстах начинают появляться места, в которых содержатся указания на внешний вид священнослужителя. I. Согласно Священному Писанию, мужчина должен стричь волосы на голове, а женщина растить (ср.: 1Кор.11:14-15 ; Деян.21:24 ). В первые века христианства клирики не отличались внешностью от мирян, и особенно в эпоху гонений, «дабы не бросаться в глаза гонителям, а подстригали волосы и бороду подобно мирянам» . В «Апостольских постановлениях» IV в. главным мотивом в определении длины волос и вообще любой меры в поведении христианина называются скромность и благочестие, не допускающие роскоши и вольности в обращении с людьми. «Волос космы своей не отращивай, но лучше подрезывай и обстригай ее, дабы тем, что ты часто причесываешься и бережешь голову свою не обстриженною или тем, что ты намазан благовонными мастями, не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют. И изысканной одежды не употребляй ты на обольщение, и шароваров или сандалий на ноги свои не надевай злоискуственно; но носи только то, чего требуют степенность и нужда… Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся Закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему» (I, 4). Отращивание длинных волос связывалось в сознании христиан с языческими философами и оттого считалось постыдным. Напротив, бороду, которая являет собой «образ мужа», следовало отпускать: «О бороде в «Постановлениях апостольских» слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудница, и не давать доступа тщеславию под видом праведности» .

http://azbyka.ru/o-vneshnem-i-vnutrennem...

Слово Божие Слово Божие дано по вдохновению от Бога: И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем ( Исх.34:27 ). Так говорит Господь Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу ( Иер.30:2 ). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). Возвещаем не от человеческой мудрости, изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным ( 1Кор.2:13 ). Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:21 ). Слово Божие сообщено пророкам: О Нем [Иисусе Христе] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ). Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян.3:18 ). Слово Божие названо · словом Божиим: Вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:17 ). И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ). Ибо слово Божие живо и действенно и острие всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ); · словом Господним: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас ( 2Фес.3:1 ). Слово Господне пребывает ввек ( Ис.40:6–8 ; 1Петр.1:25 ); · словом Христовым: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью ( Кол.3:16 ); · словом истины: В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим! слово истины ( 2Тим.2:15 ); · словом жизни: Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился ( Флп.2:16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мощи святых Человеческое тело предназначено Богом к нетлению: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие ( 2Тим.1:8,10 . Ср. 1Кор.15:47–49 ; 2Кор.4:10–11 ). Свидетельство слова Божия о телах святых угодников: Много скорбей у праведника, и от всех их избавляет Господь. Он хранит все кости их; ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:20–21 ). И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! ( Сир.49:12 ). Указание в слове Божием на то, что тела святых по смерти их, остаются нетленными: И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Примечание. Так как здесь сказано, что воскресли тела [а не прах], то, значит, тела эти лежали в земле нетленными. Как изъясняет слово Божие, почему тела святых сохраняются нетленными? Сокровище сие [благодать Духа Святого] мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:55 . Ср. Ин.15:1–5 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; Рим.8:23 ). Примечание.Отсюда видно, что тела святых, будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, плоти и крови Господа нашего Иисуса Христа, сохраняются от тления этою же благодатью, сопребывающего с ними и после смерти. Как очищенные еще при жизни от греха – причины смерти и тления ( Рим.6:12 ), они не подлежат тлению и по смерти. Благодать Божия пребывает с телами святых и по смерти: И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). По успении его (Елисея), пророчествовало тело его ( Сир.48:14 ). Почему тела других людей по смерти не остаются нетленными, а подлежат разрушению? В большом доме есть сосуды, не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 . Ср. Евр.3:6 . 1Кор.15:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Деяния безмолвия Поскольку, как сказано, безмолвие является началом очищения души, а тем самым оказывается и обоживающим, то ясно [из этого], что оно есть место и, скорее даже, путь, принимающий восхотевшего с праведнейшим духом взойти к Богу, вводящий его прямо в лоно Божье и мирно и без потрясений приготовляющий идущего по нему увидеть сначала западни, хитрости и коварные приражения врага душ наших и противостоять им духовно, с разумом и мудростью; а затем возводящий его, хорошо и доблестно сопротивляющегося [им], к божественным осияниям и просвещениям, а также прямо приводящий к духовным откровениям божественных таинств, и соединяющий неизреченно с Богом, и всецело обоживающий, и, одним словом, приобщающий к божественной и сверхъестественной любви в духовной славе, какую только возможно представить, и, следовательно, к честнейшей и искреннейшей любви к ближнему. Если же, стало быть, следуя за Богом, обоживающий покой действительно обладает всеми в совокупности наилучшими благами и красотами и, имея своим началом простую веру, основанную лишь на слове, достигает веры сущностной, наглядное изображение которой есть явленная Богом Моисею скала, имеющая расселину, через которую узрел он задняя Бога ( Исх.33:21–23 ) (ведь на самом деле сущностная вера являет, словно некую расселину, умопостигаемую ясность в предметах сущих и являемых и через эту ясность дает боговодительствуемому уму зреть не существо Бога, которое тогда было названо Моисею «ликом Божиим», а созерцать весьма явно то, что вокруг Бога, то, что богоносцы именуют задняя Бога), то единственно только муж, [стяжавший] безмолвие, естественно имеет возможность исполнить заповедь Духа Святого, реченную через Давида: «приступите к Нему и просветитесь» ( Пс. 33, 6 ), и через Исаию: «Просветите себе свет ведения» ( Ос. 10, 12 ), и только их свет является вечно умным. Посему и каждодневная смерть ( 1Кор.15:31 ), по Павлу, не относится ни к кому иному, как к всегда устремляющимся к новому знанию ( 1Кор.15:51 ), превосходящему прежнее, всякий раз принимающим благоразумно коловращения перемены и каждодневно при каждой перемене отвергающим самих себя каким бы то ни было образом, духовно обновляющимся и возрождающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Свобода Свобода христианская дарована Богом: Мы были порабощены вещественным началом мира; но Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. Посему ты уже не раб, но сын ( Гал.4:3–7 ). Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления ( Рим.8:15 ). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Служение Богу составляет свободу христианскую: Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость ( Рим.6:22 ). Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ( 1Кор.7:22 ). Свобода христианская есть освобождение а) от закона (еврейского): Умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа ( Рим.7:6 ), потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ); б) от страха смерти: Господь избавил тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь подвержены были рабству ( Евр.2:15 ); в) от рабства греху: Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха и освободившись от греха, стали рабами праведности ( Рим.6:17–18 ); г) от тления: Сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ); д) от господства сатаны: Бог избавил нас от власти тьмы ( Кол.1:13 ), чтобы обратились от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). Верующие а) призваны к свободе: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти ( Гал.5:13 ); б) должны твердо стоять в свободе христианской: Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились ( Гал.2:4–5 ). Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ); в) не злоупотреблять свободою для совершения зла: Такова есть воля Божия, чтобы мы делали добро, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла ( 1Петр.2:15–16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ахаав Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище (жилище) и сосуд срамлен (постыдный) страстей: но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя. Ахаав был царь Израильский, восьмой после Иеровоама ( 3Цар. 16–21 ). Ахаав превзошел Иеровоама нечестием. Последний ввел поклонение тельцам – под образом тельца он думал почитать истинного Бога. Ахаав пошел дальше. Сочетавшись браком с язычницей Иезавелью, Сидонской царевной, он в угоду ей ввел в своем царстве служение сидонским божествам Ваалу (солнцу) и Астарте (луне), содержал 850 жрецов и лжепророков этих богов, воздвигал для них капища, в которых допускался разврат в честь этих богов, дозволял преследование пророков истинного Бога, особенно восстал против Илии Фесвитянина, который беспощадно обличал его за нечестие. Ахаав опозорил себя также преступлением против благочестивого израильтянина Навуфея, которого ограбил и погубил. Ахаав мог бы быть добрым царем – он был доступен раскаянию, которое проявил, выслушав обличение Илии за поступок с Навуфеем, но Ахаав был слабодушный человек и слабодушно вполне отдался влиянию своей нечестивой жены. Ахааву, унизившему себя рабской угодливостью нечестивой Иезавели, подражают грешники, когда дают себя завлечь в общество людей развратных и нечестивых. Подобно Ахааву они в таком обществе делаются нечестивыми, развратными и обидчиками. Если справедливо, что общение с людьми благочестивыми и добродетельными благотворно в нравственном отношении, то, наоборот, худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15:33 ). Вступать в сближение с нечестивыми и развратными – то же, что прикасаться к смоле: нельзя не запачкаться, – то же, что ходить по раскаленным углям, класть в пазуху огонь ( Притч.6:27–28 ): нельзя не обжечься. Иной, понадеявшись на себя, входит в сближение с порочными людьми, не опасаясь вреда для себя, – он не боится ни запачкаться, ни обжечься. Сначала его приводит к ним одно любопытство. Но сделал один шаг – захочешь сделать другой. Любопытство незаметно переходит в сочувствие. Пример – азартные игроки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010