Если Христос — не Бог, как тогда имеет Он и подает ту же самую благодать, какую имеет, подает и разделяет Бог Отец, и как наделяет Он познанием и откровением всего (см. 1Кор.1:3—8)? Если Христос — не Бог, то разве бы Его Крест стал той Божией силой, которой верные спасаются; разве и Сам Христос был бы «Божией силой и Божией премудростью»; и разве мог Он тогда оказаться для людей «праведностью и освящением и искуплением» (см. 1Кор.1:17—30)? Если бы Христос не был Богом от Бога, то как бы Он Собой олицетворял «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей»; и как бы Он, распятый, мог нарицаться «Господом славы» (1Кор.2:7—8)? Как Христос — не Бог, если через восприятие Его и Его Духа верные делаются Божиим храмом (см. 1Кор.3:16)? Ясно то, что Христос есть Бог и Господь: ведь во второй раз Он сойдет с неба судить всех, «осветить скрытое во мраке и обнаружить сердечные намерения» (ср. 1Кор.4:5, 5:5). Если Христос — не Всемогущий Бог, то как Его именем освящаются, очищаются, оправдываются и становятся наследниками Божиего Царствия блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, разбойники (см. 1Кор.6:9—11)? «Если через приятие Духа Христова мы стали Божиими храмами и мы не свои, ибо искуплены Его Кровию, и живем не для себя, а для Искупившего нас, то разве не очевидно, что Христос есть Бог, через Которого мы — и храмы Божии и Которому мы и служим как Богу?» Если Христос не единосущен с Богом Отцом, то как бы оказалось в Святом Откровении следующее утверждение: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Который все, и мы Им» (1Кор.8:6)? «Если имеющий закон Христов имеет закон Божий, то как Христос — не Бог?»    Если бы Христос не был Богом, как бы тогда богомудрый апостол именовал Христову Церковь «Церковью Божией» (1Кор.10:22)? «Бог — Глава Христу (см. 1Кор.11:3), ибо Он [Христос] от Него по природе, так как Слово родилось от Бога Отца. Как тогда Христос — не Бог, если по природе Отец — Ему Глава?» Сказать, что Христос не по природе и не воистину Бог есть не что иное, как произнести анафему на Иисуса. Как Иисус — не истинный Бог, если во всех Своих действиях Он равен Богу Отцу и Богу Духу Святому (см. 1Кор.12:4—6)? Говоря: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28) — под словом «Бог» апостол подразумевает Господа Иисуса Христа. Вся христианская вера основывается на Воскресении Господа Иисуса Христа, потому что этим побеждаются грех и смерть и утверждается бессмертие человеческой личности через воскресение из мертвых, что составляет Божественную новизну в этом мире греха и смерти; как тогда Христос — не Бог (см. 1Кор.15:14, 17, 20, 22, 23, 57)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1Кор.15:12 .  Если же о Христе про­поведует­ся, что Он воскрес из мертвых, то кáк некоторые из вас говорят, что нет воскресе­ния мертвых? Наша новая жизнь, вырастающая из общения со Христом, есть не что иное как участие в Его жизни. Отсюда выходит, что если Христос имеет теперь прославленное тело, которое сделалось таким чрез воскресение Христа из мертвых, то и мы должны получить такое же и таким же путем. 1Кор.15:13 .  Если нет воскресе­ния мертвых, то и Христос не воскрес; 1Кор.15:14 .  а если Христос не воскрес, то и про­поведь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 1Кор.15:15 .  Притом мы ока­за­лись бы и лжесвидетелями о Боге, по­тому что свиде­тель­ствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; «И Христос не воскрес». Кто отрицает следствие (всеобщее воскресение), тот должен отрицать и его причину (воскресение Христа). – «Проповедь наша тщетна». Главный предмет апостольского свидетельства образует воскресение Христа. Поэтому, с отрицанием воскресения Христа, утрачивает все свое существенное содержание и апостольская проповедь ( «тщетна» – правильнее: «пуста»). Вера коринфян также оказывается привязанною к предмету, который существует только в воображении. – «Лжесвидетелями о Боге», т. е. приписали бы Богу то, чего Он не совершал. – «Свидетельствовали бы о Боге» – правильнее: «на» (или: против) «Бога». Это было бы оскорблением Богу. 1Кор.15:16 .  ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 1Кор.15:17 .  А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 1Кор.15:18 .  Поэтому и умершие во Христе по­гибли. 1Кор.15:19 .  И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчаст­нее всех человеков. С отрицанием воскресения Христова падает и вера в искупление. Если Христос не воскрес, то Он – не Искупитель. – «Вера ваша тщетна» – точнее: бесполезна, ни к чему не ведет. – «Вы еще в грехах ваших». Если бы Христос только умер и не воскрес, то и Сам Он остался бы под проклятием греха и человечество бы от Него не получило оправдания от грехов: и умершие в общении со Христом – должны сказать себе неверующие в воскресение Христа – не восстанут к лучшей жизни, и живые Его последователи, принявшие на себя в этой жизни тяжкий крест страданий, в виду 22 будущего прославления со Христом, оказываются самыми несчастными людьми!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор.15:13 .  Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. «Аще же воскресения мертвых несть, то ни Христос воста». Если невозможно одно, то не было и другого, потому что Владыка Христос имел тело. 1Кор.15:14 .  А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. «Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша». Если подлинно Христос не воскрес, то напрасно мы проповедуем со множеством для себя опасностей, напрасно и вы веруете проповеданному. 1Кор.15:15 .  Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают. «Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси». Мы подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, «Егоже не воскреси». Потом Апостол снова повторяет те же слова с намерением многими умозаключениями утвердить веру в воскресение и говорит: 1Кор.15:16 .  Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 1Кор.15:17 .  А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. «Аще бо мертвии не востают, ни Христос воста. Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших». Ибо образом Владычней смерти служит крещение; но излишен образ, если не приводит к отпущению грехов. Посему бремя грехов еще на нас. Сието и присовокупил Апостол к сказанному выше, что «Христос умре грех наших ради, по Писанием» ( 1Кор.15:3 ). 1Кор.15:18 .  Поэтому и умершие во Христе погибли. «Убо и умершии о Христе погибоша». Напрасно, по-видимому, умерщвлены за исповедание Христово добродетельные мученики и хотя с усердием подъяли подвиги, но венцов не прияли, потому что если нет воскресения, то нет и возглашения о победе. 1Кор.15:19 .  И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. «[И] аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы». Ибо проходим жизнь среди опасностей всякого рода, томимые голодом, терпя непрестанно обиды, переходя из темницы в темницу по вселенной, не имея приюта, скитаясь, борясь с непрестанными треволнениями. Но не то с нами в самом деле, потому что поддерживает нас добрая надежда, и в Воскресении Спасителя нашего имеем залог нашего воскресения. Сие и присовокупил Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Но у апостола нигде не сказано, что Господь, Сын Божий посланный с неба, дабы родиться на земле от жены, есть существо сотворенное, напротив сказано, что этим Сыном Божиим все сотворено и все покорено под ноги Его ( 1Кор.8:6, 15:27 ). Он выше всех ангелов и всякого творения, так что ни ангелы, ни начала, ни силы, ни другая какая-либо тварь не может отлучить апостола от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:38,39 ). Итак Христос не творение, а в собственном смысле Сын Божий. В означенных четырех посланиях апостол не только Господу Иисусу Христу, но и Духу Святому приписывает Божеские свойства и действия; в этих посланиях апостол изложил учение о Пресвятой Троице, Отце и Сыне и Святом Духе, тоже, которое изложено в Евангелиях; из этих четырех посланий многие слова внесены в символ святой христианской веры. У нас, говорит апостол, один Бог Отец, из которого все (отсюда верую во единого Бога Отца) и один Господь Иисус Христос, которым все и мы Им ( 1Кор.8:6 ). Он есть Господь с небесе ( 1Кор.15:47 ), Господь славы ( 1Кор.2:8 ). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, который родился от жены ( Гал.4:4 ). Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим.8:32 ). Христос умер за грехи наши, по Писанию: Он погребен и воскрес в третий день; по Писанию ( 1Кор.15:3,4 ) Он одесную Бога Отца и ходатайствует за нас ( Рим.8:34 ). Все мы предстанем на суд Христов ( 2Кор.5:10 ; Рим.14:10 ). Придет Господь, который и осветит тайное во мраке ( 1Кор.4:5 ). Христос, как вездесущий по Божеству, живет в христианах. Или вы не знаете самих себя, что Христос в вас, писал апостол Павел Коринфянам ( 2Кор.13:5 ). Им же Он написал о Духе Святом: телеса ваши суть храм живущего в вас Духа Святаго, котораго вы имеете от Бога ( 1Кор.6:19 ). Дух Божий живет в вас. Если кто раззорит храм Божий, того покарает Бог ( 1Кор.3:16,17 ). Дух Божий проницает все и глубины Божия и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:10,11 ). По апостолу, Дух Святой, Господь Иисус Христос и Бог Отец одинаково разделяют духовные дарования чудес и знамений, пророчеств, глаголания языками, равно служения и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

§ 1 Рассудилось и мне... по порядку описать тебе..., чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен ( Лк. 1, 3–4 ). Узнай твердое основание своей веры во Христа. Ведь вера должна быть твоею новою жизнью. Как же ей быть без основания? Как же быть жизни без основания? Благовестие веры преподано в Божественном слове Евангелия. Подклони же свой ум и сердце Господним «глаголам»! И познай, что слушание и чтение Божественного слова – это только начало принятия основания веры. А за ними должно идти усвоение веры. Оно совершается не по обычным законам усвоения человеческих истин. Благовестие веры – «не в премудрости слова» ( 1Кор. 1, 17 ) и «не в убедительных словах человеческой мудрости» ( 1Кор. 2, 4 ). Вот почему слово о вере не принимается «еллинами», так как «еллины ищут мудрости» ( 1Кор. 1, 22 ), а в проповеди о Христе нет земной мудрости, и для человеческого мудрования она была и остается «юродством» (неразумием) ( 1Кор. 1, 18 ). Благовестие веры есть «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2, 7 ). Премудрость Божию открывает Бог Духом Своим, «ибо Дух всё проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:10 ). И верующему, чтобы ему открылось основание веры, надо принять «Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). Оставаясь земным и душевным, человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» ( 1Кор.2:14 ). И у душевного человека остается ослепленным ум и остается покрывало на сердце, когда он читает или слышит Божественное слово ( 2Кор. 3:14–15 ). А вот когда души «обращаются к Господу», а «Господь есть Дух», и души, входя в единение с Господом, принимают от Духа Его, тогда покрывало снимается с сердца их ( 2Кор. 3:16–17 ), и они начинают видеть глазами своими и слышать ушами своими (глазами и ушами души), т. е. по наитию Духа в них открываются высшие, духовные стороны, и только ими душа воспринимает от Духа премудрость Божию, тайную и сокровенную. Духовное (что от Духа) духовным востязуется (принимается). И чем больше душа ушла в Дух, тем больше ей открывается то, что от Духа, и она глубже постигает и крепче захватывается сокровенною мудростью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

И таинство Евхаристии не прекратится до второго пришествия; «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, – пишет ап. Павел, – смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Будучи полнотою святого бытия, Тело Христово вселенско или всемирно, всевременно и всеобразно, т. е. не исключает из себя никакого богозданного многообразия космоса. Мало того, оно не только не исключает его, но оно положительно требует такого многообразия, ибо в нём раскрывается бесконечное богатство освящающих сил Господа. Как член Церкви, каждый верующий не механически, но органически входит в церковное единство, т. е. имеет в нём своё собственное, никем не заменимое, никем не устранимое место, свою собственную функцию, которую ему одному только дано от Бога отправлять по истине. Его индивидуальность не только не уничтожается, но освящается, находит себе высшую санкцию в Церкви. Тело Христово – не беспорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих, взаимно-нужных органов. Есть много различных даров духовных, служений и действий, но источником их является Триединое Божество ( 1Кор.12:4–6 ). Каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:7–10 ). Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос ( 1Кор.12:12 ). Тело же не из одного члена, но из многих ( 1Кор.12:14 ). Ни один орган не может считать себя не принадлежащим к Телу на том основании, что он индивидуален ( 1Кор.4:15–16 ), потому что разнообразие требуется для совершенства Тела: если всё тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело – одно ( 1Кор.12:17:19–20 ). Каждый член нужен всем остальным, и его кажущаяся невидность может скрывать за собою его большую важность ( 1Кор.12:21–24 ), почему требует и большего попечения со стороны других органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Но, повергаясь перед неизреченным милосердием Христа, дающего верующим Плоть и Кровь Свою для оставления их грехов и получения вечной жизни, помни и ты, православный христианин, слова св. ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). «Тягчайшему наказанию, говорит ап. Павел повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, Которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10:29 ). 1) Христос обещал установить таинство св. Причащения: Иоан. 6 гл. и установил его: Мф. 26:26–28; 1Кор. 11:23–25 . 2) В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов, и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26–28; 1Кор. 10:15–16 и 17 ст.; 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24–26 . 3) Причащаться должно, приготовившись: 1Кор. 11:27–30 . 4) Право совершать Причащение имеют только законные пастыри Церкви 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–12 , которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . 5)  Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . О Святом Покаянии или Исповеди «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:22–23 ). «Многие же из уверовавших приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). Покаяние, или исповедь, есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данной ему от Бога через святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатью Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Приидет же, егда упразднится». Утешил сею надеждою. 1Кор.16:13 .  Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 1Кор.16:14 .  Все у вас да будет с любовью. «Бодрствуйте, стойте в вере: мужайтеся, утверждайтеся»: «вся вам любовию да бывают». Сказал: «бодрствуйте», по причине обманщиков, и также: «стойте, мужайтеся, утверждайтеся», по причине явных врагов, потому что благочестивые были гонимы злочестивыми. Сие же: «вся вам любовию да бывают» – сказано тем, которые производили разделения в теле Церкви, дали в себе место страсти любоначалия, вкушали идоложертвенное и пренебрегали соблазняющихся. 1Кор.16:15 .  Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым). 1Кор.16:16 .  Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. «Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов и Фортунатов, яко есть начаток Ахаии о Христе, и в служение святым учинииша себе: да и вы повинуйтеся таковым, и всякому споспешствующу и труждающуся». Две похвалы восписал Апостол: что первые прияли спасительную проповедь и что, открыв дом святым, оказывают им всякую услугу, а потому и дает приказание, чтобы они и соизволяющие на подобное сему пользовались всякою честию. 1Кор.16:17 .  Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше. 1Кор.16:18 .  Ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. «Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фуртунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша: упокоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковыя». С ними прислали письмо коринфяне и спрашивали Апостола об оженившихся. С ними и Апостол отправил сие послание. Ибо не блаженный Тимофей, как предполагали некоторые, послужил доставлению писания. Он, хотя к ним был послан, но, вероятно, выполнив другую потребность в ином городе, потом уже прибыл к ним. На сию мысль наводит написанное о нем, ибо сказано: «Аще приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас». А сих с особенною заботою одобряет Апостол, чтобы коринфяне не причинили им печали, по подозрению, будто бы они были обвинителями коринфян.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

О благодати священства: «Возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» ( 2Тим. 1:6, 7 ). Возведение в епископы должно быть согласно воле Божией: «как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим. 10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой (священнической) чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). По всем этим причинам верующие должны почитать духовенство: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове» ( 1Тим. 5:17 ). «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их... Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неустанно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр. 13:7, 17 ). Рассказ о возмущении Корея против Моисея и о наказании его (смотри: Числа, 16-я глава). Верующие должны материально поддерживать своих пастырей, чтобы те могли все свое время посвящать Церкви (смотри: Деян. 6:2–7 , 1Кор. 9:11–14 , Гал. 6:6 . 1Тим. 5:17 , Втор. 25:4 ). Значение апостольского предания Истина не исчерпывается Писанием. Дух Святой, пребывающий в Церкви, наставляет в истине ее служителей и верующих. Тексты: Ин. 21:25 , 1Фес. 5:21 , 1Кор. 2:6 ; 1Кор. 11:2 , 1Кор. 15:2 , Фил. 4:9 , Кол, 2:16, 17, 2Фес. 2:15 , 1Тим. 6:20 , Откр. 3:11 . Так как учение Духа одно, то христианские истины – неизменны. Однако, степень постижения истины зависит от духовного уровня того или другого верующего. Церковь древнее Писания. Апостолы преимущественно наставляли устно. Церковь долгое время жила без Писания. Кроме того, не все было записано апостолами: «Многое... другое сотворил Иисус; но, если... писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить... написанных книг» ( Ин. 21:25 ). Христиане первых веков руководствовались преимущественно устными наставлениями апостолов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостолы ссылались на установившиеся обычаи: «Если... кто хочет спорить (относительно стрижки волос), то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (т.е. ни остальные церкви не знают такого обычая) ( 1Кор. 11:16 ). Традиция, передаваемая устно, имела первостепенное значение для христиан:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010