Далее показывает, как с блудником действительно это бывает: «или не знаете, – говорит, – что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?« ( 1Кор.6:16 )? Откуда это известно? »Будут, – говорит, – два одна плоть». «А соединяющийся с Господом есть один дух» ( 1Кор.6:17 ). Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются одним. И, смотри, как он опять с помощью самых имен ведет обличение, употребляя слова: блудница и Христос. «Бегайте блуда». Не сказал: воздерживайтесь от прелюбодеяния, но: бегайте, т.е. тщательно старайтесь удаляться от этого порока. «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6:18 ). Это менее важно, нежели выше сказанное; но, говоря о блудниках, он со всех сторон обличает грех их и показывает важность вины их и великим и малым: первое сказано для более благоговейных, а последнее для более слабых. Мудрость Павла обнаруживаетея именно и в том, что он вразумляет представлением не только великого, но и малого, и постыдного и непристойного. Но, скажешь, разве убийца, корыстолюбец и грабитель нс оскверняют своей руки? Это всякому известно: но так как нельзя было сказать, что нет никого хуже блудника, то он иначе изображает важность этого греха, объясняя, что от блуда все тело становится нечистым; оно оскверняется так, как бы упадало в грязный сосуд, наполненный нечистотой. Потому и у нас есть такой обычай: после дел корыстолюбия и хищения никто не заботится омыться, но прямо возвращается домой, а после прелюбодеяния идут омыться, как бы всецело сделавшись нечистыми: так совесть стыдится по преимуществу этого греха! Тяжек и тот и другой грех, и корыстолюбие и прелюбодеяние, и (тот и другой) ввергают в геенну; но, делая все предусмотрительно, Павел показывает важность прелюбодеяния всем, чем только мог. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» ( 1Кор.6:19 ). 2. Не просто он сказал: Духа, но: живущего в вас, чтобы утешить слушателей, и в пояснение этих слов присовокупил: «Которого имеете вы от Бога»; указал Виновника, чтобы и возвысить их и устрашить величием дара и милостью Подателя. «И вы не свои». Это не только служит к обличению, но и побуждает к добродетели. Как, говорит, можешь ты делать, что хочешь? Ты не властен над собою. Говоря это, он не отвергает свободной воли. «как словами: Все мне позволительно, но не все полезно», он не отнимает у нас свободы, так и здесь, выражаясь: «вы не свои», он не нарушает свободной воли, но отклоняет от порока и показывает попечение о нас Владыки. Потому и присовокупляет: «ибо вы куплены дорогою ценою " ( 1Кор.6:20 ). Но если я сам не свой, то как ты требуешь от меня исполнения обязанностей? Как, продолжая речь, говоришь еще: «посему прославляйте Бога» в теле вашем и в духе вашем, «которые суть Божии»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор.1:19:26–28 . «Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( Ис.29:14 ). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных... И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Объяснение. Несправедливо думать, будто Господь открывает Своё священное учение только людям незнатным и малограмотным: Мф.23:34 . Великий апостол Павел был человек учёный и знатный: Деян.22:3:28 ; Иосиф Аримафейский был человек знатный: Лк.23:50 . Корнилий сотник также: Деян.10:1 . Здесь говорится о том, что мудрость мира сего, т.е. мудрость языческая – человеческая, ничто пред мудростью Божественной: 1Кор.3:19–20 , чем осуждается горделивая самонадеянность человеческой мудрости. Писание одобряет смиренное и простосердечное отношение к истине одних и осуждает надменное отношение к ней других. Но никак не хвалит невежество и отнюдь не порицает возвышенной христианской мудрости: 1Кор.2:6–7 . 1Кор.12:4–10 . «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же... Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». Объяснение. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особенных целей Божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30 . Если бы они и теперь подавались всем верующим христианам, то не нужно было бы и самого Священного Писания. Применяющие к себе эти места и в то же время не могущие творить чудес сами себя зачисляют в список обманщиков и невежд, извращающих Писание: 2Пет.3:16 ; Иуд.1:19 . Проповедовавшие нам истинное толкование учители Церкви чудеса творили, когда это было нужно (читай Историю Церкви, – 2Кор.2:17 ); и им было дано знать тайны Царства Небесного: Мк.4:11 . Гал.3:27–28 . «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет»; то есть блюдись ты, возомнивший о себе, что имеешь ведение. Поскольку и коринфяне терпели многие оскорбления и обиды от неверующих и потому, вероятно, высоко о себе думали, то Апостол присовокупил: 1Кор.10:13 .  Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. «Искушение вас не достиже, точию человеческое»; то есть малое, ибо сие речение обычно употреблять божественному Апостолу в означение малого, например когда говорит: «Человеческо глаголю, за немощь плоти вашея» ( Рим. 6, 19 ), разумеет: говорю соразмерно с природою. «Верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести». Сим Апостол научил не полагаться на себя самих, но испрашивать Божией помощи. Изложив же все сие, возвращается к главному предмету. 1Кор.10:14 .  Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. «Темже, братие моя возлюбленная, бегайте от идолослужения». Апостол постепенно усиливает обвинение и показывает, что равнодушное вкушение идоложертвенного нимало не разнится от служения идолам. 1Кор.10:15 .  Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. «Яко мудрым глаголю». Обличение произносит вместе с похвалою, стараясь одобрительным словом и оное сделать удобоприемлемым. «Судите вы, еже глаголю». Вас самих беру в судьи, потому что знаю ваше благоразумие. 1Кор.10:16 .  Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 1Кор.10:17 .  Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. «Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Господней есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Господня есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся». Сподобляясь Священных Тайн, не с Самим ли Владыкою вступаем в общение, не говорим ли, что Его это Тело, Его Кровь? «Вси бо от единого хлеба причащаемся». Потом Апостол подтверждает сие иным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Из приведенного в 10–11 ст. примера Ап. делает практическое приложение. Назидание общины христианской – вот на что главным образом должно быть направлено внимание всех, стремящихся к получению духовных даров. 1Кор.14:13 .  А по­тому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. 1Кор.14:14 .  Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молит­ся, но ум мой остает­ся без плода. 1Кор.14:15 .  Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. В виду пользы Церкви, говорящий языками, молясь, должен делать это с намерением – изъяснить потом содержание своей молитвы понятным для всех образом. Воля человека при употреблении даров оставалась всегда в действии. (Русский перевод: «молись о даре истолкования» не соответствует греч. глаголу, здесь поставленному, – προσεχεσθαι. Если бы речь у Ап. шла о просьбе, то он бы употребил гл. αιτεν или δεσθαι). – «Когда я молюсь». Состояние говорящего языками, но неспособного изъяснить содержание своей молитвы – состояние несовершенное. – «Дух» его, т. е. чувство его крайне возбуждено, но вместе с этим «ум» или рассудок «остается без плода» т. е. для его участия нет места при таком сильном возбуждении чувства, и он с своей стороны не может послужить на пользу Церкви. – «Что же делать?». Духовное восхищение должно находить себе восполнение в молитвах, совершаемых «умом», т. е. при сохранении ясного сознания, которые человек может изъяснить другим. – Различие между молитвою и пением заключается в том, что молитва имеет целью получение спасительных благ, а пение представляет собою хвалу Богу за полученные блага, – хвалу посредством произнесения гимнов или псалмов, – конечно, новых, христианских. Псалмы эти сочинялись имевшими дар языков. 1Кор.14:16 .  Ибо если ты будешь благо­словлять духом, то стоящий на месте про­столюдина кáк скажет: «аминь» при твоем бла­го­даре­нии? Ибо он не по­нимает, чтó ты говоришь. 1Кор.14:17 .  Ты хорошо бла­го­даришь, но другой не назидает­ся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор.7:15 .  Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. «Аще ли неверный отлучается, да разлучится: не поработися бо брат или сестра в таковых». Сторона верующая, говорит Апостол, да не подает повода к разлучению; а если сторона болящая захочет разойтись, ты неповинен и свободен от обвинения. «В мир бо призва нас Господь Бог«. Если и сказал Господь: «Не… приидох воврещи мир на землю, но мечь… разлучити человека на» ближнего »своего " ( Мф. 10, 34–35 ), то не противоречит тому сказанное Апостолом, а объясняет он учение Господне. Ибо, говорит, спасительная проповедь не смятение вводит в жизнь, а, напротив того, домогается паче истинного и боголюбивого мира. Расторгает сперва худое согласие и разногласием достигает похвального единомыслия. Ибо приявшие Божественную проповедь, став учителями неверных, производили сверх чаяния чудный переворот и разъединившиеся семейства приводили в достолюбезное согласие. Сие говорит Апостол и здесь. 1Кор.7:16 .  Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? 1Кор.7:17 .  Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. «Что бо веси, жено, аще мужа спасеши? Или что веси, мужу, аще жену спасеши? Точию коемуждо якоже разделил есть Бог». С доброю надеждою, говорит Апостол, прими на себя труд; помощником усердию имеешь Бога. «Кийждо якоже призван бысть Господем, тако да ходит: и тако во всех церквах повелеваю». Апостол здесь ясно дал видеть, что не повелел сочетаться с неверными мужьями или женами, но узаконил это призванным уже сочетавшимися. Потом по обычаю от излагаемого им предмета переходит к другим, всем предписывая приличные им законы. 1Кор.7:18 .  Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. 1Кор.7:19 .  Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. «Во обрезании ли кто призван бысть? Да не отторгнется. В необрезании ли кто призван бысть? Да не обрезуется. Обрезание ничтоже есть, и необрезание ничтоже есть, но соблюдение заповедей Божиих». Кто призван необрезанным, да не принимает обрезания, и обрезанный да не усиливается выказать себя необрезанным. Ибо и необрезание естественно, и обрезание совершается по ветхому закону. Похваляется же не самое дело, но хранение Божественной заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.7:15 .  Если же неверующий хочет развестись, пусть раз­водит­ся; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 1Кор.7:16 .  Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, по­чему знаешь, не спасешь ли жены? В том случае, когда супруг-нехристианин не хочет жить в супружестве с христианкою, последняя должна уйти от него. – «В таких случаях не связаны». Ап. имеет здесь в виду, конечно, преходящий характер всех земных отношений, по сравнению с вечными интересами, которые только и имеют обязательное значение для верующего. – «К миру» ( εν ειρνη) – точнее: «в мире». Ап. хочет сказать, что верующие призваны «в мире», т. е. получили мир с Богом, и в силу этого вся земная их жизнь должна носить на себе печать мира. – «Почему ты знаешь». Уступчивость, спокойное согласие на развод, какое дает супруга-христианка своему супругу-язычнику, может быть, еще более расположит его к христианской религии, и к сознанию своей вины пред женою, чем упорное отстаивание женою своих прав на совместную жизнь с мужем. 1Кор.7:17 .  Только каждый по­ступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Го­с­по­дь при­звал. Так я по­велеваю по всем церквам. Ап. смотрит и на все национальные и социальные отношения с той же точки зрения, с какой он смотрел на брак. В рассматриваемом стихе он высказывает общее положение, которое является решающим для всех вопросов подобного рода: каждый верующий должен оставаться в той же обстановке, в какой он находился, когда был призван ко спасению. – «Поступай» ( περιπατεν) – точнее: «ходи, живи». – «По всем церквам» – конечно, по тем, которые основаны самим Ап. Павлом. – Отсюда видно, что Евангелие шло в мир с полною уверенностью в победе, с уверенностью, что оно в состоянии проникнуть постепенно своим духом всякие жизненные отношения. Оно было далеко от всяких революционных стремлений и замыслов... 1Кор.7:18 .  Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезан­ным, не обрезывайся. 1Кор.7:19 .  Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этих двух молитвенных сектантских песнях величайшая ересь. В самом деле, по смыслу этих песней, таинство св. Причащения установлено Христом только как «знак любви союза», для воспоминания о смерти Спасителя, но это грубо противоречит словам Христа: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26 ). Значит, принимаем мы Кровь Христа не для одного лишь воспоминания о смерти Его, но и для оставления грехов. Затем, как видно из приведенных мест рассматриваемых песен, сектанты не верят в то, что в таинстве св. Причащения христиане вкушают истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, а верят, что едят простой хлеб и пьют простое вино, ибо так и поют: " вином (а не Кровью) их (св. апостолов) напояя, в том смерть свою являл», или: «Благослови же нам, о Христе, сие вино и хлеб (а не св. Кровь и св. Тело) вкусить, как Ты велел, в Твое воспоминание». Это уже – величайшая ересь: Христос после молитвы и благословения преподал ученикам Своим не простые хлеб и вино, а пречистое Тело и Кровь, ибо Он прямо сказал: «сие есть Тело мое», «сия есть Кровь моя». Так и ученик Христов, св. ап. Павел учит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой (а не вина)? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова (а не простого хлеба) ( 1Кор.10:16, 11:23–26 )? Посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем, оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает» ( 1Кор.11:27–30 ). Впрочем, действительно, у сектантов, не имеющих законно рукоположенных епископами пастырей, «домостроителей тайн Божьих» ( 1Кор.4:1 , Еф.4:12 ), не может быть в их преломлении Тела и Крови Христовой; там они, действительно, употребляют простую пищу хлеб и вино, но «царствие Божье не пища и питие» ( Рим.14:17 ), «пища для чрева и чрево для пищи» ( 1Кор.6:13 ), «пища не приближает нас к Богу» ( 1Кор.8:8 ); не приближает, следовательно, к Нему и сектантское преломление. Во всяком случае, как бы сектанты ни смотрели на таинство св. Причащения, в двух приведенных молитвенных их песнях содержится вполне еретическое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тогда как тело есть «храм Божий» ( 1Кор.3:16 ), «храм Святого Духа» ( 1Кор.6:19 ), «сосуд святости и чести» ( 1Фес.4:4 ), «жертва живая, святая, благоугодная Богу» ( Рим. 12:1 ), на долю плоти выпадают и грех , и смертность, и тление ( Рим.7:14, 18, 25, 8:3 ; 1Кор.15:50 ; 2Кор.4:11, 12:7 ; Гал.6:8 ) 24 . Даже Сам Иисус Христос приходит в мир так, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), но лишь «в подобии плоти греховной» ( Рим.8:3 ). Следовательно, тело является как бы вместилищем греховной и тленной плоти, которой лишь благодатными дарами Святого Духа сообщаются новые, просветленные свойства, вследствие чего и самое тело имеет превратиться из «душевного» в «духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). Но и до этого, до наступления дня воскресения, еще при жизни каждый приобщившийся Христу может сказать с Апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), ощущая это всем своим Существом, так как воистину «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). А вне соединения с Христом «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор.15:50 ), ибо тление не наследует нетления. Если же мы соединены с Христом «подобием смерти Его», то лишь при этом условии можем ожидать для себя и «подобия Воскресения» Его ( Рим.6:5 ). Знаменательно, что здесь говорится не просто о смерти вообще, но о каком-то ее «подобии» смерти Христа. Значит, предполагается, что самая смерть Его была иной, отличной от обычной людской смерти, какой-то необычной смертью 25 . И действительно, вспомним, что Христос умер преображенным (на Фаворе), после того, как Его тело еще при жизни на земле просияло неизреченным светом, который и теперь почивает на некоторых святых. Но и каждый, соединившийся с Христом, умирает как бы «преображенным» в самых глубинах своего существа. «Подобие смерти» Христа и состоит в «подобии» присущего Ему бессмертия по Воскресении; «подобие» же этому Воскресению наступит в последний день. Тогда, по слову Апостола, Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» ( Флп.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

«Ибо открывается гнев Божий, говорит ап. Павел, – с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» ( Рим. 1:18 ), и, «по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Рим. 2:5 ). Поскольку мы молчали и были безразличны к проведению Послания Синода в жизнь, связанному с отлучением исповедников Истины от Церкви, постольку мы должны признать себя соучастниками в этом великом грехе. Это послание есть страшный документ в некотором роде и нашего отступничества, поскольку эта история его проведения в жизнь развивалась среди нас и поскольку мы пассивно относились к ней. Это наш ужас и наш позор! Именно наш! И вот этого никак не могут понять многие наши епископы, священники и миряне, заражённые рационалистическим взглядом на Церковь , как на организацию. Между тем Церковь не есть организация, она есть организм. «Ибо как тело одно, но имеет многие члены, – говорит апостол Павел, – и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело; так и Христос». Ибо все мы одним духом крестились в одно тело иудеи или эллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» ( 1Кор. 12:12–14 ). Страдает ли один член, с ним страдают все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12:26 ). И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой, Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ( 1Кор. 10:16 ). Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все приобщаемся от одного Тела ( 1Кор. 10:17 ). Церковь не есть просто некое общество христиан, не есть некое учреждение с определённым иерархическим порядком, но союз любви и свободы во Христе; однако следует помнить, что этот иерархический порядок, тесно связанный с Таинствами, представляет видимую сторону, хранящейся незримо в Церкви благодати Божией. И эта видимая сторона должна отвечать высоте и Божественности того союза любви, которая в последнем своём основании обусловливается по слову Господа, открытым Им человечеству Именем Божиим. «И сказах им Имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них» ( Ин. 17:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Заключается глава призывом Апостола ревновать о даре пророческом, но не запрещать и тем, кто имеет дар языков. Только все должно быть «благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ), «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор.14:33 ). V. УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ (гл. 15) 1. Несомненность факта воскресения Христа (1Кор.15:1–11) В Коринфе были сомневающиеся в истине воскресения мертвых. Если среди иудеев не все признавали это учение истинным (саддукеи), то язычники вообще не верили в бессмертие своих душ, хотя философы-идеалисты и учили о душе как бессмертном начале (языческому культу присущ элемент древних верований в бессмертие душ и воскресение мертвых, но язычники сознательно противились принять благовесте о воскресении ( Деян.17:18, 32 ). Поэтому ап. Павел приводит ряд аргументов, особенно факт воскресения Иисуса Христа, указывает на связь воскресения с другими истинами христианства, что должно было расположить коринфян принять веру в воскресение мертвых. Сама христианская вера, все Евангелие основано на проповеди учения о том, что Христос умер за грехи наши, согласно предсказаниям пророков, и воскрес в третий день, явившись многим свидетелям, в том числе и самому ап. Павлу ( 1Кор.15:1–8 ). Ап. Павел говорит, что Христос умер так, как об этом возвещало Писание ( 1Кор.15:3 ): у пророка Исаии сказано: «Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ). Он воскрес «по Писанию»: «Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). Особое внимание Апостол останавливает на недавних событиях явления Христа по воскресении очевидцам, многие из которых еще были живы. Апостол указывает пять явлений Христа: Петру ( Лк.24:34 ), потом 12 апостолам (в Евангелии говорится о явлении «одиннадцати» ( Мк.16:14 ; Ин.20:24 ), потому что до Вознесения вместо отпадшего Иуды еще не был никто избран. Ни о явлении 500 братиям, ни о явлении ап. Иакову в Евангелии не указано), потом более 500 братиям, затем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010