1302 Лат. 21. «коих отметайте от себя и от учения их убегайте. 22. Ибо вы есте не сыны непослушания, но возлюбленной (Церкви). 23. Ради сего время воскресения проповедано». 1303 Так Em и L, – Ev и они говорят, – Ek и те, кои говорят (А по Vett но кои говорят, – Carr те, кои говорят). 1305 Так и L. Арм. они не воскреснут. По тексту надо разуметь конечно воскресение к жизни и блаженству, а не для осуждения, как и в А ст. 24 и L. Ср. Апок.2:11 , – 20:6, – 21:8, – ср. 1Кор. 15 гл. особ. ст. 50–55, 1Фес.4:13–17 и Мф.24:31 . Так же надо понимать Διδαχ τν δδεκα ποστλων, κεφ. XIV. Εκδ. υ. Φ. Βρυεννου, κονστ. 1883. σελ. 54–55. Ср. подобную же конструкцию у Игн. к Тралл, X. ed Funk. 1. p. 208, – Смирн. Ii. p. 236. Судя по Армянскому тексту, имеющему много разночтений и представляющему в 24–25 ст. соединение двух редакций малопонятного текста, надо в L 25 ст. видеть поправленное чтение, в коем устранена тавтология и яснее выражена мысль подлинника. Для восстановления подлинного чтения должно в А и L оставить только то, что есть у Св. Ефрема, – и в том виде, как читается у него. Руководясь этим правилом Арм. 25 ст. можно признать древнейшим чтением тех слов, в коих речь о том, что отрицатели воскресения не воскреснут. В таком чтении можно будет видеть признак глубокой древности апокрифа, когда о воскресении говорилось преимущественно только по отношению к верующим и в смысле их блаженной вечной жизни, – в отношении же неверующих, это – не «воскресение» в собственном и истинном смысле, а «смерть вторая», «вечное осуждение» и «вечные муки». 1306 Лжеучителя, как кажется, по толкованию св. Ефрема отрицали не бессмертную душу и продолжение её загробной жизни, но не признавали только воскресения плоти, подобию Коринфским совопросникам ( 1Кор. 15:35 ) и саддукеям, хотя и о Коринфских совопросниках и о саддукеях остается не известным вполне, в каком смысле они отрицали воскресение. Сам толкователь, как видно из его толкования 1, 15 разумеет здесь Вардесана, последователя Валентна, отрицавшего воскресение тел и будущий суд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Грешник должен отказаться от своих старых грехов, как бы они ни были любимы им (2 Парал. 7:14 ). Наше духовное воскресение должно происходить быстро. Кто может долго оставаться в смердящем гробе? Подумайте о жене Лота (Быт. 19:26 ), о совете Сираха (Сирах. 21:2 ). Здесь Содом, здесь змеи и гады, здесь язва. б) Новая жизнь воскресшего грешника заключается в том, что он отныне стремится к святости без лицемерия. Те, которые много говорят о своем обращении, очень подозрительны (Лук. 18:9–14 ). Христос редко являлся ученикам по своем воскресении. Так и обратившиеся; они живут в тиши, не обращают на себя внимания мира, проводят благочестивую жизнь. в) Но могу ли я вести такую святую жизнь? — спрашиваешь ты. Не бойся. Бог оживляет. (2 Кор. 3:6 ; Филип. 4:13 ). Положись на Его помощь. “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор. 15:55)? 1. Христиане, которые могут так торжествовать. а) Вообще каждый человек имеет на это право. Не ангел (2 Петр. 2:4; Псал. 48:15; 1Кор. 15:22 ). б) Но особенно те, которые доселе страшились ада и смерти. Мария Магдалина — образ тех, которые приходят к сознанию своего жалкого состояния. (Пс. 115:3; 2 Цар. 22:6; Евр. 2:15 ). Те, которые сильно чают своего искупления (Римл. 8:22 ). Те, которые с верою взирают на Иисуса Христа, как на своего Искупителя (Иоан. 20:28; Римл. 4:25 ). 2. Великое значение их торжества. а)  Смерть, где твое жало? Так может говорить христианин в отношении любви к миру и жизни. Нужно оставить мир, дом, свои привязанности и друзей, свою жизнь (Деян. 3:8; Галат. 6:14; Псал. 119:5–6 ). В отношении горечи смерти (Евр. 2:14 ). Пчела, утратившая свое жало. Смерть — сон (Апок. 20:13 ), тихое пристанище после бурь (Исаии 5:2 ). В отношении гроба (Иов. 19:25; 1Кор. 15:42–44 ). б)  Ад, где твоя победа? Конечно, тут не обходится без тяжкой борьбы (Ефес. 6:12; ), но победа над адом несомненна (1 Фесс. 1:10; Римл. 8:33–34 ). Пасха — праздников праздник А именно: 1. Праздник самой торжественной радости:“Христос воскресе из мертвых!”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

««Тленное» есть тело, и «мертвенное» есть тело. Тело остается телом, потому что оно есть то, что облекается; исчезают же смертность и тленность, когда оно облечется в бессмертие и нетление. Посему не сомневайся, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно» (святой Златоуст).    Вместе же тут и та мысль подтверждается, что восстанут именно эти тела, а не другие. «Апостол ясно дал знать, что воскреснет не другое что, но то самое, что истлевает, ибо как бы некиим перстом указал на то словом: «сему», говоря: «тленному сему, и мертвенному сему»« (Феодорит). 3. Победная над смертию песнь с кратким увещанием (1Кор.15:54-58) 1Кор.15:54. Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою.   Когда тление таким образом изгнано будет из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда все преисполнено будет радостию жизни. Освободившись от уз тления, страхом смерти обдержавшиеся дотоле, как бы свободно вздохнув, скажут: слава Богу! Смерть поглощена вконец. Слова сии взяты у Исаии 25, 8, где он обещает иудеям полную победу над врагами и такое спокойное житие, что неприятели их не станут губить их как ни вздумается. Это прилагает Апостол к светлому состоянию по воскресении. Смысл слов его: «тогда будет слово написанное», таков: тогда можно будет сказать словом Писания: пожерта бысть смерть победою. «Победою», — так будет побеждена и поражена смерть, что не встать ей более, то же, что вконец, смерти не будет ктому. Святой Златоуст говорит: «победою», то есть окончательно, так что не останется ни следов ее, ни надежды на возвращение, когда тление будет поглощено нетлением». 1Кор.15:55. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?    Смерть представляется под образом ядовитого змия, который жалом своим убивал всех, а когда отнято у него жало, стал не страшен и в посмешище детям. Ад, по обычному тогдашнему представлению, вместилище всех отходящих из сей жизни, представляется забирающим всех в свою власть посредством смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2946...

—477— целения или спасения человека от греха, страданий и смерти совершается двояко: субъективно – чрез духовную диету человека и подвиги его покаяния, – и объективно – чрез то, что Спаситель или Целитель (σωτρ) наш, Богочеловек, Безгрешный, стал «Агнцем Божиим берущим на Себя грех мира» ( Ин.1:29 , – 1Ин.3:5 ), – Он, Сам «не знавший греха, за нас грех соделал, чтобы мы стали правдою Божиею в Нем» ( 2Кор.5:21 ), ибо «Бог, Своего Сына послав в подобии плоти греха и за грех осудил грех во плоти, чтобы правда закона исполнилась в нас, не по плоти ходящих, но по духу» ( Рим.8:3 ), – Безболезненный; «Он немощи наши взял и болезни понес» ( Мф.8:17 ), так что «Его язвою мы исцелились» ( – 1Пет.2:24 ср. Евр.8:28 др.), – Безсмертный Сам, как не имевший в Себе «оброка и жала смерти – греха» ( Рим.6:23 ; 1Кор.15:55 ), Он «умер за грехи наши ( Рим.4:25 , – 1Кор.15:3 ), чтобы чрез смерть упразднить имеющего владычество смерти» ( Евр.2:14 ср. 1Кор.15:54–56 др.). Положительная сторона телесного лечения состоит в том, что в организм вводятся начала, кои повышают жизнетворность организма, восстановляют произведенные болезнью разрушения, возрождают организм и возводят его к норме. В духовном целении или спасении человечества и всего мира таким положительным началом является «Логос ставший плотью» или «Человек-Господь», как безгрешный, блаженный и безсмертный Богочеловек служащий идеалом для спасаемого человечества, – «умерщвленный плотию, оживший же духом» ( 1Пет.3:18 ), «преданный (на смерть) ради преступлений наших и воскресший ради оправдания нашего» ( Рим.4:25 ), – кратко: смерть Спасителя есть отрицательная, а воскресение Его – положительная сторона спасения человечества. Постоянное, внутреннее и действенное проникновение этого, содержащегося в Слове Божием, идеала в глубины человеческого духа ( Евр.4:12 ), – вера в Него, надежда на Него, любовь к Нему, – при непрестанном таинственном (в таинствах Церкви) веянии благодати Святаго Духа над человеком, – медленно и, быть может, не всегда заметно, но неуклонно и постепенно возрождают ветхого человека в нового, со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) За умерших: а) возможно и б) должно молиться: а) Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; б) Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Кор. 13:8 ; 1Иоан. 3:10–18 . 4) Св. Писание учит о частном, предварительном суде: Сир. 11:26 ; Евр. 9:27  и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30 ; 2Фес. 1:9–10 ; Мф. 13:41; 2Фес. 2:1–12 ; Мф. 25:31–46. 5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. Сол. 3:1–4; Сир. 1:13 ; Лк. 23:43 ; 2Кор. 5:6–8 ; Фил. 1:23 , а души грешников, не испытывая полного мучения, в томительном ожидании своей окончательной участи, находятся в аду: Прем. Сол. 3:18–19; Лк. 12:4–5; 16:22–24 ; 1Петр. 3:18–20 ; От. 20:13. 6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29; 16:16 ; 1Петр. 3:18–20 ; Еф. 4:8 ; Мф. 28:18; От. 1:18; Мф. 21:22; Иоан. 14:13–14 ; 1Кор. 15:53–55 . 7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14 ; Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ; Вар. 3:4–6 ; 2Мак. 12:39–45 ; Руфь 2:20 . 8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9; 8:15–16 ; Иоан. 14:13–14 ; Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Иоан. 3:10 ; 1Кор. 13:8 . 9) Нельзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Иоан. 5:16 ; Рим. 6:16 , за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произвольно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14–й. 10)  Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23 ; 1Иоан. 3:21–22 . 11)  Не молящиеся за умерших не имеют любви Божьей, поэтому они – не дети Божьи, а дети диавола 1Иоан. 3:10,14,18 . О спасающей благодати Божьей «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ).                                      Спасение человека–грешника совершается с двух стороны со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободной волей, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему» ( Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

ст. 8. Блажен тот человек, которому не вменит Господь, греха. ст. 9. Итак, блаженство сие обрезанию ли приписывается или необрезанию ? А мы говорим, что Аврааму вменена вера во оправдание: ст. 10. Как же (она) вменена ему ? Обрезанному ли уже, или еще необрезанному ? Не, обрезанному, но не имевшему еще обрезания: ст. 11. И принял Авраам (от Бога) знак обрезания, служащий печатию того оправдания, каковое получил он, быв еще необрезан: так, что он соделался отцем всем верующим в необрезании (из необрезанцев); почему и им (вера) вменяется во оправдание: ст. 12. А с тем самым, он есть отцем, обрезанцев, 55 не одних (плотских) обрезанцев, но и последующих той вере, каковую имел отец наш Авраам, будучи еще необрезан. ст 13. Ибо не по закону, (не за исполнение закона) Богом обещано Аврааму или семени его, что он будет наследником миру, но по вере. 56 1Кор.3:21 ст. 14. Ибо если полагать наследниками, привязанных к закону (ищущих в нем оправдания); то, вера остается тщетною, и обещание, без исполнения: ст. 15. Ибо закон наводит (на нас только) гнев 57 (Божий): понеже кто не подвергается закону, тот не подвергается и преступлению. 58 Ин.15:22 ; 1Кор.15:56 , ϑ идеже ст. 16. И потому, усвоение себя вере, (суть предреченные Богом наследники, и следовательно) по благодати; чем самым оправдывается верность Божия обещания, относящагося до всего семени (до всего потомства), не только зависящего от закона, но и до усвоившего себе веру Авраама; который есть отец всем нам. ст. 17. Так как написано: я (сказал Бог Аврааму) отца, многим языкам поставил тебя; (отца) уподобительно Богу, животворящему мертвых, и несуществующее, как существующее нарицающему, коему и уверовал (он Авраам). 59 Быт.17 , πατνατι прямо ст. 18. Который, сверх упования, в уповании уверовал, 60 почему он и соделался отцом многих языков, как сказано было (ему): таково будет семя твое: πλπδι во упование ст. 19. И не ослабел в вере, ниже размыслил о плоти своей, уже умерщвленной, имея от роду близко ста лет, и (не размыслил) о мертвости ложесн (утробы) Сарриной: Быт.15:5 , υ κατευησε не усмотре

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Это же древнееврейское слово переведено как «пуста» в Быт. 1,2 , где говорится о первозданном хаосе в начале творения, и «напрасно» в ст. 19. Подобно тому как творение не ограничилось созданием пустой и голой земли, стремление людей узнать своего Бога не может оказаться бесплодным. 45 Не тайно... не в темном месте земли. Божественное откровение предназначено к тому, чтобы быть обнародованным. Знание воли Божией не является прерогативой избранных пророков и мудрецов. ищете Меня. Господь охотно и искренне идет навстречу тому, кто ищет Его (55,3). 45 возвестил это. Данные слова относятся к всеобъемлющему спасению человечества, которому содействовал и Кир, повелев отпустить евреев на родину (см. ком. к 40,1 55,13; 44,24 45,13). 45 Мною клянусь. Залогом исполнения обетовании Божиих является Его им (62,8; Быт. 22,16 ; Исх. 32,13 ; Евр. 6,13–18 ). Обычно при клятве призывается в свидетели и гаранты имя человека, стоящего выше клянущегося в общественной иерархии. Над Господом нет никого, поэтому Он клянется Собой. слово. Т.е. обетование окончательного спасения, которое наступит после возмездия и суда (40,8; 55,10.11). всякое колено... всякий язык. Данные слова формулируют конечную цель истории спасения ( Рим. 14,11 ; 1Кор. 15,25 ; Фил. 2,10.11 ). Глава 46 4647,15 В этих стихах Исаия предсказывает падение Вавилона. 46 Вил... Нево. Вилом, т.е. «господином», вавилоняне называли своего бога Мардука, а Нево сын Мардука почитался ими как бог судьбы. 46 Низверглись, пали. Народ Вавилона погубит его вера в ложных богов. 46 Послушайте Меня. Господь обращается ко всем представителям богоизбранного народа (без различия колен), которые переживут ассирийское и вавилонское пленение. Это и будет «остаток». от чрева... от утробы. Забота Господа о Своем народе сродни материнской (49,5; ср. Исх. 19,4 ; Втор. 1,31 ; Ос. 11,3.4 ; см. ком. к 42,14). 46 до старости... до седины. В отличие от языческих идолов (ст. 1,2), Господь неизменно заботится о Своем народе ( Пс. 70,9.18 ). Я тот же. Господь не знает изменения, поэтому и обетования Его остаются неизменными, как неизменно богоизбрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3–4. Вера очищается терпением различных бедствий, а совершенное терпение делает человека совершенным. Чадо, в кротости прослави душу твою, и даждь ей честь по достоинству ея. Сир.10:31 . 4–5. Кротость и терпение есть Христианская мудрость ( Иак.3:13, 17 ); у кого недостает сей мудрости, тот должен просить её у Бога. 6. Как волна морская поднимаемая ветром разбивает корабль: так неверие в Бога, порождаемое сомнением получить что-нибудь от Него ( Иак.1:7 ), повреждает душе во время различных её искушений ( Иак.1:7 ). 6–7. Кто не просит в страданиях помощи Божией с верою, и сомневается в благом Его над собою промысле, тот не может переносить скорбей с терпением, и посему не может быть совершенным ( Иак.1:4 ). 8. Кто сомневается, и то верует, то не верует, у того сердце двоится, тот не тверд во всех путях жизни, исполненной искушениями ( Иак.1:2 ). 9. Смирение есть высота ( Лк.18:14 ); чем глубже кто смиряется, тем выше тот возносится ( Лк.18:14 ; Флп.2:8, 3 сл.). И бедность есть от Бога; она научает нас смирению. Бедный, помни свою бедность, когда будешь богатым, а в бедности и низком состоянии прославляй Бога за таковую участь, и более поработи себя Ему ( 1Кор.7:20 ). 10. Кто богат, тот не высоко о себе думай, и не уповай на богатство ненадежное, но на Бога вечно живущего и дарующего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ). 11. Что солнечный зной для растений, то для всех земнородных скорби, посылаемые нам от Бога: в годину искушения ( Иак.1:12 ) и богатый погибнет со своими предприятиями. 13–14. Искушение собственными страстями не почитай искушением от Бога; ибо Бог посылает нам только такие искушения, которые очищают нас от страстей ( Иак.1:7 сл. – 1Пет.1:7 ). 13–15. Бог никого не вводит в грех, ибо всех создал на жизнь, а не на смерть; но грешим и умираем от себя. Лев ловит лов: такожде и греси делающих неправду. Сир.27:10 Неразумие мужа погубляет пути его: и (но) Бога виновна творит в сердце своем. Притч.19:3 . 15. Всякая страсть чревата грехом, а сделанный грех есть смертное жало ( 1Кор.15:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Из представленных доказательств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» по злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмой»? ( 2Кор.6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определённое время» Он послал в мир Сына своего ( Рим.5:6 ; Гал.4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, своими страданиями и смертью на кресте, своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принёс за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим.8:2–3,3:25 ; 2Кор.5:21 ; Евр.9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф.2:5,16 ; Кол.2:13–15 ; 2Кор.5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр.1:10,11 ; Евр.4:16,9:12,14,24,12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим.8:1,5:1 ; Лк.2:14 ; Еф.2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровью Своею? Господь Иисус Христос, пострадал за всех людей ( 1Ин 2:2 ). Он принёс с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо прийти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придёт ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах.1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и ноготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собой... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ср. Ис.55:1,12:3 ; Иоил.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие её из источников спасения ( Ис.55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но надежда, направляемая предвосхищением будущего, выступает как experimentum veritatis – эксперимент истины. Если надежда основывается не на простом знании возможных последствий тех или иных действий, а выходит за рамки видимости и возможности и возвышается до предназначения всего происходящего, то это та надежда, которой дарована уверенность перед лицом всеобщей неуверенности. «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ). Богословие будет обращаться к духу, который, не зная покоя, проявляет себя в современных науках. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан» ( 1Кор.13:22 ). Но и современная наука оказывает своё влияние на христианское богословие, склоняя его занять новую позицию, сформулированную Пьером Тейяр де Шарденом в следующих словах: «Ранее люди стояли перед выбором одной из двух геометрически возможных позиций: любить небо или любить землю. Теперь возникает третья возможность – пересечь землю на пути к небу. Существует единство, подлинное единство с Богом при посредстве мира» 35 . С другой стороны, сегодня богословие и наука взаимодействуют между собой на более фундаментальном уровне, чем когда бы то ни было раньше, поскольку перед ними встаёт вопрос об осознании той власти над природой, которую даёт человеку научное знание и ответственности, сопутствующей этой власти. Безвозвратно ушли в прошлое те времена, когда учёные могли с чистой совестью закрываться в своих лабораториях, не обращая внимания на требования времени. Чем более объективным является научное исследование, чем успешнее его результаты, тем более насущной становится не имевшая актуальности до нашего времени проблема этической и политической ответственности учёного перед человечеством и историей. Современная наука неразрывно связана с возможностями современных технологий. Развитие этих возможностей, в свою очередь, напрямую зависит от инвестиций, которые должны вкладываться в big science (большую науку) и в развитие общества в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010