– те люди, которые доживут до Второго Пришествия, те христиане, верующие, да и неверующие, те, которые доживут, они умрут? Отвечаю: – Нет, не умрут. Действительно, есть категория людей, которые не умрут, – те, которые доживут до Второго Пришествия. И когда будет происходить Пришествие Христа в мир – один будет «браться», возноситься на небо, а другой оставаться на земле. Но все сразу изменятся. Сказано: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:51–53 ). Произойдет изменение человеческих тел. Потому что сразу изменится мир, в котором мы с вами живем. И если бы мы оказались в нашем теперешнем теле в том будущем мире, то мы не смогли бы там существовать. В Писании сказано, что будет новая земля и новое небо. И вот, смотрите, что сказано в слове Господнем, это пророк Исаия, 30 глава, 26 стих: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы». Представляете, это не просто буря на солнце, это в семь раз увеличится солнечное излучение. В этом теле мы сразу бы умерли, если бы оказались в такой ситуации. Поэтому наше тело будет меняться с изменением земли. Будет новая земля, будет новое небо. И мы будем в новых телах. Эти тела будут сохранять индивидуальные особенности, мы будем узнавать друг друга, по голосу даже, мы будем узнавать наших родственников, но все мы будем молоды. Эти тела будут без болезней, без всяких изъянов, без всяких пороков. Это будет новый мир. Это будет счастливый мир. Счастливый для тех, которые в этой земной жизни примирились с Богом. А тем, которые не примирились с Богом, покажут Рай . В Библии сказано: «Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных» ( 3Езд.7,53–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Упасть в землю и умереть, лишиться жизни, – это ведь по человеческому суждению печальное явление. Однако Спаситель только от смерти зерна обещает плод. От смерти Своей Он производит обилие плодов. Вот послушайте: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». Слышите, для чего Господь наш Иисус Христос благоволил умереть? Чтобы лишить власти над родом человеческим диавола и избавить людей от рабства. Теперь и жало греха притуплено, ибо во Христе «мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам» ( Ефес.1:7–8 ) Да и смерть не может обладать нами, ибо пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало; Где ти, аде, победа? восклицает св. Апостол Павел ( 1Кор.15:54–55 ). Мы уже и не под клятвою, ибо «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). Вот какие плоды принесла нам смерть Иисуса Христа. Мы избавились от греха, проклятия и смерти честною Кровью Его. Подлинно зерно, упавшее на землю, умерло, и плод принесло людям во спасение. Наши душевные недуги исцелились. Любовь Божия к нам возвращена. Смерть Спасителя воистину была и есть для нас целебный пластырь. Но кто из людей мог подумать, что таковы именно будут плоды смерти Спасителя нашего? Как мало указывала на них смерть Его на кресте! Не напоминает ли собою этого горчичное семя, только что посеянное в землю? Оно мало, невзрачно и красоты никакой не имеет. Но повремените. Вот оно умрет в земле. Тогда и посмотрите, что из него выйдет. Зерно дает росток, появится зелень. Она быстро возрастет, и плод принесет дорогой по своим свойствам. Когда появится дерево, оно доставит приют птицам. Выспеет зерно, тогда и оно с пользою будет употребляться и как лекарство от недугов и как приправа в кушаньях. Спаситель благоволил избрать образ горчичного семени для изображения плодов Своей смерти и для представления величия Своего дела, не смотря на более, чем скромное начало его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Чужим Я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей ( Пс. 68:9 ). Иоанну Иисус сказал: «се Матерь твоя», а Марии – «се сын Твой» ( Ин. 19:26–27 ). Стал ли Иоанн «сыном Матери Христа»? Стал! Значит, сыны Иосифа стали после обручения сынами Марии. О них и речь. И вообще: Пс. 68 буквально ко Христу неприложим. Христос отвергал Божию Матерь ( Мф. 12:50 ). Даже на кресте заботился о Ней. Речь о духовном родстве с учениками, а Она не отделялась от учеников и апостолов. Все они единодушно прерывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:14 ). Мощи Почитание мощей – проявление любви ко святым. Вы ведь тоже целуете и всячески украшаете (почитаете) тела (мощи) своих покойников на похоронах!? Почему же то, что вы позволяете себе каждый раз во время погребения, мы не имеем права делать всегда? Вопрос: может ли Бог чудотворить чрез материю? И могут ли христиане об этом просить? Даже одежда праведных чудотворила: одежды Христа ( Мф. 14:36 ), милоть Илии ( 4Цар. 2:14 ), платки и полотенца Павла ( Деян. 19:12 ), тень Петра ( Деян. 5:15 ). От мощей Елисея воскрес мертвец ( 4Цар. 13:21 ). Плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божие ( 1Кор. 15:50 ). Речь не о почитании мощей, а о природе людей в Царствии Божием: мертвые воскреснут нетленным, а мы изменимся (ст. 52); см. ст. 53–54. Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Фил. 3:21 ). В то время… выбросят кости царей… князей… священников… пророков ( Иер. 8:1–2 ). Читай это место полностью: там обличаются нечестивцы, поклоняющиеся Ваалу, Астарте и светилам ( Иер. 7:18 ) и другим богам ( 4Цар. 23:4–6 ). Пророчество исполнилось при царе Иосии ( 4Цар. 23 гл.) Кости же пророков Божиих он приказал не трогать ( 4Цар. 23:17–18 ). Почему в Ветхом Завете не поклонялись? Знания о Боге в Ветхом Завете при отсутствии искупительной благодати были трудно воплощаемы. И склонность к идолопоклонству была сильнее. Ныне, благодатью Христовой чувства верных навыком приучены к различению добра и зла ( Евр. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Этот всемилостивый Ходатай наш всякую милость заслужил нам у Небесного Своего Отца и дерзновение подал нам к Нему приступать. Избавил нас от врагов наших, от которых мы своею силою избавиться не могли. Враги наши: грех, дьявол, смерть и ад. Одолели они нас и торжествовали над нами как побежденными, и никто от них нас не мог избавить, никто за нас не вступился, не было нам помощника против них, но Сын Божий встал за нас, как говорит Сам через пророка: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: и попрал Я их во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их» ( Ис.63:5–6 ). Он дьявола, страшного исполина, победил и связал, дела его разрушил ( 1Ин.3:8 ); грехи верующих в Него Кровью Своею загладил; смерть смертью Своею и воскресением попрал и умертвил; ад разорил, и так пленение душ наших возвратил; и взошел на небо, и ныне Он «одесную Бога, и ходатайствует за нас» ( Рим 8:34 ). И поем Ему, как Победителю врагов наших и нашему Избавителю: «Ты восшел на высоту, пленил плен» ( Пс.67:19 ). И сами некогда, когда «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие», будем над этими врагами нашими торжествовать: «Поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). «Душа же наша уповает на Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя» ( Пс.32:20–22 ). Рассуди, за кого Христос умер? За грешников. За кого грех, дьявола, смерть и ад победил? За грешников. За грешников скорбел до смерти, ужасался и тужил, дабы их от вечной скорби, ужаса и печали избавить. За грешников на суде беззаконном судим был, дабы их от вечного суда освободить. За грешников связан был, дабы их узы растерзать. За грешников оплеван, обесчещен, поруган, осмеян был, дабы их от дьявольского поругания восхитить. За грешников уязвлен, ударяем и мучим был, дабы их от вечного мучения избавить.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Содержание этой брошюрки таково. Приведя текст Еккл.9:5–6 , составитель ее пишет: «Дорогой читатель! Нас прежде учили, что если тело наше умирает, человек т. е. душа его не умирает, а входит прямо в небо или в ад и там продолжает жить... верно ли это? Здравый разсудок против такого учения. Как может человек размышлять без мозга, или видеть без глаз и слышать без ушей? Если бы по смерти душа, или дух человека шли бы прямо в небо, то для какой цели тогда нужен будущий суд? Неужели бы Бог послал человека в ад, прежде, чем осудить его и вывел бы оттуда, тогда когда он пробыл там уже тысячу лет в мучении, чтобы затем осудить его? Читай 2Пет.2:9 . Неужели ты повесил бы человека прежде, и затем осудил бы его? И разумно ли было бы также поверить, что Бог примет человека прежде на тысячу лет на небо, а затем пошлет опять оттуда вниз, чтобы судить его, чтобы определить, действительно ли его место там? Этому верить нельзя. Откр.11:18 . Если душа может жить вне тела, для какой цели тогда воскресение тела? 1Кор.15:34 (35 etc.). Для чего тогда святым заботиться о втором пришествии Христа? См. Евр.9:28 . Откр.22:20 . Учением о жизни человека по смерти опровергаются истины Библии о суде, воскресении, пришествии Христа. Нечестивые сберегаются на день суда и праведники получат воздаяние после суда. 2Пет.2:9 ; Иов.22:28–32 ; Откр.20:13 ; Мф.16:27 ; Лк.14:14 ; 1Пет.5:4 ; Откр.11:18 . Мертвые умерли, они мертвы: 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:18 ; 1Кор.15:20 ; 1Кор.15:51 ; 1Сол.4:13 ; 1Сол.4:15 ; Ин.6:49 ; Дeяh.2:29; I . Нав. 1, 28 . Ин.8:52 («Авраам умер и пророки»); Ин.11:14 ; Они – в гробах: Быт.3:19 ; Быт.15:15 ; Еккл.9:10 ; Дан.12:2 ; Ин.5:28–29 ; Деян.8:2 . Мертвые ничего не знают – не имеют никакого помышления; Пс.145:3–4 ; Еккл.9:5–6 ; Пс.113:25 ; Пс.6:6 ; Пс.30:18 ; Ис.38:18 . Мертвые почивают: 3Цар.2:10 ; 3Цар.11:43 ; 4Цар.20:21 ; Иов.14:12 ; Дан.12:2 ; Ин.11:11 ; Ин.11:14 ; 1Кор.15:6 ; Дан.12:13 ; Ин.6:40 ; Ин.6:54 . Некоторые считают это учение мрачным. Но мы не должны судить об истине соответственно нашему желанию, но по слову Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   (54, 1) «Не вразумленный учением заблуждается» (Притч. 10:17), «раны и обличения дают наставление премуд­рости» (Притч. 29:15). Разумеется, подразумеваются обличения, проникнутые любовью. «Сердце правое ищет знания» (Притч. 15:14), поэтому «ищущий Бога обретет знание с правдою; искавшие же его надле­жащим образом обретут мир» (Притч. 16:18). (2) «И испытаю, — говорит апостол, — не слова возгордившихся, а силу» (1Кор. 4:19). Он пишет это в порицание тем, которые считают себя мудрыми, не будучи таковыми на самом деле. (3) «Не в слове Царство Божие» (имеются в виду, разумеется, лишь убедительные слова и гипотезы, а не истинное слово), «а в силе» (1Кор. 4:20), ибо только истина могущественна. (4) И опять: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать (1Кор. 8:2) Истина не есть частное мнение, и всяческие гипотезы об истинном знании лишь пыхтят и раздуваются от гордости. Назидает же любовь, пребывающая не во мнени­ях, но в истине. Потому и говорится: «Кто любит, тот познан» (1Кор. 8:1—3). XII. О необходимости скрывать истину от непосвященных    (55, 1) Поскольку наше предание не предназначено для всех подряд, как это становится ясно тем, кто проникся величием слова, следовательно, нам надлежит хорошо хранить «возвещаемую в тайне премудрость» (Ср. 1Кор. 2:7), открытую сыном Бога. (2) Именно поэтому уже и у Исаии пророка язык очищается огнем (Ис. 6:6—7), дабы он мог рассказать видение. И не только уста, но и слух свой нам следует очищать, если хотим стать участниками истины. (3) Эти соображения до сих пор удерживали меня от написания этой книги. Но и теперь я опасаюсь «метать бисер перед свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали нас» (Мф. 7:6). (4) Трудно говорить об истинном свете в выражениях искренних и ясных людям, подобным свиньям в своем невежестве. Для толпы нет ничего смешнее подобных вещей, для слушателей же благородных нет ничего удивительнее их и боговдохновеннее.    (56, 1) «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. 2:14). «Мудрые не разглашают того, о чем рассуждают в совете» (Ср. Прем. 24:7). (2) «Что на ухо слышите, — говорит Господь, — проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). Здесь говорит он о тайных преданиях, касающихся истинного знания, превосходно и возвышенно им изъяс­ненных. Нам прошептали их на ухо, именно так же и мы должны передавать их тем, кто достоин, не разглашая их всем остальным, удостоенных слышать только притчи. (3) Вот почему в этих заметках для памяти мы рассеяли истину повсеместно, подобно семенам, дабы она могла легко ускользнуть от внимания пустословов, всегда готовых, подобно воронам, каркать о ней. Если же этот труд встретит доброго земледельца, то каждое зернышко истины даст всходы, а затем и урожай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому «новый будущий вечный мир» должен стать новым творением известного нам мира. Когда это произойдёт? На этот вопрос нелегко дать ответ, так как искомый эсхатологический момент должен будет совпасть с концом необратимого времени, а значит, не может быть помещён в границы нынешнего времени 117 . В большой главе, посвящённой воскресению Христа ( 1Кор.15 ), Павел так говорит о внезапном наступлении этого эсхатологического момента: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1Кор.15:52 ). Павел использует платоновское exaiphnes («вдруг») для указания на момент соприкосновения вечности со временем, когда первая положит конец времени и произведёт его «снятие»: «И мёртвые воскреснут нетленными» ( 1Кор.15:52 ) и будет «поглощена смерть победою» ( 1Кор.15:54 ). В тот эсхатологический момент воскресение мёртвых будет происходить диахронически, а необратимое время в своей конечной точке будет обращено вспять и свёрнуто подобно свитку. Перед открывающейся в эсхатологический момент вечностью Бога все времена будут одновременны. Власть преходящего и «смерть» как необратимость времени – всё будет «снято» в победе вечной жизни. Конец эволюции живых будет ознаменован началом так называемой ре-волюции мёртвых. Люди, бывшие на границе жизни и смерти, иногда вспоминают, как в тот критический момент перед их глазами в одно мгновение, подобно замедленной киносъёмке, проходила вся прожитая ими жизнь. Точно так же можно себе представить, как в эсхатологический момент вспышка вечности озарит вселенную с самого её начала и до конца и сделает её полностью наличной. Эсхатологический момент положит конец линейному времени, которое мы называем необратимым временем этого мира, и примет в себя элемент кругового времени. В итоге мы получим не eternal return of the same (вечное возвращение одного и того же), но unique return of everything (единственное в своём роде возвращение всех вещей). Богословское основание этому предоставляет идея о «восстановлении всех вещей» 118 в явлении вечного присутствия Бога и об их новом творении через протекающее в эсхатологический момент преображение вещей из непостоянства в постоянство. Можно назвать это универсальным космическим процессом обратной связи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

Петра.» Получаются уже не особенности вероучения, а простые стилистическия разности, и притом в отношении количественном, а не качественном. Наконец, последнюю попытку отстоять позицию автор делает в заявлении, что «приведенные термины Ап. Петром употребляются в качестве эпитетов или имен Христовых, тогда как у других писателей новозаветных они, встречаясь изредка, употребляются в отношении ко Христу, в качестве предикатов или образных выражений о Нем, – и большею частью в буквальных цитатах пророчеств» (ibid). Но это уж совсем несущественное различие, притом в терминологии и стилистике, а не в христологии и вероучении. Тоже самое наблюдается и в рассуждении автора об эсхатологии Ап. Петра (стр. 346 сл.). «Эсхатологические представления, после благовестия о Христе Иисусе, можно сказать, составляют самый характерный пункт в богословии речей. Св. Петра называют Апостолом надежды». Но замечательно: в речах Ап. Петра глагол λπζειτ не имеется, а существительное λπς – только раз в ци- —374— тате из псалма Деян.2:26 , тогда как у Ап. Павла и в речах [ Деян.23:6, 24:15, 26:6, 28:20 ] и в посланиях [особенно: Рим.4:18, 5:2–5, 3:24–25, 15:13 ; 1Кор.9:10, 13:7,13, 15:19 ; 2Кор.3:12 ; Еф.1:18 ; Кол.1:5,23,27 ; Евр.11:1 ; 1Фес.4:13 ср. Еф.2:12 ; 1Фес.5:8 ; 2Фес.2:16 ; 1Тим.4:10 ; Тит.2:13 др. 1Ин.3:3 ], мы постоянно встречаем это понятие. «Дни как первого так и второго пришествия Христа на землю, по терминологии ветхозаветных пророков, Апостол называет «последними днями». Но ср. Ин.6:39,40,44,54, 11:24, 12:48 ; 2Тим.3:1 ср. 1Кор.15 ; Евр.1:2 ; Иак.5:3 ; 1Ин.2:18 ; Иуд.18 . Затем к «день Господень», день «кризиса», «суда» ср. Мф.10:15, 11:22,24, 12:36 ; 1Кор.1:8, 5:5 ; 2Кор.1:14 ; Флп.1:6,10, 2:16 ; 1Фес.5:2 ; 2Фес.2:2 ; 1Ин.4:17 ; Иуд.6 ; Апок.16:14 . К «доколе не совершится определенная данному периоду задача, не может настать новая эпоха, (доколе не завершится «апокатастасис», Христу «надлежит» быть на небе») ср. 1Кор.15:24–28 . К «царству неувядаемых благ на новом небе и новой земле» ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если от Основоположника христианства мы теперь обратимся к Его ближайшим последователям и продолжателям Его служения, то увидим, что они главным предметом своей проповеди избрали благовестие, предуказанное еще пророками в святых Писаниях о Сыне, который по плоти родился от семени Давидова, но по духу святыни, Его отличавшему и отделявшему от других и чрез ряд чудесных знамений, заключившихся Его воскресением из мертвых, открылся, существенно (ν δυνμει) Сыном Божиим ( Рим.1:2–4 ; Деян.2:24–36;3,12–26;4,10–12 и др.) 189 . Благовестие о таком Сыне Божием вносило целое новое миросозерцание в историю религиозного развития человечества; оно открывало новое божественное Лице, хотя предуказанное в древних Писаниях, но еще не явленное миру и вместе с Ним новое божественное домостроительство, касавшееся не только временного положения человека в сей жизни, но и будущей его судьбы и вместе с последней будущей судьбы всего мира ( Рим.3:21–26; 8:18–24 ; 1Кор.15:20–28; 42–54 ). Это было религиозное учение, открывавшее новый взгляд на отношение человека к Богу, миру и всему окружающему, на конечные цели всего видимого ( Гал.6:14.15 ); это было новое религиозное миросозерцание, ставившее в новые отношения Бога к человеку и последнего к Богу ( Рим.8:15–17 ); но такое миросозерцание не было плодом человеческого ведения и составляло предмет Божией мудрости, до последнего времени в тайне сокровенной и теперь только вынаруженной Св. Духом ( 1Кор.2:6–10 ). Вследствие этого оно возвещается не в препрительных человическия премудрости словесих, по примеру знаний человеческих, но в явлении Духа и силы, его сопровождающих ( 1Кор.2:4.5 ), и усвояется не помощью опытного знания, но верой ( 1Кор.1:21 ) 190 . Таким образом как по содержанию, так и по способу проповедования и усвоения новое благовестие было сверхъестественным явлением; оно было внесением в мир нового божественного откровения. И таким оно казалось для многих, слушавших апостольское благовестие: одни из них готовы были принять проповедников благовестия за богов, сшедших с неба для научения и вразумления людей ( Деян.14:11–17 ), другие – за небесных вестников божественной истины ( Гал.4:14 ), третьи и вообще все верившие благовестию признавали в них действительных проповедников слова Божия и только такое признание было для них началом и основой перехода и обращения в христианство ( 1Фес.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

3. Мф.6,24. 4. 1Кор.15,47–49. 5. Святитель Лев для описания полноты воспринятой Богом Словом человеческой природы использует термин " состояние " (conditio), которое в отличие от сущности (essentia) стало характерно для " ветхого человека " (ср. Послание 15; PL. 54, 685), и в этом смысле стало принадлежать согрешившей природе. Но при этом в этом " состоянии " не было ничего греховного. Для более точного понимания воззрений святителя Льва приведем отрывок из известного Послания к Флавиану, архиепископу Константинопольскому, о воплощении Бога Слова: " Следовательно, при сохранении особенностей обеих природ и сущностей, соединяющихся в одну Личность, величие принимает на себя смирение, сила — слабость, вечное — смертность: и для уплаты долга нашего состояния (conditionis nostrae) неуязвимая природа соединилась с природой, подверженной страданиям, чтобы, как и было необходимо для нашего исцеления, один и тот же Посредник между Богом и людьми мог умереть по одной природе и воскреснуть по другой. Итак, в нетронутой и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, в полноте Своих свойств, в полноте наших. А нашим мы называем то, что в нас от начала сотворил (condidit) Бог, и то, что Он принял на Себя для исправления. Но то, что привнес обманщик и обманутый человек допустил, не имело в Спасителе никакого следа. Ведь из-за Своего снисхождения вплоть до принятия наших немощей Он не стал участником наших грехов… " (См.: Послание 28, 3; PL. 54, 763 AB. Ср. Слово 21, 2 На Рождество, русский перевод которого опубликован в журнале " Встреча " 1 (2000). С. 5). 6. В оригинальном тексте: ab utraque substantia — от обеих сущностей. Из контекста видно, что речь идет о душе и теле. 7. См.: Лк.24,39: (Иисус сказал им): Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я сам; осяжите Меня и рассмотрите. 8. Большая часть третьего раздела дословно воспроизводится в послании к архиепископу Константинопольскому Флавиану (См.: Послание 28, 5; PL. 54, 773 AB). Полемический характер этого послания, направленного против заблуждений Евтихия, позволяет понять общий контекст Пасхального слова. Известно, что Евтихий учил о том, что после воплощения во Христе присутствует одна природа. По точному замечанию святителя Льва, он " не признавал нашу природу в Единородном Сыне Божием ни в служении смертности, ни в славе воскресения " (PL. 54, 773 B). Поводом к стремлению защитить человечество Христа могли послужить также воззрения манихеев, которые считали человеческое тело злом, и учили о том, что Христос был только духом, но не имел плоти. Ср. у Блаженного Августина аналогичное место, направленное против манихеев: " (Христос) был Словом, был и плотью. Ты (имеется в виду манихей) говоришь: " Только человеческий дух " . Я отвечаю: " Слово, дух, тело; Бог и человек " " (Слово 237, 2; PG. 38, 1123).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010