И Сам Спаситель глаголет: овцы Мои слушают гласа Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:27 −28). Всякой живущий и верующий в Меня, не умрет во век ( Ин.11:26 ). Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое, и верующий пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и суду не подлежит, а перешел уже от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Когда же тленное сие, говорит опять Апостол Павел, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово Писания: Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? Жало же смерти – грех (но мы являемся пред Богом праведными во Христе Иисусе – Рим.5:19 ), а сила греха – закон (но Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, был под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4 −5). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:54 −57). Сими и другими подобными изречениями Духа Святого, укрепляйте себя, дабы принять и претерпеть страдания с овечьим смирением и детским послушанием, и мужественным упованием и благодарением, как свойственно ученице Христовой, дабы прославив Бога страданиями, и самой быть прославленною от Бога. Приветствую избавленную от смерти очевидной милостью Божьею, Александру Яковлевну и сестру нашу о Господе Елену Павловну, о которой желаю вспомнить и завтра, желая ей в начале нового года ее, новых успехов на пути заповедей Христовых. Хочу еще раз писать к Вам из Казани. Преданный Вам слуга о Господе А. Макарий. Мая 17. 1840 г. Казань. 189 Достопочтеннейшая раба Христова и госпожа! Вам известны благотворения почетного гражданина Казани Петра Леонтьевича Крупеникова, и супруги его Ольги Васильевны, которыми они пребывание наше в Казани сделали беспечальным, и полным всякой удобности, довольства, упокоения. Как Вы с Екатериною Владимировною доставили нас преблагополучно сюда, так же почти и они отправляют нас в Томск, потом к Алтаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Как относиться к подобного рода предсказаниям? Всем, кто чрезмерно увлекается ими, следует, очевидно, напомнить слова Христа: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти” ( Деян.1:7 ). На вопрос учеников “когда же это будет?” Христос ответил: “Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и это время близко” ( Лк.21:7-8 ). В Новом Завете подчеркивается, что день Господень придет внезапно — не тогда, когда его вычислят, а когда его никто не ждет. И все попытки предсказать точную дату пришествия Христа являются сознательным или бессознательным противлением Евангелию, скрывшему от нас эту тайну. Когда апостолы говорили в своих посланиях о близости второго пришествия, речь шла не о хронологической близости, а скорее о постоянном ощущении присутствия Христа в ранней Церкви (часто употреблявшееся слово parousia означает как “пришествие”, так и “присутствие”), о готовности встретить Его в любой день и час. Ранняя Церковь жила не страхом пришествия антихриста, а радостным, ликующим ожиданием встречи с Христом, которой должна завершиться человеческая история. Эсхатологическое последнее время началось с самого момента Воплощения Сына Божьего и будет продолжаться до Его второго пришествия. Тайна беззакония, о которой говорит апостол Павел ( 1Фес.2:7 ), будет все более явственно раскрываться в истории. Но параллельно с этим процессом обнажения зла будет происходить внутренняя подготовка человечества к встрече со своим Спасителем. Битва Христа с антихристом закончится победой Христа: Господь Иисус убьет “беззаконника” духом уст Своих ( 1Фес.2:8 ). К этой победе устремлены взоры христиан, а не к предшествующим ей временам бедствий — временам, которые на самом деле уже давно начались и могут еще долго продолжаться. Конец света, которого некоторые христиане так боятся, будет не всемирной экологической катастрофой (хотя последняя и может ему предшествоваать), а избавлением человечества от зла, страданий и смерти. Об этом и пишет апостол Павел: “Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою” ( 1Кор.15:51-54 ; Ис.25:8 ). Примечания

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Место это Спаситель в Своей притче называет недром Авраамовым. Днесь будет Он в Раю, ибо Он идет возвестить отошедшим из этого мира душам об исполнении обетования Божия, об Искупителе. Туда, в этот Рай Божий, хочет Он собрать сегодня всех, которые скончались с верою в Него. Там они будут свободны от всякой скорби и печали, там не будет их мучить грех , там не будут они терпеть никаких нападений со стороны злых врагов, не будут бояться смерти. Там они будут покоиться до того дня, когда все «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» ( 1Кор.15:54 ), там будет «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:3–4 ). Туда, в этот Рай обещает Господь ввести этого разбойника, как первую добычу Своей смерти. Вот то спасение, которое он нашел сегодня – так как и он есть сын Авраама. После столь порочной и преступной жизни, после столь глубокого самообвинения он сегодня же, свободный от всякой вины, от всякого возмездия, входит со Спасителем в Рай совершенно святым, вечно блаженным. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю». Какое это властное, царское слово в устах Распятого! Здесь Крест делается престолом Судии. Мы видим здесь нашего Спасителя таким, каким увидим Его, когда Он придет на землю во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. Горе тем, которые похожи на разбойника с левой стороны и которым Он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). Но благо тем, которых Он назовет благословенными Отца Своего и введет в Царство, уготованное им от сложения мира ( Мф.25:34 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю!» О, как много отрады и утешительной надежды вселяет это дорогое слово в души тех, которые подобно блудному сыну, проведя жизнь свою беззаконно, на распутьях мира, напоследок пробуждаются к вере и покаянию и, хотя под конец жизни своей, простирают свои руки к Спасителю грешников! Как много облегчает оно наше сердце при мысли о тех почивших братьях наших, которых мы любили в продолжение всей их жизни, всеми силами старались привести их к Богу и Спасителю, но все наши труды и усилия остались, насколько это можно видеть человеку, бесплодны! Кто знает, может быть, и не так бесплодны, как это нам кажется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

– Многочисленны стихиры и молитвы, в которых мы просим, чтобы всемилостивый Господь даровал нам эту «велию милость»: дабы во всем Божием участвовали мы и ощущали это бесконечно и вечно, наставляемые Божией благодатью через Божественно неизмеримые Божии бесконечности, по сравнению с которыми наши, человеческие, бесконечности малы и ничтожны. В этом блаженстве вечной Богочеловеческой жизни праведники будут участвовать всей своей личностью, то есть и телом, и душой. Ведь и их преображенное тело будет прославленным и способным участвовать в вечной Божией славе. Вечное блаженство праведников будет не одинаковым. Мера блаженства окажется зависимой от степени духовного совершенства того или иного подвижника. Каждый будет участвовать в этом блаженстве именно по мере своего духовного преуспеяния, то есть по мере своей освященности, своей обогочеловеченности, своей отроиченности, своей оцерковленности. Степень, сила, полнота участия в вечном блаженстве будут сообразны полноте, силе, степени духовного роста каждого праведника, как пишет об этом святой апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ). Вечная жизнь праведников станет, собственно, вечным служением Богу, вечным богослужением, вечной Небесной Литургией, вечным причащением Владыке Христу, Который и есть жизнь вечная. Об этом Он Сам благовестил: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:54, 56 ). И так через всю вечность: евхаристическое служение Владыке Христу, евхаристическое жительство Владыкой Христом, евхаристическое в Нем блаженство. Посему здесь, на святой «Литургии, после святого Причащения, мы молимся Господу Иисусу Христу: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Это всесвятое, это всеблаженное облечение праведников во Христа начинается еще здесь, на земле, через святые таинства и святые добродетели в Богочеловеческом Теле Христовой Церкви, дабы вечно продолжаться в вечной жизни, которая вся и есть, и бывает от Отца через Сына в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Муж скорбящий. Да будет воля Господня, если Он наказывает меня за грехи. Если и искушает, да будет все по Его святому изволению; я же должен только терпеть. «Не Богу ли повинуется душа моя? От Него спасение мое» (Пс. 61, 2), только бы не попустил Он искушения выше сил моих. Старец утешающий. На это тебе отвечает апостол: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13). Бог попускает любимым рабам Своим скорби по их силам, Бог и терпение подает в скорбях уповающим на Него. «Возложи» поэтому, боголюбец, «на Господа печаль твою» (Пс.54, 23), ибо Тот печется о тебе, Тот промышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он «сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь» (Пс.120, 7), ибо пишется: «Хранит Господь любящих Его» (Пс.144, 20). Если любишь Господа, не печалься от нашедших на тебя скорбей: Он избавит тебя от них, ибо говорит: «С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его» (Пс.90, 15). Если любишь Бога, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Все, что считается бедствием в мире этом, как-то: гонения, мучения, досаждения, унижения и многое другое, — все это любящим Бога обыкновенно приносит не пагубу, но спасение. Силен Бог рыдание и плачь вскоре превратить в веселие и утешение. Послушай, что говорят златоречивые уста: «Все, считающееся скорбным: бедствие, нищета, темница, голод, смерть или еще что-либо злое, — если все это и случится, то силен Бог изменить на противоположное, то есть на благое. Ведь в том и заключается неизреченное свойство Его силы, что все, кажущееся тяжким и мучительным, Он делает легким и обращает в нашу пользу» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к римлянам, гл. 8). Муж скорбящий. О, если бы Господь претворил мои слезы в радость и утешил скорбь сердца моего! Старец утешающий. Напрасно скорбит душа твоя, «напрасно смущаешься! Уповай на Бога. Он выведет как свет правду твою, и судьбу твою как полдень» (Пс. 41, 6; 36, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Не умре, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как делал Он и в других случаях, напр., при смерти Лазаря ( Ин.11:11 ). Св. Апостолы нередко называют умерших спящими ( Деян.7:60 ; 1Кор.15:6 . и др.). Смерть называют сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут – как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силою Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. Смеялись над Ним (ругахуся Ему), – то есть когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит. Лк.8:54 . Он же изгнáв вóн всех, и éм за рýку ея, возгласи, глагóля: отроковице, востáни. Лк.8:55 . И возвратися дýх ея, и воскрéсе áбие: и повеле дáти éй ясти. (Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.) Выслав (изгнав) всех вон, – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов. Повеле дати ей ясти. Это – для полнейшего удостоверения, что девица действительно воскресла, и для подкрепления ее сил. Лк.8:56 . И дивистася родителя ея. Он же повеле има никомýже поведати бывшаго. (И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.) По еванг. Марку, видевшие пришли в великое изумление. Воскрешение дочери Иаира было еще первым чудом воскрешения умерших Иисусом Христом. Почему неудивительно, если свидетели воскрешения пришли в ужас от необычайности сего чуда. – Христос запрещал разглашать о Своих чудесах, по разным причинам: и для того, чтобы отвратить от самомнения; и тщеславия тех, для кого совершено чудо (Злат, и Феоф.), и по смирению Своему ( Мф.12:16, 19:20 ), и чтобы и другим показать пример смирения и скромности, и, наконец, для того, чтобы разглашением чудес преждевременно не возбудить в народе представления о Мессии, как о земном властителе, но сначала дать утвердиться в нем более здравым понятиям о Своем духовном царстве. (Мих.) Евангелист Матфей повествует, что несмотря на запрещение Господа рассказывать о чуде воскрешения дочери Иаира, весть о нем огласилась по всей Галилее и Палестине. И благодарные родители, и особенно народ не могли молчать о таком великом деле. Воскрешение дочери Иаира было первым, когда Господь проявил Свое Божественное всемогущество над смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со смертью. Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда… «не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» ( Ис 65:20–22 ). А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем? «уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» ( Ис 25:7–8 ). Впрочем, с пророчествами всё непросто – и мы рассуждали об этом в 10-й главе, приводя пример из пророка Осии ( Ос.13:14 ), слова которого цитирует в совершенно ином смысле апостол Павел ( 1Кор.15:54–55 ), а за ним и Иоанн Златоуст : «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно яростно угрожал израильтянам и давал им самые смелые надежды! Не может… только если мы сами следуем строгим законам формальной логики, где угроза и обещание – два разных и совершенно несовместимых понятия. Но разными бывают люди, времена, обстоятельства, и что звучало угрозой для одних, легко может стать обещанием для других. Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок все равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек: «Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между смертью и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ( 3Цар 17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40 . Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10 , освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54 , ходить во всём чине христианском. Евр.7:18 . «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности». Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн.: Мф.26:28 ; Евр.10:9 . Евр.10:35 . «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33 . Откр.22:14 . «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением ( Лк.10:16 ), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники ( Ин.10:1 ), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Одолевая грех и смерть, человек Христов проходит в своей жизни три основные этапа христианского эволюционизма: рождение во Христе, преображение во Христе, воскресение во Христе (ср. Ин.1:12; 3:3; Кол.3:1; 2Кор.5:17-18; Рим.6:5; 12:2; 1Кор.15:54). Конечная цель его борьбы - воскреснуть со Христом. Он терпит различные мучения, исполняет заповеди Спасителевы, проявляет добродетели евангельские: веру, любовь, надежду, молитву, пост, смирение, милосердие, кротость ..., чтобы удостоиться воскресения из мертвых (ср. Флп.3:8-11). Посредством всех своих воздыханий и слез, и молитв, и мыслей, и чувств, и дел он стремится к этому... Человек, ты участвуешь в богочеловеческом прогрессе, создаешь его, если думаешь, если чувствуешь, если действу ешь так, как будто ты уже воскрес, уже победил смерть, уже вступил в жизнь вечную. И действительно: ты уже победил смерть, уже вступил в жизнь вечную, если всем сердцем твоим, всей душою твоею, всеми мыслями твоими уверовал в Воскресшего Господа Иисуса, поскольку Он сказал: " ...Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную перешел от смерти в жизнь " (Ин.5:24; 8:51). Кто верует, тот перешел от смерти в жизнь уже здесь, на земле. Да, верой в Господа Христа впрыскивается " сыворотка " бессмертия и в душу, и в тело человека. Верой и любовью, потому что и такая благая весть изложена в Евангелии: " Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти " (1Ин.3:14). Господь Христос - единственный Путь, который не завершается беспутьем, единственная Истина, которая не заканчивается ложью, единственная Жизнь, которая не завершается смертью, поэтому Он и мог объявить всем на все времена и на всю вечность: " Я есмь Путь, Истина и Жизнь " (Ин.14:6). А поскольку Он первый и единственный победил смерть Воскресением и таким образом обеспечил человеку бессмертность и жизнь вечную, то Он один мог сказать о Себе: " Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек " (Ин.11:25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Одолевая грех и смерть, человек Христов проходит в своей жизни три основные этапа христианского эволюционизма: рождение во Христе, преображение во Христе, воскресение во Христе (ср. Ин.1:12, 3:3 ; Кол.3:1 ; 2Кор.5:17–18 ; Рим.6:5, 12:2 ; 1Кор.15:54 ). Конечная цель его борьбы – воскреснуть со Христом. Он терпит различные мучения, исполняет заповеди Спасителевы, проявляет добродетели евангельские: веру, любовь, надежду, молитву, пост, смирение, милосердие, кротость ..., чтобы удостоиться воскресения из мертвых (ср. Флп.3:8–11 ). Посредством всех своих воздыханий и слез, и молитв, и мыслей, и чувств, и дел он стремится к этому... Человек, ты участвуешь в богочеловеческом прогрессе, создаешь его, если думаешь, если чувствуешь, если действуешь так, как будто ты уже воскрес, уже победил смерть, уже вступил в жизнь вечную. И действительно: ты уже победил смерть, уже вступил в жизнь вечную, если всем сердцем твоим, всей душою твоею, всеми мыслями твоими уверовал в Воскресшего Господа Иисуса, поскольку Он сказал: «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную... перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24, 8:51 ). Кто верует, тот перешел от смерти в жизнь уже здесь, на земле. Да, верой в Господа Христа впрыскивается «сыворотка» бессмертия и в душу, и в тело человека. Верой и любовью, потому что и такая благая весть изложена в Евангелии: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ). Господь Христос – единственный Путь, который не завершается беспутьем, единственная Истина, которая не заканчивается ложью, единственная Жизнь, которая не завершается смертью, поэтому Он и мог объявить всем на все времена и на всю вечность: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ). А поскольку Он первый и единственный победил смерть Воскресением и таким образом обеспечил человеку бессмертность и жизнь вечную, то Он один мог сказать о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» ( Ин.11:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010