Подобное же ап. Павел пишет Рим. 1, 10 ; 2Кор. 13, 7. 9 ; Филип. 1, 9 ; Колос. 1, 3, 9 ; 1Сол. 3, 10 ; 2Сол. 1, 11 ; св. Апостол Иоанн Богослов пишет старцу Гаию: «возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» ( 3Ин. 1, 2 ). С другой стороны, возвещая христианам, что «много может усиленная молитва праведнаго» апостолы наставляли их: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак. 5, 16 ). «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» ( 1Ин. 5, 16 ). «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим. 2, 1, 2 ); «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14, 15 ). Мало этого, апостолы просили у христиан взаимной молитвы даже и за себя. «Братия! молитесь и о нас» ( 1Сол. 5, 25 ). «Молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» ( 2Сол. 3, 1 ). «Молитесь о нас... Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам» ( Евр. 13, 18, 19 ). «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым» ( Рим. 15, 30, 31 ). Что же касается молитвы каждого за самого себя, то апостолы дали нам наставление – молиться непрестанно ( 1Сол. 5, 17 ), молиться во всякое время ( Ефес. 6, 18 ), молиться день и ночь ( 1Тим. 5, 5 ), молиться духом и умом ( 1Кор. 14, 15 ). Основание для христианской молитвы апостолы прямо указывали в обетовании Спасителя. «Вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него ( 1Ин. 5, 14. 15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

БЕСЕДА ПЯТАЯ. На 1Кор.1:26–27 . При помощи благодати Божией апостолы обратили вселенную. – Против театральных зрелищ. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. На 1Кор.2:1–2 . Для проповеди не нужна мирская мудрость. – Вера и знамения. – Почему ныне не все веруют. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. На 1Кор.2:6–7 . Мудрость философов сделалась безумием. – Многие из священных книг потеряны. – Учение Христа подтверждается чудесами и исполнением предсказанного Им. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. На 1Кор.3:1–3 . Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. – Никогда не нужно отчаиваться в спасении. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. На 1Кор.3:12–15 . Мучение грешников не имеет конца. – Изображение греха вообще и корыстолюбия в частности. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. На 1Кор.3:18–19 . Способ обличения Павлом кровосмесника. – Осуждение внешней мудрости. – Порицание гордости священников. – Как следует пользоваться богатством. БЕСЕДА ОДИНАДЦАТАЯ. На 1Кор.4:3–4 . Не следует осуждать ближних. – Человеческий суд ошибочен. – Прелюбодеяние помрачает душу. – Пристрастие к деньгам порождает великое зло. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. На 1Кор.4:4–6 . Вред от гордости. – Мудрость Павла. – Не следует искать похвалы у людей, но у Бога. – Предосудительность театральных зрелищ, конских ристалищ и звериной травли. – Осуждение свадебных обычаев. – Суеверные перевязки, погремушки и разные предрассудки. БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. На 1Кор.4:10 . О подражании Христу. – Изображения Павла и его добродетелей. – Богатство при хорошем его употреблении не составляет греха. БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. На 1Кор.4:17 . Павел пламеннее огня. – Каким образом возможно приобрести Царство Небесное. – Добродетель не бывает тяжка. – Бедствия, причиняемые страстью к деньгам. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. На 1Кор.5:1–2 . Как поступает Павел с явным прелюбодеем. – Для христианина всякое время есть праздник. – Мудрость Павла. – В каком смысле любостяжание есть старая закваска. – Добрые плоды милостыни. БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. На 1Кор.5:9–11 . Об уклонении от языческих судилищ. – Страсть к деньгам все извращает. – О перенесении оскорблений и обид. – Кто не подает милостыни бедным, идет в геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 52 52 Восстань, восстань. См. ком. 51,9. Облекись... в одежды. Господь возвращает Иерусалиму его царственное величие (ср. 61,10; Откр. 3,4.5.18; 4,4 ). город святый! Иерусалим освящен присутствием Божиим (48,2; Иоил. 3,17 ; Мф. 4,5 ; Откр. 21,2 ; см. ком. к 4,3; 35,8.9). необрезанный и нечистый. Тем, кто запятнал себя грехом, нет места в граде Божием (48,22; Наум 1,15 ; Откр. 21,27; 22,14.15 ). 52 за ничто были вы проданы. Ср. с 50,1. без серебра. Господь спасет Свой народ, не требуя расплаты (45,13; 55,1). 52 пожить. Народ Израиля уповал на милосердие египтян, однако те не оправдали его надежд. 52 здесь. В Вавилоне. даром. Т.е. «ни за что». Израиль не причинил никакого зла ни Египту, ни Ассирии, ни Вавилону. 52 узнает имя Мое. Т.е. признает, что Господь есть Бог, и нет других «богов». в тот день. В день освобождения из плена. Я тот же. Тот же Господь Бог, Который дал обет Аврааму, вывел из Египта, заключил завет на Синае и теперь освободил из плена. 52 Как прекрасны на горах. См. Пс. 124,2 . ноги благовестника. В образе вестника, бегущего через горы с поля битвы к ожидающему Сиону ( 2Цар. 18,26 ) с благой вестью о победе Божиего воинства, предугадываются образы евангелистов, проповедующих завет Иисуса Христа ( Рим. 10,15 ; Еф. 6,15 ). воцарился Бог твой! Исаия высказывает главную мысль Ветхого и Нового Заветов (6,5; 24,23; 33,20–22; 40,10; 41,21; 43,16.21; 44,6;60,17; Пс. 46,9; 92,1; 96,1; 98,1 ; Откр. 19,6 ). С этого момента начинается обновление заветных уз милости, связывающих Бога и Его народ. 52 сторожей. Речь идет о людях, стремящихся к Божией праведности (51,1; ср. 62,6). 52 выходите оттуда. Из Вавилона; в духовном смысле из среды идолопоклонства. носящие сосуды. Во времена исхода из Египта иудеи несли с собой только слитки золота и серебра для изготовления священной утвари; ныне же в руках народа сами священные сосуды ( 4Цар. 25,14.15 ; Езд. 1,7–11; 5,14.15 ), унесенные из храма Навуходоносором и возвращенные Дарием. Под «носящими сосуды» следует понимать всех верующих в Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Второе отделение. Обличение и исправление нравственных недостатков (1Кор.5 и 1Кор.6) 1. Обличение за равнодушие к греху кровосмесительства (1Кор.5, 1–13) а) Обличение коринфян за равнодушие к кровосмеснику и суд над ним ( 1Кор.5, 1–8 ), с прибавлением б) наставления об очищении христианского общества от всех явных грешников ( 1Кор.5:9–13 ) а) Обличение коринфян и суд над кровосмесником (1Кор.5, 1–8) В обличении за кровосмесника святой Павел аа) сначала показывает великость греха и охуждает равнодушие к нему коринфских христиан ( 1Кор.5, 1–2 ); бб) потом произносит суд отлучения над кровосмесником ( 1Кор.5:3–5 ), и вв) наконец выставляет основания, почему так надо поступить с ним, и должно так действовать в отношении ко всякому грешнику и греху ( 1Кор.6–8 ). аа) Тяжесть греха кровосмесника и осуждение равнодушия коринфян ( 1Кор.5, 1–2 ) 1Кор.5:1 . Отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яковоже ни во языцех именуется, яко некоему имети жену отчую. «Отнюд» – ολως – совсем, или верность и несомненность слуха означает, или его повсюдность, или то и другое: повсюду идет верный слух. Фотий у Экумения говорит, что «»отнюдь слышится» есть голос пораженного этим слухом и мерзящего им и болезнующего о нем, как бы так: уа! какое безобразие!» Так же разумел это выражение и Феодорит, ибо на слова: «отнюдь слышится в вас блужение», он пишет: «Апостол достаточно дал видеть чрезмерность неприличия; ибо, говорит, не должно быть и слышимо это». «Слышится в вас». «Апостол силу укоризны сколько возможно направляет против всех. Не говорит: почему такой-то предается прелюбодеянию? но: «отнюдь слышится в вас блужение», дабы они, считая себя совершенно свободными от обвинения, не остались невнимательными, но видели бы, что все их общество подлежит обличению и вся их церковь не свободна от обвинения, и оттого были бы ревностны в благочестии. Такого рода это дело, что ведь никто не скажет, говорит, что такой-то предается прелюбодеянию, но что в коринфской церкви совершается такое преступление, «яково ни во языцех именуется». Апостол часто примером язычников укоряет верующих, чтоб «не ходили, якоже прочии языцы ходят» ( Еф. 4, 17 ). Но здесь укор самый сильный. Если непростительно грешить одинаково с язычниками, то превосходить язычников в этом отношении, скажи мне, какой великий грех ? У них, говорит, не только не совершается что-нибудь подобное, но «ниже именуется». Видишь ли, как важным он считает это преступление? Если они допускают такой род безнравственности, какого не только не делают, но и не знают неверные, то невыразимо величие греха их» (святой Златоуст). «На что не отважатся и обучавшиеся демонским учениям, на то отважились у вас» (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. На 1Кор.7:1–2 . О правах супружества. – В отношении ко Христу раб и свободный равны. – Пагубные следствия зависти. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. На 1Кор.9:1 . Почему Павел восхваляет себя. – Мудрость Павла. – Против сребролюбцев. – Нужно щедро подавать милостыню. – Употребление церковного достояния на нужды бедных. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. На 1Кор.9:13–14 . Как поступал Павел для спасения других. – Порочная страсть кратковременна, а причиняемое ею огорчение продолжительно. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. На 1Кор.9:24 . Не следует отчаиваться в подвигах добродетели из-за трудности дела. – Загробные наказания будут вечны. – Сила покаяния в настоящей жизни и его бесполезность в будущей. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. На 1Кор.10:25 . Подвиг не бывает великим, если не приносит пользы другим. – Величие Павловой души. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. На 1Кор.11:2 . Что прилично мужам и женам. – Муж должен совершать подвиги любомудрия, не выжидая, чтобы первая начала жена, равно и жена должна их совершать, не выжидая, чтобы первый начал муж. – Бить жену постыдно. – Изречение философа (Сократа) о злой жене. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. На 1Кор.11:17 . О собраниях для вкушения пищи и вечери Господней. – Обязанность разделять трапезу с бедными. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. На 1Кор.11:28 . Причащающемуся необходима чистота совести. – Нравственное наставление. – Нужно избегать чрезмерного сетования об умерших. – Пример Иова. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. На 1Кор.12:1–2 . О датах Святого Духа, послуживших поводом к несогласию. – Против духоборцев. – Не нужно быть пытливым касательно распределения благ Богом. – Вещественные блага скоропреходящи. БЕСЕДА ТРИДЦАТАЯ. На 1Кор.12:12 . Сравнение церкви с человеческим телом. – Вдовицы в церкви. – Следует пренебрегать деньгами. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. На 1Кор.12:21 . Необходимость согласия и опасность вражды. – Ничто не производит такого разделения, как зависть. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ. На 1Кор.12:27 . В Церкви Христовой было больше пророков, чем в Ветхом Завете. – Благодатные дары без любви и доброй жизни не приносят пользы. – Любовь свободна от всякого зла. – Павел иногда вынуждаем был хвалиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Такой же елей приносили и те (ветхозаветные), по книге Левит, «елей чистый, выбитый, для освещения, чтобы горел светильник вне завесы пред Господом» (Лев.24:2—3). Но им повелено было поддерживать самый слабый свет от вечера до утра. Ибо их светильник, питаемый делами и верою народа, кажется, соответствовал пророческому слову, прямо указывающему на целомудрие, а храм (соответствовал) «уделу наследия» (Пс. 104:11), так как светильник может светить только в одном доме. Посему этому светильнику надлежало гореть до наступления дня: «пусть возжигают его, — сказано там, — до утра» (Лев.24:3), т.е. до пришествия Христа; потому что когда воссияло солнце девства и правды, то нет нужды в светильнике. Итак доколе этот народ приносил необходимое для питания светильника, доставляя елей (добрыми) делами, дотоле у них не угасал светильник целомудрия, но всегда блистал и светил «в уделе наследия». Когда же этот елей оскудел от того, что они уклонились от веры в невоздержание, то светильник совершенно погас, дабы девы преемственно, как бы свыше озаряя мир нетлением, опять засветили эти светильники. Посему и ныне должно приносить в изобилии чистый елей добрых дел и мудрости, очищенный от всякого влекущего долу тления, дабы, в ожидании замедлившего Жениха, и наши светильники также не погасли. Это замедление есть время до пришествия Христова; дремота и сон дев — отшествие от жизни; полночь — царство антихриста, когда ангел-истребитель пройдет по (нашим) жилищам; а раздавшийся крик: «вот Жених идет, выходите Ему на встречу» (Мф.25:6) — голос с небес и трубный звук, когда святые, по воскресении всех их, будут восхищены на облаках и пойдут в сретение Господу (1Сол.4:16, 17). Ибо надобно заметить, после этого крика «встали все девы», как говорит Слово (Божие), т.е. после голоса с небес мертвые воскреснут, как учит и Павел, когда говорит: «сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Сол.4:16), т.е. (телесные) хижины, которые умерли, разлучившись с душами. «Потом мы, оставшееся в живых, вместе с ними восхищены будем» (1Сол.4:17); это он говорит о душах. Ибо мы, живущие, собственно суть наши души, которые вместе с телами, опять воспринятыми, на облаках пойдут на встречу (Господу), неся светильники, украшенные не чуждым и мирским украшением, но светом мудрости и целомудрия, исполненным эфирного сияния подобно сияющим звездам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В противном случае пришлось бы допустить неестественное и совершенно несогласное с Божиим домостроительством, а потому и совершенно невероятное предположение, что воскресшая и прославленная во Христе телесная природа человеческая останется одинокой и созерцаемой лишь бесплотными ангелами (а им к чему это?) и лишенными тел душами умерших людей (т. е. полулюдьми). Но в этом случае к чему было бы и самое вочеловечение Иисуса Христа, и кого бы радовало Его воскресение? Итак, «если Христово воскресение кажется нам достойным веры, то нельзя не веровать, что и мы улучим воскресение, потому что для нас домостроительствуется тайна вочеловечения» (Феодорит). Сие бо вам глаголем словом Господним (т. е. по нарочитому откровению от Господа), яко мы живущии и оставшии в пришествии Господне, не имамы предварити умерших ( 1Сол. 4:15 ). Выражение Апостола о живущих и оставшихся нужно разуметь в общем смысле. Говоря так, «он не о своем лице говорит, а о людях, имевших дожить до того времени» (Феодорит). «Употребив выражение мы, он имел в виду не себя, но разумел верных» (Златоуст). Но в каком отношении не предупредят умерших оставшиеся в живых до пришествия Господня? Они не предупредят их встречей Господа, грядущего со славою на землю (ниже 1Сол. 4:17 ), и не раньше умерших примут участие в радостях жизни будущего века. В сих словах Ап. Павла заключается нарочитое утешение Солунянам, которые сокрушались об участи умерших своих родственников, ошибочно полагая, что только живые, встретившие Господа, войдут с Ним в царство славы. Яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первые ( 1Сол. 4:16 ). В сих сжатых пророчественных словах Апостола о дне вторго пришествия Христова на землю предлагаются лишь некоторые и притом метафорические черты онаго страшного и великого дня. Таинственные подробности сего дня, которых касается богодухновенное слово Апостола, остаются все-таки от нас сокрытыми по воле Господней. Видим только то, что второе пришествие Христово будет славное, громогласное и в виду всей вселенной, вопреки первому Его пришествию тихому и незаметному в ночном мраке, воспетому ангелами лишь вслух пастырей Вифлеемских, а также и вопреки кроткому отшествию Его на небо с горы Елеонской в виду немногочисленных преданных Ему рыбарей Галлилейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Лука перечисляет нескольких обращенных в Афинах, но у нас нет свидетельств, что апостолу удалось основать там церковь . Афины не упоминаются также ни в одном из его посланий. Создается впечатление, что Павел покинул этот город, разочарованный скудными плодами своих попыток сделать христианство привлекательным для философов. Как бы то ни было, он отправился в Коринф, твердо решив, как он скажет впоследствии, не знать ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Коринф, столица римской провинции Ахаия (Греция), был огромной торговой метрополией и располагался на морском побережье примерно в 80 км к западу от Афин. Этот город с полумиллионным населением славился своим распутством. Почитание богинь плодородия процветало в самых чувственных и сладострастных формах, делая Коринф известным центром безнравственности. Его репутация была столь плоха, что поговорка «жить, как коринфянин» означала «развратничать». Зато Павлова миссия в Коринфе, в отличие от его миссии в Афинах, – одна из самых успешных во всей истории раннехристианской церкви. Во время его пребывания сформировались общины верующих, причем не только в самом Коринфе, но и в близлежащих городах ( Рим.16:1 : 2Кор.1:1 : 2Сол.1:4 ). По мере роста христианской общины в нее влились некоторые видные люди, в частности, некий Крисп, начальник иудейской синагоги ( Деян.18:8 : 1Кор.1:14 ). Создается, однако, впечатление, что в целом большинство членов коринфской церкви происходили из низших слоев общества ( 1Кор.1:26:6:9–11 ). От языческих обычаев многие отвыкали с трудом; несколько лет спустя апостол все еще обращается к ним как к «младенцам во Христе» ( 1Кор.3:1–2 ). Именно в Коринфе Павел написал самые ранние из дошедших до нас посланий – 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам. В вводном обращении он называет своими спутниками Силуана и Тимофея ( 1Сол.1:1 : 2Сол.1:1 ): Тимофей недавно вернулся из Фессалоник с рассказом о фессалоникийской церкви ( 1Сол.3:6 ). Поскольку Павлу пришлось уйти из Фессалоник раньше, чем он собирался, он с тревогой спрашивал себя, сколь долговечными окажутся плоды его трудов в этом городе. Обрадованный известием, что церковь в тех краях растет, он написал ей письмо, в котором высказывал свое удовольствие и отвечал на некоторые пастырские проблемы. (Подробнее об этих посланиях см. следующую главу.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Горячо желая видеть солунян и встречая этому постоянные преграды, ап. Павел посылает Тимофея с целью «утвердить» их и «утешить в вере» ( 1Сол.3:2 ), предостеречь от уныния и колебания среди стольких скорбей и гонений. Ап. Павел выражает свой взгляд на страдания как неизбежное для христианина явление. Это не какая-то случайность, не что-то временное, – они составляют сущность крестоношения: «так нам суждено» ( 1Сол.3:3 ). Этого никогда не скрывал Апостол, но предупреждал новообращающихся, «что будем страдать» ( 1Сол.3:4 ). Однако это не поколебало их веры: св. Тимофей принес радостные вести о вере и стойкости солунян, что и составляет цель жизни самого Апостола: «Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» ( 1Сол.3:3 ). НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1Сол.4:1–5, 24) 1. Призыв к святости и братолюбию (1Сол.4:1–12) Апостол Павел призывает преуспевать в угождении Богу и делании заповедей, смысл и цель которых – «освящение» верующих ( 1Сол.4:3 ). Непременным же требованием святости является целомудрие, т. е. телесная и душевная чистота: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел содержать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Сол.4:4–5 ). Здесь, как и в Послании к Римлянам ( 1Сол.1:21–31 ), утверждается мысль, что целомудрие есть необходимое условие святой жизни и что нравственное разложение личности есть результат неверия. «Блуд», по ап. Павлу, понимается в широком смысле: как всякое блуждание ума – похоть плотская и душевная. Под «сосудом», который следует соблюдать «в святости и чести» ( 1Сол.4:4 ), скорее надо понимать не жену ( 1Пет.3:7 ), а свое тело, которое ап. Павел иначе называет «глиняным сосудом» ( Рим.9:21 ; 2Кор.4:7 ; 2Тим.2:20 ), «телом смерти» ( Рим.8:11, 7:24 ) по причине наклонности его ко греху. Апостол хвалит солунян за преуспеяние в братолюбии и умоляет их терпеливо трудиться «своими руками», чтобы «внешние» не упрекали их в тунеядстве ( 1Сол.4:11–12 ). Христиане должны честно трудиться, чтобы содержать себя и давать нуждающимся исполняя заповедь любви ( Деян.20:35 ). 2. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (1Сол.4:13–5, 28)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В этом третьем отделении исторической части послания Апостол свидетельствует в высшей степени теплую, отечески заботливую любовь к солунянам: а) своею скорбию о разлучении с ними и желанием видеть их, 1Сол.2:17—20; б)своею заботою о них, вынудившею послание к ним Тимофея, чтоб утвердить и успокоить их, и принесть сведение о них, 1Сол.3:1—5; в) радостию по получении удовлетворительных сведений, благодарностию за то Бога и новым изъявлением желания видеть их, — 1Сол.3:6—10; г)и своими им благожеланиями, — 1Сол.3:11—13. а) Скорбь о разлучении с солунянами и желание видеть их (1Сол.2:17—20) Если б и нашелся кто, способный подумать о святом Павле: вот, повернулся, увлек нас на свою сторону, вверг чрез то в скорби, — а сам ускользнул, и нет ему горя; тот не мог уже долее оставаться при таких мыслях, удостоверившись в тех чувствах, какие испытывал святой Павел по удалении из Солуни. Удалившись, он чувствовал себя сиротою, 1Сол.2:17,-раз и два порывался воротиться к ним, но не мог, 1Сол.2:18, — и все это не из расчетов каких-либо, а по тому одному, что этого требовало его апостольское достоинство, что в этом его радость и слава вечная, — 1Сол.2:19—20. 1Сол.2:17.   Мы же, братие, осиротевше от вас ко времени часа, лицем, а не сердцем, лишше тщахомся лице ваше видети многим желанием . «Мы же» — что касается до нас. Говорил пред сим о том, как шла проповедь, как уверовали солуняне и как начали страдать за веру к славе своей и особому достоинству пред Господом. Продолжает как бы: тут нам надлежало удалиться, — и вот что было у нас на душе. «Осиротевше» — говорится собственно о непристроенных детях, лишающихся родителей своих; но идет и к родителям, теряющим детей. Апостол почитает себя отцом обесчадевшим. «Осиротевше» — нежное выражение состояния души по разлучении с любимыми. Расставшись с солунянами, святой Павел чувствует себя сиротою. И у нас говорят: сиротою смотрит, или: такой сиротливый. Во всей главе сей Апостол применяет к себе самые сильные чувства родственные, чувства матери (1Сол.2:7—8), отца (1Сол.2:11), а здесь — сироты. «Сначала Апостол уподобил себя матери, которая кормит и лелеет младенца, потом — отцу, который нежно расположен к детям; теперь же — отроку, который оплакивает преждевременное сиротство» (Феодорит). Надо бы сказать, что те осиротели, лишившись его, своего духовного отца, а святой Павел себя считает осиротевшим, желая показать, что не столько они, сколько он потерял чрез удаление от них. Не вы осиротели, а мы. Как малые дети, осиротевшие, имеют величайшую скорбь о родителях, не по естеству только, но и по одиночеству, так точно и мы. Этим он показывает тоску свою, в которой находился по причине разлуки с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010