45 . Испрашивай разумения у Бога, чтобы открывать козни злобы. 46 . И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру. 47 . Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его. 48 . Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам. 49 . Если приобрел мужество, то демоны скоро отступят от тебя, ибо нечистые не захотят видеть, чтобы ты в молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, демоны убегают от молитвы, как бы мучимые огнем. 50 . Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но освободиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог. 51 . Когда душа все претерпит с верою, Господь препирается с сатаною: «Видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя, но Мне служит, – меня боится». 52 . Смотри, чтобы вместо Света, Святого и Пречистого Владыки, не ввести тебе в храм души своей скверного врага, зловоние и мрак. 53 . Бесстрастие же свободно от брани, ибо дух, душа и тело взаимно умиротворились в Боге. 54 . Даже в преизобилии благодати и света не совершенны, ибо имеют грех внутри себя. Как вода течет в трубе, так и грех в сердце и помыслах. 55 . И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов. Закваска порока – грех. Это какая-то умная и мысленная сила сатаны. 56 . Так и худые помышления образуют цепь: ненависть от раздражения, от гордости, от тщеславия, неверия, жестокосердия, нерадения, разленения, уныния, нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия. 57 . Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое подданство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Людей и всю тварь покрыла тьма, и ночь кругом. 58 . Под плотию и кровию, о которых апостол говорит, что Царствие Божие наследити не могут ( 1Кор.15:50 ), разумеем не тело, а мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Но поскольку провидел в нас наклонность к худшему и то, что, добровольно утратив равночестие с ангелами, человек приблизится к общению с низшим, то примешал поэтому нечто к собственному Своему образу от бессловесной твари. Ибо в Божественном и блаженном естестве пет различия мужского и женского пола. Но перенеся на человека отличительное свойство бессловесного устроения не соответственно высоте твари, дарует нашему роду способ размножения. Не тогда, как сотворил человека по образу, сообщил ему и силу раститься и множиться, но когда уже произвел различение это, мужской и женский пол, тогда говорит: Раститеся и множитеся и наполните землю ( Быт.1:28 ). Ибо подобное этому свойственно естеству не Божественному, по словесному, как дает знать история, повествуя, что прежде сказано это Богом о бессловесных. Почему, если бы прежде, нежели придано естеству разделение на мужской и женский пол, Бог этим словом дал человеку способность раститися, то не имели бы мы нужды в таком способе рождения, каким рождаются бессловесные. Поэтому, провидев Своим предведением, что полнота человеческого рода войдет в жизнь рождением, какое свойственнее животным, в известном порядке и в связности правящий всем Бог, поскольку вообще для человечества такой способ рождения необходимым сделала наклонность нашей природы к униженному, которую прежде ее появления предвидал Тот, Кто будущее видит наравне с настоящим, по этому самому предусмотрел и соразмерное устроению людей время, чтобы появлению определенного числа душ соответствовало и продолжение времени, и тогда остановилось текучее движение времени, когда прекратится в нем распространение человеческого рода. А когда кончится этот способ рождения людей, с окончанием его кончится и время и, таким образом, совершится обновление Вселенной и за изменением целого последует и переход человечества от тленного и земного к бесстрастному и вечному. Это, кажется мне, имеет в виду и божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе ( 1Кор.15:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ст. 25 с Быт. 3:14– 15 ) в том совершенном мире. Однако все это выражено свободно и живописно, скорее чтобы поддержать надежду, нежели чтобы удовлетворить любопытство. Наконец, отметим, что ссылка на 11:6–9 дает понять, что все это произойдет не просто в соответствии с указом о начале творческого процесса, но через Мессианского Царя. 66:1–5 Поклонение угодное и неугодное Господу. Здесь вовсе нет протеста против восстановления Храма, как полагают некоторые, потому что Сам Господь повелел восстановить его ( Агг. 1:2–11 ). Это скорее выговор церковному формализму – стремлению возводить стены вокруг Самого Бога (1–2а; ср.: 2Цар. 7:6–7 ; Деян. 7:48–50,54 ). 26 Отметим совершенно определенное отношение, которого ждет от нас Господь, как и в Лк. 18:13 , поскольку человек не только мал, но и грешен. Однако см.: 57:15. Формализм порождает извращения (3) и нетерпимость (5). В ст. 3 буквально сказано следующее: «…закалающий вола, убивающий человека» и т. д., что означает (как считает большинство) либо языческие жертвоприношения, либо кровавую и бессмысленную резню и идолопоклонство (ср.: 1:13; Иер. 7:21 ), либо то, что в данный момент жертвоприношениям сопутствуют жестокость и святотатство. Это одно из ранних упоминаний религиозного преследования и ненависти – одного из черных пятен в истории церкви. 66:6–17 Последнее вторжение. Хотя основные формулировки этого и следующего отрывков звучат в ветхозаветном стиле, с его храмом (6), колесницами (20), новомесячьями и субботами (23), они определенно относятся к концу времен. Ст. 7–9 подчеркивают совершенную новизну происходящего, высмеивая медленный темп естественного исторического развития. Фраза раждался ли народ в один раз? по смыслу созвучна выражению из 1Кор. 15:51–52 : «…все изменится вдруг в мгновение ока». Ст. 9 передает победоносный и окончательный ответ на послание царя Езекии пророку Исайе в Ис. 37:3 . 10–14 В красочной семейной сцене, нарисованной в этих стихах, включая стихи о Сионе как жене и матери (см. коммент. к 49:14–23), все внимание теперь сосредоточено на детях Сиона (ср.: Гал. 4:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Еще рельефнее выдается реалистическая окраска богословских воззрений Тертуллиана . К числу особенностей и даже странностей его богословских воззрений нужно отнести его учение о телесности Бога. «Бог есть тело, хотя он и Дух» 48 , – утверждает Тертуллиан . В Боге нужно различать тело и дух. Его тело sui generis. Оно такою, что, и имея его, Бог остается непостижимым, невидимым 49 , вечным 50 , вездесущим и неизменяемым 51 . Тело Бога имеет и члены, о которых упоминает св. Писание, – десницу, глаза, ноги, но их не следует сравнивать с соответствующими членами человеческого тела, хотя они и сближаются с ними общим названием. Как бы мы не истолковали эту странность Тертуллиановской догматики, остается однако несомненным, что этот писатель не мог удовлетвориться абстрактно-идеалистическими понятиями о Боге. Ему казалось, что эти понятия недостаточно выражают реальность Божества, и своим учением о телесности всего существующего он старается оттенить эту именно сторону. Приписав тело Богу, Тертуллиан совершенно последовательно мыслит над формой тела и ангелов. «Невидимые существа, – говорит он, – имеют у Бога свое тело и свойственный им вид, посредством которого они видимы для одного Бога» 52 . Тело ангелов грубее тела Бога и тоньше человеческого тела. Ангел есть дух материальный (angeles spiritus materialis) 53 , созданный из какой-то огненной и световидной сущности, ибо в псалме 103-м сказано: «Творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный». Но тело ангелов не может идти в сравнение с грубым человеческим телом. У них corpus, а не саго 54 . Одни из ангелов не устояли в добре и пали. Их вина состоит между прочим в любви к дщерям человеческим и плотском союзе с ними, как это видно из известного места книги Бытия (rл. VI, 1–2) 55 . Потому-то женщины и девушки, являясь перед лицом Бога, перед Которым они виновны в падении ангелов, должны покрывать свое лицо, соблазн которого простирался некогда до самого неба. Потому-то и Апостол повелевает им иметь на главе знак власти мужа «ради ангелов» ( 1Кор. 11:10 ) 56 . От плотского союза ангелов с женщинами произошли демоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/te...

Примечание. 1) В указах Св. Синода от 16 Мая и 16 Июля 1722 г., между прочим, изложено: в первом – лицо (п. 7) раскольническое, православному сопрягаемое, первее да принесет церкви обещание с присягой, и втором – ежели раскольники (п. 6) похотят детей своих венчать от православ. Иереев и таковых православным Иереям венчать по чину церковному и по исправленным требникам, как и прочих правоверных, точию брачившихся обязывать присягой и сказкой впредь раскола не содержать, но быть твердыми в правоверии и с раскольниками никакого согласия не иметь, разговоров о раскольническом мнении не употреблять, учителей их при себе не держать и нигде с ними не сообщаться под жестоким штрафом. (Ук. Св. Син. 7 Авг. 1836 г.) – Детей раскольников с православия разрешено венчать и без согласия родителей первых. ( Высочайший утв. опр. Св. Син. от 28 Окт. 1842 г.). Прим. 2) О каждом случае присоединения раскольника к Православию следует непременно уведомлять то гражданское начальство, в ведении коего присоединившееся лицо состоит, для исключения его из списков раскольников. (Пред. канц. Обер-прокур. Св. Син. Секр. Консист. от 13 Февр. 1893 г. Глава 3. О браках новокрещенных 51 . Лицо не христианского исповедания, по восприятии св. крещения, 39 может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещенной женой; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам првославной церкви. (Ст. 79 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г. Ср. 1Кор.7:12–17 . Соб. Всел. VI, пр. 72. Св. Вас. пр. 9). Св. Синод по возбужденному калмыцким миссионерам вопросу о том: следует ли венчать крестившихся калмыков, состоявших в супружестве до крещения, определил: «А которые калмыки супружество имели до восприятия св. крещения, и ныне как мужи, так и жены их крещение приняли, тем бракосочетаемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно». (П. С. З. 1729 г. Апр. 25, 5400; подт. ук. Св. Син. 18 Июля 1729 г. 5444. Соб. пост. по Дух. вед. 1846, стр. 417). 52 . Если жена или одна из жен магометанина или другого лица не христианского исповедания примет св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

«И проповедник вопияще с крепостию: Вам глаголется народи, людие, племена, языцы. В оньже час, аще услышите глас трубы, свирели же и гусли, самвики же, и псалтири, и согласия и всякого рода мусикийска, падающе поклоняйтеся телу златому, еже постави Навуходоносор Царь. И иже аще не пад поклонится, в той час ввержен будет в пещь огнем горящую. И бысть егда услышаша людие глас трубы, свирели же и гусли, самвики же и псалтири и согласия всякаго роду мусикийскаго, падающе вси людие, племена, языцы, поклоняхуся телу златому, еже постави Навуходоносор Царь» ( Дан.3:4–7 ). Из этого понятно, что как в храме Божием были трубы и другие музыкальные инструменты и были священнослужители и проповедники, так же и в языческих капищах были трубы и разные музыкальные инструменты, были проповедники, жрецы и лжепророки. Божественные священнослужители и проповедники, и пророки служили к прославлению Бога, и во спасение людей, а идольские жрецы, проповедники и лжепророки служили для бесов, в погибель народу; и как истинные проповедники были споспешниками Богу в обращении людей а путь спасения, так и языческие проповедники помогали диаволу погублять род человеческий, вводя народ в многобожие и идолослужение; подобно сему и нынешние лжеучители своей пропагандой погубляют людей, вводя их в разные ереси и расколы. 28) Церковный благовест знаменует будущий Архангельский трубный глас пред страшным судом Божьим Сказав это, теперь объясним вам другое значение труб или нынешних колоколов, которые своим служением и гласом звона напоминают нам будущий страшный суд, как о сем свидетельствует св. Апостол Павел: «Яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» ( 1Солун.4:16 ). Еще в другом месте о сем также свидетельствуется: «Вси бо не успнем, вси же изменимся: вскорь во мгновении ока в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» ( 1Кор.15:51,52 ). А также и Сам будущий Судья Господь наш Иисус Христос в Евангелии Своем объяснил нам будущий суд, где и о трубном Ангельском гласе упомянул: «И послет Ангелы своя с трубным гласом великим, и соберут избранныя Его от четырех ветр от конец небес, до конец их» ( Мф.24:31 ; Ин.5:25, 28, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

«Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли». Гордившиеся манною, указывая на чудесную манну, забыли о том, что манна не спасла отцов их от смерти: мало того, за противление воле Божией, те испытали на себе гнев Божий ( Пс.94:10–11, 77:33 ; 1Кор.10:5 ). Таково и все, что придумывает утилитаризм для человека. Стоит ли хлопотать много по его наставлению, когда все изобретения его, все труды утомительные не спасают от смерти? Нет, это значило бы слишком низко думать о душе своей, о себе самом; это значило бы обрекать себя на участь рабочего животного ( Пс.89:3–6 ). Ст. 51. «Я хлеб живый... Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира». Три раза говорил доселе Спаситель: Я хлеб живый. Теперь говорит: «дам хлеб – плоть Мою, которую дам за жизнь мира». Ясно, что теперь говорится о хлебе другого вида. Там хлеб – Он Сам, Его учение и благодать, усвояемые верою. Здесь хлеб – плоть Его. Там хлеб уже предложенный. Здесь говорит: дам хлеб, обещает подать. Плоть Его, которую обещает подать в пищу, – не одно воплощение Его (Шлейермахер): воплощение уже совершилось: а здесь плоть, которую даст за жизнь мира; последнее не может иметь другого значения, кроме значения смерти искупительной. Итак, Спаситель обещает установить новую пищу, пищу евхаристии и предсказывает о своей примирительной смерти. Ст. 52–53. «Тогда иудеи стали спорить между собою и говорили: как Он может дать нам есть плоть Свою»? Иудеи поняли, что Иисус начал говорить уже не о пище чисто духовной, а о плоти Своей. Они не понимали только: как плоть Его может быть пищей? Ст. 54–58. В ответе своем Спаситель ни словом, ни намеком не дал знать, что иудеи, поняв слова Его о вкушении плоти Его, поняли неправильно. Напротив, Он подтверждает эту уверенность их: «те, которые, говорит Он, не будут вкушать плоти и крови Его, не будут иметь жизни в себе». Напрасно самоволие, иудейское ли или кальвинское, раскольническое ли или рационалистическое, будет уклоняться от новой пищи предлогами придуманными. Самоволию говорят: упорное отречение от этой пищи сопровождается потерей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

45. Испрашивай разумения у Бога, чтобы открывать козни злобы. 46. И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру. 47. Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его. 48. Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам. 49. Если приобрел мужество, то демоны скоро отступят от тебя, ибо нечистые не захо­тят видеть, чтобы ты в молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, демоны убе­гают от молитвы, как бы мучимые огнем. 50. Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но осво­бодиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог. 51. Когда душа все претерпит с верою, Господь препирается с сатаною: «Видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя, но Мне служит, – Меня боится». 52. Смотри, чтобы вместо Света, Святого и Пречистого Владыки, не ввести тебе в храм души своей скверного врага, зловоние и мрак. 53. Бесстрастие же свободно от брани, ибо дух, душа и тело взаимно умиротворились в Боге. 54. Даже в преизобилии благодати и света (душа и тело) не совершенны, ибо имеют грех внутри себя. Как вода течет в трубе, так и грех в сердце и помыслах. 55. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов. Закваска порока – грех . Это какая-то умная и мысленная сила сатаны. 56. Так и худые помышления образуют цепь: ненависть от раздражения, от гордости, от тщеславия, неверия, жестокосердия, нерадения, разленения, уныния, нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия. 57. Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое под­данство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Людей и всю тварь покрыла тьма, и ночь кругом. 58. Под плотию и кровию, о которых Апостол говорит, что Царствие Божие наследити не могут ( 1Кор. 15, 50 ), разумеем не тело, а мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления ( Еф. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010