Воскрешение плоти не противоречит и разуму человеческому: если Бог, при Своем всемогуществе, мог сотворить из ничего мир, то для Него возможно и восстановление разрушенного тела, от которого, даже по учению естествоведения, не уничтожилась ни одна частица, а только, по учению некоторых отцов и учителей Церкви, эти частицы разошлись между стихиями мира, чтобы, по Божественному Слову, снова восстановиться и воссоединиться с душей. Премудрость Божия требует, чтобы тело получило или награду или наказание за свою земную жизнь. Если душа сотворена Богом для соединения с телом, то без тела она является неполным существом и, значит, всегда должна желать соединения со своим телом. Душа, в своей земной жизни, составляя с телом одно существо, совершала или доброе или злое, а потому должна получить соответствующее возмездие вместе с телом. Тело служило обиталищем и орудием души, поэтому человек должен получить воздаяние по своим заслугам для души и тела: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Наконец, смерть есть наказание за грех , а Иисус Христос победил смерть и избавил нас от греха и следствий греха, следовательно, необходимо, чтобы победа и торжество над смертью простиралась и на тело, и для него было восстановлено первоначальное бессмертие. Воскрешение тел совершится мгновенно, по гласу Сына Божия: «все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Все воскреснут и изменятся, но не для одинаковой участи. На всеобщем суде, который так называется в отличие от частного суда, определяющего отчасти уже участь каждого человека тотчас после смерти его, будет произнесен Иисусом Христом окончательный приговор над всеми людьми, всех времен и мест от Адама до рожденного последним пред вторым пришествием Христовым. По этому приговору Иисуса Христа определится окончательная участь каждого человека или к блаженству, или к страданиям, как видно из притчи о страшном суде ( Мф.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

е. в жилище праведникам, имеющим воскреснуть в последний день. Но сам же апостол Петр предупреждает такое объяснение, говоря, «что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», и, заканчивая свое послание, таким славословием: «Ему слава и ныне, и в день вечный» ( 2Пет.3:8, 18 ). Таким образом, день Господень может обнимать собою громаднейшие периоды времени, по свойству библейской метонимии, и события, которые должны совершиться в этот день, могут отделяться друг от друга не только столетиями и тысячелетиями, а даже и миллионами, и миллиардами лет. А после этого, само собою, разумеется, по самому естественному порядку вещей, что, если эти события произойдут не в одно время, то первым из них по времени должно быть разрушение мира, а последними – второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над людьми. Но, что естественно по нашим человеческим рассуждениям, то может и не составлять неизменного закона в сверхъестественных действиях божественного всемогущества, и св. au. Павел признавал совершенно возможным отступление от этого порядка, когда говорил, что пришествие Сына Божия и воскресение мертвых, может быть, произойдет при живых свидетелях, над которыми вместо воскресения из мертвых должно совершиться лишь одно изменение, следовательно, может произойти и раньше разрушения мира. «Сие говорим вам словом Господним, пишет он к Фессалоникийцам, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что       мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух в сретение Господу» ( 1Фес.4:15–17 ). «Не все мы умрем, но все изменимся. Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Само собою разумеется, что при таком ожидании вопрос о том, на какую землю придет Сын Божий, – на ту ли, на которой мы живем теперь, или на новую землю, под новым небом, остается открытым и недоумение – неизбежным. И мы видим, что и св. ап. Петр находил в посланиях апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Взятие пр. Илии живым на небо представляет второй случай перехода в загробный мир без телесной смерти. Ясность и определенность рассказа об этом событии ( 4Цар.2:1–12 ), подтверждаемая и другими книгами Ветхого Завета 106 , не позволяет перетолковывать его ни в каком другом смысле 107 . Других отдельных примеров перехода человека в загробный мир без смерти тела Слово Божие нам не указывает, но открывает верующим, что все, дожившие до конца мира и Второго Пришествия Христова, не увидят смерти, а потерпят мгновенное изменение своих тел, чтобы быть подобными воскресшим. Говорю вам тайну, пишет Апостол Павел Коринфянам: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ). Таким образом, Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета признает возможными для людей уклонения от всеобщего закона смерти, но видит в них нечто чрезвычайное, что возможно только для всемогущества Божия, и при настоящем состоянии человечества не может представлять естественного порядка вещей. Поэтому существование исключений не мешает священным писателям утверждать всеобщность смерти физической для всех людей. Состояние первобытной природы и ее повреждение грехом человека Смерть и тление, как мы убеждаемся из ежедневного опыта, простирают свое разрушительное действие не на одного только человека, но и на всю видимую природу, где жизнь одних существ обусловливается гибелью других, образованию каждой новой формы предшествует разрушение прежних. Невольно является вопрос: так ли было в первозданной природе, или смерть была чужда не только человеку, но и всему сотворенному? Священное Писание не дает решительного ответа на этот вопрос, однако представляет некоторые данные, на основании которых можно до известной степени уяснить себе состояние «райской природы. В заключение повествования о творении говорится, что Бог , сотворивши человека, назначил ему в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого есть плод древесный ( Быт.1:29 ), а всем зверям полевым и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая...

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

2) Они считают, что учение о преосуществлении противоречит учению о личности Христа. Он «принял подлинное человеческое тело, и Он до сих пор имеет его. Он будет иметь его всегда, Это тело имеет определенные ограничения и не находится на земле в настоящее временя. Такое тело не может присутствовать сразу в тысячи таинствах» 49 . 3) они считают, что слово εστιν (есть) нужно понимать метафорически, как во многих других случаях, когда «Он пользовался метафорическими характеристиками Самого Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ); «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ); «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:11 ); «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:35 ). На вечере Господней Он прибег к подобным же метафорам, поменяв подлежащее и именную часть сказуемого: «сие [хлеб] есть Тело Мое» и «сие [вино] есть Кровь Моя». В переносном смысле заявление Иисуса можно передать так: «Сие представляет [или означает] Тело Мое» и «Сие представляет [или означает] Кровь Мою " » 50 . 4) Они считают, сто слова «есть» Его Тело и «пить» Его Кровь – «значит прийти к Нему и уверовать в Него ( Ин. 6:35 )» 51 . 5) Они считают, что употребление человеческой крови и плоти были отвратительны для иудейского сознания. «Закон строго запрещал пить кровь» 52 . 6) По учению Радикальной Реформации Вечеря Господня является воспоминанием о Христе «доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:24–26 ). «Это говорит нам о реальности Его человеческого Тела и обыкновенных нормальных качествах и Его отсутствия на Вечери Господней. Мы не вспоминаем того, кто присутствует с нами видимым образом» 53 . 7) Критикуя учение о жертвенном характере Евхаристии, они считают, что «она [Евхаристия] предполагает повторную жертву Христа всякий раз, когда творится причащение, что недвусмысленно опровергается Евр. 9:28 10:10–12 («так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение»; «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Он же, принеся одну жертву за грехи…»)» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

И это не должно казаться кому-нибудь несправедливым, что не одинаковый труд награждается одинаково: ибо великое различие между теми, которые исцелены после ран, и теми, которые никогда не видели страха смерти. Об этих последних, думаю, сказано: кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? ( Пс. 88:49 ). Ибо «кто» здесь сказано не в смысле «никто», но как бы так: «кто, ты думаешь», точно также как в этом же смысле сказано: кто мудр, чтобы разуметь это? ( Ос. 14:10 ). И в другом месте: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? ( Пс. 14:1 ) и еще: ибо кто познал ум Господень? ( Рим. 11:34 ). Итак немногие из оставшихся верующих увидят пришествие Господа, и увидят не в уничижении плоти воплотившегося Бога-Слова, но в славе победителя. Еще нужно обратить внимание на то, почему апостол тех, которые живых не могут предварить, назвал сначала усопшими, а потом мертвыми во Христе. Кто не сохранит написанного: не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова ( Притч. 6:4–5 ), тот заснет и оцепенеет в греховном сне, и когда заснет, то перейдет к смерти, потому что как бодрствующий находится в движении, так спящий лежит неподвижно и без чувств как мертвый. А что действительно смерть следует за сном, это видно из первого послания к Коринфянам, в котором говорится: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых ( 1Кор. 15:20–21 ); и немного после: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (там же, 51–52). Следовательно, когда так говорится о сне и смерти, и притом мы читаем у апостола: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5:14 ), то поклянемся Господу и дадим каждый в сердце своем обет Богу Иакова: не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, без сомнения в душе своей жилища – Сильному Иакова ( Пс. 131:3–5 ), – чтобы в этом селении Бог сотворил вечный престол Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Разумеется, что закон всеобъемлющей любви, предписывающий любить и врагов, тем более предполагал братскую любовь христиан друг к другу. Такую братскую любовь Господь назвал новой заповедью ( Ин. 13 – ντολν καινν), ибо «любовь, зажженная в сердце человека по вере его благодатию Божиею, есть полное перерождение человека: любовь делается природой человека и, перерождая его, воздымает его от земли к небу. Но благодать и истина Иисусом Христом бысть ( Ин. 1:17 ), говорит Богослов, и только Его пришествие внесло в душу человеческую благодать, способную зажечь истинную любовь. Посему заповедь, даваемая Господом ученикам Своим: да любите друг друга ( Ин. 13:34 ), была заповедь новая, ибо она обращала в факт реальный отвлеченную доселе мысль, непонятую человеком и неисполняемую им. Идеалом этой великой заповеди должна была отныне служить та любовь, которою Господь возлюбил учеников Своих и все человечество: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин. 13:34 ) " 50 . Поэтому и нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ), ибо в ней всего более проявляется «синергия» Бога и человека, без которой немыслимо спасение. Она служит отличительным признаком истинных учеников Христовых, полагая четко обозначенную границу между ними и миром «ветхого человечества»: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брат а своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брат а его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брат а своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин. 3:10–16 ) 51 . Подобной любви другой апостол, св. Павел, возносит вдохновенную песнь ( 1Кор. 13:1–14:1 ), где показывает, что она «должна служить вечным светочем для Церкви в ее историческом плавании» 52 . Для обозначения этой высшей любви «родилось в недрах религии откровенной» даже особое слово – γπη, которого не было в языке древних классиков (употреблявших другие понятия: ρος, φιλα, π θος и т.д.), ибо «высокое нравственное чувство новозаветных писателей не дозволяло им унижать достоинство священного языка употреблением слов, имевших невысокое значение в древности» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

47 Возможно разнос понимание в этом отношении гл. 22, 6 ст. Можно считать, что с 12-го стиха, или, по крайней мере, с 16-го, речь ангела сменяется словами Самого Христа. Но это во всяком случае не может быть сказано о примыкающем к ним по смыслу ст. 7 и может быть оспариваемо ст. 12–15. 50 Арх. Гавриил говорит о себе Даниилу: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой и подкреплением» ( Дан. 10, 20–21 –11,4 ). Надо же с открытыми глазами читать эти строки. Некоторые новейшие комментаторы (Charles, Lomeyer) видят в «ангеле сильном» ( Откр. 10,1 ), σχυρς, евр.гвр, архангела Гавриила. Если эта догадка верна, она лишь подтверждает наше наблюдение относительно текста пророка Даниила. Этот ангел, ставящий одну ногу на землю, другую на море, возвещает последние тайны, что «времени уже не будет», и дает съесть таинственную книжку тайнозрителю. 51 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа «всякаго, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими; а кто отвернется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими» ( Лк 12, 8–9 ). Исповедание пред ангелами Божиими исключает конечно, пассивно-безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10. 32 «исповедаю и Я пред Отцем Небесным», Высшей Любовью ) 52 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6,2 ), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 53 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл δαυμζειν («удивляться»), которое есть начало философствования).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

« Вси бо не успнем ( не все мы умрём ), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последнеи трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изме- нимся» ( 1Кор.15:51-52 ). Этот тленныи мир окончится тем, что преобразится в нетленныи. « Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает)» ( 2Пет.3:13 .) Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек ( 2Пет.3:7 ). Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, Апостол Павел говорит: « Прочее убо соблюдается (а теперь готовится) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он (тот), Праведныи Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим (возлюбившим) явление Его » ( 2Тим.4:8 ). И еще: « Всем бо явитися нам подобает (должно) пред Судищем Христовым, да приимет кииждо (каждыи), яже с телом содела (что он делал, живя в теле), или блага или зла » ( 2Кор.5:10 ). О двенадцатом члене Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. Жизнь Будущего Века: « Не у явися (еще не открылось), что будем ( 1Ин.3:2 ). « Вем (знаю) человека о Христе , — говорит Апостол Павел, — …восхищен бысть в раи и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (которые человеку нельзя пересказать)» ( 2Кор.12:2,4 ). Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, яко- же и познан бых ( 1Кор.13:12 ). Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Будет Бог всяческая во всех (все во всем)» ( 1Кор.15:28 .) Тело также будет участвовать в блаженстве души: « Сеется не в честь, востает в славе ( 1Кор.15:43 ). Якоже облекохомся во образ перстнаго (и как мы носим образ земного, то есть Адама), да облечемся и во образ Небеснаго (то есть Господа нашего Иисуса Христа)» ( 1Кор.15:49 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Изменение произойдет вдруг, во мгновение ока ( 1Кор.15:51–52 ), то есть в один миг, за столь же короткое время, которое нужно для того, чтобы моргнуть! 1098 Это изменение коснется тела, которое, как мы уже писали, сделается нетленным, вечным, духовным и таким образом, как знает один Бог. Тело же изменится потому, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божьего ( 1Кор.15:50 ): смертная природа не может наследовать Царства Небесного. 1099 Итак, прежде мертвые воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ), потом сделаются нетленными и те, кто будет тогда жив, и «таким образом произойдет всеобщая встреча с Господом». Следовательно, праведный Авель, умерший первым из смертных, будет встречать сходящего Господа вместе с верующими всех веков и с теми, кто будет тогда жив. 1100 И вот все перед лицом неподкупного Судии! «И какой страх, какой трепет объемлет тех, кто останется на земле? [...] Почему же столь многий страх и трепет? Даже сами святые Ангелы, ничем не согрешившие, трепещут того дня; но какой же трепет объемлет грешников в тот страшный и ужасный день? И пусть никто не думает, что Суд будет происходить в состоянии забытья и что наказание будет как во сне». Святой Златоуст восклицает: «Не обманывайтесь, люди, тот, кто наказывается во время сна, только мечтает, тогда как его тело и душа отдыхают на ложе. Но в День Судный душа и тело вместе предстанут пред Страшным Судилищем, где Судия нелицеприятен и мерило неизменно; где «все мы предстанем обнаженными. Там дети будут судимы вместе с родителями, жены с мужьями, и дела всех станут явными [...]. Ужаснемся же того дня». 1101 Брат мой, готовимся ли мы к тому страшному дню, в который Богочеловек Господь вынесет последнее и окончательное решение о всемирной истории, обо всех народах и людях и о каждом из нас в отдельности? Когда Господь создавал мир, то обозрел дела Свои и увидел, что все, что Он сотворил, было хорошо весьма ( Быт.1:31 ). Когда Он придет, сидя на престоле славы Своей ( Мф.25:31 ), то снова обозрит все творение и весь человеческий род, чтобы вынести справедливый и не подлежащий обжалованию приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Воскресшее тело в своем общем состоянии будет вполне отражать внутреннее существо души: то, что прежде выражалось только частью, отрывочно и неполно в нашей телесной оболочке, например, в чертах лица и проч., в воскресшем теле откроется яснее, чем в зеркале, т.е. или наша добрая, или злая душа. Такое же изменение произойдет и с телами, не умершими при кончине мира ( 1Кор.15:51–52 ). Все это последует тогда, когда весь земной мир, по вине человека подпавший закону тления, освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). На новой земле и под новым небом, где будет обитать правда ( 2Петр.3:13 ), в соответствие усовершенной и просветленной душе и наше душевное тело изменится в тело духовное, наш образ перстнаго примет образ небеснаго, наше тленное облечется в нетление, наше смертное облечется в безсмертие. Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15:44, 48, 53, 54 ). Закончим свою речь словами тайновидца-апостола: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?... Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! ( 1Кор.15:55–57 ). IX. Религия вообще и христианство в частности в их существе и главнейших проявлениях Время вносит удивительные изменения в направление общественной мысли народов. Давно ли то было, когда представители нашей общественной образованности – науки, литературы и искусства, объяты были пламенем беспредельного благоговения пред внешней природой, пред миром чувственно-видимым, нас окружающим; когда все напряжение духа направлено было на наблюдение и изучение этого мира, когда единственно действительным, не подлежащим ни малейшему сомнению в своем бытии, исключительным носителем в своих открытых недрах всех сил и законов, действующих не только в области природы, но и в области истории человечества – в личной жизни человека и социальной жизни народов – считался мир материальный? Теперь мы видим не то: преклонение пред природой, покоившееся на мнимых догматах, так называемой, положительной науки, по-видимому, сохранило у себя не многих приверженцев из среды ученых; естествознание перестало быть евангелием нашего времени, ключом к разумению всех тайн природы и истории человечества, непогрешимым оракулом, безапелляционно-решающим все загадки мировой жизни, начиная с ее самых низших и простейших стадий и кончая самой высшей и наиболее сложной – историей рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010