– То представляем Его лживым: все то, что говорит Он нам в Евангелии чрез Сына своего о постоянной необходимости благодати для возрожденного в Крещении, о необходимости таинств: Покаяния и Евхаристии в продолжении всей земной жизни возрожденного, все открытое о Духе Святом и Церкви представляем ложным, если отвергаем необходимость всего этого; а если это ложно, то что же и наша вера? – И слова Его нет в нас: слово соответствует истине в 8 стихе (Ср. 1Кор. 1, 5 ), но дает здесь и другую мысль, именно об откровении Бога в Евангелии Иисуса Христа, т. е. мы не знаем Евангелия, данного нам, не хотим понимать его и потому далеки от истины. (Слово в означении Евангелия употребляется очень часто в Новом Завете и особенно у самого Иоанна) (31). Глава 2 Христос – умилостивление за грехи (1. 2); познание его и общение с ним, как светом, в любви (3–11). возможность этого общения для всех христиан (12–14). противная сему общению любовь мира и того, что от мира (15. 16). Побуждение к общению с Богом указанием близости последнего времени и признаков его – появления антихристов и антихриста (17. 18); отличие антихристов от антихриста (19); общий признак антихристианского учения и истинное Христово учение духа святого, приводящее к общению с Богом на веки (20–29). а. Чадца мо, пиш вамъ, да не согршаете: и аще кто согршитъ, ходата имамы ко Оц Хрта праведника. (2. 29. 3, 3–7. 5. 18. 14, 18. 16. 10. Рим. 6 и дал. Евр. 1, 25 ). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил; то мы имеем ходатая Пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. 1 . Дети мои! – нежное отеческое название всех верующих, как учеников Апостольских, особенно любимое другом Христовым (см. 3, 18. 8, 18. 28. 3, 7), усвоенное из бесед самого Небесного Учителя ( Иоан. 13, 33. 21, 5 ). Ап. Павел объясняет это название, когда говорит: я вас, как любезных детей, вразумляю, потому что у вас хотя и тысячи наставников, но не много Отцов: ибо я родил вас во Христе Иисусе благовествованием: дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( I Kop. 4, 14. 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Ученик читает: Законоучитель . Так. Достаньте книги. Прочитаем, что называется таинством причащения. Ученик читает: причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Законоучитель . (после повторения учеников прочитанного). А что в таинстве причащения верующим предлагается не хлеб и вино, a тело и кровь Христова, об этом Сам Спаситель говорить так: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас преломляется); пийте от нее вси: сия бо есть кровь Моя Нового Завета, я же за вы и за многия изливаемая (т. е. которая за вас и за многих изливается) во оставление грехов ( Мф. 26:26–29 ; Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:19–21 ). Тексты заучиваются, как было указано раньше. Законоучитель . А о том, что без таинства причащения спастись нельзя, Спаситель говорить так: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе ( Ин. 6:53 ; если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни). Текст заучивается и переводится. Законоучитель . Наконец, о том, что надо приготовиться к таинству причащения, Священное Писание говорить так: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня ( 1Кор. 11:28–29 ; пусть испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пиет от чаши сей; ибо кто ест и пиет недостойно, тот ест и пиет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем).Когда заучены будут тексты, законоучитель говорить ученикам: теперь опять посмотрите сюда, прочитайте (указывает на цыфру 1, где написаны выводы) и скажите, как это переложить в вопросы? Ученик. Когда было установлено таинство причащения? Законоучитель . Да! Так, вместо этого, запишем вопрос. Тоже делается и с следующими записями, и получается ряд вопросов: Когда будут записаны все вопросы, тогда ученики приступают к связному изложению урока с приведением слов Священного Писания. По окончании урока — молитва.

http://azbyka.ru/deti/hristianskoe-vospi...

1Тим.1:3–4 . «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». Объяснение. Если рассмотреть эти стихи в связи с последующими 5–6 ст. этой же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь апостол Павел напоминает апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями: ст.4, как видно из сличения с послан. Тит.3:6 , разумеются глупые состязания, споры и распри о законе; следовательно, к Священному Преданию, заповеданному апостолом хранить: 1Тим.6:20 , это место не имеет никакого отношения. 1Тим.3:15 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». Объясн. Отсюда усматривается значение устного апостольского Предания, так как Писание употреблялось только в случае невозможности личного свидания и личной беседы: 2Ин.12 ; 3Ин.13–14 . Далее говорится о Церкви, наименованной домом Божиим и столпом истины. Правила, о которых здесь говорит апостол, всецело касались священноначалия, иерархии; отсюда следует, что столпом и основанием истины, домом Божиим была и есть не какая-либо иная, иначе устроенная Церковь , а Церковь , управляемая архиереями и пресвитерами при служении диаконов: 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11 . 1Тим.6:3–4 . «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». Объяснение. Здесь под возгордившимися, ничего не знающими, как видно из связи 5–6 стиха, разумеются те, кто учит иначе, т.е. различно от преданной прежде веры: Тит.1:3 ; кто хвалится своим знанием: 1Кор.8:2 . Таковы были еретики времён апостольских – гностики (называвшие сами себя разумными), которые вступали в бесконечные споры и состязания и извращали учение Иисуса Христа; подобны им и современные извратители Священ. Писания: 2Пет.3:16 . К Священному Преданию это место отнюдь не относится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

VIII:11). Следовательно, тогда будет в духе животворящем то тело, которое теперь в душе живой.    Тем не менее, апостол называет его мертвым, потому что оно уже связано необходимостью смерти. Прежде же оно было хотя и не в духе животворящем, но в душе живой так, что по справедливости не могло быть названо мертвым, ибо могло подвергнуться необходимости смерти лишь через совершение греха. Когда же Бог словами к Адаму: «Где ты?» (Быт. III:9) указал на смерть души, совершившуюся вследствие оставления Его, и словами: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. III:19) обозначил смерть тела, совершившуюся вследствие оставления его душой, то потому, вероятно, ничего не сказал о второй смерти, что пожелал, чтобы она была сокрытой ради строительства здания Нового завета, в котором о второй смерти возвещается с полной ясностью; так что первоначально становится известной та первая смерть, которая обща для всех, как произошедшая из того греха, который в одном сделался общим для всех; вторая же смерть вовсе не есть общая для всех по причине призванных по предвидению: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братииями» (Рим. VIII:28-29). Последних от второй смерти избавила через Ходатая Божия благодать.    Итак, первый человек был создан, как говорит апостол, с душевным телом. Ибо, желая отличить теперешнее, душевное, от духовного, которое должно быть после воскресения, он говорит: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. XV:42-44). Потом, чтобы доказать это, продолжает: «Есть тело душевное, есть тело и духовное». А чтобы показать, что такое тело душевное, он говорит «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею» (1Кор. XV:45; ср. Быт. II:7). Так апостол хотел объяснить, что такое тело душевное. Хотя о первом человеке, который был назван Адамом, Писание, когда ему божественным дуновением была сотворена душа, и не сказало: «Стал человек телом душевным», но сказало: «Стал душою живущею»; тем не менее, под написанным апостол хотел понимать душевное тело человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

„Вот, Я посылаю вам утешителя ( Ин.15:26 )“, —285— ибо говорит: „иного Параклита посылаю вам“ ( Ин.14:16 )“, то есть, Утешителя. Как Сам Он Бог, так Бог и Тот, Кто посылается. Если бы Он был больше Духа потому, что посылает Его, то также и Дух был бы больше Его, потому что отвёл Его в пустыню на искушение ( Мф.4:1 ). И каким образом сказал: „хорошо для вас. если Я пойду, потому что если Я не уйду, то Утешитель не придёт к вам и не откроет вам всякой истины ( Ин.16:7:13 )“? Каким образом оказалось благом то, что Господь ушёл и, поскольку Он не мог показать всей истины, пришёл раб 2037 дабы дать то, чего не дал Господь? И почему первый Утешитель 2038 не раскрыл всей истины, а второй 2039 раскрыл нам её по слову первого, поскольку Сей 2040 есть вся истина? А что Дух назван Господом, о том свидетельствует Писание в следующих словах: „получил Симеон повеление от Духа Святого, что он не вкусит смерти, пока не увидит Господа Христа, и когда взял Господа на руки свои, сказал: ныне отпускаешь. Господи, раба Твоего по слову Твоему в мире ( Лк.2:26, 28:29 )“. Итак, от Духа Святого получил повеление и сказал: „Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего“, как и там: „пока не увидишь Господа Христа“. „И никто, – говорит, – не знает того, что в человеке. кроме духа человеческого, находящегося в нём; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 )“. Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание на- —286— учает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. „Кроме Духа, – говорит, – который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его“. Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: „идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 )“, то не сказал: во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа“, дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. „Вы, – говорит, – храм Божий и Дух Божии обитает в вас ( 1Кор.3:16 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братия, услышав это, весьма утешились и возвратились в келлии свои, воссылая славу Богу Отцу. Закончим беседу нашу о Святом Причащении свидетельством святого апостола Павла, который, по откровению от Самого Господа, принял учение об этом святейшем Таинстве. Чаша благословения, которую благословляем, – говорит он, – не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ). Посему да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то есть без веры, без очищения совести, без благоговения, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). О Святом Причащении. Тело и Кровь Христовы – источник бессмертия В писаниях человеческих мы читаем много объявлений о врачевствах от разных болезней. Но доселе никто из знающих врачебное искусство не решался издать такое объявление, которым бы обещалось смертным – бессмертие, мертвым – воскресение, хотя и такое объявление не оставалось бы без людей, готовых поверить ему, потому что вера в возможность существования столь всесильного средства против болезни и смерти существовала издревле: она иногда выражалась в народных преданиях. Хотя предания эти имели иногда сказочный характер, тем не менее едва ли основательно было бы признавать таковые только плодом чьего-либо мечтательного воображения, а не отголоском былой старины. Не получили ли эти сказанья свое начало, например, в вещаниях тех древних провидцев, которым открывались тайны Божии? А может быть, происхождение их еще древнее – от той первозданной четы человеческой, которая одарена была бессмертием, но потеряла его через грех ? Как бы то ни было, но вера в возможность существования животворного средства не оставалась одним сказочным преданием, но стала впоследствии чудной действительностью. Эта тайна жизни и бессмертия открыта: она – в Церкви, а через Церковь стала ведомой большей части рода человеческого. Нам, христианам, указано врачевство, которым истребляется корень всякой болезни; нам, возлюбленные, указан способ, как достигнуть бессмертия. Все мы знаем, все мы слышали такое объявление. Благую весть об этом мы читаем в святом Евангелии; об этом могучем, божественном врачевстве возвещается в Церкви. Это – животворящее Тело и животочная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Верующие знают, что они для того дарованы, чтобы приемлющие их имели жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Дий Матфиев. Положим, это верно, но как же сказано: кождо нас в дому некоем особочинением по добродетели… закалает Агнец и причащается тоговы плоти, и потом: комуждо свой бывает агнец Иисус Христос? Я. Прежде всего желательно было бы слышать, как сами-то беспоповцы толкуют эти слова? Дий Матфиев. По-нашему так понимается: каждый христианин в некоем дому, в своем или в другом каком-нибудь, закалает агнца и причащается Христу добрыми делами, а так как у каждого свои добродетели, то и Агнец у каждого свой – Иисус; добродетели различны, потому и причащаемся каждый по мере, яже в коемждо веры. Я. Ничего похожего на учение святителя Никиты Ираклийского у беспоповцев нет. Не добродетелью, написано, причащается христианин, но по добродетели, т. е., он должен приготовлять себя к причащению Тела и Крови Христовой подвигом христианских добродетелей, – таинством покаяния, постом, молитвою, благотворением и т. п. Сообразно с этим, или, как сказано, по добродетели, христианин причащается Тела и Крови Христовой. «Да испытывает же себя человек, – пишет апостол, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». ( 1Кор.11:28–29 ). Нужно готовиться к таинству святого причащения путем добрых богоугодных дел. И слова: комуждо свой бывает Агнец Иисус Христос нужно понимать так, как написано – буквально. В чине литургии иерей глаголет сие, внегда раздробляет святой Агнец: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый, и не разделяйся, иже всегда ядомый, николиже снедаемый. Из этого понимайте, что святого Агнца раздробление вовсе не означает того, что Христос разделяется. «Разве разделился Христос?» – упрекает апостол христиан, творящих распри. Хотя святой Агнец раздробляется, но не разделяется, – каждая отделенная от святого Агнца частица, как бы она ни была мала, пребывает всецело Агнцем. «Один хлеб, – учит апостол, – и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). Каждый причастник, принимая часть от раздробления святого Агнца, причащается целым Агнцем, поэтому-то у святителя Никиты Ираклийского и сказано: комуждо свой бывает Агнец Иисус Христос. Защищая свое ложное учение, беспоповцы искажают учение святителя Никиты Ираклийского. В свою защиту они приводят из учения святителя Никиты Ираклийского следующее: некиим особочинением… закалает Агнец, и воображают себя правыми; но скажите, пожалуйста, по какому чинопоследованию закалается у вас агнец?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

И потому предстоит Он «ныне за нас пред лице Божие» (ср. Евр.9:24; 7:25 ); Он стоит перед жертвенником, чтобы принести Богу за нас жертву умилостивления; и так как Он готов был подойти к нему, то сказал: «Не буду пить от лозы сей виноградной до того дня, когда буду пить с вами новое вино». И поэтому Он ожидает, что мы обратимся, последуем Его примеру, пойдем по Его стопам, и будет Он ликовать с нами и пить с нами вино в Царстве Отца Своего. А пока, так как «щедр и милостив Господь» ( Пс.102:8 ), Он «радуется с радующимися и плачет с плачущими» (ср. Рим.12:15 ) с еще большим чувством, чем Его Апостол. Особенно оплакивает Он тех, «которые согрешили прежде и не покаялись» (ср. 2Кор.12:21 ). Ибо не следует думать, что Павел скорбит о грешниках и плачет о согрешающих, а Иисус Господь мой удерживает слезы, когда приступает к Отцу, встает перед жертвенником и приносит за нас жертву умилостивления. Он приступает к жертвеннику, а не пьет вино веселья, ибо ощущает горечь наших грехов. Потому и не хочет Он один пить вино в Царстве Божьем; Он ждет нас, как и сказал: «До того дня, когда буду пить с вами новое вино» ( Мф.26:29 ). Вот и выходит, что мы, пренебрегая своей жизнью, отсрочиваем Его веселье. Он ждет нас, чтобы «пить от лозы сей виноградной». От какой лозы? От той, образом которой Он был: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Поэтому Он также говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Ибо воистину «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт.49:11 ). Что это значит? Он ожидает веселие. Когда Он его ожидает? Он говорит: «Когда совершу дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (ср. Ин.17:4 ). Когда Он совершит его? Когда соделает меня, самого последнего и грешнейшего паче всех человек, законченным и совершенным, – тогда совершит Он это дело. Ибо пока я остаюсь несовершенным, Его дело не совершено. И до тех пор, пока я не покорюсь Отцу, нельзя сказать, что и Сам Он покорился Отцу (ср. 1Кор.15:28 ). Не то чтобы Ему Самому необходимо стать покорившимся Отцу, но ради меня, в ком Он еще не совершил порученное Ему дело, сказано, что Он не покорился, ибо, как мы читаем: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иеговисты являются не только арианами, но и македонианами-духоборцами. Они отрицают, что Святой Дух есть Лицо Святой Троицы, и понижают Его до уровня безличной силы Отца. Богохульствуя так против Святого Духа, иеговисты повинны вечному осуждению, потому что, по грозным словам Господа: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:28–29 ). Господь говорит о Святом Духе как об особом Лице: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). Дух Святой есть Другой Утешитель и, следовательно, Бог . И Господь прибавляет: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ) и Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Господь называет Святого Духа Он (мужского рода, а не Оно – среднего рода) 46 , чтобы не возникало никакого сомнения, что речь идет об особом Лице, а не о безличной силе. Во всем Новом Завете Святому Духу придаются личные свойства. Так, Дух проницает глубины Божии ( 1Кор.2:10 ), учит всему ( Ин.14:26 ), наставляет на всякую истину, говорит, возвещает, свидетельствует об Иисусе ( Ин.16:13–15; 15:26 ), действует, желает, разделяет (то есть раздает) дарования ( 1Кор.12:11 ). Он также именуется Господом: от Господня Духа 47 ( 2Кор.3:17–18 ). Святой Дух явился в виде голубя ( Мф.3:16 ; Ин.1:32 ). Но, согласно иеговистам, Он не являлся в действительности, Иоанн лишь думал, что видел Его. 6. Святая Троица Поскольку иеговисты отрицают божество Господа Иисуса Христа и Святого Духа, то естественно, что они отрицают и тайну Святой Троицы, – тайну тайн, средоточие нашей веры, которою издревле жила Церковь , которою живет и которою будет жить вовеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Исходя из контекста рассуждений ап. Павла, недостоинство перед чашей Господней состоит не в несоблюдении определенных приготовительных ритуальных правил, а в непонимании и поругании церковного значения Причастия в вышеописанном смысле – как Причастия ко всеобщему, церковному единству во Христе. Причастие – это не только Причастие ко Христу, но и Причастие всех и каждого в Церкви во Христе. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. 34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение ( 1Кор. 11:18–34 ). Не следует удивляться, что таким ценнейшим евхаристическим новозаветным свидетельством мы обязаны опять-таки проблемной причине: «Духовное самомнение, пневматика (они бы сказали «знание истин­ного положения дел»), возможно, отражается в некоторых (хотя и не всех) спорах, раздиравших коринфскую церковь . Наибольшего выражения оно достигало в их поведении во время совместной трапезы и Вечери Господ­ней (11, l7–22. 33): для части общины это был повод хорошо поесть, презрев при этом бедных ее членов (у которых еды было меньше) и пришедших позже. Почти наверняка речь идет о тех самых людях, чье превосходящее знание давало им право наслаждаться жизнью – к общей трапезе и Вече­ре Господней они относились так же, как и к идольским празднествам, которые посещали (ср. 10, 19–21)» 401 . Многообразие в единстве В 1Кор. 12 говорится о многообразии служений в одной Церкви как духовных даров, каждый из которых нужен и востребован в Церкви. Найден удивительно точный и наглядный образ единства в органическом многообразии: тело, где ни один орган (член) не является лишним, у каждого – свое предназначение; более того, если страдает один член, то страдает, болит все тело:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010