Хлеб должен быть пшеничный: такой обыкновенно употреблялся в Иудее. Такой употреблялся в Церкви во все времена, как, например, упоминается о сем в правиле Карфагенского Собора: «В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою растворённого»... И далее объясняются качества хлеба и вина присовокуплением к правилу: «начатки же да не приносятся и от чего, кроме винограда и пшеницы» 42 . Таков должен быть хлеб и по самому достоинству Таинства: ибо противно было бы благоговению к сему высочайшему Таинству употреблять хлеб из другого вещества низшего достоинства. Хлеб должен быть квасной. Ибо такой хлеб употреблён был самим Господом при установлении Таинства. Это видно из самого названия, каким на греческом языке у евангелистов и апостолов выражается слово хлеб (ρτος) 43 . Название сие (ρτος), по изъяснению учителей Православной Церкви, само собою означает не пресный хлеб, или опреснок, имеющий своё особое название (ζυμον), но хлеб поднявшийся, то есть – вскисший 44 . В Церкви Апостольской употребляли для Евхаристии хлеб обыкновенный: ибо Евхаристия совершалась часто и в разных местах ( Деян.2:42, 46, 20:7 ; 1Кор.10:16 , и след., 1Кор.11:20 и след.); и нигде не упоминается, чтобы для сего были приготовляемы особые хлебы – опресноки. История первенствующей Церкви свидетельствует, что хлеб для совершения Евхаристии, обыкновенно, заимствуем был из приношений, кои, по отделении хлеба, а иногда нескольких хлебов, для бескровного жертвоприношения, предоставляемы были служителям алтаря, для их содержания, для вспомоществования бедным, также для приготовления братолюбной вечери, в коей участвовали как принёсшие дары, так и не имущие – бедные, что было в обычае ещё при жизни Апостолов ( 1Кор.11:21–22 ). Древние святые Отцы, как то: Иустин, Ириней, Кирилл Иерусалимский и другие вещество Евхаристии называют простым или обыкновенным хлебом 45 . До девятого века употребление квасного хлеба, как в Восточной, так и в Западной Церкви, было всеобщим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поддержка нуждающихся, оказание помощи, управление ( 1Кор.12:28 ), ежедневные поучения, заступничество за обиженных, труды, страдания, путешествия, бдения (ср. 1Кор.11:26–27 ), коими ты похитил и благословение Иакова, сочетав с убеждением и принуждение, как тот – косматое с гладким, поскольку и это недалеко от духовных назиданий. Ибо не всегда душеполезно уступать, чтобы мягкое не стало вялым 195 , как говорит бодрствующий ум 196 , но нужно быть мужественным ради Бога и похвально воинственным, по тактике Павла 197 : война – причина мира 198 ; ведь там, где убеждение словом и увещаниями было бы напрасным, а поющая цевница – бесполезной, с апостольским жезлом (ср. 1Кор.4:21 ) следует идти туда и посещать согрешающих. Похвала монахам обителей святого Итак, если желаешь, возведи очи твои и посмотри вокруг ( Ис.60:4 ) на словесных овец, водворяющихся в священных обителях, которые он создал, богоугодно пасомых под единым стадом и пастырем (ср. Ин.10:16 ), находящих пристанище на злачных пажитях и вскармливаемых на тихой воде (ср. Пс.22:2 ) 199 . Ибо изумительны и сверхъестественны у этих монахов и жизнь, и нрав, и соединение по духу, и как бы ангельское достижение Бога в псалмопении и молитве, так что молва о них распространилась по всей земле, какую надзирает солнце, и все имеют сладость и общаться с ними, и приобщаться их слова, поскольку некоторые из них ушли в другие места, и позволили испытать их нрав, и стали примером и прекраснейшим образцом превосходной жизни. Ибо ученики Афанасия лучше всего умеют взращивать добродетель и преображать души к лучшему. Столь способны, так одарены и искусны все те, которые подвизаются и подвизались в его священных обителях и обогатились им самим как прообразом жития! Вторичное изгнание 28 . Но снова, – увы, – приходится говорить мне о мрачном и страшном, и превосходит все ужасы то, что будет теперь сказано, так что я желал бы лучше пропустить это, чем предать слову это тяжкое повествование. Но так как ничего не сказать об этом означало бы, что слово наше уже не касается ничего существенного, лучше я предам это памяти, дабы не показалось, что речь у нас упускает самое важное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 Вечери любви регулярно соблюдались в раннехристианской церкви наряду с вечерей Господней, и в 1Кор. 11:20–22 показано, что уже в то время некоторые участники этих трапез демонстрировали поведение, несовместимое с христианской любовью. Эти негодные пастыри отличаются тем, что используют свое положение в собственных интересах, вместо того чтобы заботиться о пастве (ср.: Иез. 34:2–10 ; Ин. 21:15–17 ; 1Пет. 5:2 ). Деревья, не принесшие плодов осенью, в период сбора урожая, не исполнили своего предназначения (ср.: Мф. 7:15–20 ; Мк. 11:12–14 ). Исторгнутые – один из образов судного дня (ср.: Пс. 51:7 ; Иер. 1:10 ; Мф. 3:10 ). Дважды умершие, ибо эти люди вкусили духовной пищи и отвергли ее (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31 ; 2Пет. 2:20–22 ). 13 Нечестивцы подобны свирепым морским волнам, которые, отступая после бури, оставляют на берегу только ил и грязь (ср.: Ис. 57:20 ). Звезды блуждающие – еще один образ, заимствованный из Книги Еноха. Некоторые полагают, что речь идет о планетах (блуждающие – греч. planetai), движение которых Иуда и его современники понимали неправильно; другие усматривают в этом намек на падающие звезды, которые, осветив на мгновение небосклон, пропадают во тьме. По–видимому, здесь выражена та же мысль, что и в Лк. 6:39 , – те, кто претендует на роль проводников, сами сбиваются с пути. О мраке тьмы см.: 2Пет. 2:4,17 . 14–16 Актуальность пророчества Еноха Иуда подводит свои разоблачения к кульминации, обращаясь к пророчеству, приписываемому Еноху, чтобы показать неотвратимость возмездия, уготованного этим людям. 14 Определяя Еноха как седьмого от Адама (ср.: Быт. 5:1 – 18 ), Иуда опирается на Книгу Еноха. Эта книга была хорошо известна во времена Нового Завета, поэтому ее цитирование в данном послании вполне уместно (об использовании Иудой апокрифической литературы см. «Введение»). Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – ср.: Втор. 33:2 ; Зах. 14:5 . Христиане относят эти слова ко второму пришествию Христа ( Мф. 25:31 ; 2Фес. 1:7 ). 15 Нечестивые – трижды повторяющееся в пророчестве слово перекликается с определением лжеучителей в ст. 4, подчеркивая их вызывающее поведение и отсутствие почтения к Богу. 16 Они всегда недовольны Богом и не согласны с Его путями ( Исх. 16:2–12; 17:3 ; 1Кор. 10:10 ). Подобное недовольство израильтяне проявляли в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Важным значением созвучия в подборе слов, входящих в состав сектантских пророчеств, объясняется наблюдаемая иногда необыкновенная устойчивость одной какой-нибудь рифмы в целом ряде сектантских пророческих стихов, 2361 в роде следующих: «Ах, несчастные те сродники, кои будут оставаться И с кровавыми слезами друг с другом расставаться! В оный горький час распрощаться И обильными слезами станут заливаться, Сердца, распаленные, кровью замираться, И многие будут об землю до смерти убиваться». 2362 Пророческий экстаз, подобно поэтическому вдохновению, возбуждая автоматическую работу функции речи, имеет, —213— вообще, наклонность выражаться в рифмованных стихах. Когда, однажды, св. Игнатий Богоносец был в состоянии сильного религиозного экстаза, св. Дух «возвестил» чрез него, «говоря так»: Χωρς το πισκπου μηδν ποιετε, τν σρκα μν ς ναν θεο τηρετε, τν νωσιν γαπτε, τος μερισμος φεγετε, μιμητα γνεσθε ησο Χριστο, ς κα ατς το Πατρς ατο. 2363 A. Court в своих мемуарах рассказывает о пророчице-сомнамбуле Tibaude, которую он слышал в небольшом собрании: «Вскоре дух откровения овладел пророчицей. Она впала в экстаз… Потом она запела, заговорила на непонятном языке, стала слагать стихи; из 10 лиц, составлявших маленькое собрание, не было ни одного, которое бы не получило своего куплета в стихах. Я помню еще два первые, которые она произнесла по адресу своего мужа, и два других, которые она сказала, обращаясь к г. Ро… Её супруг был человек пожилой, с седыми волосами; ему она сказала в таких словах: «Et toi, mon pauvre grison, Je m’adresse à toi tout de bon». Обращаясь к Ро, сказала, взявши его за волосы: «Pour toi, avec tes cheveux tortus Tu auras toujours l’esprit bossu». 2364 —214— 3. Содержание экстатических речей сектантов Невразумительность содержания Характерную особенность глоссолалических речей составляет их непонятность. По словам ап. Павла, глоссолал ( λαλν γλσσ) говорить не людям, а Богу, потому что никто не понимает его ( 1Кор.14:2 ); его речь является невразумительной (μ εσημος λγος, 1Кор.14:9 ). Наши сектанты, как мы видели, называют изречения своих глоссолалов «непонятными словами», «странными глаголами». 2365 По словам свящ. Сергеева, хлысты, говорящие «иными языками», своих речей «сами не понимают, кольми паче другие ни одного слова не знают, да и понимать нечего». 2366 По мнению Ирвинга, языкоговорение по существу, как «знамение» ( 1Кор.14:22 ), должно быть непонятным: иначе не было бы никакого доказательства, что говорит именно Дух святой, а не человек. 2367

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все ли грешники подвергнутся в одинаковой степени мучениям? Нет. Как в царстве блаженной жизни будут разные степени блаженства, по мере добрых дел каждого: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ); и еще: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ) — так и в области адских мучений будут разные степени наказаний. Соразмерно грехам своим одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель Христос, когда сказал: Раб, же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ); так же о фарисеях: Поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они приимут тем большее осуждение ( Лк.20:47 ); отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому , который не послушает проповеди апостолов ( Мф.10:15 ), и  Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам  — Хоразину и Вифсаиде ( Мф.11:22 ). Апостол Павел ясно проповедовал, что на всеобщем суде праведный Судия воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ). Согласно с Писанием Свв. Отцы и Учители Церкви проповедовали, что будут различные роды мучений для грешников. Так, преп. Ефрем Сирин на вопрошения христолюбцев: все ли грешники пойдут в одну муку или мучения будут различны? — положительно ответствует: «Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть ад, где пребывают грешники, и дно адово — самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится ( Притч.5:22 ). И как есть разности в грехах, так есть разности в мучениях. И как есть различие наказаний здесь, так и в будущем веке: то есть иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница. Те, которые осквернили себя ересью, услышат: Нечестивый… не будет взирать на величие Господа ( Ис.26:10 ). Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час суда найдут себе неумолимое осуждение и, как ненавистные, будут посланы в кромешную тьму и нескончаемый огонь, потому что пренебрегли легкой заповедью Господней, которая гласит: любите друг друга ( Ин.15:17 ) и отпущайте до семьдесят крат седмерицею ( Мф.18:22 )» 27 .

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

Кроме того, в молитвеннике христиано-католиков есть особое чинопоследование 170 для посещения больных (Krankenbesuch). Оно состоит из так называемых «Trostworte» (слова утешения) и «Trostgebete» (утешительные молитвы). Первые состоят исключительно из кратких мест Св. Писания, в количестве 27, имеющих возбудить в человеке веру в Бога, доверие к Его обетованиям и Его промышлению о человеке ( Мф.12:50, 6:8, 30, 7:7–11, 10:29–31 ), терпение в страданиях ( Лк.9:23 ; Мф.6:10 ; Мк.14:36 ; Евр.12:7–12 ; Иак.1:12 ; 1Кор.10:13 , Иак.5:7–8 ), надежду на Бога ( Мф.11:28 ; Ин.16:22 ; Мф.5:4 ; Ин.16:33, 14:2 ; Мф.24:13 ; Рим.8:18 ; Откр.2:10 ; 2Кор.4:17 ; 1Кор.2:9 ; Мф.25:35–36, 21 ; Ин.5:28, 29 ; Ин.11:25 ; Откр.21:4 ). – Утешительные молитвы у постели больного (три) показывают, что они совершаются над трудноболящим, почти умирающим, почему они, вероятно, и поставлены наряду с молитвами за находящегося в бессознательном состоянии и умирающего. Но так как в таком положении больного совершается и таинство елеопомазания, то мы первоначально изложим чин этого таинства. Пред совершением читается священником молитва: «Господи, Боже наш! Ты чрез апостола Твоего Иакова сказал нам…» с незначительными изменениями сравнительно с этою молитвою в чине германских старокатоликов 171 . Во время чтения этой молитвы священник возлагает свою правую руку на голову болящего. Непосредственно после молитвы происходит помазание больного. Помазуются очи, уши, губы и ладони крестообразно; при помазании возглас, уже известный нам: «Чрез сие святое помазание †…» 172 . В книге нет указания на то, что этот возглас повторяется при помазании каждой названной части тела; вместо них можно помазать только чело с соответствующим возгласом, уже известным нам 173 . После помазания больного совершаются те же действия, возгласы (за незначительными изменениями) и молитвы (в целом виде), как и у германских старокатоликов 174 , с присоединением возгласа священника: «Благословение Бога всемогущего, Отца, Сына и Святого Духа да снизойдёт на вас и пребывает на вас ныне и в час вашей смерти». Присутств. Аминь. Мы видели, что у германских католиков в конце елеосвящения совершается особая молитва в том случае, если на выздоровление умирающего нет надежды; есть такая молитва и у христиано-католиков. Ту же самую мысль, как мы заметили выше, внушают и другие молитвословия при посещении больного. Вышеназванные «молитвы утешительные» читаются так:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

3 . Порядок совершения Евхаристии описывается так: 1) благодарение о чаше (περ το ποτηριο); 2) преломление хлеба и благодарение о преломляемом хлебе (περ δ το κλσματος); 3) вкушение Евхаристии и 4) благодарение после вкушения. Этот порядок совершения Евхаристии соответствует тому порядку, какой обозначен в Евангелии от Луки ( Лк. 22:16–19 ) и в Первом Послании Апостола Павла к Коринфянам ( 1Кор. 10:16–21 ). Принимая во внимание слова «Дидахи» – «никто да не вкушает и не пиет вашей Евхаристии, кроме крещённых», можно выводить заключение, что порядок Евхаристии мог совершаться согласно Евангелиям: Мф. 16:26–28 ; Мк. 14:22–24 и 1Кор. 11:24–25 . «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа». «Дидахи» вино называет святым виноградом (или виноградною лозою) Давида, который явил нам Отец наш через Иисуса Христа – Отрока Своего, а евхаристические пища и питие в отличие от обыкновенной пищи называется духовною пищею и питием, приводящими к бессмертию (Did. 10, 3//SC.T. 248. P. 180; р. п.: C. 30). Эта вера в Евхаристию, как Плоть и Кровь Христову, удивительно совпадает с учением св. Игнатия Богоносца (Ign. Ер. ad Rom., 7//PG. T. 5. Col. 693B; р. п.: C. 332). B «Дидахи» помещены полностью три евхаристические молитвы: первые две – о Чаше и Хлебе – очень краткие. Последняя значительно пространнее первых и состоит из трёх частей. Каждая из трёх частей заканчивается славословием. Это самые древние молитвы благодарения. Они произносились, очевидно, совершающими таинство Евхаристии, но о пророках замечено, что они могут не стесняться установленными формулами благодарения. «Пророкам же дозволено благодарить, сколько они желают» (Did. 10, 7//SC. T. 248. P. 182; р. п.: C. 31). Ясно говорится о совершении Евхаристии в воскресный день (ibid. 14, 1//SC. T. 248. P. 192; р. п.: C. 35), но из совета необходимости частых собраний (ibid. 16, 2//SC. T. 248. P. 194; р. п.: C. 36) можно заключить, что Евхаристия совершалась и в другие дни. Кроме Таинств Крещения, Евхаристии, покаяния в «Дидахи» [мы] находим указания на посты и частные молитвы. «Дидахи» советует молиться так, как повелел Господь в Евангелии, и при этом приводит полностью молитву Господню. Словами этой молитвы предлагается молиться в 3-м, 6-м и 9-м часах. Это древнейший обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

д. и не написал СВЯТИТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ?  И евреи меньше бы раздражались, А язычники не имели Закона Моисеева, они приняли Христа и им без разницы было когда прославлять Бога, только бы это было от Бога! Поэтому и проверяли точно ли это так: (Деян.17:11). Народу Божию остаётся субботство имелось в виду только Евреям. Потому что когда Пётр поддался имоциям Закона Павел обличил, и открыл своё понимание: " Гал.2:15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники " !. Так что написано не к уверовавшим из язычников а к Евреям: (Евр.4:9). А что бы быть участником священной субботы, которая в вечности (Ис.66:22-23), нужно здесь не затруднять язычников: (Деян.15:19) Исполнять заповеди Христа: (Иоан.14:15 ) и воскреснуть или изменится: (1Кор.15:51-52). ВСЕГО НАИЛУЧШЕГО: (Фил.1:27)! Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 11 апреля 2022 10 22 июня 2020 10 31 марта 2020 10 11 апреля 2022 10 22 июня 2020 10 31 марта 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/3995858

В. Другие, особенно Bleek, Heinrici, J. Weiss, принимают слово γλσσα в том значении, какое оно имело на языке школы, у грамматиков Г λσσαι=а) устарелые выражения (у Галена, Марка, Аврелия), b) выражения иностранные и необычные, не всякому понятные (у Аристотеля, Секста Эмпирика, Плутарха), е) избранные поэтические выражения (у Дионисия Галикарнасского, у Квинтилиана 2 . Общее в этих значениях то, что γλσσαι – необычные, без особого, смотря по обстоятельствам, истолкования непонятные выражения. Ап. Павел, когда пишет Коринфянам, харисму языков будто бы и называет собственно γλσσαι или γνη γλωσσν. У него не ветречается выражение γλωσσολαλα. В перечислении дарований Св. Духа ( 1Кор. 12:10, 28 ) стоит не γλσσαις λαλεν, но γνη γλωσσν, в 13, 8 – γλσσαι рядом с προφητεαι и γνσις, в 14, 22 – α γλσσαι противополагается προφητεα. Наименование дара языков словом γλσσαι Павел заимствовал из словоупотребления Коринфян, воспользовавшись выражением, непосредственно им понятным. Неоспоримо, что и сам Павел и Коринфяне понимали γλσσαι в обычном у греков значении, как terminus technicus. Отсюда Коринфяне харисму языков видели в том, что кто-либо становился способным говорить во многих или во всех возможных родах глосс. Чудесность этой харисмы состояла в разнообразии и многосторонности, в возможности τραις, т. е. иностранными, и καινας, т. е. неслыханными ранее, γλσσαις λαλεν ( Деян. 2:4 . Мк. 16:17 ); в том, что кто-нибудь мог говорить новым способом, которым он до сих пор никогда не говорил. А так как эти γλσσαι употреблялись тогда, когда прославлялся Бог ( Деян. 2:11, 10:46 ) или когда как бы говорили с Богом ( 1Кор. 14:2, 13 слл.), то это обстоятельство понятию γλσσαι придавало еще особый оттенок: γλσσαι суть образ выражения, которым говорят на небе с Богом, а чудо глоссолалии состоит в том, что глоссолалы мгновенно восхищались на небо и говорили „небесными словами“. Эти слова глоссолалов, смотря по обстоятельствам, имели очень различный звук (Klang), поэтому образовалось представление различных родов этой небесной речи... Так. обр., γλσσαι собственно суть „темные чудесные небесные слова“, а дар языков – способность говорить при помощи этих слов. Самое явление, довольно ясно описанное Павлом, будто бы возникло на почве эллинистического экстаза и мистики. Новое религиозное движение с его энтузиазмом, с его трансцендентными воззрениями, в особенности мистическое благовестие Павла на греческой почве будто бы вызвало оживление мистического экстаза, который в христианстве принял форму дара языков. Вполне естественно, что этот дар, как явление по существу родственное эллинистическому экстазу, от него получило и свое название. Оракулы часто давали ответы вопрошавшим глоссами. Это экстатическое глаголание глоссами стало теперь в христианстве особым даром...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он стоит в истории как тип твердо определившийся: как апостол язычников, ясно сознававший это свое призвание и действовавший на этом поле со столько же замечательным успехом, сколько и самостоятельностью в отношении к другим апостолам. Это – не ученик апостолов иерусалимских, но сподвижник, им равноправный, возвещающий свое евангелие не от человеков, наполненное не столько историческими фактами (таких насчитывают лишь четыре: тайная вечеря, 1Кор.11:23 ; смерть, воскресение Иисуса Христа и Его явления по воскресении. 1Кор.15:1 и сл.), сколько освещением истин христианства, понятых им с такою глубиною, что его послания в этом отношении превосходят все другие.– Этот индивидуальный характер проповеди Павла и его независимое положение в отношении к другим апостолам, при некоторой утрировке, легко превращаются в противоположность им. Такое представление и полагается в основу исторических построений новотюбингенской школы. История обращения апостола Павла, кроме кратких (но многозначительных) указаний в его посланиях, излагается трижды в Деяниях апостольских (9:1–9; речь апостола Павла пред народом – 22:3–11 и сл.; речь его пред Агриппою – 26:10–18) с маловажным разногласием в подробностях (9:4–7, 22:7–9, 26:13–14), которыми и занимались отрицатели старого времени. Психологическая сторона факта в их «натуральных» объяснениях оставалась на втором плане; их внимание направлено было на естественное истолкование чудесных подробностей в мире физическом, сопровождавших и – для них – даже и вызвавших самое обращение Павла,– Подобные объяснения в настоящее время не имеют уже себе места, и ученые производят факт обращения из душевной настроенности Павла. Между ними самое важное место принадлежит Отто Пфлейдереру (Der Paulinismus. Lpz.1873). Автор выдает свое мнение только за гипотезу, которая, разумеется, не свободна от ошибок в частностях, но в общем стоит на точке зрения решительно правильной,– Всякое объяснение обращения апостола Павла только в том случае может претендовать на научное достоинство, если в нем – в психологической мотивировке – дан не только факт обращения апостола, но и «его призвание к проповеди между язычниками и содержание его Евангелия языков (следовательно – implicite – его отношение к другим апостолам).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010