«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф 5:9 ). В этой заповеди Господь называет блаженными тех, кто побеждает вражду и распри, способствуя мирным отношениям между людьми. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор 14:33 ), и Отец послал Своего Сына, «чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол 1:1820 ). Сам Господь говорит Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин 14:27 ). Мирное состояние неотделимо от других добродетелей, по слову Псалмопевца: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс 84:11 ). Для того чтобы способствовать примирению других, необходимо достигать умиротворения в собственной душе. Состояние внутреннего мира — это дар Божий, который неотделим от других благодатных даров. «Плод же духа: любовь, радость, мир» ( Гал 5:22 ); «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна» ( Иак 3:17 ). Миротворчество христианина состоит, во-первых, в стяжании внутреннего мира, а, во-вторых, в поддержании мирных отношений с другими людьми. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», — говорит апостол Павел ( Рим 12:18 ). Но, кроме того, христианин призван прилагать усилия ради примирениях других. По слову святителя Иоанна Златоуста, «Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и Блаженный Иероним говорит об этой заповеди: «Разумеются те, которые сначала в сердце своем, а потом и среди несогласных братьев устанавливают согласие. В самом деле, какая польза в том, что другие примиряются с твоей помощью, когда в твоей собственной душе происходит борьба Стремящиеся к миру в душе и к примирению враждующих именуются сынами Божиими, ибо они уподобляются Христу — «так как и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф 5:10–12 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

В христианстве вера в воскресение мертвых стало общим для всех учением. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ); «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор.15:22–23 ). В будущей жизни воскресшие люди будут в иметь тела, но преображенные. Нужно различать ветхозаветное понимание воскресения мертвых, как оно представлено в священных текстах, от ложных толкований их в различных иудейских сектах. Фарисеи, например, считали, что воскреснут только праведники. Поэтому св. апостол Павел говорит: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» ( Деян. 24:15 ). Сознание же саддукеев было сильно политизированным, они в некоторых важных вопросах сильно отступали от веры отцов. Саддукеи не верили не только в воскресение, но даже в ангелов, хотя в священных ветхозаветных книгах слово «ангел» встречается более 130 раз. Для святых отцов и церковных учителей богословская преемственность Ветхого и нового Заветов была очевидной истиной, поэтому они ее и не доказывали. В своих творениях, посвященных воскресению, они обсуждают определенные вопросы, на которые в новозаветных книгах не дается развернутого ответа. Одной из таких проблем является свойства воскресшего человеческого тела в будущем веке. Одни утверждают, что будет восстановлено прежнее тело, но преображенное (блаж. Иероним, блаж. Августин). Другие больше внимание уделяли новым качествам воскресших тел. Например, Ориген утверждал, что по воскресению тела наши будут эфирные, неосязаемые и не воспринимаемые зрением. Если рай будет «на небесах», то есть духовный, что тогда означает стих: Псалом 36:29? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс. 36:2 ). Стих этот с небольшими изменениями повторяет 9-й («ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю»). Псалом содержит пророчество о блаженстве праведников в будущей жизни. Это место близко по смыслу к Евангелию: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф. 5:5 ). Когда исполнятся сроки и наступит кончина мира «небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ). Вместо нынешней земли, которая сгорит ( 2Петр. 3:10 , будет новая, преображенная: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр. 21:1 ). Как понимать вопрос св. Иоанна Предтечи ко Господу: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Глиняные сосуды испытываются в печи»; а людей праведных — напасти (подоб. Сир.28:5). Иосиф искушен был прельщением блудным, но не был введен в искушение. Была искушена Сусанна, но тоже не была введена в искушение. И многие другие обоего пола также были искушены, но не введены в искушение: особенно же Иов. Многих соблазняет то, что сатана просит искусить Иова. Но не написано ли подобное и в Евангелии: «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк.22:31)? — Этим означается, что сатана никакой не имеет власти искушать кого-либо; и если искушает, искушает по попущению Божию. Божие же попущение бывает или для наказания людей за грехи их, или для обучения их и доставления им опытности. И бывает большая разность, в какое кто впадает искушение. Не в такое впал искушение Иуда, продавший Господа, в какое впал Петр, когда от страха отрекся Христа — Господа. Но каково бы ни было искушение, для всех один закон, как пишет Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). — Этим изречением Апостол ясно показывает, что молиться должно не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение. Введенными бываем мы в искушения, когда случатся с нами такие, которых мы не можем понести. Но как опасные искушения, в которые впадать пагубно; бывают по причине счастья или несчастья в вещах временных: то их тяжестью не бывает надломлен никто из тех, которые не имеют пристрастия ко временному.    В книге Иова читаем: «не искушение ли жизнь человека на земле?» (Иов.7:1). О чем же молимся, говоря: «не введи нас во искушение»? О чем? — Послушайте. Апостол Иаков говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает» (1,13). Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает. Но есть другое искушение, которое называется испытанием. О нем написано: «искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

е. племенам и народам. Есть у Меня и другие овцы, говорит Он, которые не сего двора, (т. е. не из иудейского народа), и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь ( Ин.10:16 ). Это видно также 3) из того, что апостолы всех верующих во Христа называют одной Церковью и одним телом Его, у которого Он единая глава: Бог, говорит апостол Павел, все покорил под ноги Его, и Его поставил превыше всего, главою Церкви, которая есть Его тело, – а мы многие одно тело во Христе: – ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос ( Еф.1:22–23 , Рим.12:5 , 1Кор.12:12 ). Наконец, об этом должно заключать 4) потому, что Иисус Христос приходил на землю, благовествовал мир отдаленным и близким ( Еф.2:17 ), и умер на кресте для того, чтобы примирить всех людей с Богом и между собою, собрать рассеянных чад Божиих ( Ин.11:52 ), и составить из них одно тело, одну Церковь Божию. Он есть мир наш, говорит апостол, соделавший из обоих (т. е. из иудеев и язычников, составлявших тогда весь род человеческий) одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле (т. е. Церкви) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). II. Основав свою Церковь , Иисус Христос желал, чтобы все ученики Его пребывали в ней единодушно, в любви и согласии, твердо держались одного учения Его и не разделялись, а тем паче не враждовали между собою по вере. Для этого Он: 1) всем им преподал одно учение, содержащееся в Его Евангелии, и внушал им соблюдать оное неизменно: ежели пребудете в слове Моем, говорил Он уверовавшим в Него иудеям: то вы истинно Мои ученики; – кто любит Меня, тот слово Мое соблюдет, – а кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти вовеки ( Ин.8:31–51, 14:23 ); 2) убеждал их твердо пребывать в Нем, т. е. в Его учении и Церкви, и запрещал им составлять отдельные религиозные общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Если так поступишь, то смотри, какие получишь блага: во-первых, вечную жизнь и обещанные любящим Бога блага; не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ); потом, – постоянное жительство с прекрасным твоим... и избавишься от здешних забот, опасений, опасностей, козней, вражды и ненависти. (13, С. 251) ...слова Христовы, которые Он сказал ученикам, определяя совершенную любовь: нет больше той любви, говорил Он, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). (16, С. 266) Богу никто не может ни порицанием повредить, ни славословием доставить большую славу, но Он всегда остается в Своей славе, не возвеличиваясь от славословий и не умаляясь от хулений; и те из людей, которые прославляют Его по достоинству, – впрочем, никто не может прославлять Его по достоинству, а только по своей силе, – получают себе пользу от этого славословия; те же, которые хулят и уничижают Его, вредят собственному спасению. (24, С. 313) Когда просто брат твой имеет что-нибудь против тебя, Христос не дозволяет тебе принести жертву, доколе не помиришься с братом... (36, С. 395) Бог желает, чтобы мы были солью, светом и закваскою, так чтобы и другие могли получать от нас пользу. (10, С. 189) Что... говорит Христос? Вы слышали, что сказано древним: не убивай... А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду: кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной ( Мф.5:21–22 ). Это (сказал) Христос, а мы, хуже неверующих в Него, попрали этот закон, каждодневно осыпая братьев своих множеством злословий. (5, С. 125) Немалая будет нам награда за... воздыхания и слезы, равно как немалое осуждение от Бога будет тем, которые без сожаления смотрят на бедствия собственных членов. Первое можно узнать от терпеливейшего мужа Иезекииля, а второе – от блаженного Михея. Так, первый говорит, что когда иудеи достигли крайнего нечестия и уклонились к идолопоклонству, то Бог повелел сделать знак на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него ( Иез.9:4 ); ибо не только нужно воздыхать, но и болезновать; и хотя они ничего не сказали и не сделали для исправления совершавшихся грехов, но когда они только оказали должное со своей стороны, то и были почтены такою честью от человеколюбивого Бога, что удостоились и безопасности, и великой славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Любовь Боящийся стоит еще на степени раба, а усовершившийся любовью достиг уже в достоинство сына. Раб именуется и нищим, потому что не имеет ничего собственного, а сын богат уже потому, что он наследник отеческих благ (2). Не всякой может достигнуть совершенства любви и познать истинно Возлюбленного, а только тот, кто совлекся уже ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф. 4:22 ), и облекся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшего (см. Кол. 3:10 ). Кто любит деньги, воспламеняется тленной телесной красотой, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви, на что не следовало, делается слеп к созерцанию истинно Возлюбленного. Потому сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим ( Мк. 12:30 ). Слово всем не допускает уделения любви на другие предметы. Ибо сколько истратишь любви на земные предметы, столько, по необходимости, не достанет у тебя в целом (2). Очистившись от всякой ко всем ненависти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потребует того нужда, полагать душу, имея такую же любовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его (4). Всего более дивлюсь, что хотя Сам Господь наш Иисус Христос говорит: не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк. 10:20 ) , и еще: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин 13:35 ), почему апостол, доказывая, что во всем необходима любовь, свидетельствует, говоря: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто, – и несколько ниже: хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, и прочее, к этому присовокупляет: а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор. 13:1, 2, 8, 13 ); хотя это и подобное этому так определенно сказано Господом и апостолом, дивлюсь, говорю, почему люди имеют столько попечения и знания об упраздняемом и прекращающемся, а о пребывающем, и наипаче о любви, которая больше всего и составляет отличительное свойство христианина, не только сами не имеют никакой заботы, но и старательным противятся и этим противлением исполняют сказанное: сами не входят и хотящим возбраняют входить (см. Мф. 23:13 ; Лк. 11:52 ) (5). Если не имеем любви по заповеди Господней, то нет на нас и печати, положенной Господом. Если, разгордевшись, исполнились мы суетного о себе мнения и высокомерия, то впадаем в неизбежный суд диавола (6). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Мы видели в ст. 1–10 и 18–21 пророчество о Спасителе и милосердии Божием, спасающем человека верующего; подготовление к великому событию появления Мессии мы увидим в следующих главах, а с главы LIII Исаия видит и священный земной образ Спасителя. Но настоящая глава кончается укоризною Израилю и угрозою ему, ибо упорная слепота народа, не хотящего видеть, не останется безнаказанною 1419 . 22 . Но это народ разоренный и разграбленный: все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя, ограблены, и никто не говорит: „отдай назад!“ 23 . Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? 24 . Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. 25 . И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем. В этом пророчестве очевидно Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен Вавилонский. Но в этом видении и-зарево Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах. 1384 Халдейские перифразы Ветхого Завета, появившиеся очень поздно. Ранний из них Онкелоса считают современным Апостолам. 1390 Мы не исключаем и самых неверующих из Христиан; чтобы они ни говорили, они не могут изгладить этого образа. 1397 Дыхание принадлежит всем существам, Дух есть Божественное начало, особо дарованное человеку. О знач. 7-го стиха II гл. кн. Бытия см. прим. 8-е с выпиской из Митроп. Филарета в 1 томе Св. Летописи. О различии души от духа и о перерождении человека душевного в духовного см. 1Кор. 15:44–46 . 1398 По всей вероятности, все Пятокнижие. Мн видели неоднократно, что и другие древние книги и Псалмы были ему известны. 1406 Кук, Джонсон, Еллиот; см. в особенности в Speaker " " s Comment, vol. IV, Psalms; Elliot in Appendix; p. 506. Также Кей на Исаию в Sp. Comm. 1409 Мидяне или Греки, Римляне или Готы, Гунны или Монголы; кочевые ли расы надвигаются на цивилизацию, или культурные расы овладевают миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наряду с глубокой верой в Бога, неотделимой от любви к Нему, православный христианин должен иметь сердечную любовь к ближнему. Степень и характер этой любви определил Сам Господь наш Иисус Христос, когда сказал: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ). Слышите, дорогие братья и сестры, какой любви к ближнему требует от нас Господь! Такой, какую мы имеем к себе. Все доброе, что мы хотим сделать для себя, в той же мере надо делать и для ближнего. Все плохое, чего мы избегаем, необходимо отвращать и от ближних. Эта заповедь о любви к ближнему новая (новозаветная) ( Ин.13:34 ), и потому мы особенно вспоминаем её сегодня – в канун Нового года. Мы все созданы по одному образу Божию, все искуплены одной Кровью Христа Спасителя, все дети одного Отца Небесного, все члены одного тела Церкви. Кому же как не нам любить всей душой своих близких?! Страдает ли один член, – размышляет святой апостол Павел, – страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). Воспитывайте в себе, православные христиане, и свято храните любовь друг к другу – отцы к детям, дети к родителям. Супруги будьте всегда верны, кротко исправляйте взаимные недостатки, помогайте друг другу возрастать в добре. Будьте все со всеми дружелюбны. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми ( Рим.12:18 ). От такой любви мы приобретём многое: соберём себе сокровище для вечной жизни, приобретём уважение со стороны людей, а если нас постигнут скорби и жизненные превратности, мы перенесём их легче, чем другие, ибо Бог мира будет с нами ( Рим.15:33 ). Пусть же в Новом году укрепится в нас вера в Бога и возрастёт любовь к ближнему! Господи, благослови нас в наступающем Новом году! Аминь. 3. Испытай себя Все земное – быстротекущее и проходящее. Когда начинаешь вспоминать истекший год, то кажется, как будто мы встречали его совсем недавно. И вот он уже ушёл в вечность. С его уходом наша земная жизнь, и без того короткая, сократилась ещё на один год, и мы еще ближе подошли к тому пределу, когда должны будем давать отчёт о всем содеянном, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). И чтобы день оный ( 2Тим.4:8 ) не был для нас Страшным Судом, а стал благословением Божиим наследовать Царство, уготованное от создания мира ( Мф.25:34 ), необходимо сегодня, когда мы стоим перед дверями неизвестного будущего, самим произвести над собой суд, подвести итог своим поступкам – испытать себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Один лишь этот эпизод из жизни Спасителя может служить достаточным основанием для терпимости по отношению к тем, «кто не ходит с нами», более того – для признания благодатности их действий, совершаемых во Имя Господа Иисуса, с призыванием Его святого Имени. Немало в Новом Завете и отрицательных высказываний, касающихся тех, кто, войдя в Церковь , своими словами или действиями оказываются с ней несовместимыми, внутренне ей чуждыми и подлежащими, следовательно, отлучению: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема маран-афа (да будет отлучен до пришествия Господа)» ( 1Кор.16:21 ). Наиболее ярким примером может служить Иуда Искариот, изменивший своему Учителю и предавший Его врагам. Предательство получило свою оценку в речи апостола Петра, обращенной к собранию учеников, где он предложил избрать на место Иуды другого. Об ужасном грехе Иуды апостол сказал очень мягко: «Он был вождем тех, кто взяли Иисуса. Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою и когда низринулся, распалось чрево его и выпали все внутренности его» ( Деян.1:16–18 ). Можно полагать, что Петр, как и другие ученики, как и сам Господь, любил Иуду не меньше, чем других соучеников и скорбел о его гибели. Многие из имеющихся в Новом Завете пророческих высказываний могут быть отнесены к зачинателям инакомыслия и разделения. Таковы предсказания Самого Христа о лжехристах и лжепророках, чье появление будет сопровождаться прельстительными знамениями и чудесами ( Мф. 24:24 ; Мк. 13:22 ; ср. Ин. 10:8–10 ). Прямое указание на уже совершившееся разделение находим у апостола Иоанна: «Теперь появилось много антихристов... они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин. 2:18–19 ). Эти, равно как и много более резкие высказывания апостола Иуды (брата Господнего) относятся не к каким-либо уже успевшим сформироваться сообществам, а к отдельным лжебратиям, которые «пиршествуют с братьями», но одновременно отделяют себя от единства веры ( Иуд.1:8–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Очень советую Вам поговорить на эту тему со священником лично и обязательно познакомиться с материалами этого сайта Здравствуйте! Есть различие между людьми, имеющими влечение к своему полу. Одни чувствуют это влечение, но сопротивляются сексуальным фантазиям и не вступают в половые отношения (вне брака), понимая, что совершат грех. При этом, они не обязаны заставлять себя испытывать гетеросексуальное влечение (хотя есть немало свидетельств, что и стать гетеросексуалом вполне возможно). В этом нет ничего катастрофичного для того, кто желает быть христианином. Такие люди могут причащаться, если не совершают иных тяжелых грехов. Однако совсем другое дело, когда человек сознательно желает грешить, тут никаких компромиссов быть не может. Потому что совершение даже одного тяжкого греха имеет своим последствием смерть души, если человек не покается, не изменит своего отношения ко греху. Что касается разницы между упорными грешниками, то она есть, правда не принципиальная. Как между двумя преступниками, совершившими больше и меньше преступлений, есть разница в степени наказания по закону, также и здесь. Но наказание будет и тому, и другому, если не исправятся. Здравствуйте. Так как Вы уже осознаете, что это грех, то я советую вам начать просить Бога избавить вас от этой страсти. Другие ваши добрые качества невозможно противопоставить данному греху. Читайте книга Левит 18:22: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». И далее Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. —  1Кор.   6:9–10 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников(а так же для женщин нетрадиционной ориентации), человекохищников, (клеветников, скотоложцев,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению…

http://azbyka.ru/vopros/kak-razvivatsja-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010