Знай же, что ты, по иноческому обету, должен себя принудить во всем пресещи волю свою. Повинися Господеви, гряди с любовию в путь отец своих, не блуждая, не дремля, но бдя прилежно. Должен ты непременно стяжати добродетели; и так ищи их день и нощь, а познав их, поучайся и подвизайся в них. Буди истинный христианин, который, дав обеты Богу и сооружая в сердце своем жилище добродетели, исполняет оныя без закоснения. Береги себя, да неявишися тощь пред Богом. Если что доброе носиши с собою, то не хвалимся сим: но паче преуспевай в делании добра и, по мере богоугодных дел, являй себя новым, правым и благоискусным во всем. Принеси Богу в дар и жертву всесожжения не без словесных животных, но достойнейшее приношение, пожри самого себя на всякий день, яко же и святии вси ради Христа умерщвляли себя. Но как они умерщвляли телеса своя? ( 1Кор.9:27 ). Не любили мира, ни яже в нем. Посему и ты оным поревнуй. Ты хощешь быть иноком: сие значит ветхое оставить и соделать себя новым. Вчера ты был по образу мира: а ныне во иное облекся; и так иное думай, иное говори, инако смотри, инако ходи, иначе делай: все будет новое. Помышляй, что ты инок: и должен не наименованием только инок быти, но житием иной, против жития мирскаго. Иоанн Лествичник , в первом слове об отвержении мира пишет, что не всяк крестяйся спасется, но творяй дела Божия. Умолчал он об иноках: но мы видим, что он чрез сие и ко инокам глаголет: не всяк постригшийся спасется, но сохранивый иноческие обеты, и что не вси в монастырях иноки, но творцы иноческих дел суть иноки. Святый Апостол Иаков пишет: бывайте же творцы слова, а не слышателие токмо; ибо кто слышатель только, а не творец, таковый прельщает себе, и смотрит свое лице аки в зеркале, потом забывает, каков бе (Ик.1:22,23:24). Следовательно, только исполняющий законы спасается. Не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона оправдятся ( Рим.2:13 ). . В чем же состоит иноческое жертвоприношение? Не бессловесных животных, которых Бог не хощет, подобает приносити в жертву, но самих себе изнурять должно всякий день, яко же и святии вси отвергошася себе самих, ради Умершаго за нас. Они не любили мира, ни яже в нем, а приносили дар приятен Богу от чистаго сердца, и за сие сынами Божиими наименованы. Твори такожде и ты, естьли хощеши сын Святаго нарещися.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда Бога состоит в следующем. Бог есть законодатель и царь, правитель и судья. Он клятвою удостоверяет в том, что будет награждать исполнение закона жизнью ( ςω ср. Рим. 10:5 ; Гал. 3:12 ) 14 и по справедливости наказывать всякое преступление и непослушание ( Евр. 2:2 ). Он воздает всем только по долгу, но не по милости ( μισθς ο λογζεται κατ χριν, λλ κατ τ φελμα Рим. 4:4 ). Основания для воздаяния лежат не в Боге, а в человеке, в его субъективном настроении 15 . При этом берется во внимание не общее отношение человека к закону, но и отношение к каждому частному его предписанию (ср. Евр. 2:2 ). Жизнь дается лишь тому, кто исполнил весь закон (ср. Рим. 10:5 ; Гал. 3:12 ). Тот же, кто не исполняет всего закона, хотя бы выполнил большую часть его, подвергается проклятию, πικατρατος πς, δς οκμμνει ν πσι τος γεγραμμνοις ν τ βιβλφ το νμου ( Гал. 3:10 . ср. Втор, 27:26) 16 . Здесь нет полного прощения грехов (ср. Евр. 9:15 ) 17 . Правосудие ( δικαιοκρισα Рим. 2:5 ) и верность угрозам и обетованиям ( πστις το Θεο – 3:3) составляют сущность правды Божей ( δικαιοσνη Θεο), как открылась она в законе. Если главное обязательство Божие состояло в правильном распределении наград и наказаний, то исключительная обязанность другой стороны этого религиозно-гражданского союза заключается в беспрекословном повиновении выраженной в закона воле Божией, в верности ей ( πιστις – ср. Рим. 3:3,7 ). Человек, как подданный Иеговы, должен вложить все свое внутреннее состояние в рамки предписаний закона ( μμνειν ν πσι τος γεγραμμνοις ν τ βιβλ το νμου – ср. Гал. 3:10 ), в них видеть сферу личной жизни ( ςν ν α τος ср. 12). Он должен жить не так, как внушало ему его омраченное грехом сердце; но так, как угодно воле Божией. Он должен идти против своей греховной воли, рабски повинуясь тяготеющему над ним закону, как единственной норме жизни. Он носит на себе тяжелое иго рабства ςυγν δρυλεας (ср. Гал. 5:1 ) 18 . Он – под законом ( π νμον ср. Рим. 6:14 ; 1Кор. 9:20 ; Гал. 4:5; 5:18,23 ), как неограниченным, властелином. Он раб закона, не имеющий своей воли, невольник ( δολος – ср. Гал. 4, 7, 31 ). Он дитя Синайского завета, матери-рабыни, рождающей только рабов (Ср. Гал. 4:24 ). От нее воспринял он и дух рабства ( πνεμα δουλεας Рим. 8:15 ). Он – «в страхе и трепете». § 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Таковый христианин есть христианин только по имени: ибо он только верует во имя Христа, а не знает самого Христа; покланяется Богу, а не ведает, что такое Бог; исполняет постановления Церкви, а не понимает ни знаменательности их, ни силы, ни намерения, и исполняет их потому только, что видит других исполняющих оные. Нет, таковый недостойно носит достославное имя христианина: это не больше, как суеверный афинянин, служащий неведомому Богу ( Деян. 17:23 ), между тем как истинный христианин должен поучаться в слове Божием день и нощь, дабы и свой ум обогатить познанием Божественных истин и быть довольну и других наставлять в вере и благочестии. Испытайте писаний, завещано нам Начальником веры нашея Христом Иисусом, яко вы мните в них имети живот вечный ( Иоан. 5:39 ). Его мысли должны быть чисты и возвышенны: ибо сказано: горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3:2 ). Его слова должны быть здравы и назидательны. Его душа, как обрученная единому мужу Христу дева ( 2Кор. 11:2 ), должна быть чиста и целомудренна, Его одного любить и Его одного искать, взывать часто с Пророком: когда прииду и явлюся лицу Твоему, Господи, и насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал. 31:3 ). Вот что значит являть дела веры христианину, и вот сколь необходим сей долг его! Но ему не менее необходимо являть и дела благодати, кои состоят, как мы сказали, в умерщвлении страстей и хождении по духу. Христиане при самом возрождении своем в таинственных водах крещения, и при занечатлении нас печатию даров Духа Святого в тайне миропомазания, дали обещание отложити, по первому житию, ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных, обновлятися же духом ума своего, и облещися в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины ( Ефес. 4, 22–24 ). Они усыновились Богу, сочетались Иисусу Христу и даже облеклися Им ( Гал. 3:27 ), и чрез то естественно пред лицем всея Церкви, Бога и Ангелов обязались быть всегда верными сынами Богу, истинными последователями Христу, и отселе начатую святую жизнь твердо хранить до конца оной: следовательно и должны они, яко новая духовная тварь ( 2Кор. 5:17 ), ходить всегда во обновлении жизни ( Рим.6.4 ); яко сынове света ( 1Сол. 5:5 ), стараться быть чистыми и непорочными, подражая Богу; яко последователи Христовы, поступать так, как поступал Христос, теже иметь мысли чувствования и желания, какия были во Христе ( Фил. 2:15:5 ); яко храмы Божии и удове Христовы ( 1Кор. 3:16 ), содержать в совершенной и чистоте, или, по выражению Апостола, приносить оные в жертву живу, святу и благоугодну Богови ( Рим. 12:1 ), и потому представлять уды тела своего не греху в орудие неправды, но Богу в орудие правды во святыню ( Рим. 6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

от Того, Кто послал меня: увы [горе] мне [есть] от Суда Его, если не буду благовестить. 1Кор.9:17 . Ибо если... добровольно... это я с делал бы 20 , награду получил бы 21 за добрую волю, живущую во мне. Если я был верен домостроительсту, то какая награда мне, если ради награды совершаю вверенное домостроительство? ( 1Кор.9:18 ) 1Кор.9:19 . Ибо, будучи свободен от всех, я всем... себя... поработил, дабы для наследства приобрести наследников. 1Кор.9:20 . С Иудеями, посвященный, я вошел в храм, дабы Иудеев... приобрести ( Деян.21:26 ). " С под законными» я остригся ( Деян.18:18 ), дабы их «приобрести.» И для «непод законных», для Афинян, в то время, когда я, войдя (в Афины), ходил среди капищ их, я сделался, как «непод законный», дабы «приобрести» их ( 1Кор.9:21 , Деян.17:16 ). 1Кор.9:22 . С немощными, которые падают и погрешают, я был... немощен, дабы их приобрести. Подобное же говорит: «кто изнемогал бы, и... я бы не воспламенялся? или кто соблазнялся бы, и я... бы не изнемогал?» ( 2Кор.11:29 ). 1Кор.9:23 . Сие же делаю, дабы чрез все это при частником... быть... Евангелия Христа, Который желает жизни всех людей. 1Кор.9:24 . Не знаете ли, что... на ристалище 22 бегущие, хотя многие бегут,.. но один остается после другого, пока одному только не достанется награда? И каждый из состязающихся там в беге 1Кор.9:25 . от всего вредного воздерживае тся, дабы тленный и преходящий венец получить. Сколь более надлежит нам, увеличивая и расширяя подвиг наш, предохранять себя от всех дурных дел? Ибо подвизаемся из-за венца... нетленнаго и непреходящего. 1Кор.9:26 . Посему я... не так... бегу, как 23 на неверное, то есть не как тот, кто не знает, зачем он состязается, а потому таковой может получить поражение вместо ожидаемой победы; не так... бьюсь,.. чтобы напрасно ударять по воздуху. 1Кор.9:27 . Но укрощаю тело мое постами и порабощаю бдениями, дабы, проповедав другим Царство Небесное, сам я не остался недостойным этого Царства. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./1-е послание к Коринфянам. 58-102 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке ( Быт. 38:18 ), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень ( Иер. 22:24 ; Песн. 8:6 ). II. 1) «приложить печать» означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т ( 3Цар. 21:8 ; Неем. 10:1 ; Иер. 32:10 ), кроме того, так обеспечивалась неприкосновенность ( Дан. 6:17 ; Мф. 27:66 ); 2) значительно чаще слова «запечатлевать» и «П.» употребляются в Библии в переносном смысле: а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов ( 1Кор. 9:2 ), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру ( Рим. 4:11 ). Принявший свидетельство Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог ( Ин. 3:33 ). На Сыне Человеческом «положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27 ); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению ( Иов. 9:7 ). Он «запечатывает» некоторые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей ( Дан. 12:4 ; Откр. 10:4 ; Откр. 22:10 ; ср. Ис. 8:16 ). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий ( Откр. 5 ); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов «печатью на челе» ( Откр. 7:2–8 ; ср. Иез. 9:4 ), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Откр. 3:10 ; Откр. 9:4 ); 3) совокупность различных значений слова «П.» присутствует в выражении «запечатлеть Святым Духом» ( 2Кор. 1:21 ; Еф. 1:13 ; Еф. 4:30 ). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа ( 1Петр. 1:18 ), оправдан принятием этой жертвы через веру ( Рим. 3:23–26 ), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа ( Рим. 8:16 ). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил ( 1Фес. 5:23 ; 1Петр. 1:5 ; Иуд. 1:24 ). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является «оттиском» (в Синод. пер. – «образом ипостаси») Божьей сущности ( Евр. 1:3 ), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого – Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, «от славы в славу», до полного восстановления в нем образа Божьего ( Рим. 8:29 ; 1Кор. 15:49 ; 2Кор. 3:18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Случаи освобождающие от открытого исповедания веры По сему когда 1 – е нет открытого вызова к исповеданию веры, а от частных легко отклониться благоразумными мерами ( Лк. 20:2 ) 2.) нет не особенной нужды предавать жизнь неистовству врагов, ни надежды обратить кого либо из них к вере; [в] 3 х Когда напротив сбережением жизни можно служить к утверждению веры и других в вере; 4.) когда нет достаточной силы и могущества к понесению подвига мученичества за веру: в сем случае без нарушения внутренней правоты позволительно христианину воздерживаться от открытого исповедания веры, по силе закона естественного по внушению христианского благоразумия ( Мф. 10:16 ) и особенно о примеру Иисуса Христа, который неоднократно уклонялся от неистовства иудеев ( Лк. 4:29 ) ( Ин. 10:39 ) ( Деян. 23:6–9 ) и по заповеди его: ( Мф 10:23 ) ( Деян. 9:24–25 ) ( Деян. 14:16 ) Утешение на трудном подвиге мученичества за веру При необходимости исповедания веры для славы Божией и спасения ближних пред многими свидетелями ( 1Тим. 6:12 ) среди тяжких опытов страданий к одушевлению и укреплению Христианина на многотрудном подвиге мученичества служат 1.) вечные награды обещанные верным до смерти ( Откр. 2:10 ) тем, что естли они со Христом умрут, то со Христом и оживут, если с ним претерпят с ним и воцарятся ( 2Тим. 2:11–12 ); во 2 х многоразличные утешения, каковые преобильно ниспосылает Господь для укрепления страдальцев за веру, по той вере, как умножаются в них страдания Христовы, умножается Христом и утешение их ( 2Кор. 1:5 ) Он сам являет им ( Деян. 7:55 ) укрепляет их ( 2Тим. 4:17 ) от чего поругания , удары и страдания за имя Христово они приемлют с радостию ( Деян. 5:40–41 ). Свойство христианского мученичества за веру Чтобы исповедничество и мученичество за веру при великости подвига имело все достоинство Христианской добродетели: то для полного совершенства оного требуется что бы во 1 х Исповедник веры достаточно знал исповедуемую им веру в главных и существенных членах, дабы при востребовании от него отчета в уповании его, он давал ответ с кротостью и уважением ( 1Пет. 3:15 ), при страданиях за веру мог с уверенностью сказать: вм емуже вровах еяже ради вины и сия стражду, и не стыжусь ( 2Тим. 1:12 ), а спокойным и великодушным терпением страданий ( 1Кор. 4:12–13 ) удостоверить всех и каждого, что совершаемое им мученичество не есть действия воспаленного воображения, минутный восторг внезапного увлечения; но рассудительная и непобедимая любовь к истине и благочестию, которая все преодолевает для Бога ( Рим. 8:37 ); во 2 х

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Апостолы, как ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, были свидетелями множества Его наставлений, проповедей, действий, поступков, в том числе – очевидцами множества совершенных Им чудес. Конечно, Спаситель неоднократно давал им понять, и словом, и делом, что Он – не просто человек, но вочеловечившийся Бог. Казалось бы, вера апостолов уже тогда, во время осуществления Иисусом Христом Своего земного служения, могла достигнуть состояния непоколебимости. Однако Евангелие представляет нам немало случаев обнаружения ими сомнений и колебаний, связанных с проявлением веры. « Что вы так боязливы, маловерные? » ( Мф.8:26 ); « маловерный! зачем ты усомнился? » ( Мф.14:31 ); « что помышляете в себе, маловерные » ( Мф.16:8 ) – вот лишь некоторые замечания, произнесенные Иисусом Христом в отношении учеников и указывающие на проявление ими сомнений и колебаний. Вспомним, что когда Христос воскрес, и весть о Его Воскресении дошла до апостолов, не все они тут же поверили в это чудо. Евангелие сообщает, что когда жены-мироносицы, узнав от ангелов о Воскресении Спасителя, « возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.., показались им слова их пустыми, и не поверили им » ( Лк.24:9-11 ). Можно предположить, что в какой-то мере сомнения и колебания апостолов в проявлении веры были связаны с особой возвышенностью тех вероучительных и нравоучительных истин, которые доносил до них их Учитель. Ситуация изменилась, когда апостолы убедились, что Христос воистину Воскрес. Таким образом, Воскресение Спасителя стало тем чудом из чудес, которое оказало сильнейшее влияние на укрепление их веры во « Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие » ( 1Кор.1:23 ). Ещё больше их вера окрепла тогда, когда они были особым образом освящены и просвещены действием Святого Духа, сошедшим на них в День Пятидесятницы. При особом просвещающем воздействии на апостолов Святого Духа многие истины веры стали для них более ясными и понятными. Сам Господь Иисус Христос, незадолго до Своих Крестных страданий, дал им Свое наставление на данный счёт: « Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам » ( Ин.16:13-14 ).

http://azbyka.ru/apostoly

Срам следует за воровством: Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, – так осрамил себя дом Израилев ( Иер.2:26 ). Согласие с вором есть ненависть к душе своей: Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том ( Притч.29:24 ). Воровство а) привлекает проклятие: Вижу летящий свиток: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен; Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его ( Зах.5:2–4 ). Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня… десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня ( Мал.3:8–9 ); б) лишает неба: не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Верные а) должны хранить себя от воровства: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Только бы не пострадал кто из вас как вор, или как посягающий на чужое ( 1Петр.4:12,15 ); б) молятся, чтобы не увлечься к воровству: Нищеты и богатства не давай мне, Боже, – питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя, и чтоб, обедневши, не стал красть ( Притч.30:8–9 ). Всякое земное сокровище подвержено воровству: Не собирай себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Небесное сокровище безопасно от воров: Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается ( Лк.12:33 ). Ложные учители сравниваются с ворами: Вот Я на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга ( Иер.23:30 ). Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник. Вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить ( Ин.10:1,10 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ибо только двоих из вас я крестил, дабы вы знали, что я совершил крещение именем Христа. 1Кор.1:17 . Ибо... не... послал... меня... Христос.... крестить немедленно и с поспешностью, как делаете вы, но благовествовать, не в премудрости слова, как тоже некоторые из вас высокомерно величаются ею, ибо если вошла премудрость, то упразднится сила Креста, – та сила, которая без премудрости возобладала между всеми язычниками. И (ибо) хотя для Греков, во след премудрости блуждающих, 1Кор.1:18 . слово о Кресте глупость есть, но для нас, спасаемых, которые чрез него одарены жизнью, Божия... сила есть. Но дабы не подумать нам, что я отверг премудрость потому, что совсем не понял ее, послушайте нечто из Писания о том, что прежде, чем я презрел ее, отринута была она по пророчеству Духа, 1Кор.1:19 . ибо написано: погублю хитрость хитрецов и мудрость ученых отвергну ( Ис.29:14 ). Итак, где мудрость, которая гордится? Или «книжник», который хвалится? Или изыскатель, который исследует хитростью и остроумием изыскания «сего... века?» Ибо, вот, глупою сделал «Бог», – то есть отверг и презрел Бог, 1Кор.1:20 . – мудрость... сего... мира ( Ис.33:18 ). 1Кор.1:21 . поскольку в... Божией... мудрости [Божией мудростью] не познал... мир... мудрость... Божию, то ныне благоволил Бог уже не чрез мудрость, а чрез глупость, то есть чрез простоту сей проповеди спасти верующих. 1Кор.1:22 . поскольку и Иудеи знамений требуют, а не мудрости школы Платона; а язычники мудрости... ищут более, чем чудес. 1Кор.1:23 . Мы же проповедуем Христа распятого – ...Иудеям, требующим чудес, это «соблазн», то есть Его страдание, а язычникам, ищущим мудрости, это глупость. 1Кор.1:24 . Самим же призванным, из Иудеев или из язычников, Христос есть Божия сила и Его [ Божия] ...мудрость. Сила Бога есть Он, потому что ниспроверг всех идолов; также и мудрость Его есть Он, ибо посредством мира привлек и укротил свирепость язычников. В самом деле, возьмите себя в пример (именно) 1Кор.1:26 . призвание ваше: ведь [ибо] немногие мудрецы есть среди вас... по плоти,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Под Жертвой, заколотой Премудростью ( Притч.9:2 ), подразумевается Голгофская, Крестная Жертва , добровольно принесенная Сыном Божьим во Искупление человека. Кроме того, под жертвой понимается Евхаристическая Жертва. На неё же указывают и слова о растворенном вине ( Притч.9:2 ), и слова о приготовленной трапезе ( Притч.9:2 ) (см.: Евхаристия ). Служители, посланные проповедовать ( Притч.9:3 ), суть Господни ученики, апостолы Христовы и их последователи. Книга Притчей Соломоновых учит, что от вечности, прежде создания мира, у Бога была Премудрость ( Притч.8:22-25 ). А Евангелие от Иоанна сообщает в подобных выражениях о Слове Отца, Единородном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» ( Ин.1:1 ). Евангелие от Иоанна утверждает, что мир сотворен через Сына ( Ин.1:3 ), а Книга Притчей — что мир сотворен через Премудрость ( Притч.8:25-30 ). О личной проповеди Христа, во времена Ветхого Завета, сообщалось как о проповеди Самой Божьей Премудрости: «я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда» ( Притч.8:6 ). Наконец, апостол Павел прямо именует Христа Божьей Силой и Божьей Премудростью ( 1Кор.1:24 ). Всегда ли под Премудростью отцы Церкви понимали Бога Сына? Учение о Святой Троице имеет безусловное библейское основание. Что же касается чёткого, сжатого изложения этого учения в общепризнанной ныне догматической формулировке, то Церкви потребовалось время, чтобы представить его в такой словесной форме. Первым использовал термин “Троица” святитель Феофил Антиохийский в “Послании к Автолику”. Он писал: “Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости”. Есть твердые основания утверждать, что в данном высказывании речь идёт об Отце, Сыне и Святом Духе. Однако некоторые критики возражают, мол, Премудростью в Священном Писании назван только Сын: «мы проповедуем… Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23-24 ). Что мы можем на это сказать? Дело в том, что хотя в соответствии со словами апостола Павла имя «Премудрость», в особом значении, действительно прилагается к Сыну, из этого вовсе не следует, что этим именем нельзя называть другие Божественные Ипостаси: Отца и Святого Духа. Премудрость – сущностное свойство Божие , принадлежащее не только Сыну, но Отцу и Сыну и Святому Духу. В этой связи Премудростью может быть назван и Отец, и Святой Дух.

http://azbyka.ru/premudrost

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010