Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная любовь и творческий потенциал личности Успешность в творческой деятельности во многом зависит от качества нашего взаимодействия с духовно-культурным содержанием национальных традиций 31.10.2022 467 Время на чтение 9 минут Фото: из личного архива автора «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор.1:20) Вопрос о взаимосвязи духовности и творческого потенциала личности до сих пор остается в дискуссионном поле, хотя многие оппоненты с обеих сторон согласны с тем, что греховные страсти значительно снижают результаты творческих усилий. Но есть и другое мнение, что некоторые страсти стимулируют творческий потенциал человека. Важно понимать, что проблематика взаимосвязи духовности и творчества не является сферой сугубо теоретических изысканий, ибо в социокультурной практике мы часто наблюдаем ситуации, в которых некоторые общественные и политические активисты пытаются повысить личный рейтинг, используя голословную критику проблемных ситуаций для прикрытия своего творческого бессилия. Подобного рода словопрения не содержат каких-либо идей и предложений, но пересыщены эмоциями и самомнением и потому являются откровенной демагогией. Святые отцы предупреждали – чем больше снаружи, тем меньше внутри. Несмотря на это, многие обыватели верят безответственной риторике, совершенно не задумываясь над тем, что низкий уровень духовности всегда ограничен словами, за которыми нет практических дел. Высокая духовность всегда воплощается в делах. И там, где духовность отдыхает, там нет и не будет дел, потому и ожидать свершений от ищущих личного блага бессмысленно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот» (1). Для многих общественных активистов успешность заключается вовсе не в стремлении к совершенству, в процессе которого в максимальной степени возможна реализация своих талантов, а в поиске возможностей для удовлетворения меркантильных амбиций. При отсутствии реальных дел, этот поиск сопровождается гипертрофией собственных оценок и суждений, непониманием того, что традиционные формы русского мира невозможно сохранить без обращения к содержанию традиций. К примеру, для сохранения русского самосознания в школе недостаточно сохранения русского языка в преподавании, необходимо сохранение и основного содержания русских традиций в программах образования.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/31/du...

иером. Филипп VI. Связь церкви земной с небесною 1. Какова последняя цель домостроительства нашего спасения? «Благоугодно было Отцу... чтобы посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). Бог... положил все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф.1:10 ). 2. Как говорит слово Божие о нашей близости к Церкви Небесной? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). »Вы сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). 3. Что соединяет небесных и земных членов Церкви в одно тело? " Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). 4. Как говорит Христос Спаситель о любви небесных членов Церкви к земным? «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:7, 10 ). 5. Как говорит слово Божие об участии Ангелов в соделании нами нашего спасения? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). 6. Какое предсказание есть в слове Божием о том, что Церковь земная будет восхвалять небесных праведников? «Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу» ( Сир.44:14 ). 7. Какое обещание оставил Христос Спаситель о прославлении Угодников? " И славу, которую (Бог Отец) дал Мне , Я дал им» ( Ин.17:22 ). 8. Какие примеры поклонения Ангелам и святым людям известны нам из слова Божия? Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу у стен Иерихонских ( Нав.5:14 ). Авдий «пал на лице свое» пред пр. Илиею ( 3Цар.18:7 ). Сыны пророчеств упали пред пр. Елисеем ( 4Цар.2:15 ). Страж темничный припал к Павлу и Силе ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поминовение новопреставльшихся в известные дни Прав. Церковь соблюдает по примеру Церкви ветхозаветной, в которой для поминовения и оплакивания усошпих назначались три, седмь и тридцать дней после ихъ кончины ( Числ.19:11–12;20:29 . Втор.34:8 . 1Цар.31:13 . Сир.22:11 ). Сия же вся писана быша в научение наше ( 1Кор.10:11 ). Кроме того, поминовение умерших, соблюдаемое Прав. Церковью, имеет отношение ко многим весьма важным событиям в царстве благодати, например – к тридневной смерти Первенца из мертвых и к сорокадневному пребыванию Его с Апостолами по воскресении. В постановлениях Апостольских говорится: «над умершими да празднуется день третий ради воскресшаго в третий день Спасителя» 743 . " Девятины совершаем, говорит Св. Церковь , духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, – по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится» 744 . Двадцатый день вероятно наблюдают прав. христиане для поминовения умерших, как половину четыредесяти двей; а четыредесятый – по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. О умершем Иакове ветхозаветном говорит Писание: погребоша погребатели Израиля и скончася ему четыредесять дней: так бо считаются дние погребения. Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господем дний четыредесять. Илия четыредесять дний идяще до горы Божия Хорив: четыредесять дней жена по рождении очищается: Христос Бог наш постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пребыл с ученики Своими, уверяя их в Своем воскресении: четыредесять дней поста святая предаде нам Церковь , мати наша, к очищению от всяких нечистот». Таким образом, св. Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией, и как Спаситель наш победил дивола постом сорокадневным: так и умерший сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает престола Божия, где обитают души праведных 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 37. Молитвы уставных трапез Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем разговор о молитвенных чинах для домашнего употребления. И сегодня поговорим о молитвословиях за трапезами, которые тоже должны быть частью богослужения, по сказанному Апостолом: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Мы уже говорили о некоторых вариантах богослужебного приема пищи: о Панагии и Артосе, о кануне и кутии, а поминальных трапезах… Но и ежедневный прием пищи можно сделать значимым для жизни не только тела, но и духа, если совершать его с молитвой и благодарением Бога. Согласно нынешнему распостраненному обычаю при любом принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, читаются одни и те же молитвы: пред трапезой «Отче наш», после нее – «Благодарим Тя, Христе Боже наш…». Между тем в богослужебных книгах, по крайней мере, для двух трапез даются совершенно различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий, составленные применительно к характеру того и другого приема пищи. Почему только для двух? Потому что кроме обеда и ужина церковный Устав не предполагает больше никаких других трапез. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где вся первая часть дня была занята богослужением. Обед. Итак, первой уставной трапезой является трапеза обеденная — самая полная, самая обильная, самая продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру обеденной трапезы соответствуют и уставные молитвословия, ее окружающие. Перед обедом (в виду того, что до этого совершалась продолжительное молитвословие) поется лишь одна молитва Господня. Слава и ныне. Господи, помилуй (3 р.). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/video/37-molitvy-ustavn...

Разделы портала «Азбука веры» Есть приборы, насыщающие воду положительными и отрицательными ионами. Как православная церковь к употреблению такой воды относится? 7 Ответов Это область медицины и науки. Церковь никак к этому не относится. Если только за этим не стоит волшебство или магия, к чему Христос непримирим. Смотря что под этим понимать. Если жидкости, полученные в результате химического процесса — запрета нет. Если нечто магическое, то употребление запрещено Если это чисто химический процесс, то это вопрос к медикам и ученым. Духовных препятствий для употребления такой воды нет. Церковь не может и не должна иметь мнение по каждому явлению или ситуации в мире. Церковь учит тому, что заповедал Бог. Поэтому стоит разбирать этот вопрос на основании логики. Поскольку при работе приборов происходит химический или физический процесс, то о пользе или вреде “готового продукта” уместней размышлять ученым и врачам. Духовного вреда в насыщении воды ионами лично я не усматриваю. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. ( 1Кор.10:31 ) Помолитесь, перекрестите водичку, и пейте на здоровье. Только не забывайте, что здоровье нам дает Бог. А если оно неполезно, то со временем Он его и забирает. Если это связано только с работой технических приборов и рекомендовано обычной, традиционной медициной, то к употреблению такой воды надо подходить с точки зрения советов специалистов (а не шарлатанов) и вообще медицинской целесообразности. Если же речь идет о каких-то духовных силах, энергиях, пробуждении сверхспособностей и вообще о чем-то подобном, то выходит за грани физического мира, то употреблять этого нельзя. Такие вещи находятся в сфере оккультизма, то есть бесопоклонства. С уважением, Здравствуйте. Редкий случай, но, отвечая на Ваш вопрос, я позволю себе быть категоричным и немного добавить своих слов, они будут противоречить написанному выше (прежде всего, прошу о. Дионисия и о. Евгения меня благословить и извинить за это, а также прошу прощения у остальных участников).

http://azbyka.ru/vopros/blagoslovljaetsj...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, слышала неоднократно, что чтобы спастись, нужно умертвлять плоть, идти скорбным и тесным путём. В связи с этим вопрос: допустимы ли наслаждения в жизни православного? Например, вкусная еда,походы в кино, прослушивание современной музыки, массаж и тд. Буду благодарна, если объясните. Похожие вопросы 7 Ответов Диана, позвольте совет. Если что-то слышите, то уточняйте: кто, кому, когда и по какому поводу это сказал. А то увязнете в разных советах. И второе — нужно понимать значение аскетических терминов как в узком, так и в широком смысле. Одному человеку духовник благословил весь пост только сухари с водой вкушать, а другому — есть мясо весь пост в присутствии других христиан. Потому что один был опытным монахом, а другой — неофитом, который тщеславился своими постными подвигами. Подробнее см. Удовольствия . Здравствуйте, Диана! Процитирую книгу “Православная христианская вера” (одобрена Св. Синодом Румынской Православной Церкви): Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умерены. Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами. Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни. Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе. Нужно также иметь в виду, что призывы к полному отказу от любых житейских удовольствий обычно находятся в монашеских писаниях, так как эта категория людей (по крайней мере, так было в древности) стремилась отказаться от всего земного ради особой награды в Царстве Небесном. То есть это не обязательная норма для всех верующих, а особенный выбор некоторой части людей ради достижения определенной цели. Главный принцип в отношении любого дела или развлечения для христианина: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ).

http://azbyka.ru/vopros/dopustimy-li-udo...

Слово 14 О любви к бедным 83 Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но со щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и «разделить голодным хлеб» ( Ис.58:7 ) духовный или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх.16:4 ) и подавая «хлеб ангельский» ( Пс.77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус – «истинный хлеб» ( Ин.6:32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны «вера, надежда и любовь, три сии» ( 1Кор.13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех «начал призывать Господа» ( Быт.4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим.9:4 ), и сам Бог, Который называется любовью ( 1Ин.4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого – между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет.2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр.11:31 ). Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр.2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» ( Еф.2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас – странников – к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово 14. О любви к бедным 98 1. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство Царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Ис. 58:7 ) духовный, или подобно древнему Моисею низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16:4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыни многие тысячи, как после Иисус – истинный хлеб ( Ин. 6:32 ) и истинной жизни Виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и прежде всех заставляет сорвать себя. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. 2. Прекрасны вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех упова призывати Господа ( Быт. 4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель – божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим. 9:3–4 ), и Сам Бог, Который называется любовию ( 1Ин. 4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель сего между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет. 2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр. 11:31 ). – Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр. 2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на дела благая ( Еф. 2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас, странников, к горним благам, но и Сам соделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Часть III. Духовная жизнь Глава первая. Введение Церковь учит, что духовная жизнь – это не только переживания человеческого духа и разума, но вся наша повседневная жизнь, в целостности своего общения с Богом. Каждый поступок христианина, каждая мысль его, каждое слово и каждое дело, каждое проявление его личности – должны быть духовными, то есть вдохновляемыми и ведомыми Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была явлена в Его Сыне. «Что делаете, всё делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). В ветхозаветном Законе написано: Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. ( Лев.11:44 ) В Новом Завете апостол Пётр возвращается к этой основной Божьей заповеди: …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». ( 1Пет.1:15–16 ) Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога, в этом – смысл единства с Ним. Все «призваны быть святыми» ( Рим.1:7 ), делаясь «причастниками Божественного естества» ( 2Пет.1:4 ). Именно это и имел в виду Иисус Христос, когда в Своей Нагорной проповеди Он провозгласил: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ). Путь единения с совершенством и святостью Бога лежит «во Христе». Видящий и знающий Иисуса Христа – видит и знает Бога Отца ( Ин.8:19, 14:7–9 ). Находящийся в общении с Сыном – пребывает в неразрывном единстве с Отцом ( Ин.17 ; Еф.2 ; Рим.8 .). Всё это возможно исполнить только присутствием и силой Святого Духа в жизни человека. Если любите Меня (говорит Христос), соблюдите Мои заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. ( Ин.14:15–17 ) Как говорил преподобный Серафим Саровский , сущность христианской духовной жизни и, более того, смысл жизни как таковой – есть «стяжание Святого Духа Божия». Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, всё-таки светится в сердце искони бывшем божественным светом бесценных заслуг Христовых… А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю…   (Св. Серафим Саровский , «Разговор с Мотовиловым»)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010