О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О любви к Церкви Христианская любовь вообще — и любовь к Церкви в особенности — приходит вместе с христианской верой и надеждой. Когда мы читаем слово Божие, мы обнаруживаем, что наша жизнь ему несообразна — в частности, мы не любим Церковь Христову так, как Господь это заповедует. 29 апреля, 2013 Христианская любовь вообще — и любовь к Церкви в особенности — приходит вместе с христианской верой и надеждой. Когда мы читаем слово Божие, мы обнаруживаем, что наша жизнь ему несообразна — в частности, мы не любим Церковь Христову так, как Господь это заповедует. Недавно на одном либеральном ресурсе появилась публикация, автор которой, произнося филиппику против РПЦ МП, пишет о том, что во всем многомиллионном городе Москве он может назвать только одного нормального священника. Что же, Москва — действительно многомиллионный город, в нем сотни храмов и тысячи священников, и утверждение, что только один из них — неназванный по имени — «нормальный», звучит довольно гротескно. Автор ознакомился со служением всех московских батюшек и нашел всех их, кроме одного, ненормальными? В таком случае он провел немалую исследовательскую работу. С точки зрения человека, который знает, ну, не тысячи, а хотя бы десяток священников, это — злая неправда на тружеников-пастырей, которые достойно исполняют свой долг. Нам, возможно, стоит смиряться с неправдой, которую возводят на нас лично — но стоит возразить, когда неправду говорят про других людей. По двум причинам. Во-первых, Господь создал Церковь и поставил священников принимать Исповедь и преподавать Причастие ради вечного спасения людей — и ради их вечного спасения нам стоит выступить против возводимой на них неправды. Во-вторых, сами эти священники, несущие чрезвычайно тяжелый — и эмоционально, и физически — труд, заслуживают нашей поддержки. Господь в Евангелии говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35)». Принадлежность к ученикам Господа свидетельствуется тем, что Вы любите других учеников. Любить Господа — значит любить тех, кого Он искупил и призвал. Не только их — но их, по меньшей мере. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан.4:20,21)». Братья для Иоанна — это, прежде всего, братья по вере. С другой стороны, враждебность к Церкви — это враждебность к Господу. Господь говорит Савлу «что ты гонишь Меня?» — хотя Савл гонит не Христа лично, а Церковь. Для Апостолов само собой разумеется, что если Вы любите Христа, Вы любите Его Церковь — собрание тех, кого Он призвал, кто принял Крещение во имя Его, тех, кто совершает Евхаристию, которую Он установил.

http://pravmir.ru/o-lyubvi-k-cerkvi/

О том, что Ангелы и святые угодники Божии принимали от людей поклонение, свидетельствуют многие места св. Писания. Так, напр., Иисус Навин: при виде Ангела, «пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: «что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято“ (Иис. Нав. 5: 14–15 ). Таким образом, даже место, где явился Ангел, было свято. Поклонялись св. Ангелам родители Самсона – Маной и жена его (суд. 13: 20), Давид и старейшины его ( 1Пар. 21: 16 ), пророк Валаам ( Чис. 22: 31 ), Товит и Товия ( Тов. 12: 15–16 ) и пророк Даниил, и св. Ангелы не отвергли сделанных им поклонений. Поклонились Авдий и пятидесятник Охозии пророку Илие (3. Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13 ), и сыны пророков «поклонились ему до земли“ ( 4Цар. 2: 15 ), как «поклонилась до земли“ Елисею Сунамитянка, мать воскрешенного им ребенка ( 4Цар. 4: 37 ); «пал на лице свое и поклонился Даниилу» Навуходоносор (Дал. 2: 46); «припал“ к Павлу и Силе темничный страж, уверовавший во Христа ( Деян. 16: 29 ); но и святые и Апостолы не отвергли сделанных им поклонений, а приняли, как подобающие им. Следовательно, утверждение сектантов, будто Ангелы и святые не принимают, а отвергают делаемое им поклонение, противоречит многочисленным примерам, взятым из слова Божия. Заметим, что, отвергая поклонения святым и Ангелам, наши сектанты охотно кланяются один другому. У духоборов же почти все моление в собраниях состоит из пения и постоянных поклонов друг другу. 7) Сектант: Вообще не может быть у людей никакого посредника или ходатая за них пред Богом, кроме Иисуса Христа: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Иоан. 2: 1 ); «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8: 34 . см. Евр.7: 24–25. 9: 15 ), «ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2; 5–6 ). Объяснение православного: Не правда, что кроме Христа, нет и не может быть других посредников и ходатаев за людей пред Богом. Христос единый посредник и ходатай пред Отцем за грехи всего мира, «предавший Себя для искупления всех». Он –ходатай Кровию Своею, а посредников и ходатаев за людей пред Богом молитвою – много; такими посредниками и ходатаями за них как на земле, так и на небе, являются святые угодники и Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– Оставь волшебство твоё, – оно от ложной веры. Поклонись богам, как прилично всякому человеку. – Неужели ты не понимаешь, – ответил ему на это Хрисанф, – что мне помогает не волшебство, а сила Божия? Ты скоро поймёшь это, так как Господь ищет и твоего спасения! Между тем Клавдий приказал привязать Хрисанфа к столбу и жестоко бить его суковатыми палками. Но удары палок не оставляли даже следов на теле св. мученика. Все были поражены, и Клавдий, наконец, понял, что Хрисанфа охраняет сила свыше. Он приказал воинам: – Перестаньте мучить его. Я понимаю теперь, что Бог его велик и силён. Нам нечего больше делать, как только просить у Него прощения за принесённые Ему оскорбления. – И, упав вместе со всеми присутствующими воинами к ногам святого мученика, Клавдий произнёс: – Воистину, Бог твой – единый и всемогущий Бог . Умоляем тебя, приведи и нас к Нему, сделай нас Его рабами! Хрисанф начал объяснять им, что Бог близок ко всякому человеку, кто ищет Его сердцем; он говорил о могуществе Бога, о милосердии и благости Его. Все слушали с великим вниманием, а потом стали приводить и родственников своих. Через несколько дней множество язычников перешло на сторону истинной веры. Сам Клавдий, жена его Илария, два сына и многие другие из воинов приняли святое Крещение. Это дошло до слуха императора. Он приказал Клавдия утопить, а его семью и остальных новообращённых воинов казнить. Все они были усечены мечом, но с радостью приняли смерть свою. Между тем Хрисанфа и Дарию предали новым мучениям, но, как и прежде, сила Божия охраняла их, и знамения, которые Господь являл ради них, привели многих язычников к истинному Богу. В конце концов, Хрисанфа и Дарию вывели за город и закопали живьём в землю. Часто потом христиане собирались на том месте, где были заживо погребены эти святые мученики. Одно только пребывание на святом месте чудесным образом исцеляло больных. Мученик Никифор Память 9 февраля " " Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Иоан. 4:20 ). «И если семь раз в день согрешит против тебя [брат твой] и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, прости ему» ( Лук. 17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отношением Бога и людей обусловливается и взаимное отношение людей между собою: связь, как мы упоминали в своем месте, устанавливается и св. апостолом Иоанном. Если Бог есть, по словам св. отцов, Бог любви, то любовь должна быть, по мнению их, признана и главным началом христианской жизни. «Вся праведность и благочестие, говорит св. Иустин философ , заключается в двух заповедях: Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею силою твоею и люби ближнего твоего, как самого себя. Ибо кто любит Бога всем сердцем и всею силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого Бога, и согласно с волей Божией будет почитать того Ангела, которого любит сам Господь Бог . Также, кто любит ближнего, как самого себя, тот будет желать ему такого же добра, какого желает себе, а никто самому себе не желает зла. Поэтому любящий ближнего будет молиться и стараться для него о том же, чего желает для себя“ 372 . «Сам Господь, говорит, св. Василий Великий , дал порядок Своим заповедям, определив, что заповедь о любви к Богу есть первая и большая, вторая же по порядку и подобная первой, лучше же сказать, служащая дополнением ей и от ней зависящая, есть заповедь о любви к ближним. Почему и из приведенного места ( Мф. 22:35–39 ; Мк. 12:28–31 ) и из других подобных, находящихся в богодухновенных писаниях, можно узнать порядок и последовательность всех заповедей“. Приведенные слова св. отцов говорят о двух началах нравственности: любви к Богу и любви к ближнему. Но по самой основе любви к Богу и ближнему, чувство это в обоих случаях является одним чувством; любовь к Богу и любовь к ближнему, поэтому, начала соотносительные: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит“ ( 1Иоан. 4:20 ). О такой соотносительности начал любви к Богу и ближнему говорят и св. отцы. «Желая возбудить душу к заповеди любви, говорит св. Василий Великий , Господь в доказательство, кто Его ученик, потребовал не знамений и необходимых чудес (хотя в Духе Святом даровал силу и на это), но что он говорит? О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

«Перед очами Твоими, говорит псалмопевец, тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс. 89:5 ); «У Господа, говорит ап. Петр, один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Петр. 3:8 ). Очевидно, слово «тысяча» употребляется в Св. Писании для указания не определенного, а вообще продолжительного, неизвестного человеку, времени. Как же понимать слова Откровения о тысячелетнем царстве Христа? Это тысячелетнее царство Христа нужно относить к продолжающемуся Его царствованию здесь, на земле, среди верующих, от Его славного воскресения и до второго Его пришествия для суда над миром. До пришествия Христа на землю было царство диавола: «вы некогда жили, говорит ап. Павел, по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления... Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки кровью Христовой» ( Еф. 2:2,12–13 ). «Содержание означенной главы (20–й) Апокалипсиса, говорит ученейший богослов, еп. Сильвестр, можно понимать, как вслед за бл. Августином понимали и лучшие толкователи в том смысле, что Ангел, который представляется здесь имеющим ключи от бездны и заключающим туда связанного ими диавола это – Ангел Завета, Иисус Христос, Своей властью разрушивший дела диавола ( 1Иоан. 3:8 . снес. Евр. 2:14 ), и на место его царства, из которого он изгнан был вон ( Иоан. 12:31 ), создавший Свое благодатное царство (Мф. 16:18), в которое стали непрерывно входить Его истинные последователи, воскресая духовно ( Еф. 5:14 ; Рим. 6:4 ) для новой во Христе и со Христом жизни и здесь на земле и по смерти за пределами гроба ( Фил. 1:23 ); тысячелетие же, в течение которого будет связан в своих губительных действиях диавол и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца – тысяча родов ( Пс.104:8 ), т. е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени до скончания века (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

[По поводу страха:] В язычестве страха никогда не было как бы не старались апостолы, боги всегда были для народа любящими отцами своих детей, в отличии от идола Саваота в которого верят со страха, они верят чтобы не попасть в самое страшное место Ад. Чего только стоят слова услышанные в церкви «Побойтесь бога», «Бойся бога и заповеди его исполняй», «Бога бойтесь, а власть уважайте». Святейшие послужники Бога на земле, посредники к вере в Бога, ключники от рая и ада, чем больше Вы будете сочинять подобные стати, тем больше будете жаловаться на маленькие приходы, атеистов и язычников. Александр 2012/01/21, 18:01:00 хорошая статья Алексей 2011/12/01, 16:07:53 бред сивой кобылы!! Виталий 2010/08/01, 17:31:28 Я подобное чувствовал при посещении Египетских пирамид. Повредился на некоторое время... Георгий 2010/07/07, 22:36:25 Тем не менее, о том, что страх – движущая сила языческого мира пишет тот же ап. Павел: Рим.8:15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе… А что это за страх, он же и поясняет – это «страх смерти», который меняет личину и проникает все человеческое существо: Евр.2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству… Этот страх и есть подлинное рабство темной силе… Это важно, потому что в духовной жизни – боязливость означает полную катастрофу для монаха. А для мирян – это безвыходный тупик, человек оказывается заключен в страхе, как белка в колесе… Andrey 2010/07/07, 22:28:20 Первое мнение верно, в идеале – перспектива такая, что пишет ап. Павел: 1Иоан.4:18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.... Максим 2010/07/07, 22:22:07 Мы действительно, придаем статьям форму шутки. Не все вещи, происходящие на Афоне, можно называть своими именами. Из двух вариантов шифровки: говорить эзоповым языком – или шутить, мы выбрали форму шутки. Но в каждой шутке есть доля правды. Какова эта доля – каждый сам определит, исходя из своего уровня и мировоззрения. Так шутка дает нам возможность сказать о тех вещах, о которых никогда никто не говорил.

http://isihazm.ru/1/?id=435

Подобным образом Апостол языков говорит: Бог Свою любовь и нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:8 ). Бог, богатый милостию, no Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых no преступлениям, оживотворил со Христом... ( Еф. 2:4–5 ). Здесь прямо источником оживотворения мертвых людей признается любовь Бога Отца. – С такою же ясностью и определённостью раскрывается мысль, что в основании воссоздания падших лежит любовь Сына Божие. Христос возлюбил нас, говорит апостол Павел, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Еф. 5:2 ). Жертва нужна была для заглаждения грехов, без которого воссоздание невозможно. Живу верою в Сына Божия, говорит тот же Апостол, возлюбившего Меня и предавшего Себя за Меня ( Гал. 2:20 ). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою ( 1Иоан. 3:16 ), говорит евангелист Иоанн. – Наконец, в Священном Писании есть ясное указание на то, что возрождение людей, основанное на искупительной жертве Иисуса Христа, продолжается, совершается и завершается любовью Духа Святого. Свидетельство об этом находим в 5-й главе послания к Римлянам, особенно в словах стиха 5-го: любовь Божия излилась в сердца наши Дулом Святым, данным нам. (Ср. еще Тит. 3:4–6 ) И так, в возрождении или воссоздании человечества и всего мира основным принципом или деятелем является любовь Отца, Сына и Святого Духа. Если же при воссоздании мира действовала любовь триединого Бога, то неужели она не действовала при творении его? Кроме выше сказанного дать положительный ответ на этот вопрос побуждает нас то обстоятельство, что в воссоздании не только действовали все три Лица Святой Троицы, как и в творении, но что и характер их деятельности остался таким же. Как в творении Богу Отцу принадлежит мысль о мире и желание сотворить его, так то же было и в искуплении. Что Сын Божий воплотился по воле Отца, об этом апостол Павел приводит слова из псалма 39-го, относя их ко Христу: жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит Сын Божий Отцу, но тело уготовал Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Подробное рассмотрение этих и подобных мест Священного Писания находится у св. Афанасия Великого (в словах против ариан), у св. Василия Великого (в IV книге против Евномия), у св. Григория Богослова и др., писавших против ариан. Но если есть подобные приведенным неявные выражения в Священном Писании об Иисусе Христе, то зато многочисленны, и можно было бы сказать – бесчисленны, места, свидетельствующие о Божестве Господа Иисуса Христа. О Нем свидетельствует евангелие, взятое в целом. Из отдельных мест укажем лишь некоторые, главнейшие. Одни из них говорят, что Сын Божий есть истинный Бог . Другие – что Он равен Отцу. Третьи – что Он единосущен Отцу. Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом (Theos) само по себе говорит о полноте Божества. «Бог» не может быть (с точки зрения логической, философской) – «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, изменению, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично. На это указывает ап. Павел, говоря о Сыне, что «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Что Сын Божий есть Истинный Бог, говорит: а) Прямое именование Его Богом в Священном Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:1–3 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Иоан. 5:20 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). «Господь мой и Бог мой!» – восклицание апостола Фомы ( Иоан. 20:28 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). «Благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:12–13 ). Что наименование «великого Бога» принадлежит здесь Иисусу Христу, в этом удостоверяемся из построения речи на греческом языке (общий член к словам «Бога и Спаса») и из контекста данной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Понятно, что такой совет являлся необходимым по той причине, что уже на заре христианства встречались такие священнослужители, которые не соответствовали своему назначению. Почему же в Святой Церкви возможны такие случаи? Да потому, что в Церкви Христовой, как в большом доме, есть «сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» ( 2Тим. 2:20 ). Несмотря на то, что некоторые пастыри ведут недостойную жизнь, все-таки чистота и святость Церкви Христовой нисколько не нарушаются: благодать Св. Духа, которая подается через недостойных пастырей, имеет такую же самую силу, какую и поданная через достойных священников. Почему это так? Да потому, что благодать священства находится «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). Ибо когда «некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа»... то «что до этого»?-говорит св. апостол Павел: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» ( Фил. 1:15,18 ). Сами святые апостолы говорят, что и они грешны, «ибо все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха; то обманываем самих себя и истины нет в нас» ( 1Иоан. 1:8 ). Святой апостол Павел пишет: «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:23–24 ). «Прости согрешение мое " - вопрошает св. пророк Давид ( Пс. 24:11 ), потому что «Согрешили мы с отцами нашими». Из приведенных доказательств ясно можно видеть, что нет заповеди Божией, которая бы повелевала чуждаться Церкви Христовой, Церкви Православной только потому, что в ней встречаются пастыри, которые ведут недостойную безнравственную жизнь. Св. апостол Павел, обличая ап. Петра в грехе лицемерия, тем не менее не отделялся, а пребывал в братском единении, так нужно жить и нашим сектантам ( Гал. 2:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010