Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16 . 1Иоан. 1. 2. 3 ): б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4 ). 31– . . . . —31— –31. 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство. Оно было в начале у Бога. 2. Его действия. Творчество и Промысл. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его. 3. Его Предтеча. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. 4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире. а) До пришествия в мир. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. б) По пришествии в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А.В. Попов Слово на Праздник Рождества Христова Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. Такими словами начинается главная песнь, тропарь настоящего праздника. Рождество Христово, по воззрению св. Церкви, возсияло мирови свет разума, и люди вместе с волхвами научились кланятися Солнцу Правды, уведали, узнали Истинного Бога. И нужно ли подробно говорить о том, что до Рождества Христова не было у людей полного истинного богопознания. Вот мир языческий: там все обоготворено – и люди, и животные, и силы природы, – все, кроме одного истинного Бога; там – глубокая ночь религиозного неведения, и тьму её не рассеивают немногие звезды мыслителей, хотя и возвышающихся над обычным низменным пониманием язычников о Боге, но все же далеких от полной истины о Нем. А вот мир иудейский: здесь есть свет богопознания, ибо он сообщен Самим Богом в ветхом завете; но ведь день не всегда бывает ясным: нередко случается, что солнце целый день скрыто тучами и облаками. Так и у евреев богооткровенное учение – Солнце Правды – было затемнено человеческими измышлениями, «преданиями старцев», в каковых Христос часто обличал Своих современников. Но как в природе видимой прорывается солнце чрез облака и все освещает – и горы, и долины, и самые укромные места, так появляется в мире и Солнце Правды – Христос Бог наш, и просвещает сущия во тме и возсиявает мирови свет разума. Людие, ходящие во тме, видеша свет велий ( Матф.4:16 ), ибо посла Бог Сына Своего людем, и Той даде свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан.5:20 ). Как Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Иоан.1:18 ), явил людям Бога, все, что слышал от Отца, сказал им ( Иоан.15:15 ), сообщил познание о Боге в такой полноте, какая только возможна и доступна для людей, посему после Христа нет уже нового откровения, в Нем глубина богатства, премудрости и разума Божия! И как две тысячи лет тому назад Рождество Христово возсия мирови свет разума, сообщило людям разумение Бога, и себя самих, и смысла жизни, так и ныне празднование этого радостного события вносит и в нашу жизнь «свет разума», является звездою, путеводящею нас ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Содержание    Братия, я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет ап. Павел к Тимофею, еп. Ефесскому: чадо Тимофее! «учи, моли, запрети благовременне и безвременне» (2Тим. 4:2). Поэтому, дети, «пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией » (Иак. 1:19—20).    Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю» (Лук. 8:5—8). Семя есть истинное слово Божие, а земля — сердца человеческия. Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовнаго, по лености и небрежности: или — каменистой, не боящейся Бога, и — почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от котораго да избавит нас Господь. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истиннаго слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (Матф. 13:8).    И опять другую причту предлагает Господь в Своем Евангелии: был некоторый хозяин дома; он насадил виноградник, обнес его оградою, построил башню, выкопал в нем точило, и поручил его виноградарям, чтобы они отдали плоды в свое время. Человек есть Христос Бог наш; Он с людьми жил ради нашего спасения, и по всему был подобен нам, кроме греха, как пишет знаменитый наш учитель, ап. Павел (Евр. 4:15). Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, — во плоти пришедшаго Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста (1Иоан. 2:22). А «виноград насади» — это человечество. И «оплотом огради» — божественным законом. «Созда столп» — божественныя церкви. И «ископа точило» , т. е. пролил честную Свою кровь, ради нашего спасения, верующим для спасения и для получения Царствия небеснаго. «И поручил его виноградарям », т. е. св. апостолам и св. отцам, патриархам, и митрополитам, и епископам, и всему священническому чину, чтобы они, руководя надлежащим образом, и, научивши людей закону Божию, могли сказать во время втораго пришествия Христа Бога нашего: «Господи! вот — мы и дети, которых Ты дал нам» (Ис. 8:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

В.М. Скворцов Заключение. Трагизм Толстовства и мир Евангелия. Свящ. Димитрий Силин «Человек – сын бесконечного начала», скажем словами Льва Н–ча, но сам существо вчерашнее и ограниченное. Ни все возможности бытия мирового, ни все потенции и понятия духа не могут считаться его совершенным достоянием во всей полноте. В жизни мира и особенно в этом «бесконечном Начале» для него много совершенно новых, не сводимых на его наличные понятия, потенций. Мой разум – всплеск мирового Разума; этот Разум бесконечно выше меня, он неисчерпаем для меня и вечно нов. Он открылся нам, возможно ясно и определенно, в терминах наших понятий; но углубиться далеко внутрь Его откровений, перейти в мир Его потенций и понятий, – а их так же нельзя исчерпать, как ложкою море, – это для нас пока преждевременно. Для простой веры словам Божиим и такого сознания достаточно; для высшей же есть путь (конца которого, правда, мы еще не видим) к более полному и ясному разумению Божиих откровений, так как Бог Сам ведет человека к полноте Своего света и совершенства, Сам этого хочет для него. Учение о едином личном Начале бытия, Боге, – необходимо рациональное требование религии, нашего духа и совести. В учении Евангелия это Начало раскрывается как единство, по существу, трех Божественных Лиц, Иисус Христос есть Бог Истинный ( Иоан.20, 28, 29 ; 1Иоан.5:20 ); но Он отличает Себя от Отца, говоря, что Он – Сын, но что Он, однако, едино с Отцом, Отец – в Нем, видевший Его видел Отца. В служении и любви Сына Божия нам явился Отец, открыв нам через Него Свою искупляющую и восстановляющую падшего любовь. Затем, в сошествии, дарах и действиях Духа Святого Он явил нам Свою духовную животворящую силу, как жизнь равномощного и равнобожественного Ему Лица. Вся жизнь Иисуса Христа по Евангелиям, все Его слова, дела и чудеса, весь смысл Его учения и жизни привели и приводят «чистых сердцем» к тому результату, какой мы видим в исповедании Его учеников: «Господь мой и Бог мой» ( Иоан.20:28 ; 1Иоан. 5:20 ; Матф.16:16 ; Иоан.6:69 )! Евангелие было бы совершенно непонятным, самопротиворечивым и немыслимым фактом, если бы можно было не признать божественности Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Философско-логический анализ слов Иисуса Христа «не судите» Мысль Иисуса Христа, выраженная в молитве Господней в словах «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Матф.6:12 ) продолжается в поучении о том, чтобы не судить, да не судимым быть. Если в молитве Господней Спаситель говорит о том, что прощение заслуживает тот, кто сам прощает, то в поучении о судах Спаситель предлагает Своим ученикам и последователям быть более совершенными в отношении ближнего, и не только прощать ближних, но и не осуждать и порицать их. Такое отношение к ближнему предлагается Спасителем потому, что является показателем исполнения закона Божьего. Ведь «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Иоан.4:20 ). Однако в жизни бывают такие ситуации, когда ближний может стать врагом. Согласно заповедям Христовым человек должен любить врага своего. «Любите врагов ваших " ( Матф.5:44 ). Прощать обиды, нанесенные врагом, и делать ему добро «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф. 5,44 ). Не мстить за вред, причиненный врагом. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ). Согласно заповедям Спасителя человек не только не должен воздавать злом за зло, но не имеет права даже гневаться на ближнего своего. Так как «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Матф. 5,22 ). Все это человек должен делать по отношению к врагу своему, потому что враг является ближним. И человеку должно быть не безразлично то, что его ближний является грешником. Человек все вышеуказанные действия, адресованные врагу, должен совершить для того чтобы из грешника сделать истинного христианина. Поэтому все вышеуказанные советы Спасителя служат великой цели перевоспитания грешника. Потому что если из грешника человек сделает праведника, то будет спасена ещё одна душа. А спасение человеческой души и возвращение её в лоно Божье Господь ценит очень высоко, приравнивая этот поступок к религиозному подвигу. «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5,19–20 ). Если человек любит врага, то он к нему относится уже не как к врагу, и своей любовью к ближнему постарается сделать из врага друга. Если человек благотворит врагу, то уже относится к врагу как к ближнему. А тем, что делает врагу благо, сумеет вызвать ответное доброе отношение и к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

ЧЛЕН II. О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ ИЛИ О ТАИНСТВЕ ИСКУПЛЕНИЯ § 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение? Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Мат. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Мат. 20, 28; Марк. 10, 45 ). В чем состояло это служение Его, – показывает самое Его имя Мессии или Христа, помазанника, – имя, которое издревле в Церкви Божией давалось только лицам, помазанным от Духа Святого: пророкам ( 3Цар. 19, 16 ), первосвященникам ( Исх. 30, 30 ), царям ( 1Цар. 10, 1; 16, 13 ), и которое, в преимущественном смысле, усвоено Ему, нашему Господу, как помазанному, по человечеству, от Бога елеем радости паче причастник своих ( Ис. 61, 1 ; Пс. 44, 8 ; Лук. 4, 18–20 ; Деян. 10, 38 ) 311 , и как совместившему в одном Лице своем, в превосходнейшей степени, все три означенные вида помазания, и пророческого, и первосвященнического, и царского 312 . Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ( 1Иоан. 5, 20 ); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мipa, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Мат. 28, 18), да даст нам живот вечный ( Иоан. 17, 2 ). Т. е. Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское. 311 «Он по причине помазания от Св. Духа назван Христом. Но помазан Он не как Бог, а как человек. Если же Он помазан, как человек: то по воплощении Он и назван Христом» (Феодорит. кратк. Изл. Бож. догм, гл. 11, в Хр. Чт. 1844. IV, 314). «Мы говорим, что Слово тогда получило название Христа Иисуса, когда Оно стало плотию. Поскольку Господь помазан от Бога и Отца елеем радости, или Духом: то посему самому и называется Христом. А что помазание совершилось над человечеством, в этом не усомнится никто из правомыслящих (Кирилл алекс. в письме к цариц., у Дамаск. Точн. Изл. пр. верьг, IV, гл. 6, стр. 29). «Мы утверждаем. что Сын Божий – Слово Божие стал Христом (помазанником), как скоро вселялся в утробу святой Приснодевы, стал плотию без изменения Божества, и плоть помазана была Божеством» (Дамаск., там же). См. такую же мысль у св. Кирилла иерусалимского (поуч. тайновод. III, п. 2, стр. 450) и св. Григория Богослова (слов. о Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских – Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец – молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь, являемую «не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Иоан.3:18 ). Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского неба, он усердно прославлял Бога «в теле своем и в душе своей» (ср. 1Кор.6:20 ). После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Иоан.4:24 ). И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя «недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О любви к Церкви 04.05.2013 19:45:20 Сергей Львович Худиев Недавно на одном либеральном ресурсе появилась публикация, автор которой, произнося филиппику против РПЦ МП, пишет о том, что во всем многомиллионном городе Москве он может назвать только одного нормального священника. Что же, Москва — действительно многомиллионный город, в нем сотни храмов и тысячи священников, и утверждение, что только один из них — неназванный по имени - «нормальный», звучит довольно гротескно. Автор ознакомился со служением всех московских батюшек и нашел всех их, кроме одного, ненормальными? В таком случае он провел немалую исследовательскую работу. С точки зрения человека, который знает, ну, не тысячи, а хотя бы десяток священников, это — злая неправда на тружеников-пастырей, которые достойно исполняют свой долг. Нам, возможно, стоит смиряться с неправдой, которую возводят на нас лично — но стоит возразить, когда неправду говорят про других людей. По двум причинам. Во-первых, Господь создал Церковь и поставил священников принимать Исповедь и преподавать Причастие ради вечного спасения людей — и ради их вечного спасения нам стоит выступить против возводимой на них неправды. Во-вторых, сами эти священники, несущие чрезвычайно тяжелый — и эмоционально, и физически — труд, заслуживают нашей поддержки. Господь в Евангелии говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35)». Принадлежность к ученикам Господа свидетельствуется тем, что Вы любите других учеников. Любить Господа — значит любить тех, кого Он искупил и призвал. Не только их — но их, по меньшей мере. «Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан.4:20,21)». Братья для Иоанна — это, прежде всего, братья по вере. С другой стороны, враждебность к Церкви — это враждебность к Господу. Господь говорит Савлу «что ты гонишь Меня?» - хотя Савл гонит не Христа лично, а Церковь. Для Апостолов само собой разумеется, что если Вы любите Христа, Вы любите Его Церковь — собрание тех, кого Он призвал, кто принял Крещение во имя Его, тех, кто совершает Евхаристию, которую Он установил.

http://radonezh.ru/analytics/o-lyubvi-k-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010