3 . Справедливость толкования блж. Феофилакта подтверждается и привлечением параллельного высказывания: “Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” ( Мф. 5:18 ). То есть, это говорится об исполнении пророчеств о Христе, а также исполнения сути заповедей. 4 . Толкования у святых отцов на параллельное место ( Мф. 5:18 ): Блж . Феофилакт: “Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие – крест. Йота – прямой брус креста, а черта – поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста, – исполнится”. 5 . Итак, в христианской традиции эти слова никогда не понимались как обещание текстуальной неизменности Писания. Это надуманная и натянутая интерпретация, противоречащая как прямому смыслу слов, так и контексту и нашим «толкованиям». 3) Фрагмент Евангелия от Иоанна ( Ин. 7, 53–8, 11 ). Этого рассказа нет во многих древних рукописях Евангелия, его не цитируют Отцы Церкви, самый стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия. 1 . По содержанию этот рассказ был известен Папию, епископу Иерапольскому (ок. 70–155(165), ученику Иоанна Богослова (Церк. ист. Евсевия 3:39,16). 2 . Упоминание об этом рассказе встречается в апостольских постановлениях – письменном памятнике III века (2:24,4). 3 . Блаженный Августин (IV в.) также защищает его подлинность, объясняя при этом опущение его во многих кодексах тем, что маловерующие из страха перед злоупотреблениями, к каким мог повести этот рассказ их жен, исключили его из принадлежавших им рукописей Нового Завета (прот. Прелюб. 2:7). 4 . Блаженный Иероним еще в начале 5-го века писал, что этот рассказ находится во многих кодексах, как латинских, так и греческих (прот. Пелагия 2:17). 5 . На востоке в сирийском переводе Евангелия этот рассказ появляется только в 6-м веке. 6 . В 6-м веке этот рассказ появляется в греческих кодексах Евангелия, а толкования на него начинаются только с века 7-го (у Феофилакта). 4) «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Иоан.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

—470— нила развитие живого церковно-богословского миросозерцания. Жизненного уразумения Писаний не обнаружили даже и священники, во время пастырского служения по-видимому не относившие к себе слов Господа Бога, некогда сказанных Иисусу Навину: Да не отступит книга закона от уст твоих, и да поучаешися в ней день и нощь, да уразумевши творити вся писанная; тогда благоуспееши, и. исправиши пути твоя, и тогда уразумевши. Кроме того, были ответы, заслуживающие быть нарочито отмеченными. Совершенно неудовлетворительно было изъяснение таких мест, как Мф.16:13–18 с парал., Деян.7:53 ; Иак.2:26 ; 1Иоан.5:6–8 : 1Кор.12:2 . Присланный тверской совсем не знал книги деяний апостольских, а волонтёр московский настойчиво утверждал, что русский перевод деяний сделан с еврейского языка; он же сообщил, что ему известен еврейский подлинник евангелия Матфея. Другой московский волонтёр при изъяснении Деян.20:17 говорил, что епископы появились в Церкви в после-апостольское время, но был опровергнут ссылкой на 28 ст. той же главы деяний. Саратовский волонтёр-священник пророчество о явлении Илии Фесвитянина прежде пришествия дне Господня великого приписывал пророку Исаии и совсем забыл Мф.14:1–2 при ответе на вопрос: кто считал Христа за Иоанна Крестителя? Для одного московского волонтёра непосильным оказался ответ на вопрос: не противоречит ли внешнее богопочтение таким местам Свящ. Писания, как Ин.4:23–24 и Деян.7:48 ? Грек монах обнаружил печальное невежество: ничего не нашёл в Новом Завете о вознесении Господа, писателем книги деяний называл ап. Павла и говорил о каких-то посланиях Луки. Было, впрочем, несколько ответов утешительных. Многие из экзаменовавшихся проявили стремление обращаться к греческому тексту и при том не без пользы для дела толкования. Совершенно сверхдолжные познания обнаружил г. Кобранов, присланный из Смоленской семинарии. Отметив его выдающийся ответ баллом 5, комиссия не сочла возможным ставить того же балла кому-либо ещё и только три прекрасных ответа, принадлежащие присланным вифанскому и орловскому и волонтёру нижегородскому (вып.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павла ( Евр. 1:5 и след.): Сын мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя, взятые последним из ветхозаветных псалмов ( Псал. 2:7; 109:3 ); а также -слова из книги Притчей (8:25): прежде всех холмов раждает Мя и др. 710 . Как предвечно рождающийся от Отца, Сын Божий, – учит далее Богослов, – по своему отношению к Богу Отцу, стоит бесконечно выше всех тварей. Твари, не исключая и ангелов, не могут считаться рождеными от Отца, и им не принадлежит поклонение ( Евр. 1:4–6 ); а Его Сам Бог Отец называет своим Сыном, и ангелы, в сравнении с Ним, только слуги Его (ст. 4–8). Он – истинный ( 1Иоан. 5:20 ), собственный ( Рим. 8:32 ) единородный Сын ( Иоан. 1:14 ), сущий в лоне Отца (ст. 18). Рожденный от начала ( π ρχς γεγεννημνος), Он, по безначальному рождению, имеет и славу свою 711 , вследствие чего Ему принадлежит и истинное славословие ( Иоан. 5:23 ) 712 . Как же представлять само рождение Сына Божия от Отца? Это, по мнению св. Богослова, высочайшая и непостижимейшая божественная тайна, проникнуть в которую не может не только человек, но и ангелы. Если для нас непостижимо в сущности рождение человеческое, то, без сомнения, еще непостижимее должно быть рождение божеское, – «непостижимее настолько, насколько Бог непостижим в сравнении с человеком» 713 . Поэтому, «Божие рождение», по словам св. Григория, «лучше почтить молчанием, нежели мудрствовать о нем, так как последнее не безопасно» 714 . Можно при этом иметь в виду разве только одно: «чтобы представить нечто достойное божеского рождения, надо удалить из него всякие течения, деления, сечения и вообще все свойственное рождению естественному, телесному» 715 . Тем не менее, в предотвращение всяких ложных и опасных мудрствований относительно этой высочайшей божественной тайны, св. Богослов со своей стороны решается предложить некоторые объяснения, насколько это доступно человеческому уму, водимому Духом Божьим. Хотя – говорит он, -различают рождений много, – так, например, «от однородных рождаются однородные, от разнородных разнородные, от разнородных однородные и от однородных разнородные» 716 , по-всякому известно, что истинное и в собственном смысле рождение есть только одно, именно – первый из указанных его видов 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Действия эти состояли или в возложении рук, или в помазании: о первом ясно говорится в Деяниях апостольских (8, 14–17; 19, 2–6), о втором свидетельствуют те места Писания, в которых сообщение даров Духа Святого называется помазанием: и вы помазание имате от Святаго ( 1Иоан. 2, 20 ср. 2Кор. 1, 21 ). Вскоре однако ж последнее действие сделалось всеобщим в церкви, почему и самое таинство стало называться миропомазанием. Видимая сторона его состоит в помазании крестившегося освященным миром, с произношением слов: печать дара Духа Святаго. Слово о покаянии было первым словом евангельской проповеди: покайтеся и веруйте во евангелие. Требуя от всех покаяния, Господь вместе с тем даровал апостолам, а в лице их и преемникам апостольского служения, власть разрешать или связывать приносящих покаяние, смотря по их нравственному состоянию: елика аще свяжете на земли будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена па небесех ( Матф. 18, 18 ; Иоан. 20, 23 ). Так учреждено таинство покаяния, в котором видимые действия: устное исповедание грехов кающимся и разрешение их принимающим исповедание. Таинство причащения совершил в первый раз сам Спаситель, благословив хлеб и вино и под вином их преподав апостолам плоть и кровь свою. Тоже заповедал Он творить апостолам: сие творите в моё воспоминание ( Лук. 22, 19 ). С тех пор в церкви непрерывно и неизменно совершается таинство причащения тела и крови Господа Спасителя нашего. Новозаветное священство, почину Иисуса Христа, как единого всесовершенного Первосвященника, учреждено вместо ветхозаветного священства по чину Ааронову и усвоено первее всего апостолам ( Иоан. 20, 22. 23 ). Апостолы передавали, чрез видимое действие рукоположения, благодать священства некоторым из учеников своих, которым вверяли совершение таинств и спасение стада Христова ( 1Тим. 4, 14 и друг.). Преемники апостолов, получившие от них право рукополагать и других пастырей (Тимоф. 4, 14; 5, 22; Тит. 1, 51 ), преемственно передавали и передают сие право из века в век, так что таинство священства, совершаемое доселе по точному образцу апостольскому, служит как бы непрерывною цепью, связующею совне Церковь с её Основателем и Главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Это набор несовместимых между собой лозунгов, которые выглядят так, как будто рассчитаны на людей, неспособных к сколько-нибудь систематическому мышлению. Впрочем, возможно, такая логическая бессвязность является преднамеренной - это мировоззрение, верность которому проявляется в отказе принимать в рассмотрение реальность и мыслить последовательно. Это, впрочем, проявляется не только в отношении к абортам. Церковь - как это бывало и раньше, во времена евгеники, социал-дарвинизма, расовой теории и других прогрессивных веяний, которые теперь с презрением выброшены на свалку - просто отстаивает здравый смысл. В утробе беременной женщины - человек. Брак - это союз между мужчиной и женщиной. Существуют только два пола, и люди от рождения принадлежат либо к тому, либо к другому, и изменить это нельзя. Вовлекать детей в сексуальную жизнь неправильно. Еще более неправильно лишать жизни заведомо невинного человека. Конечно, это будет вызывать негодование. Но это даже не негодование неверующих на веру. Это негодование обезумевших на здравый смысл. Специфически религиозным в позиции Церкви является обетование прощения - “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1Иоан.1:9) Те, кто были вовлечены в тяжкий грех аборта - или поддерживали и одобряли его - могут покаяться, обрести прощение, и начать жизнь с чистого листа. Многие уже сделали это - потому что ”на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лук.15:7) Рейтинг: 9.8 Голосов: 114 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Tatjana 2 июля 2019, 12:03 Спасибо! Очень объективно лаконично и удедительно. Спаси Господи и помоги человечеству сохранить Волю Твою и здравый смысл по вопросу права человека на жизнь.Аминь Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/122146.html

60. Письмо в редакцию Еп. Виссариона. С. 652– 61. Эволюционная этика и психология животных. Эванса. Свящ. С. Виноградова. С. 792–799 62. Новые книги. 139 с. 63. Новые книги. 309 с. 64. Новые книги. 475 с. 65. Новые книги. 653 с. 66. Новые книги. 800 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 67. Библейская наука. Академические чтения по свящ. Писанию Нового Завета. Еп. Михаила. Листы 1, 2 и 3. Книга 2 Отдел 1 1. Сия есть победа, победившая мир: вера наша ( 1Иоан. 5:4 ). Прот. И. Сергиева. С. 5–6 2. Из истории души ищущего истины человека. S. М. Боголюбова. С. 7–30 3. Буддизм пред судом Евангелия. Свящ. 1.1. Покровского. С. 31–55 4. То же. С. 145–159 5. Отличие христианского оптимизма от оптимизма философского и превосходство его над ним. Е. И. Афонского. С. 160–194 6. Нищета и богатство по учению Спасителя. Д. А. Н. С. 195–204 7. Покров Пресвятой Богородицы. Прот. И. Сергиева. С. 293–296 8. Основы христианское эстетической жизни. В. В Щукина. С. 297–335 9. То же. С. 497–527 10. То же. С. 639–653 11. Нравственная жизнь, как необходимое условие в познании Бога чрез усвоение христианства. Виссариона. С. 336–364 12. Педагогические воззрения гр. Л. Н. Толстого пред судом разума, просвещенного истиною Христовою. Свящ. Н. М. Никанорова. С. 365–397 13. Господь есть Праведный Судия и Царь всех народов и всем воздает по делам их. Прот. И. Сергиева. С. 461–463 14. Борьба веры с неверием в современном обществе. Прот. М. И. Соболева. С. 464–496 15. То же. С. 625–638 16. Два слова в защиту обрядов православной Церкви. Иерод. Виссариона. С. 528–530 17. Царствие Божие по притче Господа о закваске. Прот. И. Сергиева. С. 621–624 18. Открытое письмо за Атлантический океан. Н. И. Троицкого . С. 654–663 Отдел 2 19. О психологических причинах возникновения и распространения русского сектантства. С. 56–74 20. О взаимоотношении церковно–приходских и городских участковых попечительств о бедных в Москве и других городах. П. Н. Б–ва. С. 75–91 21. То же. С. 205–226 22. То же. С. 398–425 23. Странные суждения о постановке религиозно–нравственного образования и воспитания в светской школе. Свящ. В. П. Гобчанского. С. 92–96

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) Более подробное изложение учения о таинстве Миропомазания находим у Св. Отцов первых веков христианства: Св. Кирилл Иерусалимский учит в своем обращении к новопросвещенным: «вам, когда вы вышли из купели священных вод, дано миропомазание... Смотри, не подумай, что сие есть миро простое. Ибо как хлеб евхаристии, по призывании Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Христово: так и св. миро сие, по призывании, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным. Им знаменательно помазуется чело и другие орудия чувств. И тогда, как тело помазуется видимым миром, душа освящается Святым Животворящим Духом...» Св. Ефрем Сирин , в своем обращении к верующему, говорит: «печатию Св. Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатию помазания запечатлены все члены твои». Св. Иоанн Златоуст и Феодорит возводят миропомазание к Апостольскому времени, объясняя слова ап. Павла: «помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас»: ( 2Кор. 1:21–23 ), в смысле внешнего помазания и применительно к таинству миропомазания (Опыт Прав. Догм. Богосл. Еп. Сильверста, т. 4-й стр. 444–446). 7) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при беседе о св. Миропомазании: Иоан. 7:38–39 ; Деян. 2:2–3; 8:5–17 ; 1Иоан. 2:20–27 ; Деян. 2:1718 ; 1Кор. 1:7 . XXVIII. О таинстве св. Причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Иоан. 6:27 ). 1) В этих словах ясное и определенное обещание Господа И. Христа дать христианам небесную пищу: Плоть и Кровь Свою. Под тленной пищей разумеется обыкновенная пища, утоляющая телесный голод, о которой апост. говорит: «пища не приближает нас к Богу» 1Кор. 8:8 . Но, кроме обыденной пищи, Господь дал нам истинную пищу и питие, чрез которые подается вечная жизнь: Иоан. 6:55–56 . Эту нетленную пищу, т. е. св. Причастие, мы должны всегда принимать, как величайшую святыню: Иоан. 6:53–54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Взгляд церковного человека отличается от взгляда человека мирского. Во-первых, Церковь видит все происходящее с точки зрения той цели, для которой она была основана Господом нашим Иисусом Христом - с точки зрения вечного спасения людей. Во-вторых, мир видит историю через призму текущих пертрубаций, Церковь видит текущие пертрубации через призму истории - а история у нее длинная, в ней чего только не было. Мирской человек полностью поглощен текущими страстями - и именно исходя из них принимает решения, которые могут иметь долговременные или даже вечные последствия. Но на шкале истории Церкви нынешние волнения - это очень короткий отрезок. Церковь знает, что и это пройдет. Есть то, что действительно важно - верность Господу и созданной Им Церкви, хранение Его заповедей. “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:17). Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Антон Иванов 10 апреля 2014, 12:12 Давно наблюдаю публикационную активность этого автора. Интересно, что станет он говорить, когда защищать Родину придется уже в Российской Федерации? Конечно, ненависть калечит душу. Конечно, все нужно делать со смирением и любовью, со стремлением выполнить волю Божью и с призыванием Его на помощь. Вот только междустрочие многочисленных статей автора провозглашает некую попытку " духовного обоснования " тезиса о хате с краю, и, видимо, практический пацифизм, с оттенком ереси уранополитизма заодно. Могу ошибаться, но вот у меня такое впечатление сложилось. Василий Н. 27 марта 2014, 23:35 Согласен с автором. Молиться нужно о мире. Новости по телевизору не смотрю принципиально, так как им верить нельзя. Сергий 27 марта 2014, 19:23 Ksenia: " Уважаемый Сергий, забырайте Крым, только давайте жить дружно!) И правда не с вами, а с Богом, давайте, друзья ее искать! " Забрать Крым не могу. Нет ни прав, ни средств, ни сил. Дружно жить - это прекрасно. И мы не собирались ни с кем воевать. Вот только представители западной Украины почему то решили москалей ставить на ножи, стереть Россию с лица земли, а сегодня эвакуируют свое посольство из Москвы потому, что России должны объявить войну. Правда действительно с Богом и с теми, с кем Он. И в сегодняшней ситуации на Украине, Бог не с фашистами, и не с псевдоправославными, униатами и прочими сектантами, а с гонимыми священниками и прихожанами канонической Украинской Православной Церкви МП и со всеми честными людьми Украины. Насколько честны вы сказать не могу. Наше дело правое, поэтому с нами Бог, а значить и правда. И это великая милость для таких грешников как я.

http://pravoslavie.ru/69470.html

В армянском тексте (II. 1) названы два диакона, коим поручено было доставить послание Коринфян к Апостолу в Филиппы и кои принесли Коринфянам ответ Апостола. Также и у св. Ефрема упомянуты два диакона, хотя и не названы по именам. Но в латинском тексте и в Смирнской рукописи армянской совсем нет второго отделения апокрифа. Таким образом в Латинском тексте мы не имеем указания ни на одну иерархическую степень. В Армянском тексте и у св. Ефрема, хотя и разумеются пресвитеры 156 , но остается неясным, в какой степени представлял апокрифист Стефана – епископом или сопресвитером? – Даже более: в виду латинского majores natu остается неизвестным, разумел ли апокрифист под πρεσβτεροι иерархическую степень, или же называл так старейшин Коринфской общины во главе с первостарейшиною Стефаном? – Во всяком случае должно признать достопримечательным отсутствие более ясных указаний в апокрифе на церковно – иерархическия степени. В III, 32, по тексу св. Ефрема и Армянскому, говорится, что верующие „основаны на крови и на плоти и на духе Христа“, что может указывать на таинство Евхаристии и на Иоан. 6, 53 – 59 ср. 63 и 1Иоан. 5, 6–8 . Но нет оснований отвергать и более естественное толкование этих слов св. Ефремом в смысле указания на истинное человечество Христа, подвергшееся смерти, и истинное божество Спасителя, которое умереть не могло. Притом, и это важно, – в Латинском тексте совсем нет таких слов, а соответствующия им „тело и душа и кости и дух“ отнесены не ко Христу, а к воскрешенному костями Елисея мертвецу. Итак, в отношении к учению о церкви должно сказать, что идея церкви в догматическом и каноническом веросознании апокрифиста стоит в тени и не сознана на столько, чтобы служить одним из главных орудий против иномыслия и внецерковного суемудрия лжучителей. 5,  Из новозаветных писаний в апокрифе вообще предполагаются: а) евангелие или евангелия, послания Апостола Павла и другие Апостолы“ (ср. III, 36. 4 и 1, 4). В частности: а) евангелия Луки и Матфея (III. 3. 5– 6 ср. Лук. 1, 25 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

4) Как пчела со цветов собирает мед, а паук – яд, так православные при руковод. церков. учителей и при содейств. Св. Духа получают от Писания пользу, а самочинно-истолковывающие свящ. Писание сектанты получают вред: 2Петр. 3:16 . Хвалясь самостоятельным познанием Писания, сектанты забывают слова апостола: 1Кор. 8:2; 10:12 . 5) Разобрать главн. места свящ. Писания, приводимые сектантами в оправдание самопроизвольного толкования: Иоан. 5:39 ; 1Иоан. 2:27–28 ; 1Кор. 1:19, 26–28 ; Колос. 3:16 ; Мф. 11:25 . 6) Как сектанты смотрят на свящ. Писание? Когда вручают новосовращенному прозелиту Библию , главари сектант. говорят: «читай ее и живи так, как ты понимаешь ее, для спасения только одно это и необходимо». Забывают сектанты: Деян. 8:30–35 . Рим. 10:13–15 . 7) Результаты такого наставления: в сектах нет единообразного вероучения, напр. молокане не признают водного крещения, штундисты некоторые крестят младенцев, а другие, как и баптисты, не крестят детей до совершеннолетия. Скопцы поняли в буквальн. смысле: Мф. 19:12 , хлысты все свящ. Писание понимают в переносном смысле и, по такому понятию их, теперь на небе никого нет, а все святые во главе с Саваофом, Христом и Богородицею находятся в живых лицах – главарях хлыстовских кораблей. 8) Далее сектанты говорят: «В деле веры должно повиноваться только указанию Библии, – этого чистого слова Божия». А Апост. Павел учит: «повинуйтесь наставн. вашим»: Евр. 13:17 . Самим же наставникам сказано: «внимай себе и всему стаду»: Деян. 20:28 . 9) Еще говорят сектанты: «Свящ. Писание каждый может понимать, и кто читает его, тот не может впасть в заблуждение, так как само свящ. Писание ведет его к истине». А из самого свящ. Писания мы видим: 2Петр. 3:16 ; 2Петр. 1:20 ; Мф. 21:44 ; Евр. 4:12 . V. О соборах Церкви 1) Верующие в Господа И. Христа первых веков жили как братия, и, составляя едино тело – Церковь , имели единую главу И. Христа. Поэтому, когда являлись споры или недоумения, они решали их по общему согласию в собрании епископов и пресвитеров, по невидимому внушению Духа Святого: Деян. 15:28–29 . Сии собрания называются соборами: Деян. 15:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010