– «Если запрещено воздавать злом за зло ( Римл. 12, 17 .), то как объяснить настоящую угрозу Апостола? Отвечаем: заповедь говорит о не воздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних ( Деян. 13, 8–11 ).» (Феофилакт). – Понося нас злыми словами: по подлиннику (40), – речь о сплетне и клевете. – И не довольствуясь тем и проч.: мало того, что он унижает и поносит нас, – он и сам не дает пристанища странствующим проповедникам Евангелия и других отклоняет от этого (κωλειν значит, «мешать, препятствовать, удерживать, отклонять»): не пускает даже в дом свой для молитвы во время богослужения (см. в примеч. к 9 ст.) благодетельствующих (41) братьям – странникам (ср. примеч. к 5 ст. ). – (Lange). Возлюбленне, не уподоблйс но блгом. блготворй, Бга есть: а не вид Бга. ( 1Петр. 3, 11. 13. 1 3, 6–10 и дал.). 11. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога: a делающий зло не видел Бога. 11 . Не подражай (μ μιμυ) злу, но добру: (42). Кто делает добро (43), тот от Бога – (κ το Θεο στν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 9. 10. 4, 1 . – А делающий зло не видел Бога (οχ ρακε τν Θεν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 6. 8. 12. 20. 2, 3 . свидтельствовас всхъ, и самы истины: и мы же свидтельствемъ, и всте, к свидтельство наше истинно есть. (Дян. 19, 24. 1. Тим. 3, 7. 21, 14 19. 35). 12 . О Димитрие: лучшие из толковников согласны в том, что с Димитрием прислано было настоящее письмо Иоанна Богослова Гайю и что Димитрий быль странствующим проповедником Евангелия, или евангелистом (примеч. к 7 ст.) (44). – По всей вероятности с ним были и другие евангелисты, так как до сего места Апостол говорит не об одном лице, а о братьях-странниках (6–8 ст.); – упоминает Апостол одного Димитрия, очевидно потому, что он известен был Иоанну, как мудрый и опытный проповедник и как человек строгой жизни и особенно ревностный к служению своему; так что другие путешествовавшие с ним евангелисты находились под его руководством и были только сотрудниками его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

– И Дух: Святый Дух – Третье Лице Св. Троицы (в подлин, с опред – ) 7–8. В критических изданиях Нового Завета (21) стихи эти читаются так: «ибо три суть свидетельствующие, Дух и вода и кровь, и три об одном» (22). Чтение это принимают почти все новые толковники (23). Основания для такого чтения следующие: а) так читаются 7-й и 8-й стихи во всех греческих кодексах, исключая только трех позднейших и именно уже 16-го века (24); b) так читаются 7-й и 8-й стихи во всех латинских кодексах до 8-го века (25); c) так читаются они почти во всех греческих церковных лекционариях и латинских до 8-го века. d) Никто из Отцов и учителей церкви до 5-го века не приводит в писаниях своих 7-го стиха, хотя во время споров с Арианами стих этот, единственный в Новом Завете по определенности и ясности изложенного в нем учения о св. Троице (Отец, Слово и Св. Дух разделены опред. членами и соединены в словах и Сии три суть Едино), необходимо должен бы иметь первое место в ряду доказательств истинности православного учения (26). e) В толковании на первое послание Иоанна Блаж. Феофилакта и Бл. Августина не объясняется и не читается 7-й стих. – Оправдания нашего текста изложены в Догматич. Богословии Макария Литовского. – (В Догмат. Богословии Филарета Черниговского слова 1Иоан. 5, 7 . не приводятся в основание догмата о св. Троице, «потому», как говорит богослов, «что против подлинности их много жалоб, а вера не имеет нужды в таких основаниях, которые считаются сомнительными») (27). По нашему чтению смысл 7 и 8 стихов в контексте речи такой: истина несомненна, когда есть три единогласные свидетельства о ней: Мф. 18, 16 (28). Если Иисус Христос засвидетельствовал, что Он истинный Богочеловек: крещением своим, крестною смертию своею и ниспосланием Духа Святого, возвестившего о Нем; то в непреложной истине исповедания нашего мы уверяемся не только совершеннейшим свидетельством невидимым, – небесным, – единогласным свидетельством трех лиц Св. Троицы, потому что сии три суть едино Божество – Един Бог: но и совершенным свидетельством очевидным, открывшимся на земле (Ср Allioli). – По чтению критических изданий смысл 7-го 8-го стихов в связи с предыдущим 6-м стихом такой: мы непоколебимо уверены, что крестившийся, пострадавший и ниспославший Духа Св., Иисус Христос действительно есть Сын Божий, Богочеловек, потому что в Духе, воде и крови мы имеем единогласное свидетельство трех – свидетельство несомненно утверждающее истину (Scholz, Lange). Что Апостол имеет здесь в виду учение Иисуса Христа о значении свидетельства трех единогласных свидетелей – ( Мф. 18, 16 ), это очевидно из слова «свидетельствующие» (ο μαρτυρυντες) муж. рода, хотя слова: Дух, вода и кровь в греч. средн. рода, равно из сопоставления с ними в мужеском же роде слов и сии три (κα ο τρες т. е. ο μαρτρες). (29).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

91 – Конечно, и святитель Филарет, как человек, был не свободен от некоторых недостатков, немощей, как например, вспыльчивости, нетерпеливости и других; но все это были такие мелкие случайности в общем строе его духовной жизни, что они нисколько не нарушали общей гармонии его духовного настроения и отнюдь не должны нарушать общего впечатления от святолепных черт его великого духовного образа. И сам Бог есть не только любы ( 1Иоан. 4:8 ), но и огнь подаяй ( Евр. 12:29 ). Для людей недостойных, на которых святитель Филарет действовал, когда нужно было, но закону правосудия, а не любви и милосердия, – он, конечно, мог казаться и человеком жестоким и деспотом; но кто хотя сколько-нибудь приникнет благоговейным вниманием к тайнику духовной жизни его, тот поймет, что не легким и не кратким подвигом внутренней борьбы, самоуглубления и самообладания достиг святитель того, чем был велик в своей жизни. А он был подлинно велик, как умом, своим, так и святою своею жизнью. Не напрасно в Высочайшем рескрипте 5 Августа 1867 года сказано было, что «вся Россия благодарно чтит святую жизнь» митрополита Филарета и его «великие деяния». Характер народа выражается в великих людях, выходящих из среды его и, наоборот, великие люди в известном народе служат ясным доказательством исторической жизненности народа и его способности быть великим. Митрополит Филарет был именно таким великим человеком в среде народа Русского, и Русский народ, инстинктивным чутьем узнающий о святой жизни, при всей ее сокровенности, и высоко ценящий ее, ума же великого часто не постигающий, высоко ценил ее и в святителе Филарете. Он часто прибегал к его святым молитвам, и молитва святого мужа производила истинные чудеса исцеления от болезней, обращения заблудших на путь истинный и проч. 92 Разве эта сила молитвы дается обыкновенным людям, да к тому же бессердечным, эгоистам и под., о которых сказано: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 )? Дар прозорливости н необыкновенной силы убеждения, которым обладал в высокой степени святитель Филарет, также дается избранным людям, как знамение свыше сходящей премудрости, притом сходящей только на достойных, за особые их духовные подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В слепотствующей своей злобе противники наши не ограничиваются досаждением на словах только, бывали случаи, что они готовы были оскорбить действием слуг Премудрости Божией, звавших их на вечерю духовную. 3 Но оставим обидящих нас суду Божию ( Пс.42:1 ) и обратимся к тем, кои послушались благоразумного гласа призывающих их внити на брачный пир в Церковь Христову. Среди вошедших на брачный пир, повествуется в притче, оказался человек в одежде небрачной, не подходящей к торжеству. Царь велел его связать и удалить с пиршества в темницу. Так и вступившие в Церковь Христову должны иметь одежду светлую, брачную. Говоря это, мы, конечно, разумеем не одежду тела, а то, что душа должна быть чиста, светла, незапятнанна грехами. И всякий, кто вступает в Церковь Христову, получает эту светлую одежду, ибо душа омывается от грехов в водах таинства крещения. Но сохраняется ли навсегда по крещении эта чистота души, светлость её, незапятнанной грехами? Увы, нет! И христиане грешат, ибо все мы много согрешаем ( Иак.3:2 ), и если говорим, что греха не имеем, себя обольщаем ( 1Иоан.1:8 ). А между тем, с грехами, оскверняющими душу нашу, пятнающими нашу духовную одежду, мы не можем оставаться на брачном вечере, в Церкви Христовой. Как же быть, и что нам делать? А что мы делаем, когда загрязнится одежда наша? Начисто вымываем ее водою. Так и душу свою, омраченную грехами, мы должны омывать слезами покаяния. Для того в Церкви и установлено св. таинство покаяния, в котором человек, христианин, приносит Богу чрез священника искреннее сокрушение во грехах, получает прощение оных, и духовное одеяние его снова становится белым как снег ( Ис.1:18 ). Посему и вам, братие, дабы не быть изгнанными с брачной вечери, надлежит как можно чаще омывать слезами покаяния одеяние души своей и для сего чаще приступать к св. исповеди. Измыйтеся и чисти будете, и тогда удостоитесь на вечери духовной в Царствии Божием вкусить тех неизреченных благ, яже Господь уготова любящим Его. К тем же из зде присутствующих, кои еще не вступили в Церковь православную, не вошли на брачную вечерю, Премудрость Божия чрез нас, смиренных служителей её, взывает: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам, оставите безумие, и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении ( Притч.9:5–6 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

(Ср. Иоан. 19, 35. 21, 24 .) – «И у нас есть обыкновение, когда мы считаем что-нибудь несомненно верным, не отказываться от собственного о том свидетельства. Если же это делаем мы, то тем более он, писавший по внушению Духа Божия» (Златоуст, на Иоан. 21, 24 ). Мнга имхъ писати, но не хощ черниломъ и писати теб. (2 12). Оуповаю же видти т, и усты ко устмъ глаголати. (2 13. Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью. 14. A надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. 13–14. См. примеч. к 12-му ст. 2-го посл. Иоан. Миръ теб. цлютъ т дрзи: цлй дрги по имени. аминь. 1Петр. 5, 14 . 20, 19, 15, 14). 15. Мир тебе: приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь. 15 . Мир: см. в примеч. к 10 ст. 2-го посл. Иоан. (45). – Приветствуй друзей ( Деян. 27, 3 ) поименно (κατ’ νομα Ср. Иоан. 10, 3 ): передавай от меня желание радости и мира (примеч. к 10 ст. 2-го посл. Иоан, отдельно каждому из друзей моих. – Нельзя не видеть в этом особенно нежной любви Апостола! Ср. Римл. 16 гл. – Аминь: находится в одном только кодексе G (Angelico-Roman. – epp. Catholl. 9-го века; – нет даже в Text. Recept). По всей вероятности это, как и во 2-м посл. Иоанна, – позднейшее прибавление для заканчивания церковного чтения. Приложение «Между тмъ какъ Греки спали «и ссорились, Германцы испытывали руки ихъ мечи, «и персты, искусные пускать «стрлы, брались за перо, и – духъ ихъ превращался . . .» – Блаж. Epist. ad Sumiam et Fretilam. Ed. Basil. 1537. Tom. 1, pag. 79.) 1 Приложение к истолковательному чтению первого соборного послания Св. Апостола Иоанна Богослова Предисловие Церк. ист. Евсев. кн. 8, гл. 25. Евсев. ibid, кн. 3, гл. 21, стр. 155 по русск. пер. Cyprian. de orat domin.: 1Иоан. 1, 8 ; Epist. 25: 1Иоан. 2, 3. 4 . У Евс. ibid. кн. 6. гл. 25, стр. 439. 440. У Евс. ibid. кн. 6, гл. 25, стр 362. Origen. In Math. 16. Tertull. Adv. Prax, c. 15: 1Иоан. 1, 1 . Scorp. c. 12: 1Иоан. 3, 16. 18 . См. Adv. Marcion. 3. 8; de Præscript. с. 33: de carne Christi c. 24. Clement. Strom. 11. 15. 1Иоан. 5. 16 . Евс. ibid. кн. 5, гл. 8 стр. 278. Сл. Iren Contr. Hæres, 5, 16: 1Иоан. 2. 18. 19. 21. 22. 4, 1–3. 5. 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Отселе, или откуда-нибудь еще, Евфалий, без сомнения, добавляя и исправляя, перенес их и в свое стихометрическое издание, а из него они перешли и в рукописи. 1466 Ориген признается здесь, что между рукописями Евангелия от Матфея находится такое различие, что ни одна его рукопись не согласна с другою; то же и относительно других Евангелий. Эта разность сделалась столь значительною частью вследствие нерадения переписчиков, частью вследствие дерзости лиц, повреждавших текст, частью вследствие самовольного изменения в тексте, сделанного обладателями рукописей. (νυν δ δηλοντι πολλ γγονεη τν ατογρφων διαφορ, τε π αϑυμας τινν γραφων, ετε π τλμης τινν μοχϑηρς τς διρϑσεως τν γραφομνων, ετε α π τν γραφομνν, ετε α π τν τ αυστος δοοντα ν τ διορϑσει προστιϑντων φοιροντων). 1473 Именно здесь указывают на прибавку 1Иоан. 5, 7. 8 вероятно для большого утверждения догмата о Троице (С Е. Scharling über die Aechth. v. 1 Ioh. 5, 7. 8. Copenh. 1861. u Zeitschr. f. d. Iuth. Th. 1863. s. 1977.), – кроме которой нельзя указать нигде ничего подобного. 1474 В этом случае чрез замену именами местоимений в начале перикоп, чрез опущение частиц и т. д. думали придать большую ясность и отдельность перикопам и сгладить в них отношение к предшествующему и последующему, а равно чрез некоторые вставки содействовать назиданию читателей или слушателей. К этому разряду принадлежит напр. вставленное ησος Мф. 4, 12 ; ωαφ α Μαρα Лук. 2. 41 . вместо ο γονες ατο некоторые прибавления к словам установления тайной вечери 1Кор. 11, 24 ; вставленное славословие Мф. 6, 13 ; прибавка – μν в конце книг и в других местах и т. д. 1476 А изменения, возникшие не из догматических стремлений, свидетельствуют только, что древняя церковь не придавала много значения мертвой букве, а заботилась преимущественно о том, чтобы сделать Писание доступным разумению. 1477 Впрочем не одному Мариону делан был этот упрек. В том же обвиняют и Валентиниан Ириней (adv. haer. IV, 6:1) и Тергуллиан (de carne Christi.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

д. (Мф. 6:9–13). 8) Авраам и Иов, конечно, знали, что Бог ведает нужды всех, однако молились первый за Авимелеха ( Быт. 20 ), а второй за друзей своих ( Иов. 42 гл.). Знали об этом Моисей, Даниил, Иеремия и другие пророки, однако и они молились за народ Израильский. Св. Апостолы тоже знали, что Бог ведает все нужды их и верующих христиан, однако, как мы уже видели (см. пун. 7–й и 8–й), велели христианам молиться за них и друг за друга, ибо они верили, что «Бог есть любовь... и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Иоан. 4:8,16 ), а где любовь между верующими, там и молитва их друг за друга, как естественное выражение любви (см. Лк. 4:38–39 ). 9) Если святые и Ангелы молились за людей, то только здесь, на земле, а на небе они не хотят за них ни молиться, ни помогать им. Так, напр., Авраам не захотел помочь братьям богача, несмотря на усиленные просьбы последнего: «Тогда, сказал он (богач) Аврааму: так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня есть пять братьев; пусть он за свидетельствует им, чтобы и они не пришли на это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» ( Лук. 16:19–29 ). 9) И это – не правда, ибо если бы святые перестали молиться на небе о несчастных грешниках, то это значило бы, что они перестали их любить, но тогда они перестали бы быть «детьми Божьими», перестали бы «пребывать в Боге», ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Иоан. 4:8 ), «и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (ст. 16). «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (ст. 21). Святые, пребывающие на небе в Боге, не могут не любить грешных своих братьев, живущих на земле, не могут не сострадать и не молиться о них, ибо христианская «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ). Если жестокий богач молится в аду о нечестивых своих братьях, то тем более исполненные любви святые и Ангелы молятся о всех грешных людях. Почему Авраам не позаботился о погибавших братьях богача, видно из дальнейших слов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

9) Слова И. Христа: «кому отпустите грехи, тому отпустятся»: Иоан. 20:23 означают не простое прощение друг другу, или извинение одного перед другим, а власть, данную Богом пастырям Церкви. 10) Сектанты: баптисты, штундисты, пашковцы и им под., отвергнув совокупность Евангельского учения о таинстве покаяния, кощунственно говорят: «мы святы... мы не грешим... и если не умрем, то прямо в рай пойдем...» Но не так говорили Апостолы, – эти сосуды благодати Божией, они учили: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас»: 1Иоан. 1:8 . «Все мы много согрешаем»: Иак. 3:2 . Кому верить? 11) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве Покаяния: Лук. 1:69–72;15:1 ; Деян. 3:19–26;17:30–31 ; Рим. 6:6–8 ; Евр. 6:7;10:26;12:17 ; Лук. 5:21;7:50 ; Иак. 4:8;5:16 ; 2Цар. 12:13 ; 1Иоан. 3:3;6:9 . 12) Объяснение этих мест свящ. Писания дано в книге «Меч Духовный». XXX. О таинстве брака 1) Брак есть таинство, читаем в православном катехизисе. И это слово в полном согласии с учением Евангелия: ибо апостол называет союз мужа и жены тайной великой. ( Ефес. 5:31 ). Союз этот, через видимое благословение священника, благословляется Самим Богом, как сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). 2) Брак установлен Богом: «Не хорошо человеку одному на земле... И создал Господь Бог... жену, и привел ее к человеку». Быт. 2:18–22 , ср. Быт. 1:28 . «В таинстве брака» члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Что брак есть Божие установление, об этом свидетельствовал Сам Христос Спаситель: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их...» посему «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. Так что они уже не двое, но одна плоть»: Мф. 19:3–6 . 3) Союз мужа и жены непременно должен быть только в Господе: 1Кор. 7:39 , т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Благословенный Церковью брак есть великая тайна: Ефес. 5:31–32 , потому он приравнивается апостолом к союзу Христа с Церковью: Ефес. 5:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

7. И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. (Помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки). Обыкновенное помазание миром означало праздничное радостное настроение, но помазание миром, как действие священное, по воле и при участии самого Господа, совершалось только над дарами, первосвященниками и пророками; как таковое, оно сопровождалось излиянием даров Святого Духа. Поэтому и здесь, при помазании народов миром, им будут сообщены дары святого Духа, освящающие и утверждающие их духовные силы. Это откровение о всемирном миропомазании, как чрезвычайно важное, Господь подтверждает пророку и заповедует передать его всем народам. А это не могло быть сделано иным образом, как посредством писания, что и исполнил пророк Господень с точностью. И это утешительное откровение было высказано ранее, еще пророком Иоилем в пророчестве об «излиянии Духа на всякую плоть и о спасении на Сионе» ( Иоил.2:28–32 ). Предвестие пророков Иоиля и Исаии осуществилось также по совершении дела искупления Иисусом Христом, когда в день Пятидесятницы обильно излил Господь дары Святого Духа на апостолов в Иерусалиме, а через них и на всех верующих всех стран и народов ( Деян.2 ). Посему Апостолы, обращаясь к верующим во Христа, говорили: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( 1Иоан.2,20,27 ). 52 8. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. (Пожре смерть возмогши, и паки отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отъят от всея земли, уста бо Господня глаголаша сия). Когда люди не были искуплены кровью Христа, то над их жизнью превозмогала или преобладала смерть и беспощадно истребляла их, поэтому на всяком лице были безутешные слезы, тем больше, чем сильнее люди чувствовали свою беспомощность в деле оправдания своего перед Богом и свой страх перед Его грозной властью. Но когда люди «испиют радость на Сионе, испиют вино,» т.е. приобщены будут искупительной крови Христа (ст.6), тогда жизнь возобладает над смертью и Господь со всякого лица отрет всякую слезу, всякую, потому что «кровь Христа очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ). А вместе с истреблением греха уничтожится и поношение людей, именно то, что они были рабы, отверженные Богом, проклятые. Ибо искупленные, они уже будут называться сынами, благословенными Богом. Это чрезвычайно важное откровение пророк удостоверяет клятвенно: «так говорит Господь!» – т.е. устами пророка говорит сам Бог или уста пророка служат устами Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7) Что молиться об умерших нельзя, это видно из примера Авраама, не пожелавшего принять участие в судьбе мучившегося в аду богача ( Лк.16:19–31 ). 7) Авраам не пожелал облегчить страданий в аду богача не потому, что нельзя об умерших молиться, а потому, – что жестокий богач не достоин был этого, окончив жизнь без покаяния, без веры в Бога и без любви к людям (ст. 25), т. е. умер он в религиозно–нравственном ожесточении, умер «грехом к смерти», а о таком человеке само слово Божие запрещает молиться: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Иоан. 5:16 ). По той же причине Авраам не пожелал позаботиться о вразумлении пяти братьев богача, сделавшихся «рабами греха к смерти» ( Рим. 6:16 ) и дошедших до такого ожесточения в неверии, что, по словам Авраама, они не поверили бы и тогда, «если бы кто и из мертвых воскрес» (ст. 31). Вот почему Авраам не позаботился о спасении богача. 8) Невозможно, говорят адвентисты, молиться об умерших: все равно они находятся в бесчувственном, бессознательном состоянии до времени всеобщего суда: «Что в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?» ( Пс. 29:10 ), «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя»? ( Пс. 6:6 ). 8) Приводимые адвентистами места обоих псалмов говорят о состоянии после смерти человека его тела, а не души: «что пользы в крови (а не в душе) моей», «будет ли прах (а не душа) славить Тебя?» «Во гробе кто будет славить Тебя?» Конечно, мертвое или в прах обратившееся тело не может ни славить Творца своего, ни возвещать истину Его. Но ведь дух человека не идет с телом в могилу и не обращается в бесчувственный прах: «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Души людей и после их смерти живут разумной, сознательной жизнью, как говорят об этом многие места св. Писания. Так, напр., Авраам блаженствует, богач мучится после смерти своей, и оба ведут разговор между собой; давно умершие Моисей и Илия явились во время преображения Господа на горе Фаворе и «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк. 9:28–31 ). Следовательно, они и после смерти находятся в сознательном состоянии. В св. Писании мы читаем «Христос, был умерщвлен по плоти, но ожив духом, находящимся в темнице (т. е. в аду) духам, сошедши проповедал» ( 1Петр. 3:18–20 ). Как же возможно было бы проповедовать умершим, если бы они находились в бессознательном состоянии? Неосновательность адвентистского мудрствования видна и из тех мест св. Писания, где говорится о сознательной загробной жизни праведников, окружающих престол Божий, воспевающих Богу новую песнь и поклоняющихся Ему, как Владыке своему ( Откр. 4:10–11; 5:8–14; 11:16–17 ; См. о почитании святых п. 11–й).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010