Мы обязаны Богу этою любовью; она есть важнейший, «царский закон» ( Иак. 2:8 ). Но может ли любовь к Богу быть предметом заповеди или обязанности, когда она, как свободное чувство, по-видимому, независима от нашей воли? Может, потому что мы можем добровольно воспроизводить и оживлять себе те представления, которые могут возбуждать в нас любовь Божию ( Ин. 3:16 ; 1Ин. 4:9  и дал., Рим. 5:8 ). Потому то существует заповедь о любви к Богу. Когда законник иудейский спросил Иисуса Христа: «какая наибольшая заповедь в законе?» Он отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:36–38 ). Заповедь о любви есть высшая и совершеннейшая заповедь – потому, что любовь к Богу есть высочайшая цель всех христианских заповедей. «Цель увещания, – говорит ап. Павел, – есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной любви» ( 1Тим. 1:5 ). Заповедь о любви к Богу есть совершеннейшая заповедь еще и потому, что исполнение ее заключает в себе соблюдение всех других заповедей. Ап. Павел учит: «любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). Ибо невозможно любить Бога, не соблюдая Его заповедей. «Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня» – сказал Спаситель ( Ин. 14:21 ); и возлюбленный Его ученик пишет: «кто говорит: «я познал Его» (Христа), но заповедей Его не соблюдает; тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин. 2:4 ). «Хотя это (любовь) одна добродетель», говорит св. Василий Великий , – «однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь» 105 . Дитя, искренно любящее своего отца, тщательно избегает всего того, что ему не нравится. Так и человек, истинно любящий Бога, страшится и всячески избегает всего того, что Его оскорбляет. Он охотнее готов претерпеть все на свете, даже самую смерть, нежели по причине тяжких грехов лишиться любви Божией. При всех искушениях он говорит устами патриарха Иосифа: «как сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом?» ( Быт. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:14–15 ). «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Ненавистны «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста» ( Притч.16:18, 8:13 ). «Бог создал человека для нетления и со делал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). «Жало же смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). «Грех отчуждает человека от Господа и сближает с диаволом», – говорит святитель Василий Великий 147 . «Всякий грех, – по определению святителя Григория Богослова , – есть смерть души» 148 . «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:8, 10, 14–15 ). Многие считают, что вранье, ложь – самый пустяшный грех . А так ли? «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал нам Спаситель ( Ин.14:6 ). «Всякая ложь не от истины» ( 1Ин.2:21 ). Всякая ложь удаляет солгавшего от Христа Бога и присвояет его к отцу лжи, человекоубийце от начала – диаволу. И потому, «кто говорит ложь, не спасется»; «кто говорит ложь, погибнет» ( Притч.19:5, 9 ). Зная это, будем внимательны к сказанному в Писании: «Не говорите лжи друг другу» ( Кол.3:9 ). «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). Нам всем следует помнить слова Христовы из евангельского повествования о Страшном суде: то, что вы «сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Вот сколь ответственно для нас должно быть наше поведение с ближними, среди которых мы живем. Соврал я кому-то, обманул я кого-то, я в лице обманутого мною ближнего, обманул Самого Христа Бога. И если я кого-то обругал, оклеветал, оскорбил, или у кого-то украл, кого-то ударил, – все такие и подобные поступки мыслимы только у обезумевшего человека. Нам, верующим, просто невозможно доходить до того, чтобы оскорблять, клеветать, ударять нашего ближнего, зная, что сими и подобными мерзкими поступками мы оскорбляем, клевещем и ударяем Самого Всесвятого, любящего нас искупителя и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Никто не может прийти ко Мне, если его не привлечет Отец, пославший Меня. Я сошел с неба не творить волю Свою, но волю Отца, пославшего Меня. Я пришел во имя Отца Моего. Отче праведный... пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Ибо Ты имел любовь ко Мне до сотворения мира. После своего славного воскресения явился Господь ученикам своим и сказал им: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас». Произнеся это, дунул и сказал им: «Приимите Духа Святого» ( Ин.20:21–22 ). «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). После воскресения сказал Иисус ученикам Своим: «Примете силу, когда снизойдет Дух Святой на вас; и будете Мне свидетелями... вплоть до края земли» ( Деян.1:8 ). И когда прошло пятьдесят дней..., исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал, так и говорили. Евангелист Иоанн пишет: " Всякий, кто отвергает Сына, не имеет и Отца» ( 1Ин.2:23 ). «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; сии три об одном» ( 1Ин.5:7–8 ). И еще много подобного есть в Евангелии и в писаниях святых апостолов Христовых. И все, что написано и передано святой Церкви Божией во спасение людей, свидетельствует единодушно, что Святая Троица есть Единый и Единственный Бог . Без противоречия в Себе. Ибо что думает Отец, думает и Сын, думает и Дух Святой. И чего хочет Отец, хочет и Сын, хочет и Дух Святой. И что творит Отец, творит и Сын, творит и Дух Святой. И Отец любит Сына, любит и Духа Святого, Сын любит Отца, любит и Духа Святого. Дух любит Отца, любит и Сына. Один Бог, одна любовь, одна мысль, одна воля, одно действие. Из вечности в вечность. Как же это несопоставимо отличается от триады языческой – с именами троих богов, с именами, но без истинного родства и истинного сотрудничества! В истории мира только Бог христианский – Бог безымянный. Единственное имя Его – Отец. Никакого другого имени Его Новый Завет не упоминает. Как же это чудесно! И зачем нам другое имя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пусть станет свидетелем для тебя совесть твоя, что [любовь твоя] от Бога. Если она от Бога, отбрось желание выставлять ее перед людьми, ибо не похвала людская возносит тебя на небо и не порицания низвергают тебя оттуда. Пусть видит Тот, Кто [P. 284] венчает тебя, пусть Тот будет свидетелем, Который, как Судия, венчает тебя. Бог больше сердца нашего и знает всё. 4 . Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы уверены в Боге (ср. 1Ин.3:21 ). Что значит: сердце наше не осуждает нас? Значит – дает правдивый ответ, что мы любим и что любовь в нас настоящая, не притворная, но искренняя, направленная на спасение брата, а не на поиск какой-то выгоды со стороны брата: только на его спасение. Мы уверены в Боге и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его ( 1Ин.3:22 ). Потому не перед людьми [нужно быть добродетельными], но там, где видит сам Бог, то есть в сердце. Мы уверены в Боге и, чего ни попросим, получим от Него. Но [получим], потому что соблюдаем заповеди Его. Какие Его заповеди? Неужели нужно постоянно повторять [одно и то же]? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Речь идет о любви, [апостол] именно о ней говорит. Если человек станет проявлять любовь к брату и будет иметь ее перед Богом там, куда проникает [только] Божий взор; если сердце его будет подвергнуто справедливому суду и не даст другого ответа, а только тот, что настоящий корень любви находится там, откуда могут родиться добрые плоды, то он будет уверен в Боге и, чего бы он ни просил, получит от Него, потому что соблюдает заповеди Его. 5 . Тут же встает еще один вопрос: если даже не какой-то там человек, а ты или я, если попросим чего-то у нашего Господа Бога и не получим, то о нас может другой человек сказать: «Он не имеет любви»? И такое без труда может быть сказано о любом человеке настоящего времени. Пусть простой человек думает о человеке, чего он хочет. Вопрос становится более сложным, [P. 286] когда речь идет о святых мужах, которые, как известно, были святы, когда они писали, и теперь пребывают с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Стало быть, Он принес Его в жертву за грехи наши. Где Он мог найти жертву? Где Он мог найти столь чистую жертву, которую Он возжелал принести? Он не мог найти [для жертвы] ничего, кроме Себя Самого. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ( 1Ин.4:11 ). Петр, спросил Он, любишь ли ты Меня? А тот ответил: Люблю. – Паси отец Моих (ср. Ин.21:15–17 ). [P. 330] 1 . Бога никто никогда не видел ( 1Ин.4:12 ). Он – вещь невидимая (res invisibilis), но [не видимая] оком, искать же Его следует сердцем. Но, если мы хотим увидеть сие солнце, мы должны очистить телесный глаз, чтобы можно было узреть свет; точно так же, желая увидеть Бога, мы должны очистить глаз, которым можно узреть Бога. Где же сей глаз? Послушай Евангелие: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Однако пусть никто не представляет себе Бога, следуя суждению очей. В самом деле, они рисуют перед собой или огромный образ, или некое невообразимое величие, которое разлито повсеместно, словно тот свет, который можно видеть телесными очами, обозревая все вокруг, насколько возможно. Или в представлении рождается некий старец почтенного вида. Не представляй себе ничего из этого 148 . Есть то, что ты можешь представить, если хочешь узреть Бога: Бог есть любовь. Какое лицо у любви? Какую форму она имеет? Какой рост? Какие ноги? Какие руки? Никто не может сказать. И все же у нее есть ноги, ибо они ведут людей в Церковь ; у нее есть руки, ибо именно они протянуты к нищим; у нее есть очи, ибо благодаря им она видит бедного: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем ( Пс.40:2 ). У нее есть уши, о которых говорит Господь: кто имеет уши слышать, да слышит ( Лк.8:8 ). Все это не члены, расположенные в том или ином месте, но тот, кто имеет любовь, разумом видит все это сразу. Пребывай в ней, и она будет пребывать в тебе; живи в ней, и она будет жить в тебе. Так что же, братья мои? Кто любит то, чего не видит? Почему, когда я хвалю любовь, вы воодушевляетесь, выкрикиваете [слова одобрения], сами хвалите? А что я вам показал? Показал ли что-то, наполненное красками? Представил ли я золото или серебро? Извлек ли я драгоценные камни из сокровищницы? Что такого я представил вашим очам? Разве [P.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Стало ясно, что до окончательного торжества Божьего во всем творении, которое произойдет только после Второго пришествия Христова, даже у верных христиан осталась частица греха, и даже они согрешают, хотя эти их грехи совсем иного рода: не лишая верующих благодати Божией полностью, эти грехи, названные апостолом «грехами не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), напоминают о немощи человеческого естества и греховности всего мира. Апостол Павел так говорил об этом: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. … Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:19–20, 22–23 ). Апостол Иаков кратко охарактеризовал данное явление: «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). В связи с этим возникла необходимость покаяния для верных христиан, которые желают очиститься даже от повседневных мелких прегрешений, и вновь предстать пред Богом чистой душой и трезвенным сердцем. Например, св. ап. Павел ожидает покаяния от коринфских христиан, которые были замечены в «нечистоте, блудодеянии и непотребстве» ( 2Кор.12:21 ). Апостол Петр предлагает покаяться Симону, пожелавшему за деньги получить рукоположение: «покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» ( Деян.8:22 ). Отсюда начальное учение о Таинстве покаяния у святых апостолов в практическом плане, при котором имеет место сожаление о своих грехах. Нет возможности утверждать, какая использовалась при этом внешняя форма в ранней Церкви — ведь крещение не могло быть совершено второй раз. На мысль о том, внешняя форма должна была быстро возникнуть, наводят слова ап. Иоанна Богослова о связи покаяния с исповеданием грехов: «Если говорим, что не имеем греха, — пишет он, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши (то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Это те, которые «насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут» ( Пс.91:14 ). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Ин. 3:10 ). Рассудив об этих приметах истинных христиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Господа в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:27 ). Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). § 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). 1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного. 2) Требует того от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше. 3) Христиане в мире этом – пришельцы и странники ( Пс.38:13, 118:19 ; Евр.11:13 ). Поэтому не должны примешиваться сынам века сего, которых «бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 ). 4) Христиане позваны в жизнь вечную ( 1Тим.6:12 ), которая одна только и нужна; и это есть «благая часть, которая не отнимется» у нас ( Лк.10:42 ). Итак, ее одну избирать и искать со всяким прилежанием должно. 5) «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти», и прочее ( 1Тим.6:7–9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе ( Мф.6:19–20 ). 6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола ( Флп.3:20 ). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца ( Пс.61:11 ), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, «ибо где сокровище наше там будет и сердце наше» (ср. Мф.6:21 ). (Смотри еще главу о презрении мира в первой книге). § 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кроме того, апостол Павел утверждает, что Иисус Христос Сам был потомком Адама: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» ( Гал.4:4 ), «от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:5 ) и сделался Он «подобным человекам и по виду став как человек» ( Флп.2:7 ). И «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ). То есть человеческая природа Христа «в подобии плоти греховной» была вполне реальной (см.: 1Ин.4:2 ; 2Ин.7 ), но при этом Христос оставался безгрешным (см.: 1Пет.2:22 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15, 7:26 ). Он целиком разделил то, что означало быть чадом Адама, и «умер за грехи наши, по Писанию» ( 1Кор.15:3 ). Таким образом, умалив и уровняв себя с человечеством и осудив грех , Христос позволил тем, кто разделил с Ним Его смерть и воскресение, разделить и Его праведность: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» ( Рим.6:4 ). Вот он, выход из вод погружения – прекраснейший символ обновления воскресения человека: «...но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ); «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор.5:17 )! Это и есть исполнение эсхатологического обетования – восстановление попранного порядка, знаменующее собой новое начало и тот «образ будущего», о котором писал апостол в Рим.5:14 . Исполнилось данное Богом обетование о том, что в Аврааме и семени его упразднится грех, ради чего, собственно, и был заключён завет. Для апостола Павла это абсолютно очевидно: в послании к Римлянам он, говоря о верности Бога завету, сначала рассуждает об исполнении данных Аврааму обетований (см.: Рим.3:21–4:25 ), потом об освобождении от Адамова греха (см.: Рим.5:6–21 ) и, наконец, об освобождении и освящении всей твари (см.: Рим.8:17–25 ). В послании к Галатам от повествования о завете с Авраамом и исполнении его во Христе апостол приходит к идее «новой твари» (с.: Гал.6:15 ). Во 2-м послании к Коринфянам «новый завет» (см.: 2Кор.3 ) так же «обновляет тварь» (см.: 2Кор.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис.59:7–8 . «Ноги их бегут ко злу, а они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира». Объяснение. То, что говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, нельзя приписывать православным христианам. Конечно, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого Церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:4:7 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–5 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда: Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 , так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении всех христиан лучших с худшими, последние могут исправляться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Полное отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 . Иез.36:20 . «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они народ Господа, и вышли из земли Его». Объяснение. Здесь говорится об Израильтянах, которые обесславили имя Божие у народов, куда пришли: ст.21. Но Иезекииль видит, что по возвращении Израиля в отечество последуют на раскаявшийся Израиль благословение и милости Божии: ст.25–27. Следовательно, эти слова пророка никакого повода не дают для того, чтобы отделяться от православных, хотя бы среди них и были худые люди, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Основные места Священного Писания в учении о христианском единении 2Тим.2:20–21 . А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

12:39–40). 22. Ин. 17:22 . И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Ин. 15 д.; Ин. 13 д. 23. Ин. 17:23 . Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Гал. 3:28 ; Еф. 4:3, 13 д.; Флп. 1:27 ; 1Кор. 6:17, 3:1 д. 24. Ин. 17:24 . Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Ин. 12:26, 14:3 ; 1Ин. 3:2 ; Ин. 17:5 . Это единение всех верующих по слову апостолов между собой и Богом Отцом и Христом во Святом Духе Господь определяет частнее, как единение во славе Бога и Христа. Если и в предшествующих словах молитвы о всех верующих (ст. 20–21) тело Церкви созерцается ещё на земле, то здесь (ст. 22–24) оно созерцается уже в небесной славе в единении с Богом в небесном Царстве Мессии. – Славу, которую Ты дал Мне, т. е. славу небесную, в которую вознесён Богочеловек как Искупитель мира (ст. 1, 5, 24), Я дал им, т. е. верующим, дал как возможность сопрославления со Мною, которая перейдёт в самую действительность такового сопрославления (ср. Рим. 8:17, 24, 30 ), и по этой дарованной им славе они будут едино в этой славе между собою и с Нами (ср. прим. к ст. 21 и парал.). Да будет это единое прославленное тело Церкви с главою – Христом в славном единении с Отцом во Святом Духе! – Я в них и Ты во Мне: см. прим. к ст. 21 и парал. 14:20. – Да будут совершены во едино: да будет это единение совершенное во славе, полное, целостное, вполне совершенное. – Да познает мир и пр.: созерцая земное тело Церкви, мир поражённый мало-помалу уверует (кроме совершенно ослепших) в Иисуса как Мессию (ст. 21); созерцая небесное славное тело Церкви, мир не уверует, но познает, т. е. волей или неволей весь даже совершенно враждебный Христу мир созерцанием этого зрелища будет доведён до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Это – та же идея, какую созерцательно выразил св. Ап. Павел в словах об Иисусе Христе: Бог Его превознёс – дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010