Если тайна учения Спасителя о спасении где-то и присутствует вся без остатка, то это в Его учении о «любви». Он учит о любви как о спасительном подвиге, с помощью которого выстроено всё Богочеловеческое домостроительство спасения, ибо Сам Он есть всесовершенная Любовь: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8; ср.: 1Ин.4:16). По этой всебожественной любви Он и пришел в мир сей ради спасения мира (см. Ин.3:16), ради спасения закоренелых грешников (см. Рим.5:8-9). И когда Спаситель учит о любви, то учит как воплощенная, олицетворенная Божественная Любовь, как Бог, вторым именем Которого могло бы быть — Любовь. Так как Его учение о любви есть учение воплощенного Бога любви, то любовь, которой Он учит, — исключительна и уникальна в своем роде. В этом отношении, как и в любом другом, Он есть совершенно новое явление и всецело новая Личность в истории мира. Посему справедливо Свою любовь Он называет новой и заповедь об этой любви — новой заповедью.    Открывая Своим ученикам на Тайной вечере тайну Своей любви и Своего учения о любви, Спаситель говорит им: «Заповедь новую даю вам; да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). А новизна любви Спасителя в том, что она — Богочеловеческая, что Он есть Бог любви и как Таковой содержит в Самом Себе силы любви для всех и вся. Прежде всего, для Своих врагов. В этой новой заповеди о новой любви главное то, чтобы Христовы последователи любили друг друга любовью Богочеловеческой — «как Я возлюбил вас».    Богочеловеческая любовь изобилует всеми совершенствами Троичного Божества, Которое есть Любовь. Она проявляет себя в соблюдении Богочеловеческих заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Так как Сам Богочеловек есть Любовь, то и соблюдение Его заповедей наполняет человека Божественной любовью, которой и в которой живет Трисолнечное Божество. Ведь в душу, исполненную Богочеловеческой любви, вселяется и обитает в ней Божественная Троица, по всеистинному слову Господа Иисуса: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:21, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   При выяснении смысла страдальчества христиан за торжество в себе самоотречной любви над самолюбием мы оттеняли преимущественно момент болезненности христианского подвига. Момент же практического осуществления подвига намеренно затемнялся нами с тем, чтобы подробно остановиться на нем в отдельном очерке, следующем ниже.    Слав.: «Что». Деятельная сторона христианского любвеобилия...    Библейские замечания о деятельном характере христианской любви к Богу и ближним. — Упражнения христианина в посте, молитве и благотворительности. — Мысли по этому вопросу святых отцов Церкви. — Христианская молитва как мать и воспитательница любви к Богу. — Три ступени молитвенного совершенства. — Изречения святых отцов и учителей Церкви об истекании силы христианской любви из благодати молитвы. — Отрождение молитвою трех свойств любви: чистоты, смирения и милосердия. — Милосердие как деятельный подвиг спасающихся в Церкви, по учению Библии. — Дела милости телесной и духовной. — Очищающее, смиряющее и размягчающее влияние благодати добрых дел на душу благотворителя чрез Христа Спасителя в Духе Отчем. — Содействия поста развитию у постящегося настроения самоотречной любви. — Общий взгляд на значение для христианина упражнений в посте, молитве и благотворении. ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры    Христианская любовь во всей красе своих проявлений деятельна и развивается при условии соответствующей практики. О необходимости для любящих Бога соблюдать заповеди Господь Спаситель и святые апостолы оставили такие заветы:     «Если любите Меня (Христа), говорил Господь, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:15, 21). «Мы, читаем в посланиях апостолов, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ср. Еф.2:10). «Кто соблюдает слово Иисуса Христа, в том истинно любовь Божия совершилась» (ср. 1Ин.2:5). «Каждый получит от Господа воздаяние по мере добра, которое он сделал» (Еф.6:8). «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостолы получили от Господа особую власть, которая проявлялась в двух аспектах – во власти пастырской и в чудотворениях. Пастырская власть была вручена апостолам для управления Церковью. «Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Господь обращается к нему со словами: “паси агнцев Моих, ...паси овец Моих” ( Ин.21:15–17 ). Слово “паси” означает служение управления, апостол должен управлять верующими, подобно тому, как пастырь управляет стадом» 140 . В пастырской власти апостолы уподобляются Христу, Который является Пастыреначальником ( 1Пет.5:4 ). В притче о добром Пастыре Спаситель Сам указал на Себя как на образец пастыря ( Ин.10:11 ). Исключительное право пастырской власти «вязать и решить» сначала было дано ап. Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ), а потом и остальным ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Апостолы имели власть и силу совершать священнодействия. Священное Писание сообщает о том, что апостолы по повелению Спасителя совершали Таинства Крещения ( Мф.28:19 ; Ин.4:2 , 1Кор.1:14,16 ) и Евхаристии ( Деян.2:42, 20:11 ), рукополагали своих преемников ( Деян. 14:23 , 2Тим.1:6 ) 141 . Апостолы принимали решения, обязательные для членов Церкви: «...угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян.15:28 ), могли судить и наказывать виновных: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13:10 ). Но, несмотря на все эти высокие полномочия пастырской власти, в свв. апостолах не было отчуждения от рядовых членов Церкви, они ощущали себя «отцами Церквам, которые они “родили во Христе” ( 1Кор.4:15 )» 142 . По толкованию свт. Иоанна Златоуста , этими словами ап. Павел хотел выразить «переизбыток любви», которую питал Апостол к своей пастве 143 . И св. ап. Иоанн Богослов в посланиях нередко называет пасомых детьми ( 1Ин.2:18, 3:7 и др.) или «дети мои» ( 1Ин.2:1, 3:18,3 , Ин.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Будем любить Бога, помышляя о Его великой любви к нам, которою возлюбил Он нас прежде, чем мы Его познали. Будем любить и ближних, по заповеди Господа: нельзя любить Бога, не любя ближних; ибо такую дал Господ заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Аминь. Беседа 17. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1Ин.5:1). Предложенные слова св. Иоанна Богослова служат объяснением слов, раскрытых в конце предыдущей беседы: «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.4:21 ). Показывая тесную связь между собою любви к Богу и любви к ближнему, Апостол говорит: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден». Святой Богослов разумеет веру живую и действующую, или веру спасительную, свойственную христианам, уже возрожденным благодатью Святого Духа. Всякий истинно верующий, и чрез веру приемлющий и содержащий умом и сердцем то учение, что Иисус есть обетованный Помазанник – Христос, и Спаситель рода человеческого, всякий питающий в себе такую живую уверенность от Бога рожден, благодатью Святого Духа усыновлен Богу, – есть сын Божий. Всякий истинно верующий в Иисуса, как обетованного Спасителя Христа, своею верою показывает, что в нем действует спасительная Благодать, что он принял, по слову Апостола, Духа сыноположения, или усыновления ( Рим.8:15 ). Об этом усыновлении святой Иоанн в евангелии говорит: тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Также апостол Павел пишет: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Слова Апостола показывают, что Иисуса Христа, Сына Божия, человек может истинно познавать и исповедовать, как Спасителя и Господа, только при содействии Святого Духа, чрез возрождение Святым Духом. Кто не получил еще Благодати возрождения и усыновления Богу, тот не может истинно веровать в Иисуса Христа Сына Божия; тот не может достойно исповедовать Его, как обетованного и пришедшего в мир Спасителя человеков, единородного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви ( Еф.4:13–16 ). В Церкви торжествующей будут они прославлены. Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью. Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно ( 2Тим.4:7 ), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). Нужны, значит, дела добродетели! Сектанты говорят: 1Ин.1:7 : Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты. Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» ( Мф.26:28 ), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец ( 1Ин.1:8 ). Сектанты говорят: Тит.3:4 : Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости. Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем ( 1Кор.15:1–2 ), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вопрос. Почему мы должны верить даже и в то, чего наш разум не может понять? Ответ. Потому, что большая часть откровенных истин выше нашего понимания, например, единство и троичность Лиц Божества, творение мира, воплощение Сына Божия и др. Эти истины не перестают быть истинными от того, что мы не постигаем их нашим разумом. Бог , Который есть бесконечно благ, не может нас вводить в заблуждение; Он, как бесконечно премудрый, не может ошибаться. Иисус Христос сказал ап. Фоме: «блаженны не видевшие, но веровавшие” ( Ин.20:29 ). Вопрос. Человек не может ли сам собою дойти до познания откровенных истин? Ответ. «Мы едва, – говорит Св. Писание, – можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» ( Прем.9:16 ). Вопрос. Обязаны ли мы верить всему тому, что Бог открыл людям? Ответ. Без сомнения: иначе мы оскорбили бы Бога, сомневаясь в истине Его слов. «Неверующий Богу, представляет Его лживым» ( 1Ин.5:10 ). Вопрос. Должны ли мы верить в И. Христа, равно как и в учение Его? Ответ. Конечно, потому что Бог заповедал, «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин.3:23 ). «Верующий в Сына, имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Об учении Своем Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); а евангелист Иоанн объясняет, что «неверующим уготовляется в будущей жизни та же участь, что и убийцам” ( Откр.21:8 ). Вопрос. Что составляет предмет веры православных христиан? Ответ. Все откровенные истины, содержащиеся в Св. Писании и Св. Предании. Вопрос. Когда штундистам указывают на то, что у них нет единства в вере, что у них нет двух общин, даже двух лиц, которые одинаково верили бы в откровенные истины, чем они обыкновенно оправдывают себя? Ответ. Они говорят, что нет необходимости, чтобы все одинаково верили во все откровенные истины; что они обязаны верить только в те истины, которые всеми ими признаются. Что же касается других откровенных истин, в которых они расходятся, то можно спастись, и не признавая их. Первые истины они называют главными, а вторые –неглавными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Гл. 2. Цит. по: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. С. 261–263. Глава 6. О спасении (о вере, делах, благодати, Таинствах, уверенности в спасении, предопределении, покаянии) Спасение – что в жизни есть важнее? Ради спасения человека воплотился, жил, принял позорную смерть и воскрес Сам наш Господь. Спасение есть единственная цель жизни человека, ради которой и существует Церковь со всем своим Богословием, Богослужением и Таинствами (да и всякая религия и секта объявляет своей целью не что иное, как спасение человека). Потому крайне важно точно знать, каковы условия нашего спасения? Что, по учению протестантизма, необходимо для спасения? Уверовать во Христа и принять Его как своего личного Спасителя. Если человек сделал это, если обратился ко Христу в молитве, в которой признал себя грешником, а Христа – Богом и своим Спасителем и попросил Его войти в его сердце, то он спасся – вот формула спасения, которую твёрдо знает каждый протестант. Кто знаком с протестантами, тот знает, что самое трепетное и желанное для них событие – это именно момент произнесения грешником (желательно перед кафедрой и всем собранием) первой вот такой покаянной молитвы, после которой его всегда торжественно поздравляют, часто не без слёз, напутствуют и поют гимны (баптисты обычно поют: «Радостную песнь воспойте в небесах, найдена пропавшая овца...»). Протестанты совершенно уверены в спасении покаявшегося таким образом человека, ибо он: 1) уверовал во Христа, а Евангелие утверждает, что таковой спасён: «...верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин.3:36 ); «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ); «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» ( 1Ин.5:13 ), и т.п.; 2) исповедал Его Сыном Божиим, а Апостол пишет: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ); 3) призвал имя Божье, а Библия ясно учит, что таковой спасён: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ) 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Желания всегда возвращаются в сердце Где бы ни бегала лиса, она всегда возвращается в свою нору, Стрижи весной летят на старые гнезда, Каждая пчела знает свой улей, Где бы ни блуждали желания человека, они всегда возвращаются в сердце. 43. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу…» (1Ин. 3:21). Дерзновение к Богу Грабитель в чужой квартире пугается собственной тени, Заяц в лесу страшится и падающего листа, Дикий зверь боится дневного света, Одинокий человек боится самого себя. 44. «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.» (Пс. 24:5). Истину ищи в своем сердце Затерявшиеся очки ищи у себя на лбу, Потерянное ведро найдешь в колодце, Исчезнувшую со стола рыбу увидишь в когтях у кошки, Если ты ищешь Истину, ищи Ее в своем сердце. 45. «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.» (1Ин. 3:24). Узнаем по духу Когда мать берет плачущего младенца на руки, он сразу замолкает, Когда доносится аромат розы, нет нужды говорить, что она расцвела, Когда ребенок заснул, ему не нужно объяснять, что он спит, Когда человек находит Бога, это понятно ему самому. 46. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). Научись чуткости Если столяра толкать под руку, работа будет испорчена, Если водителя поучать в дороге, не миновать аварии, Если кузнецу показывать куда ему бить, можно лишиться пальца, Если только говорить и не слушать, не найдешь собеседника. 47. «…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4). Опьянение миром Когда собака гонится за зайцем, ее не собьешь со следа, Когда кот играет с пойманной мышью, его не подманишь рыбой, Когда медведь добирается до меда, он теряет всякий страх, Когда богач видит деньги, он забывает обо всем на свете. 48. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 3:18). Плод правды Если не хочешь ничего терять – ничем не владей,

http://isihazm.ru/1/?id=104

Ибо Бог напитает нас «хлебом слезным» и напоит «слезами», но «в мере» (ср. Пс.79:6 ). И эту меру каждый определяет для себя своей жизнью, согрешая больше или меньше. Ибо, как сказано, «чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения» ( Пс.74:9 ). Без сомнения, каждый смешивает его, и оно становится его осуждением, которое определяется не только сотворенным им злом, но и добром. И когда они смешиваются, «осадок ее 18 », который, как мне думается, относится к совершённому злу, до конца не будет «выжат» (ср. Пс.74:9 ). 1.9. Но, как мы сказали, все это «в руке Господа», и должно нам поспешить к исправлению, без притворства обратиться к покаянию, скорбеть о прошлом, быть бдительным в будущем, призывать помощь Бога; ибо как только обратишься и восскорбишь, тотчас будешь спасен, ибо обрящешь «ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (ср. 1Ин.2:1 ; Рим.8:34 ), а Он намного выше Моисея, который, однако, молился за этот народ (ср. Чис.21:7 ) и был услышан. И, возможно, потому и написано, что Моисей просит за грехи прежнего народа и вымаливает прощение, чтобы у нас было намного больше доверия, так как ходатай наш Иисус, вне всякого сомнения, вымолит нам прощение у Отца; если только мы обратимся к Нему, если «не отступит назад сердце наше» (ср. Пс.43:19 ), как и Иоанн говорит в своем послании: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия IX. О кадильницах Корея, о том, как народ восстал на Моисея, и о жезлах, среди которых расцвел жезл Аарона. 1.1. У Бога, как это дано понять, нет ничего бесполезного, ничего излишнего, но даже то, что, как кажется, людям нужно удалить и отвергнуть, оказывается необходимым. Это позволяет нам понять сегодняшнее чтение, которое рассказывает о кадильницах Корея и об остальных, согрешивших вместе с ним. И даже эти кадильницы Бог повелевает не выбрасывать, но разбить «их в листы для покрытия жертвенника» ( Чис.16:38 (17:3)).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010