Слова ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живаго » ( Мф.16:16 ) – выражают содержание, суть всего Нового Завета, всего христианства. До исповедания Петрова они были благовествуемы архангелом Гавриилом Деве Марии: «Раждаемое Свято наречется Сын Божий » ( Лк.1:35 ). Они возвещены при Крещении Господа Иисуса Христа; тогда Отец свидетельствовал о Сыне Своем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный , в котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Потом теми же словами свидетельствовал Отец о Сыне в день Преображения Господня. И они стали в центре всего круга христианских понятий; эта вера явилась началом новой жизни, зерном, вырастающим в Церковь Христову, сущностью христианства. «Начало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия »: так начинает святое повествование св. евангелист Марк ( Мк.1:1 ). «Сие же все написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его», заканчивает Евангелие (предпоследнюю главу) св. Иоанн Богослов ( Ин.20:31 ). Эта истина составляет предмет, или тему, всего первого соборного послания Иоанна Богослова, убеждающего многократно, что «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий , в том пребывает Бог , и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ); «имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Эта истина составляет главный предмет записанных в Евангелии от Иоанна речей Самого Спасителя, обращенных к иудеям. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия » ( Ин.3:18 ) 5 . « И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия – Единороднаго , иже от Отца рожденного прежде всех век»: эти слова второго члена Никейского Символа веры были тем, ради чего собственно и собирался Первый Вселенский собор; арианство, отвергая истинное Богосыновство Христово, разрушало этим само основание Церкви . Св. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, в послании к палестинскому духовенству после Халкидонского собора пишет: «Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго », то Господь отвечал: «блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:16–17 ). На этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира. Эту веру изложил также и святый великий Никейский собор 319-ти Святых отцев; и ей же последовал святый великий Вселенский собор, недавно созванный в Халкидоне » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Господи! «Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя» ( Прем.16:16 ), «получая при жизни благодеяния,... познают Меня, говорит Господь, по смерти в мучении» ( 3Езд.9:10,12 ). Сказано: «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог , и уверовали в нее» ( 1Ин.4:16 ). Сподоби, Господи, и нам спасаться «через веру» во Христа Бога 21 . Аминь. Господи! Ты сказал: «В приближающихся ко Мне освящусь» ( Лев.10:3 ). Сподоби и мне приближаться к Тебе. Прости меня, освяти меня и будь со мною, чтоб я и мыслил, и говорил, и действовал так, как угодно Тебе: все делая во славу Твою. Аминь. Господи Боже наш! Мы радуемся от сознания, что Ты – есть; что Ты – Творец, Промыслитель, Спаситель! Что Ты – Вечносущий Господь! Сказано: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» ( Пс.143:15 ). И счастливы мы, христиане, что мы познали, как велика и безмерна любовь Божия, и знаем, «что благоугодно Богу» ( Вар.4:4 ). Зная же волю Господню – благую и совершенную, мы стремимся ее исполнять, в при исполнении всегда будет радоваться сердце наше и радости нашей «никто не отнимет» у нас (ср. Ин.16:22 ). Сподоби, Господи, во славу Твою! Аминь. Господи! «Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» ( Дан.9:18 ), на молитвенную помощь праведников Твоих. Вместе с Церковью мы молимся: «Молитвами всех Святых и Богородицы, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». «Господи! Услыши. Господи! Прости. Господи! Внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже наш» ( Дан.9:19 ). Вышли православных христиан на проповедь Евангелия к тем, которые его не слышали. Обрати народы России к вере во Христа Бога – да покаются в безверии и заблуждении ныне живущие, погрязшие в беззаконии, обладаемые греховными страстями и все, поработившие себя чрез грехи диаволу. Господи! Помилуй нас и спаси нас! Господи! Ты – Источник и Творец всяческого бытия! Все Тобою сотворенное предназначалось к блаженному бытию по воле Твоей. Но уже наши прародители в гордыне своеволия отвергли благую волю Твою, и, тем самым, оказались под проклятьем греха, оказались в рабстве у диавола. И все последующие поколения в человечестве наследовали этот печальный удел... Только явившийся в мир Сын Твой – Господь Иисус Христос , Спаситель мира, своею жертвенною смертью на кресте и Своим воскресением из мертвых искупил нас от погибельного проклятия за грех, дотоле тяготевший над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

1Ин.4:7–8 . «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18 ; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8 . Рим.15:13 . «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой». Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14 ; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18 ; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4 , и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18 . Рим.15:33 . «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27 ; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6 . Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16 . 1Кор.2:15 . «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5 . Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23 ; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4 , и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Здесь разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию, но не по вере; ибо в последней могут некоторые люди и заблуждаться: Тит.1:10–11 ; 2Ин.1:10–11 . Но не может ли человек сделать что-нибудь и без Бога? Да, может, например, избрать доброе или злое, так как он свободен: Сир.15:17 ; Иер.21:8 ; некоторые люди, прельстившись одним своим умом, избрали себе ложный путь: Лк.18:11 ; Иуд.1:18–19 . 1Пет.3:14–16 . «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Объясн. Как бы ни были добродетельны люди непокорные Церкви Христовой, за непослушание своё должны называться язычниками же: Мф.18:17 , ибо добрые дела могут быть и у последних: Рим.2:14–15 ; Деян.10:2 . К тому же не принимающие здравого учения: 2Тим.4:3 , и самовольно стремящиеся быть законоучителями: 1Тим.1:7 , называются не гонимыми за веру, а отступниками от веры: 1Тим.4:1 ; Иуд.1:18–19 ; а потому если иногда и заграждают уста таким лжеучителям, то они в этом случае терпят не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн и своевольное отступничество: 1Пет.2:15 ; 2Пет.3:16 . 1Ин.4:2 . «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Объясн. Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди, возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и даёт наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18 , отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7 , и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они были легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). О глубине этих тайн пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам..., во что желают проникнуть ангелы» ( 1Петр.1:12 ). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавшейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах через Церковь ( Ефес.3:9–10 ). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в её вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Иисуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: « в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). И апостолы стали жить этой уверенностью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Чего ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании ( 1Ин.3:22 ), и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). То же и в послании апостола Иакова: «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему, но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляется к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых ( 1Кор.15:20 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертныя тела ( Рим.8:11 ). Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа ( 1Пет.1:4 ). Только нужно быть достойным его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вопрос. Почему мы должны верить даже и в то, чего наш разум не может понять? Ответ. Потому, что большая часть откровенных истин выше нашего понимания, например, единство и троичность Лиц Божества, творение мира, воплощение Сына Божия и др. Эти истины не перестают быть истинными от того, что мы не постигаем их нашим разумом. Бог , Который есть бесконечно благ, не может нас вводить в заблуждение; Он, как бесконечно премудрый, не может ошибаться. Иисус Христос сказал ап. Фоме: «блаженны не видевшие, но веровавшие” ( Ин.20:29 ). Вопрос. Человек не может ли сам собою дойти до познания откровенных истин? Ответ. «Мы едва, – говорит Св. Писание, – можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» ( Прем.9:16 ). Вопрос. Обязаны ли мы верить всему тому, что Бог открыл людям? Ответ. Без сомнения: иначе мы оскорбили бы Бога, сомневаясь в истине Его слов. «Неверующий Богу, представляет Его лживым» ( 1Ин.5:10 ). Вопрос. Должны ли мы верить в И. Христа, равно как и в учение Его? Ответ. Конечно, потому что Бог заповедал, «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин.3:23 ). «Верующий в Сына, имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Об учении Своем Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); а евангелист Иоанн объясняет, что «неверующим уготовляется в будущей жизни та же участь, что и убийцам” ( Откр.21:8 ). Вопрос. Что составляет предмет веры православных христиан? Ответ. Все откровенные истины, содержащиеся в Св. Писании и Св. Предании. Вопрос. Когда штундистам указывают на то, что у них нет единства в вере, что у них нет двух общин, даже двух лиц, которые одинаково верили бы в откровенные истины, чем они обыкновенно оправдывают себя? Ответ. Они говорят, что нет необходимости, чтобы все одинаково верили во все откровенные истины; что они обязаны верить только в те истины, которые всеми ими признаются. Что же касается других откровенных истин, в которых они расходятся, то можно спастись, и не признавая их. Первые истины они называют главными, а вторые –неглавными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Земная жизнь Господа Иисуса Христа уже была освящением мира. Живя на земле среди людей, Господь освятил Своим присутствием человеческую природу в целом, восприняв человеческую душу и тело, общаясь с людьми, разделяя с ними их скорби и радости, исцеляя недуги. Но в полном виде освящение произошло в ниспослании Святого Духа с дарами спасающей благодати. В прощальной беседе с учениками Христос говорит: Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ), т. е. ничего доброго. При этом важно заметить, что ветвь, даже если она находится рядом с лозой, не может привиться к ней сама собой. Необходима внешняя сила, которая бы эту ветвь очистила и соответствующим образом присоединила к лозе, сделав затем все необходимое, чтобы та вновь не отпала. Так же и мы не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами: одного нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Сила, которая нас со Христом может соединить, – это Святой Дух, Которого Господь обещал послать от Отца: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). В соответствии с обетованием Спасителя, Святой Дух видимым образом сошел на апостолов в день Пятидесятницы. Священное Писание говорит, что именно Дух Святой является той Силой, Которая усвояет нам плоды искупительного подвига Христа Спасителя. Сам Господь говорит: Дух истины... наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин.16:13–14 ). По толкованию свв. отцов, «Мое», которое возьмет Святой Дух, есть учение Христа Спасителя 1139 . Иначе говоря, Господь открыл человечеству истину о Боге, о человеке, о спасении, но окончательное уразумение, наставление в истине осуществляется Святым Духом, Который усвояет нам учение Христово. Христос во всей полноте являет нам любовь Божию. Любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ); Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою ( 1Ин.3:16 ). Аналогичная мысль встречается и у ап. Павла (см.: Рим.5:8 ). Из Священного Писания известно, что Бог нас любит, но о том, что есть эта любовь, ее опытное знание дается только Святым Духом. Ап. Павел говорит: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Как в живом теле есть различные члены и видимые и невидимые и сильные и слабые и все они живы и живут сами и способствуют жизни всего тела вследствие постоянного взаимодействия, служа и помогая друг другу, так и в Церкви Христовой все члены её, будучи различными по своему достоинству и значению, не могут жить каждый сам по себе без взаимоотношения с другими и должны служить один другому полученным от Бога даром Св. Духа ( 1Кор.12:10–30 ). Св.апостол указывает и путь к этому взаимообщению, путь этот есть любовь ( 1Кор.13:1–6 ), которая и лежит в основе каждой молитвы. И напрасно ссылаются такие люди на то, что, по учению слова Божия, загробная участь каждого человека зависит от его личного духовно-нравственного состояния во время земной жизни – от его личной веры и личных дел и что один посредник между Богом и человеком Христос Иисус. Истинно, что личная вера человека в Господа Иисуса Христа, как она проповедана св. апостолами Его, есть необходимое со стороны человека условие его спасения и что, кто не имеет этой веры – сознательно и упорно отрицается её, осужден будет, по слову самого же Господа ( Мк.16:16 ). Но отсюда следует не то, что молитва за усопших бесполезна; иначе бесполезною, а следовательно и неуместною должна была бы быть признана и молитва за живых и всякая вообще молитва не только за братьев своих, а и за самих себя; а она так ясно и так настойчиво заповедуется нам словом Божьим. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, говорит св. апостол любви, то пусть молится и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы он молился ( 1Ин.5:16 ). Из этих слов св. апостола-любви с логическою необходимостью следует, что молитва может быть бесполезною, а следовательно и неуместною только за согрешающих грехом к смерти, который, по слову того же апостола, состоит в сознательном и упорном противлении проповеданной апостолами веры во Христа Иисуса воплотившегося нашего ради спасения ( 1Ин.4:1–3, 2:27 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

И. 26 сентября 2023, 20:55 Катерина26 сентября 2023, 16:23 Нет не все, Вы, видимо, не дочитали параграф: " Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7) " . Катерина 26 сентября 2023, 16:23 Специально для И.:В чём состоит христианская любовь? Любовь, с точки зрения Спасителя и Его учеников, состоит не в переживаниях, а в соблюдении заповедей. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин.14:15), — говорит Он сам, а Апостол Иоанн повторяет: “Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины” (1Ин.2:4); “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1Ин.5:3). О том же говорит и Апостол Павел: “Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим.13:9). Всё. И никакой любви к берёзам или крокодилам И. 26 сентября 2023, 13:30 Олег24 сентября 2023, 16:35 В основе доброго отношения лежит любовь, иначе какой-то расчет получается. Человек призван любить, как ни странно, всех: друзей, врагов, ближних, дальних, людей, зверей, природу, погоду, небо и землю. И в идеале делать все с любовью и ради Любви. Катерина 26 сентября 2023, 12:25 По-моему, ставить на одну доску уход за котятами с уходом за больными также вполне в духе врага рода человеческого. И сраанивать эти несравнимык вещи не по-христиански. Гуманизм также как и рационализм=враг рода. Уход за немощными относится к деовм милосердия, если человек делает это с кротостью и любовью, и угоден нашему Создателю. Животный мир подчинен человеку, держать его (а не только собак и кошек) в порядке наша задача, но с делами милосердия, которые относятся к исполнению заповеди о любви к ближнему, они ничего общего не имеют.

http://pravoslavie.ru/155987.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010