Что касается до внешнего изложения послания, то о сем уже было сказано, что оно носит печать того же возлюбленного ученика Христова и имеет тот же возвышенный язык, со множеством повторений и противоположений, какие замечаются в Евангелии Иоанна. Беседуя с христианами, как отец с детьми, Апостол Иоанн говорит о самых высоких предметах просто, и когда он охуждает что-либо, то говорит с великою силою (авторитетно), а когда он похваляет и возбуждает к любви, то речь его произносится нежно, отечески и пастырски. «Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением об их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Потому он повторяет свои слова многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей» 732 . Он, например, говорит. «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:5:8 ). Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху – любяй брата своего во свете пребывает ( 1Ин.2:7:10 ). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца ( 1Ин.2:15–16 ). Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос ( 1Ин.2:18:22 ). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Творяй грех от диавола есть (8). Всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (15). И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть ( 1Ин.4:3 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (9). Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог и мы должны есмы друг друга любити (11). Бог любы есть, пребываяй в любви, в Бозе пребывает (16). Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин.5:1 ). Всяк рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему (18). Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (20)». Церковное употребление второго послания Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Четвертая часть. 1Ин.3:24–4:21 : Свидетель и залог богообщения – Дух от Бога, обнаруживающийся в исповедании Иисуса, как во плоти пришедшего Христа, и в людей к братьям. Что мы действительно сподобились богообщения, об этом мы узнаем по данному нам свыше Духу Божию ( 1Ин.3:24 ). Этот Дух и свидетельствует присутствие или отсутствие в нас необходимого и коренного признака богосыновства. Появилось много «духов» и при тем таких, которые ложно толкуют веру в Иисуса Христа Сына Божия. Поэтому Апостол дает отличительный признак Духа Божия и духа заблуждения: Дух, Который исповедует Иисуса, как пришедшего во плоти Христа, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса, как пришедшего во плоти Христа, не есть от Бога, – это – дух антихриста; о котором читатели слышали, что Он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин.4:1–3 ). Последнее замечание дает Апостолу повод предостеречь читателей от могущего произойти из сознания близости и силы антихриста малодушия: в них пребывающий сильнее того, который в мире, и победа их – совершившийся факт. Мы исповедуем эту истину, следовательно, мы от Бога, и знающий Бога слушает нас. По сему-то узнаем Духа истины и духа заблуждения ( 1Ин.4:4–6 ). Другим обнаружением Духа от Бога является любовь, которая здесь возводится к своему первоисточнику. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог любовь» ( 1Ин.4:7–8 ). А что Бог действительно любовь, это видно из того, что Он послал в мир Единородного Своего Сына, чтобы мы получили жизнь чрез Него, и при том так, что не мы возлюбили Бога, но Он прежде возлюбил нас грешных. Если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Если мы так поступаем, то Бог пребывает в нас и дает нам знать это чрез Духа Своего. Сами Апостолы были свидетелями этого обнаружения любви божественной; и кто верует в этот факт, кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге пребывает ( 1Ин.4:9–16 ). Любовь к Богу должна достигнуть такого совершенства, чтобы мы имели дерзновение в день суда, чтобы в нас не было никакого страха, потому что совершенная любовь изгоняет страх. Но если любовь Божия к нам обязывает нас взаимно любить Его, то нужно помнить, что мы только тогда действительно любим Бога, когда любим ближних, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит ( 1Ин.4:17–21 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Будем любить, потому что это одно для нас истина, этим одним мы подобны здесь, на земле, Богу. „Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть нас» ( 1Ин. 4:12 ). В мире есть только два разряда людей. Люди от Бога или дети Божьи, и люди от дьявола, мира или дети дьявола, дети мира. Для первых истина жизни состоит в любви, в самоотречении, для вторых – в эгоизме ( 1Ин. 3:10–16 ). Для первых предметом любви служит Бесконечное или Бог, и люди, как Бесконечное в конечном ( 1Ин. 4:19–21: 5:12 ). Вторые имеют этим объектом конечное, мир ( 1Ин. 2:5–17: 4:5; 5:19 ). Между этими двумя разрядами людей положена непроходимая пропасть. Дети мира враждебно относятся к детям Божьим и совсем не понимают их ( 1Ин. 4:5–6 ). Перевес в борьбе, однако, принадлежит детям Божьим, потому что начало жизни, которое в них, сильнее того начала, которое в детях мира. Полная и окончательная победа тому первому началу дается в христианстве, верою в Сына Божьего т. е. в то, что Бог есть Любовь, победившая мир ( 1Ин. 4:4; 5:4–5 ). То, что делает людей детьми Божьими, и теперь есть любовь. Но в любви открылась не вся еще истина жизни, не все Божество. Полное совершенство, как и подобие с Богом, дети Божьи приобретут с полным познанием истины в будущей жизни, когда откроется то, во что прозреть теперь не могут, ни самый светлый и глубокий ум, ни самое смелое воображение. Настоящая истина есть только намек на полную истину, настоящее есть только предчувствие будущего, „но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ср. 1Кор. 13:8–13 ; 2Кор. 12:3–4 ). Одно только с несомненностью можно утверждать, что будущая новая истинная жизнь не есть что-нибудь противоположное настоящей истине, т. е. любви. Истина вечна и любовь вечна, как сама истина, и потому именно любовь вечна, что любовь – истина. „Теперь, – говорит Ап. Павел, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Чтобы говорить о месте благодатных средств Церкви, в том числе и в первую очередь святой Евхаристии, в процессе промыслительного преобразования мира, необходимо остановиться еще раз на неоднократно подвергавшейся дискуссии, волнующей проблеме должного отношения к миру христиан и христианской Церкви. Наибольшее раскрытие этой проблемы мы находим в писаниях евангелиста Иоанна. Во многих местах мы находим у него не только резко отрицательную оценку мира, но и утверждение о неизбежной и необходимой конфронтации между миром, с одной стороны, христианами и Церковью  – с другой. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), не знает Бога ( Ин.17:25 ; 1Ин.3:1 ), ненавидит христиан, поскольку они не от мира ( Ин.15:19; 17:14 ; 1Ин.3:13 ), и преследует их ( Ин.15:19–25; 16:33 ). Христианин, правда, не призывается к ненависти к миру, но и любить его ему не следует ( 1Ин.2:15–16 ); мало того, в навязанной со стороны мира борьбе христианину дается победа: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:4–5 ). Эта победа обусловлена той первичной победой над миром, которую одержал Сам Христос ( Ин.16:33 ); в ней находит свою гарантию и победа каждого христианина. И вот, как это ни парадоксально, по свидетельству того же апостола, более того – по свидетельству Самого Христа, Бог любит этот падший и ненавидящий Его мир столь сильно, что Сын Божий послан в мир ( Ин.3:16 ) и не для того, чтобы его судить, «но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ; срав. Ин.12:47 ). Налицо противоречие, на первый взгляд, казалось бы, непреодолимое. Однако необходимо вспомнить, что Бог сотворил мир «весьма хорошим» ( Быт.1:31 ), человека чистым, безгрешным и высокоодаренным. Грехопадение в очах Божиих не может быть чем-либо иным, как эпизодом, ибо Господь знает мир до грехопадения и после спасительного преобразования, которое совершается Самим Богом и потому не может закончиться неудачей. Находясь с греховным миром в спасающем общении, которое достигает своей кульминации во втором пришествии Сына Божия, Бог воздействует на мир односторонне, Сам не подвергаясь в Своей неизменной и вседовольной Сущности какому-либо воздействию со стороны мира. Поэтому Бог, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:16 ), любит мир и каждого отдельного грешника независимо от степени его уклонения в грех и Своей любовью преобразует и спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2). Затем и в посланиях своих он повторяет, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Но что такое любовь к Богу? — «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви (1Ин. 4:7-8). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). «Кто говорит: «я познал Его» (т.е. Бога), но заповедей его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога», А брата своего ненавидит» (1Ин. 4:20). «Любящий бога любит и брата своего» (1Ин. 4:21). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом и поражение антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания. 11. В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. Ап. Иоанну 8 мая. 1. Т.е. разумных существ — людей, которых Христос охраняет, как пастырь охраняет овец. 2. Церковь воинствующая — это Церковь, заключающая в себе христиан, живущих на земле, а торжествующая — это общество прославленных верующих, обитающих на небе. 3. Карфаген — город в северной Африке. 4. Здесь следует разуметь Византию, которая, сделавшись восточною столицею римского царства, стала именоваться Новым Римом. В старом Риме почитание св. Каллистрата не имело места. Кроме того, упоминаемый здесь Рим, как видно из последующего, стоял на самом берегу моря, тогда как от старого Рима море находилось в далеком расстоянии (около 4-х верст). 5. Познать имя Божие — значит познать Божественные свойства и совершенства, открывающиеся в управлении миром и жизнью человека. 6. Т.е. храм, в котором мученики — воины будут почитаемы верующими. 7. Дельфины — хищные морские млекопитающие. 8. Солнце язычники почитали за бога, именуя его Аполлоном. 9. Указывается на крещение, которое совершалось с древности в особых купелях или купальнях. — В крещении человек возрождается в новую, святую жизнь и делается чадом Божиим. 10. Ветхий человек — человек, не получивший христианского крещения и состоящий еще под грехом Адамовым. (См. Кол.1:12). 11. Св. Каллистрат и дружина его пострадали около 304 года по Р.Х. 12. Т.е. Господь Иисус Христос. 1. Митрополит Фотий, родом грек из Мореи, занимал кафедру с 1408 по 1431г. 2. Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом († 9 июня 1427 г.). 3. Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая названии по древнему имени Ладожского озера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

е. надежду на богоуподобление во славе), очищает себя, как Он чист» ( 1Ин. 3:3 ). Это общее положение заключает в себе ту мысль, что основание нашей будущей славы и нашего погоуподобления полагается здесь на земле чистотой нашей жизни, по образу и подобию жизни Христа Спасителя. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ). Сим внушает Апостол, вопреки нашей наклонности к самоизвинениям, что не должны мы смотреть на грехи свои, какие бы они ни были, как на нечто маловажное, но о каждом грехе своем должны сокрушаться, как о беззаконии и преступлении, ибо так оно и есть в существе дела: «грех, – по Апостолу (в чем бы он ни состоял), – есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ), т. е. нарушение воли Божией и, следовательно, тяжкое оскорбление Творца. Толкуя это место, Блаж. Феофилакт говорит: нужно знать, что грехом называется отпадение от добра, заповедуемого по внутреннему закону совести, а беззаконие – нарушение положительного (т. е. внешнего и писанного) закона. Усиливая свою мысль о преступности наших грехов по отношению ко Христу Спасителю, св. Апостол Иоанн говорит далее, что они в существе своем суть разрушение всей цели Его пришествия на землю, ибо «Он и явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин. 3:5, 6 ). Последние слова Апостола могут внушать недоумение. Но на основании слов самого же Иоанна Богослова ( 1Ин. 1:8–10, 2:1–2, 3:3 ) можно видеть, что здесь ведет он речь не о грехах немощи, неизбежных для человека, пока он на земле и в бренном теле своем, но о грехах преобладающих и порабощающих, или о том опасном состоянии и направлении греховном, которое ниже обозначается у него под именем греха смерти ( 1Ин. 5:16, 17 ); ибо, если и всякий грех есть беззаконие, но не всякий грех угрожает лишением спасения. Значит, не о впадающем в какой-либо грех по слабости человеческой природы, а о коснеющем в состоянии греховной говорит Апостол, что он не видел Христа и не познал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Со всеми святыми Скачать epub pdf Предисловие к «Житиям Святых» До пришествия в наш земной мир Христа Спасителя мы, люди, ведали лишь смерть, и смерть ведала лишь нас. Все человеческое было охвачено смертью , пленено и побеждено ею. Смерть была нам ближе, чем мы сами, реальнее нас самих, могущественнее, значительно могущественнее всякого человека, взятого в отдельности, и могущественнее всех людей вместе. Земля была чудовищной темницей смерти, а мы – ее пленниками, ее бессильными рабами ( Евр. 2:15 ). Лишь с пришествием спасителя, Христа Богочеловека, «Явилась жизнь», «Явилась вечная жизнь» отчаявшимся смертным, несчастным рабам смерти ( 1Ин. 1:2 ). Живя в общении со Христом Спасителем, мы уже живем, уже здесь живем вечной жизнью ( 1Ин. 1:3 ). По нашему собственному опыту мы знаем, что Иисус Христос – это «истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ); что Он явился в мир, чтобы показать нам истинного Бога и в Нем – вечную жизнь ( 1Ин. 5:11 ). Истинное и подлинное человеколюбие заключается исключительно в следующем: «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин. 4:9 ), а в Нем – жизнь вечную. «Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин. 5:12 ) и целиком пребывает в смерти. Наша единственная истинная жизнь – это жизнь в единственном истинном Боге, Господе Иисусе Христе, потому что она абсолютно вечная и сильнее смерти. Ибо как можно назвать жизнью то, что запятнано смертью и завершается смертью? Когда в мед подмешан яд, он перестает быть медом, становится целиком и полностью ядом; точно так же и жизнь, завершающаяся смертью, уже не есть жизнь. Для людей Христа Богочеловека любовь не знает ни границ, ни конца. Для обретения жизни вечной, которая в Нем, и для того, чтобы прожить ее, нам не нужны ни культура, ни слава, ни богатство и ничего из того, что можно не иметь; ибо от нас требуется лишь одно единственное, чем мы должны обладать – это вера в Господа Иисуса Христа; потому что Он, единый Человеколюбец, принес человеческому роду чудесную весть: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Из всего человеческого рода Один только Христос, единый истинный Бог , дает человеку то, что ни один из ангелов, ни один из людей не могут ему дать; Он один мог авторитетно возгласить: «Аминь! Аминь! Глаголю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:47 ) и уже здесь, в этом мире «перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если бы всякий рожденный от Бога не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя»? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха. Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят» ( Откр. 15:4 ). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божиих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога» ( 1Ин. 2:29 ). «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин. 2:3–5 ). Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит, тот по словам ап. Иоанна, «обманывает сам себя и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божиих, «тот лжец и нет в нем истины». Сектант: 4) Верующий не явится на всеобщий суд; он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия» ( Ин. 3:18 ). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). Объяснения православного: 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не придет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственность состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Ин. 1:2 ), ( 1Ин. 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16, 21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий братьев пребывает в смерти» ( 1Ин. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Наконец, заповедь о любви к брату содержит все, что другие заповеди имеют своею целью; в ней они находят свое исполнение: «Любовию работайте друг другу, – говорит Апостол Павел: ибо весь закон в едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» ( Гал.5:14 ). Но это еще не все. «Любовь к брату» есть полное выражение живого общения с Богом и, следовательно, хождения во свете. Припомним учение Апостола Иоанна о любви. Абсолютная любовь существует только в Боге, Который есть любовь ( 1Ин.4:8 ); всякая любовь имеет свой источник в Нем; отсюда обратно: всякий любящий рожден от Бога ( 1Ин.4:7 ), пребывает в Боге и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ). Далее, любовь Бога к людям особенно обнаружилась в посольстве единородного Сына для умилостивления за грехи наши, – чрез Него мы сделались детьми Божиими ( 1Ин.3:1 ). Но если всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, то всякий любящий родившего должен любить и рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ), т.е. должен любить брата своего. Отсюда: если любовь к брату есть факт, то это есть несомненный знак, что любящий рожден от Бога и ходить во свете, и по 1Ин.1:7 общение друг с другом есть следствие хождения во свете, равно как отсутствие этого признака свидетельствует о совершенно противоположном. Спаситель в Своей прощальной беседе указал на взаимную любовь Апостолов как на признак, по которому всякий может узнать, что они Его ученики, находятся с Ним в постоянном общении: «заповедь нову даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученики есте, аще любовь имате между собою» ( Ин.13:34–35 ; cp. Ин.15:12, 17 ). «Якоже возлюбих вы, – говорит Иисус Христос. Таким образом, в Нем осуществлен высочайший идеал любви; ибо Он, возлюбль своя сущия в мире, до конца возлюбил их» ( Ин.13:1 ). Такова необходимая связь между братскою любовью и хождением во свете, хождением, как Он ходил, или иначе истинным христианским состоянием. Братская любовь есть существенная часть обязанностей христианина, тогда как ненависть есть отрицание их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Возрожденный, или новый, человек, имея совершенно иное, отличное от ветхого человека начало и продолжение жизни, отличается и свойствами новыми и совершеннейшими. У ветхого человека прирожденное свойство – грех, а у нового – свобода от греха, правда и святость: рожденный от Бога, по словам ап. Иоанна, не согрешает, так как семя Его в нем пребывает, и не может грешить, так как от Бога рожден ( 1Ин.3: 6, 9; 5: 1 ); не может грешить не в том смысле, что у возрожденного нет никаких грехов, а в том, что грех чужд возрожденному по основному направлению его нравственного характера, по определяющему его личность началу ( 1Ин.5: 18 ), ибо тот же апостол предполагает грех и необходимость очищения от него и в возрожденном ( 1Ин.1: 8 и сл.; 2: 1; 3: 3; 5: 16)... В частности, возрожденный человек обладает прежде всего новым умом, исполненным света, разумения и святых помыслов ( Ефес. 5: 8; 1: 17 ; 2Кор. 4: 6 ). Ибо Сам Иисус Христос, жизнь ума нового – есть свет, истина и премудрость, и в Нем все сокровища света и разума даны ( Ин.1: 9; 12: 46 ; 1Ин.5: 20 ); и единосущный Ему Св. Дух, Им посылаемый, есть Дух премудрости и разума, Дух совета и ведения ( Ис. 11: 2–3 ; Лк.4: 18 ). Возрожденный обладает, далее, новой волей, полной энергии и силы к добру. Воодушевляемый христианским долгом, он ведет теперь совершенно новую жизнь. Вместо самолюбия он проникнут самоотвержением ( Мф.16: 24 ; 2Кор. 5: 15 ), вместо тройственной похоти ( 1Ин.2: 16 ) – христианской любовью, венцом всех нравственных совершенств ( Колос. 3: 14 ). Его, затем, новое сердце, свободное от недовольства и принуждения духа, исполнено праведности, мира и радости во Святом Духе ( Рим.14: 17 ); оно беспечально среди самых тяжких внешних лишений и предвкушает неизреченные радости райской жизни ( Деян.8: 39; 13: 52 ; 1Петр. 1: 8 ; Филип. 4; 4 ). Его, наконец, новая свобода находится под наитием Духа Господня; потому что «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3: 17 ). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8: 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010